Научная статья на тему 'Расширение географических границ торгово-экономических блоков'

Расширение географических границ торгово-экономических блоков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
491
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНИЦЫ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛОКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расширение географических границ торгово-экономических блоков»

Расширение географических границ торгово-экономических блоков

Л.Ф. Пахомова

Кандидат экономических наук (Институт востоковедения РАН)

Предпосылки создания ВосточноАзиатского сообщества

На рубеже 2005 и 2006 гг. произошли два весьма значимых события, которые могут оказать воздействие на процессы глобализации и регионализации. С первого января 2006 г. в Западном полушарии начала функционировать Межамериканская зона свободной торговли (МЗСТ), где основным лидером являются США и североамериканские ТНК. Другим событием стало принятие важных решений на трех саммитах, состоявшихся в Куала-Лумпуре (Малайзия) 14-15 декабря 2005 г., прежде всего касающихся создания Восточно-Азиатского (экономического) сообщества — BAC (East Asia Community — EAC). Этому предшествовал долгий и весьма сложный поиск путей и компромиссов для улучшения условий потоков товаров, капиталов, услуг и технологии на двустороннем, многостороннем, субрегиональном, региональном и мировом уровнях.

Многие страны Азии в поиске приемлемого компромиссного ответа и региональной компенсации на вызовы глобализации и неизбежные потери в процессе ее продвижения все активнее прибегают к заключению и реализации как двусторонних торговых соглашений (ДТС), так и многосторонних или региональных торговых соглашений (МТС / РТС). По состоянию на 2005 г. из заключенных 210 торговых соглашений странами-членами АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское

экономическое сообщество) 40 (1 9%) соглашений представляли собой двусторонние соглашения о свободной торговле и подготовлялось, по меньшей мере, еще 20 (1). Основная часть РТС представлена соглашениями о преференциальной торговле (СПТ), которые можно отнести к начальной стадии либерализации торговли. Более продвинутую стадию либерализации представляет, например, Соглашение о свободной торговле, заключенное Соединенными штатами и Сингапуром в 2003 г. При этом США впервые пошли на подписание такого соглашения с государством Азии, хотя несколько раньше США заключили подобное соглашение с Чили.

В развернувшемся процессе либерализации лидировали страны Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии. При этом новым явлением становится растущее внимание многих стран региона к перспективам сотрудничества с Россией, а также со странами с переходной экономикой в Центральноазиатском и Кавказском субрегионах. Возможности и перспективы расширения двустороннего и многостороннего взаимодействия рассматриваются в связи со значительным расширением торгово-экономического сотрудничества и стремительно нарастающей интеграции в данных субрегионах и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.

Ключевая роль в этом процессе отводится форуму АТЭС, в который входит 21 государство, включая Россию и территории

(Гонконг и Тайвань). Страны - члены АТЭС производят 56% мирового ВВП, их товарооборот составляет 44%, а инвестиции — 40%.

Анализ решений, принятых на прошедшей в ноябре 2006 г. в Ханое 14-й встрече АТЭС, свидетельствует о повышении внимания ее организаторов к улучшению деятельности этого крупного международного форума и активизации обновляемых структур. Девиз встречи «К динамичному сообществу в интересах устойчивого развития и процветания», открывал возможность обсуждения и принятие решений не только по вопросам построения системы свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности, но и по более широкому кругу экономических и социальных проблем. Значительное внимание было уделено предотвращению угроз устойчивому развитию, созданию безопасной и благоприятной среды для предпринимательской деятельности. Положительная оценка была дана РТС/ССТ, которые позволяют уменьшать издержки при трансакциях. Вместе с тем продолжается сложная работа по совершенствованию типовых критериев для заключения таких договоров с учетом Богор-ских целей, т.е. создания системы свободной и открытой торговли и инвестирования для развитых стран к 2010, а развивающихся — к 2020 г., и Пусанской «дорожной карты», предусматривающей снижение законодательных, административных и технических барьеров для торговли и предпринимательской деятельности в экономиках региона. Однако РФ пока не определила свои сроки достижения этих целей.

Принятый Ханойский план действий включает дальнейшее сокращение транзакционных издержек на 5% к 2010 году, расширение либерализации и инвестиционной деятельности, содействие развитию частнохозяйственного сектора, улучшение государственного урегулирования деловой активности.

Приоритетной областью для АТЭС является энергетическая безопасность. Министрам энергетики стран-участниц форума поручено содействовать разработке новых и возобновляемых источников электроэнергии, улучшению условий трансграничной торговли электроэнергией и инвестирования в энергетику.

Особое внимание было уделено дальнейшему развитию политики АТЭС, содействующей развитию инноваций и появлению новых возможностей для экономического роста в регионе. Был также принят в качестве пособия доклад «О диспропорциях в социально-экономическом развитии региона АТЭС» при дальнейшем реформировании экономик.

Борьба с терроризмом предусматривала, в частности, обеспечение безопасности железнодорожных перевозок и общественного транспорта, а также систем поставок в регионе АТЭС. В этой связи была поддержана инициатива АТЭС о создании контактной группы по вопросам портовых услуг и расширению сотрудничества и контактов между портами и смежными секторами в экономиках- участницах АТЭС. Предусматривается также усиление сотрудничества и улучшение координации для повышения готовности региона к возможным стихийным бедствиям.

Пожалуй, впервые были определены положения относительно перспектив развития всего сообщества. В частности, признавалась важность экономического и технического сотрудничества для обеспечения справедливого роста и совместного процветания, а также необходимость более четкого определения приоритетов и повышения эффективности реализации конкретных программ. Затронуты были и новые социальные и культурологические проблемы. В частности, декларировалось наступление на «культуру коррупции», признавалась необходимость создания безопасной и многокультурной среды и расширение диалога между культурами и религиями в ареале АТЭС.

Прослеживается также тенденция ослабления ведущей роли США в деятельности АТЭС, которая отчасти перешла на данном этапе к Австралии, что, возможно, обусловлено озабоченностью Вашингтона в связи с налаживанием работы Межамериканской зоны свободной торговли, о которой говорилось выше, а также ожиданием очередных инициатив 16 государств, направленных на создание Восточноазиатского экономического сообщества. Радикальную позицию Австралии, которой предстоит стать председателем АТЭС в 2007 г., разделяют Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, т. е. страны,

которые близки к выполнению задачи, поставленной перед развитыми странами к 2010 году. Однако большинство стран АСЕАН придерживается несколько иной позиции. (2)

Россия является полноправным участником АТЭС, а ее товарооборот со странами- участницами форума, прежде всего с КНР, США. Японией, ЮЖной Кореей составляет свыше 87%о от общего товарооборота с АТЭС и, возможно, в 2006 г. составит около 60 млрд долл. Однако это даже меньше, чем пятая часть торговли РФ с внешним миром.

