Научная статья на тему 'Зоны свободной торговли атэс и асеан и перспективы участия в них Российской Федерации'

Зоны свободной торговли атэс и асеан и перспективы участия в них Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1474
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Курский С.Н.

Как известно страны азиатско-тихоокеанского региона (АТР) находятся в начале пути интеграционного сближения. К шагам в этом направлении можно отнести планы стран-участниц форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и ассоциации стран Юго Восточной Азии (АСЕАН) по созданию зон свободной торговли (ЗСТ) в АТР. К числу таких инициатив следует отнести решение стран АТЭС о формировании в рамках Форума АТЭС экономического сообщества, главная цель которого свободная торговая и инвестиционная зона к 2010 г. для промышленно развитых стран-участниц, и 2020 г. для прочих государств. Это решение было принято в ноябре 1994 г. на конференции в Богоре (Индонезия). Также это решение стран АСЕАН, принятое в 1992 г. на саммите в Сингапуре о формировании зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Agreement AFTA) в течение 15 лет, в целях эффективного интегрирования в глобальный рынок. в сентябре 2004 г. о формировании условий для свободного движения товаров, капиталов, услуг и технологий…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зоны свободной торговли атэс и асеан и перспективы участия в них Российской Федерации»

Интеграционные процессы

зоны свободной торговли атэс и асеан

и перспективы участия в них российской федерации

с.н. курский,

доцент международной академии бизнеса и управления

Как известно, страны азиатско-тихоокеанского региона (АТР) находятся в начале пути интеграционного сближения. К шагам в этом направлении можно отнести планы стран — участниц форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по созданию зон свободной торговли (ЗСТ) в АТР.

К числу таких инициатив следует отнести решение стран АТЭС о формировании в рамках форума АТЭС экономического сообщества, главная цель которого — свободная торговая и инвестиционная зона к 2010 г. для промышленно развитых стран-участниц, и в 2020 г. — для прочих государств. Это решение было принято в ноябре 1994 г. на конференции в Богоре (Индонезия). Также это решение стран АСЕАН, принятое в 1992 г. на саммите в Сингапуре о формировании зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Agreement - AFTA) в течение 15 лет, в целях эффективного интегрирования в глобальный рынок. В этом же ключе можно рассматривать и решение стран ШОС б сентябре 2004 г. о формировании условий для свободного движения товаров, капиталов, услуг и технологий.

Практическая программа действий по реализации решений, принятых в Богоре, Осакская программа действий, была принята в 1995 г. на саммите в Осаке (Япония). В ней были сформулированы генеральные принципы и базовые направления создания ЗСТ: прозрачность законов, правил и административных процедур, воздействующих на движение товаров, услуг и капиталов; устранение препятствий, стоящих на пути свободной и открытой торговли и инвестиций; одновременный старт, непрерывный процесс и дифференцированные сроки вхождения в систему свободной и открытой торговли и инвестиций; воздержание от принятия мер, могущих повлечь за собой повышение уровня протекционизма; учет уровня экономического раз-

вития каждого государства, соответствие стандартам ВТО. Программа предусматривала мероприятия по направлениям «либерализация и содействие торговле и инвестициям» и «экономическое и техническое сотрудничество».

В рамках мероприятий по либерализации и содействия торговле и инвестициям были выделены 14 сфер взаимодействия. Это — тарифы, нетарифные меры, услуги (в области телекоммуникаций, транспорта, энергетики, туризма), инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, право интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции, государственные закупки, выполнение обязательств ВТО, включая правила происхождения товаров, посредничество в разрешении споров, мобильность бизнесменов, сбор и анализ информации.

В рамках экономического и технического сотрудничества предусматривалось смягчить диспропорции в экономическом развитии участников АТЭС путем оказания экономического и технического содействия развивающимся странам региона развитыми государствами. Такое содействие предполагает отказ от передачи ресурсов от одной экономики другой, от отношений «донор-реципиент», помощь оказывается путем обмена информацией, знаниями и опытом. Эта программа в 13 областях: сельскохозяйственные технологии; энергетика; рыболовство; развитие людских ресурсов; промышленная наука и технологии; инфраструктура; сохранение морских ресурсов; развитие малых и средних предприятий; телекоммуникации; туризм; содействие торговле; транспорт.

