Научная статья на тему 'Развитие институтов международного финансового права и формирование института международного кредитного права'

Развитие институтов международного финансового права и формирование института международного кредитного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
695
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ КРЕДИТНОЕ ПРАВО / СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

В статье рассмотрены важные шаги по формированию институтов международного финансового права, проделанные ООН в самых разных сферах, связанных с финансированием развития, предотвращением мировых финансовых кризисов, обеспечением стабильности мировой валютно-финансовой системы, противодействием финансированию терроризма, борьбой с коррупцией, финансовой помощью развивающимся странам в погашении долгов. Отмечены особенности институтов суверенных фондов благосостояния государств, международного кредитного права, защиты международной финансовой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTIONS OF INTERNATIONAL FINANCIAL LAW AND THE FORMATION OF THE INSTITUTION OF INTERNATIONAL CREDIT LAW

The article considers important steps to establish the institutes of international financial law implemented by the UN in various fields related to financing development, preventing global financial crises, ensuring the stability of the world monetary and financial system, countering the financing of terrorism, combating corruption, financial assistance to developing countries in debt repayment. The features of the sovereign wealth funds of states, international credit law, protection of international financial security are noted.

Текст научной работы на тему «Развитие институтов международного финансового права и формирование института международного кредитного права»

11. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04); АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

11.1. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ПРАВА И ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТНОГО ПРАВА

Петрова Галина Владиславовна, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор, заместитель директора. Место работы: МГИМО (Университет) МИД России, Институт проблем безопасности СНГ. Подразделение: кафедра административного и финансового права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассмотрены важные шаги по формированию институтов международного финансового права, проделанные ООН в самых разных сферах, связанных с финансированием развития, предотвращением мировых финансовых кризисов, обеспечением стабильности мировой валютно-финансовой системы, противодействием финансированию терроризма, борьбой с коррупцией, финансовой помощью развивающимся странам в погашении долгов. Отмечены особенности институтов суверенных фондов благосостояния государств, международного кредитного права, защиты международной финансовой безопасности.

Ключевые слова: международное финансовое право, международное кредитное право, суверенные фонды благосостояния государств.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTIONS OF INTERNATIONAL FINANCIAL LAW AND THE FORMATION OF THE INSTITUTION OF INTERNATIONAL CREDIT LAW

Petrova Galina Vladislavovna, Dr of Law. Position: Professor, Deputy Director. Place of employment: MGIMO (University) of MFA Russia, Institute of CIS security problems. Department: Administrative and Financial Law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article considers important steps to establish the institutes of international financial law implemented by the UN in various fields related to financing development, preventing global financial crises, ensuring the stability of the world monetary and financial system, countering the financing of terrorism, combating corruption, financial assistance to developing countries in debt repayment. The features of the sovereign wealth funds of states, international credit law, protection of international financial security are noted.

Keywords: international financial law, international credit law, sovereign wealth funds of states.

Институты международного финансового права (МФП) формируются в юридической науке под влиянием как традиционных, так и новых тенденций концептуального осмысления основ теории государства и права, международного публичного и частного права, теории международного экономического, банковского, валютного, налогового, инвестиционного и других от-

раслей права.1 При этом прямое воздействие на содержание этих институтов оказывает «бурное» развитие международно-правового регулирования финансовой деятельности на мировом и региональном уровне.

Важные шаги по формированию институтов международного финансового права системно осуществляются ООН в самых разных сферам, связанных в финансированием развития, взиманием платежей за загрязнение окружающей среды, предотвращением мировых финансовых кризисов, обеспечением стабильности мировой валютно-финансовой системы, противодействием финансированию терроризма, борьбой с коррупцией, финансовой помощью развивающимся странам в погашении долгов и других.

Можно однако сказать, что международное право ООН больше «косвенно» влияет на мировой финансовый правопорядок, ограничиваясь отдельными конвенциями, рекомендациями, планами действий, меморандумами, типовыми актами, носящими чаще рамочный или резолютивный характер. Это связано с «торможением» процессов публичного конвенциально-го урегулирования проблем обеспечения международной финансовой стабильности и предотвращения мировых финансовых кризисов.

