Научная статья на тему 'Развитие интегрированных учебных заведений среднего профессионального образования'

Развитие интегрированных учебных заведений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интегрированных учебных заведений среднего профессионального образования»

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНИН А.В.

Современные системы профессионального образования можно представить как постоянную смену концепций (доктрин) образования и типов учебных заведений, обусловленных необходимостью опережающих реформ профессионального образования на основе реализации механизма конкурентного преимущества образовательных услуг учебных заведений на отечественных и зарубежных образовательных рынках.

Российская профессиональная школа прошла в своем историческом развитии три этапа, реализуя три различные парадигмы: «школа профессиональных навыков», «школа профессиональных и общих знаний-умений», «школа профессионального развития личности» (1). Исторически каждой из названных парадигм соответствуют:

а) типы и виды образовательных программ;

б) система, «лестница», профессиональных учебных заведений;

в) образовательный процесс;

г) цель, образовательная практика и результат специальной подготовки, и наличный уровень компетентного владения той или иной профессией подтверждаемый соответствующим документом.

В результате проведенного анализа историю развития типов образовательных учреждений среднего профессионального образования можно представить следующими периодами:

Первый период — возникновение форм профессионального обучения на ранних этапах российской цивилизации, зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления ПО в доиндустриальную эпоху (VII - первая половина XIX в.).

На этом этапе преобразований в России сложилась многотипная система средних и низших профессиональных учебных заведений, развивавшаяся в течение всего рассматриваемого периода. Положением 1888 г. было учреждено три основных типа промышленных учебных заведений - средние технические училища, низшие технические училища и ремесленные училища.

Второй период - развитие профессионального образования и профессионально-педагогической мысли в эпоху индустриального становления России, формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального образования (вторая половина XIX в. — 1917 г.) ,

Развитие отраслей российской экономики в конце XIX — начале XX в. предопределило дальнейшую дифференциацию российской системы профессионального образования и выделение новых типов учебных заведений - низших и средних профессиональных училищ, техникумов разного производственного профиля и специализации, которые в целом отражали структурные изменения в экономическом и техническом развитии России (2).

Третий период - преобразование и развитие системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия, в годы восстановления и индустриализации советской экономики, начальный этап институ-циирования профессиональной педагогики, создание техникумов (1917—1940).

Для подготовки ответственных и непосредственных руководителей определенных отраслей производства со средним специальным образованием стал техникум, где продолжительность обучения устанавливалась шесть лет. Весь курс состоял из четырех концентров: 1- один год - техническая грамотность; П - один год - квалифицированный рабочий; Ш - два года - техник; ^ -два года - инженер узкой специальности.

Четвертый период — создание и функционирование системы государственных трудовых резервов как системы профессионального, обеспечившей авторитарные партийно-государственные установки общественного развития России; развитие техникумов; создание крупных учебных комбинатов активизация разработки методики производственного обучения и становления системы подготовки индустриально-педагогических кадров (1940—1958).

В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень. В 1956г. в СССР работало 46 заочных техникумов и 818 отделений при дневных техникумах. Некоторые заочные техникумы выросли в крупные учебные комбинаты со многими отделениями и большим числом учащихся.

Пятый период — развитие профессионального образования в РСФСР в условиях либерализации общества и социально-экономических реформ 60—80-х гг., преобразование трудовых резервов в систему профессионально-технического образования, развитие системы СПО и появление новых типов учебных заведений, становление научных центров ПО (1959—1990).

В рассматриваемом периоде педагоги-историки выделяют несколько взаимосвязанных этапов в развитии профессионального образования:

Первый этап - 1958—1965 гг. - преобразование учебных заведений системы трудовых резервов в новые типы - профессионально-технической школы;

Второй этап - 1966—1983 гг. - переход к массовой подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием, дальнейшим развитием ПО, и, прежде всего, среднего профессионально-технического образования;

Третий этап - 1984—1990 гг. - унификация профессионально-технического образования и введением всеобщего СПО, изменением классической структуры профессионального образования и возникновением различных инновационных типов образовательных учреждений: профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ (ВПУ), профессиональных колледжей.

Шестой период - развитие профессионального образования в Российской Федерации в условиях демократизации общества и перехода к рыночным отношениям в экономике, период дифференциации и диверсификации системы профессионального образования (1991—2004).