Как и каждое государство- член АТЭС, РФ имеет свой Индивидуальный план действий (ИПД). В марте 2005 г. на собрании форума положительную оценку получил обзор ИПД России по либерализации условий торговли и инвестирования и повышению уровня открытости экономики за семь лет участия нашей страны i в данном форуме. Кроме того, намечается активизация России по ряду направлений, в том числе по созданию системы энергетической безопасности на дальнем Востоке, что отвечает интересам не только нашей страны1, но и потенциальным потребителям российских энергоресурсов в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Кроме того, в 2007 г. в нашей стране будет проведено заседание Рабочей группы1 АТЭСпо применению научных открытий и новых технологий в промышленности.

Напряженность борьбы i за передовые позиции в процессах глобализации и регионализации, а также за прагматические национальные интересы1 проявилась в заключенных странами АТЭС двусторонних и многосторонних соглашений. Каждому из этих соглашений присуща своя структура, товарная номенклатура, степень и глубина тарифных сокращений, ликвидации нетарифных барьеров и ряд других условий.

Другим важным центром, определяющим тенденцию регионализации, является Ассоциация государств ЮТо- Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят 10 стран (Бруней Даруссалам, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма (Бирма), Сингапур, Таиланд, Филиппины). Первоначально ее основным принципом был принцип «открытого регионализма» (open regionalism). Он пред-

полагал возможность вхождения в региональную или субрегиональную группировку лишь стран, относящихся к данному географическому ареалу. Однако на последующих этапах их формирования стали допускаться приграничные государства и даже более отдаленные. Но для этого было необходимо изменить концепцию «открытого регионализма», что было бы возможным при нахождении определяющего признака государств. вступающих в новое объединение. Поиски такого общего элемента для всех стран оказались непростыми и суть новой парадигмы в какой-то мере передает образный термин — «регионализм миски лапши» (spagheti bowl regionalism), т. е. объединяющим фактором становится само множество крупных и относительно небольших по охвату соглашений, заключаемых между большими и малыми государствами, государствами, находящимися в различных регионах и т. д. Однако эта концепция работает, что и позволяет постепенно переходить от «открытого регионализма» к расширению торгово-экономического сотрудничества с определенным кругом стран, наиболее близких к границам Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Южная Корея). Вместе с тем парадигма открытого регионализма предполагает смещение акцента с высоких темпов экономического роста и стабильности на использование преимуществ экономической интеграции разных по уровню социально-экономического развития стран на обеспечение взаимного развития, позволяющего двигаться вперед.

К 2005 г. страны - члены АСЕАН заключили, или же вели переговоры по подготовке значительного числа соглашений. Сингапур заключил соглашения с США, Южной Кореей, Японией, Австралией, Новой Зеландией; Филиппины с Японией и Вьетнамом; Малайзия с Японией и Таиландом; Таиланд с США, Японией, Малайзией, Китаем, Австралией, Южной Кореей, Лаосом, Индией, Бангладеш; Вьетнам с США и Филиппинами; Мьянма с Китаем, Бангладеш; Камбоджа с Индией и Южной Кореей. И это далеко не полный их перечень.

Наиболее важными являются соглашения АСЕАН как коллективной группировки с Китаем, Индией, Южной Кореей, Авст-

шившиеся военным переворотом, отодвинули окончательные сроки подписания соглашения.

Можно с достаточной степенью уверенности предположить, что реальная отдача от данных соглашений, особенно если они заключаются между гигантскими экономиками и переходными экономиками, будет неоднозначной. Тем не менее, Таиланд, например, рассчитывает существенно увеличить сбыт машин в Австралии, с которой недавно было заключено ССТ. Действующее два года ДТС королевства с Индией также приносит первые положительные результаты, хотя в полную силу оно вступит лишь в 2010 г.

На современном этапе к экономическим интересам все в большей степени примешиваются геостратегические, геополитические и геоэкономические интересы наиболее крупных экономик региона. Стремление к расширению и совершенствованию договорной базы проявляют, прежде всего, страны с высокими темпами роста. Согласно оценке МВФ рост мировой экономики в 2005 г. должен был составить 4,3%, в том числе в США - 3,6%. Ниже приводятся темпы прироста ВВП в ряде стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

Таблица 1

Динамика реального ВВП развивающихся экономик Азии (2002 - 2005), %

Страны 2002 2003 2004 2005*

Китай 8,3 9,1 9,0 8,5

Индия 5,0 7,2 6,4 6,7

Япония

Южная Корея 7,0 3,1 4,6 4,0

Страны АСЕАН

Бруней 2,7 2,1 3,6

Вьетнам 7,1 7,5 7,5

Индонезия 3,7 4,1 3,8 5,1

Камбоджа 5,2 6,0 2,3

Лаос 5,9 6,5 7.0

Малайзия 4,1 5,3 6,5 7,0

Мьянма (Бирма) 13,8 12,6

Сингапур 2,2 1,4 8,2 4,2

Таиланд 5,4 6,8 6,2 6,4

Филиппины 4,3 4,7 6,1 4,7

Все страны АСЕАН 4,3 5,1 5,5 5,4

* Оценка

Источник: БИКИ. 19.10.04; 20.08.05 Российский внешнеэкономический вестник №2 (Февраль) 2007

ралией, Японией, а также и с Российской Федерацией. Кроме того, АСЕАН имеет соглашение с субрегиональной организацией АНЗСЕПТА, в которую входят Австралия и Новая Зеландия. Еще большая пестрота типов и видов двустороннего и многостороннего партнерства и сотрудничества имеет место в ряде других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Следует отметить также, что хотя переговоры между Таиландом и Японией по созданию зоны свободной торговли в основном завершились в 2005 г. и была достигнута договоренность по ключевым вопросам. Так, например, предполагалось, что после подписания договора и утверждения его парламентами обеих стран в 2006 г. постепенно будут снижаться импортные пошлины на сталь с 5 - 10% до 0% в течение 8 - 10 лет. Таиланд смог также добиться преференций и снижения тарифов на куриное мясо с 6 до 3%, на фрукты и овощи с 5 - 10% до 0%. Однако получить преференции и увеличить свою долю на рынке сахара и риса таиландские переговорщики не смогли. Однако продолжавшиеся несколько месяцев выступления оппозиции, требовавшей смещения Таксина Сина-ватра с поста премьер-министра, завер-

В послекризисные годы многие страны ЮВА, в том числе Сингапур, были вынуждены преодолевать дестабилизирующие факторы, во многом обусловленные чрезмерной ориентацией внешней торговли на отдельные страны, прежде всего, на Соединенные Штаты. Это предопределило необходимость поиска новых торговых контрагентов, в качестве которых и выступили для большинства стран региона Китай и Индия.

