4.2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ И В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ
Петрова Галина Владиславовна, доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права МГИМО (У) МИД России, Заместитель Директора Института проблем безопасности СНГ
Место работы: МГИМО (У) МИД России; Институт проблем безопасности СНГ
galina. v.petrova. @mail.ru
Аннотация: При нестабильности мировой валютной системы требуются новые правовые меры решения проблем международно-правового регулирования деятельности валютно-финансовых институтов, что может быть осуществлено с помощью расширения и совершенствования норм международного валютного и банковского права. Поэтому в данной статье пути формирования российской доктрины международно- правового регулирования валютно-финансовой системы и появления нового типа как универсального международного валютного права в рамках ООН, так и интеграционного валютного и банковского права, международных региональных объединений государств
Ключевые слова: международные валютно-финансовые институты, сотрудничество евразийских государств в финансовом секторе, квоты МВФ
ACTUAL PROBLEMS OF INTERNATIONAL-LEGAL REGULATION OF MONETARY INSTITUTIONS AT THE INTERNATIONAL LEVEL AND IN COOPERATION EURASIAN STATES
Petrova Galina V., doctor of juridical Sciences, Professor of the Department of administrative and financial law of MGIMO (University) of the MFA of Russia, Deputy Director of Security Problems Institute of the CIS
Work place: MGIMO (University) of the MFA of Russia; Security Problems Institute of the CIS
galina. v.petrova. @mail.ru
Annotation: Instability of the world monetary system requires new legal measures for solving the problems of international legal regulation of activity of monetary institutions, which can be accomplished through expansion and improvement of the norms of international currency and banking law. So in this article ways of formation of the Russian doctrine of international legal regulation of the monetary system and the emergence of a new type of international currency as a universal right in the UN framework and integration monetary and banking law, international and regional associations of States
Keywords: international monetary and financial institutions, cooperation of the Eurasian countries in the financial sector, IMF quotas
Международно-правовое и внутригосударственное регулирование валютно-финансовых отношений обусловлено активизацией позиций государств по защите национальных валютно-финансовых систем и финансовых рынков в условиях противодействия мировым финансовым кризисам. Интенсивно развивающиеся процессы глобализации в условиях отсутствия золотого стандарта усиливают нестабильность мировой валютной системы, усложняют формы взаимодействия государств в валютной сфере и определяют многообразие международных организационно-правовых мер по формированию валютных союзов.
Доктрина международного валютного и банковского права тесно связана с внешнеполитическими доктринами государств о внешней и внутренней валютной политике в целях обеспечения национальной, международной и региональной финансово-экономической безопасности и валютно-финансовой стабильности. ООН в последние годы предпринимает системные меры по расширению своего влияния на реформу мировой валютно-финансовой системы, проводя под своей эгидой саммиты «Группы двадцати», Всемирные конференции ООН по финансовому развитию (например, в 2015 году в Адис-Абебе), международные обсуждения правовых оснований реформирования МВФ и Всемирного банка.
Несмотря на то, что система норм и принципов правового регулирования международных валютно-финансовых отношений базируются на комплексе публично-правовых финансовых и гражданско-правовых обязательственных отношениях по осуществлению публичными и частными субъектами международных валютных операций, она давно требует унификации и кодификации. Это должно происходить как в рамках международных универсальных и «модельных» конвенций ООН по обеспечению финансирования развития и мировой финансовой стабильности, так и в рамках модельных актов, соглашений интеграционного валютного права межгосударственных региональных сообществ, союзов и объединений (например, Соглашение государств СНГ «Об основах принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах-участниках СНГ от 18 ноября 2012 года. Такой подход обеспечит системность норм и принципов международного валютного права как основного «механизма» и «гаранта» противодействия мировым финансовым кризисам.
До 2010 года Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка являлись реально действующим центральным организационно-правовым механизмом ООН по координации международной валютно-финансовой системы, обеспечивающим мировой валютно-финансовый, кредитно-расчетный и инвестиционный правопорядок. Однако финансовые проблемы «основного кредитора и координатора» МВФ, Федеральной Резервной Системы США, а также «неспособность» МВФ «содействовать» решению долговых проблем развивающихся стран привели к потере доверия к МВФ у большинства стран мира.
Уже более двух десятков лет предпринимаются активные попытки создания странами Африки, Азии, Южной Америки независимых валютно-платежных союзов, валютных фондов борьбы с бедностью, банков развития и других финансовых институтов на региональном уровне для расчетов и инвестиций между
государствами в национальных валютах. Однако за такую «смелость» США «наказывают» развязыванием войн и конфликтов.
