Научная статья на тему 'Развитие интеллектуально-языковых способностей детей старшего дошкольного возраста'

Развитие интеллектуально-языковых способностей детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / INTELLECTUAL-LANGUAGE ABILITIES / ОСОБЕННОСТИ / FEATURES / КОМПОНЕНТЫ / COMPONENTS / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММ / REQUIREMENTS / МЕТОДЫ / METHODS / ПРИЕМЫ РАБОТЫ / PROGRAMS / PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Зосенко Екатерина Александровна

В данной статье раскрываются содержание и структура интеллектуально-языковых способностей с позиций различных исследователей в области педагогики и психологии. Также широко раскрыты особенности интеллектуально-языковых способностей возрастного и индивидуального развития у детей старшего дошкольного возраста, выделены основные проблемы развития. Отдельное внимание уделено методам и приемам работы по развитию интеллектуально-языковых способностей детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Зосенко Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуально-языковых способностей детей старшего дошкольного возраста»

количествах фильмы зарубежного производства, студенты не выбирают траекторию «Международная деятельность».

Итак, исследование показало, что первокурсники сами не ощущают связи между зрительскими предпочтениями и траекторией собственного саморазвития. Являясь активными потребителями медиапродуктов различного типа, они не используют медиасреду для получения знаний в выбранной области деятельности, для расширения своего кругозора или получения важной информации. Телевизор для них, как и для большинства современных зрителей, — прежде всего - способ снять эмоциональное напряжение, получить удовольствие, развлечься.

Список литературы /References

1. Журин А.А. Школа, подростки, средства массовой информации, Монография. - М.: ЮНПРЕСС, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ynpress.ru/cgi-bin/main.cgi?action=show&dir=metodbiblioteka&file=26/ (дата обращения: 19.03.2017).

2. Зорин В.О., Киселева В.Е. Исследование влияния телевидения на сознание молодежи // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. М.: «МЦНО», 2014. № 6 (13) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nauchfomm.m/archive/MNF_humanities/6(13).pdf/ (дата обращения: 10.03.2017).

3. Красушкина А.В. Медиаграмотность как компетенция современного специалиста дошкольного образования // Череповецкие научные чтения, 2015. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (11-12 ноября 2015 г). Часть 2: педагогика, психология, методика преподавания, художественное образование. Череповец, 2016. С. 120-121.

4. Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ethos.narod.ru/vospit.htm/ (дата обращения: 02.04.2017).

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

1 2

Зотова И.В. , Зосенко Е.А. Email: Zotova1799@scientifictext.ru

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель; 2Зосенко Екатерина Александровна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в данной статье раскрываются содержание и структура интеллектуально-языковых способностей с позиций различных исследователей в области педагогики и психологии. Также широко раскрыты особенности интеллектуально-языковых способностей возрастного и индивидуального развития у детей старшего дошкольного возраста, выделены основные проблемы развития. Отдельное внимание уделено методам и приемам работы по развитию интеллектуально-языковых способностей детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: интеллектуально-языковые способности, особенности, компоненты, формирование, развитие, требования программ, методы, приемы работы.

THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL AND LANGUAGE

ABILITIES OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

1 2 Zotova I.V.\ Zosenko E.A.2

1Zotova Irina Vasilivna - PhD in Pedagogy;

2Zosenko Ekaterina Aleksandrovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: this article reveals the content and structure of intellectual and linguistic abilities from the positions of various researchers in the field ofpedagogy and psychology. The features of the intellectual and linguistic abilities of the age and individual development in children of the senior preschool age are also widely disclosed, and the main problems of development are highlighted. Special attention is paid to methods and methods of work on developing the intellectual and linguistic abilities of children in pre-school educational institutions.

Keywords: intellectual-language abilities, features, components, formation, development, requirements, programs, methods, practices.