В то же время для стран ЮВА одним из ключевых вопросов становится определение ведущей экономической силы, или так называемого локомотива роста. Одним из вероятных вариантов представлялось, по мере продвижения на переговорах к заключению соглашения АСЕАН + 3 (10 государств АСЕАН + Китай, Япония, Индия), выдвижение как ведущей экономической силы именно этих трех государств, которые бы могли дополнять друг друга. Однако параллельно формировалась и иная композиция АСЕАН + 3, включавшая помимо Китая и Японии Южную Корею. Весьма скоро к участию в формировавшемся экономическом блоке Восточной Азии, в который, по замыслу его создателей, в частности бывшего премьер-министра Малайзии, должны были войти лишь государства Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, проявляли внимание и другие государства. Преемник Махатхира Мохамада Абдуллах Бадави положительно оценивал участие «белых государств» в будущем сообществе.

В свою очередь, правительство Южной Кореи еще в 2002 г. приняло решение о первоочередности заключения ДСТ с Сингапуром, Японией, Малайзией, Таиландом, другими странами АСЕАН. Примечательно, что во время переговоров в 2004 г. была достигнута договоренность о включении в число товаров продукции, производимую в Кэсонском промышленном комплексе (КНДР). Подписание соглашения было намечено на 2005 год. На первом этапе предполагалось создать Восточноазиатскую ассоциацию свободной торговли (East Asia Free Trade Area — EAFTA). По мнению корейского профессора Кима Янги, Объединение АСЕАН и ЕАфТА будет содействовать формированию «оси роста» в Восточной и Юго-Восточной Азии, способной конкурировать с такими мощнейшими экономическими объединениями как НАФТА и

ЕС. (4) Первым шагом к созданию ЕАФТА должно было послужить заключение соглашения о свободной торговле между Южной Кореей и Японией в конце 2005 г. Одновременно активизировались переговоры об аналогичном соглашении с АСЕАН, которое должно было вступить в силу в 2009 г. (5)

В годы кризиса 1997—1998 гг. и в последующий период Япония оказывала странам ЮВА значительную помощь, что содействовало укреплению ее экономических позиций в субрегионе. Примечательно, например, что после цунами 2004 г. Япония предложила помощь Индонезии в размере 500 млн долл. США. (6). В товарообороте со странами АСЕАН доля Японии составляет около трети. Она является важным поставщиком технологий, сложного оборудования, в то время как Китай выступал в основном как провайдер потребительских товаров. Внедряются и расширяются новые формы сотрудничества по мере достижения договоренностей министров финансов стран АСЕАН, Японии, Китая и Южной Кореи в 2000 и 2005 гг. В частности, к 2005 г. было заключено с целью предотвращения валютных кризисов 14 двусторонних бартерных соглашений на общую сумму 44 млрд долл. США. Эти же страны выступили с инициативой развития регионального и местных рынков облигаций. В 2002 г., т.е. раньше, чем США, Япония заключила соглашение с Сингапуром о создании зоны свободной торговли. Кроме того, Япония инициировала соглашения о создании на двусторонней основе зон свободной торговли с Южной Кореей, Малайзией, Таиландом и Филиппинами (7).

В свою очередь, Китай в 2002 г. заключил рамочное соглашение с АСЕАН об экономическом сотрудничестве, в котором говорилось также о создании ЗСТ в течение 10 лет. Первоначально вступление в силу подготавливаемого соглашения намечалось на 2010 год. При этом представители КНР заявили о формировании стратегического партнерства со странами субрегиона. Однако, как правомерно отмечает российский экономист А.А. Рогожин, «было бы ошибкой рассматривать упомянутый принцип излишне прямолинейно... Под стратегическим партнерством понимается, скорее, реализация формально оговоренных, согласованных

и взаимоприемлемых общих принципов сотрудничества, основанного на максимально возможном соблюдении главного из них — взаимности». (8)

На балийском саммите АСЕАН в 2002 г. было заключено также рамочное соглашение с Японией, предусматривавшее более тесное экономическое сотрудничество и создание зоны свободной торговли к 201 2 г. С инициативой создания ЗСТ с АСЕАН к 2011 г. выступила и Индия, что было зафиксировано в соответствующем соглашении. Страны АСЕАН позитивно отнеслись и к предложению Южной Кореи о возможном создании совместной ЗСТ.

При всем различии исходных политических и экономических позиций, эти государства в той или иной мере проявляют заинтересованность в стратегическом партнерстве для своего продвижения на обширнейший рынок, создания особых условий для промышленного сотрудничества с учетом особенностей и возможностей экономик широкого круга стран. Однако для этого, прежде всего, требуется налаживание взаимоотношений данных стран и распределение их ролей с тем, чтобы подготовить основу последующей интеграции с другими экономиками. В настоящее время уже имеются варианты заключенных и готовящихся соглашений о свободной торговле между данными государствами. Разработана и концепция создания структур для координации совместной экономической политики.

На новом этапе интеграционного процесса намечается использование определенных связующих звеньев, которые могут содействовать углублению и расширению интеграционных процессов. Так, например, Таиланд является членом АСЕАН, а, значит, и всех соглашений последней. Вместе с тем Таиланд поддержал инициативу стран Бенгальского залива по созданию многосекторального технического и экономического сотрудничества Бангладеш, Индии, Мьянмы, Шри-Ланки ЭС - БИМШТ. (Ранее это был Форум экономического сотрудничества данных стран). Страны - участницы ЭС - БИМШТ подписали также рамочное соглашение о свободной торговле.