Тем не менее появляются новые «весомые» международные банки и валютные фонды, созданные в рамках интеграционных союзов, сообществ, объединений государств: Банк развития ЕАЭС, Банк развития ШОС, Новый банк развития и Пул условных валютных резервов БРИКС, Азиатско-Тихоокеанский банк инфраструктурных инвестиций и др. Некоторые из них претендуют на «замену» МВФ, поэтому международно-правовой статус МВФ уже не определяется его управленческим положением «мирового координатора» мировой валютно-финансовой системы, поскольку МВФ находится в стадии реформы и уже выступает не кредитором, а «должником» мирового уровня.
Нестабильность мировой валютной системы последних лет привела к возникновению реальной угрозы «кризиса управления» со стороны МВФ, поскольку валютно-финансовые «провалы» стали системными, являясь причиной не только мировых валютных диспропорций, фондовых и кредитных транснациональных конфликтов, но и причиной появления разнообразных форм политико-финансового противостояния государств.
Новые валютные межгосударственные банки и фонды, действующие в противовес МВФ развиваются на основе новых организационно-правовых форм международного, межрегионального, регионального и интеграционного сотрудничества государств по реформированию и развитию мировой валютно-финансовой системы и обеспечению эффективности международных и национальных валютно-финансовых систем. Повышается роль ЕАЭС, БРИКС, ШОС, АТЭС и др. организаций регионального международного сотрудничества в развитии мирового сектора валютно-кредитных связей. Идет расширение сферы регулятивного воздействия международно-правовых норм и принципов финансового сотрудничества государств. Это выражается в следующих тенденциях.
1. Актуальность создания Нового банка развития БРИКС и Фонда (Пула) условных валютных резервов БРИКС в 2014 году обусловлена необходимостью формирования новой системы международных расчетов в национальных валютах государств, не относящихся к мировым резервным валютам.
2. Идет процесс унификации и гармонизации правовых норм государств БРИКС и иных интеграционных сообществ в финансовом секторе в рамках торгов-экономического партнерства, таможенного и валютно-платежного союза.
3. В настоящее время в платежном общении между странами ЕАЭС используются отдельные общие и специфические валютно-платежные расчеты при погашении внешних долгов, такие как свободно конвертируемые денежные средства третьих государств (доллары США, евро); коммерческие межстрановые валютные операции отдельных банков, валютный бартер; индивидуально определяемые способы валютных и клиринговых расчетов, установленные двухсторонними договорами. Свободно конвертируемых валютных средств и высоколиквидных финансовых инструментов в странах ЕАЭС пока мало, а наличную резервную валюту эти страны предпочитают использовать на рынках высокоразвитых стран. Однако положение на финансовых рынках меняется в пользу стран ЕАЭС.
4. Существенным шагом в создании валютно-платежной системы ЕАЭС мирового уровня была организация Евразийского банка развития (ЕАБР), который является международной финансовой организацией, учрежденной Россией и Казахстаном в январе 2006 года с целью содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. Уставный капитал ЕАБР превышает 1,5 млрд. долларов США. Государствами-участниками Банка являются Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Республика Армения и Кыргызская Республика.
5. Возможно применения между странами ЕАЭС опыта мировой практики конверсионно-обменных операций с использованием финансовых инструментов, капиталов, товаров и инвестиций показывает, что российский и иной инвестор ЕАЭс, который становится держателем долговых обязательств, подлежащих конверсии, должен провести переговоры о свопе с соответствующим правительственным учреждением, ведающим программой обмена долговых обязательств на акции, например, с центральным банком, казначейством или соответствующим министерством. В соглашении по результатам этих переговоров должны конкретно указываться практические механизмы осуществления погашения долга путем валютного свопа.
6. В процессе формирования «нового мирового валютного правопорядка» возрастает влияние на национальное валютное право государств не только норм и принципов МВФ и других организаций ООН о международной валютно-финансовой системе но и интеграционных норм валютного контроля и регулирования.
7. Поиск путей выхода из мирового валютно-финансового и экономического кризисов осложняется «нежеланием» США подчиниться требованиям Резолюций Генеральной Ассамблеи ООН 2010г. и других документов ООН, включая итоговую Декларацию Санкт-Петербургского Саммита 2013г. «Группы-двадцати», о поэтапном реформирования мировой валютно-финансовой системы и МВФ при создании условий отнесения к «международным резервным валютам» валют «стран с формирующимися рынками» или «периферийных развитых стран», таких как Китай, Индия, Бразилия, Россия и других).
