Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2022, №3, Том 14 / 2022, No 3, Vol 14 https://esi.today/issue-3-2022.html URL статьи: https://esi.today/PDF/14ECVN322.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Огнева, Н. Ф. Развитие интеграционных процессов стран-членов Евразийского экономического союза / Н. Ф. Огнева, И. В. Броян // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 3. — URL: https ://esi.today/PDF/14ECVN322.pdf
For citation:
Ogneva N.F., Broyan I.V. Development of integration processes of the member countries of the Eurasian Economic Union. The Eurasian Scientific Journal, 14(3): 14ECVN322. Available at: https://esi.today/PDF/14ECVN322.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
УДК 339.924
Огнева Наталья Федоровна
ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», Калининград, Россия
Институт отраслевой экономики и управления Доцент кафедры «Экономики и финансов» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=725538
Броян Ирина Владимировна
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени И. Канта», Калининград, Россия
Институт экономики, управления и туризма
Доцент
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Развитие интеграционных процессов стран-членов Евразийского экономического союза
Аннотация. В статье рассматриваются основные предпосылки и аспекты развития интеграционных процессов между странами. Интеграция все глубже проникает в деятельность практически всех предприятий, что позволяет многим из них выходить на мировой уровень и конкурировать на мировой арене. В качестве объекта исследования был выбран Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который считается достаточно молодым и динамично развивающимся в современных условиях. ЕАЭС прошел такие стадии интеграции, как свободная торговля, Таможенный союз и сегодня находится на стадии общего рынка с элементами следующей стадии экономического союза. Авторами был проведен статистический анализ внешнеэкономической деятельности стран-участниц ЕАЭС, в том числе динамика взаимной торговли между странами и внешней торговли с третьими странами, рассмотрена товарная структура экспорта и импорта. На базе полученных результатов определены страны-лидеры во внешнеторговой деятельности. Далее в статье были выделены основные проблемы, которые странам союза необходимо решить. Проведенное исследование показало, что ЕАЭС, не смотря на уже большую проделанную работу, имеет ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшем будущем. Особенно требуют дальнейшей и более глубокой проработки вопросы, касающихся таможенного регулирования. Авторами были выделены такие блоки, как нормативно-правовая база, экономическое регулирование, система таможенной инфраструктуры, которые требуют детальной проработки в рамках союза. Данные блоки являются достаточно крупными и каждый из них может был дополнен рядом параметров, исходя из текущей ситуации в мире и возможных проблем в будущем.
Ключевые слова: интеграция; интеграционное объединение; союз; Таможенный союз; Евразийский экономический союз; ЕАЭС; экспорт; импорт; внешнеторговая деятельность; таможенное регулирование; таможенный контроль
Введение(актуальность)
Интеграция является неотъемлемой частью внешнеэкономического развития любого государства. Развитие союзнических отношений обусловлены, в первую очередь, географической и исторической близостью этих стран и их народов. Сотрудничество между странами осуществляется, как на высшем уровне, так и на уровне регионов и отдельных предприятий.
В мировой практике можно увидеть усиление роли и веса интеграционных объединений, которые оказывают влияние на международные отношения и могут повлиять на ход решения мировых экономических вопросов. В тоже время интеграция расширяет экономическое пространство и объединяет возможности стран-участниц интеграционных союзов, что и показывает актуальность представленного исследования.
Евразийский экономический союз достаточно молодое объединение, которое прошло часть пути по примеру Европейского союза, но в тоже время имеет ряд своих особенностей в силу близости интегрирующихся стран.
В качестве базы для проведения исследования были использованы научные труды российских ученых таких, как А.Г. Гранберг, В.Н. Овчинникова, Г.М. Федоров, Н.М. Межевич, В.С. Корнеевец и зарубежных авторов — Б. Балаш, Л. Вальрас, Ф. Перру.
Целью исследования являлось определение основных блоков развития, требующих более детальной проработки на сегодняшний день между странами для дальнейшей эффективной деятельности союза.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи исследования:
• рассмотреть основные аспекты и стадии развития интеграционных объединений, в том числе становление ЕАЭС;
• проанализировать внешнеэкономическое взаимодействие между странами-членами ЕАЭС;
• выявить текущие нерешенные проблемы союза и возможности их решения.
Методы и материалы
В качестве исходной информации по становлению и развитию ЕАЭС послужили нормативно-правовые документы союза, размещенные на официальном сайте. Также в качестве теоретической базы послужили труды современных российских ученых по исследуемой теме.