В 1996 г. на саммите в Маниле (Филиппины) был одобрен Манильский план действий АТЭс по созданию ЗСТ. Он включал в себя коллективные и индивидуальные планы стран АТЭс, направления экономического и технического сотрудничества. Основная цель этого плана снижение диспропор-

ций экономического развития в регионе. Было определено шесть приоритетных направлений экономического и технического сотрудничества:

♦ развитие человеческого потенциала;

♦ создание стабильного рынка капитала, мобилизации сбережений и создание условий для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры;

♦ укрепление экономической инфраструктуры, особенно в таких быстро развивающихся областях, как телекоммуникации, транспорт и энергетика, в целях дальнейшей интеграции членов АТЭС в региональную экономику, а региона — в мировую экономику;

♦ сотрудничество в области технологий будущего, обеспечение свободного движения информации и технологий среди участников АТЭС;

♦ развитие экологически чистых производств и обеспечение на их основе роста качества жизни;

♦ развитие малых и средних предприятий. При этом каждая страна-участник осуществляет свой вклад в развитие сотрудничества пропорционально своим возможностям в каждой из указанных сфер.

В рамках реализации создания ЗСТ также существует возможность ранней добровольной секторальной либерализации — принятия мер по открытию рынков отдельных секторов экономики до общего срока либерализации торговли и инвестиций в регионе АТЭС. Это девять секторов, в которых меры по либерализации могут быть реализованы, а именно: телекоммуникации; энергетика; химические товары; рыба и рыбопродукты; древесина; медицинское оборудование и инструменты; игрушки; ювелирные изделия; товары и услуги, связанные с сохранением окружающей среды. В дальнейшем подобные меры планируется осуществить в отношении еще шести секторов: масличные культуры и масла; продовольственные товары; натуральный и синтетический каучук; удобрения; автомобилестроение; гражданская авиация.

В 2001 г. была принята обновленная Осакская программа действий, которая отразила изменения, произошедшие с 1995 г., и внесла уточнения и дополнения в ее положения. Сотрудничество стран АТЭС по формированию ЗСТ на изложенных выше условиях продолжается, и Россия должна им удовлетворять к 2020 г.

Таким образом, в рамках АТЭС сформирован механизм создания указанной ЗСТ, однако отсутствие строго установленных сроков и обязательств во многом переводит ее создание на уровень сотрудни-

чества стран, наиболее заинтересованных в этом. По мнению автора, создание ЗСТ в рамках АТЭС — это стратегическая задача стран — членов форума, их стремление к установлению единых экономических правил в регионе, в то же время создание реально работающих ЗСТ в АТР наиболее вероятно в более узких субрегиональных группировках.

Формирование АФТА для более развитых стран АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) предполагается завершить к 2010 г., а для остальных стран — в 2015 г. Формирование АФТА рассматривается странами АСЕАН как важный шаг в деле углубления регионального сотрудничества, начальный этап на пути экономической интеграции по подобию ЕС.

испытанием для АФТА стал разразившийся в середине 1997 г. валютно-финансовый кризис. Его результатом стала девальвация национальных валют большинства стран — членов АСЕАН, так, например, индонезийская рупия обесценилась на 80%, малайзийский рингит — на 40%, а тайский бат — на 55%. Доходы населения в долларовом исчислении сократились вдвое. Произошло сокращение «внутренней торговли» (с 154,3 млрд дол. США в 1996 г. до 131 млрд дол. США в 1997 г.), произошло 40% сокращение прямых иностранных инвестиций. Финансовый кризис, приведший к бегству банковского капитала, сокращению производства и внутреннего потребления, делал регион все менее привлекательным для транснациональных корпораций. Однако планы создания ЗСТ не были забыты, и во многом это заслуга стран — членов АСЕАН, их желание следовать путем интеграционного сближения.

В рамках формирования АФТА страны АСЕАН предпринимают следующие меры:

• сокращение ставок пошлин до 0—5 % на промышленную продукцию, за исключением продукции нефтехимии, автомобилестроения и металлургии;

• введение общего эффективного преференциального тарифа — СЕПТ;

• гармонизацию национальных стандартов в соответствии с международными нормами;

• ликвидацию количественных ограничений во взаимной торговле промышленными товарами;

• введение принципа взаимного признания в отношении сертификатов качества;

• координацию макроэкономической политики. Согласно концепции СЕПТ страны АФТА

ежегодно определяют четыре списка: (1) список товаров, тарифы на которые подлежат безо-

говорочному сокращению; (2) список товаров, тарифы на которые официально утверждены к сокращению, но вопрос об их вступлении в силу откладывается на специально оговариваемый промежуток времени (на квартал, на год и т.п.); (3) список товаров, тарифы на которые являются предметом обсуждения, однако из-за уязвимости этой категории товаров от внешней конкуренции для какой-либо из стран АСЕАН вопрос об их либерализации откладывается на более поздний срок (например, автомобильная промышленность); (4) список товаров, тарифы на которые полностью исключаются из процесса либерализации (например, продукция сельского хозяйства). Эти списки утверждаются на ежегодных совещаниях министров экономики стран АСЕАН.