8. Пересматривается правовое содержание публичных норм Устава МВФ о размерах квот государств-членов МВФ, которые корреспондируются с нормами об обороте «особой единицы» МВФ — особых прав заимствования государств (СДР) в условиях растущих транснациональных операций МВФ как коммерческой структуры, включающих валютные операции с ценными бумагами МВФ, гарантийными обязательствами МВФ и внешними валютными долгами государств.
Квоты в МВФ (взносы по квотам) являются важнейшим источником финансовых ресурсов МВФ, поскольку для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, которая в целом основывается на его относительном положении в мировой экономике. Квота государства-члена определяет максимальный размер его финансового обязательства перед МВФ и его число голосов, а также влияет на его доступ к финансированию от МВФ.
Международным соглашением о вступлении страны в члены МВФ для нее устанавливается первоначальная квота как и квоты существующих государств-
членов, которые в целом сопоставимы с ней по масштабам и характеристикам экономики.
МВФ использует формулу расчета квот для содействия оценке относительного положения государства-члена в организации. Действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов).
Международно-правовой режим квот МВФ выполняют несколько важных функций, так как определяют для государства-члена особенности финансовых и организационных отношений с МВФ. Взнос государства-члена по квоте определяет максимальную сумму финансовых ресурсов, которую государство-член обязано предоставить МВФ и государства-члены должны вносить свой взнос в полном объеме при вступлении в Фонд: до 25 процентов должно быть внесено в СДР или широко принимаемых валютах (таких как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов), остальное 5 в собственной валюте государства-члена. Квота в значительной мере определяет право голоса государства-члена в решениях МВФ. Голоса каждого государства-члена МВФ состоят из базовых голосов плюс один дополнительный голос за каждые 100 000 СДР квоты.
По международному валютному праву МВФ сумма финансирования, которую государство-член может получить от МВФ (его лимит доступа), определяется на основе его квоты. В рамках договоренностей о кредитах «стэнд-бай» и о расширенном кредитовании, государство-член может заимствовать до 200 процентов своей квоты ежегодно.
Согласно Уставу МВФ Совет управляющих МВФ проводит общий пересмотр квот через регулярные промежутки времени (обычно раз в пять лет). Любые изменения квот должны утверждаться большинством в 85 процентов от общего числа голосов, и квота государства-члена не может быть изменена без его согласия. При общем пересмотре квот решается два главных вопроса: общий размер увеличения и его распределение между государствами- членами.
Общий пересмотр квот позволяет МВФ оценить адекватность квот как относительно потребности государств-членов в финансировании платежного баланса, так и с точки зрения его собственной способности удовлетворить эти потребности.
Общий пересмотр позволит увеличить квоты государств-членов с учетом изменения их относительного положения в мировой экономике. Увеличение квот в два раза и значительное перебалансирование долей квот было предусмотрено Решением от 15 декабря 2010 года Совета управляющих МВФ, когда он завершил 14-й Общий пересмотр квот МВФ, реформу квот и управления МВФ.
После утверждения пакета реформ государствами-членами (он включает поправку к Статьям соглашения, требующую принятия тремя пятыми государств-членов МВФ, обладающими 85 процентами общего числа голосов) и его реализации может произойти беспрецедентное многократное увеличение совокупных квот и существенное перебалансирование долей квот развивающихся и «новых развитых» стран.
Предполагается, что Китай станет третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, и четыре страны с формирующимся рынком (Бразилия, Индия, Китай и Россия) войдут в число 10 крупнейших акционеров
МВФ. Также будут сохранены доли квоты и голосов беднейших государств-членов. Эта группа стран определяется как страны, которые отвечают критериям «Трастового фонда» на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту и чей доход на душу населения в 2008 году был меньше 1135 долл. США (порогового уровня, установленного Международной ассоциацией развития) или двукратного размера этой суммы в случае малых стран.
Однако на сегодняшний день эти положения реформы МВФ не реализованы, а, наоборот, США взяли курс на «дестабилизацию» и «сдерживание» экономики и финансов Китая, России и других стран БРИКС в целях воспрепятствовать повышению их роли в МВФ.
