Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №2 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-2
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN216.pdf
DOI: 10.15862/90EVN216 (http://dx.doi.org/10.15862/90EVN216)
Статья опубликована 27.04.2016.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Волкодавова Е.В., Жабин А.П., Негонова Н.А. Развитие инструментов импортозамещения в современных условиях ведения бизнеса в промышленности Российской Федерации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/90EVN216
УДК 338.242.2
Волкодавова Елена Викторовна
ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», Россия, Самара1
Профессор кафедры «Менеджмента» Доктор экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=498117
Жабин Александр Петрович
ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», Россия, Самара
Заведующий кафедрой «Менеджмента»
Профессор Доктор экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=507332
Негонова Наталья Алексеевна
ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», Россия, Самара
Студентка 3 курса, специальность «Менеджмент организации»
E-mail: [email protected]
Развитие инструментов импортозамещения в современных условиях ведения бизнеса в промышленности Российской Федерации
Аннотация. Проблема импортозамещения на российском рынке товаров иностранного производства отечественными не нова и периодически поднимается, в том числе и руководством страны. В первую очередь, импортозамещение связывают с решением одной из основных задач экономики России - ее диверсификацией, а также развитием специализации и кооперации российских предприятий.
Однако разработка целостной политики импортозамещения на уровне Правительства активно началась только после введения санкций иностранных государств и их союзов, снизивших доступность для российских производителей финансовых средств, инвестиций, товаров промышленного и продовольственного назначения. О необходимости преодоления
1 443090, ул. Советской Армии, 141 1
критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию в конце 2014 года.
В рамках обозначенной проблемы в статье исследованы инструменты импортозамещения, применявшиеся в различные периоды развития экономики Российской Федерации. Особое внимание уделено новым инструментам импортозамещения, таким как: региональные инвестиционные проекты, целевые займы предприятиям за счет средств федерального бюджета, налоговые льготы, специальный инвестиционный контракт, отраслевые программы и так далее.
Рассмотрены варианты развития инструментов импортозамещения, наиболее адекватные современным экономическим реалиям.
Ключевые слова: глобализация; промышленность России; современные экономические условия; инфраструктурные факторы, экономические факторы; направления импортозамещения; инструменты импортозамещения; программы развития импортозамещения
В условиях глобализации экономики важным аспектом повышения конкурентоспособности России и модернизации ее промышленности является создание условий для эффективного развития бизнеса. Мировой кризис 2014-2015 года внес существенные коррективы в соотношение экономических потенциалов стран, затормозив темпы роста экономик, включая экономику России.
Основной причиной российских кризисов является изменение внешней конъюнктуры. Однако несмотря на первоначальный ущерб, каждая кризисная ситуация оказывает потенциальные возможности для развития бизнеса.
Современную ситуацию на глобальном рынке характеризуют следующие процессы:
• увеличение добычи углеводородов, которое определило динамику изменений качественных характеристик операций агентов глобального рынка, привело к снижению цен на поставляемое Россией сырье, вызвало закономерное снижение курса рубля, повышение стоимости импорта;
• продление санкционного давления зарубежных стран на российскую экономику, что определило дальнейшее снижение доступа российских компаний к финансовым рынкам, привело к сокращению импорта машиностроительной продукции, готовых машин, оказывая влияние на темпы роста промышленного производства;
• антисанкционные меры России на санкции зарубежных государств, что снизило объемы российского импорта продовольственных и промышленных товаров из стран-санкционеров и их союзов, снизив динамику и качественные характеристики развития их экономик.
Перечисленные тенденции стали стимулом к развитию отраслей и секторов российской экономики на основе организации процессов импортозамещения. Но уровень экономически обоснованного импортозамещения ещё недостаточно высок. На сегодня к импортозависимым относятся следующие ключевые отрасли промышленности: тяжелая, легкая, электронная, фармацевтическая, медицинская, станкостроение и машиностроение для пищевой отрасли.
