МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / WORLD ECONOMY
(cc)
DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-1-155-164
УДК 338.23(045)
JEL B17, B27, F13, P33, P45
Экономическая интеграция в аспекте развития взаимной торговли государств - членов ЕАЭС
В. Н. Миронова
Финансовый университет, Москва, Россия http:/orcid.org/ 0000-0003-4054-2739
АННОТАЦИЯ
Предмет исследования - экономическая интеграция государств - членов ЕАЭС в торговые взаимоотношения. Цель работы - выявление взаимосвязи стратегии пространственного развития России и хода интеграции ЕАЭС в контексте развития взаимных торговых отношений. Установлено, что в настоящее время продолжается процесс регионализации мировой экономики, одной из форм проявления которой стали экономические образования групп государств, находящиеся на разных ступенях интеграции и уровнях зрелости торгово- экономических связей. После распада СССР и образования Содружества независимых государств предпринимались усилия по поиску наиболее приемлемых форм углубления экономических взаимоотношений. После длительных переговоров руководств бывших советских республик было образовано ЕАЭС, одной из целей которого является создание общего рынка на условиях свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, т.е. обеспечение пространственного развития территорий бывшего СССР.
В результате исследования сделаны выводы о том, что торговые связи являются производными от уровня развития экономики, ее структуры, места стран в международном разделении труда. Выявлено, что взаимная торговля в рамках ЕАЭС может быть более эффективной при условии развития специализации и кооперации производственной деятельности. Это повысит взаимодополняемость экономик и будет способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития стран, смягчению пространственных диспропорций. Более того, продвижение стран к новому технологическому укладу может стать драйвером повышения их конкурентоспособности на международных товарных рынках. Однако интеграционный фактор ЕАЭС в решении проблем пространственного развития как России, так и ее партнеров по Евразийскому союзу, пока остается недоиспользованным.
Ключевые слова: пространственное развитие; экономическая интеграция; таможенный союз; таможенный кодекс; ЕАЭС;товарооборот
Для цитирования: Миронова В. Н. Экономическая интеграция в аспекте развития взаимной торговли государств — членов ЕАЭС. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(1):155-164. DOI: 10.26794/1999-849Х-2022-15-1-155-164
Economic integration in the Aspect of the Development of Mutual trade of the EAEU Member States
The subject of the study is the economic integration of the EAEU member states in the aspect of trade relations. The purpose of the work is to identify the relationship between the spatial development strategy of Russia and the course of integration of the EAEU in the context of the development of mutual trade relations. It is established that the process of regionalization of the world economy is currently continuing, one of the forms of manifestation of which has become the economic formations of states at different stages of integration and maturity levels of trade and economic relations. After the collapse of the USSR and the formation of the Commonwealth of Independent States, efforts were made to find the most acceptable forms of deepening economic relations. After lengthy negotiations between the leaders of the former Soviet republics, the EAEU was formed, one of the goals of which is to create a common market on the terms of free movement of goods, services, capital and labor, i.e. spatial development of the territories of the former USSR.
© Миронова В. Н., 2022
V. N. Mironova
Financial University, Moscow, Russia http:/orcid.org/ 0000-0003-4054-2739
ABSTRACT
www.etl.fa.ru
The study concluded that trade relations are derived from the Level of economic development, its structure, and the place of countries in the international division of labor. It is revealed that mutual trade within the framework of the EAEU can be more effective if specialization and cooperation of production activities are developed. This will increase the complementarity of the economies and will contribute in the long term to the equalization of the levels of socio-economic development of countries, the mitigation of spatial imbalances. Moreover, the promotion of countries to a new technological order can become a driver of increasing their competitiveness in international commodity markets. However, the integration factor of the EAEU in solving the problems of spatial development of both Russia and its partners in the Eurasian Union remains underutilized.
Keywords: spatial development; economic integration; customs union; customs code; EAEU; trade turnover
For citation: Mironova V. N. Economic integration in the aspect of the development of mutual trade of the EAEU member States. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(1):155-164. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2022-15-1-155-164
Проблема неравномерного развития территорий отдельных стран приобретает все более глобальный характер. Несмотря на осознание государствами этих проблем, преодоление социально-экономических диспропорций и дисбалансов остается до сих пор проблемной задачей. Научный интерес к многочисленным аспектам пространственного экономического развития только начал проявляться, воплощаясь в формировании концепций, предусматривающих разные механизмы, способы создания пространственных пропорций в развитии экономик стран. Производится оценка их влияния на динамику и конкурентоспособность изучаемого объекта. В этой связи в статье предпринята попытка рассмотреть экономическую интеграцию ЕАЭС с точки зрения формирования предпосылок для пространственного развития и обеспечения пропорциональности экономик его государств-членов.
