Научная статья на тему 'Влияние посттравматического стресса на психический темп у детей'

Влияние посттравматического стресса на психический темп у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС / POSTTRAUMATIC STRESS / ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / PHYSICAL ABUSE / ПСИХИЧЕСКИЙ ТЕМП / MENTAL TEMPO

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жанцан Нямаа

В статьи изучены особенности психического темпа у 98 детей в возрасте 7-8 лет, а также проведен сравнительный анализ психического темпа у тех детей, которые не имеют травматического опыта, и тех, которые пережили физическое насилие. Результаты исследования показали, что физическое насилие негативно влияет на психический темп у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of Posttraumatic Stress on Mental Tempo in Children

The article studies peculiarities of the mental tempo of 98 children aged from 7 to 8 years; and presents the results of the comparative analysis of the mental rate of the children lacking traumatic experience as opposed to the children who have experienced physical abuse. The results of the investigation have demonstrated that physical abuse has a negative effect on the mental tempo of junior pupils.

Текст научной работы на тему «Влияние посттравматического стресса на психический темп у детей»

ВЛИЯНИЕ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА НА ПСИХИЧЕСКИЙ ТЕМП У ДЕТЕЙ

Жанцан Нямаа

Аннотация. В статьи изучены особенности психического темпа у 98 детей в возрасте 7-8 лет, а также проведен сравнительный анализ психического темпа у тех детей, которые не имеют травматического опыта, и тех, которые пережили физическое насилие. Результаты исследования показали, что (физическое насилие негативно влияет на психический темп у младших школьников.

Ключевые слова: посттравматический стресс, (физическое насилие, психический темп.

Summary. The article studies peculiarities of the mental tempo of 98 children aged from 7 to 8 years; and presents the results of the comparative analysis of the mental rate of the children lacking traumatic experience as opposed to the children who have experienced physical abuse. The results of the investigation have demonstrated that physical abuse has a negative effect on the mental tempo of junior pupils.

Keywords: posttraumatic stress, physical abuse, mental tempo.

170

За последние 15 лет резко возросло не только количество природных и техногенных катастроф, локальных войн, террористических актов, но и количество негативных социальных явлений, в частности, число смертности и преступности, случаев развода семьи, физического и сексуального насилия [1]. В связи с этим проблема воздействия внешних стрессоров на психику человека приобретает особую значимость во многих областях знаний, в том числе в психологии [2].

Одним из широко распространенных внешних стрессоров является физическое насилие, выходящее за рамки обычной жизненной нормы и сопровождающее такие негативные эмоции, как чувство беспомощности, ужас. По разным данным, в Европе от 10 до 72%

мальчиков и от 12 до 56% девочек испытывают физическое насилие до 16 возраста, в то время как в Азии жестокому обращению с ребенком подвергается от 5 до 87% детей до 16 лет [3; 4].

Несмотря на то, что современные ученые в области посттравматического стресса проводят широкие исследования в разных контингентах испытуемых, переживших физическое насилие, большинство исследований, проведенных ими, ограничено, в основном, выявлением и изучением клинических признаков посттравматического стресса, вызванного физическим насилием [5]. Кроме того, в работах, проведенных на детской выборке, почти не затрагивается проблема индивидуально-психологических особенностей ребенка, пережившего физическое насилие [6].

Преподаватель XX

4 / 2011

ф

757065605550-

I таблица II таблица III таблица IY таблица

Рис. 1. Средние показатели психического темпа контрольной группы (в секундах)

Изучение воздействий физического насилия на формирование индивидуально-психологических особенностей у ребенка, в частности изучение воздействий физического насилия на психический темп, имеет большое значение не только для анализа влияния физического насилия на его психику, но и для расширения мира его внутренней жизни и восстановления его утра-ченнего самоотношения. На российской и монгольской выборках младшего школьного возраста данная проблема до сих пор практически не изучена.

В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого является выяснение воздействий посттравматического стресса, вызванного физическим насилием, на психический темп детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 96 первоклассников, обучающихся в ГОУ СО «Средняя общеобразовательная школа № 14» ЗАО г. Москвы.

Экспериментальная работа была проведена в 2 этапа. На первом этапе с помощью полуструктурированного интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей мы разделили всех детей на две части: дети, не имеющие травматического опыта (контрольная группа), и дети, пережившие физическое насилие (экспериментальная группа). В контрольную группу вошли 25 испытуемых, в экспериментальную - 71.

На втором этапе был изучен психический темп у детей из контроль-

4 / 2011-

ной и экспериментальной групп по тесту Горбова-Шульте.