Договоренности АФТА распространяются и на сферу услуг; в 1994 г. было подписано соглашение АСЕАН по услугам, которое предусматривает ликвидацию барьеров в торговле услугами. В числе мер по формированию СЗТ: решения о создании единой патентной системы в целях защиты прав интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, авторских прав и др.); разработка плана развития систем транспорта и связи; принцип «открытого неба» в гражданской авиации; гармонизация законодательства в сфере автомобильного транспорта. В отличие от большинства региональных торговых соглашений, имеющих негативные списки услуг, т.е. не подпадающих под юрисдикцию ЗСТ, АСЕАН придерживается правил ГАТТ/ВТО, рекомендующих использовать позитивные списки.

Благодаря поэтапному расширению номенклатуры товаров, подпадающих под тарифную либерализацию, а также присоединению к АФТА, а также присоединению к АСЕАН новых членов эти списки постоянно расширялись и включают в себя более 85% товаров «внутреннего» товарооборота. «Болевой точкой» АФТА является почти полный вывод за рамки либерализации региональной торговли товаров сельскохозяйственного производства, проходящих по категории «временных исключений». Серьезной проблемой остаются либерализация тарифов на продукцию автомобильной промышленности стран — членов АСЕАН, относящуюся к категории «особо чувствительных» товаров. Так, несогласие либерализовать свой автомобильный рынок, хотя это было предусмотрено в соглашении об АФТА, высказала Малайзия.

В 2002 г. государства АСЕАН перешли на Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (ГС) в целях унификации товарных

номенклатур, положенных в основу национальных таможенных тарифов. для определения таможенной стоимости используется метод цены сделки, что позволяет упростить таможенную очистку товаров.

Планы создания АФТА привлекают внимание других стран региона, так, на Брунейском саммите стран АСЕАН в ноябре 2000 г., в котором участвовали представители 10 стран — членов Ассоциации, а также Китая, Японии и Республики Южная Корея, было принято решение создать Восточно-Азиатскую ЗСТ в составе стран АСЕАН и остальных присутствовавших стран. Однако наибольшую активность проявил Китай, который в 2004 г. подписал соглашение со странами АСЕАН о создании ЗСТ с «десяткой» к 2010 г.

В случае реализации договоренностей стран АСЕАН с Китаем о создании ЗСТ к 2010 г. в Восточной Азии появится крупная зона свободной торговли. В Китае и государствах АСЕАН в совокупности проживают около 2 млрд человек, суммарный ВВП зоны составит около 2 трлн дол. США. Кстати, торговый оборот Китая с АСЕАН в 2004 г. составил 100 млрд дол. США.

Согласно планам создания к 2010 г. ЗСТ включит в себя, помимо Китая, шесть «старых» государств — членов ассоциации (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд). Четыре «новых» государства-члена (Камбоджа, Лаос, Мьянма и Вьетнам) войдут в ЗСТ в 2015 г., в дальнейшем к этой зоне могут присоединиться Япония и Южная Корея. В случае успеха эта ЗСТ может встать в один ряд с ЕС и НАФТА, сделать развивающиеся страны Азии менее зависимыми от экономически развитых государств и повысить международное положение Азии. Недостатком этой ЗСТ может стать то обстоятельство, что страны-участницы похожи по уровню экономического развития и структуре промышленности, так как и страны АСЕАН, и Китай относятся к числу развивающихся стран. В связи с этим между ними неизбежна конкуренция на рынках третьих стран. В настоящее время Китай и страны АСЕАН экспортируют главным образом трудоемкую продукцию, включая изделия из текстиля, одежду, обувь, продукты питания и изделия электроники.