Проблема импортозамещения периодически вставала перед субъектами российского бизнеса, начиная со времен распада СССР. Её решение связано в первую очередь с задачей диверсификации экономики, совершенствованием специализации и кооперации ее отраслей и
отдельных предприятий. Очередным толчком к решению проблемы импортозамещения стало введение в 2014 году санкций США, ЕС, Канады, Норвегии и др. стран. Необходимость преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции определена в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в конце 2014 года. В апреле 2015 года в ходе «прямой линии» Президент РФ Владимир Путин призвал воспользоваться ситуацией, сложившейся в связи с санкциями, чтобы выйти на новые рубежи развития [1].
Инвестиционный спад 2015 года в обрабатывающих отраслях промышленности страны во многом был определен повышенной ключевой ставкой ЦБ, что довело ставку по корпоративным кредитам крупнейших банков до 14-18% (в начале 2015 г. она составляла 2527%). В итоге темпы роста отечественной промышленности и инвестиционной активности промышленных предприятий сдерживались с февраля 2015 года2.
В современных условиях развития бизнеса к основным дестабилизирующим факторам развития экономики можно отнести инфраструктурные и экономические.
Инфраструктурные факторы - это нестабильность правовой базы и правоприменительной практики, чрезмерная и зачастую неадекватная заурегулированность хозяйственных отношений, неразвитость институтов поддержки инноваций.
Экономические факторы - это главным образом недостаток собственных денежных средств, изменение курса рубля к иностранной валюте, низкий платежеспособный спрос на новую продукцию, при высокой стоимости нововведений, и длительные сроки ее амортизации.
Валютный фактор является главным финансовым стимулом деятельности отечественных и иностранных предпринимателей в российской экономике. При достижении стабильности курса рубля, укреплении его позиций на мировом валютно-финансовом рынке и постепенном получении статуса резервной валюты будут созданы условия для устойчивого развития российской экономики. Расширение деятельности российского бизнеса на мировом рынке, в свою очередь, обеспечит наращивание темпов роста экономического развития и повышение международной конкурентоспособности России. Обширный внутренний рынок, недра, богатые полезными ископаемыми, а также уникальные передовые разработки составляют явное конкурентное преимущество России и потенциал импортозамещения для развития реальных секторов её экономики.
В 2006-2009 гг. авторами проводились исследования направлений и оценки эффективности импортозамещения на российских промышленных предприятиях [2], которые подтверждали высокую долю импортных составляющих в составе себестоимости отечественной продукции, описаны базовые стратегии при организации импортозамещения
[3].
Отечественные ученые и практики, такие как О. Дубская, Е Дубская, Г. Анозов, О. Самофалова, А. Масленников, Л. Стрижкова, В. Фальцман [4, 8, 9, 10] и др. в своих трудах исследуют динамику роста импорта и/или уровня импорта в готовой отечественной продукции. По их оценкам, импорт комплектующих, материалов, технологий и т.д. в отдельных отраслях промышленности, особенно таких как, нефтегазодобывающая, нефтехимическая, фармацевтическая и др. на протяжении последних десяти лет составляет не менее 50 процентов от общего объема продаж, а доля импорта в объеме использованной в
2 Министерство экономического развития Российской Федерации, доклад «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам первого полугодия 2015 года» Москва, Июль, 2015. - 215 с. с. 2.
экономике продукции в основных ценах в 2014 году по группе обрабатывающих производств составила 26% [9]. К сожалению, эта тенденция продолжает сохраняться.
Снижение импортозависимости в ключевых отраслях экономики повысит политическую и экономическую независимость экономики России.
Но, с другой стороны, отечественная экономика путем импортозамещения не должна изолироваться от глобальной экономики и производить все существующие в мире товары и услуги. Качество и конкурентоспособность импортозамещающих компонентов (продуктов) также должны соответствовать международным требованиям инновационного развития технологий и техники. Таким образом, перед российскими товаропроизводителями встает вопрос об организации экономически обоснованного, рационального уровня импортозамещения. Для этого необходимо создание своих конкурентоспособных предприятий, направленных на качественное и всестороннее удовлетворение потребностей населения своей страны и стран зарубежья, а также формирование инвестиционных площадок, открытых не только отечественным инвесторам.