По исследованиям, отыскание чисел на таблицах Шульте-Горбова наиболее успешно выполнилось испытуемыми, не имеющими травматического опыта. Это выражалось во времени, потраченном ими на отыскание чисел на каждой таблице: испытуемые потратили в среднем 68,5 сек. на отыскание чисел на I таблице, 64,2 сек. - на II таблице, 66,7 сек. - на III таблице, 60,1 сек. - на IV таблице. Полученные данные показывают, что дети контрольной группы потратили примерно одинаковое время на отыскание чисел на каждой таблице. Кроме того, у этих детей, по нашим качественным анализам, не наблюдалось увеличение времени, затрачиваемого на отыскание чисел на последних таблицах теста «Шульте-Горбова» (см. рис. 1).

Таким образом, психический темп у детей, не имеющих травматического опыта, определяемый на основе учета потраченного времени на отыскание чисел на каждой таблице, равномерен, неинертен.

А теперь рассмотрим результаты исследования детей экспериментальной группы. У испытуемых данной группы, по нашим анализам, обнаружена астеническая форма психического темпа: они потратили в среднем 70,4 сек. на отыскание чисел на I таблице, 75,6 сек. -на II таблице, 77,9 сек. - на III таблице, 80,3 сек. - на IV таблице (см. рис. 2).

Из всех таблиц эти дети потратили меньше времени на отыскание чисел на

I таблице, а больше времени - на IY таблице. По сравнению с результатами I и

II таблиц, дети, имеющие травматический опыт, вызванный физическим насилием, потратили больше времени на отыскание чисел на III и IV таблицах.

171

Преподаватель XXI

Ф

172

Астенический темп психической деятельности у детей, испытывших физическое насилие, выражающийся при отыскании чисел на таблицах, на наш взгляд, тесно связан с кратковременным состоянием охранительного торможения в их корковых клетках зрительного анализатора, возникающим у них в результате длительного истощающего влияния физического насилия, сопровождающего такие сильные негативные эмоции, как чувство беспомощности, ужас и т.д. Полученные в экспериментальной группе результаты позволили сделать вывод, что психический темп у детей, переживших физическое насилие, выходящее за рамки обычного человеческого переживания и сопровождающее интенсивные негативные эмоции, носит неравномерный, астенический характер.

Для выяснения достоверности полученных результатов мы сравнивали результаты, полученные в контрольной и экспериментальной группах, что отражено на рис. 3.

Представленные на рис. 3 данные показывают, что между средними показателями по тесту Шульте-Горбова психического темпа у детей контрольной и экспериментальной групп статистические достоверные различия обнаружены по результатам II (1=2,76 при Р=0,01), III (1=2,88 при Р=0,05) и ГС таблиц (1=2,57 при Р=0,01). Дети из экспериментальной группы, по сравнению с детьми из контрольной группы, потратили больше времени на отыскание чисел на II, III и ГС таблицах. Повышение времени, затрачиваемого на отыскание чисел на указанных трех таблицах, свидетельствует об истощающем влиянии физического насилия на темп психической деятельности у детей, имеющих травматический опыт. Психический темп у детей, переживших физическое насилие, вы-

Преподаватель XX

I таблица II таблица III таблица IV таблиц

Рис. 2. Средние значения психического темпа у детей, переживших физическое насилие (в секундах)

85

т. ш - — ' " ""

75--■••*•-

70656055 -■-■-■-

I таблица II таблица III таблица IV таблица

Рис. 3. Сравнение среднегрупповых значений психического темпа у детей контрольной и экспериментальной групп (в секундах)

ходящее за пределы обычного человеческого переживания, носит астенический

и замедленный характер.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Breslau N. The Epidemiology of Trauma, PTSD, and Other Posttrauma Disorders // Trauma, Violence, and Abuse: A Review Journal. - 2009. - V 10. - № 3, July. - P. 198-210.

2. Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 304 с.

3. Fisher G., Riedesser P. Lehrbuch der Psychotraumatologie. 4. Auflage. - München: «Reinhardt», 2009. - S. 114-138.

4. Жанцан Н. Руководство по применению полуструктурированного интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей. - Улан-Батор: Изд-во «Жаргалан», 2006. - 54 с. (на монгольском языке).

5. Psychotraumata: Primärärztliche Versorgung des seelisch erschütterten Patienten. Hrsg: L. Reddemann. - Köln: «Deutscher Ärzte-Verlag», 2006. - S. 7-40.

6. Bowden V. R., Greenberg C. S. Children and Their Families: The Continuum of Care. II edition. - Philadelphia: «Wolters Kluwer / Lippincott Williams and Wilkins», 2010. -P. 3-48. ■

4 / 2011

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.