pISSN 2073-4484 (Print) Экономико-статистические исследования
eISSN 2311-8768 (Online)
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Виктория Анатольевна БОРОВКОВА"*, Мария Олеговна ТИХАНОВИЧЬ
a доктор экономических наук, доцент, профессор Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация [email protected]
b студентка Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Получена 02.03.2017 Получена в доработанном виде 24.04.2017 Одобрена 15.05.2017 Доступна онлайн 14.07.2017
УДК 332.14 JEL: R11, R12, R13
Ключевые слова:
импортозамещение, импортозависимость, региональный, стратегия, эффективность
Аннотация
Тема. В современных условиях, когда политика импортозамещения стала основой российской экономической стратегии, возникает необходимость эффективной реализации выбранных субъектами РФ аспектов данного направления. Это улучшит социально-экономическое положение, повысит инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность региона, будет способствовать возникновению новых производств и усилению инновационной активности предприятий. Цели. Разработка экономико-математической модели оценки эффективности реализации стратегии импортозамещения на уровне региона. Выявление связанных с этим проблем в Санкт-Петербурге. Предложение мероприятий по повышению эффективности реализации стратегии импортозамещения в городе. Методология. Основными методами исследования стали изучение научной литературы, математическая обработка экспериментальных данных и сравнительный анализ результатов, экономико-математическое моделирование, табличный и графические методы.
Результаты. Предложена интегральная модель комплексной оценки эффективности реализации стратегии импортозамещения на уровне региона. Выявлены ключевые проблемы, связанные с низкой эффективностью реализации проектов этой сферы в Санкт-Петербурге. Предложен ряд мероприятий по улучшению импортозамещения в городе.
Выводы. Региональная стратегия импортозамещения представляет собой общее согласованное представление о направлениях развития и системе целей региона при замене импортной продукции отечественными товарами, услугами, технологиями для обеспечения сбалансированности, безопасности, устойчивости, инновационности, эффективности, конкурентоспособности экономики региона и повышения уровня его социально-экономического развития. В Санкт-Петербурге слабое импортозамещение связано с недостаточным инновационным развитием региона, высокими инвестиционным риском и импортозависимостью. Для повышения эффективности импортозамещения региону целесообразно использовать интеграцию и кооперацию, государственную финансовую поддержку новых производств и НИОКР, сокращение транзакционных издержек.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Боровкова В.А., Тиханович М.О. Разработка методики оценки эффективности реализации региональной стратегии импортозамещения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2017. - Т. 10, № 7. - С. 722 - 737. https://doi.org/10.24891/fa .10.7.722
В современных условиях одной из становится стратегия модернизации и основных стратегий развития России роста независимости национальной
экономики, что изначально определяет необходимость результативной политики импортозамещения.
Правительство РФ разработало и представило 1 665 проектов по импортозамещению в 18 отраслях экономики. Если рассматривать это применительно к территориальной дифференциации, то в Москве подготовлено 1 038 проектов в 12 отраслевых планах, в Московской области - 337 проектов по 14 отраслям, в Санкт-Петербурге - 330 проектов для 9 отраслей, в Татарстане - 126 проектов в 12 отраслях, в Свердловской области -111 проектов в 12 отраслевых планах1.
Для обеспечения максимальных результатов от внедрения данных проектов и выбранных регионами стратегий импортозамещения необходима оценка эффективности их реализации для дальнейшей корректировки планов с помощью внедрения особого комплекса мер. В связи с этим возникает необходимость разработки теоретико-методологических подходов и методов комплексной оценки эффективности реализации стратегий импортозамещения.
Теория и методология импортозамещения, в том числе вопросы оценки эффективности реализации импортозамещения, изучались в трудах современных отечественных и зарубежных ученых Н.В. Бондарчука, М. Бруно, И.Г. Ершовой, И.Ю. Калининой, Н. Картера, В.В. Климук, А. Страуга, X. Ченери и др.
Изучение многих работ позволило авторам прийти к заключению, что существуют различные подходы и точки зрения на определение понятия «импортозамещение». Его рассматривают как вид деятельности, процесс, стратегию, политику.
По мнению таких отечественных авторов, как Е.В. Захарова [1], Е.Г. Анимица, П.Е. Анимица, А.А. Глумов [2], импортозамещение - это уменьшение или прекращение импорта определенного товара путем производства, выпуска в стране такого же или аналогичного продукта. И.Г. Ершова [3], А.Р. Александрова2 под данным понятием подразумевают тип
1 Данные Минпромторга России. URL: http://minpromtorg.gov.ru
экономической стратегии и государственной политики, направленный на защиту внутренних производств путем замещения импортируемой продукции отечественными товарами. В.К. Фальцман [4] определяет импортозамещение как естественный процесс роста, развития и модернизации экономики, преодоления научно-технического отставания и повышения конкурентоспособности
отечественной экономики. Г.А. Федосеева [5] под импортозамещением понимает процесс качественных преобразований в экономике государства, направленный на развитие производства товаров, аналогичных поставляемым на внутренний рынок из-за рубежа. О.Б. Березинская, А.Л. Ведев [6] дают следующее определение: импортозамещение -процесс последовательного вытеснения импортного сырья, материалов, покупных изделий на более низкие производственные уровни.