Еще одним таким звеном может стать Бангкокское соглашение (Bangkok Agree-

ment), которое было создано по инициативе Экономической и Социальной Азиатско-Тихоокеанской комиссии (ЭСКАТО) в 1975 г. и являлось первым соглашением развивающихся стран Азии о преференциях. Страна-ми-учредительницами являются Бангладеш, Индия, Южная Корея, Лаос и Шри-Ланка. В 2001 г. к ним присоединился Китай. Главной задачей данной организации является содействие развитию внутрирегиональной торговли за счет взаимно согласованного предоставления преференций. Развернувшийся процесс активизации деятельности данной организации проявился в проведении в ноябре 2005 г. в Бангкоке первой сессии министерского совета по Азиатско-Тихоокеанскому торговому соглашению. На ней было принято решение о проведении третьего раунда тарифных концессий по почти 4000 тысячам наименований товаров 1 июля 2006 г., а вскоре после этого намечалось и проведение четвертого раунда. На данной министерской сессии было решено изменить прежнее название Бангкокское соглашение и назвать его в соответствие с географическими рамками Азиатско-Тихоокеанское торговое соглашение (Asia Pacific Trade Agreemehnt - APTA). Ключевым моментом нынешнего этапа активизации деятельности АПТА является расширение его участников на основе принципа открытого регионализма. Россия, как и любая страна - участница ЭСКАТО, может подать заявку на вхождение в данную организацию (10).

Следует также учитывать нарастающую тенденцию перерастания формирующихся торговых группировок во всеохватывающие экономические блоки, в которых создаются особые условия для потоков товаров, инвестиций, финансов и разнообразных услуг.

Приведенные выше данные свидетельствуют не только о географическом расширении интеграционных процессов, их дальнейшем углублении, а также их значительной функциональной диверсификации. Общим результатом этих и ряда других сопутствующих процессов является расширение региональных границ торгово-экономических блоков, которые на грядущей стадии интеграции могут стать ее основой в глобальном масштабе. Как отмечается в докла-

де ЭСКАТО, «функциональная интеграция возможна на основе консолидации и согласованности различных обязательств в рамках многочисленных существующих двусторонних и многосторонних соглашений о торговле, членами которых может быть одна или несколько стран. При наличии необходимой политической воли в долгосрочной перспективе можно добиться даже объединения региональных и двусторонних финансовых организмов, предусматривающих аналогичные договоренности в области торговли и инвестиций»^ 1)

Это оптимистическое видение дальнейшего развития начавшихся процессов безусловно может быть омрачено усилением конкурентной борьбы, отстаиванием протекционизма, схватками за лидерство и ведущие позиции в формирующемся новом мире. В результате неизбежны временные возвышения отдельных государств и группировок, перепады в скоростном движении различных социально-экономических сдвигов. Однако главный процесс — расширение и углубление глобализации представляется необратимым.

На 10-м саммите государств АСЕАН + 3 (КНР, Южная Корея, Япония), который состоялся в ноябре 2004 г. в Лаосе, было принято решение о проведении в Малайзии первого Восточно-Азиатского саммита. Следует отметить, что уже тогда министр иностранных дел России подал заявку на присоединение к будущему перспективному форуму. После принятия данного решения оживилась дискуссия о создании «Восточно-Азиатского сообщества» (ВАС), географические рамки которого первоначально предусматривали включение трех государств Северо-Восточной Азии и 10 государств Юго-Восточной Азии. Следует отметить, что в апреле 2005 г. на неформальном совещании министров иностранных дел стран АСЕАН (ритрите) было решено, что центральная роль в будущем Восточно-Азиатском сообществе будет отводиться Ассоциации. Активизировалась и деятельность ряда стран, направленная на сближение с АСЕАН. Так, например, в июле 2005 г. Новая Зеландия подписала договор о дружбе и сотрудничестве с АСЕАН, т. е. Балийскую декларацию 1976 года. Ранее к данному договору присоединились Индия, КНР, Южная

Корея, Япония. Австралия на протяжении ряда лет оттягивала подписание договора с АСЕАН о дружбе и сотрудничестве, опасаясь, что он будет противоречить договору о безопасности с США. Данный акт состоялся лишь накануне проведения саммита, так как без выполнения этого условия Австралия не смогла бы войти в ВАС.

Это решение положило начало учреждению на 11-м саммите АСЕАН 14 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре межгосударственного интеграционного объединения — Восточно-Азиатского сообщества. Его основополагающим принципом был провозглашен «открытый регионализм», основывающийся на формуле «АСЕАН + Х». Эта гибкая формула, общий девиз «единое видение, единая идентификация, единое общество», а также выработка основных критериев для принятия в новое объединение различных государств, позволили войти в состав ВАСа десяти государствам - членам АСЕАН, трем государствам Северной Азии, а также Индии, Австралии и Новой Зеландии. (1 2) Вхождение двух последних государств в состав данной организации в определенной степени было облегчено имевшимся договором между АСЕАН и АПСЕПТА. Следует отметить, что такой состав новой группировки исходил не только из открытого регионализма, но и нового регионализма или «регионализма миски лапши». Это отметил в своем выступлении один из основных организаторов ВАС — Махатхир Мохаммад, который отметил, что Австралия и Новая Зеландия не являются ни азиатскими, ни восточными государствами». (1 3) Тем не менее, Австралия в силу своей относительной близости к региону и ряду других причин, уже в значительной степени интегрирована в экономику Восточной и Юго-Восточной Азии.

Принятие какого-либо государства в состав формирующегося сообщества исходило из трех критериев: присоединение к Балийскому договору от 1976 г., наличие статуса полномасштабного партнера АСЕАН по диалогу, сущностной характер сотрудничества с Ассоциацией.