В определенной степени этому способствует снижение курса рубля относительно иностранной валюты: цены на зарубежные товары значительно выросли и многие промышленные товары стали менее доступны для российских производителей. Однако снижение курса рубля оказывает помощь импортозамещению лишь в краткосрочном периоде.
Несмотря на обозначившиеся перспективы импортозамещения в период кризисов российской экономики 1998 и 2008 годов, они не были реализованы в полной мере, тем не менее, были успешно применены отдельные инструменты импортозамещения.
В 2000-е годы политику импортозамещения стимулировали масштабной государственной поддержкой ключевых отраслей. В целях поддержки помимо крупнейших государственных корпораций «Газпром» и «Роснефть» создавали компании, которые объединяли значительную долю предприятий в соответствующих областях: Ростех (оборонная промышленность и машиностроение), Росатом (атомные технологии и энергетика), ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация), Роснано (нанотехнологии)3. Данные корпорации обеспечили базовым портфелем заказов и кредитной поддержкой, а прибыль от наиболее успешных предприятий перенаправляли на модернизацию отстающих и создание новых предприятий.
В 2013 году государством были введены возвратные субсидии. Они предполагают предоставление средств, компенсирующих затраты на НИОКР в рамках инвестиционного проекта. Результатом проекта являются конкретные индикаторы и показатели промышленного производства. В случае недостижения конкретного результата, либо субсидию возвращают обратно государству, либо накладывают штрафные санкции на исполнителя.
Российское эмбарго было введено в целях защиты и стимулирования российского аграрного сектора. Следствием санкций и эмбарго сталанеобходимость переориентации России на новые рынки, обеспечения продовольственной безопасности и поддержания национальных компаний.
Применяемые инструменты организации импортозамещения были адекватны экономическим реалиям прошлых лет, но процессы глобального рынка требуют применения
3 Русский эксперт, статья Импортозамещение Версия от 02:48, 4 марта 2016 Ь11р://гихрег1.ги/1паех.рЬр?1111е=%00%98%00%БС%00%БР%00%БЕ%01%80%01%82%00%БЕ%00%Б7%00% Б0%00%БС%В0%Б5%В1%89%В0%Б5%00%БВ%00%Б8%00%Б5&о1а1а=120070.
новых, более результативных инструментов. Они разработаны и изложены в новых нормативно-правовых актах и программах Правительства и ведомств РФ.
В апреле 2014 года Правительством РФ была утверждена новая редакция государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", рассчитанная до 2020 года. Одна из ее главных задач
- снизить долю импорта продукции4.
В мае 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, в том числе по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. Средства для поддержки импортозамещения выделяют в форме субсидий, софинансирования исследований, грантов и преференций при государственных закупках5.
Правительство РФ 11 октября 2014 года утвердило программу поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования, цель которой
- повысить объем кредитования предприятий на долгосрочных и льготных условиях [5, с. 17].
На рисунке 1 представлены секторы экономики, в которые предполагается финансировать средства на реализацию отобранных в результате конкурса приоритетных с позиции импортозамещения проектов, реализация которых планируется на период до 2018года.
Рисунок 1. Секторы российской экономики, приоритетные с позиции импортозамещения
Все предприятия промышленного сектора выделяют проблему длительного создания добавленной стоимости. Процессы размещения заказа на материалы на первоначальном этапе производственного цикла и конечной поставки товаров (машин, оборудования и т.д.) реализуются с разницей в 2-3 года, в зависимости от отрасли. В связи с этим производители вынуждены задействовать свои оборотные фонды, которые формируются за счет дорогостоящих заемных средств, привлекаемых на местном финансовом рынке. Результатом являются завышенные цены на товары, из-за которых российские производители не могут конкурировать с импортными даже на местном рынке, не говоря о мировых.
