УДК 339
Альшевская О.И. студент
ФГАОУВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Россия, Санкт-Петербург
РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АТР НА ПРИМЕРЕ
АСЕАН
Аннотация: Рассматривается институциональная структура АСЕАН, основные документы, какие задачи необходимо решить в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Исследуются факторы, влияющие на региональную интеграцию в рамках организации.
Ключевые слова: АСЕАН, интеграционные процессы, экономическое сотрудничество, Азиатско-Тихоокеанский регион.
Alshevskaya O.I.
student
St. Petersburg Peter the Great Polytechnic University
Russia, Saint-Petersburg
DEVELOPMENT OF INTEGRATION PROCESSES IN APR ON THE
EXAMPLE OF ASEAN
Abstract: The article considers the institutional structure of ASEAN, the main documents, what tasks need to be solved in the Asia-Pacific region. The factors influencing regional integration within the organization are investigated.
Key words: ASEAN, integration processes, economic cooperation, Asia-Pacific region.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН (Association of South East Asian Nations - ASEAN) создана в 1967 г. В составе пяти государств -Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Малайзии. В 1984 г. К ней присоединился Бруней, в 1995 г. - Вьетнам, в 1997 г. - Лаос и Союз Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа.
Новый этап расширения АСЕАН может быть связан с получением независимости Восточным Тимором (2002 г.) и вероятным переходом Папуа -Новой Гвинеи из состава наблюдателя в полноправные члены. С одной стороны, расширение придает новый импульс и дальнейшую динамику развитию интеграционных процессов в регионе, но с другой - координации внутриполитических и внешнеполитических сфер деятельности.
Страны АСЕАН занимают стратегическое положение на пути из
л 8
Индийского океана в Тихий, находясь на перекрестке, соединяющем Тихоокеанский бассейн с Ближним Востоком, Африкой и Европой. Группировка обладает крупными запасами природных ресурсов. На долю государств-участниц приходится 81% мирового производства натурального каучука, 38% пальмового масла, 53% кокосового масла, 98% абаки-пеньки, 62% олова, 60% медной руды, 12% хромовой руды, а также значительные запасы нефти и природного газа1.
В настоящее время основными документами организации являются: Бангкокская декларация (1967), которая была дополнена в 1976 г. Договором
0 дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, включая Дополнительный протокол (1987), и рамочным Соглашением о программе действий; Декларация зоны мира, свободы и нейтралитета (ZOPFAN) (1971); Соглашение по общей эффективной льготной тарифной схеме в Области свободной внешней торговли ASEAN (AFTA) (1992) и Дополнительный протокол к соглашению (1995); Соглашение по Юго-Восточной азиатской безъядерной зоне (1995), Ханойский план действий (1998), Совместное заявление о сотрудничестве в ВА (1999), ASEAN Видение 2020 (1997) и многие другие.
В Учредительном документе - Бангкокской декларации были обозначены основные 3 основные цели организации:
1) Ускорять экономический рост, социальный прогресс и культурное развитие в регионе путем объединенных усилий в духе равенства и партнерства, ради укрепления основ процветания и мирного объединения Юго-Восточных азиатских наций.
2) Продвигать региональные мир и стабильность через соблюдение справедливых отношений и правовых норм в связях между странами региона и соответствие принципам Хартии ООН.
3) Способствовать активному сотрудничеству и взаимопомощи в вопросах общих интересов в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной сферах2.
В Декларации отмечалось, что АСЕАН открыта для всех стран ЮВА, признающих ее принципы, цели и задачи. При этом в отличие от Европейского Союза АСЕАН не имеет никаких критериев и требований при вступлении в Ассоциацию.
В целом перед АСЕАН ставились следующие задачи:
• Ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран ЮВА;
• Укрепление мира и региональной стабильности;
1 Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. Д-ра экон. Наук, проф. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006. - C. 226.
2 Современные международные отношения и мировая политика: учебник / [Торкунов, И.Г. Тюлин, А.Ю. Мельвиль и др.]; Моск. Гос. Ин-т междунар. Отношений (МГИМО - Университет) МИД России; отв. ред. А.В. Торкунов. - М.: Просвещение, 2005. - С. 53.
• Расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров;
• Развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;
• Расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;
• Установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями3.