К решению о создании ЗСТ с Китаем страны ЮВА подтолкнули замедление экономического роста в США и резкое сокращение спроса на товары с их стороны. В этих условиях страны региона предпочли установить связи с быстрорастущей китайской экономикой, тем более что потенциал для расширения внутрирегиональной торговли

огромен: сегодня торговый оборот между шестью странами — участницами создающейся ЗСТ и Китаем составляет около 4% их общего внешнеторгового оборота региона. Но тенденция очевидна: за последние годы экспорт стран АСЕАН в Китай вырос в 4 раза.

Эксперты считают, что Китай и страны АСЕАН должны усиливать разделение труда и кооперирование в развитии сельского хозяйства, сферы переработки сельскохозяйственной продукции, обрабатывающей промышленности, медицины, фармацевтики и туризма. Существует мнение, что азиатско-тихоокеанская ЗСТ рождается от растущего недовольства Китая политикой ВТО. Он добивался вступления в эту организацию 14 лет и, вступив туда в 2003 г., обнаружил, что она часто не способна решить многие вопросы, а подчас использует политику двойных стандартов. Нынешняя ВТО не устраивает Китай тем, что в ней очень сильно влияние США. На фоне стабильного экономического роста Китай проявляет ярко выраженные как экономические, так и политические амбиции и претендует на роль второго полюса в мире. Создавая азиатско-тихоокеанскую ЗСТ, Китай также намеревается решить ряд экономических и политических задач, он хочет ослабить свою «привязанность» к США в торговом отношении. США является торговым партнером № 1 для Китая. Перенести центр тяжести китайского экспорта на торговые площадки АТР без потерь для китайской экономики вряд ли возможно. Китайский экспорт в страны АСЕАН примерно в 3 раза меньше, чем в США. Таким образом, Китай хочет решить эти проблемы, используя эффект создания торговли в рамках ЗСТ. Кроме того, он надеется, что ЗСТ даст ему возможность: во-первых, усилить свое влияние в ВТО за счет поддержки стран-учредителей ЗСТ, а во-вторых, ЗСТ позволит Китаю иметь преимущества в торговых войнах с США на рынках АТР. Вместе с этим создание ЗСТ, а также постепенное открытие китайского рынка, емкость которого оценивается в миллиарды долларов, благоприятно скажется на развитии азиатских экономик и укреплении внутрирегиональных связей.

В отличие от Европы об Азии пока нельзя говорить как о едином регионе в экономическом плане. Историю регионального сотрудничества в странах АТР нельзя назвать успешной, азиатские страны имеют глубокие культурные, социальные, религиозные и политические различия, слишком велика разница в экономическом развитии стран. В этой связи уже сейчас можно в общем виде оп-

ределить трудности, которые встанут и встают на пути формирования ЗСТ в рамках АСЕАН:

• противоречие между сохранением нынешнего межгосударственного статуса АСЕАн как организации на принципах консенсуса и взаимных консультаций и продвижением к организации с наднациональными интеграционными органами по примеру ЕС;

• территориально-пограничные споры внутри АСЕАН (Малайзия — Сингапур, Малайзия — Филиппины, Малайзия — Индонезия);

• перспективапоглощенияАСЕАНзасчетсозда-ния более масштабного Восточно-Азиатского экономического сообщества (АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея).

Однако, не разрешив указанных противоречий, страны АСЕАН не смогут двигаться по пути развития интеграционного взаимодействия, ведь в соответствии с опытом ЕС, ЗСТ — это только первая ступень интеграции. и даже ЗСТ требует определенного наднационального регулирования. Таким образом, без формирования наднациональных органов страны АСЕАН не смогут обеспечить в дальнейшем:

1. Регулирование общего рынка, включающее: запрещение таможенных пошлин и количественных ограничений; режим свободного передвижения капиталов и свободы предоставления услуг; обеспечение свободы передвижения лиц по общей территории.

2. Общую торговую политику в отношении третьих стран, предусматривающую, в частности: единые таможенные правила и тарифы; общие правила установления страны происхождения товара; общую систему нетарифных ограничений и специальных мер по защите внутреннего рынка.

3. Общую иммиграционную политику, включая типы виз и правила их выдачи, порядок предоставления убежища и создание единой базы данных.

4. Общую денежно-кредитную и валютную политику, предусматривающую, в частности, контроль за национальными бюджетами, регулирование официальных валютных запасов государств-членов, контроль за функционированием системы платежей.

5. Единую конкурентную политику на территории общего рынка.