4 Правительство Российской Федерации, постановление от 15 апреля 2014 года N 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"».
5 Перечень поручений Президента о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста (http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/23900).
Закон «О промышленной политике в Российской Федерации» предусматривает следующие меры стимулирования деятельности в сфере промышленности:
• Финансовая поддержка в форме различных субсидий (на финансирование НИОКР и развитие промышленной инфраструктуры), которые предоставляются на конкурсной основе. Предпочтение отдается проектам, при реализации которых используются так называемые «наилучшие доступные технологии»;
• Рефинансирование займов и кредитов субъектами РФ, а также обеспечение доступа к долгосрочному заемному финансированию на конкурентоспособных условиях;
• Налоговые льготы (применимые к проектам, которые реализуются до 2025 года и одобрены Правительством РФ);
• Специальные государственные фонды развития промышленности(финансовая поддержка в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды и т.д.);
• Применение специального инвестиционного контракта6.
В результате применения новых эффективных инструментов импортозамещения, государственную финансовую поддержку получат инвестиционные проекты, стоимость которых варьируется от одного до двадцати миллиардов рублей, но заемщик должен оплатить 20% стоимости сам. Предоставление целевых займов уполномоченным банком в рублях по процентной ставке, рассчитывается по следующей формуле: определяемая Банком России ставка рефинансирования кредитов на инвестиционные проекты + 2,5%. Средства, которые банк потратит на предоставление кредита, будут ему возмещены Банком России. На данный момент в программе участвуют десять банковских учреждений России и международных финансовых организаций.
Кредиты, выдаваемые в рамках программы на срок от трех до двадцати лет, в объеме до 25% обязательств заемщика, обеспечены государственной гарантией. Общая сумма выделяемых на данные цели средств в 2015 году составила 60 млрд. руб.7
Главное условие реализации проекта заключается в том, что заемщик должен разместить производственную площадку на территории России. Отобраны следующие инвестиционные проекты:
• проект запуска четвертого оператора мобильной связи (г. Москва);
• создание производства импортозамещающих фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств (Ярославская область);
• проект строительства двух энергоблоков (Казанская ТЭЦ-1,г. Казань);
• создание нового аэропортового комплекса «Южный» (г. Ростов-на-Дону);
• приобретение двухэтажного пассажирского поезда, состоящего из 34 вагонов, для курсирования по маршруту «Москва - Самара» (ОАО «Федеральная пассажирская компания»).
6 Российская Федерация, федеральный закон N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. ст. 10-12, 16.
7 Российская Федерация, федеральный закон № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» п. 8 раздела 1.1 приложения 39 к Федеральному закону от 1 декабря.
Финансовая система России устроена таким образом, что банки не заинтересованы в финансировании производства. В связи с этим Правительство РФ приняло решение о запуске программы поддержки банков и реального сектора экономики дешевыми деньгами через проектное финансирование. Существует необходимость максимального упрощения процедур отбора таких проектов, регламентирования времени от подачи заявки до выделения ресурсов, а также снижения требований к проектным показателям.
Специальный инвестиционный контракт вошел в практику с июля 2015 года. Он гарантирует инвестору неухудшение условий ведения бизнеса сроком до 10 лет, обязуя инвестора запустить производство с указанным размером инвестиций. Данные меры обеспечат долгосрочный положительный эффект, если предприятиям будут стабильно доступны кредитные ресурсы, политика импортозамещения будет носить системный характер, а действия правительства по денежно-кредитному регулированию, сдерживанию роста тарифов и кредитных ставок будут скоординированы с ними.
Подобная форма взаимодействия производителей и государства позволит достигнуть большего успеха в реализации указанных проектов.