Нормы МФП «в значительном объеме имеют характер унифицированных норм и стандартов частного права международных финансовых рынков, где действуют транснациональные финансовые корпорации и другие субъекты рынка финансовых услуг, у которых возникает необходимость регламентации международно-правовыми финансовыми нормами размеров потерь, убытков, форм злоупотреблений правом, других негативных последствий конкурентной борьбы финансовых конгломератов на мировых финансовых рынках.2

В то же время, несмотря на «противоборство» между структурными звеньями ООН и участниками транснациональных корпораций в финансовом секторе, в ООН для урегулированию проблем международных финансовых отношений разрабатываются документы и инициативы долгосрочного характера о стратегиях финансирования и разрешения проблем мирового уровня с участием различных государств, международных организаций и органов ООН, международных региональных организаций, национальных и транснациональных финансовых организаций. Нормативно-правовые и политико-экономические результаты этой деятельности формируют и увеличивают количество правовых институтов МФП.

К числу «крупных» институтов МФП, которые нашли отражение в международной практике и науке МФП, относятся следующие группы норм и принципов международно-правового регулирования в сферах финан-

1 Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. (издание второе).М.- Проспект, 2017

2 Ступаков Н.В. Установление приоритета юрисдикции России и

стран СНГ как мера обеспечения безопасности на евразийских финансовых рынках // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- № 4.- 2015. С.48-59

сового сотрудничества государств, осуществления финансовых операций, торговли финансовыми услугами:

1) международные унифицированные стандарты финансового и банковского надзора;

2) унифицированные транснациональные нормы и принципы обеспечения исполнения финансовых обязательств;

3) унифицированные правила трансграничной торговли финансовыми услугами;

4) нормы и принципы борьбы с коррупцией;

5) нормы и принципы противодействия финансированию терроризма;

6) нормы и принципы стимулирующего финансирования развития национальных экономик;

7) унифицированные нормы об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов;

8) унифицированные принципы социальной ответственности корпораций за социальную стабильность и стабильность национальных бюджетно-финансовых систем;

9) общие принципы обеспечения международной, региональной и национальной финансовой безопасности;

10) защита бюджетного суверенитета государств в сотрудничестве налоговых и финансовых органов в сфере контроля за трансграничным движением капитала и налогообложением;

11) унифицированные нормы о суверенных фондах национального развития и благосостояния;

12) двусторонние и международные договоры о создании межгосударственных банков развития;

13) унифицированные принципы и стандарты контроля трансграничных платежно-расчетных операций, включая электронные платежи для обеспечения мировой валютно-финансовой стабильности;

14) унифицированные принципы защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг;

15) унифицированные стандарты и правила синдицированного кредитования и финансирования поддержки экспортно- импортных операций;

16) унифицированные принципы страхования рисков и предоставления гарантий по финансовым сделкам;

17) унифицированные требования эмиссии и обращения международных резервных валют, ценных бумаг и иных финансовых инструментов.

Правовой институт суверенных фондов благосостояния как институт МФП является новым и мало исследованным фактором. Суверенные фонды благосостояния (СФБ) в некоторых странах были созданы еще в 50-х годах прошлого столетия, но только в начале XXI в. им стало уделяться пристальное внимание. Причиной активизации интереса к данному виду сбережений бюджетного сектора экономик стало резкое увеличение объема их ресурсов. Они стали сопоставимы с международными резервами центральных банков. Декларация ОЭСР по Суверенным Фондам Благосостояния и Политике стран реципиентов была принята 5 июня 2008 года.3

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России, определенные Бюджетным кодексом

3 Декларация ОЭСР по Суверенным Фондам Благосостояния и Политике стран реципиентов 5 июня 2008 года http://oecdru.org/codex.html

РФ являются частью международной системы суверенных валютно-финансовых фондов.4

В документах МВФ и ОЭСР определены основные цели деятельности СФБ, к которым относятся: 1) компенсация нестабильности бюджетных доходов, связанных с экспортными поступлениями, из- за перепадов международной конъюнктуры; 2) стимулирование внутренних отраслей экономики за счет доходов, поступающих от экспорта не возобновляемых природных ресурсов, 3)формирование источников долгосрочного финансирования; 4) получение более высокого уровня доходности по сравнению с международными резервами за счет использования более широкого спектра финансовых инструментов; 5)перераспределение поступлений от экспорта не возобновляемых природных ресурсов в пользу будущих поколений; 6) использование средств СФБ в периоды кризисов.