Если рассматривать зарубежные подходы к определению изучаемого понятия, то можно выделить следующие позиции: по мнению автора работы [7], импортозамещение -экономическая стратегия, направленная на ускорение экономического роста и развитие промышленности посредством замены существующего импорта на собственное производство и предупреждения будущего роста спроса на импорт. Другие исследователи [8, 9] под данным понятием подразумевают политику, направленную на сокращение и замену импорта отечественной продукцией.
Можно обобщить упомянутые трактовки и подвести итог: импортозамещение - это процесс замены импортной продукции отечественными товарами и услугами, целью которого является повышение инновационности, конкурентоспособности, сбалансированности и эффективности экономики страны и ее отдельных регионов.
В качестве импортозамещаемых элементов могут выступать сырье, материалы, комплектующие, оборудование, нематериальные активы, технологии, сертификация, услуги
2Александрова А.Р., Комаров С.Н., ЧорнаЕ.О. Роль
импортозамещения в формировании промышленной политики России // Успехи в химии и химической технологии. 2015. № 5. С. 7-9.
сторонних организаций (консалтинг, инжиниринг, маркетинговые исследования) [10, с. 375].
Исходя из данной трактовки, определим базовое понятие «региональная стратегия импортозамещения». В общем смысле стратегия (от др.-греч. искусство полководца) это общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий большой период, а также способ достижения сложной цели.
В существующем проекте федерального закона «О государственном стратегическом планировании» определено, что «стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации - документ стратегического планирования, определяющий цели, задачи государственного управления, обеспечивающие устойчивое и
сбалансированное социально-экономическое развитие субъекта РФ на долгосрочный период». С учетом этого положения комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга под стратегией экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 г. понимает согласованное заинтересованными участниками представление о видении желаемого будущего, направлениях развития и системе целей Санкт-Петербурга3. Региональная стратегия импортозамещения является элементом стратегии социально-экономического развития региона.
С учетом сказанного региональная стратегия импортозамещения (РСИ) - общее согласованное представление о направлениях развития и системе целей региона по замене импортной продукции отечественными товарами, услугами, технологиями для обеспечения сбалансированности, безопасности, устойчивости, а также инновационности, эффективности, конкурентоспособности экономики региона и повышения уровня его социально-экономического развития.
Разнообразие стратегий импортозамещения (СИ), применяемых в регионах, весьма
3 Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. URL: https://www.spbstrategy2030.ru
затрудняет их классификацию. Большинство стратегий не могут быть четко определены по одному из признаков. Среди классификационных примет наиболее существенны, на наш взгляд, следующие: субъект, объект, срок, содержание, степень детализации, направления развития импортозамещения. СИ можно подразделить:
• по субъекту - государственная, региональная, хозяйствующего субъекта;
• по объекту - СИ ресурсов, продукции, услуг, информационных систем и технологий, инновационной инфраструктуры, стратегия импортозамещающих проектов и пр.;
• по сроку - долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная;
• по содержанию - уклонительная, адаптивная, активная, пассивная, СИ свертывания;
• по направлениям импортозамещения -стратегия внутриориентированного, внешнеориентированного или смешанного импортозамещения;
• по степени детализации - комплексная и детализированная.
Некоторые исследователи в качестве классификационных признаков СИ выделяют также производственную базу, модели, направления реализации [10, с. 378].
На выбор стратегии импортозамещения оказывают влияние различные факторы: организационные, экономические, правовые, социальные, природные, культурологические, географические, экологические. А.Ю. Ершов [10], М.А. Вихренко4, Е.В. Волкодавова [11] делят их на внешние, к которым относятся рыночные факторы, государственное регулирование, макроэкономическая ситуация в стране, и внутренние - инвестиционные ресурсы, производственный, экспортный, трудовой и инновационный потенциал региона, и др.
4 Вихренко М.А. Проблемы импортозамещения и выявление факторов, влияющих на формирование стратегии импортозамещения на производственном предприятии // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 35. С. 98-102.
Кроме того, имеют значение согласованность стратегии импортозамещения с общей стратегией социально-экономического развития региона, а также стратегии иностранных экономических субъектов, сложившиеся на данной территории традиции ведения бизнеса.
В связи с тем, что каждый регион обладает определенной степенью уникальности, содержание РСИ, формы и методы ее реализации определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой, а с другой стороны, социально-экономической политикой региона, которая учитывает особенности его развития.
В Санкт-Петербурге в основе стратегии импортозамещения лежит целостная система документов государственного планирования:
• Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года;
• Прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года;
• Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года;
• план по реализации названной стратегии;
• бюджет города;
• экономическая политика Санкт-Петербурга;
• Программа социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
• пакет государственных программ города, содержащих комплекс обеспеченных ресурсами конкретных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей.
Успешное решение задач импортозамещения, стоящих перед экономикой региона (государства), во многом зависит от результативности осуществления стратегии импортозамещения. Можно выделить несколько подходов к оценке эффективности этого процесса.
Например, И.Г. Ершова разработала методику оценки эффективности мер государственной промышленной политики импортозамещения. Автором выявлена система частных коэффициентов эффективности при реализации импортозамещения, проведена их стандартизация для выявления интенсивности использования, рассчитаны комплексная система обобщающих параметров и интегральный показатель эффективности реализации импортозамещения.