Следующая мера финансовой поддержки - выделение из средств федерального бюджета целевых займов предприятиям, для реализации проектов по импортозамещению. С августа 2014 года действует Фонд развития промышленности, задача которого состоит в отборе и финансировании проектов на предпроизводственной стадии. Бюджет фонда составляет 20 миллиардов рублей. Фонд предоставляет промышленным предприятиям заем на срок от 5 до 7 лет по ставке 5% годовых. Определены следующие требования для предприятий-заемщиков:
• положительная кредитная история;
• обеспеченность суммы займа чистыми активами заявителя или предоставление обеспечения (гарантия банка);
• направленность проекта на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию производств импортозамещения.
Фонд не предоставляет заем иностранным компаниям и компаниям с оффшорной «пропиской», исключение составляют компании, которые имеют статус национального производителя, а также компании, воспользовавшиеся специальным инвестиционным контрактом [6].
Проект ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» принят Государственной Думой в первом чтении 22 сентября 2015 года. В нем предлагается уменьшение налога на прибыль участникам инвестиционных проектов до 10%, поступающего в региональный бюджет и до 0% федерального уровня. Участники специальных инвестиционных контрактов при этом смогут уменьшить ставку налога на прибыль регионального уровня до 0%8.
Правительство активно использует право ограничения закупок товаров иностранного производства, что также способствует реализации политики импортозамещения. На данный момент ограничены закупки медицинских изделий, товаров отраслей легкой промышленности и машиностроения, а также приобретаемых с целью обороны страны.
8 Российская Федерация, Проект Федерального закона N 801288-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» статья 1, пункт 3.
Министерство промышленности и торговли России считает необходимым применять стандартизацию, как инструмент импортозамещения в государственных закупках.
Разработано девятнадцать отраслевых программ импортозамещения, включающих более 2 тысяч проектов на ближайшие годы. В соответствии с ними планируют мероприятия которые, позволят сократить импортозависимость в ряде отраслей, в том числе даже в самом чувствительном секторе - станкостроении, с 90% до 40% к 2020 году. На реализацию программ потребуется выделить 159 миллиардов рублей из бюджета. Однако в перспективе они позволят привлечь в бюджет доходы в размере до двух триллионов рублей.
Российская фармацевтическая промышленность воспроизводит копии иностранных лекарств много лет. В связи с этим, импортозамещение для фармацевтики является ежедневной, рутинной работой. Сложности связаны с выводом созданного препарата на рынок. Некоторые инструменты политики импортозамещения в этой отрасли еще предстоит доработать. Например - существующие регистрационные процедуры. В соответствии с законом российские производители обязаны вносить фармацевтические субстанции в государственный реестр лекарственных средств, что аналогично повторению процедуры регистрации9. Поэтому российские производители лекарств проигрывают зарубежным, которые сразу выходят на рынок без занесения в реестр субстанции, находящейся в составах лекарственных средств.
Одна из динамичных в развитии отраслей российской экономики - индустрия разработки программного обеспечения. Проблемой российских разработчиков является доведение продукта до пользователя, поскольку у отечественных компаний нет рекламных бюджетов на продвижение программ, сопоставимых с зарубежными. Также наши производители не могут конкурировать по цене, иначе станут продавать в убыток. В связи с этим, задача государства - оказание помощи компаниям при выводе продукта на рынок.
Снижение зависимости от зарубежного программного обеспечения будет происходить путем повышения доступности для российских компаний рынка государственного заказа. Предлагается максимально ограничить закупку иностранного ПО, за исключением случаев отсутствия отечественных аналогов необходимых программ, или в случае не соответствия российских программ требованиям заказчика. В последнем варианте заказчик должен будет обосновать свой выбор зарубежной программы, для информирования российских разработчиков о потребностях рынка. Также предполагается признание программного обеспечения отечественным, если оно было внесено Министерством связи и массовых коммуникаций России в соответствующий реестр.
