Научная статья на тему 'Развитие финансовой модели анализа и контроля в компаниях консалтингового бизнеса'

Развитие финансовой модели анализа и контроля в компаниях консалтингового бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / АНАЛИЗ / КОНСАЛТИНГОВЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ланг Ю.А.

в статье представлены результаты исследования теоретических и методических аспектов анализа и контроля в компаниях консалтингового бизнеса, как основы для стратегического планирования деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие финансовой модели анализа и контроля в компаниях консалтингового бизнеса»

Ю.А. Ланг

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ В КОМПАНИЯХ КОНСАЛТИНГОВОГО БИЗНЕСА

THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL MODELS FOR ANALYSIS AND CONTROL IN COMPANIES TINGOVYH BUSINESS CONSULT

Аннотация: в статье представлены результаты исследования теоретических и методических аспектов анализа и контроля в компаниях консалтингового бизнеса, как основы для стратегического планирования деятельности организации.

Ключевые слова: контроль, анализ, консалтинговый бизнес.

Abstract: the paper presents the results of a study of the theoretical and methodological aspects of the analysis and control of the companies in the consulting business as a basis for strategic planning of the organization.

Keywords: monitoring, analysis, consultingbusiness.

Контрольно-аналитическое обеспечение актуальной информацией потребностей современной системы управления финансовыми результатами компаний консалтинговой сферы деятельности сферы должно быть совершенно особым, решающим как традиционные, так и специфические задачи. Руководство таких компаний заинтересовано в поддержании высокопрофессионального уровня консультантов, специализирующихся на различных отраслевых направлениях. Использование современных финансовых моделей управления (блоки «анализ» и «контроль») требует их серьезной адаптации к условиям консалтинговой деятельностив современных конкурентных условиях. Использование «лоскутного» аналитического обеспечения, не создающего актуальную информацию для руководителей, а только её иллюзию, представляется главным препятствием для использования современных финансовых моделей управления (блоки «анализ» и «контроль»). Известное все высказывание «лучше плохое планирование и анализ, чем никакого» оказывается неверным в условиях, когда управленческий механизм современного бизнеса не является информационно-автономным, а представляет собой неотъемлемую часть сложной аналитической системы, обеспечивающей информационные потребности различных групп пользователей. Особенно это актуально для консалтинговых компаний холдингового типа, где существуют налаженные каналы движения информации о финансовых результатах деятельности структурных подразделений и отдельных бизнес-процессов, используемой для разработки стратегии развития всей компании как единого комплекса.

При этом создание стандартного, пригодного для использования любыми компаниями консалтингового бизнеса аналитического обеспечения, невозможно в силу внутренних различий в финансово-хозяйственных процессах, определяемых спецификой бизнеса. В связи с этим следует выделить три ключевых фактора, связанных со спецификой консалтингового бизнеса и обусловленных ростом заинтересованности различных экономических субъектов (заказчики консультаций и методик финансового моделирования) в их успешном функционировании и развитии.

Во-первых, усиление конкуренции на рынке консалтинговых услуг, приводящее к «ценовым» формам борьбы за клиента и требующее от менеджмента компаний оперативного реинжиниринга бизнес-процессов, а в ряде случаев и ребрендинга. Как следствие, возникает необходимость оптимизации затрат для обеспечения стабильности финансовых результатов деятельности.

© Ю.А. Ланг, 2013

Во-вторых, интенсивное проникновение зарубежных консалтеров и аудиторов на российский рынок вытесняет с него мелких игроков (малые аудиторские компании и аудиторы-индивидуальные предприниматели).

В-третьих, открытость экономики стран, глобализация многих экономических и финансовых проблем, интенсификация внешнеэкономических связей предполагают активную гармонизацию российского бухгалтерского учета и отчетности с международными правилами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Каждое из названных направлений развития требует таких подходов к управлению, которые соответствуют используемой системе менеджмента, эволюционно дополняя ее инструментами, повышающими оперативность и качество принятия управленческих решений, а также преодоления проблем, неизбежно возникающих в хозяйственной практике российских консалтинговых компаний. Исходя из наличия проблем управления по выше названным трем проблемным направлениям, можно предположить, что системы аналитического обеспечения управления консалтинговым бизнесом, включая анализ и контроль, должны иметь качественно новые характеристики, способствующие финансовой устойчивости на конкурентном рынке услуг [6].

Основываясь на том, что аналитические и контрольные процедуры должны соответствовать задачам менеджмента консалтинговых компаний, необходимо определить совокупность требований к данному виду управленческой деятельности в целом [1, 2, 3, 4, 5].

Объектом аналитического обеспечения управления компаний консалтингового бизнеса является финансово-хозяйственная деятельность, связанная с производством консалтинговых услуг (методическое обеспечение управления компаний самой различной отраслевой направленности, аудит, бухгалтерский аутсорсинг, реинжиниринг бизнес-процессов и многое другое).