Вхождение учебных заведений НПО и СПО в рыночные отношения условно можно разделить на два этапа:

Первый этап - 90-е годы (конец 80-х годов - середина 90-х годов) - новаторский опыт - попытка отдельных учебных заведений «вписаться» в стихийные рыночные отношения за счет изменения статуса учебного заведения - появление высших профессиональных училищ, профессиональных лицеев и колледжей;

Второй этап - конец 90-х гг.- 2004г.- новаторский и экспериментальный опыт отдельных региональных систем СПО и НПО по созданию многоуровневых колледжей, ресурсных центров, на основе реализации идеи непрерывного профессионального образования, развития социального партнерства, смешенного финансирования. Данные типы учебных заведений «выращивались» по нескольким сценариям:

Профессиональный лицей - создавался как государственное учебное заведение начального профессионального образования Министерства образования РФ или региона на базе СПТУ и обеспечивал в основном многопрофильную подготовку рабочих с НПО (рабочую квалификацию), и реже (не везде) получение СПО по профилирующей специальности лицея (но не более 10% выпуска).

Профессиональный колледж - создавался как государственное многоступенчатое учебное заведение НПО и СПО - высшее ПО (1-2 курса) по профилирующим специальностям базовой отрасли на базе отраслевого техникума или профессионального лицея

Седьмой период - массовый переход учебных заведений НПО и СПО с федерального на региональный уровень; реструктуризация региональных систем НПО и СПО на основе оперативной разработки нормативно-правовой базы, наличия фондов развития и социального партнерства, реализации идеи «подушевого» финансирования, подготовка к вхождению в ВТО и Болонский процесс (2004-2010).

Данный период характеризуется следующими этапами развития:

Первый этап - 2004-2006 гг.- массовый директивный переход более 97% федеральных учебных заведений НПО и СПО на региональный уровень - создание региональных систем НПО и СПО.

Уникальность истории создания и развития профессиональных колледжей РФ заключается в том, что в регионах РФ реструктуризация сети профес-сиональных учебных заведений, создание и развитие новых типов учебных заведений проводится по разным концептуальным сценариям:

- перевод лучших учебных заведений НПО и СПО в режим локального инновационного развития - создание базовых для территорий региональных лицеев и колледжей (большинство регионов РФ);

- создание новой региональной сети «интегрированных» учебных заведений - укрупненных профессиональных колледжей - реорганизация на основе объединения (слияния) 2-х и более ПУ, техникумов, профессиональных лицеев и технических колледжей (опыт города Москвы);

- межучилищная кооперация и создание ресурсных центров, при сохранении развивающейся сети техникумов и профессиональных колледжей, изменение профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и оптимизация расходов средств областного бюджета (опыт Кемеровской области, Республики Татарстан и др.);

- сохранение параллельно развивающихся систем НПО и СПО, внутри которых инновационное развитие проводится в основном на основе кооперации учебных заведений (опыт города Санкт-Петербурга).

В настоящее время во многих регионах РФ акцент делается на создание нового для РФ типа ИНТЕГРИРОВАННОГО учреждения профессионального образования - укрупненного колледжа - базовое системообразующее учебное заведение малого города, района, округа крупного города с контингентом студентов -более 1 тысячи. В инфраструктуру укрупненного колледжа включен собственный ресурсный центр, в котором могут быть осуществлены различные виды профессиональной подготовки: начальная профессиональная подготовка (режим учебно-курсового или учебно-производственного комбината); начальное профессиональное образование (режим ПТУ); среднее профессиональное образование (режим техникума); повышенный уровень СПО (промежуточное звено между техникумом и вузом - при наличии договоров с вузами); профессиональная переподготовка населения по заявкам предприятий, служб занятости и т.п.

По ряду признаков УК с РЦ можно отнести к колледжам непрерывного профессионального образования в общемировом понимании этого типа профессионального учебного заведения, наиболее распространенного в мире.

Создание УК, как наиболее перспективного учебного заведение СПО для экономически развитых территорий и мегаполисов, обусловлено необходимостью реализации нормативно-правовых, организационно-педагогических, управленческих и финансовых механизмов экономически эффективного конкурентного преимущества развитых образовательных услуг, предлагаемых УК на региональных и федеральном образовательных рынках.

Второй этап - начался в январе 2007 года, когда в условиях нарастающего демографического спада в ряде регионов РФ, обучение студентов профессиональных колледжей переведено на «подушевое» финансирование.

Следуя законам рыночных отношений, между укрупненными колледжами, общеобразовательными школами и вузами уже в 2007-2008 учебном году возникнет серьезная конкуренция за сохранение и набор лучших учащихся, так как от этого будет зависеть не только имидж, но и объем бюджетного и внебюджетного, заработанного учебным заведением финансирования. В складывающейся ситуации основным рабочим инструментом оптимального сочетания бюджетной и внебюджетной деятельности укрупненного колледжа является научно обоснованная конкурентная стратегия - механизм реализации конкурентного преимущества учебного заведения

Необходимо также учитывать, что с момента постепенного вхождения России в ВТО и Болонский процесс с 2008 по 2010 гг. проблема конкурентоспособности образовательных услуг, предлагаемых профес-

сиональными колледжами станет еще острее, так как российский образо-вательный рынок будет постепенно предоставлен лучшим зарубежным профессиональным школам, соответствующей ступени образования.