В конце апреля 2015 года Правительство РФ учредило автономную некоммерческую организацию «Российская система качества». Создание данной системы связано с определенной целью - повысить доверие населения к российским продуктам, а также продвинуть на рынок товары отечественного производства высокого качества. Предполагается, что она позволит решить некоторые задачи политики импортозамещения.
АНО «Роскачество» проводит проверки продукции различных отечественных производителей. Результаты проверок находятся в открытом доступе на официальном сайте Роскачества. Продукция, которая успешно пройдет процедуру добровольной сертификации, сможет получить российский Знак качества. Сертификация продукции полностью бесплатна для производителей. При несоответствии товара заявленному уровню качества, право на использование Знака качества у производителя будет отозвано.
9 Российская Федерация, федеральный закон № 61 -ФЗ «Об обращении лекарственных средств» п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 12 апреля 2010 г.
Таким образом, к инструментам импортозамещения в виде санкций, субсидий и эмбарго на закупки импортной продукции, применяемым до санкционного давления добавились эффективные современные инструменты, которые могут применять отечественные предприятия.
К ним относим:
• региональные инвестиционные проекты;
• целевые займы предприятиям за счет средств федерального бюджета;
• специальный инвестиционный контракт;
• налоговые льготы;
• применение стандартизации, как инструмента импортозамещения при государственных закупках;
• отраслевые программы импортозамещения.
Перечень инструментов не исчерпан, согласно новым экономическим реалиям их планируется развить в рамках:
• доработки существующих регистрационных процедур фармацевтических субстанций;
• снижения зависимости от иностранного программного обеспечения за счет повышения доступности рынка государственного заказа для отечественных компаний;
• применения российской системы качества, призванной содействовать продвижению на внутренний и внешние рынки российских товаров высокого качества, а также повышению доверия в отношении российской продукции.
Можно сделать вывод, что на основе развития политики и инструментов импортозамещения в России положено начало глобальной кампании, направленной на удовлетворение внутреннего спроса и расширение экспорта силами отечественных производителей. Однако этому процессу необходима большая системность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ларионов И.В., Царева Г.Р. «Роскачество» - механизм поддержки национальных товаров // http://www.rusnauka.com/48_NNM_2015/Economics/6_205989.doc.htm.
2. Волкодавова Е.В., Назарчук Е.Н. Теоретические и методические основы эффективного импортозамещения на российских промышленных предприятиях Самара, 2008.
3. Волкодавова Е.В. Реализация стратегии импортозамещения продукции на российских промышленных предприятиях Экономические науки. 2009. №61. С. 281-286.
4. Дубская О.С., Дубская Е.С., Анозов Г.Р. Особенности и проблемы импортозамещения в России // «Экономика и социум» №6 (19) 2015 - 5 с.
5. Закиева А.И. Перспективы проектного финансирования инвестиционных проектов в России // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). -СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 15-18.
6. Тимошенко В. Политика импортозамещения в России: от слов к делу // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/article/630000/#ixzz42zKLZH7w.
7. Бочкова Т.А., Серченко О. Импортозамещение как основа государственной политики / Современные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 января 2016 г., г. Томск). / в 3 ч. Ч.2 - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 182 с.
8. Самофалова О. Современные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 января 2016 г., г. Томск) / в 3 ч. Ч.2 - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 182 с. Ольга Самофалова США и ЕС испугались российского импортозамещения // газета ВЗГЛЯД 17.04.2015. http://vz.ru/economy/2015/4/17/740632.html.
9. Стрижкова Л.А., текст доклада "Сводные оценки импортозависимости экономики и основных сегментов внутреннего рынка экономики", 26 нояб. 2015 г. - Институт экономики РАН, Электронный ресурс: inecon.org/docs/Strizhkova_paper_20151126.pdf, дата обращения 12 марта 2016 г.
10. Фальцман В.К. Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке // Проблемы прогнозирования. 2015. №1. С. 22-32.
11. Фальцман В.К. Критические точки политики импортозамещения«Российское предпринимательство» Том 16, Номер 2 (Январь 2015), стр. 241-262.