УДК372.32

Постановка проблемы. Интеллектуально-языковое развитие в дошкольной педагогике имеет особое значение, поскольку данное направление является основополагающим для подготовки дошкольников к школьному обучению. Интеллектуально-языковая способность выступает компонентом языковой и интеллектуальной способностей и оказывает значительное воздействие на формирование личности в целом. В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание интеллектуальному и языковому развитию детей. Это нашло свое отражение в таких документах, как: Закон «Об образовании в Российской Федерации» [8], «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [7], так же широко раскрыты задачи интеллектуального и языкового развития в современных дошкольных образовательных программах. Многие программы дошкольного образования, построенные с учетом требований ФГОС ДО [7], уделяют большое внимание интеллектуальному и языковому развитию дошкольников. Данное направление отображено в рамках взаимодополнения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие». Несмотря на разработанность данного вопроса, в современной педагогической литературе нет четкого определения методов и приемов интеллектуально-языкового развития дошкольников, которые отвечали бы требованиям современных программ дошкольного образования, и включали в себя структуру последовательного развития всех направлений интеллектуально-языкового развития, выдвинутых современными требованиями к организации дошкольного образования, что ставит перед исследователями задачу поиска эффективных методов и средств развития указанных способностей дошкольников.

Цель статьи. В данной статье раскрыты содержание и структура интеллектуально-языковых способностей, а также методы и приемы работы по развитию интеллектуально-языковых способностей детей в условиях ДОУ.

Изложение основного материала. Состав интеллектуально--языковой способности, по мнению Т.Б. Филичевой [9], включает в себя несколько компонентов, состоящих их фонетических, лексических, морфологических, синтаксических, семантических

составляющих, связанных определенными правилами, позволяющими осуществлять выбор функциональных элементов для реализации коммуникативных потребностей.

Поскольку речь непосредственно связана с мышлением, структура интеллектуально-языковой способности в этой связи, включает в себя интеллектуальный (общий) и специальный - лингвистический (состоящий из языковой и речевой частей) - компоненты [10]. Каждый компонент интеллектуально -языковой способности состоит из определенных умений и способностей:

- интеллектуальный компонент: логическое мышление (владение логико-языковыми операциями анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, классификации, дифференциации); образное мышление (умения сопоставлять словесные, живописные, музыкальные образы).

- языковой компонент: осмысление языковой теории (семантики языковых понятий, смысла лингвистических текстов); восприимчивость к семантике языковых единиц, к грамматическим значениям.

Центром языковой способности является «чувство языка», языковая интуиция.

Каждый компонент интеллектуально-языковой способности обладает определенной структурой, состоящей из умений и способностей, ключевыми из которых выступают, по мнению Р.Е. Левина [5]: способность адекватно воспринимать и оценивать вербально выраженное содержание и выражать в слове собственные мысли в соответствии с темой и замыслом высказывания; способность к оценочному восприятию чужих и собственных речевых произведений и корректировке плана содержания и плана выражения своего речевого произведения; - способность к вероятностному прогнозированию, к планированию своих речевых действий при восприятии и создании текста.

Формирование данных компонентов является необходимым на всех возрастных этапах дошкольного образования, однако особую актуальность приобретает данное направление работы со старшими дошкольниками, на этапе подготовки к дальнейшему обучению в школе.

Таким образом, интеллектуально-языковые способности представляют собой многоуровневую организованную функциональную систему, компоненты которой позволяют осуществлять выбор функциональных элементов для реализации коммуникативных потребностей человека.

К старшему дошкольному возрасту, согласно Д.Б. Эльконину [10], ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.

Интеллектуально-языковая способность детей старшего дошкольного возраста зависит от нескольких причин, к которым, по словам А.Н. Гвоздева [2], можно отнести следующие: качество и количество жизненного опыта детей, способы ознакомления с окружающими явлениями, особенности общения взрослых с детьми, наличие стимулирующих к рассуждению вопросов взрослых. Трудности формирования интеллектуально-языковой способности обусловлены структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей речевого высказывания.

Основываясь на интеллектуально-языковых особенностях детей старшего дошкольного возраста, а также учитывая требования современных программ дошкольного воспитания, организацию работы с детьми в данном направлении стоит реализовывать в следующих направлениях:

- развивать логическое мышление детей;

- развивать образное мышление;

- расширять словарный запас;

- формировать грамматический строй речи;

- развивать восприимчивость к семантике языковых единиц, к грамматическим значениям;

- развивать навыки словотворчества;

- формировать умения строить связное высказывание, обогащать речь детей тропами, фигурами речи;

- формировать умения использовать в речи средства интонационной выразительности.