Данная методика позволяет провести анализ эффективности импортозамещения в регионах страны, дифференцировать объекты управления на лидирующие, медианные и стагнирующие по интегральному показателю, выбрать меры государственной промышленной политики для каждой из групп [12].
Как считают В.Л. Сомов и В.А. Марков [13], оценка эффективности импортозамещения региона базируется на количественных критериях и проводится в три этапа.
Первый этап заключается в выявлении самого процесса импортозамещения в регионе; второй - оценка эффективности реализации стратегии импортозамещения в пределах региона; третий - определение наиболее приоритетных производств, способных повысить изучаемую эффективность.
В указанном подходе также предлагается сравнить полученные результаты между регионами и рассчитать вклад каждого субъекта в экономику федерального округа и страны. В качестве количественных показателей используются коэффициент опережения производства над импортом, модель чувствительности производства, спроса и импорта от национальных и окружных процессов, индекс производства, темпы потребления и импорта.
Группой ученых5 разработана методика оценки эффективности политики импортозамещения в промышленности, основывающаяся на расчете набора
5 Матвеева Л.Г., Чернова О.А., Климук В.В. Оценка эффективности политики импортозамещения в промышленности: методический инструментарий // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2015. № 3. С. 3-13.
показателей на микро-, мезо- и макроуровнях, таких как коэффициенты импортной нагрузки, импортного приоритета, импортозамещения, ценового превосходства внешней торговли и др.
Представленный инструментарий, по мнению разработчиков, является достаточно эффективным для принятия обоснованных управленческих решений, связанных с реализацией проектов импортозамещения в промышленности.
В основе подхода, разработанного Н.В. Бондарчуком [14], лежит система показателей оценки эффективности инновационных импортозамещающих проектов в высокотехнологичных отраслях промышленности, состоящая из трех групп:
• 1-я группа - микроэкономические показатели оценки экономической эффективности инвестиционных проектов;
• 2-я группа - макроэкономические показатели эффективности импортозамещения с позиции государства;
• 3-я группа - мезоэкономические показатели оценки эффективности отраслевых планов и программ промышленных предприятий.
По мнению автора методики, критерии эффективности реализации импортозамещения должны представлять собой интеграцию успешного использования свойств эффективности инвестиционных проектов, программ импортозамещения и производства высокотехнологичной продукции с учетом синергического эффекта.
Свою методику измерения эффективности импортозамещения в агропромышленном комплексе предлагает Н.А. Новицкий [15]. В основе лежит расчет комплексного показателя отдачи совокупных инвестиций, то есть соизмерение конкурентоспособной продукции (по стоимости реализации) с суммарными инвестициями в интеллектуальный капитал, технологии, их коммерциализацию.
Полученные исследователем функциональные зависимости позволяют определять динамику
роста результатов инновационного импортозамещения и экономического развития с учетом темпа роста отдачи совокупных инвестиционных затрат, исходя из анализа реальных результатов и расходов на развитие инновационного воспроизводства.
Проведенный анализ выявил значительное разнообразие концепций и измерителей эффективности импортозамещения. Оно отражает неодинаковые подходы и точки зрения на сущность категории «эффективность». В качестве обобщающих ее показателей разные исследователи обосновывают такие:
• степень достижения цели;
• результативность;
• отдача совокупных инвестиций;
• интенсивность функционирования;
• уровень организованности;
• уровень результативности в сопоставлении с произведенными затратами [16; 17, с. 106].
Несмотря на наличие определенных подходов, предлагаемых учеными и специалистами, научно-практические разработки по созданию обобщающего показателя оценки эффективности импортозамещения продолжаются, и пока не разработана единая методика оценки реализации РСИ.
В связи с тем, что РСИ, по сути, является суммой ряда целей, в основе критериев эффективности ее реализации должна лежать успешность воплощения планов. По нашему мнению, эти критерии должны представлять собой интеграцию успешного достижения шести значимых целей:
1) обеспечение безопасности региона;
2) повышение его инновационности, внедрение результатов технологической модернизации;
3) обеспечение сбалансированности и оптимизации развития;
4) повышение его устойчивости;
5) создание подходящего предпринимательского климата, рост конкурентоспособности региона;
6) радикальное улучшение эффективности местной экономики, повышение уровня социально-экономического развития региона.
В отличие от существующих подходов разработанная авторами статьи методика количественного измерения эффективности реализации РСИ позволяет определить систему показателей, характеризующих успешность реализации целей, сочетание которых с учетом их влияния определяет количественную меру эффективности реализации РСИ в целом.
Трудность заключается в нахождении количественного измерителя успешности реализации каждой из целей РСИ. Перечень целей и количественные успешности их достижения выбраны произвольно, на специалиста, занимающегося импортозамещения.
I = a.X. = + aXs + aXi,
Определение значений весовых коэффициентов ai ... ai осуществляется на основе формулы Фишберна [18]:
wi
■ 2 ( m-l + 1) . Г1 , ' = / ^ ,i = [1; m J, m (m + 1 )
где т - количество частных критериев,
г - порядковый номер критерия в рейтинге по степени важности.
Соответственно, модель приобретает вид:
0,19Хз + 0,24X4
I = 0,29X1 + 0,05X2 + 0,14X5 + 0,10Xi.