Volkodavova Elena Viktorovna
Samara State University of Economics, Russia, Samara E-mail: [email protected]
Zhabin Aleksandr Petrovich
Samara State University of Economics, Russia, Samara
E-mail: [email protected]
Negonova Natal'ya Alekseevna
Samara State University of Economics, Russia, Samara
E-mail: [email protected]
Development of Import Substitution Instruments in Modern Conditions of Doing Business in the Russian Federation Economy
Abstract. The foreign goods import substitution problem on the Russian market is not new and is periodically discussed by the state authority. Import substitution is linked to diversification of economy, one of the main economic tasks in Russia, as well as, specialization and cooperation of Russian enterprises.
But the development of holistic import substitution policy was encouraged by the government only after imposed by some foreign states sanctions, which reduced accessibility for financial funds, investments and commodities. The necessity of overcoming such dramatic dependence on foreign technologies and industrial products was stated in the message of the Russian President to the Federal Assembly in late 2014.
In the framework of the indicated problem, the article investigates import substitution instruments, applied during various periods of Russian economy.
Special attention is paid to new import substitution tools, such as regional investment projects, purpose loans to enterprises at the expense of the Federal funds, tax breaks, special investment contracts, sectoral projects, and so on.
Options for modern economic import substitution tools development are examined.
Keywords: globalization; Russian industry; current economic conditions; infrastructure factors; economic factors; import trends; import tools; the development of import substitution program
REFERENCES
1. Larionov V.I., Tsareva G.R. "Roscatchestvo" - a Mechanism of National GoodsSupport // http://www.rusnauka.com/48_NNM_2015/Economics/6_205989.doc.htm.
2. Volkodavova E.V., Nazarchuk E.N. Theoretical and Methodological Basis for Efficient Import Substitution at the Russian Industrial EnterprisesSamara, 2008.
3. Volkodavova E.V. Implementation of Import Substitution Strategy inProduction at Russian Industrial Enterprises.Economic Science.2009. No. 61.pp. 281-286.
4. Dubski O.S., Dubski E.S., Anosov G.R. Characteristics and Problems of Import Substitution in Russia // "Economy and Society" №6 (19) 2015 - 5 P.
5. Zakieva A.I. Prospects of Investment ProjectsFinancing in Russia // Problems and Prospects of Economy and Management: materials IV Intern. scientific. Conf. (St. Petersburg, December 2015). — SPb.: A publishing house, 2015. — pp. 15-18.
6. Tymoshenko's Policy of Import Substitution in Russia: From Words to Deeds // the GUARANTOR.RU: http://www.garant.EN/article/630000/#ixzz42zKLZH7w.
7. Bockova T.A., Senchenko O. Import Substitution as the Basis of Public Policy / Modern Technology in the World Scientific Space: a collection of articles of International Scientific-practical conference (January 25, 2016, Tomsk). / 3 part 2 -Ufa: AETERNA, 2016. - 182 P.
8. Samofalova O. Modern Technologies in the World of Science: a collection of articles of the International scientific-practical conference (January 25, 2016, Tomsk). / 3 hours Part2 - Ufa: AETERNA, 2016. - 182 p. Olga Samofalova US and EU import // frightened Russian Vzglyad 17.04.2015 http://vz.ru/economy/2015/4/17/740632.html.
9. Strizhkova L.A., the text of the report "Summary assessment of import dependence of the economy and the major segments of the economy of the internal market", 26 Nov. 2015 - Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, Electronic resource: inecon.org/docs/Strizhkova_paper_20151126.pdf, reference date 12 March 2016.
10. Fal'tsman V.K. Speeding up of import substitution in the new geopolitical conditions // Problems of Forecasting. 2015. №1. S. 22-32.
11. Fal'tsman VK Critical points of import «of Russian Entrepreneurship» policy Volume 16, Issue 2 (January 2015), pp. 241-262.