СОЗДАНИЕ ЕАЭС КАК МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
В последние годы происходит усиление процесса регионализации экономик, совершенствуются старые и создаются новые объединения стран в целях обеспечения приоритетов собственного социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности и противостояния растущим внешним вызовам.
На постсоветском пространстве продолжается поиск наиболее оптимальных возможностей и методов взаимодействия стран на пути создания прочного и устойчивого интеграционного бло-
ка. В силу объективных и субъективных причин немногие из начинаний увенчаются успехом. Не все страны оказались в равной степени готовыми развивать тесные торгово-экономические связи в рамках поэтапной интеграции. Тем не менее это не означает бесперспективности выработки согласованной политики и установления наиболее продвинутых форм кооперационных отношений.
Первый президент Республики Казахстан Н. Назарбаев выступил в 1994 г. с инициативой создания Евразийского союза государств. Однако ввиду того что большинство стран СНГ не проявили интереса к этому предложению, была выдвинута идея «разноуровневой» и «разноскоростной» интеграции государств в области экономики с упором на сферы деятельности, которые позволили бы избегать значительных противоречий на пути интеграционного процесса.
В 2001 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и началась подготовка к заключению договора о создании единой таможенной территории и формирования таможенного союза. Белоруссия, Казахстан и Россия одобрили в 2009 г. таможенный кодекс экономического сообщества, создававший условия для свободного перемещения товаров по территориям государств-членов и установления общих правил организации внешней торговли с третьими странами. В последующие годы происходит дальнейшее развитие интеграционного процесса, позволившее ряду государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, подготовиться к созданию международной региональной организации в виде Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), членами которого в настоящее время являются Республика Армения, Республика
Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
Основными задачами этого интеграционного объединения государств являются обеспечение стабильного развития национальных экономик; повышение жизненного уровня населения; формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов; рост международной конкурентоспособности стран в усложняющемся глобальном экономическом пространстве1.
Выполнение этих задач обеспечивается проведением согласованной политики на макроэкономическом уровне, координацией денежно-кредитной и налогово-бюджетной деятельности, гармонизацией законодательных и нормативно правовых основ взаимодействия стран.
С 2018 г. вступил в силу единый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который обязывает государства — члены ЕАЭС соблюдать установленные ими нормы таможенного регулирования и таможенных процедур, таможенного контроля, а также правила определения страны происхождения товара и его таможенной стоимости2.
Для расширения контактов и поиска общих позиций создаются наднациональные институты ЕАЭС. Главным органом на уровне глав государств является Высший совет, который рассматривает основные вопросы деятельности, определяет стратегию развития и принимает решения для реализации интеграционных задач.
Межправительственный совет на уровне премьер-министров функционирует на постоянной основе и регулирует деятельность Союза, осуществляя контроль за выполнением согласованных действий.
Евразийская экономическая комиссия — это постоянно действующий и важнейший орган Союза, состоящий из совета и коллегии. Совет занимается процессом регулирования интеграционных процессов и состоит из представителя от каждого государства. Коллегия является исполнительным органом комиссии. Суд Союза рассматривает экономические претензии стран друг к другу.
Финансирование деятельности органов ЕАЭС осуществляется за счет средств своего бюджета, ко-
1 Договор о Евразийском экономическом союзе URL: http:// www.economy.gov.ru/material/file/2bbbbf9ae33443d533d855b f2225707e/Dogovorees.pdf
2 Таможенный кодекс евразийского экономического союза с изменениями на 29.042020. URL http://www.docs.cntd.ru/ document/45058064
торый формируется в российских рублях долевыми взносами государств-членов (Армения — 1,22%, Белоруссия — 4,56%, Казахстан — 7,055%, Киргизия — 1,9%, Российская Федерация — 85,265%)3.
Важное место в институциональной структуре ЕАЭС занимают Евразийский банк развития (далее — ЕАБР) и Евразийский фонд стабилизации и развития (далее — ЕФСР). ЕАБР призван содействовать экономическому росту, расширению торгово-экономических связей, способствовать интеграционным процессам, активизируя инвестиционную деятельность и финансируя проекты в области энергетики, транспорта и инфраструктуры.
Перед ЕФСР поставлены цели поддержки стран в условиях кризисных ситуаций и преодоления их последствий, а также обеспечения долгосрочной устойчивости национальных экономик и содействия процессу экономической интеграции. Фонд выделяет финансовые кредиты для поддержки бюджетов и платежных балансов, предоставляет инвестиционные кредиты как государствам, так и компаниям, а также гранты для выполнения социальных программ.