На саммите в Куала-Лумпуре была одобрена «дорожная карта» формирования нового объединения. Она предусматривает проведение саммитов; выработку и принятие

Устава ВАС; создание зоны свободной торговли; подписание соглашения о валютнофинансовом сотрудничестве; создание единой транспортной и коммуникационной сети; принятие декларации о правах человека (14). Наряду с другими задачами особое внимание предполагается уделять углублению экономической интеграции, либерализации торговли, созданию новых рыночных механизмов. Особое значение придается перспективам формирования общего валютного рынка и принятию единой денежной единицы, а также созданию зоны свободной торговли. Примечательно при этом, что одним из главных побудительных мотивов усиления интеграции в большинстве стран являются огромные возможности, связанные с внедрением и освоением продукта третьего поколения технологий (Э - 3). По многим этим и ряду других направлений на протяжении ряда лет велась определенная работа и развертывались дискуссии. В частности, финансовый кризис содействовал формированию концепции создания единой азиатской валюты и расширения механизмов взаимозачета внешнеторговых операций. Однако эти инициативы были пресечены США.

Следует отметить что, несмотря на лоббирование США на данном саммите со стороны Сингапура и Японии, кандидатура данного государства в члены ВАС была отклонена из-за отсутствия у США на тот момент важнейшего критерия - присоединения к Балийскому договору о дружбе и сотрудничестве в ЮВА. Однако ВАС провозглашен открытой организацией, и желание вступить в нее проявили и другие государства.

Вместе с тем новому форуму, который в западной прессе называют «Клубом 1 6-ти», предстоит решить множество сложнейших проблем, а также согласовать целевые установки и определить новые временные рамки достижения конкретных целей.

Восточно-Азиатский саммит в Куала-Лумпуре состоялся буквально на следующий день после проведения там же первого саммита Россия - АСЕАН. Вопреки первоначальному формату проведения саммита, В.В. Путину была предоставлена возможность выступить на нем. В своем выступлении он подчеркнул, что Россия не ищет для себя получения односторонних преимуществ. «Наше

кредо в Азии — равноправное партнерство и взаимная выгода. У России всегда были, есть и будут долгосрочные политические, экономические и в широком смысле цивилизационные интересы.А вовлеченность в интеграционные процессы (восточно-азиатского) региона способствует созданию благоприятных внешних условий для социально-экономического развития в стране в целом и, прежде всего, для Сибири и Дальнего Востока». (1 5).

Россия сделала еще один шаг в направлении к присоединению к новой региональной организации. Рассмотрение вопроса о принятии России в состав ВАС должно было состояться на саммите в декабре 2006 г. в г. Себу (Филиппины). (16)

Согласно оценке официального представителя МИД России М.П. Камынина, инаугурация ВАС это свидетельство дальнейшего развития созидательных объединительных процессов, укрепления многополярности в региональных делах, начало движения к созданию нового межгосударственного политико-экономического объединения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вместе с тем возникает вопрос, если при образовании нового сообщества в него вошли 1 6 государств, причем подавляющее большинство из них являются членами АТЭС, в котором состоит 21 государство, то каково будет различие в их форматах и целевых установках. Вместе с тем при всей сложности соотношения национальных и региональных интересов на данном этапе создается во многом новая и сложная архитектоника возникшего Восточно-Азиатского сообщества. Британский журнал Economist в статье под удручающим названием «Мертворожденный» (Dead on Arrival) расценивал первый Восточно-Азиатский саммит как «амбициозную попытку создать общую цель для 1 6 государств с крайне разными экономиками, культурой и политическими системами, что будет труднее, чем где бы то ни было еще в мире. При этом, считает автор этой статьи, Китай будет игнорировать намерение создать ВАС и сосредоточит свою дипломатическую энергию на укреплении АСЕАН + 3. Данная группировка возможно и станет основным локомотивом экономического роста в регионе и ее мало будет беспокоить параллельное развитие ВАС. В опре-

деленной мере эту точку зрения разделяет и Китайский экономист Чу Шулон (Chu Shulong) из Университета Синьхуа. Он, в частности, полагает, что китайские лидеры считают АСЕАН + 3 самым важным многосторонним форумом, а поэтому Китай будет стремиться прежде всего устанавливать свою систему свободной торговли с АСЕАН. (17)

Сможет ли АСЕАН стать ядром нового сообщества?

Окрепшие после кризиса страны АСЕАН подошли к обеспечению политических условий для ускорения и углубления региональной интеграции. В октябре 2003 г. лидеры 10 государств подписали Балийскую декларацию-2 (Declaration of ASEAN Concord II). Ее главной целью провозглашалось создание ^общества АСЕАН на основе общей договоренности и совместных усилий к 2020 г. для сотрудничества в области политики и безопасности, экономического взаимодействия и социо-культурного сотрудничества. Экономическое сообщество АСЕАН (ASEAN Economic Community — AEC) должно иметь единый рынок и единую производственную базу при свободном передвижении товаров, услуг, квалифицированной рабочей силы и капитала. При этом отмечалось, что в зоне АСЕАН должны быть созданы более благоприятные условия для предпринимательства, что придаст дополнительную динамику экономическому развитию стран Ассоциации и укрепит позиции АСЕАН как одного из сегментов глобальной экономики (18).

Новое сообщество должно формироваться на основе тех интеграционных процессов и либерализации потока товаров, капитала и услуг, которые уже достигнуты в АСЕАН. Таким образом, на данном этапе, в отличие от упомянутой выше Межамериканской зоны свободной торговли, оно формируется не на основе интересов североамериканских ТНК, а на основе субрегиональной группировки, которая к настоящему времени продемонстрировала ряд определенных успехов. В частности, особого внимания заслуживает учреждение в 2003 г. зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА).

Данное соглашение готовилось постепенно. Еще в начале 1978 г. вступило в силу соглашение АСЕАН о взаимных преференци-

ях в торговле, которое распространялось почти на 20 тыс. товарных позиций, на которые предоставлялась 50% скидка. В 1 992 г. было достигнуто соглашение о дальнейшем последовательном и поэтапном сокращении товарных тарифов с целью создания в течение 1 5 лет свободной зоны АСЕАН—АФТА—СЕПТ (ASEAN Free Trade Area — Common Effective Preferential Tariff). Его подписание состоялось в 1997 г., т. е. накануне финансового кризиса. Возникшие трудности замедлили процесс оформления новой структуры, но вместе с тем убедили страны АСЕАН в необходимости усиления сотрудничества. Повысить его эффективность и была призвана программа «АСЕАН — видение в 2020 году: партнерство в динамичном развитии». Основной ее целью было преодоление существенных различий в экономическом развитии и борьба с бедностью.