С этой целью можно организовать различные методы работы, к которым могут быть отнесены:

- создание необходимых условий для интеллектуально-языкового развития;

- организацию предметно-развивающего пространства, в котором должны располагаться центры речевой активности детей, а также разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий с детьми (картотеки для проведения артикуляционных гимнастик; комплексы пальчиковых игр; игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы; дидактические игры, художественная литература, настольно-печатные игры и др.).

- использовать в работе различные методы, приемы и технологии обучения;

- организация работы с родителями.

Приемами работы по развитию интеллектуально-языковых способностей детей могут выступать:

- общение (беседы, подведение итогов, речевые игры), игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные и т.п.), экскурсии [3];

- ТРИЗ. Организовывают в форме диалога, используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия (по какому признаку похожи, отличаются предметы? и т.п.) [4];

- приемы мнемотехники Т.А. Ткаченко [6] предлагает применять для составления описательных рассказов мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляют более содержательные рассказы;

- метод экспериментирования. В процессе проведения эксперимента с детьми пополняется словарный запас, развиваются умения классифицировать предметы, активно развивается речь-рассуждение [1].

Вывод. Организованное применение в работе с детьми перечисленных методов и приемов, а так же целенаправленная, планомерная и последовательная работа педагога в данном направлении в полной мере будет способствовать эффективному развитию у дошкольников интеллектуально-языковых умений.

Список литературы /References

1. Баранова Э. Учимся задавать вопросы. [Текст] / Э. Баранова // Дошкольное воспитание, 2012. № 12. С. 12-20.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А. Н. Гвоздев. М.: Знание, 1961. 667 с.

3. Каджаспирова Г.М. Использование технических средств в дошкольном образовании. [Текст]: / Г.М. Каджаспирова. М.: Просвещение, 2001. 128 с.

4. Кудряшова О.В. ТРИЗ: волшебные кольца Луллия. [Текст] // Дошкольное воспитание, 2007. № 3. С. 46.

5. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. [Текст] / Р.Е. Левина. М.: Просвещение, 2008. 329 с.

6. Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов. [Текст] / Т.А. Ткаченко. М.: АРКТИ, 2009. 87 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]: Утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации 2013 г. Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/ FGOS_DO.pdf/ (дата обращения: 05.05.2017).

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/ (дата обращения: 05.05.2017).

9. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. [Текст] / Т.Б. Филичева-М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2000. 350 с.

10. Эльконин Д.Б. Психология развития в детском возрасте. [Текст] / Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1997. 395 с.

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕРЕВОДЧИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ Киселева О.М. Email: Kiseleval799@scientifictext.ru

Киселева Оксана Михайловна - преподаватель, кафедра иностранных языков, Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова, г. Рязань

Аннотация: в статье затрагивается проблема профессиональных компетенций, которыми должен обладать письменный переводчик профессионально ориентированных текстов факультета дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». В статье приводятся различные подходы отечественных и зарубежных исследователей к установлению навыков и умений профессиональной компетентности. Делается попытка сформулировать объем основополагающих профессиональных компетенций, а вместе с тем и классифицировать основные компетенции, которые будут необходимы будущему переводчику для реализации личного потенциала в профессии и карьере. Ключевые слова: переводчик в сфере профессиональной коммуникации, компетенция, письменный перевод, объем, умения.

TO THE QUESTION OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL

TRANSLATION COMPETENCE IN THE TRAINING OF TRANSLATORS OF PROFESSIONALLY ORIENTED TEXTS

Kiseleva O^.

Kiseleva Oxana Michaylovna - Lecturer, FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT, RYAZAN STATE I.P. PAVLOV MEDICAL UNIVERSITY, RYAZAN

Abstract: the article reveals the problem of defining professional translation competence, to be gained by translators of professionally oriented texts, trained at the faculty of additional education "translator in the sphere of professional communication ". It represents a variety of approaches to establishing skills and professional competence. The article reports of an attempt to specify a particular volume of main professional competences and along with that an effort to classify the main competences to be needed to future translators for realization of personal potential in his profession and career.

Keywords: translator in the sphere of professional communication, competence, translation, volume, skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.