Для зачисления в более престижный Prime Standard компания должна выполнить дополнительные условия периодического раскрытия информации, а именно:
1) Публиковать ежеквартальную отчетность в соответствии с международными стандартами (GAAP или IFRS), финансовый календарь.
2) Не реже одного раза в год проводить конференцию для финансовых аналитиков.
Литература
1. http://www.cfin.ru/finmarket/ipo_participants.shtml
2. http://www.ipocongress.ru/guide/article/
3. http://www.londonstockexchange.com/engb/products/companyservices/ourmarket s/mainmarket/a boutmainmarket/Listingandadmission.htm
4. http://www.londonstockexchange.com/en-gb/products/companyservices/ourmarkets/aim_new/
5. http://www.nasdaq.com
6. http://www.nyse.com
А.А. Курашова
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ
NEED JUSTIFICATION KONTROLNO ANALYTICAL ENSURING PROCESS OF REALIZATION OF FUELS AND LUBRICANTS AT FILLING STATION
Аннотация: в статье дается обоснование необходимости контрольно-аналитического обеспечения процесса реализации ГСМ исходя из особенностей сбытовой деятельности, потребностей управления нефтесбытовыми компаниями и народнохозяйственной значимости эффективного функционирования и продажи ими качественных нефтепродуктов. Статья предназначена для научных и практических работников, занимающихся учетом и контролем реализации товаров.
Ключевые слова: контрольно-аналитическое обеспечение, реализация горючесмазочных материалов (ГСМ), автозаправочная станция (АЗС).
Abstract: in article justification of need of control and analytical ensuring process of realization of fuels and lubricants proceeding from features of marketing activity, requirements of management of the petrosales companies and the economic importance of effective functioning and sale of qualitative oil products is given by them. Article is intended for the scientific and practical workers who are engaged in the account and control of realization of the goods.
Keywords: control and analytical providing, realization of combustive-lubricating materials, filling station (filling station).
Высокая степень конкуренции и жесткий контроль со стороны государства за деятельностью участников рынка продажи нефтепродуктов требуют соответствующей перестройки методики и организации контрольно-аналитической работы. Функционирование, совершенствование и перспективное развитие нефтесбытовых предприятий нуждается в соответствующем контрольно-аналитическом обеспечении,
© А. А. Курашова, 2012
Вестник университета № 9, 2012 г.
позволяющем вырабатывать оптимальные управленческие решения. Сложившиеся условия требуют от системы управления быть более гибкой, чем раньше, своевременно и правильно реагировать на все отклонения от ранее установленных параметров, прогнозировать направления и темпы развития продаж ГСМ и результаты работы сбытового предприятия в будущем.
Л. Пилягин, генеральный директор ООО «Газпромнефть-Центр» в своем интервью журналу «Современная АЗС» отметил изменение в последние годы, приоритетов развития сбытовых предприятий. На первый план вышли розничные продажи, появилась новая концепция развития станций, активно ведется реконструкция, был внедрен ряд новых предложений, ведется работа по развитию сопутствующего сервиса, совершенствуются управление ассортиментов, персонал АЗС регулярно проходит обучение и повышение квалификации. Компания планирует расширение деятельности в Москве и увеличение объемов продаж [2, с.4-5].
Такого рода планы по совершенствованию деятельности АЗС требуют дальнейшего совершенствования методологии контрольной и аналитической работы, без которой невозможно оценить сложившуюся ситуацию по реализации ГСМ, разработать и принять правильные решения текущего и перспективного характера. Совершенствование методологии контрольно-аналитической работы предполагает, прежде всего, учитывать современные потребности управления нефтесбытовым предприятием, подразумевающее постоянное изучение деятельности по реализации ГСМ м учет его организационно-экономических и финансовых особенностей, характерных для данного направления деятельности.
Для выявления перечисленных видов особенностей зададимся вопросом о том, как выглядит современная АЗС. На сегодня автозаправочные станции представляют собой предприятия, занимающиеся хранением и продажей горюче-смазочных материалов юридическим и физическим лицам. Кроме того, АЗС может осуществлять другие виды деятельности: продавать аксессуары к автомобилям, оказывать различные услуги клиентам и т. п.