Международно-правовая реформа валютной системы необходима, поскольку в современных условиях глобализации финансового оборота особенно ярко отражаются тенденции «смешения» норм международного публичного и частного права, примером которых является область международных валютных правоотношений. Это приводит часто к негативным последствиям, таким как:
- злоупотребление странами-эмитентами резервных валют в своих интересах коллизионным регулированием в рамках международного валютного права для разорения бюджетов других государств
- использование режима валютных сделок с движением капитала для осуществления скрытого и явного инвестиционного протекционизма;
- использование международного унифицированного режима расчетов и кредитования валютных операций для избежания гражданско-правовой договорной и деликтной ответственности за ущерб, причиненный валютной политикой государств-эмитентов резервных валют
- расширение механизмов транснациональных валютных операций для недобросовестных поглощений капиталов
Несмотря на некоторые проблемы продвижения, реформа мировых валютно-финансовых отношений 2011-2015 гг. проходящая под эгидой «Группы 20» уже дополняет международные принципы валютного регулирования и валютного контроля новыми:
1) принципом устранения глобальных финансовых дисбалансов, включая диспаритеты валютных курсов, неравновесную структуру системы резервных валют,
2) принципом обеспечения мировых стандартов управления публичными финансами, норм и принципов бюджетного планирования расходов государств
3) принципом мониторинга за государственными финансами стран-эмитентов мировых валют, условий рейтинговых оценок ценных бумаг и финансовых инструментов суверенных эмитентов, контроль эмиссии деривативов и др.
Предложения Российской Федерации и других государств к Саммиту «Группы двадцати» в Лондоне (апрель 2009 года) и Санкт-Петербурге (сентябрь 2013г.) включают основные направления организационно-финансовых и правовых мер по обеспечению мировой и национальной финансовой стабильности, реформированию мировой финансовой системы, системы погашения внешних долгов государств, регулированию валютных отношений.
МВФ связан с ВТО общими подходами к регулированию финансовых рынков. Приложение 1В - Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) - базовый международный договор ВТО на основе которого осуществляется правовое регулирование внешней
торговли услугами, (пункт 7) в том числе торговли финансовыми услугами.
Исходя из этого перспективы совершенствования правовых основ реализации функций МВФ охватывают следующие сферы сотрудничества государств.
1. Формирование при содействии Группы-20 и региональных интеграционных валютных союзов под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН, МВФ, ВТО и др. унифицированных общепринятых принципов международного валютного регулирования в целях устранения глобальных финансовых дисбалансов, включая диспаритеты валютных курсов, неравновесную структуру системы резервных валют, проблемное состояние государственных финансов стран-эмитентов мировых валют, необъективность рейтинговых оценок суверенных эмитентов, неконтролируемую эмиссию деривативов и др.
2. Разработка финансово-правовых условий формирования дополнительных стабилизационных денежно-финансовых фондов, изменения режима распределения квот в пользу развивающихся государств
3. Повышение влияния на финансовый сектор государств публично-правовых норм о функциях ВТО и МВФ в финансовом секторе, повышение значения решений исполнительных органов МВФ по толкованию положений права ВТО и Устава МВФ как источников международного валютного права и международного права финансовых услуг.
4. Формирование новых финансово-правовых мер по повышению ответственности стран-эмитентов основных резервных валют за состояние своих государственных и частных финансов, стандартов и пределов резервов при эмиссии валютных финансовых инструментов под контролем властей, по ограничению инвестирования в валютные деривативы и «отсечению» спекулятивного капитала от операций на валютных рынках,
В Рекомендациях, разработанных государствами по итогам Саммитов «Группы-20» предусмотрены следующие организационно-финансовые меры трансформация правовых основ деятельности Международного валютного фонда, Группы Всемирного Банка, других международных финансовых организаций и институтов.
1. Укрепление устойчивости мировой финансовой системы путём развития диверсифицированной системы резервных валют и финансовых центров.
2. Формирование современной системы управления рисками, адекватной степени развития финансовых технологий.
3. Формирование системы стимулов к рациональному поведению участников финансовых рынков, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получаемых возможностей.
4. Принятие международных обязательных стандартов в области макроэкономической и бюджетной политики.
5. Система координации бюджетного дефицита и контроля увеличения государственного долга.
6. Расширение перечня валют, используемых в качестве резервных, или создание наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами..
7. Радикальная реформа МВФ значительное увеличение ресурсов этого фонда.
8. Финансирование инфраструктурных проектов, создающих основу для экономического роста, обеспечи-
вающих решение проблемы занятости, повышения финансовой грамотности населения1.
В Рекомендациях, разработанных государствами по итогам Саммитов «Группы-20» предусмотрены также следующие правовые меры трансформация международных основ деятельности Международного валютного фонда, Группы Всемирного Банка, других международных финансовых организаций и институтов.
1. Повышение легитимности и результативности международных институтов регулирования на новой конвенциальной основе
2. Разработать и принять международное соглашение, определяющее глобальные стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе - Standard Universal Regulatory Framework (SURF).
3. Рекомендации по применению общих принципов согласованных действий финансовых регуляторов по сдерживанию спекулятивных сделок и операций на финансовом рынке на различных этапах экономического цикла.
4. Рекомендации МВФ, БКБН, СФС для участников валютных и финансовых рынков по управлению валютными, инвестиционными и кредитными рисками.