Каждая из вышеприведенных структур выполняет свою роль в процессе продвижения евразийской экономической интеграции, которая заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между органами управления ЕАЭС, государствами — членами Союза, также их предприятиями и организациями [1].
Основой и оценочными ориентирами в продвижении интеграционного процесса являются решения, фиксируемые в документах, подписываемых главами государств. В 2015 г. Высшим Евразийским экономическим советом были определены главные направления экономического развития до 2030 г.4
Государства определили приоритеты их дальнейшего развития: достижение макроэкономической устойчивости, создание условий для роста деловой и инвестиционной активности, инновационного развития и модернизации экономики, обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование
3 Евразийский экономический союз URL: http://www.ria. ru/20210205/eaes1h595800686.html.
4 Решение высшего Евразийского экономического совета от 16.10.2015 № 28 «Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года». URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/ dep_makroec_pol/seminar/Documents/брошюра_ОНЭР%20 %28финал%2005.05.2016%29^.
WWW.ETL.FA.RU
эффективного финансового рынка ЕАЭС, развитие инфраструктуры, повышение энергоэффективности, реализацию торгового потенциала стран.
Намечено создание наднационального органа по регулированию финансового рынка к 2025 г., который заложит основы формирования общего финансового рынка ЕАЭС. Решение этой важной, но сложной задачи требует, по мнению Е. А. Звоновой и В. Я. Пищика, становление модели эволюционного поступательного развития процесса интеграции финансовых рынков стран-участниц, учитывающую особенности национальных экономик и финансовых систем. Эффективность принимаемых на каждом этапе пакетов мер находится в прямой зависимости от достигнутого уровня финансово-экономической интеграции [2].
В 2020 г. главы государств ЕАЭС подписали новый документ «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года», которым устанавливаются механизмы, способствующие формированию общих рынков без барьеров и ограничений, определению подходов к инвестиционной и инновационной деятельности, созданию совместного производства конкурентной продукции.
ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИК ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС
Развитие интеграции постепенно приобретает комплексный и широкомасштабный характер и охватывает практически все важнейшие сферы экономической деятельности с учетом интересов и готовности стран принять участие в продвижении интеграции.
В соответствии со ст. 33 Договора о ЕАЭС целями внешнеторговой политики Союза являются «содействие устойчивому экономическому развитию государств-членов, диверсификации экономик, инновационному развитию, повышению объемов и улучшению структуры торговли и инвестиций, ускорению интеграционных процессов, а также дальнейшее развитие Союза как эффективной и конкурентоспособной организации в рамках глобальной экономики».
При анализе сложных процессов и хода экономической интеграции следует учитывать, что государства — члены ЕАЭС имеют разный уровень социально-экономического развития, объема и структуры экономики, отличаются наличием факторов производства, приоритетами внешнеэкономической
и международной политики, культурными и историческими ценностями.
Более того, как утверждает Л. Б. Вардомский, экономические противоречия стран-участниц обусловлены необходимостью поддержки своих производителей, несовпадающими интересами в вопросах защиты общего рынка, неодинаковым режимом налогообложения, разным пониманием сути общего рынка и принципов ценообразования на нем [3].
Все пять государств — членов ЕАЭС в той или иной степени нацелены на развитие торговых отношений друг с другом, о чем свидетельствуют данные по странам. Хотя Республика Армения географически отдалена от других партнеров по Союзу, темпы роста ее экспорта за 2019 г. были самыми высокими среди стран ЕАЭС.
Согласно данным ЕАБР российский рынок является приоритетным для Армении и на Россию приходится более 90% внешних поставок страны внутри ЕАЭС. В свою очередь Россия поставляет крайне необходимые для Армении товары: природный газ, нефтепродукты, пшеницу5.
Белоруссия отличается от других членов ЕАЭС особенностями ее участия в интеграционном процессе. Время от времени руководство страны высказывает неудовлетворенность продвижением интеграции и ее небольшим эффектом для экономики. Тем не менее рынок ЕАЭС продолжает оставаться значимым для Белоруссии ввиду того, что в 2020 г. на торговлю со странами объединения пришлось 51% всей торговли республики: 44,2% общего экспорта и 56,3% — импорта. С момента образования ЕАЭС и до начала пандемии коронавирусной инфекции реальный экспорт белорусских товаров в эти страны увеличился в стоимости более чем в два раза, достигнув 31 млрд долл. США. Однако основным торговым партнером Белоруссии остается Россия: в структуре на нее приходится около 50% экспорта6.
