Научная статья на тему 'Развитие инструментария системного анализа и контроля для повышения конкурентных преимуществ российских предприятий'

Развитие инструментария системного анализа и контроля для повышения конкурентных преимуществ российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / АНАЛИЗ / АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курашова Анна Андреевна

в статье представлены результаты исследования теоретических и методических аспектов системного анализа и контроля в стратегическом планировании деятельности организации, заложена основа для решения главной задачи – обеспечения конкурентных преимуществ российских АЗС по сравнению с зарубежными компаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инструментария системного анализа и контроля для повышения конкурентных преимуществ российских предприятий»

Описанные тенденции управления бизнесом известны менеджерам, стремящимся повысить конкурентоспособность своих компаний в условиях глобализации экономики и усиления конкуренции. Для более чем двух тысяч компаний, развивающих экономическую, экологическую и социальную отчётность, экономическая оправданность такой модели управления является объективно необходимым условием стабилизации финансового положения на среднесрочную перспективу. Несмотря на то, что не каждая компания сможет получить полный спектр потенциальных выгод от внедрения такой финансовой модели управления, наблюдатели указывают на распространенность в деловом сообществе уверенности в её несомненной перспективности. Это подчеркивает все возрастающее значение открытой информации о содержании методик управлению финансовым состоянием консалтинговых компаний, что развивает менеджмент, а тем самым выступает в качестве мотивов её распространения в других сферах бизнеса.

Литература

1. Бодяко А.В. Развитие системы внутреннего контроля вознаграждений работникам в организациях сферы услуг (статья.) // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. № 16, с. 221-225. - 1,1 п.л.

2. Овсийчук М.Ф. Финансовый менеджмент. - М.: Кнорус, 2008.

3. Пономарева С.В. Учетно-контрольная система информационного обеспечения управления интеллектуальными бизнес-услугами [Текст] / С В. Пономарева. - М.: КНОРУС, 2013. - 422 с. - 22,5.п.л.

4. Пономарева С.В. Контроль и аудит в системе учетно-контрольной информации для управления стоимостью компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг [монография] / С.В. Пономарева. - М., 2012. - 20,9 п.л.

5. Рогуленко Т.М. Проблемы перехода Российского бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой // Вестник университета, серия М. 2013. № 4, с. 187-191.

6. Слиняков Ю.В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве. - М.: Финансы и статистика, 2010.

А.А. Курашова

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

DEVELOPMENT TOOLS OF SYSTEMS ANALYSIS AND CONTROL OF THE INCREASE IN COMPETITIVE ADVANTAGES OF RUSSIAN ENTERPRISES

Аннотация: в статье представлены результаты исследования теоретических и методических аспектов системного анализа и контроля в стратегическом планировании деятельности организации, заложена основа для решения главной задачи - обеспечения конкурентных преимуществ российских АЗС по сравнению с зарубежными компаниями.

Ключевые слова: контроль, анализ, автозаправочные станции.

© А.А. Курашова, 2013

Abstract: the paper presents the results of a study of the theoretical and methodological aspects of systems analysis and control in the strategic planning of the organization, laid the foundation for the solution of the main problem - providing competitive advantage for Russian gas stations compared with foreign companies.

Keywords: monitoring, analysis, gas stations.

Усиление конкуренции в таком рыночном сегменте как автозаправочные услуги, а также ужесточение мер государственного надзора за тарифной политикой нефтегазодобывающих компаний, имеющих в своей структуре АЗС, актуализирует проблему совершенствования инструментов системного анализа и контроля, обеспечивающих конкурентные преимущества российских АЗС по сравнению с зарубежными компаниями, размещающими АЗС на российской территории. АЗС в рыночно развитых странах давно представляют собой многофункциональные комплексы, обеспечивающие водителям и пассажирам максимальные удобства не только по заправке топливом, но и актуальным набор сопутствующих услуг (продажа товаров первой необходимости, экспресс-диагностика автомашин и др.).

Вопросы анализа и контроля в различных сферах деятельности находят отражение в работах Российских ученых [1, 2, 3, 4, 5]. Однако до настоящего времени не в должной степени рассматривались пути совершенствования инструментов системного анализа и контроля, обеспечивающих конкурентные преимущества Российских АЗС по сравнению с зарубежными компаниями

Возрастающая потребность российской экономических субъектов, представленных на рынке автозаправочных услуг, в новейших инструментах контрольно-аналитического обеспечения разработки и реализации стратегии рыночной конкурентоспособности обусловлена не только усилением тенденций сетевого моделирования организации бизнеса в этом сегменте, но и потребительскими предпочтениями. Клиенты АЗС уже ориентированы на приобретение услуг премиальных сетей АЗС, которые только формируются в России.