Примером типичной, современной АЗС, заместитель директора по коммерческим вопросам ООО «Новгороднефтепродукт» А. Серебренников [3, с.19] считает нефтезаправочный комплекс на земельном участке 0,5-0,15 га. АЗС располагает двухсторонними топливно-раздаточными колонками на четыре вида автомобильных бензинов, а так же двумя двухпостовыми колонками для дизельного топлива. Имеются несколько двустенных резервуаров, объемом от 10 до 25 кубометров. Обслуживается такая автозаправка, как правило, двумя операторами, плюс персонал, занимающийся сервисным обслуживаем АЗС. Для реализации сопутствующих товаров имеется торговый зал, средняя площадь которого 50 квадратных метров, где может располагаться кафе. В качестве сопутствующих услуг могут быть предложены платный охраняемый паркинг в ночное время, услуги шиномонтажа, бесплатный туалет и т.д.
Рассмотрим основные экономические процессы, на которые разбивается процесс поступления и реализации ГСМ: покупку ГСМ и продажу ГСМ. Как правило, на АЗС применяют несколько форм реализации ГСМ одновременно. Каждая из них имеет свои учетные особенности.
Покупка ГСМ производится на основе товарно-транспортной накладной. На основе п. 13. Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) [1], в соответствии с учетной политикой они отражаются в бухгалтерском учете «по стоимости приобретения» или по «продажным ценам». Реализация ГСМ автозаправочными станциями может осуществляться одним из трех способов: за наличный расчет с клиентами, по безналичному расчету с предварительной продажей талонов и по кредитным картам.
На сегодня у российских компаний имеется некоторый позитивный опыт прохождения начального этапа создания системы контрольно-аналитического
обеспечения процесса реализации ГСМ. Например, Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Центрефтепродукт» И. Фомин рассказывает о непрерывном контроле бизнес-процессов реализации ГСМ на основе системы АСУ «Петроникс», сформировавшей единое информационное пространство, в которые включены нефтебазы и автозаправочные станции, позволяющее формировать любые виды отчетов по всем направлениям работы. Эта автоматизированная система представляет менеджменту информационную базу для управления автозаправочными комплексами компании, где в режиме реального времени осуществляется контроль любых параметров резервуарного парка АЗС, ведется товарный учет нефтепродуктов, контролируются (оснащенные системами навигации GPS) более восьмидесяти 25-тонных бензовозов. Во многом, описанная система контроля исключает смешение нефтепродуктов и повышение качества топлива.
Вместе с тем, описанная система на сегодня не решает всех задач, стоящих перед контрольно-аналитическим обеспечением процесса реализации ГСМ, как ключевой функции управления сбытовыми нефтяными компаний. Наряду с описанными функциями контрольно-аналитическое обеспечение должно создавать возможности для:
- обеспечения информацией процессов планирования и формирования отчетности о реализации ГСМ;
- проведения комплексных и специальных проверок реализации ГСМ отдельными подразделениями и организацией в целом;
- анализа результатов проверок и подготовки предложений для менеджмента компании по управлению рисками, связанными с реализацией ГСМ;
- подготовки информации для проведения служебных расследований и мероприятий по их результатам, в том числе связанным с деятельностью конкретных работников.
Эффективность контрольно аналитической деятельности резко возрастет, если при разработке методических основ ее проведения будут учитываться особенности рассматриваемого направления экономической деятельности и сбытовых процессов предприятий-продавцов ГСМ. Поэтому, совершенно очевидным является факт необходимости разработки методических вопросов создания комплексного контрольно-аналитического обеспечения процесса реализации ГСМ, позволяющего получать и грамотно аналитически представлять менеджменту компании информацию по ключевым вопросам, посвященным контролю реализации ГСМ. Кроме того, эффективное функционирование процессов реализации ГСМ нефтесбытовых предприятий является важным для полноценного формирования доходов различных уровней бюджетной системы России, а также для качественного снабжения автомобильным топливом предприятий других направлений экономической деятельности.
Литература
1. Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утвержденные Приказом Минфина от 09.06.2001 № 44 н (ПБУ 5/01).
2. Пилягин Л. У нас амбициозные планы развития / Современная АЗС № 02 (119), 2012, с.4-7.
3. Рогуленко Т.М. Бухгалтерский учет и его место в рыночной экономике / Транспортное дело России № 9(94), 2011. с.190.
4. Серебренников А. Нас в первую очередь интересуют те АЗС, которые показывают стабильный рост реализации... / Современная АЗС № 02 (119), 2012, с.18-19.