Что же касается российского экспорта в Белоруссию, то он состоит в основном из энергоресурсов. Доля Белоруссии в российской внешней торговле составляет около 5% как по экспорту, так и по импорту. Объем товарооборота между Россией и Белоруссией
5 Основные тенденции интеграционного развития Армении в 2019 год. М.: Центр интеграционных исследований: 2020, стр. 8 URL: https://eabr.org/upload/iblock/bc9/EABR_ RA_06_2020_RU.pdf.
6 Белоруссия в ЕАЭС — уйти нельзя, остаться URL: https:// www.ritmeurasia.org/news-2020-09-11-belorussija-v-eaes-ujti-nelzja-ostatsja-50839.
растет, и в I квартале 2021 г. он увеличился на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив уровень, существовавший до начала пандемии7.
По мнению Е. С. Алексеенковой, интеграция в рамках ЕАЭС рассматривается как возможность развития экспортного потенциала Белоруссии. Поэтому полная ликвидация пока еще существующих ограничений в торговле является приоритетом для страны и будет в среднесрочной перспективе существенным фактором, влияющим на восприятие Беларуссией ЕАЭС [4].
Экономическая политика Республики Казахстан в отношении ЕАЭС отличается прагматизмом, упорным отстаиванием принципов национального суверенитета и собственных интересов. Будучи активным участником интеграционного процесса, Казахстан продолжает ориентироваться на развитие и упрочение экономических и в том числе торговых отношений с другими странами. Объем казахского экспорта в страны ЕАЭС не велик, составляя около 10%. В период 2015-2020 гг. экспорт вырос на 25%, или до 6,5 млрд долл. США. При этом товарный экспорт в Россию увеличился на 25%, в Белоруссию — в два раза, в Кыргызстан — на 20%, в Армению — в шесть раз. Импорт продукции из стран ЕАЭС вырос почти на 34% с 11,2 до 15 млрд долл. США) в 2020 г.8
Казахстан выделяется среди других стран ЕАЭС тем, что товарная структура экспорта более диверсифицирована и около половины продукции содержит добавленную стоимость. Вместе с тем руководство Казахстана неоднократно заявляло о невыполнении партнерами по ЕАЭС принятых обязательств и затягивании сроков проведения намеченных мероприятий. К тому же на продукцию страны наложен ряд ограничений при входе на рынки партнеров, которые обходятся предпринимателям Казахстана в 660 млн долл. США ежегодно.
Развитие торговых отношений Кыргызстана со странами ЕАЭС налаживается медленно. В значительной степени это объяснятся неподготовленностью
7 Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России 27.05.2021 URL; http://www.ved.gov.ru/ news/29038.html.
8 Выгодно ли Казахстану быть в ЕАЭС? Заявление 24 апреля 2021 г. первого заместителя премьер-министра Али-хан Смаилов URL: https://www/tengrinews.kz/kazakhstan_
news/vyigodno-li-kazahstanu-byit-v-eaes-otvetil-vitse-premer-435484.
страны к осуществлению должного контроля над качеством продукции и ее сертификацией, слабой работой таможенной службы.
Объем взаимной торговли Кыргызстана с государствами — членами ЕАЭС в 2020 г. уменьшился на 12% по сравнению с 2019 г. и составил более 2 млрд долл. США. Тем не менее в общем объеме товарооборота республики на взаимную торговлю пришлось 42,5%, в том числе на экспорт — 27,8%, импорт — немногим более 50%. Наибольший объем торговли в 64,9% приходится на Россию, а с Казахстаном этот показатель составляет 33%. В экспортных поставках основную долю их объема также занимают эти две страны: Казахстан — 53,8% и Россия — 44,2%, а в импортных поступлениях 70,9% принадлежит России и 27% — Казахстану9.
В основном Кыргызстан поставляет на рынок стран ЕАЭС фрукты и овощи, руды, концентраты драгметаллов, молочную продукцию, текстильные товары. В части импорта Кыргызстан получает из стран ЕАЭС минеральную и газированную воду, табачные изделия, нефтепродукты.
ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
Россия занимает центральное место в ЕАЭС как крупнейшая экономика с большим и потенциальным рынком сбыта продукции. В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, целевыми ориентирами России выступают укрепление лидерства России в интеграционных процессах на евразийском пространстве и превращение страны в один из глобальных центров мирохозяйственных связей.