Для проведения исследования были собраны и проанализированы статистические данные, опубликованные на официальном сайте Евразийской экономической комиссии, Суда ЕАЭС. Были использованы такие методы, как анализ статистической информации, сравнение и обобщение полученных результатов. Полученные данные отражают реальную картину внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.
Результаты и их обсуждение
Интеграция возникает между странами, которые зачастую близки по уровню экономического развития. В литературе выделяют следующие предпосылки интеграции:
1. Текущий уровень экономического развития стран, которые участвуют в интеграции или планируют участвовать, достаточно близки.
2. Географическая близость стран-участниц интеграционных процессов, которая обуславливается наличием общей границы и наличием исторически сложившихся экономических связей. Это зачастую является одним из главных факторов интеграции, так как страны-соседи достаточно близки по уровню развития и имеют общие экономические проблемы [7].
3. Cхожесть экономических проблем, которые стоят перед странами интеграционного объединения.
Развитие рыночных отношений является одним из важных факторов, который способствует расширению и углублению интеграционных процессов. Данное развитие осуществляется за счет следующих аспектов:
1. Переход к свободной торговле между странами интеграционного объединения.
2. Унификация системы защиты национальных производств от продукции, которая импортируется из третьих стран в условиях свободной торговли на этапе возникновения Союза.
3. Проведение единой экономической политики на этапе создания экономического союза.
4. Введение единой валюты и проведения других мер на этапе становления Платежного союза, что является заключительным этапом становления Союза [4].
Стадии становления экономической интеграции представлены на рисунке 1.
С \ Свободная торговля • устранение тарифов и количественных ограничения, но каждая страна сохраняет тарифы в отношении третьих стран
С \ Таможенный союз • установление свободы передвижения товаров и выравнивание тарифов с третьими странами
г ^ Общий рынок V У • устранение ограничения движения факторов производства (трудовые ресурсы, капитал)
г Экономический союз V У • гармонизация экономической политики стран-членов
Г Полная интеграция • нификация валютной, фискальной, социальной политики, создание наднациональной власти
Рисунок 1. Стадии экономической интеграции
Таможенное сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией берет начало 20 сентября 1995 года, когда был подписан пакет документов о Таможенном союзе (ТС), основная цель которого было устранение барьеров во взаимной торговле и восстановление производственных связей. Позже к данному соглашению присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
В 2000 году между этими странами был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, основной целью которого являлось достижение полной экономической интеграции. Но лишь в 2007 году были подписаны основополагающие документы по формированию Таможенного союза между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Подписание данного договора стало кардинальным шагом к развитию интеграционных отношений между странами. Были сформированы правовая и институциональная базы интеграции, определились приоритетные направления экономического развития. Также была создана комиссия Таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, основной задачей которого было обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза.
С 1 января 2010 года был создан Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, в рамках которого установлены единый таможенный тариф и единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, Таможенный кодекс Таможенного союза и Комиссия Таможенного союза, осуществляющая свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором об ее учреждении, другими международными договорами между Сторонами, а также решениями Высшего органа Таможенного союза, и которой была передана часть полномочий государственных органов Сторон1.
Цель Таможенного союза создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Таможенный союз является одной из наиболее распространенных форм интеграции, так как он позволяет существенно упростить таможенные процедуры и способствует созданию условий для свободного движения товаров.
В январе 2012 года Таможенный союз перешел на новый уровень развития — формирование Единого экономического пространства, которое предусматривало не только свободное движение товаров и унифицированный торговый режим в отношении третьих стран, но и свободное движение услуг, капитала и рабочей силы, единые правила и принципы конкуренции, регулирования естественных монополий.
С 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС), договор о создании которого был подписан президентами Беларуси, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 года2.
Организационная структура управления ЕАЭС включает четыре основных блока (рис. 2), каждый из которые выполняет свои функции для работы ЕАЭС.
Высший евразийский экономический совет является высшим органом Союза, который определяет стратегию развития.
1 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. URL: http ://www.eurasiancommission. org.
2 «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons do c LAW 163855/.
Высший Евразийский экономический совет
Евразийский межправительс твенный совет
у Ч.
Евразийская экономическая комиссия
У V
Суд евразийского экономическог о союза
У Ч,
Рисунок 2. Органы управления ЕАЭС1
Евразийский межправительственный совет осуществляет реализацию и контроль за исполнением Договора о ЕАЭС и иных международных договоров, подписанных в рамках Союза.