В качестве предмета аналитического обеспечения управленияопределим хозяйственные процессы, а в ряде случаев отдельные факты хозяйственной жизни, связанные процессом производства консалтинговых услуг самого широкого видового спектра.

Цель аналитического обеспечения управлениязаключается в создании информационной базы принятия и оценки обоснованности управленческих решений, выявления степени их реализации, о которых целесообразно проинформировать руководство компании, органы государственной власти и управления (когда речь идет о налоговых обязательствах), или зарубежных партнеров (при их участии в уставном капитале компании и принятии управленческих решений при необходимости).

Принципы аналитического обеспечения управления консалтинговым бизнесом предполагают основные установки, используемые при сборе информации, проведении аналитических процедур, их экономической интерпретации и использования в практике управления. Такие принципиальные установки должны обеспечивать:

• соответствие вида и качества предоставляемой информации интересам пользователей, принимающих на ее основе управленческие решения, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность компаний консалтингового бизнеса;

• использование качественной исходной экономической информации, методическую обоснованность ее группировки, сравнения, используемых способов расчета показателей и соответствие аналитической интерпретации полученных результатов результатам проведенных исследований;

• превышение эффекта, полученного в результате использования аналитического обеспечения в практике управления бизнесом консалтинговых компаний общей совокупности затрат, связанных с его организацией и функционированием;

• пресечение неправомерных действий руководства компании и отдельных менеджеров, связанных с уклонением от уплаты налогов, скрытого ухудшения качества предоставления консалтиговых услуг различной видовой направленности (аудит, реинжиниринг и т.д.).

Названная цель и принципы аналитического обеспечения управления консалтинговым бизнесом предопределяет необходимость решения общих для всех компаний аналитических задач, механизм решения которых будет определяться специфической предоставляемых услуг и поведенческими особенностями менеджмента и его квалификацией.

К общим традиционным задачам аналитического обеспечения целей управления финансово-хозяйственной деятельностью любого типа можно отнести:

• исследовательский анализ использования ресурсов, эффективности финансово-хозяйственной деятельности и деловой активности в прошлом настоящем и будущем;

• анализ финансового состояния - ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости;

• анализ и контроль организационно-технологического уровня производства услуг и управления и выявление возможностей повышения качества предоставления консалтинговых услуг.

Анализ ресурсов, а также оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности и деловой активности во многом зависят от требований действующего менеджмента. Если речь идет о компаниях с зарубежным менеджментом, то показатели анализа ресурсов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности и деловой активности будут строиться на расчете следующих групп показателей:

• дополнительных прибылей (или убытков) от использования того или иного вида ресурсов по сравнению с прошлыми или некими базисными условиями, характерными для зарубежных компаний (расчеты экономической прибыли и использование БУЛ-моделирования);

• абсолютных или относительных соотношениях финансово-результативных показателей, используемых в зарубежном менеджменте (таких как маржинальный доход, прибыль до уплаты процентов и налогов и т. д.), со стоимостными показателями, характеризующими использование ресурсов.

Для компаний консалтингового бизнеса при анализе финансовых ресурсов будет особое внимание уделяться прогнозированию финансовой обеспеченности, качеству управления денежными потоками, а только затем эффективности их использования и в редких случаях, влияния выявленных показателей на деловую активность и финансово-хозяйственную деятельность компании в целом.

Таким образом, совокупность показателей, характеризующих использование ресурсов, эффективность финансово-хозяйственной деятельности и деловой активности будет существенно различной, что отражает особенности задач, решаемых их менеджментом. Вместе с тем, нельзя не отметить трансформационных процессов, происходящих в самом менеджменте этих предприятий, связанных с глобализацией экономики и распространении наиболее прогрессивных инструментов управления, ранее для них не характерных. В этих условиях, через определенное время возможна конвергенция аналитических инструментов, характеризующих использование ресурсов и деловую активность консалтинговых компаний, не означающая, однако, их полного слияния.

Говоря о показателях финансового состояния консалтинговых компаний, раскрывающих их ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость нельзя не отметить их методическую вариабельность, при идеологическом единстве аналитической интерпретации и использования в практике управления. Идеологическое единство обусловлено пониманием того, что важнейшими факторами, определяющими

финансовое состояние консалтинговых компаний, являются: факты хозяйственной жизни, изменяющие состав активов или капитала, а также различные варианты соотношений их элементов друг с другом. Вариабельность определяется различием в системах аккумулирования и отображения финансово-экономической информации в учетных системах на основе использования российских стандартов бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности, а также методик и показателей, используемых в оценке.

Как говорилось выше, система аналитического обеспечения менеджмента современных российских консалтинговых компаний актуально информацией должна «настраиваться» на информационные потребности различных групп пользователей (в основном это: сами менеджеры компаний, заказчики услуг и потенциальные инвесторы).