Развитие новых институтов международного финансового права стимулируется программами и инициативами оОн по поддержанию стабильности мировой экономической и финансовой системы. К числу последних новых инициатив ООН по обеспечению устойчивого экономического развития относится «Инициатива Глобального договора ООН», которая была выдвинута Генеральной Ассамблеей ООН на Всемирном экономическом форуме 1999 для соединения транснациональных корпораций с организациями и органами ООН, трудовыми и общественными организациями для реализации на мировом уровне универсальных принципов в сферах прав человека, стандартов труда, охраны окружающей среды и противодействия коррупции. Глобальный Договор ООН направлен на привлечение корпораций к решению глобальных проблем цивилизации.

Россия является участником Глобального Договора ООН. В 2016 году на основании решения Общего собрания участников российской сети ГД ООН и Министерства иностранных дел Российской Федерации в России зарегистрирована Ассоциация «Национальная сеть участников Глобального Договора по внедрению в деловую практику принципов ответственного ведения бизнеса» (сокращенное наименование «Национальная сеть Глобального договора»).6

С 2017 года Ассоциация «Национальная сеть Глобального договора» приобретает системно-проектный характер и намечает внедрение новой «Стратегии 2020 Глобального договора ООН», которая направлена на содействие мировому устойчивому развитию и укреплению Глобального договора как финансовой и организационной структуры ООН. Предполагается, что доход от взносов участников вырастет примерно с 13 миллионов долларов в 2016 году до 30 миллионов долларов в 2020-ом. Для этого пересматривается бизнес-модель Глобального договора ООН, которая будет включать введение обязательных денежных взносов для крупных бизнес-участников в соответствии с финансовым и торговым оборотом компаний и уровнем

4 А.В.Навой, Л.И.Шалунова Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России в международной системе суверенных фондов // ДЕНЬГИ И КРЕДИТ • 2/2014

5 Петрова Г.В. Новые региональные валютно-финансовые системы в контексте усиления международного влияния валют евразийских государств и реформы МВФ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- № 3.- 2016.- С. 69

6 В России создана «Ассоциация участников Глобального Дого-

вора ООН» // http://globalcompact.ru/news/v-rossii-sozdana-

assocziacziya-uchastnikov-globalnogo-dogovora-oon.html

их вовлеченности в международную финансово-экономическую сферу.7

Важными документами ООН в области регулирования мировой финансовой стабильности и устойчивого развития являются:

- Парижская Декларация ОЭСР по Суверенным Фондам Благосостояния ( СФБ) и Политике Стран Реципиентов от 5 июня 2008 года;

- Модельная налоговая конвенция ОЭСР от 15 июля 2014г. об избежание двойного налогообложения;

- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/CONF. 227Л_.115-11996-11/51-2014г. «О мерах по совершенствованию международного налогообложения бенефициарных собственников»;

- Декларация и План действий Конференции ООН о мировом финансово-экономическом кризисе и его последствиях для развития, одобренные Резолюцией 63/303 от 9 тюля 2009 года;

- Декларация и Мировой антикризисный план Всемирной антикризисной конференции ООН в Астане 2013г;

- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 24 мая 2013 года № 67\197 «Международная финансовая система и развитие»

- План действий 3-ей Международной Конференции ООН по финансированию развития от 15 июля 2015 года в г. Аддис-Абеба, Эфиопия и другие.8

Уникальность институтов международного финансового права проявляется в специфике регулирующего воздействия международных и национальных финансово-правовых норм на мировой порядок, стабильность и безопасность. Эти институты и нормы в значительной степени порождают или регулируют объединение или столкновение стратегических интересов государств в процессе реализации ими своих международных финансово-экономических целей в достижении влияния на финансовых рынках.