Ожидаемая практикой РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ города Москвы должна описывать и давать нормативы качественных ИННОВАЦИОННЫХ изменений по следующим системообразующим основаниям:

• нормативной базе;

• созданию сетевых систем управления;

• квалификации инженерно - педагогических работников и персонала;

• выбора стратегий форм и методов организации учебного процесса и производственных практик;

• создании информационной - технологической и материально-технической инфраструктур;

• проектировании многоуровневого содержания образовательных программ;

• системном применении инновационных технологий обучения.

Анализ функционирования и развития, сложившихся в последние годы типов образовательных учреждений СПО Москвы - профессиональных колледжей показывает, что при внешнем разнообразии форм, они формируют унифицированную модель колледжа и модель выпускника. В настоящее время определилась основная тенденция реструктуризации сети СПО - сокращение числа ОУ СПО за счет создания УКРУПНЕННЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ, а значит назрела необходимость уточнения целей развития каждого типа образовательного учреждения СПО и их последующей пошаговой диверсификации - категорировании в зависимости от результата -специально разработанных индикаторов эффективности развития государственного учреждения профессионального образования.

Для сохранения и воспроизводства кадровых ресурсов профессионального образования Москвы предлагаем определить системообразующим основанием модернизации государственного образовательного учреждения профессионального образования принципиально новое направление их развития - ВВЕДЕНИЕ КАТЕГОРИЙНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по новым рыночно ориентируемым основаниям-индикаторам их укрупнения и развития:

• пошаговому увеличению (уменьшению) контингента учащихся (студентов), обучающихся за счет Госзаказа (бюджета города);

• выбору варианта интеграция учебных заведений разного уровня (НПО-СПО-ВПО);

• выбору лицензирования уровня профессионального образования по Госстандарту;

• оптимизации сроков обучения;

• обеспечению заданного уровня инновационности учебно-методического обеспечения профессионального образования;

• обеспечению заданного уровня инновационности технологий преподавания и учения;

• обеспечению заданного уровня развития образовательной и воспитательной инфраструктуры;

• обеспечению заданных требований к материально-технической базе;

• обеспечению заданного уровня информационно-компьютерного обеспечения;

• наличию необходимых научно-методических и исследовательских подразделений;

• стандартизации требований к уровням подготовки инженерно-педагогических кадров и к уровням эффективности их инженерно-педагогических деятельности;

• стандартизации требований к уровню подготовки директора, заместителей, руководителей структурных подразделений административных и финансовых служб ОУ и к уровням эффективности их административной деятельности;

• соотношению затрат «подушевого» бюджетного финансирования и платных образовательных услуг;

• дифференцированная оплата труда и материального стимулирования

Поставленные в настоящее время перед профессиональными колледжами проблемы являются нетрадиционными для российской системы профессионального образования. Анализ опыта создания УК в крупных городах РФ показал, что при нынешнем состоянии концептуального обоснования и нормативно-правовой базы, укрупненные колледжи региональных систем профессионального образования не готовы ни к защите внутреннего рынка образовательных услуг, ни к выходу на зарубежные рынки.

Основная часть руководителей колледжей понимает стратегию развития укрупненных колледжей, в лучшем случае, как долгосрочное планирование, тогда как конкурентная стратегия предполагает быстрое и четкое следование исходным систематизирующим основаниям регламента проектирования, долгосрочного планирования и внедрения концептуальных идей. Такое стратегические прогнозирование, проектирование и моделирование укрупненного колледжа под силу либо хорошо обученным директорам-исследователям, либо соответствующим задачам развития колледжей структурным подразделениям - научно-методическим центрам, а не временным экспериментальным площадкам, как было ранее. Оптимальный вариант - сочетание первого и второго.

В сложившейся ситуации с переходом к «инновационной экономике» и «инновационному профессиональному образованию» в практике профессионального образования возникает необходимость глубокого научного сопровождения развития новых типов учреждений СПО - укрупненных профессиональных колледжей, на основе конструктивного использования российского и зарубежного опыта концептуального обновления стратегии их развития.

Список литературы

1. История профессионального образования в России. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. — 672с.

2. История среднего профессионального образования в России. Авторский коллектив. Руководитель авторского коллектива В.М. Жураковский. — М. — НМЦ СПО, 2000: — 704 с.

3. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования / Т.Ю.Ломакина. - М.: Наука, 2006. - 221 с.

4. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

5. Проектирование и организация деятельности Колледжей в условиях структурно-содержательной модернизации: (метод. пособие) / департамент образования г. Москвы, колледж предпринимательства №11; (Швецов В.В., Тымчиков А.Ю.).- М., 2005.- 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.