Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АТР НА ПРИМЕРЕ АСЕАН'

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АТР НА ПРИМЕРЕ АСЕАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
159
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН / интеграционные процессы / экономическое сотрудничество / Азиатско-Тихоокеанский регион / ASEAN / integration processes / economic cooperation / Asia-Pacific region

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Альшевская О.И.

Рассматривается институциональная структура АСЕАН, основные документы, какие задачи необходимо решить в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Исследуются факторы, влияющие на региональную интеграцию в рамках организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTEGRATION PROCESSES IN APR ON THE EXAMPLE OF ASEAN

The article considers the institutional structure of ASEAN, the main documents, what tasks need to be solved in the Asia-Pacific region. The factors influencing regional integration within the organization are investigated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АТР НА ПРИМЕРЕ АСЕАН»

УДК 339

Альшевская О.И. студент

ФГАОУВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Россия, Санкт-Петербург

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АТР НА ПРИМЕРЕ

АСЕАН

Аннотация: Рассматривается институциональная структура АСЕАН, основные документы, какие задачи необходимо решить в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Исследуются факторы, влияющие на региональную интеграцию в рамках организации.

Ключевые слова: АСЕАН, интеграционные процессы, экономическое сотрудничество, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Alshevskaya O.I.

student

St. Petersburg Peter the Great Polytechnic University

Russia, Saint-Petersburg

DEVELOPMENT OF INTEGRATION PROCESSES IN APR ON THE

EXAMPLE OF ASEAN

Abstract: The article considers the institutional structure of ASEAN, the main documents, what tasks need to be solved in the Asia-Pacific region. The factors influencing regional integration within the organization are investigated.

Key words: ASEAN, integration processes, economic cooperation, Asia-Pacific region.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН (Association of South East Asian Nations - ASEAN) создана в 1967 г. В составе пяти государств -Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Малайзии. В 1984 г. К ней присоединился Бруней, в 1995 г. - Вьетнам, в 1997 г. - Лаос и Союз Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа.

Новый этап расширения АСЕАН может быть связан с получением независимости Восточным Тимором (2002 г.) и вероятным переходом Папуа -Новой Гвинеи из состава наблюдателя в полноправные члены. С одной стороны, расширение придает новый импульс и дальнейшую динамику развитию интеграционных процессов в регионе, но с другой - координации внутриполитических и внешнеполитических сфер деятельности.

Страны АСЕАН занимают стратегическое положение на пути из

л 8

Индийского океана в Тихий, находясь на перекрестке, соединяющем Тихоокеанский бассейн с Ближним Востоком, Африкой и Европой. Группировка обладает крупными запасами природных ресурсов. На долю государств-участниц приходится 81% мирового производства натурального каучука, 38% пальмового масла, 53% кокосового масла, 98% абаки-пеньки, 62% олова, 60% медной руды, 12% хромовой руды, а также значительные запасы нефти и природного газа1.

В настоящее время основными документами организации являются: Бангкокская декларация (1967), которая была дополнена в 1976 г. Договором

0 дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, включая Дополнительный протокол (1987), и рамочным Соглашением о программе действий; Декларация зоны мира, свободы и нейтралитета (ZOPFAN) (1971); Соглашение по общей эффективной льготной тарифной схеме в Области свободной внешней торговли ASEAN (AFTA) (1992) и Дополнительный протокол к соглашению (1995); Соглашение по Юго-Восточной азиатской безъядерной зоне (1995), Ханойский план действий (1998), Совместное заявление о сотрудничестве в ВА (1999), ASEAN Видение 2020 (1997) и многие другие.

В Учредительном документе - Бангкокской декларации были обозначены основные 3 основные цели организации:

1) Ускорять экономический рост, социальный прогресс и культурное развитие в регионе путем объединенных усилий в духе равенства и партнерства, ради укрепления основ процветания и мирного объединения Юго-Восточных азиатских наций.

2) Продвигать региональные мир и стабильность через соблюдение справедливых отношений и правовых норм в связях между странами региона и соответствие принципам Хартии ООН.

3) Способствовать активному сотрудничеству и взаимопомощи в вопросах общих интересов в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной сферах2.

В Декларации отмечалось, что АСЕАН открыта для всех стран ЮВА, признающих ее принципы, цели и задачи. При этом в отличие от Европейского Союза АСЕАН не имеет никаких критериев и требований при вступлении в Ассоциацию.

В целом перед АСЕАН ставились следующие задачи:

• Ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран ЮВА;

• Укрепление мира и региональной стабильности;

1 Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. Д-ра экон. Наук, проф. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006. - C. 226.