Важное народнохозяйственное значение имеет решение проблем качественного снабжения автомобильным топливом экономических субъектов экономики в различных секторах и видах экономической деятельности, поскольку каждый из них имеет автомобильный парк и часть производственного оборудования, работающего с использованием ГСМ. Эта сфера снабжения ГСМ потребностей производственных нужд экономических субъектов относится к сфере оптовой торговли и в диссертации будет затрагиваться фрагментарно по мере необходимости. Основной исследовательский интерес представляет розничная реализация ГСМ сетями автозаправочных станций, которые и определены в качестве объекта научного исследовании.

Розничная реализация ГСМ сетями автозаправочных станций до настоящего времени не получила адекватного потребностям рынка набора инструментов анализа и контроля, который можно было охарактеризовать как научно обоснованный комплекс системного характера. Применяемые на АЗС методы анализа и контроля ограничены в лучшем случае рамками финансового анализа и контроля за отпуском ГСМ потребителям.

Наличие экономических, финансовых проблем, влияющих на выбор методов анализа и контроля за оборотом ГСМ, обусловливает необходимость изучения и систематизации уже имеющихся научных теоретических концепций успешного функционирования данного бизнеса, а также анализа накопленного за рубежом практического опыта по созданию и внедрению результативных инструментов анализа и контроля за реализацией ГСМ. Результаты такого исследования могут благотворно повлиять не только на конкурентоспособность российских АЗС сетевых компаний, но и может способствовать укреплению налоговыми методами доходной базы бюджетов различных уровней бюджетной системы России.

Управление процессом реализации горюче-смазочных материалов (ГСМ) на российских автозаправочных станциях (АЗС) представляет собой сложный многоступенчатый процесс, требующий ориентации на целевые установки деятельности нефтесбытовых компаний (НСбК), учитывающий специфику их внутрихозяйственных процессов и оперативного реагирования на многообразные факторы, связанные с государственным регулированием, конкуренцией и т.д.

Информационные потребности управления реализуются в крупнейших российских НСбК через наличие специализированных блоков аналитики в применяемых бюджетных моделях. Основные формы такой аналитики позволяют реализовывать задачи управленческого учета, такие как распределение Бюджета доходов и расходов по объектам (АЗС), по видам бизнеса, по видам сопутствующего бизнеса, по кустам, а также расчета плановых ряда показателей (валового дохода по типам нефтепродуктов, планирование ключевых показателей эффективности и т.д.). Вспомогательные формы предназначены для формирования калькуляции по объектам, планирование продаж нефтепродуктов по АЗС и расчете прямых постоянных затрат по категориям управления. Все это говорит о том, что на сегодня у российских и НСбК компаний имеется некоторый позитивный опыт прохождения начального этапа создания информационной системы, удовлетворяющей потребности управления.

Однако ключевые целеполагающие установки деятельности российских НСбК компаний не могут реализовываться в условиях столь скудного информационного обеспечения. Современные российские НСбК компании определяют содержание своей деятельности как управление и эксплуатация автозаправочных комплексов, способствующее длительному экономическому росту, социальной стабильности и процветанию общества, обеспечению сохранности благоприятной окружающей среды и рационального использования ресурсов. В качестве ключевых задач достижения цели НСбК выделяют обеспечение потребностей предприятий и граждан качественными и доступными нефтепродуктами, товарами и услугами, создание благоприятных условий труда, и обеспечение стабильного положения на рынке при непрерывном росте.

Достижение важнейших народнохозяйственных целей и решение совокупности диалектически взаимосвязанных задач требует не просто сведений о состоянии хозяйственного процесса реализации ГСМ, а использования совокупности непрерывного наблюдения и контроля, объединенного со специализированным инструментарием количественной оценки влияния происходящих в них изменений на важные для принятия решений, ключевые характеристики деятельности НСбК.

Объединение средств контроля и наблюдения за состоянием внешних и внутренних факторов реализации ГСМ и их количественной оценки обозначим как «контрольно-аналитическое обеспечение процесса реализации ГСМ», являющееся расширением понятия «аналитическое обеспечение» («учетно-аналитическое обеспечение»). В этом понимании контрольно-аналитическое обеспечение процесса реализации НСМ является характеристикой такого состояния учетных и аналитических процессов, которое является необходимым, для удовлетворения информационных потребностей руководителей НСбК и достаточным для рассмотрения влияния тех факторов, которые необходимы для принятия решений.