Магистральным направлением в торговой политике АСЕАН в условиях набиравшей силу глобализации, требовавшей освоения нового пространства и подчинения своим требованиям более слабых финансовых и экономических структур, стала либерализация условий торговли и привлечения инвестиций. На первом этапе действия данного соглашения (5 - 8 лет) тарифы на продукцию обрабатывающей промышленности должны были сократиться до 20%, а к концу 1 5-летнего периода до 5%. Дополнительно была принята ускоренная программа, распространявшаяся на 15 приоритетных товаров, рассчитанная на 7 лет. В 1993 г. 15 - летний срок перехода к свободной торговле был сокращен до 10 лет. За это время тарифные ставки должны были снизиться с 20 до 5% к 2000 г., а тарифы, превышавшие 20%, — к 2003 г. Для ряда товаров низкие тарифы (0

- 5%) были введены в 1998 г. Таким образом, средние тарифы подлежали снижению в АСЕАН с 13,4% в 1993 г. до 2,6% в 2003 г. Одновременно сокращался перечень не подпадавших под либерализацию товаров. В конечном счете, программа либерализации условий внутриасеановской торговли должна была охватить уже не 85% товарных позиций, а все 100. Однако кризис побудил страны АСЕАН внести изменения в график действий и включения ряда товаров в список продукции, временно освобождаемой от снижения тарифов. В ноябре 1999 г. был утвержден пакет антикризисных мер, направленных на

ускорение формирования АФТА. Прежде всего, были изменены на основе дифференцированного подхода к различным странам АСЕАН сроки введения данной схемы. Для «шестерки ветеранов» АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины) этот срок наступал в 2002 г., для Вьетнама - 2003, Лаоса и Мьянмы - 2005, Камбоджи - в 2008 году.

С первого января 2003 г. «шестерка» АСЕАН снизила 99,5% своих таможенных тарифов (на 44 144 из 44 361 товарных позиций) до уровня от 0 до 5%. Соответственно средние тарифы в субрегионе уменьшились с 1 2,76% до 2,39%. Одновременно было подтверждено намерение о полной отмене тарифов наиболее экономически развитыми шестью странами АСЕАН к 2010 г., а остальными государствами Ассоциации к 2015 году. При этом условия АФТА должны на них распространиться постепенно. Хотя Вьетнам, Лаос и Камбоджа присоединяться к выполнению требований АФТА лишь в 2010 г., можно со значительной степенью уверенности говорить, что они получат от этого значительные преимущества (19).

Для обеспечения поставленных задач в 2004 г. в основном была завершена гармонизация номенклатуры товарных позиций и их стандартизация в 11 приоритетных секторах экономики, что способствовало определенному снижению расходов на деловые трансакции в АСЕАН. Эти и ряд других мер содействовали увеличению удельного веса внутриасеановской торговли. В 1980 г. она составляла в товарообороте Ассоциации 17,4%, в 1990 - 19,0%, а в 2003 г. 21,2% (20). Страны - члены АСЕАН надеются, что создание АФТА поможет повысить конкурентоспособность их товаров, расширить экономические связи, активизировать двусторонние и многосторонние потоки капитала и внутриасеановскую торговлю в целом.

Вторым важным направлением расширения и углубления интеграции на субрегиональном уровне стала инфраструктура, в том числе транспорт, а также инфраструктура, обеспечивающая энергетическую безопасность стран - членов АСЕАН. В частности, начато сооружение автострады АСЕАН. Соглашение о сотрудничестве в области транспорта включает условия по транзиту

грузов и межстрановые перевозки товаров, а также транспортные операции, содействующие успеху АФТА и улучшению логистики в регионе. Готовится также дорожная карта, предусматривающая выработку политики в авиационном сообщении.

Еще одним важным направлением взаимодействия стран АСЕАН является сооружение транс-асеановской сети трубопровода для перекачки газа (Trans-ASEAN GAS Pipeline Network. Так, например, с 2001 г. начал действовать трубопровод, протяженностью 640 км, по которому в течение 20 лет Сингапур получит газ на общую сумму 8 млрд долл. Голубое топливо поступает с месторождения Западная Натуна по магистрали, проложенной по морскому дну. Сооружается и второй трубопровод для поставки природного газа (общая сумма 7 млрд долл.) с газоносных залежей в Южной Суматре в Сингапур. Эти два соглашения заложили основу для создания паназиатской газопроводной системы, которая будет обслуживать ряд государств, расположенных между Индонезией и Китаем. В частности, Малайзия планирует поступление газа с месторождений Западной Натуны в свои южные районы. Одновременно заключены соглашения с Таиландом по сооружению трансграничного трубопровода, обеспечивающего поступление природного газа с месторождения в Сиамском заливе, которое находится в совместной собственности обеих стран, в южный Таиланд (район г. Сонгхла) и далее на север Малайзии. Этот таиландско-малайзийский газопровод может улучшить соотношение спроса и предложения на топливо на всем протяжении от Индонезии до Таиланда. Таиландская нефтяная компания PPT также получает газ с месторождения Ядана (Мьянма). В свою очередь, Вьетнам создает газопроводную сеть в районах, прилегающих к Южно-Китайскому морю. Мелководный характер Сиамского залива и значительной части Южно-Китайского моря облегчают разработку месторождений и прокладку трубопроводов (21). Эти и ряд других энергетических проектов, находящихся на разных этапах их реализации, являются не только важными компонентами трансграничного сотрудничества, но и реальным продвижением интеграции. Они также создают предпосылки для выведения субрегиональной энергетики на более высокий уровень. Раз-

витие трансграничной инфраструктры позволит производить энергоснабжение по наиболее оптимальным схемам. Создающаяся плотная и компьютеризированная сеть трансграничных магистралей (по примеру НАФТА) в перспективе позволит варьировать поставки топлива с учетом возникающих в них потребностей. Как показывает опыт различных стран мира, особые сложности возникают при прокладке таких трубопроводных систем при пересечении границ. В результате замедления их сооружения основными потребителями голубого топлива остаются сами добывающие страны.