Однако внешняя торговля России сконцентрирована в значительной степени на рынках третьих стран. В условиях снижения темпов роста мировой экономики, влияния пандемии коронавируса, сужающей внешнеэкономические отношения, прослеживается замедление динамики роста товарооборота России.
Главными торговыми партнерами России по ЕАЭС являются Белоруссия и Казахстан. Доля Казахстана во внешнеторговом обороте России в 2020 г. оцени-
9 Торговля в ЕАЭС: Какими товарами Кыргызстан торговал на рынке ЕАЭС в 2020 году? (товарная структура). URL: https://www.tazabek.kg/news:1681653?f=cp.
www.ETL.FA.Ru
Рис. 1 / Fig. 1. Объем взаимной торговли ЕАЭС (млрд долл. США) / The volume of mutual trade of the Eurasian Economic Union (billion US dollars)
Источник/Source: Электронная версия доклада «Евразийская экономическая интеграция». Евразийский банк развития: URL: https://www.eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/ Евразийский банк развития, 2020. С. 12 / Electronic version of the report Eurasian Economic Integration. Eurasian Development Bank: URL: https://www.eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports / Eurasian Development Bank, 2020. P. 12.
валась в 3%, а в экспорте России — не превышала 4%. Доля Казахстана в импорте России составила 2%10.
Основными товарами российского экспорта остаются минеральные ресурсы, машины, оборудование и транспортные средства, металлы, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Россия снизила удельный вес экспорта товаров на рынок ЕАЭС в пользу КНР, одновременно увеличив свою значимость в качестве рынка сбыта для продукции государств — членов Евразийского союза.
Невысокий уровень вовлеченности России в торговлю со странами ЕАЭС объясняется рядом причин. Практически одинаковая структура экспорта России и ее партнеров не создает условий для взаимодополняемости хозяйственной деятельности и взаимной заинтересованности. Например, Белоруссия и Россия экспортируют сельскохозяйственную продукцию, отдельные виды которой совпадают, а также схожие машины, оборудование. Казахстан, так же как Россия, вывозит минеральное сырье, полезные ископаемые, металлы, зерно.
Другой причиной, сдерживающей увеличение объемов взаимной торговли, является слабое развитие специализации и производственной кооперации в рамках Евразийского союза. Это тормозит развитие интеграционных связей на основе создания вну-
10 Торговля между Россией и Казахстаном в 2020году. URL: https://www.russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/ torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kazahstanom-v-2020-g/
трирегиональных цепочек добавленной стоимости и производства разнообразной продукции.
Промышленная кооперация в ЕАЭС пока развивается крайне медленно, имеющийся задел и потенциал недоиспользован. В последнее время инициирована разработка нового направления совместной деятельности — выстраивание эффективной системы управления и производственной кооперации. Например, Россия специализируется на производстве тракторных двигателей, Армения создает отдельные компоненты, а Белоруссия производит сборку тракторов. Такое взаимодействие создает возможность для повышения не только конкурентных преимуществ государств — членов ЕАЭС, но и для большей заинтересованности стран во взаимной торговле.
Несмотря на прогресс в развитии взаимной торговли стран ЕАЭС, отмечается сравнительно слабая и весьма дифференцированная торговая связанность отдельных стран [5].
По данным экспертов Евразийского банка развития, объем взаимной торговли составил 61млрд долл. США на 2019 г. (рис. 1). Исходя из расчета суммарного объема экспорта стран ЕАЭС стоимостной объем внутрирегионального товарообмена в 2019 г. вырос на 1,3% по сравнению с 2018 г. В целом с начала создания Союза объем торговли стран объединения увеличился почти на треть.
В целом государства — члены ЕАЭС в большей степени ориентированы на развитие торговых отношений с третьими странами.
Рис. 2 / Fig. 2. Оборот внешней торговли ЕАЭС с третьими странами (млрд долл. США) / Volume of external trade of the Eurasian Economic Union with third countries ($ billion doll)
Источник/Source: Электронная версия доклада «Евразийская экономическая интеграция». Евразийский банк развития: URL: https://www.eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/ Евразийский банк развития, 2020 Стр.13 / Electronic version of the report Eurasian Economic Integration. Eurasian Development Bank: URL: https://www.eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports / Eurasian Development Bank, 2020. P. 13.
В ЕАЭС происходит снижение товарооборота (суммарно экспорт и импорт) на 2,7% по сравнению с 2018 г. Однако за пять лет существования ЕАЭС совокупный объем внешней торговли увеличился на 26,5%, что свидетельствует о сохраняющейся торговой привязанности государств Союза к другим странам.