Евразийская экономическая комиссия принимает решения обязательные к выполнению государств-членов Союза и решения, имеющие рекомендательный характер.
700000
600000
500000
400000
300000
200000
100000
593661,8 587667,9
<N о" <N
<N (N
,
ON
8,
,6 6
<4 So 57 9 4 9
2012 2013 Армения
Кыргызстан
556800,3
28 419 002
2014
525648,9
490722 460749,2
373909 386950,2 OO СЛ £ ^f 364810,4 7
308264,8 2 4 ^ ^ & ,
^ с 5 ^ £ r £ £ ? 15 2 3 о ЩШ - с о 74 0 3
с 06 2
15653,9 40835,5 12154,9 32806,7 15620,1 43240,7 19979,3 55064,4 4, ,9 1, 5 ,1 6 91 35 8 15175,9 M 41868,9 7, 8, ,09 06 32 45 2 22
2015 2016 Беларусь 2017 2018 2019 2020 Казахстан 2021
I Россия
в страны вне Союза, всего
Рисунок 3. Экспорт ЕАЭС (внешняя торговля), млн долл. США (разработано автором на основе данных3)
3 Евразийская экономическая комиссия. Статистика ЕАЭС. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr i makroec/dep stat/union stat/Pages/default.aspx.
0
Суд евразийского экономического союза обеспечивает единообразие применения Договора о ЕАЭС всеми государствами-членами Союза. В суд могут обращаться хозяйствующие субъекты и государства.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза1.
Создание ЕАЭС повлияло на многие сферы деятельности, особенно на внешнеторговую. Более подробно рассмотрим динамику внешней торговли за последние 10 лет с 2012 г. по 2021 г. в рамках внешней и взаимной торговли (рис. 3-6).
80000
72611,3
^^и Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия ^^^в страны Союза, всего
Рисунок 4. Экспорт ЕАЭС (взаимная торговля), млн долл. США (разработано автором на основе данных3)
Рисунки 3 и 4 показывают снижения внутреннего и внешнего экспорта в периоды с 2015 г. по 2017 г. и в 2020 г. Данные снижения можно объяснить финансовым кризисом в России и негативными мировыми тенденциями 2013-2015 гг. и кризисом, который связан с пандемией СОУГО-19. Стоит отметить, что во внешнем экспорте основную долю занимает Россия, за ней следуют Казахстан и Беларусь. Во взаимной торговле также лидирует Россия, затем Беларусь и Казахстан.
Далее рассмотрим внутренний и внешний импорт за тот же период с 2012 по 2021 годы (рис. 5, 6).
Внешний и взаимный импорт, как и экспорт, имеет тенденцию к снижению в кризисные годы после 2014 г. и 2019 г. Во внешнем импорте основную долю занимает Россия, за ней Казахстан и Беларусь. Во взаимном импорте также лидирует Беларусь, затем Россия и Казахстан.
Более подробно рассмотрим экспорт и импорт между странами-участницами ЕАЭС, выделим основные товары, которые участвуют во внешнеторговой деятельности (рис. 7, 8).
400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
340924,2 345292,9
311896,3
318526,8
m oC ,5 9 53 6 78 82
2012
3, 5 ,6 3
2013
27 26 82
2014
2,
,6
89 9 8 1
7
,4
11 2
71 2
,9
53 1
2015
I Армения I Кыргызстан
2016
I Беларусь I Россия
2017
2018
68 4
2019
6
82 422
14
3
7
7
2020
2021
I Казахстан
в страны вне Союза, всего
Рисунок 5. Импорт ЕАЭС (внешняя торговля), млн долл. США (разработано автором на основе данных3)
71439,5
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия в страны Союза, всего
Рисунок 6. Импорт ЕАЭС (взаимная торговля), млн долл. США (разработано автором на основе данных3)
1,22
24,05
63,08
10,53
Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация
Рисунок 7. Структура экспорта стран-участниц ЕАЭС (разработано автором на основе данных3)
Что касается товарной структуры экспорта, то наибольшую долю занимает Россия (63,08 %), Республика Беларусь (24,05 %) и Республика Казахстан (10,53 %). Наименьшая доля приходится на Республику Армению (1,22 %) и Кыргызскую Республику (1,11 %). К основным экспортируемым товарам во взаимной торговле относятся продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделия из них.