В числе неудач азиатско-тихоокеанской интеграции следует отметить неудачную попытку валютной интеграции в рамках сделанного Японией в августе 1997 г. предложения о создании Азиатского валютного фонда, который ставил бы своей

целью стабилизировать курсы региональных валют. Однако шаги в этом направлении продолжаются. В конце 2005 г. в интервью японской газете Yomiuri Simbum директор отдела региональной интеграции Азиатского банка развития (АБР) заявил, что с марта 2006 г. у 10 стран АСЕАН, Китая, Южной Кореи и Японии появится единая, но пока еще виртуальная валюта, аналогичная европейскому экю (ECU). При определении курса Asian Currency Unit (ACU) будут учитываться степень участия национальной валюты в международных расчетах, размер ВВП и объем внешней торговли каждой страны из АСЕАН + 3. По его мнению, Азия должна избрать образцом для подражания еврозону и сделать своей целью создание единой валюты и единого монетарного пространства. Появление ACU станет первым шагом в этом направлении и приведет к большей скоординированнос-ти валютных курсов в регионе. Таким образом, страны проявляют намерения следовать курсом создания общего экономического пространства, апробированного странами ЕС.

По мнению автора, в ближайшее время процессы интеграционного сближения в Атр могут ускориться. Это обосновывается следующими обстоятельствами. Во-первых, — это появление наряду с американской такой амбициозной и быстрорастущей экономики, как китайская экономика. Во-вторых, — это начало экономического роста в Японии. Китай пытается стать лидером региона, и Япония, не желая оказаться в стороне, также, возможно, станет проявлять интеграционные инициативы. И, в третьих, — это осознание странами региона того факта, что замедляющийся экономический рост стран большой «семерки» требует переориентации их экономик на другие рынки, а эти другие рынки как раз находятся в Атр.

так как большинство азиатских стран отличается небольшим размером, они обречены на значительную долю внешней торговли в своей экономике. К примеру, экспортная квота (отношение объема экспорта к ВВП) у Южной Кореи составляет 35%, а у Тайваня — 45%. Понятно, что от снижения глобального спроса эти страны пострадают больше, чем Япония, у которой экспортная квота составляет 12%. Построить самодостаточную индустриальную экономику — для них задача недостижимая. решением могла бы стать региональная экономическая интеграция по типу европейской и формирование системы разделения труда в рамках аналогичного союза, который обрел бы большую самодостаточность за счет появления

единого емкого рынка. Для снижения зависимости от внешнего спроса и обеспечения большей устойчивости азиатских экономик необходимо развитие отраслей, работающих на внутренний рынок.

долгосрочные перспективы экономического сотрудничества в АТР также остаются благоприятными — идеи интеграции в АТР имеют достаточно глубокие корни, страны региона объединяются, чтобы противостоять международным вызовам и угрозам. Например, рост цен на энергоносители может создать угрозу для азиатских экономик, чье благополучие сильно зависит от экспорта. Этот фактор очень важен для стран региона, потому что в области создания энергосберегающих технологий они не достигли уровня стран Запада и энергию используют менее эффективно. для стран-производителей увеличение затрат на энергию может ухудшить конкурентоспособность их товаров на внешнем рынке. Многие азиатские экономики характеризуются сильной уязвимостью перед колебаниями нефтяных цен, как, например, Южная Корея. А положение Китая в этом отношении выглядит более устойчивым. Хотя Китай и является третьим после США и Японии крупнейшим потребителем нефти, он в отличие от других азиатских стран (за исключением Индонезии и Малайзии) имеет свою добычу нефти, которая способна удовлетворить часть его потребностей (в 2005 г. — это 56,9%). И так как в Китае внутренняя цена на нефть находится под государственным контролем, у него меньше причин беспокоиться по поводу резких скачков нефтяных цен.

Главное, чтобы региональная интеграция в АТР не была использована во вред, не преследовала цели законсервировать и защитить неэффективную структуру хозяйства, поддержать дискриминационную государственную политику или добиться изоляционизма, предоставив азиатским странам политические средства для противостояния глобальному экономическому сотрудничеству.

Если рассматривать АТР в широком смысле, то необходимо сказать несколько слов о межамериканской зоне свободной торговли. Первоначально идея формирования региональной зоны свободной торговли на основе НАФТА была выдвинута президентом США Дж. Бушем-старшим в 1990 г. в рамках плана «Американская инициатива». В дальнейшем его скорректированный вариант стал основой формируемой Межамериканской зоны свободной торговли ФТАА (Free Trade Area for Americas - FTAA). Решение о формировании ФТАА к 2005 г. было принято на первом

саммите стран Западного полушария (Майами, декабрь 1994 г.).