Еще одной составляющей развертывающейся глубокой интеграции является сооружение транс-асеановской энергетической системы — ASEAN Power Greed. В декабре 2003 г. АСЕАН была принята в качестве организации-наблюдателя при Энергетической Хартии, являющейся межправительственным органом, содействующим сотрудничеству в области энергетики 51 государства Европы и Азии. Энергетический центр АСЕАН, находящийся в Джакарте, может участвовать во всех заседаниях конференции и ее вспомогательных органах и получать информацию, включая типовые соглашения для строительства и эксплуатации трансграничных трубопроводных систем. Аналогичный статус имеют Китай и Южная Корея. Энергетическая хартия может содействовать и расширению деловых контактов России с данными государствами в сфере энергетики. (22)

Отдельное соглашение предусматривает интеграцию рынка информационнокоммуникационной технологии и его инфраструктуры. (23).

Третьим фактором, содействующим усилению экономического взаимодействия стран АСЕАН, являются многообразные контакты и смешанные формы участия в широком круге компаний и фирм, сплачивающие предпринимательский мир.

Одним из конкретных проявлений намерения содействовать наращиванию потоков товаров и инвестиций является принятие в августе 2003 г. министрами финансов Ассоциации дорожной карты по интеграции АСЕАН в сфере финансов. Она предусматривает развитие рынка капитала, либерализа-

цию финансовых услуг, либерализацию бухгалтерской отчетности, сотрудничество в валютной сфере.

Перспективы вхождения России в Восточно-Азиатское сообщество

Впервые статус консультативного партнера АСЕАН Россия получила в 1994 г., а полномасштабным партнером АСЕАН по диалогу Федерация стала с 1 996 г. Такой же статус имеют 10 государств, в том числе США, ЕС, Китай, Индия, Япония. Сформировавшаяся структура диалога, как своеобразной формы внешних связей, позволяет проводить ряд мероприятий Ассоциации на основе формата 10 + 10. Совместные комитеты сотрудничества, в том числе совместный комитет Россия - АСЕАН, являются основными рабочими органами, обеспечивающими диалог. Таким образом, одному из основных критериев, необходимых для вхождения в ВАС, Российская Федерация вполне соответствует. Имеется и разработанная нормативно-правовая база российско-асеановс-кого сотрудничества. В ноябре 2004 г. на 10м саммите АСЕАН было официально оформлено присоединение России к Договору о дружбе и сотрудничеству в Юго-Восточной Азии, т.е. к Балийскому договору 1976 года. Он был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации. Таким образом, второму критерию, предъявляемому к новым членам ВАСа, Россия также полностью отвечает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несколько сложнее обстоит дело с соответствием третьему критерию, предусматривающим наличие сущностного или субстантивного характера сотрудничества с АСЕАН.

Совокупный валовой продукт 10 стран АСЕАН составил в 2004 г. 373 млрд долл. США, а торговый оборот — 720 млрд долл. США. Однако участие России на обширном рынке ЮВА составляло в 2004 г. лишь около 3 млрд долл. США, что составляло 0,4% от общего внешнеторгового оборота Ассоциации. (23) В то время как торговля стран АСЕАН с Китаем за относительно короткий срок достигла внушительных размеров, так как товарооборот между Китаем и странами

АСЕАН возрастал в среднем на 20% в год, однако не менее быстро росло и отрицательное сальдо, которое составило в 2003 г. свыше 1 5 млрд долл.

Продвижению Китая на рынок АСЕАН содействуют различные политические акции. Так, например, учитывая наличие в субрегионе значительной диаспоры китайского населения, на форуме в Боа, который считается «Азиатским Давосом», предпринимались попытки формировать так называемую «китайскую семью» (Asian Family). В своем выступлении в 2003 г. в октябре 2003 г. на ланче в Бангкоке, где присутствовало более тысячи представителей местной деловой общины, Президент КНР Ху Дзинтау призвал «всех сыновей и дочерей китайского народа» оказывать всяческое содействие в делах, способствующих укреплению экономических контактов между странами их пребывания и Китаем. (24) Следует отметить, что мотив особой, семейной основы новой организации звучит и в высказываниях представителей других стран АСЕАН. Так, например, индонезийский экономист в ходе предшествующей саммиту в Куала-Лумпуре дискуссии предположил, что принятие в ВАС России может вызвать неоднозначное отношение, так как хотя и значительная часть России относится к Азии, но она не является членом семьи азиатских народов.

Выход Индии на рынок АСЕАН не сопровождался столь бурной динамикой роста. Однако у Индии есть свои ниши, и при этом весьма перспективные, на рынке стран АСЕАН. Эти государства проявляют реальную заинтересованность в расширении торговоэкономического сотрудничества с мощным азиатским соседом.

После десяти лет успешного развития диалогового партнерства России с АСЕАН 1 2 декабря 2005 г. в Куала-Лумпуре состоялся первый саммит Россия - АСЕАН, который оказался плодотворным. Лидеры России и стран АСЕАН подписали совместную Декларацию о развитом и всеобъемлющем партнерстве и приняли Комплексную программу действий по развитию сотрудничества РФ и АСЕАН на 2005-2015 гг. В Декларации говорится, что глобализация привела к усилению взаимозависимости государств, в результате чего их безопасность и процветание

стали взаимосвязанными. «Учитывая все более глобальный характер угроз безопасности, противостоять им мировое сообщество может только сообща, наращивая усилия в противодействии им путем более тесной координации на основе принципов и норм международного права и поддержки многосторонности».

Приоритетными областями сотрудничества являются деловое партнерство, сотрудничество в области политики и безопасности, а также экономического и социального развития. «Сотрудничество строится на принципах равноправия, взаимного уважения и выгоды, взаимопонимания и доброй воли, дружественного содействия и поддержки». Новым элементом соглашения является статья о финансовом обеспечении сотрудничества — создании финансовых фондов сотрудничества, которые формируются из бюджетных средств каждой из сторон и расходуются исключительно по обоюдному согласию на конкретные экономические проекты. (25)

На встрече министров иностранных дел, проходившей в те же дни в Куала-Лумпуре, был подписан Договор об экономическом сотрудничестве России с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии. В своем выступлении по случаю данного события министр иностранных дел Малайзии Сайед Хамид Джафар Албар приветствовал намерение России играть более значительную роль в Юго-Восточной Азии и расширять сотрудничество во всех областях. (26)

Одновременно с саммитом в Малайзии проходил и второй Деловой форум Россия - АСЕАН, содействовавший расширению деловых контактов с предпринимательским миром АСЕАН.

Принятая Комплексная программа действий по развитию сотрудничества на 2005-201 5 годы, предусматривает дальнейшее развитие торговли и инвестиций, расширение взаимодействия в области промышленности, транспорта, телекоммуникаций, энергетики, высоких технологий.