В сегодняшних условиях нельзя думать о создании аналитического обеспечения процессов реализации ГСМ НСбК без серьезного научного погружения в фундаментальные основы учетно-аналитических и контрольных процессов, реформирование которых не может ограничиться некоторым обновлением и реконструкцией. На сегодня нужна модернизация информационного обеспечения управления процессом реализации ГСМ НСбК, основанная на развитии современных методологических представлений и контроле и анализе.

Проблемы развития теории и методологии контроля и анализа нашли серьезное отражение в трудах отечественных и зарубежных экономистов. Более ста лет ведутся

разработки аналитических инструментов и методов их использования в практике принятия управленческих решений, наиболее распространенной сегодня является концепция приоритетности значения отчетных и прогнозных финансово-экономических показателей, характеризующих ключевые аспекты финансово-хозяйственной деятельности над суждениями о важности социальной составляющей планов развития экономики народнохозяйственной значимости, происходящих в экономике процессов и явлений.

Повысилась роль анализа и контроля, разились информационные системы. Вместе с тем вопросы контроля и анализа применительно к реализации ГСМ практически не изучены.

В условиях усиления государственного регулирования экономики в целом и стимулирования деятельности большого ряда машиностроительных предприятий, на место этой концепции должна придти другая концепция, не отрицающая значения финансовых показателей в практике управления, но по-иному расставляющая приоритеты и оценивающая влияние различных факторов. Представляется, что место такой концепции вполне могла бы занять концепция аналитического обеспечения управления предприятиями машиностроения.

Суть концепции аналитического обеспечения управления машиностроительными предприятиями заключается в соответствии применяемых способов аккумулирования информации, методического построения показателей и их аналитической интерпретации тому месту в системе управления, которое занимает в нем рассматриваемое решение с учетом его приоритетности и совокупности факторов, влияющих на успешность его реализации.

Для поиска соответствующего сформулированной концепции инструментария, обратимся к обзору содержания работ российских и зарубежных ученых, опубликованных за последнее десятилетие, где уделяется серьезное внимание использованию аналитических инструментов повышения качества управленческих решений. В трудах современных российских экономистов, в содержании их выступлений и дискуссий, явно прослеживаются три направления: учетно-аналитическое, инструментальное и экспертное.

К работам учетно-аналитического направления будем относить труды современной школы экономистов, в рамках научного направления, называемого «Бухгалтерский учет и статистика». Наиболее яркими представителями этого направления являются Рогуленко Т.М., Пласкова Н.С., Попова Л.В., Шеремет А.Д., в работах которых на основании регистров бухгалтерского (финансового, налогового и управленческого) учета, при их необходимой детализации могут быть получены показатели, аналитическая интерпретация значений которых позволяет руководителю получить необходимую информацию. Несомненным достоинством этого направления является простота получения информации из учетных регистров и обработки ее результатов на основе традиционных показателей финансово-экономического анализа. Вместе с тем, для практики управления современными машиностроительными предприятиями такие характеристики процесса аналитического обеспечения являются, безусловно, важными, но не достаточными.

Инструментальное направление работ современных ученых, посвященных совершенствованию управления на предприятиях машиностроения, подразумевает использование аналитических показателей в качестве инструментов принятия управленческих решений, встраиваемых в организационно-экономический механизм. К сторонникам такого подхода можно отнести специалистов по экономике и управлению предприятий машиностроения, таких как Архипова Н. И., Бондарчук Н. В., Голованова Н.Б., Шаркова А.В., в работах которых рассматриваются вопросы использования оценочных индикаторов эффективности использования тех или иных инструментов управления машиностроительными предприятиями. Сильной стороной

такого подхода является учет таких специфических особенностей машиностроительного производства как его наукоемкость, массовость или серийность, диверсифицируемость и т. д., а также разумная конвергенция инструментов управления с показателями, характеризующими состояние того или иного процесса, или целесообразность воздействия на него при помощи какого-либо управленческого инструмента. Вместе с тем, при использовании на практике методических инструментов этого направления практически всегда можно столкнуться с трудностью создания адекватного им информационного обеспечения, поскольку его требования к исходной информации далеко выходят за рамки учетных регистров, имеющихся у всех машиностроительных предприятий.