2,90
34,17
33,44
Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация
Рисунок 8. Структура импорта стран-участниц ЕАЭС (разработано автором на основе данных3)
В импорте лидирующее положение занимает Российская Федерация (34,17 %), за ней с небольшим отрывом следует Республика Беларусь (33,44 %) и Республика Казахстан (25,82 %). Наименьшая доля приходится на Кыргызскую Республику (3,67 %) и Республику Армению (2,90 %). К основным импортируемым товарам во взаимной торговле относятся продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделия из них.
Дальнейшее развитие ЕАЭС принесет странам-участницам выгоды не только во взаимной торговле, но и во внешней торговле с другими странами с помощью создания благоприятных условий торговли внутри союза и в дальнейшем создании более конкурентоспособных рынков на мировой арене. На сегодняшний день ориентиры развития принимают другую направленность в сторону азиатского рынка, что обусловлено текущим политическим положением в мире.
Для сохранения существующей динамики между странами-участницами ЕАЭС справедливым будет в дальнейшем снижать нетарифные барьеры, совершенствовать условия участия в торговле для всех предприятий (крупных, средних и малых) и совершенствовать организационную структуру. Стоит отметить высокие достижения в таможенной сфере Российской Федерации в рамках введения электронного декларирования и внедрения системы автоматизированного категорирования участников внешнеэкономической деятельности. Данные внедрения позволяют ускорить процессы пересечения таможенной границы России и снизить количество недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Другие участники ЕАЭС также совершенствуют таможенную политику в условиях интеграции. Важным аспектом развития союза является усиление региональной интеграции стран ЕАЭС, что позволит им более тесно взаимодействовать.
Среди достижений и положительных моментов развития ЕАЭС выявляется ряд проблем. Необходимо реально понимать, что экономики стран хоть и имеют схожие черты развития, но в тоже время существуют значительные различия в уровне их развития, географическое положение стран, а именно удаленность некоторых территорий друг от друга.
Среди основных проблем можно выделить следующие:
1. Необходимость наращивания товарооборота между странами и увеличение доли таких участников, как Республика Армения и Кыргызская Республика. Данные страны позже вступили в ЕАЭС, но имеют потенциал к наращиванию товарного потока.
2. Наличие конрабандных потоков между странами ЕАЭС по причине существующих различий в подходах к таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, как между странами участницами ЕАЭС, так и с третьими странами.
3. Неравный уровень развития таможенного администрирования стран-участниц ЕАЭС на национальном уровне, что усложняет процедуру перемещения товаров по таможенной территории и требует от участников внешнеэкономической деятельности подготовки дополнительных документов на перемещаемые товары.
Исходя из вышеперечисленных проблем встает главная задача для всех участников ЕАЭС, которая заключается в укреплении экономических связей между странами, гармонизация таможенного законодательства на национальном уровне, но с учетом соблюдения суверенитета государств и их интересов, что является одним из самых сложных вопросов на сегодняшний день.
Для более эффективного развития интеграционных процессов стран-участниц ЕАЭС выделим три основных блока, которые требуют детальной проработки и дальнейшего развития: нормативно-правовая база, экономическое регулирование, система таможенной инфраструктуры.
1. Нормативно-правовая база ЕАЭС в области тарифного и нетарифного регулирования. Статистика обращений в Суд ЕАЭС за период с 2015 по 2021 годы показывает, что данные вопросы являются наиболее актуальными (рис. 9), их доля составляет практически 50 %. В Суд обращаются как хозяйствующие субъекты, так и государства-члены ЕАЭС.
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
■ Всего ■ таможенно-тарифное и нетарифное регулирование
Рисунок 9. Количество обращений в суд ЕАЭС (разработано автором на основе данных4)
2. Экономическое регулирование подразумевает решение таких вопросов, как валютно-финансовое, налоговое и таможенное регулирование. Государственная поддержка заключается в создании возможностей для предприятий государств-членов ЕАЭС, которые в будущем могут создавать и развивать товары или услуги, способные конкурировать на мировом рынке.
3. Система таможенной инфраструктуры подразумевает приграничное, транспортное обслуживание, наличие терминалов, складского хозяйства и т. д. Таможенная инфраструктура требует современного оснащения для быстрого, бесперебойного и контролируемого товаропотока.