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ЕАЭС С ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ
Основными торговыми партнерами ЕАЭС являются Китай, ЕС, Турция, Республика Корея, США, Япония. Тем не менее в связи с пандемией коронавируса произошло падение внешней торговли и усилилась ориентация на создающийся общий рынок, который компенсировал ограничение экспорта внутренним обменом.
Внешняя торговля стран ЕАЭС за 2020 г. сократилась на 22,5%, в частности с ЕС — на 27%. Взаимная торговля в рамках Союза снизилась только на 11,6%, и при этом увеличились физические объемы торговли несырьевой продукцией11.
Согласно данным таможенного портала наметившийся положительный тренд продолжается. Если объем внешней торговли ЕАЭС в январе — марте 2021 г. вырос на 3,9% относительно показателя 2020 г., то объем взаимной торговли за этот период увеличился на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.12
11 Будущее евразийской интеграции. URL: https://www. eurasia.expert/eksperty-o-razvitii-eaes-v-usloviyakh-pandemii.
12 URL: https://www.alta.ru/ts_news/81344.
Следует отметить, что за сравнительно небольшой промежуток времени удалось достичь позитивных изменений в области таможенно-тарифной политики. Отменив таможенный контроль на своих внутренних границах, государства — члены ЕАЭС установили сниженный единый таможенный тариф в 4,79% и достигли договоренности о единых мерах защиты рынка. Важным решением стало принятие единой и предсказуемой системы технического регулирования, которая охватывает 85% продукции, поступающей на общий рынок.
БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЕАЭС
На начало 2020 г. в реестре барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС было квалифицировано 19 барьеров, 37 ограничений и 14 изъятий. По состоянию на конец 2020 г. количество препятствий в реестре снизилось до 12 барьеров, 35 ограничений и 11 изъятий. Это было самым значительным сокращением количества препятствий в функционировании Союза после 2016 г.13
Тем не менее остаются не до конца ликвидированными барьеры во взаимной торговле, которые препятствует свободному передвижению товаров.
Периодически между странами возникают споры по поводу применения национальными ведомствами
13 «О перспективах интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза». URL: http:// government.ru/news/42586.
www.etl.fa.ru
санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, например между Минском и Москвой по молочной продукции, а между Казахстаном и Россией — по арбузам и куриному мясу. Согласно расчетам Евразийского банка развития нетарифные барьеры удорожают взаимную торговлю товарами в среднем на одну треть.
Россия подвергается санкциям со стороны западных стран и принимает ответные антисанкци-онные меры. Однако государства — члены ЕАЭС не выразили согласие с позицией России и не осуществили торговые ограничительные действия, усиливая тем самым несогласованность торговой политики. В таких обстоятельствах функционирование единой таможенной территории становится несовершенным, и товар, пересекая внешнюю таможенную границу, не может свободно перемещаться в рамках Союза.
Белоруссия служила до недавнего времени транзитным каналом для ввоза антисанкционных продуктов в Россию (норвежская рыба, польские овощи и фрукты). К тому же достоверная статистика по объемам импортируемой и растаможенной в этой стране продукции отсутствует, и товары поставляются в Россию без наличия достоверных данных относительно страны происхождения.
На территории ЕАЭС увеличиваются производство и распространение фальсифицированной и контрафактной продукции. Уже неоднократно поднимался вопрос о необходимости унификации маркировки товаров для передвижения внутри стран Союза. Однако существуют значительные различия между странами относительно организационной, технологической и нормативно-правовой готовности, что усложняет проведение маркировки.
Как считает С. Ю. Глазьев, согласно действующему законодательству на наднациональном уровне формируются нормы регулирования, а национальные регуляторы осуществляют их исполнение. Следствием такого положения дел становятся затягивание многих решений и бюрократизация процедур их принятия, снижение эффективности работы наднационального органа в условиях разногласий между сторонами [6].
Разделяя мнение Б. А. Хейфица, следует отметить, что на развитие ЕАЭС оказывает влияние ослабление позиций России как основного драйвера интеграционных процессов. Если на начальном этапе Россия играла ведущую роль, обладая значительным экономическим и научно-технологическим потенциалом, разнообразными природными ресурсами, то после
глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и введения западных экономических санкций против России ситуация изменилась и ее макроэкономические показатели ухудшились [7].
Большое значение для государств — членов ЕАЭС имеет принятие решения о формировании общего рынка фармацевтической продукции на условиях признания единых требований к лекарственным препаратам, правилам их регистрации и экспертизы. В условиях пандемии коронавируса осуществляется беспошлинный ввоз средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих препаратов, продукции медицинского назначения, а также сельскохозяйственных товаров.