Отличительной особенностью научных взглядов, излагаемых в работах современных ученых, относимых нами к экспертному направлению, является использование аналитических инструментов, в формировании экспертного суждения или заключения о состоянии хозяйственных процессов, необходимости их трансформации и выборе наиболее целесообразных инструментов ее проведения. Ученые, названного нами экспертным, направления, такие как Мельник М.В., Ковалев В.В., Стоянова Е.С. и Когденко В.Г. рассматривают использование, не только определенных аналитических показателей как инструментов оценки чего-либо, но предлагают целую совокупность методик, ориентированных на управленческие нужды. Вместе с тем, возможности использования оценочных методик этого направления, для совершенствования управления деятельности машиностроительными предприятиями на сегодня ограничено тем, что в них отсутствуют «настройки» на специфические нужды управления в машиностроении.

Представляется, что каждое из этих направлений, отдельно не может стать методической базой для формирования соответствующего современным требованиям аналитического обеспечения управления машиностроительными предприятиями, но именно их сочетание даст ту методическую почву, которая является необходимой для его создания. Из учетно-аналитического направления, бесспорно, необходимо заимствовать взаимосвязь с учетной базой и простоту аналитических показателей, из инструментального направления методы вживления различных индикаторов в практику оценки отдельных аспектов состояния и развития машиностроительных предприятий, как объектов управления, из экспертного направления стоит взять ориентированность на ситуацию.

Представляется, что специфическими чертами контрольно-аналитического обеспечения, гарантирующими его качество, как вида управленческой деятельности должны являться:

• использование исходной информации отвечающей требованиям: достоверности, срочности, аналитичности и сопоставимости;

• способности предоставить те сведения, которые необходимы руководству организации для принятия своевременного и обоснованного управленческого решения по воздействию на хозяйственный процесс;

• выгоды от использования контрольно аналитического обеспечения в процессе управления должны существенно превосходить затраты, связанные с его внедрением и обслуживанием.

Автор полагает, что характерные черты процессов реализации ГСМ через систему автозаправочных станций, налагают на процесс контрольно-аналитического обеспечения, следующие требования к направлениям и качеству контрольно-аналитического обеспечения:

• высокотехнологичный, автоматизированный, постоянный контроль качества и соответствия состава автомобильного топлива нормативам для данного вида (марки, бренда) на всех этапах закупочно-сбытового процесса;

• учитывающий конкурентную среду и особенности учетных процессов, контроль уровня цен топлива при его: приобретении, хранении, реализации;

• контроль объемов приобретения топлива с нефтеперерабатывающих заводов, его перевозок бензовозами и реализации топлива топливно-раздаточными колонками, в разрезе марок.

Представленные выше требования к процессу контрольно-аналитического обеспечения процесса реализации ГСМ через автозаправочные станции российских нефтесбытовых компаний позволят не только улучшить показатели их финансово-хозяйственной деятельности, но и улучшить качество топлива, используемого российскими потребителями и повысить адекватность цен на него современным экономическим условиям.

Литература

1. Бодяко А.В. Развитие методики учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда: монография. - М.: Информационно-внедренческих центр «МАРКЕТИНГ», 2011. - 135 с. - 8,5 п.л.

2. Овсийчук М.Ф. Финансовый менеджмент. - М.: Кнорус, 2008.

3. Слиняков Ю.В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве. - М.: Финансы и статистика, 2010

4. Пономарева С.В. Учетно-контрольная система информационного обеспечения управления интеллектуальными бизнес-услугами [Текст] / С В. Пономарева. - М.: КНОРУС, 2013. - 422 с. - 22,5.п.л.

5. Рогуленко Т.М., Пономарева С.В. Совершенствование системы внутреннего контроля и аудита в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности [Текст] / С.В. Пономарева, Т.М. Рогуленко. - М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011. - 14,3 п.л. в т.ч. авт. 9,1 п.л.

Л.А. Смирнова

О СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДАХ АНАЛИЗА ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

ABOUT STATISTICAL METHODS OF ANALYSIS WHEN MAKING MANAGERIAL DECISIONS

Аннотация: рассматриваются возможности применения статистических методов анализа построения тренда, корреляционно-регрессионного анализа, построения относительных величин) в различных ситуациях оценки и планирования деятельности подразделений органов внутренних дел в целях разработки объективных управленческих решений.

Ключевые слова: методы управления, управление в органах внутренних дел, статистический анализ деятельности.

Abstract: possibilities of application of statistical methods of the analysis (creation of a trend, the correlation and regression analysis, creation of relative sizes) in various situations of an assessment are considered and planning of activity of police for development of objective administrative decisions.

Keyword: methods of management, management in police, statistical analysis of activity.

© Л.А. Смирнова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.