Специфика институтов МФП порождается как рядом позитивных факторов международного финансового сотрудничества государств (например, объединение государств в противодействии финансовым кризисам и «отмыванию денег», деятельность ООН по обеспечению финансирования устойчивого развития и др.), так и негативных факторов в сфере финансовой политики одних государств против других, в частности «валютными войнами», «финансовыми санкциями» преступным финансированием террористических движений для свержения неугодных правительств и др. То есть институты международного финансово-правового характера формируются не только для регулирования финансирования, кредитования и расчетов в сфере торгово-экономических и инвестиционных отношений, но и для межгосударственной финансовой интеграции в рамках сообществ, а также для предупреждения финансово-политических последствий международных конфликтов в условиях военно-информационного, ва-лютно-финансового, ценового, нефтегазового и трансграничного стратегического противостояния одних групп государств против других.9

7 Global Contract UN // http://globalcompact.ru/news/obshhee-sobranie-uchastnikov-seti-gd-oon-2016.html

8 Петрова Г.В. Влияние международного финансового права на эффективность международной финансовой стабильности и безопасности, на интеграцию стран СНГ и сотрудничество евразийских государств // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- № 3 2016.- С. 34-35

9 Петрова Г.В. Обеспечение безопасности России в условиях противостояния западным стратегиям воспроизводства нефтяных и газовых ближневосточных конфликтов как факторов растущей

МФП с одной стороны, рассматривается как совокупность общих унифицированных и гармонизированных международных и национальных принципов, правил, норм, обычаев и стандартов в области оборота мировых финансов, направленных на минимизацию рисков финансовой нестабильности, согласованных всеми странами в рамках международных организаций. С другой стороны, МФП определяется как системы межгосударственных договоров о финансовом сотрудничестве государств в рамках ООН, а особенно в рамках региональных международных интеграционных сообществ, союзов, партнерств направленных на создание межгосударственных финансовых организаций и институтов. Это связано с тем, что МФП, формируется как особая отрасль правовой науки в экономическую эпоху доминирования транснациональных финансовых корпораций и международного рынка финансовых услуг, оперирующих как «реальными», так и «виртуальными финансами» при растущем влиянии правовых обычаев и «коммерческой бизнес-терминологии».10

По инициативе ОЭСР в 2002 году с целью развития диалога и обмена опытом между налоговыми органами ведущих стран мира, а также оказания влияния на глобальные тренды в налоговой сфере и формирование новых приемов налогового администрирования был создан Форум по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития (Форум ОЭСР). В настоящее время членами Форума являются 43 страны, включая все страны-участницы ОЭСР. Для участия в Форуме также приглашаются представители ОЭСР, Всемирного Банка и МВФ, ООН, Европейской организации налоговых администраций (ЮТА).11 Российская Федерация является членом Форума ОЭСР с 2010 года.

При анализе институтов национального и международного финансового права учеными отмечается, что «современное состояние финансового рынка позволяет говорить о том, что наряду с рыночной составляющей существует система управления финансовым рынком12, которая включает в себя, в том числе, контроль и надзор на финансовом рынке, которые осуществляются с целью предотвращения кризисов как в отдельных секторах финансового рынка, так и системного финансового кризиса, затрагивающего все или большинство его секторов (а при невозможности предотвращения - минимизации негативных последст-вий)13.

МФП развивается в рамках усиления роли государств-участников региональных международных ор-

мировой финансовой конкуренции // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.-№ 4.2015. С. 17-26

10 Петрова Г.В. Влияние международного финансового права на эффективность международной финансовой стабильности и безопасности, на интеграцию стран СНГ и сотрудничество евразийских государств // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- № 3 2016.- С. 30

11 Форум ОЭСР по налоговому администрированию - OECD FORUM ON TAX ADMINISTRATION) Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации // https: www.nalog.ru/rn77/about_fts/international_cooperation/smo/oecd/

12 Подробнее о понятии системы финансового рынка см.: Гуз-нов А.Г., Рождественская Т.Э. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - С. 22-25

13 Подробнее о целях регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке см.: Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Регули-

рование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской

Федерации. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - С. 127-132.