2 Современные международные отношения и мировая политика: учебник / [Торкунов, И.Г. Тюлин, А.Ю. Мельвиль и др.]; Моск. Гос. Ин-т междунар. Отношений (МГИМО - Университет) МИД России; отв. ред. А.В. Торкунов. - М.: Просвещение, 2005. - С. 53.

• Расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;

• Развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;

• Расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;

• Установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями3.

Роль АСЕАН в мире определяется следующим:

1) В отличие от многих других группировок в АТР Ассоциация имеет разветвленную организационную структуру, хотя и децентрализованного типа. Благодаря этому экономические успехи отдельных стран-членов можно считать следствием деятельности группировки в рамках экономического сотрудничества;

2) Объединяет азиатские страны (в отличие от АТЭС, плана Коломбо, ЭСКАТО, где основной вклад достигается за счет лидерства неазиатских стран);

3) Политическими достижениями Ассоциации, которые создали благоприятный имидж АСЕАН на мировой арене, хотя в первые 25 лет функционирования группировки экономические успехи минимальны4.

Экономическое сотрудничество в рамках АСЕАН концентрируется главным образом в сфере торговли и нацелено на создание асеановской зоны свободной торговли. Решение о зоне свободной торговли (АФТА) было принято на 4-м саммите Ассоциации в 1992 в Сингапуре. Оно рассматривалось как важный шаг в деле углубления регионального сотрудничества, начальный этап на пути экономической интеграции по подобию Европейского Союза (основными инициаторами АФТА выступали Сингапур и Малайзия, располагавшие наиболее развитыми торговыми связями в регионе)5.

Решено было к 2003 создать единый рынок товаров, в рамках которого тарифы на изделия промышленного производства не превышали бы 5% или были бы полностью ликвидированы до 2006.

Соглашение вступило в силу с января 1993 и, в известной степени благодаря этому, межасеановская торговля в течение последующих пяти лет возросла с 80 млрд. долл. до 155 млрд. долл. в 1996.

Главным инструментом реализации договоренностей по АФТА выступало соглашение о единых действующих льготных тарифах стран

3 Современные международные отношения и мировая политика: учебник / [Торкунов, И.Г. Тюлин, А.Ю. Мельвиль и др.]; Моск. Гос. Ин-т междунар. Отношений (МГИМО - Университет) МИД России; отв. ред. А.В. Торкунов. - М.: Просвещение, 2005. - С. 102.

4 Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. Д-ра экон. Наук, проф. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006. - С 124.

5 Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов/. Щербанин Ю.А., К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - С. 91.

АСЕАН (СЕПТ - The Common Effective Preferential Tariff, CEPT). Согласно ему, ежегодно определяются четыре списка:

1. товаров, тарифы на которые подлежат безоговорочному сокращению;

2. товаров, тарифы на которые официально утверждены к сокращению, но вопрос об их вступлении в силу откладывается на специально оговариваемый промежуток времени (на квартал, на год и т.п.);

3. тарифы на которые являются предметом обсуждения, однако из-за уязвимости этой категории товаров от внешней конкуренции для какой-либо из стран АСЕАН, вопрос об их либерализации откладывается на более поздний срок (например, уязвимая для большинства членов АСЕАН автомобильная промышленность);

4. тарифы, полностью исключаемые из процесса либерализации (например, на продукцию сельского хозяйства)6.

В декабре 1995 было принято решение форсировать завершение создания АФТА с 15 до 10 лет, полностью сократив тарифы до уровня 0-5% к 2003, а по возможности - к 2000. Устанавливалось, что список товаров по СЕПТ утверждается на ежегодных совещаниях министров экономики стран АСЕАН, а текущей работой по согласованию товарных списков занимается Совет АФТА, поочередно возглавляемый одним из указанных министров7.

Благодаря поэтапному расширению номенклатуры товаров, подпадающих под тарифную либерализацию, а также присоединению к АФТА Вьетнама, списки по СЕПТ на середину 1997 года включали в себя свыше 42 тысяч наименований или около 85% внутриасеановского товарооборота. С 1 января 1998 к схеме СЕРТ подключились Лаос и Мьянма, соответственно перечень возрос до 45 тысяч наименований. Для Вьетнама переходный период принятия ЦЕПТ заканчивался в 2006, для других новых членов АСЕАН - 2008.

"Ахиллесовой пятой" АФТА являлся почти полный вывод за рамки либерализации региональной торговли товаров сельскохозяйственного производства, проходящих по категории "временных исключений". Этот список значительно пополнился с подключением к АФТА индокитайских государств и Мьянмы. Серьезной проблемой оставалась либерализация тарифов на продукцию автомобильной промышленности членов АСЕАН, относящуюся к категории "особо чувствительных" товаров8.