Совершенно очевидно, что источники экономической информации и показатели, обслуживающие интересы трех названных выше групп пользователей информации о финансовом состоянии бизнеса будут существенно различать. Очевидно, что особенности управления консалтинговым бизнесом, обусловливающие существенное различие показателей организационно-технологического уровня «производства» услуг (затраты интеллектуального труда, не фиксируемых традиционными отечественными учетными системами, требуют создания особых методических инструментов анализа и контроля.

На основании вышеизложенного представляется, что в рамках аналитического обеспечения управления консалтинговым бизнесом необходимо создать совокупность методик, ориентированных на информационные потребности трех обозначенных групп пользователей: зарубежных инвесторов, заказчиков оборонной продукции, органов государственной власти и управления, поддерживающих инфраструктурно значимые инвестиционные проекты. Только при этом условии аналитическое обеспечение управления бизнесом сможет стать таким методическим инструментом, с помощью которого можно повысить качество управления, учитывая интересы собственников, менеджеров и инвесторов.

На рис. представлены главные преимущества комплексной системы «бюджетирование^-планирование^-прогнозирование», позволяющие обеспечить разработку и принятие управленческих решений, необходимых современному менеджменту для поддержания конкурентоспособности бизнеса.

Технология поддержания стратегических картво взаимосвязи с детальным текущим бюджетированием (планирование количества сотрудников, величины зарплат, а также планирование доходов от основной деятельности и расходов на капитальные нужды).

технология финансового

моделирования, содержащая интегрированные модули прогнозирования доходов и

расходов, а также денежных потоков на год и более лет (например, прогноз на 3-5 лет)

\|— НОСТИ |—!/

Возможности экстраполяции новых версий планов и бюджетов на основе анализа «исторических» данных и трендов, а также вертикальное («сверху-вниз») распределение бюджетных целей по многим параметрам (продукты, бюджетные центры, инвестиционные проекты и др.

Поддержка планирования на основе бизнес-показателей для обеспечения возможности пользователям моделировать финансовые результаты, меняя исходные бизнес-показатели, переходя от количественного планирования к планированию на основе различной деловой активности. Этим обеспечивается последовательный и структурированный способ связывания финансовых бюджетов и операционных планов хозяйствования

Рис. Главные преимущества комплексной системы «бюджетирование^-планирование^-прогнозирование»

Описанные тенденции управления бизнесом известны менеджерам, стремящимся повысить конкурентоспособность своих компаний в условиях глобализации экономики и усиления конкуренции. Для более чем двух тысяч компаний, развивающих экономическую, экологическую и социальную отчётность, экономическая оправданность такой модели управления является объективно необходимым условием стабилизации финансового положения на среднесрочную перспективу. Несмотря на то, что не каждая компания сможет получить полный спектр потенциальных выгод от внедрения такой финансовой модели управления, наблюдатели указывают на распространенность в деловом сообществе уверенности в её несомненной перспективности. Это подчеркивает все возрастающее значение открытой информации о содержании методик управлению финансовым состоянием консалтинговых компаний, что развивает менеджмент, а тем самым выступает в качестве мотивов её распространения в других сферах бизнеса.

Литература

1. Бодяко А.В. Развитие системы внутреннего контроля вознаграждений работникам в организациях сферы услуг (статья.) // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. № 16, с. 221-225. - 1,1 п.л.

2. Овсийчук М.Ф. Финансовый менеджмент. - М.: Кнорус, 2008.

3. Пономарева С.В. Учетно-контрольная система информационного обеспечения управления интеллектуальными бизнес-услугами [Текст] / С В. Пономарева. - М.: КНОРУС, 2013. - 422 с. - 22,5.п.л.

4. Пономарева С.В. Контроль и аудит в системе учетно-контрольной информации для управления стоимостью компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг [монография] / С.В. Пономарева. - М., 2012. - 20,9 п.л.

5. Рогуленко Т.М. Проблемы перехода Российского бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой // Вестник университета, серия М. 2013. № 4, с. 187-191.

6. Слиняков Ю.В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве. - М.: Финансы и статистика, 2010.

А.А. Курашова

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

DEVELOPMENT TOOLS OF SYSTEMS ANALYSIS AND CONTROL OF THE INCREASE IN COMPETITIVE ADVANTAGES OF RUSSIAN ENTERPRISES

Аннотация: в статье представлены результаты исследования теоретических и методических аспектов системного анализа и контроля в стратегическом планировании деятельности организации, заложена основа для решения главной задачи - обеспечения конкурентных преимуществ российских АЗС по сравнению с зарубежными компаниями.

Ключевые слова: контроль, анализ, автозаправочные станции.

© А.А. Курашова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.