РАЗВИТИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНИН А.В.
Современные системы профессионального образования можно представить как постоянную смену концепций (доктрин) образования и типов учебных заведений, обусловленных необходимостью опережающих реформ профессионального образования на основе реализации механизма конкурентного преимущества образовательных услуг учебных заведений на отечественных и зарубежных образовательных рынках.
Российская профессиональная школа прошла в своем историческом развитии три этапа, реализуя три различные парадигмы: «школа профессиональных навыков», «школа профессиональных и общих знаний-умений», «школа профессионального развития личности» (1). Исторически каждой из названных парадигм соответствуют:
а) типы и виды образовательных программ;
б) система, «лестница», профессиональных учебных заведений;
в) образовательный процесс;
г) цель, образовательная практика и результат специальной подготовки, и наличный уровень компетентного владения той или иной профессией подтверждаемый соответствующим документом.
В результате проведенного анализа историю развития типов образовательных учреждений среднего профессионального образования можно представить следующими периодами:
Первый период — возникновение форм профессионального обучения на ранних этапах российской цивилизации, зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления ПО в доиндустриальную эпоху (VII - первая половина XIX в.).
На этом этапе преобразований в России сложилась многотипная система средних и низших профессиональных учебных заведений, развивавшаяся в течение всего рассматриваемого периода. Положением 1888 г. было учреждено три основных типа промышленных учебных заведений - средние технические училища, низшие технические училища и ремесленные училища.
Второй период - развитие профессионального образования и профессионально-педагогической мысли в эпоху индустриального становления России, формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального образования (вторая половина XIX в. — 1917 г.) ,
Развитие отраслей российской экономики в конце XIX — начале XX в. предопределило дальнейшую дифференциацию российской системы профессионального образования и выделение новых типов учебных заведений - низших и средних профессиональных училищ, техникумов разного производственного профиля и специализации, которые в целом отражали структурные изменения в экономическом и техническом развитии России (2).
Третий период - преобразование и развитие системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия, в годы восстановления и индустриализации советской экономики, начальный этап институ-циирования профессиональной педагогики, создание техникумов (1917—1940).
Для подготовки ответственных и непосредственных руководителей определенных отраслей производства со средним специальным образованием стал техникум, где продолжительность обучения устанавливалась шесть лет. Весь курс состоял из четырех концентров: 1- один год - техническая грамотность; П - один год - квалифицированный рабочий; Ш - два года - техник; ^ -два года - инженер узкой специальности.
Четвертый период — создание и функционирование системы государственных трудовых резервов как системы профессионального, обеспечившей авторитарные партийно-государственные установки общественного развития России; развитие техникумов; создание крупных учебных комбинатов активизация разработки методики производственного обучения и становления системы подготовки индустриально-педагогических кадров (1940—1958).
В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень. В 1956г. в СССР работало 46 заочных техникумов и 818 отделений при дневных техникумах. Некоторые заочные техникумы выросли в крупные учебные комбинаты со многими отделениями и большим числом учащихся.
Пятый период — развитие профессионального образования в РСФСР в условиях либерализации общества и социально-экономических реформ 60—80-х гг., преобразование трудовых резервов в систему профессионально-технического образования, развитие системы СПО и появление новых типов учебных заведений, становление научных центров ПО (1959—1990).
В рассматриваемом периоде педагоги-историки выделяют несколько взаимосвязанных этапов в развитии профессионального образования:
Первый этап - 1958—1965 гг. - преобразование учебных заведений системы трудовых резервов в новые типы - профессионально-технической школы;
Второй этап - 1966—1983 гг. - переход к массовой подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием, дальнейшим развитием ПО, и, прежде всего, среднего профессионально-технического образования;
Третий этап - 1984—1990 гг. - унификация профессионально-технического образования и введением всеобщего СПО, изменением классической структуры профессионального образования и возникновением различных инновационных типов образовательных учреждений: профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ (ВПУ), профессиональных колледжей.
Шестой период - развитие профессионального образования в Российской Федерации в условиях демократизации общества и перехода к рыночным отношениям в экономике, период дифференциации и диверсификации системы профессионального образования (1991—2004).
Вхождение учебных заведений НПО и СПО в рыночные отношения условно можно разделить на два этапа:
Первый этап - 90-е годы (конец 80-х годов - середина 90-х годов) - новаторский опыт - попытка отдельных учебных заведений «вписаться» в стихийные рыночные отношения за счет изменения статуса учебного заведения - появление высших профессиональных училищ, профессиональных лицеев и колледжей;
Второй этап - конец 90-х гг.- 2004г.- новаторский и экспериментальный опыт отдельных региональных систем СПО и НПО по созданию многоуровневых колледжей, ресурсных центров, на основе реализации идеи непрерывного профессионального образования, развития социального партнерства, смешенного финансирования. Данные типы учебных заведений «выращивались» по нескольким сценариям:
Профессиональный лицей - создавался как государственное учебное заведение начального профессионального образования Министерства образования РФ или региона на базе СПТУ и обеспечивал в основном многопрофильную подготовку рабочих с НПО (рабочую квалификацию), и реже (не везде) получение СПО по профилирующей специальности лицея (но не более 10% выпуска).