Заключение
Таким образом, ЕАЭС все еще находится на стадии развития и требует решения ряда вопросов в области экономического регулирования. Интеграция в области экономики может происходить отдельными секторами или отраслями, наиболее подготовленными к сотрудничеству. Важно, что ЕАЭС имеет ряд положительных сдвигов, которые способствуют экономическому развитию стран-членов союза и носят демонстрационный эффект для привлечения других участников.
4 Суд Евразийского экономического союза. Статистическая информация. [Электронный ресурс]. URL: https://courteurasian.org/analYtics/statistical information/.
Страница 10 из 12
14ECVN322
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахунбаев А.М., Дауранов Т.Ш., Кузнецов А.С., Петросьян А.Р., Никитушкина Ю.В. Евразийская экономическая интеграция-2020. — М.: ПУБЛИКАЦИИ ЕАБР, 2020. — 80 с.
2. Белащенко Д.А., Толкачев В.В., Шоджонов И.Ф. Евразийский экономический союз: перспективы и проблемы интеграции на постсоветском пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. — 2020. — Т. 20. — № 3. — С. 543-559.
3. Вартанова М.Л. Исследование интеграционных процессов стран ЕАЭС: социально-экономические тенденции и перспективы развития / Вестник Академии знаний. — 2020. — № 40(5). — С. 80-91.
4. Давыденко Л.Н., Литвинюк А.И. Трансграничное сотрудничество: экономические и институциональные основы / Л.Н. Давыденко, А.И. Литвинюк. — Минск: БГПУ, 2006. — 205 с.
5. Лукьянович Н.В. Перспективы евразийской экономической интеграции в контексте роста глобальных вызовов и угроз // Проблемы национальной стратегии. — 2021. — № 1(64). — С. 78-96.
6. Огнева Н.Ф., Шаурина О.С. Перспективы развития интеграционных процессов ЕАЭС в области таможенного сотрудничества // Актуальные аспекты развития таможенного дела и регулирования внешнеторговой деятельности России в условиях международной интеграции: экономическая безопасность и риски глобализации. Сборник II-III Всероссийской научно-практической конференции. Калининград. — 2021. — С. 28-31.
7. Смыр Е.И. Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы // Вестник Московского финансов-юридического университета. — 2021. — С. 5467.
8. Ткаченко М.Ф., Интеграция рынков факторов производства в ЕАЭС: монография / М.Ф. Ткаченко, А.В. Журова. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. 132 с.
9. Точки роста ЕАЭС: экономика, безопасность, общество / Евстафьев Д.Г., Кусаинов А.М., Масаулов С.И. и др.; Российско-белорусский экспертный клуб, Центр изучения перспектив интеграции. М., 2018. 48 с.
10. Чунихина Л.Н., Косык Д.В. Международная экономическая интеграция: предпосылки и последствия // Евразийская адвокатура. — 2015. — № 5(18).
Ogneva Natalya Fedorovna
Kaliningrad State Technical University, Kalininigrad, Russia E-mail: [email protected] RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=725538
Broyan Irina Vladimirovna
Baltic Federal University I. Kant, Kaliningrad, Russia E-mail: [email protected]
Development of integration processes
of the member countries of the Eurasian Economic Union
Abstract. The article discusses the main prerequisites and aspects of the development of integration processes between countries. Integration penetrates deeper into the activities of almost all enterprises, which allows many of them to reach the world level and compete on the world stage. The Eurasian Economic Union (EAEU) was chosen as the object of research, which is considered to be quite young and dynamically developing in modern conditions. The EAEU has passed such integration stages as free trade, the Customs Union and today is at the stage of a common market with elements of the next stage of the economic union. The authors conducted a statistical analysis of the foreign economic activity of the EAEU member states, including the dynamics of mutual trade between the countries and foreign trade with third countries, the commodity structure of exports and imports was considered. On the basis of the results obtained, the leading countries in foreign trade were identified. Further, the article highlighted the main problems that the countries of the Union need to solve. The conducted research showed that the EAEU, despite the great work already done, has a number of problems that need to be solved in the near future. Especially the issues related to customs regulation require further and deeper study. The authors identified such blocks as the regulatory framework, economic regulation, and the customs infrastructure system, which require detailed study within the Union. These blocks are quite large and each of them can be supplemented with a number of parameters based on the current situation in the world and possible problems in the future.
Keywords: integration; integration association; union; Customs Union; Eurasian Economic Union; EAEU; export; import; foreign trade activity; customs regulation; customs control
14ECVN322