ганизаций, (в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС) как субъектов межгосударственных финансовых отношений по созданию совместных банков развития, валютных резервных фондов, инвестиционных банков инфраструктурных инвестиций и других межгосударственных структур для участия в международном движении капитала и оказании валютно-финансовых услуг. Уникальность международного финансового права как регулятора международных финансовых отношений состоит в том, что международные финансовые отношения многосложны, охватывают разные срезы международных и внутригосударственных отношений. Они включают внешнеполитические, внутриполитические, организационно-правовые, военно-стратегические, конкурентные, экономико-правовые, социально-экономические, эколого-бюджетные, нало-гово-инвестиционные, страховые, валютно-кредитные, платежно-расчетные, инвестиционные отношения, отношения в сфере трансграничного движения капитала, внешнеэкономические, интеграционные, информационно-учетные, правоохранительные и другие отношения финансового сотрудничества государств, а также участников внешнеэкономических сделок в сфере международного оборота национальных и мировых финансов, финансовых услуг, финансовых рынков, публичных и частных финансов.14

Большинство институтов МФП динамично трансформируются, взаимодействуя со смежными институтами других отраслей права. Например, институт международного кредитного права является наиболее «гибкой» системой норм и принципов, привязанных к международной торговле и инвестициям.

Международный кредит финансирует международную торговлю, а международное кредитование является особой областью внешнеэкономической и финансовой коммерческой деятельности. Экспортеры и импортеры нуждаются в кредитах для того, чтобы рассчитаться по внешнеторговым операциям по поставке товаров, изготавливаемых длительный период и кредит выступает как капитал, инвестиции, обеспечивая трансграничное движение финансовых услуг и товаров. Институт международного кредитного права является институтом комплексным связанным как с международным финансовым правом, так и с международным торговым и инвестиционным правом.15

Такой институт МФП как международная финансовая система также связан с институтом международной кредитной системы, поскольку международное кредитование возникает между государствами, банками, группами банков, а также активно обеспечивается гарантиями суверенных финансовых фондов государств, государственных финансовых корпораций или гарантиями публичных корпоративных инвестиционных фондов. Здесь переплетаются международные и национальные нормы публично-правового и частноправового банковского и инвестиционного регулирования.

То есть содержание института международного кредитного права определяется комплексом норм внутреннего банковского и гражданского права государств и международно-правовыми нормами международных организаций, а также нормативными правилами, стан-

14 Петрова Г.В. Влияние международного финансового права на эффективность международной финансовой стабильности и безопасности, на интеграцию стран СНГ и сотрудничество евразийских государств // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- № 3 2016.- С. 31

15 Graham Roberts. Law Relating to International Banking.- 4-st Edition 2007

дартами, рекомендациями, типовыми контрактами в форме «мягкого права», составляющих «обычное» транснациональное право торговли финансовыми услугами, выработанное практикой международного кредитования.

Совокупность международно-правовых норм, принципов, стандартов ориентированных на Общие принципы осуществления банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору регулирует международные кредитные отношения и составляет основу международного кредитного права, которое является институтом международного финансового права.16

Международное кредитное право сталкивается с проблемами коллизионного регулирования в сделках международного кредитования. Унифицированные нормы международного кредитного права имеют важное значение для международного кредитования и мирового финансового рынка. Складывается сложный конгломерат унифицированных и международных частноправовых норм в сфере международного кредитования, испытывающих влияние международных норм транснационального банковского права, норм европейского банковского права, англо-американского обычного права, которые воздействуют на международный финансовый правопорядок. Расширение трансграничных контактов привели к коллизии доктрин МФП и международного частного права.

Нормы международного кредитного права в разных юрисдикциях имеют различную правовую природу и квалификацию с точки зрения юридического содержания. Доктриной международного частного права понятие «правовая квалификация» определяется как «установление содержания правовых понятий, образующих коллизионную норму или толкование юридических категорий применимой правовой системы».17 Проблема квалификации состоит в том, что фактическим обстоятельствам, к которым необходимо применить коллизионную норму, следует дать правовое толкование,

которое зависит от содержания еще не выбранного

18

применимого права.