Пожалуй, никогда ранее не была настолько очевидна необходимость реализации согласованной социально-экономической политики для устранения негативных последствий пандемии, повышения уровня интеграционного сотрудничества и дальнейшего экономического развития государств — членов Евразийского экономического союза [8].
Несмотря на то, что ЕАЭС является относительно молодым интеграционным образованием, уже можно делать выводы о степени его привлекательности и выгодности для его участников.
Россия с ее огромным и потенциальным внутренним рынком, экономическими возможностями и финансовым потенциалом является центром притяжения для остальных членов ЕАЭС, каждый из которых руководствуется своими собственными интересами. Так, для Кыргызстана это возможность поставок на рынок Союза продукции животноводства и получение дохода от реэкспорта китайских товаров. Армения заинтересована в получении льготных поставок углеводородов и поддержке электроэнергетического сектора. Казахстан стремится приобрести доступ к трубопроводным системам России. Белоруссии выгодны недорогие энергоносители, преференции на российском рынке, периодические финансовые подпитки.
В оценке результатов экономической интеграции стран в области торговой политики используются разные методы. Так, ЕАБР делает расчеты на основе использования компьютерной модели частичного равновесия, посредством которой выявлено, что Белоруссия, Киргизия, Армения являются наибольшими бенефициарами евразийского проекта. Подсчитано, что без Таможенного союза взаимная торговля товарами упала бы на 13 млрд долл. США, или на 22%. В результате общий
ВВП стран Союза ежегодно снижался бы на 0,3%. Наибольшие потери от гипотетического возвращения таможенных постов и пошлин на внутренних границах испытали бы Белоруссия (-3,7% ВВП), Киргизия (-2,7% ВВП) и Армения (-1,1% ВВП). Отмечается, что такое различие в эффектах объясняется неодинаковыми размерами экономик и относительной важности торговли с партнерами по ЕС для каждой страны14.
Еще одно исследование по вопросу определения результативности Союза проведено экспертами Высшей школы экономики. Анализ показывает, что движение в сторону унификации торговой политики, развитие взаимной торговли способствуют углублению экономического взаимодействия стран. Отмечается, что удалось приостановить деградацию показателей торгового сотрудничества, которая имела место в 2001-2014 гг. В то же время на данном этапе ситуация только стабилизировалась и не произошло радикальных изменений. Однако признано улучшение количественных показателей торгового сотрудничества, связанных с масштабом и интенсивностью торговли15.
ВЫВОДЫ
Формирование экономического интеграционного образования — длительная и сложная задача,
14 Проблемы ЕАЭС и «зеленые» перспективы Кыргызстана 04 июня 2020 URL: https://eabr.org/press/news/problemy-eaes-i-zelyenye-perspektivy-kyrgyzstana.
15 Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли: 2021 Международный доклад НИУ ВШЭ, М. 2021. С. 21. URL: https://tradepol.hse.ru/data/2021/04/26/1377872740/27.04%20 %D0%9E%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0_ %D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80% D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%-D1%8B%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5% D1%81 %D 1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%95%D0%90%D0%AD%D 0%A1-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf.
связанная с поиском общих интересов, разумных компромиссов, реализацией принятых решений. Разрабатывается комплексная торгово-экономическая политика, содержащая многочисленные направления и ориентиры взаимодействия стран. Вместе с тем развитие предполагает поэтапность преобразований, учет готовности стран продвигаться вперед в создании общего экономического пространства, в рамках которого формируются предпосылки и условия для решения задач пространственного развития не только России, но и других государств — членов Союза на условиях взаимодополнения.
Началом этого процесса является торговля товарами, в которой были достигнуты значительные регулятивные и институциональные успехи. Представляется, что в ближайшей перспективе потребуются активизация и более тесная координация работы, направленная на создание специализации и кооперации производственной деятельности. Эти меры приведут не только к диверсификации межстрановых торговых потоков, но и создадут условия для формирования общего экономического пространства в интересах участников интеграции.
Важное значение имеет решение ЕАЭС о начале подготовки документа о развитии ЕАЭС до 2035 г. с учетом нового технологического уклада (нано-технологии, биоинженерия, адаптивные технологии), что может в разы увеличить эффективность и производительность экономик, способствовать производству изделий с добавленной стоимостью.
В сложившейся ситуации, связанной с пандемией коронавируса и ее влиянием на мировую экономику, усиливается необходимость совместной деятельности по реализации экономических и социальных возможностей интеграции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Солодухина О. И. Евразийская экономическая интеграция: институциональные аспекты. Московский экономический журнал. 2021;(1):192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evraziyskaya-ekonomicheskaya-integratsiya-institutsionalnye-aspekty.