+
+
измерители могут быть усмотрение проблемами
Предлагаем следующую модель комплексной оценки эффективности реализации стратегий импортозамещения в регионах РФ, основанную на определении интегрального показателя:
aX + aX2 + азХз + aX4 +
где I - интегральный показатель оценки эффективности реализации стратегии импортозамещения в регионе;
ai (l = 1 ... 6) - весовой коэффициент, характеризующий степень влияния данного критерия;
Xi (l = 1 ... 6) - частный показатель-критерий оценки эффективности реализации стратегии импортозамещения в регионе.
В качестве показателей оценки эффективности реализации стратегии импортозамещения в регионе (показателей успешности реализации указанных целей РСИ) выбрано несколько параметров (табл. 1).
Интегральный показатель изменяется в пределах от нуля до единицы. Экономическая интерпретация значений представлена в табл. 2.
Такая количественная оценка позволяет провести сравнительный анализ достигнутого уровня частных и интегрального показателей оценки эффективности реализации РСИ с нормативными значениями, сопоставить показатели одного и того же региона в разное время, а также эффективность реализации РСИ различных регионов за один и тот же период.
Для определения интегрального показателя оценки эффективности реализации стратегии импортозамещения в Санкт-Петербурге и выявления возможных проблем, связанных с реализацией РСИ, проведем сравнительный анализ значения данного показателя с аналогами в других регионах.
Нами были выбраны десять субъектов из рейтинга регионов РФ по реализации импортозамещения за январь - декабрь 2015 г., составленного организацией «Медиалогия»6. Анализ проводился за период 2013-2015 гг., поскольку проблема импортозамещения возникла сравнительно недавно и соответствующий курс в промышленности и сельском хозяйстве был провозглашен с 2014 г. после распоряжения Правительства РФ от 30.09.2014 № 1936-р
6 Регионы РФ в контексте «импортозамещение» - 2015. URL: http://www.mlg.ru/company/pr/3986
«План содействия импортозамещению в промышленности».
Кроме того, для определения результативности выбранных региональных стратегий важна оценка состояния импортозависимости регионов в 2013 г. до принятия политики импортозамещения. Результаты расчетов частных и интегрального показателей представлены в табл. 3.
Исходя из значений, представленных в табл. 3 и на рис. 1, можно сделать следующие выводы.
1. У большинства регионов из выборки в 2015 г. интегральный показатель находился в пределах нормы, превышая значение 0,5. Шесть регионов (Республика Ингушетия, Ставропольский край, Омская, Ростовская, Свердловская и Челябинская области), у которых значение выше 0,75, достигли высоких результатов по данному показателю, что говорит о достаточно эффективной организации процесса импортозамещения в этих субъектах РФ.
В восьми из десяти исследуемых регионов за 2013-2015 гг. интегральный показатель возрос:
• в Москве - за счет увеличения интегрального индекса выявленных сравнительных преимуществ на 93,33% в 2015 г. по отношению к 2013 г.;
• в Ростовской области это обусловлено сокращением импортозависимости на 100% в 2015 г. по сравнению с 2014 г.;
• такое изменение вызвано снижением за рассматриваемый период импортного приоритета в Краснодарском крае - на 19,51%, в Свердловской области - на 33,33%, в Челябинской области - на 35,29% и в Санкт-Петербурге - на 11,83%;
• в Краснодарском крае, Челябинской и Ростовской областях, Ставропольском крае и Омской области в 2013-2015 гг. увеличение интегрального показателя связано с увеличением покрытия импорта экспортом на 16,3%; 66,42; 78,74; 32,86 и 29,7% соответственно.
В таких регионах, как Московская область и Республика Ингушетия, в 2015 г. по сравнению с 2013 г. значение интегрального показателя осталось на том же уровне, что объясняется отсутствием динамики в частных показателях, несмотря на большое сокращение импорта за весь период (в Московской области -на 47,66%, в Республике Ингушетия -на 30,25%).
2. Среди анализируемых регионов по эффективности реализации РСИ Санкт-Петербург занимает последнее место. Значения интегрального показателя Челябинской, Ростовской и Омской областей, регионов с одинаковыми наибольшими показателями в 2015 г. (0,89), превышают значение аналогичного показателя Санкт-Петербурга (0,39) в 2,31 раза, или на 131,17%.
3. В Санкт-Петербурге значение интегрального показателя отстает от нормального в пределах 23-48,67%, что подтверждает невысокую эффективность осуществления проектов импортозамещения.
4. Если рассматривать значение интегрального показателя Санкт-Петербурга в динамике, можно отметить его увеличение в 2014 г. в сравнении с 2013 г. на 22,22%, после чего параметр оставался неизменным. В регионе проводятся мероприятия по снижению импортозависимости, о чем свидетельствует снижение соответствующего коэффициента на 100% в 2015 г. по сравнению с 2013 г.; наблюдается повышение коэффициента покрытия импорта экспортом на 25,81% и сокращение импортного приоритета на 10,58% за рассматриваемый период.
5. Исходя из анализа влияния отдельных частных критериев на общий показатель оценки эффективности реализации стратегии РСИ Санкт-Петербурга в 2013-2015 гг., можно сделать вывод о том, что изменение интегрального показателя в большей степени обусловлено снижением коэффициента импортного приоритета на 10,58%.