Для того чтобы применить коллизионную норму и выбрать применимое право, необходимо ее истолковать. Это означает, во-первых, необходимость раскрыть содержание юридических понятий; во-вторых, соотнести их с фактическими обстоятельствами, при которых эта норма должна быть применена, с тем, чтобы убедиться, что фактические обстоятельства соответствуют объему и привязке коллизионной нор-мы.19

В учебнике международного частного права под ред. Г.К. Дмитриевой указано, что толкование или юридическая квалификация коллизионных норм серьезно отличается от толкования других правовых норм: «Так, особенности порождаются тем, что фактические обстоятельства, при которых коллизионная норма должна быть применена, связаны с разными государствами и, соответственно, находятся в правовом поле разных государств. Право разных государств по-разному регулирует одинаковые отношения, а значит, придает одним и тем же фактическим обстоятельствам разную

16 Симановский А.Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора: издание второе. Деньги и кредит, 2007, № 1 С. 20-30; № 2 С.11-22; № 3 С.18-25

17 См. Федосеева Г.Ю. Международное частное право. М., 2007. С. 120.

18 Там же стр. 250

19 Международное частное право. Отв. ред. Дмитриева Г.К. - 4-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 139.

правовую окраску, дает разную юридическую квалификацию. Соответственно, квалификация в международном частном праве является более сложной. Таким образом, сложность правовой квалификации связана с особенностями международного частного права, а именно с наличием иностранного элемента, т.е. транс-граничностью регулируемых отношений.20

Применительно к коллизионному регулированию норм международного кредитного права следует отметить влияние национального публичного порядка на кредитный и банковский сектор государства, принимая во внимание ограничения от негативного влияния иностранного «кредитного вмешательства». Здесь целесообразно акцентировать внимание на национальных интересах защиты кредитного рынка и соответственно толковать и применять коллизионные нормы, многие из которых в правовых системах стран носят «гибкий или двусмысленный» характер. Бесспорным и общепризнанным в доктрине международного частного права является положение о том, что толкование коллизионной нормы, как и толкование любой нормы отечественного права, должно осуществляться в соответствии с отечественными представлениями и концепциями. Может возникнуть и другой вопрос о так называемой «первичной квалификации», например, толкование коллизионной привязки lex loci delicti commissii. (как место причинения вреда или место наступления последствий).21

Институт международного кредитного права взаимодействует с институтами международной валютно-финансовой стабильности и международной финансовой безопасности. С 2016 года начинается новый этап дальнейшего укрепления «глобальной системы финансовой защиты», которая при участии МВФ и Совета финансовой стабильности сможет стимулировать ва-лютно-финансовое сотрудничество государств-членов МВФ с региональными механизмами валютно-финансового финансирования и международного кредитования, включая механизма взаимодействия МВФ и Многосторонней инициативой Чианг Май, созданной КНР и другими странами АСЕАН как система обеспечения международных расчетов и кредитования как в юанях так и в валютах других государств-участников. Включение валюты КНР, юаня, с октября 2016 года в корзину СДР потребовало от МВФ рассмотрения вопроса о возможно более широком использовании Специальных Прав Заимствования МВФ (СДР) как международной расчетной и платежной единицы.

Многосторонняя инициатива Чианг Май» (МИЧМ) представляет собой многосторонний валютно-финансовый «своп-механизм» взаимных расчетов и финансирования, объединяющий 10 государств Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Китайскую Народную Республику (включая Гонконг), Южную Корею, Японию. После азиатского финансового кризиса 1997 г. страны-участницы АСЕАН сформулировали МИЧМ, как международную региональную валютно-финансовую систему, направленную на поддержание золото-валютных резервов стран-участниц при взаимодействии с другими региональными валютно-финансовыми механизмами международных регио-