Профессиональный колледж - создавался как государственное многоступенчатое учебное заведение НПО и СПО - высшее ПО (1-2 курса) по профилирующим специальностям базовой отрасли на базе отраслевого техникума или профессионального лицея
Седьмой период - массовый переход учебных заведений НПО и СПО с федерального на региональный уровень; реструктуризация региональных систем НПО и СПО на основе оперативной разработки нормативно-правовой базы, наличия фондов развития и социального партнерства, реализации идеи «подушевого» финансирования, подготовка к вхождению в ВТО и Болонский процесс (2004-2010).
Данный период характеризуется следующими этапами развития:
Первый этап - 2004-2006 гг.- массовый директивный переход более 97% федеральных учебных заведений НПО и СПО на региональный уровень - создание региональных систем НПО и СПО.
Уникальность истории создания и развития профессиональных колледжей РФ заключается в том, что в регионах РФ реструктуризация сети профес-сиональных учебных заведений, создание и развитие новых типов учебных заведений проводится по разным концептуальным сценариям:
- перевод лучших учебных заведений НПО и СПО в режим локального инновационного развития - создание базовых для территорий региональных лицеев и колледжей (большинство регионов РФ);
- создание новой региональной сети «интегрированных» учебных заведений - укрупненных профессиональных колледжей - реорганизация на основе объединения (слияния) 2-х и более ПУ, техникумов, профессиональных лицеев и технических колледжей (опыт города Москвы);
- межучилищная кооперация и создание ресурсных центров, при сохранении развивающейся сети техникумов и профессиональных колледжей, изменение профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и оптимизация расходов средств областного бюджета (опыт Кемеровской области, Республики Татарстан и др.);
- сохранение параллельно развивающихся систем НПО и СПО, внутри которых инновационное развитие проводится в основном на основе кооперации учебных заведений (опыт города Санкт-Петербурга).
В настоящее время во многих регионах РФ акцент делается на создание нового для РФ типа ИНТЕГРИРОВАННОГО учреждения профессионального образования - укрупненного колледжа - базовое системообразующее учебное заведение малого города, района, округа крупного города с контингентом студентов -более 1 тысячи. В инфраструктуру укрупненного колледжа включен собственный ресурсный центр, в котором могут быть осуществлены различные виды профессиональной подготовки: начальная профессиональная подготовка (режим учебно-курсового или учебно-производственного комбината); начальное профессиональное образование (режим ПТУ); среднее профессиональное образование (режим техникума); повышенный уровень СПО (промежуточное звено между техникумом и вузом - при наличии договоров с вузами); профессиональная переподготовка населения по заявкам предприятий, служб занятости и т.п.
По ряду признаков УК с РЦ можно отнести к колледжам непрерывного профессионального образования в общемировом понимании этого типа профессионального учебного заведения, наиболее распространенного в мире.
Создание УК, как наиболее перспективного учебного заведение СПО для экономически развитых территорий и мегаполисов, обусловлено необходимостью реализации нормативно-правовых, организационно-педагогических, управленческих и финансовых механизмов экономически эффективного конкурентного преимущества развитых образовательных услуг, предлагаемых УК на региональных и федеральном образовательных рынках.
Второй этап - начался в январе 2007 года, когда в условиях нарастающего демографического спада в ряде регионов РФ, обучение студентов профессиональных колледжей переведено на «подушевое» финансирование.
Следуя законам рыночных отношений, между укрупненными колледжами, общеобразовательными школами и вузами уже в 2007-2008 учебном году возникнет серьезная конкуренция за сохранение и набор лучших учащихся, так как от этого будет зависеть не только имидж, но и объем бюджетного и внебюджетного, заработанного учебным заведением финансирования. В складывающейся ситуации основным рабочим инструментом оптимального сочетания бюджетной и внебюджетной деятельности укрупненного колледжа является научно обоснованная конкурентная стратегия - механизм реализации конкурентного преимущества учебного заведения
Необходимо также учитывать, что с момента постепенного вхождения России в ВТО и Болонский процесс с 2008 по 2010 гг. проблема конкурентоспособности образовательных услуг, предлагаемых профес-
сиональными колледжами станет еще острее, так как российский образо-вательный рынок будет постепенно предоставлен лучшим зарубежным профессиональным школам, соответствующей ступени образования.