В качестве главного средства для привлечения прямых иностранных капиталовложений, страны АСЕАН рассматривали создание Асеановской инвестиционной зоны (ASEAN Investment Area). План предполагает устранение к 2010 внутриасеановских барьеров, внеасеановские страны будут

6 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2001. - С. 265.

7 Соловьев Э. Россия во внешнеполитической стратегии Б. Обамы: Преемственность и обновление // Мировая экономика и международные отношения - 2010. - №8 - С. 55.

8 Шарипова А. Азиатско-Тихоокеанский регион и экономическая безопасность Республики Казахстан / А. Шарипова // Мысль, 2003. Т. № 5. С.34.

пользоваться льготным режимом с 2020. Главная цель - создание единого рынка капитала в лице АСЕАН. На начальной стадии предполагается поэтапно ликвидировать имеющиеся ограничения и либерализовать законодательство в сфере капиталовложений. Все инвесторы из стран АСЕАН получат равный статус с национальными компаниями. Первым будет открыт сектор обрабатывающей промышленности9.

Что касается институциональной структуры АСЕАН, то высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется Постоянным комитетом (ПК) в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём. Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН10.

Вызовы и дилеммы АСЕАН на среднесрочную перспективу

Среди трудностей, возникающих при анализе перспектив развития АСЕАН в ближайшем будущем, эксперты-международники склонны называть следующие проблемы:

- адаптацию новых членов в рамках АСЕАН (страны Индокитая, Мьянма) и выравнивание уровней развития на основе рыночной экономики с различной долей государственного вмешательства;

- противоречие между сохранением нынешнего межгосударственного статуса АСЕАН как Ассоциации, основанной на принципах консенсуса и взаимных консультаций, и продвижением к организации с наднациональными руководящими органами по примеру Европейского Союза;

- вопрос о национальной аутентичности Индонезии (унитарное или федеральное устройство, перспектива распада и межэтнических конфликтов по примеру бывшей Югославии);

- территориально-пограничные споры внутри АСЕАН (Малайзия -Сингапур, Малайзия - Филиппины, Малайзия - Индонезия);

9 Шарипова А. Азиатско-Тихоокеанский регион и экономическая безопасность Республики Казахстан / А. Шарипова // Мысль, 2003. Т. № 5. С.38.

10 Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. Д-ра экон. Наук, проф. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006. - С 217.

- вопросы, связанные с включением стран АСЕАН в процесс глобализации: реформа властных структур, преодоление негативных социально-экономических последствий;

- перспектива поглощения АСЕАН за счет создания более масштабного Восточно-Азиатского экономического сообщества (АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея)11.

Все эти факторы ослабляют процесс региональной интеграции в рамках АСЕАН и делают ее гораздо более аморфной организацией, чем ЕС или НАФТА. Вместе с тем, общее географическое положение, близость исторических судеб, общность идеологии национализма стимулируют сближение стран АСЕАН.

Региональная интеграция в рамках АСЕАН вступает в противоречие с такими глобальными форумами как ВТО или АТЭС. Можно сказать, что в ЮВА наблюдаются два параллельных процесса. С одной стороны -укрепление регионального сотрудничества. С другой - включение стран АСЕАН в процесс экономической глобализации. Переплетение этих двух противоречивых тенденций лежат в основе дискуссий о будущем развития АСЕАН.

Тем не менее, сегодня АТР - стремительно развивающийся, играющий большую роль в жизни мирового сообщества и являющийся ключевой фигурой в международных отношениях регион, ориентированный на перспективное развитие и дальнейшее наращивание потенциала.

Использованные источники:

1. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. Д -ра экон. Наук, проф. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006. - 430 с.

2. Современные международные отношения и мировая политика: учебник / [Торкунов, И.Г. Тюлин, А.Ю. Мельвиль и др.]; Моск. Гос. Ин -т междунар. Отношений (МГИМО - Университет) МИД России; отв. ред. А.В. Торкунов. - М.: Просвещение, 2005. - 990 с.

3. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов/. Щербанин Ю.А., К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 128 с.

4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. -М.: Юристъ, 2001. - 368 с.

5. Соловьев Э. Россия во внешнеполитической стратегии Б. Обамы: Преемственность и обновление // Мировая экономика и международные отношения - 2010. - №8 - с. 46-55.

6. Шарипова А. Азиатско-Тихоокеанский регион и экономическая безопасность Республики Казахстан / А. Шарипова // Мысль, 2003. Т. № 5.

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2001. - С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.