5. Перспективы развития правового обеспечения международного финансового сотрудничества государств представляются в принятии новых международных конвенции ООН по дальнейшей международной унификации норм добросовестного валютно-финансового поведения и лежат в плоскости реализации новой стратегии валютно-финансовая политики МВФ относительно стимулирования экономик государств путем усиления контроля за стабильностью валютных систем государств, правомерностью использования валютных средств МВФ, усилением мер противодействия коррупции и др.
6. Организационно-правовые формы трансформации функций МВФ предполагается развивать по пути формирования дополнительных стабилизационных денежно-финансовых фондов МВФ, изменения режима распределения квот в пользу развивающихся государств, усиления гарантий государствам в стабильности их бюджетов при замещении резервной валюты ценными бумагами, создания новой международной системы управления валютными рисками, разработки новых условий стабилизация и контроля золотовалютных резервов государств. В целях борьбы с коррупцией разрабатываются санкции за неправомерное использование государствами общих валютных ресурсов фонда путем незаконного систематического оттока капитала и др.
7. Законодательство государств в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а также управления внешними валютными долгами государств включает, с одной стороны, национальные и международные унифицированные нормы о валютных операциях, учете активов финансовых организаций, обороте валюты в мировых финансах, в публичном и частном секторе. С другой стороны, он предусматривает публичные договоренности государственных органов и международных организаций о конверсии внешних долгов в целях защиты финансовой системы и финансовой стабильности.
Российскую национальную нормативно-правовую базу осуществления конверсии внешних долгов с использованием финансовых инструментов составляют
1 www.kremlin.ru/ ref-notes/643
международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами по внешним долгам, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон Российской Федерации от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон Российской Федерации от 07 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков», Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», и другие законы, Постановления Правительства Российской Федерации, правовые акты Минфина России, международные нормативно-правовые акты, акты законодательства иностранных государств.
Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,
2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»,
3. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков»,
4. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: Учебник. М.: Высшая школа экономики. 2012
5. Петрова Г.В. Международное финансовое право. М.:Юрайт. 2015
6. Петрова Г.В. Формирование российской доктрины международного валютного права в контексте мировых проблем трансформации международной валютно-финансовой системы // - Пробелы в российском законодательстве - № 6 - 2014- С. 257-263
7. Петрова Г.В. Конституционные основы финансового права России и проблемы имплементации международно-правовых норм о торговле финансовыми услугами права ВТО в российское законодательство /// Бизнес в законе - № 6 - 2013 - С.176-182
Reference list:
1. Federal law of the Russian Federation dated 10 July 2002 № 86-FZ "About Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" www// concultant -plus.
2. Federal law of the Russian Federation dated 22 April 1996 No. 39-FZ "On securities market", www// concultant -plus.
3. Federal law of the Russian Federation from July 18, 2009 № 181-FZ "About use of government securities of the Russian Federation for increase of capitalisation of banks", www// con-cultant -plus.
4. Erpyleva N. Yu. International banking law: Textbook. M.: Higher school of Economics. 2012
5. Petrova G. V. International financial law. Moscow:Yurait. 2015
6. Petrova G. V. the Formation of the Russian doctrine of international monetary law in the context world problems of transformation the international monetary and financial system / / Gaps in Russian legislation No. 6 of 2014 - S. 257-263
7. Petrova G. V. Constitutional foundations of financial law of Russia and problems of implementation of international legal
rules on trade in financial services WTO law in Russian legislation /// Business in law No. 6 - 2013 - Pp. 176-182
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Петровой Г.В. «Актуальные проблемы международно-правового регулирования деятельности валютно-финансовых институтов на международном уровне и в сотрудничестве евразийских государств» Статья написана по актуальным проблемам пересмотра размеров квот государств-членов МВФ с учетом изменения их относительного положения в мировой экономике. Она отражает международно-правовые условия формирования новых институтов с учетом реалий сотрудничества государств на региональном уровне. Автор показывает. что увеличение в МВФ квот для «стран с развивающимися рынками», как Китай, Индия, Россия и Бразилия в два раза означает серьезные изменения в мировой валютно-финансовой системе. После утверждения пакета реформ государствами-членами
Автор проявляет исключительное понимание новых реалий международных валютно-финансовых отношений и их правового регулирования.
Статья отличается оригинальностью, самостоятельностью взглядов автора, носит научно-аналитический характер и может быть рекомендована к публикации в журнале по списку ВАК «Бизнес в законе» в разделе международное право или финансовое право.
Заведующий кафедрой международного права Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, к.ю.н., доцент
Ступаков В.И.