Одним из направлений расширения сотрудничества является энергетика, начиная от разведки месторождений углеводородного сырья, включая его добычу и транспортировку. Согласно заявлению министра

энергетики В. Христенко, к 2020 г. 30% экспортируемой Россией нефти пойдет в Азию, тогда как сегодня доля России составляет лишь 3%. В результате этих и ряда других взаимных усилий в 2004 г. товарооборот России с 10 государствами АСЕАН заметно вырос и составил 4,5 млрд долл. В 2005 г. он превысил 5,5 млрд долл. Тенденция дальнейшего увеличения торговли с данными странами будет иметь свое продолжение, так как она исходит из новых открывающихся возможностей развития двусторонних отношений.

Особого внимания со стороны российских транспортно-экспедиторских, проектно-консультативных, финансово-промышленных и логистических структур и компаний заслуживает разработка перспективного направления сотрудничества со странами нового сообщества на совместной основе в связи с сооружением проходящего по российской территории международного транспортного коридора «Север - Юг», соединяющего кратчайшим путем страны Южной, Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, Европы, Центральной Азией и Закавказья. Определенного внимания требует и налаживание грузовых и пассажирских перевозок через Сингапур и Малайзию в Северную Америку и обратно по российским кросс-поляр-ным трассам, плата за полет по которым отменена в конце 2006 года.

Кроме того, сущностной характер отношений усиливается и наличием весьма обширных торгово-экономических связей с другими членами Восточно-Азиатского сообщества, что усиливает позиции России, равно как фактор ее соответствия требованием третьего критерия.

Следует также учитывать, что нарастающее военно-техническое сотрудничество со странами АСЕАН, а также с рядом других членов ВАС (Китаем, Индией) является весьма весомой составляющей «сущностных» отношений со странами ВАС. Дальнейшее наращивание торгово-экономических отношений, включая сотрудничество в военно-технической области, консультативных услуг в деле создания экспортно-производственных зон, научно-промышленных инкубаторов и других современных инновационных структур, также в ряде других областей, в том числе в

сфере туризма, позволит России иметь все основания для вступления в данное сообщество.

Литература:

1. The Straits Times. Singapure, 20-22.11.06

2. Vietnam Investing Review. Hanoy 19-25.

11.06

3. Muradov K. APEC. Quo Vodis? M.: 2005. C.

12

4. ЭСКАТО. Практика в региональных и двусторонних отношениях в Азиатско-Тихоокеанском регионе на примере Центральной Азии. М.: 2005

5. Jin Myung Kim. Dinamic Korea. A Nation on the Move Ministry of Finance and Economy. R.K. M.: 2005. С. 2,7

6. Tumamoto Masaru. After The Thunami, How Japan Can Lead. \\ "Far Eastern Economic Review”. Hong Kong, 2005. T. 168, N 2, c. 10

7. "Бюллетень иностранной коммерческой информации” (БИКИ). 24.05.05

8. Рогожин А. А. Китай и Юго-Восточная Азия: Сближение без иллюзий. \\ Юго-Восточная Азия в 2003 г. Актуальные проблемы развития. М.: 2004. С. 41

9. «Finansial Times», 1 5.1 2.05

10. UN Economic and Social Comission For Asia and the Pacific. 23.1 2.05, c. 1 - 2

11. ЭСКАТО. Практика региональных и двусторонних отношений. С. 23

1 2. «Economist», 2005, T. 377, N 8457. C. 57

1 3. Ong Keng Hong. Towards an ASEAN Single Market and Investment Destination. Bangkok, 18 October 2003. C. 4, 7

1 4. АСЕАН. Встреча на высшем уровне Россия - АСЕАН, Восточно-Азиатский саммит. Куала Лумпур. 1 3-1 4 декабря 2005 г.

1 5. Ong Keng Hong. Указ. соч., c. 1

1 6. «Независимая газета», 16.1 2.05

1 7. Dead on Arrival. \\ «Economist». T. 377, N 8467. С. 57

1 8. Пахомова Л.Ф. Модернизация внешнеэкономической политики стран Юго-Восточной Азии \\ Между регионализмом и глобализмом. М.: 2004. С. 178 - 185

1 9. UNCTAD. Handbook of Statistics; БИКИ. 06.02.01

20. Там же

21. Ong Keng Hong. Указ. соч., с. 4 - 5

22. Секретариат Энергетической Хартии: Пресс - релиз. АСЕАН становится наблюдателем при энергетической хартии. Брюссель. 11 декабря 2003 г. С.1

23. Рогожин А.А. Указ. соч., с. 49

24. Прайм-Tасс. 12.1 2.05

25. Tам же

26. «New Straits Times». K. L. 13 -15.12.

O5

27. «News Info». 12.1 2.05

m

А.Н.Дворецкий, С.И. Долгов, К.Б.Седов, А.Н. Спартак

Участие России в международной торговле услугами: масштабы, основные направления, регулирование. //Под редакцией д.э.н., проф. С.И. Долгова.

- Москва. Всероссийская академия внешней торговли.

- Высшая школа г. Бремена.

- Бизнес-школа Университета г. Сарагосы.

- Университет Париж-12 (XII) Валь-де-Марн.

М.: Изд-во ГОУВПО BABT, 2005. - 78 с.

Данное учебное издание было подготовлено в рамках Проекта Европейского союза ТЕМПУС (2002-2005) «Подготовка специалистов по финансовому менеджменту во внешней торговле в ВАВТ и учреждениях-партнерах».

В учебном пособии в систематизированном виде рассматриваются основные направления участия России в международной торговле услугами, анализируются перспективы и трудности расширения российского экспорта услуг, в том числе наукоемких услуг. Показаны инструменты и особенности регулирования внешней торговли услугами в Российской Федерации.

Книга состоит из трех глав: 1. Масштабы и направления экспортно-импортной деятельности РФ в сфере услуг. 2. Современная система регулирования торговли услугами в Российской Федерации. 3. Условия доступа на внешние рынки для российских поставщиков услуг.

В книге есть статистическое приложение, состоящее из восьми таблиц по торговле России услугами. Эти таблицы составлены по данным платежного баланса и внешнего долга Российской Федерации за 2004 год.

Учебное издание предназначено для широкого круга специалистов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.