Роль АСЕАН в мире определяется следующим:
1) В отличие от многих других группировок в АТР Ассоциация имеет разветвленную организационную структуру, хотя и децентрализованного типа. Благодаря этому экономические успехи отдельных стран-членов можно считать следствием деятельности группировки в рамках экономического сотрудничества;
2) Объединяет азиатские страны (в отличие от АТЭС, плана Коломбо, ЭСКАТО, где основной вклад достигается за счет лидерства неазиатских стран);
3) Политическими достижениями Ассоциации, которые создали благоприятный имидж АСЕАН на мировой арене, хотя в первые 25 лет функционирования группировки экономические успехи минимальны4.
Экономическое сотрудничество в рамках АСЕАН концентрируется главным образом в сфере торговли и нацелено на создание асеановской зоны свободной торговли. Решение о зоне свободной торговли (АФТА) было принято на 4-м саммите Ассоциации в 1992 в Сингапуре. Оно рассматривалось как важный шаг в деле углубления регионального сотрудничества, начальный этап на пути экономической интеграции по подобию Европейского Союза (основными инициаторами АФТА выступали Сингапур и Малайзия, располагавшие наиболее развитыми торговыми связями в регионе)5.
Решено было к 2003 создать единый рынок товаров, в рамках которого тарифы на изделия промышленного производства не превышали бы 5% или были бы полностью ликвидированы до 2006.
Соглашение вступило в силу с января 1993 и, в известной степени благодаря этому, межасеановская торговля в течение последующих пяти лет возросла с 80 млрд. долл. до 155 млрд. долл. в 1996.
Главным инструментом реализации договоренностей по АФТА выступало соглашение о единых действующих льготных тарифах стран
3 Современные международные отношения и мировая политика: учебник / [Торкунов, И.Г. Тюлин, А.Ю. Мельвиль и др.]; Моск. Гос. Ин-т междунар. Отношений (МГИМО - Университет) МИД России; отв. ред. А.В. Торкунов. - М.: Просвещение, 2005. - С. 102.
4 Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. Д-ра экон. Наук, проф. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006. - С 124.
5 Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов/. Щербанин Ю.А., К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - С. 91.
АСЕАН (СЕПТ - The Common Effective Preferential Tariff, CEPT). Согласно ему, ежегодно определяются четыре списка:
1. товаров, тарифы на которые подлежат безоговорочному сокращению;
2. товаров, тарифы на которые официально утверждены к сокращению, но вопрос об их вступлении в силу откладывается на специально оговариваемый промежуток времени (на квартал, на год и т.п.);
3. тарифы на которые являются предметом обсуждения, однако из-за уязвимости этой категории товаров от внешней конкуренции для какой-либо из стран АСЕАН, вопрос об их либерализации откладывается на более поздний срок (например, уязвимая для большинства членов АСЕАН автомобильная промышленность);
4. тарифы, полностью исключаемые из процесса либерализации (например, на продукцию сельского хозяйства)6.
В декабре 1995 было принято решение форсировать завершение создания АФТА с 15 до 10 лет, полностью сократив тарифы до уровня 0-5% к 2003, а по возможности - к 2000. Устанавливалось, что список товаров по СЕПТ утверждается на ежегодных совещаниях министров экономики стран АСЕАН, а текущей работой по согласованию товарных списков занимается Совет АФТА, поочередно возглавляемый одним из указанных министров7.
Благодаря поэтапному расширению номенклатуры товаров, подпадающих под тарифную либерализацию, а также присоединению к АФТА Вьетнама, списки по СЕПТ на середину 1997 года включали в себя свыше 42 тысяч наименований или около 85% внутриасеановского товарооборота. С 1 января 1998 к схеме СЕРТ подключились Лаос и Мьянма, соответственно перечень возрос до 45 тысяч наименований. Для Вьетнама переходный период принятия ЦЕПТ заканчивался в 2006, для других новых членов АСЕАН - 2008.
"Ахиллесовой пятой" АФТА являлся почти полный вывод за рамки либерализации региональной торговли товаров сельскохозяйственного производства, проходящих по категории "временных исключений". Этот список значительно пополнился с подключением к АФТА индокитайских государств и Мьянмы. Серьезной проблемой оставалась либерализация тарифов на продукцию автомобильной промышленности членов АСЕАН, относящуюся к категории "особо чувствительных" товаров8.