6. Если сравнивать фактические частные показатели города с нормативными в 2015 г. (рис. 2), особенно заметно несоответствие по доле инновационной продукции (0,10 < 0,42),
коэффициенту покрытия импорта экспортом (0,78 < 1,5) и интегральному индексу выявленных сравнительных преимуществ (1,09 < 1,25).
7. Если рассматривать индекс выявленных сравнительных преимуществ в разрезе товарной структуры экспорта Санкт-Петербурга за 2013-2015 гг. (табл. 4), то можно сделать вывод о наибольшей специализации данного субъекта в производстве машин, оборудования и транспортных средств (в 2015 г. значение достигает 2,3 ), древесины и целлюлозно-бумажных изделий (1,36), а также продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (1,1).
Предлагаемая методика обладает рядом преимуществ:
• во-первых, она позволяет использовать любое количество наиболее значимых с точки зрения влияния на эффективность реализации РСИ характеристик региона, его целей и их количественных измерителей;
• во-вторых, с ее помощью можно сравнивать достигнутый уровень эффективности реализации РСИ с нормативным, в динамике и с показателями в различных регионах;
• в-третьих, результаты могут выступать как средство систематизации информации и подготовки к принятию решений о совершенствовании РСИ.
Полученные оценки позволяют не только охарактеризовать эффективность реализации РСИ, но и обнаружить проблемные области, принять к ним соответствующие меры.
По итогам проведенного анализа можно выделить проблемы, связанные с реализацией стратегии импортозамещения в Санкт-Петербурге:
1)низкая инновационная активность предприятий, неизменно выражающаяся незначительной долей инновационной продукции в общем количестве произведенных в регионе товаров;
2) недофинансирование новых производств и НИОКР;
3) значительное увеличение инвестиционного риска в 2015 г., согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА»7, что может привести к снижению объема инвестируемых в экономику города средств, необходимых для реализации политики импортозамещения;
4) пассивный торговый баланс со странами дальнего зарубежья (данные администрации Санкт-Петербурга), требующий усиления экспортной деятельности;
5) рост коррупционных рисков. По данным правительства Санкт-Петербурга, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. удельный вес обращений с признаками коррупционных проявлений вырос на 1,4%8;
6) увеличение нецелевого использования выделенных бюджетных средств. В 2015 г. по итогам контрольного мероприятия были выявлены нарушения в использовании бюджетных средств и федерального имущества на сумму 1,8 млрд руб.9;
7) необходимость развития нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.
Для решения выявленных проблем предлагаются
меры по повышению эффективности
реализации стратегии импортозамещения в
Санкт-Петербурге:
1) интеграция предприятий региона и межрегиональная кооперация как направления повышения инновационного развития региона в целом, влекущие за собой повышение доли инновационной продукции в общем объеме производимых в городе товаров;
2) финансирование государством новых производств и НИОКР посредством субсидий,
7 Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2015 году.
URL: http://www.raexpert.ru/rankingtable/region_climat/2015/tab01
8 Информация о реализации плана противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 годы.
URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/realizaciyaantikorrup cionnpolitiki
9 Информация по результатам исполнения представлений
Счетной палаты РФ, направленных в феврале 2015 года. URL: http://www.ach. gov.ru/press_center/news/22299
совершенствование кредитной политики, внедрение льготного режима кредитования производителей импортозамещающей продукции;
3) отмена транзакционных платежей между региональными и иностранными сотрудничающими предприятиями для обеспечения выгодного товарного обмена импортируемой продукции на отечественную, снижение себестоимости импортозамещающей продукции;
4) стимулирование государством расходов предприятий на технологическое обновление доходами от экспорта;
5) реализация новых инвестиционных проектов, разрабатываемых Министерством финансов РФ, которым может быть оказана поддержка в виде установления до 2025 г. региональной составляющей налога на прибыль ниже текущего уровня при обнулении федеральной части;
6) осуществление государственных закупок, что обеспечит начальный спрос и поддержку региональных производителей для повышения конкурентоспособности импортозамещающей продукции;
7) повышение эффективности государственного регулирования проектов импортозамещения в малом бизнесе при затруднениях ввода новой продукции на рынок;
8) в соответствии со стратегией «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ на период 2016-2018 годов»10 целесообразны также:
• обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг, финансовой доступности и повышение финансовой грамотности населения РФ;
• дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке;
• всемерное развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования;
• совершенствование регулирования финансового рынка, в том числе применение пропорционального регулирования, оптимизация регуляторной нагрузки на участников этого рынка;
• подготовка квалифицированных кадров для финансовых институтов;
• совершенствование механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке;
• развитие международного взаимодействия;
• совершенствование инструментария обеспечения стабильности на финансовом рынке;
• активное использование отечественных финансовых институтов развития в программах импортозамещения.
Санкт-Петербург является регионом с наивысшей экспортной ориентацией и, соответственно, обладает высоким экспортным потенциалом. Перечень приоритетных, отраслей экономики, способных ускорить социально-экономическое развитие региона, образуют девять позиций11. Таким образом, возможности импортозамещения у города высоки, и реализация предложенных мер позволит повысить результативность РСИ.