20 Там же стр. 145

21 Пирцхалава Х.Д. Проблемы международного частноправово-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го регулирования внедоговорных трансграничных обязательств в СНГ и ЕС// // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- № 1.- 2016.- С. 58

нальных организаций, включая и глобальные организации ООН типа МВФ.22

Список литературы:

1. Декларация ОЭСР по Суверенным Фондам Благосостояния и Политике стран реципиентов 5 июня 2008 года http://oecdru.org/codex.html

2. Многосторонняя инициатива Чианг Май - многосторонний своп-механизм Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН) http://efsd.eabr.0rg/r/parthners/Regi0nal_ finance_mechanism/CMIM/

3. Форум ОЭСР по налоговому администрированию -OECD Forum ON TAX ADMINISTRATION) Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации // https: www.nalog.ru/rn77/about_fts/ international_cooperation/smo/oecd/

4. Ассоциация участников «Глобального Договора ООН» в России 2016 // http://globalcompact.ru/news/v-rossii-sozdana-assocziacziya-uchastnikov-globalnogo-dogovora-oon.html

5. Global Contract UN // http://globalcompact.ru/news/ obshhee-sobranie-uchastnikov-seti-gd-oon-2016.html

6. Навой А.В., Шалунова Л.И. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России в международной системе суверенных фондов // ДЕНЬГИ И КРЕДИТ • 2/2014

7. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. (издание второе).М.- Проспект, 2017

8. Ступаков Н.В. Установление приоритета юрисдикции России и стран СНГ как мера обеспечения безопасности на евразийских финансовых рынках // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- № 4.- 2015. С.48-59

9. Петрова Г.В. Новые региональные валютно-финансовые системы в контексте усиления международного влияния валют евразийских государств и реформы МВФ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- № 3.2016.- С. 69

10. Петрова Г.В. Влияние международного финансового права на эффективность международной финансовой стабильности и безопасности, на интеграцию стран СНГ и сотрудничество евразийских государств // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- № 3 2016.- С. 3435

11. Петрова Г.В. Обеспечение безопасности России в условиях противостояния западным стратегиям воспроизводства нефтяных и газовых ближневосточных конфликтов как факторов растущей мировой финансовой конкуренции // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.-№ 4.- 2015. С.17-26

12. Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - С. 22-25

13. Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - С. 127132.

14. Graham Roberts. Law Relating to International Banking.- 4-st Edition 2007

22 Многосторонняя инициатива Чианг Май - многосторонний своп-механизм Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН) http://efsd.eabr.0rg/r/parthners/Regi0nal_finance_mechanism/CMIM/

15. Симановский А.Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора: издание второе. Деньги и кредит, 2007, № 1 С. 20-30; № 2 С.11-22; № 3 С.18-25

16. Федосеева Г.Ю. Международное частное право. М., 2007. С. 120.

17. Международное частное право. Отв. ред. Дмитриева Г.К. - 4-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 139.

18. Пирцхалава Х.Д. Проблемы международного частноправового регулирования внедоговорных трансграничных обязательств в СНГ и ЕС// // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- № 1.- 2016.- С. 58

Рецензия

На статью Петровой Г.В. «Развитие институтов международного финансового права и формирование института международного кредитного права»

В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования институтов международного финансового права. Показаны меры ООН в самых разных сферам, связанных в финансированием развития, предотвращением мировых финансовых кризисов, обеспечением стабильности мировой валютно-финансовой системы, противодействием финансированию терроризма, борьбой с коррупцией, финансовой помощью развивающимся странам в погашении долгов. Отмечены особенности институтов суверенных фондов благосостояния государств, международного кредитного права, защиты международной финансовой безопасности. Материалы подкреплены ссылками на документы международных организаций. Высказанные выводы аргументированы теоретическими основами. Анализ проблем проведен системно и отвечает требованиям научной статьи.

Статья представляет научный и практический интерес для развития науки международного финансового права и может быть опубликована в журнале. Текст статьи проверен на информационно-аналитической системе «Антиплагиат», оригинальность составляет 85 %. Все необходимые ссылки на цитируемых авторов имеются.

Рецензент:

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой международного права Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

Ступаков В.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.