В качестве главного средства для привлечения прямых иностранных капиталовложений, страны АСЕАН рассматривали создание Асеановской инвестиционной зоны (ASEAN Investment Area). План предполагает устранение к 2010 внутриасеановских барьеров, внеасеановские страны будут
6 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2001. - С. 265.
7 Соловьев Э. Россия во внешнеполитической стратегии Б. Обамы: Преемственность и обновление // Мировая экономика и международные отношения - 2010. - №8 - С. 55.
8 Шарипова А. Азиатско-Тихоокеанский регион и экономическая безопасность Республики Казахстан / А. Шарипова // Мысль, 2003. Т. № 5. С.34.
пользоваться льготным режимом с 2020. Главная цель - создание единого рынка капитала в лице АСЕАН. На начальной стадии предполагается поэтапно ликвидировать имеющиеся ограничения и либерализовать законодательство в сфере капиталовложений. Все инвесторы из стран АСЕАН получат равный статус с национальными компаниями. Первым будет открыт сектор обрабатывающей промышленности9.
Что касается институциональной структуры АСЕАН, то высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется Постоянным комитетом (ПК) в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём. Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН10.
Вызовы и дилеммы АСЕАН на среднесрочную перспективу
Среди трудностей, возникающих при анализе перспектив развития АСЕАН в ближайшем будущем, эксперты-международники склонны называть следующие проблемы:
- адаптацию новых членов в рамках АСЕАН (страны Индокитая, Мьянма) и выравнивание уровней развития на основе рыночной экономики с различной долей государственного вмешательства;
- противоречие между сохранением нынешнего межгосударственного статуса АСЕАН как Ассоциации, основанной на принципах консенсуса и взаимных консультаций, и продвижением к организации с наднациональными руководящими органами по примеру Европейского Союза;
- вопрос о национальной аутентичности Индонезии (унитарное или федеральное устройство, перспектива распада и межэтнических конфликтов по примеру бывшей Югославии);
- территориально-пограничные споры внутри АСЕАН (Малайзия -Сингапур, Малайзия - Филиппины, Малайзия - Индонезия);
9 Шарипова А. Азиатско-Тихоокеанский регион и экономическая безопасность Республики Казахстан / А. Шарипова // Мысль, 2003. Т. № 5. С.38.
10 Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. Д-ра экон. Наук, проф. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006. - С 217.
- вопросы, связанные с включением стран АСЕАН в процесс глобализации: реформа властных структур, преодоление негативных социально-экономических последствий;
- перспектива поглощения АСЕАН за счет создания более масштабного Восточно-Азиатского экономического сообщества (АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея)11.
Все эти факторы ослабляют процесс региональной интеграции в рамках АСЕАН и делают ее гораздо более аморфной организацией, чем ЕС или НАФТА. Вместе с тем, общее географическое положение, близость исторических судеб, общность идеологии национализма стимулируют сближение стран АСЕАН.
Региональная интеграция в рамках АСЕАН вступает в противоречие с такими глобальными форумами как ВТО или АТЭС. Можно сказать, что в ЮВА наблюдаются два параллельных процесса. С одной стороны -укрепление регионального сотрудничества. С другой - включение стран АСЕАН в процесс экономической глобализации. Переплетение этих двух противоречивых тенденций лежат в основе дискуссий о будущем развития АСЕАН.
Тем не менее, сегодня АТР - стремительно развивающийся, играющий большую роль в жизни мирового сообщества и являющийся ключевой фигурой в международных отношениях регион, ориентированный на перспективное развитие и дальнейшее наращивание потенциала.
Использованные источники:
1. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. Д -ра экон. Наук, проф. Н.Н. Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006. - 430 с.
2. Современные международные отношения и мировая политика: учебник / [Торкунов, И.Г. Тюлин, А.Ю. Мельвиль и др.]; Моск. Гос. Ин -т междунар. Отношений (МГИМО - Университет) МИД России; отв. ред. А.В. Торкунов. - М.: Просвещение, 2005. - 990 с.
3. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов/. Щербанин Ю.А., К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 128 с.
4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. -М.: Юристъ, 2001. - 368 с.
5. Соловьев Э. Россия во внешнеполитической стратегии Б. Обамы: Преемственность и обновление // Мировая экономика и международные отношения - 2010. - №8 - с. 46-55.
6. Шарипова А. Азиатско-Тихоокеанский регион и экономическая безопасность Республики Казахстан / А. Шарипова // Мысль, 2003. Т. № 5.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2001. - С. 71.