10 Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ на период 2016-2018 годов. URL: https://www.cbr.ru/ finmarkets/files/development/onrfr_2016-18 .pdf
11 Перечень приоритетных отраслей Санкт-Петербурга. URL: https://gov.spb.ru/gov/otrasl/ c_econom/news/64615
Таблица 1
Частные показатели оценки эффективности реализации стратегии импортозамещения в регионе
Table 1
Individual indicators to assess the effectiveness of import-substitution strategy in the region
Цель Показатель Порядок расчета Нормальное значение Порядок нормирования
Обеспечение безопасности Коэффициент Соотношение объемов < 0,05 Xi < 0 ^ 1;
региона импортозависимости Х\ импортной и производимой в регионе продукции 0 < Х1 < 0,05 ^ 0,5; Х1 > 0,05 ^ 0
Повышение Доля инновационной Соотношение объемов > 0,45 X > 0,45 ^ 1;
инновационности региона продукции Х2 региональной 0,25 X < 0,45 ^ 0,5;
инновационной X < 0,25 ^ 0
и производимой
продукции
Обеспечение Коэффициент Соотношение объемов > 1,5 X > 2 ^ 1;
сбалансированности покрытия импорта региональной импортной 1,5 < Хз < 2 ^ 0,5;
развития региона экспортом Х3 и экспортной продукции Хз < 1,5 ^ 0
Повышение устойчивости Коэффициент Соотношение объемов < 0,05 X < 0 ^ 1;
развития региона импортной нагрузки Х4 региональной импортной продукции и валового регионального продукта 0< X < 0,05 ^ 0,5; X > 0,05 ^ 0
Рост глобальной Коэффициент Соотношение темпов < 1 X < 0,5 ^ 1;
конкурентоспособности импортного приоритета изменения 0,5 < X < 1 ^ 0,5;
региона Х5 регионального импорта и экспорта X > 1 ^ 0
Повышение уровня Интегральный индекс к > 1,25 X > 1,25 ^ 1;
социально-экономического выявленных 0,75 < Х6 < 1,25 ^ 0,5;
развития региона сравнительных преимуществ Х6* /г где Wj - индекс выявленных сравнительных преимуществ товара у, Ш] = (Объем экспорта товара] региона х Объем экспорта страны) / (Объем экспорта товара ] страны х Объем экспорта региона); к - количество товарных групп X < 0,75 ^ 0
* Миролюбова Т.В. Определение сравнительных преимуществ региона для целей государственного регулирования экономики на региональном уровне // Актуальные вопросы экономических наук. 2008. № 1. С. 155-160.
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 2
Экономическая интерпретация значений интегрального показателя оценки эффективности реализации стратегии импортозамещения в регионе
Table 2
Economic interpretation of the values of integral indicator for evaluation of the effectiveness of import-substitution strategy in the region
Числовое значение Трактовка
показателя
0 < I < 0,25 Критически низкое значение, неэффективная реализация РСИ
0,25 < I < 0,5 Показатель ниже среднего, требуются корректирующие меры для повышения эффективности
0,5 < I < 0,75 Показатель в пределах нормы, но недостаточная организация реализации РСИ
0,75 < I < 1 Высокая эффективность реализации РСИ
Источник: авторская разработка
Source: Authoring Таблица 3
Результаты расчета интегрального показателя оценки эффективности реализации стратегий импортозамещения регионов РФ за 2013-2015 гг.
Table 3
Integral indicator calculation data of the effectiveness of import-substitution strategy of the RF regions for 2013-2015
Параметр Год Москва Краснодарский край Свердловская область Челябинская область Московская область Санкт-Петербург Республика Ингушетия Ростовская область Ставропольский край Омская область
Xi 2013 0,03 0,01 0 0 0,02 0,02 0 0,01 0 0
2014 0,02 0,01 0 0 0,01 0,01 0 0,01 0 0
2015 0,01 0 0 0 0,01 0,01 0 0 0 0
Х2 2013 0,15 0 0,06 0,08 0,13 0,12 0 0,09 0,10 0,04
2014 0,11 0,01 0,06 0,05 0,13 0,12 0 0,11 0,11 0,04
2015 0,17 0,06 0,07 0,05 0,14 0,1 0 0,14 0,14 0,04
Хз 2013 1,69 1,35 2,1 1,34 0,22 0,62 0,09 1,27 1,4 1,65
2014 1,83 1,93 2,3 1,9 0,23 0,72 0 1,39 1,27 1,97
2015 1,9 1,57 2,4 2,23 0,30 0,78 0,03 2,27 1,86 2,14
Х4 2013 0,01 0 0 0 0,01 0,01 0 0,01 0 0
2014 0,01 0 0 0 0,01 0,01 0 0 0 0
2015 0,01 0 0 0 0,01 0,01 0 0 0 0
Х5 2013 0,94 1,47 1,28 1,15 0,79 1,04 0,22 0,91 0,96 0,96
2014 0,92 0,7 0,91 0,7 0,97 0,86 0 0,91 1,1 0,84
2015 0,97 1,23 0,96 0,85 0,76 0,93 0 0,61 0,68 0,92
Хб 2013 0,45 1,53 2,1 1,77 2,3 1,16 1,7 3,11 3,25 2,81
2014 0,46 1,36 2,1 1,77 2,3 1,15 0 3,01 3,16 2,93
2015 0,87 1,2 1,24 1,44 1,47 1,09 2,78 2,38 1,35 1,6
I 2013 0,43 0,49 0,82 0,63 0,44 0,32 0,77 0,44 0,7 0,79
2014 0,43 0,65 0,89 0,79 0,44 0,39 0,67 0,56 0,63 0,79
2015 0,48 0,68 0,84 0,89 0,44 0,39 0,77 0,89 0,79 0,89
Источник: составлено на основе данных сборника: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016. М.: Росстат, 2016. С. 1326
Source: Authoring, based on the compendium data: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2016 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2016]. Moscow, Rosstat Publ., 2016, p. 1326
Таблица 4
Результаты расчета индексов выявленных сравнительных преимуществ Санкт-Петербурга Table 4
Calculation data of revealed comparative advantages indexes of St. Petersburg
Год Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье Продукция топливно-энергетического комплекса Продукция химической промышленности, каучук Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Металлы и изделия из них Машины, оборудование и транспортные средства