Ожидаемая практикой РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ города Москвы должна описывать и давать нормативы качественных ИННОВАЦИОННЫХ изменений по следующим системообразующим основаниям:
• нормативной базе;
• созданию сетевых систем управления;
• квалификации инженерно - педагогических работников и персонала;
• выбора стратегий форм и методов организации учебного процесса и производственных практик;
• создании информационной - технологической и материально-технической инфраструктур;
• проектировании многоуровневого содержания образовательных программ;
• системном применении инновационных технологий обучения.
Анализ функционирования и развития, сложившихся в последние годы типов образовательных учреждений СПО Москвы - профессиональных колледжей показывает, что при внешнем разнообразии форм, они формируют унифицированную модель колледжа и модель выпускника. В настоящее время определилась основная тенденция реструктуризации сети СПО - сокращение числа ОУ СПО за счет создания УКРУПНЕННЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ, а значит назрела необходимость уточнения целей развития каждого типа образовательного учреждения СПО и их последующей пошаговой диверсификации - категорировании в зависимости от результата -специально разработанных индикаторов эффективности развития государственного учреждения профессионального образования.
Для сохранения и воспроизводства кадровых ресурсов профессионального образования Москвы предлагаем определить системообразующим основанием модернизации государственного образовательного учреждения профессионального образования принципиально новое направление их развития - ВВЕДЕНИЕ КАТЕГОРИЙНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по новым рыночно ориентируемым основаниям-индикаторам их укрупнения и развития:
• пошаговому увеличению (уменьшению) контингента учащихся (студентов), обучающихся за счет Госзаказа (бюджета города);
• выбору варианта интеграция учебных заведений разного уровня (НПО-СПО-ВПО);
• выбору лицензирования уровня профессионального образования по Госстандарту;
• оптимизации сроков обучения;
• обеспечению заданного уровня инновационности учебно-методического обеспечения профессионального образования;
• обеспечению заданного уровня инновационности технологий преподавания и учения;
• обеспечению заданного уровня развития образовательной и воспитательной инфраструктуры;
• обеспечению заданных требований к материально-технической базе;
• обеспечению заданного уровня информационно-компьютерного обеспечения;
• наличию необходимых научно-методических и исследовательских подразделений;
• стандартизации требований к уровням подготовки инженерно-педагогических кадров и к уровням эффективности их инженерно-педагогических деятельности;
• стандартизации требований к уровню подготовки директора, заместителей, руководителей структурных подразделений административных и финансовых служб ОУ и к уровням эффективности их административной деятельности;
• соотношению затрат «подушевого» бюджетного финансирования и платных образовательных услуг;
• дифференцированная оплата труда и материального стимулирования
Поставленные в настоящее время перед профессиональными колледжами проблемы являются нетрадиционными для российской системы профессионального образования. Анализ опыта создания УК в крупных городах РФ показал, что при нынешнем состоянии концептуального обоснования и нормативно-правовой базы, укрупненные колледжи региональных систем профессионального образования не готовы ни к защите внутреннего рынка образовательных услуг, ни к выходу на зарубежные рынки.
Основная часть руководителей колледжей понимает стратегию развития укрупненных колледжей, в лучшем случае, как долгосрочное планирование, тогда как конкурентная стратегия предполагает быстрое и четкое следование исходным систематизирующим основаниям регламента проектирования, долгосрочного планирования и внедрения концептуальных идей. Такое стратегические прогнозирование, проектирование и моделирование укрупненного колледжа под силу либо хорошо обученным директорам-исследователям, либо соответствующим задачам развития колледжей структурным подразделениям - научно-методическим центрам, а не временным экспериментальным площадкам, как было ранее. Оптимальный вариант - сочетание первого и второго.
В сложившейся ситуации с переходом к «инновационной экономике» и «инновационному профессиональному образованию» в практике профессионального образования возникает необходимость глубокого научного сопровождения развития новых типов учреждений СПО - укрупненных профессиональных колледжей, на основе конструктивного использования российского и зарубежного опыта концептуального обновления стратегии их развития.
Список литературы
1. История профессионального образования в России. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. — 672с.
2. История среднего профессионального образования в России. Авторский коллектив. Руководитель авторского коллектива В.М. Жураковский. — М. — НМЦ СПО, 2000: — 704 с.
3. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования / Т.Ю.Ломакина. - М.: Наука, 2006. - 221 с.
4. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.
5. Проектирование и организация деятельности Колледжей в условиях структурно-содержательной модернизации: (метод. пособие) / департамент образования г. Москвы, колледж предпринимательства №11; (Швецов В.В., Тымчиков А.Ю.).- М., 2005.- 96 с.