Цель создаваемой интеграционной группировки — гармонизировать правила осуществления торговли и инвестиций, регулируемые в настоящее время различными региональными и субрегиональными торговыми соглашениями, ФТАА должна носить комплексный, недискриминационный характер и соответствовать принципам ВТО.

В соответствии с решениями второго межамериканского саммита (Сантьяго, Чили, апрель 1998 г.) был начат непосредственно переговорный процесс о ФТАА, осуществляемый в рамках Комитета по торговым переговорам и Комитета по гражданскому обществу. Намерения США в качестве очередного шага по развитию НАФТА создать межамериканскую зону свободной торговли представляются вполне естественными, созвучными времени и тенденциям развития мировой экономики. Эта ЗСТ призвана объединить 34 государства Северной и Южной Америки с населением в 830 млн человек и объемом ВВП в 19,5 трлн дол. США. Подписание соглашения о ФТАА согласно планам в 2005 г. виделось как естественная тенденция в процессе глобализации мировой экономики. При этом не только страны НАФТА получают дополнительные преимущества. Для других стран это: облегченный доступ на расширенный рынок, и прежде всего на рынок США; рост инвестиций в экономику; повышение устойчивости политических режимов и реструктуризация экономики.

Однако создание ФТАА откладывается, на саммите Америк в г. Мардель-Плата (Аргентина) в ноябре 2005 г. участникам не удалось достичь соглашения по этому вопросу. Против создания ФТАА высказались ключевые страны Южноамериканского континента — Аргентина и Бразилия. Непримиримую позицию по этому вопросу заняла Венесуэла. Многие эксперты считают это признаком снижения влияния США в этом регионе вследствие невнимания администрации Буша к Латинской Америке.

Таким образом, как и Европа, страны АТР намерены двигаться по пути интеграционного сближения, используя при этом опыт европейских стран по созданию ЕС. Вместе с этим необходимо отметить, что построение единого экономического пространства требует большой согласованности в проведении экономической политики, диверсификации промышленности, создания оптимальных условий для валютных зон, и, наконец,

создания наднациональных органов управления. Говоря о странах АТР, можно предположить, что движение в этом направлении будет медленным и достаточно трудным, учитывая причины, изложенные выше, однако, несомненно, это движение будет продолжаться.

Что касается России, то ее участие в ЗСТ АТР может происходить за счет сотрудничества в этом направлении в рамках ШОС. Оптимизм по поводу ЗСТ ШОС основан на стабильном росте в последние годы взаимных поставок России и Китая. Ведь в обоих случаях инициативы по созданию ЗСТ предпринимает Китай, который является участником формирования всех зон в АТР. Таким образом, отработав взаимодействие в рамках ШОС, Россия сможет распространить свое участие и в других ЗСТ в АТР. Уже было отмечено, что взаимодействие с Китаем — это вопрос непростой. Так, например, в 2005 г. объемы поставок машин и оборудования из России в Китай снизились почти вдвое. В то же время наблюдается устойчивая тенденция роста поставок товаров этой группы из Китая в Россию. Таким образом, Россия, став сырьевым придатком на Западе, движется в том же направлении и на Востоке.

Нельзя забывать, что усиливающийся сырьевой характер российского импорта в Китай таит в себе угрозу потенциальной нестабильности взаимной торговли. Около двух третей стоимостных объемов экспорта приходилось на шесть товаров: нефть, круглый лес, нефтепродукты, рыбу и морепродукты, калийные удобрения, железные руды. Стоимостные объемы поставок этих товаров сильно зависят от конъюнктуры цен на мировых рынках, и снижение цен способно отрицательно сказаться на динамике двустороннего товарооборота. Таким образом, задача изменения структуры российского экспорта в Китай должна стать задачей, приоритетной для обеих сторон. Все эти вопросы необходимо учесть при подготовке и реализации Программы развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества на 2006 -2010 гг.

Еще одним важным направлением интеграционного взаимодействия является инвестиционное взаимодействие. По имеющимся оценкам, размер российских инвестиций в КНР превысил 500 млн дол. США. В России реализуется 557 китайских инвестиционных проектов, дополнительно согласовано 19 проектов китайских инвестиций в Российскую Федерацию на сумму около 2 млрд дол. США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.