2013 1,74 0,9 0,32 1,11 0,7 2,2
2014 1,33 0,9 0,54 1,47 0,84 1,83
2015 1,1 0,89 0,05 1,36 0,84 2,3
Источник: составлено на основе данных сборников «Регионы России. Социально-экономические показатели»
Source: Authoring, based on the compendium data: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli [Regions of Russia. Socio-economic indicators]
Рисунок 1
Динамика интегрального показателя оценки эффективности реализации стратегий импортозамещения регионов РФ за 2013-2015 гг.
Figure 1
Changes in the integral indicator for evaluation of the effectiveness of import-substitution strategy of the RF regions for 2013-2015
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Динамика частных показателей оценки эффективности реализации стратегии импортозамещения Санкт-Петербурга за 2013-2015 гг.
Figure 2
Changes in the individual indicators to assess the effective implementation of the import-substitution strategy of St. Petersburg for 2013-2015
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Захарова Е.В. Важность инновационного импортозамещения в условиях международных санкций против российской экономики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 92-94. URL: http://www.nauteh-j ournal .ru/index.php/ru/—ep14-12/1346-a
2. Анимица Е.Г., Анимица П.Е., Глумов А.А. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты // Экономика региона. 2015. № 3. С. 160-172. doi: 10.17059/2015-3-14
3. Ершова И.Г. Стратегическое управление концепции импортозамещения промышленного производства // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-7. С. 1420-1424.
4. Фальцман В.К. Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке // Проблемы прогнозирования. 2015. № 1. С. 22-32.
5. Федосеева Г.А. Сущность и развитие теории импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3(93). С. 144-148.
6. Березинская О.Б., Ведев А.Л. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. № 1. C. 103-115.
7. Scott B.R. Capitalism: Its Origins and Evolution as a System of Governance. Springer Science & Business Media, 2011, 672 p. doi: 10.1007/978-1-4614-1879-5
8. Bradford Jr.C.I., Branson W.H. (Eds). Trade and Structural Change in Pacific Asia. The University of Chicago Press, 1987, 578 p.
9. Deller S., Goetz S.J., Harris T. (Eds). Targeting Regional Economic Development. London, Routledge Publishing, 2009, 432 p.
10. Ершов А.Ю. Формирование импортозамещающей стратегии // Фундаментальные исследования. 2015. № 8. С. 374-379.
11. Волкодавова Е.В. Реализация стратегии импортозамещения продукции на российских промышленных предприятиях // Экономические науки. 2009. № 61. С. 281-286.
12. Ершова И.Г., Ершов А.Ю. Оценка эффективности мер государственного регулирования политики импортозамещения // Фундаментальные исследования. 2016. № 3-2. С. 375-379.
13. Сомов В.Л., Марков В.А. Статистический анализ перспектив импортозамещения и конкурентных преимуществ реального сектора экономики Саратовской области // Вопросы статистики. 2016. № 3. С. 65-71.
14. Бондарчук Н.В. Разработка методических подходов к оценке эффективности инновационных проектов, направленных на импортозамещение продукции в высокотехнологичных отраслях промышленности в рамках государственного задания по проекту № 3637 / Предпринимательство и бизнес в условиях экономической нестабильности: м-лы III Межд. науч. конгресса. М.: Научный консультант, 2015. С. 109-111.
15.Новицкий Н.А. Измерение эффективности импортозамещения в агропромышленном комплексе на основе инновационно-инвестиционной емкости // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2014. № 2. С. 95-98.
16. БоровковаВ.А. Управление рисками в торговле. СПб: Питер, 2004. 288 с.
17. Боровкова В.А. Риск-менеджмент: монография. СПб: ТЭИ, 2011. 141 с.
18. Бондаренко П.В., Фокина Е.А., Трухляева А.А. Применение теории нечетких множеств для оценки качества жизни населения региона // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-5. С. 967-971.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном
отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было
третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке информации,
написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-4484 (Print) Economic and Statistical Research
elSSN 2311-8768 (Online)
DEVELOPMENT OF A METHODOLOGY FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL IMPORT-SUBSTITUTION STRATEGY
Viktoriya A. BOROVKOVA", Mariya O. TIKHANOVI CHb
a Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]
b Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 2 March 2017 Received in revised form 24 April 2017 Accepted 15 May 2017 Available online 14 July 2017
JEL classification: R11, R12 R13
Keywords: import substitution, dependence on imports, regional, strategy, effectiveness
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Abstract
Subject The article discusses the issues of import-substitution strategy chosen to realize by the RF constituent entities.