2. Звонова Е. А. Пищик В. Я. О концептуальных подходах к созданию общего финансового рынка государств — членов ЕАЭС. Финансы и кредит. 2018;24:5-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptualnyh-podhodah-k-sozdaniyu-obschego-finansovogo-rynka-gosudarstv-chlenov-eaes.
3. Вардомский Л. Б. Евразийская интеграция: некоторые итоги и возможные сценарии развития. Российский внешнеэкономический вестник. 2019;(4):110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evraziyskaya-integratsiya-nekotorye-itogi-i-vozmozhnye-stsenarii-razvitiya.
4. Алексеенкова Е. С. ЕАЭС к 2025 г.: приоритеты и ожидания государств-членов. Рабочая тетрадь. Спецвыпуск, С. 27. URL: https://www.mgimo.ru/upload/iblock/679/alekseenkova.pdf.
WWW.ETL.FA.RU
164
В. Н. Миронова
5. Пивовар Е. И. Евразийский интеграционный проект: предпосылки, становление, развитие. Глобальные процессы на постсоветском пространстве; 2020. 340 с. URL: https://www.litres.ru/efim-iosifovich-pivo/ evraziyskiy-integracionnyy-proekt-predposylki-stanovl/chitat-onlayn.
6. Хейфиц Б. А. Евразийский экономический союз -время для модернизации. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019;12(2):29-50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-vremya-dlya-modernizatsii.
7. Слуцкий Л. Э. Худоренко Е. А. ЕАЭС: уроки пандемии. Сравнительная политика. Экономика и бизнес. 2020;11(4):123. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/eaes-uroki-pandemii.
8. Глазьев С.Ю О стратегических направлениях развития ЕАЭС Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020;(1):11-30. DOI: 10.22394/2073-2929-2020-1-11-30
REFERENCES
1. Soloduhin О. I. Eurasian economic integration: institutional aspects. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal.= Moscow economic Journal, 2021;(1):192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7evraziyskaya-ekonomicheskaya-integratsiya-institutsionalnye-aspekty.(In Russ.).
2. Zvonova E. A. Pishik V. Y. Co^eptual approaches to creating a common financial market the EAEU Member States». Finansy i kredit = Finance and Credit, 2018;24:5-18.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptualnyh-podhodah-k-sozdaniyu-obschego-finansovogo-rynka-gosudarstv-chlenov-eaes. (In Russ.).
3. Vardomskii L. B. Eurasian integration: some results and possible sсenarios of development. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian russian foreign economic bulletin. 2019;(4):110. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/evraziyskaya-integratsiya-nekotorye-itogi-i-vozmozhnye-stsenarii-razvitiya. (In Russ.).
4. Alekseenkova E. S. The eurasian economic union by 2025: priorities and expectations of the member states. A workbook. Special issue. P. 27 URL: https://www.mgimo.ru/upload/iblock/679/alekseenkova.pdf. (In Russ.).
5. Pivovar E. I. Eurasian integration project: prerequisits, formation and development. Global processes on post — soviet space. 2020; 340 p. URL: https://www.litres.ru/efim-iosifovich-pivo/evraziyskiy-integracionnyy-proekt-predposylki-stanovl/chitat-onlayn. (In Russ.).
6. Heifitz B. А. Eurasian economic union — time for modernization. Kontury global'nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo = Contours of global transformations: politics, economy, law. 2019;12(2):29-50. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-vremya-dlya-modernizatsii. (In Russ.).
7. Slutski L. E. Hudorenko E. A. EAEU: lessons from the pandemic. Sravnitel'naya politika. Ekonomika i biznes = Comparative policy. Economy and business. 2020;11(4):123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eaes-uroki-pandemii. (In Russ.).
8. Glasiev S. U. About strategic directions in the development of ЕАEU. Evraziiskaya integratsiya: ekonomika, pravo, politika = Eurasian Integration: economy, law, policy. 2020;(1):11-30. (In Russ.). DOI: 10.22394/2073-2929-20201-11-30
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Валентина Николаевна Миронова — кандидат экономических наук, доцент департамента мировой экономики и международного бизнеса, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
ABOUTTHE AUTHOR
Valentina N. Mironova — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. of Department of World Economy and International
Business, Financial University, Moscow, Russia
Статья поступила 05.09.2021; принята к публикации 20.11.2021. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 05.09.2021; accepted for publication 20.11.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.