Objectives The article aims to develop an economic and mathematical model for assessing the effectiveness of the import-substitution strategy at the regional level, identify the related problems in St. Petersburg, and propose certain measures to improve the implementation of the import-substitution strategy in the city. , Methods The main research methods are the study of scientific works, mathematical processing of experimental data, a comparative analysis of results, economic and mathematical modeling, and the tabular and graphical methods.
Results The paper presents an integral model for integrated assessment of the effectiveness of the implementation of import-substitution strategy at the regional level. It identifies the key problems related to the low efficiency of projects in this area in St. Petersburg and proposes a number of activities to improve the import-substitution process in the city. Conclusions The region's lack of innovation, high investment risk and imports dependence cause inefficient import-substitution strategy implementation in St. Petersburg. To enhance the effectiveness, integration and cooperation, public financial support for new industries and R&D, and the reduction of transaction costs are economically expedient.
Please cite this article as: Borovkova V.A., Tikhanovich M.O. Development of a methodology for assessing the effectiveness of implementation of the regional import-substitution strategy. Financial analytics: science and experience, 2017, vol. 10, iss. 7, pp. 722-737. https://doi.org/10.24891/fa.10.7.722
References
1. Zakharova E.V. [The importance of innovation in terms of import of international sanctions against the Russian economy]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki = Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice, 2014, no. 12, pp. 92-94. (In Russ.) URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/—ep14-12/1346-a
2. Animitsa E.G., Animitsa P.E., Glumov A.A. [Import Substitution in Regional Industrial Production: Theoretical and Practical Aspects]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2015, no. 3, pp. 160-172. (In Russ.) doi: 10.17059/2015-3-14
3. Ershova I.G. [Strategic management concept of import substitution industrial production]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 11-7, pp. 1420-1424. (In Russ.)
4. Fal'tsman V.K. [Forcing import substitutions in a new geopolitical situation]. Problemy prognozirovaniya = Studies on Russian Economic Development, 2015, vol. 26, no. 1, pp. 15-21. (In Russ.) doi: 10.1134/S1075700715010050
5. Fedoseeva G.A. [The essence and the development of import substitution]. Izvestiá Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ékonomiceskogo universiteta, 2015, no. 3(93), pp. 144-148. (In Russ.)
6. Berezinskaya O.B., Vedev A.L. [Dependency of the Russian industry on imports and the Strategy of import substitution industrialization]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 1, pp. 103-115. (In Russ.)
7. Scott B.R. Capitalism: Its Origins and Evolution as a System of Governance. Springer Science & Business Media, 2011, 672 p. doi: 10.1007/978-1-4614-1879-5
8. Bradford Jr. C.I., Branson W.H. (Eds). Trade and Structural Change in Pacific Asia. The University of Chicago Press, 1987, 578 p.
9. Deller S., Goetz S.J., Harris T. (Eds). Targeting Regional Economic Development. London, Routledge Publishing, 2009, 432 p.
10.Ershov A.Yu. [The formation of import-substitution strategy]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 8, pp. 374-379. (In Russ.)
11. Volkodavova E.V. [Implementation of the strategy of import substitution of products at the Russian industrial enterprises]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2009, no. 61, pp. 281-286. (In Russ.)
12.Ershova I.G., Ershov A.Yu. [The effectiveness evaluation of the State regulation measures of import substitution policy]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2016, no. 3-2, pp. 375-379. (In Russ.)
13. Somov V.L., Markov V.A. [Statistical analysis of import substitution prospects and competitive advantages of the real sector of economy in the Saratov region]. Voprosy Statistiki, 2016, no. 3, pp. 65-71. (In Russ.)
14. Bondarchuk N.V. [Development of methodological approaches to evaluating the effectiveness of innovative projects aimed at import substitution of products in high-tech industries within the State job of project No. 3637]. Materialy III Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa "Predprinimatel'stvo i biznes v usloviyakh ekonomicheskoi nestabil'nosti" [Proc. 3rd Int. Sci. Congr. Enterprise and Business in the Conditions of Economic Instability]. Moscow, Nauchnyi konsul'tant Publ., 2015, pp. 109-111.
15.Novitskii N.A. [Measuring the effectiveness of import substitution in agriculture on the basis of innovation and investment capacity]. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Moskovskii gosudarstvennyi agroinzhenernyi universitet im. V.P. Goryachkina = Vestnik of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin, 2014, no. 2, pp. 95-98. (In Russ.)
16. Borovkova V.A. Upravlenie riskami v torgovle [Trade Risk Management]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004, 288 p.
17. Borovkova V.A. Risk-menedzhment: monografiya [Risk management: a monograph]. St. Petersburg, TEI Publ., 2011, 141 p.
18. Bondarenko P.V., Fokina E.A., Trukhlyaeva A.A. [Application of the theory of fuzzy sets for assessment of the quality of life population of the region]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 11-5, pp. 967-971. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or
potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the
publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,
writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.