Научная статья на тему 'Саммит Группы-20 в Гамбурге 2017 г. И новые векторы стабильности, безопасности и сотрудничества в международных отношениях по инвестиционным, торговым и финансовым вопросам'

Саммит Группы-20 в Гамбурге 2017 г. И новые векторы стабильности, безопасности и сотрудничества в международных отношениях по инвестиционным, торговым и финансовым вопросам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ВЕКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / NEW VECTORS OF INTERNATIONAL STABILITY / SAFETY AND COLLABORATION FOR DEVELOPMENT / INTERNATIONAL LAW OF FINANCING FOR DEVELOPMENT / INTERNATIONAL STATE FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

В статье проанализированы итоги Саммита Группы-20 в Гамбурге 2017 г. и при-нятое коммюнике, в котором государства определили приоритеты своего дальнейшего со-трудничества по реализации Парижского Соглашения по климату 2015 г., инвестициям и торговле, укреплению финансовой архитектуры мировой финансовой системы, борьбе с коррупцией, партнерству с африканскими государствами и во многих других сферах. Рас-сматриваются концептуальные подходы к формированию международного права финан-сирования развития как подотрасли международного права, нормы и принципы которого возникают как на базе межгосударственных договоров интеграционных сообществ о фи-нансировании развития, так и из внедоговорных источников международного права, вклю-чая резолюции ГА ООН, планы действий конференций ООН в целях развития, рекомендации и «дорожные карты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Summit of Group-20 in Hamburg 2017 year and new vectors of stability, safety and collaboration in international relations on investment, trade and financial questions

In the article the results of Summit of Group are analysed 20 in Hamburg 2017 year and the accepted communique in that the states defined priorities of the further collaboration on realization of Parisian Agreement on a climate 2015 year, to the investments and trade, strengthening of financial «architecture» of the world financial system, to the fight against a corruption, to partnership with the African states and many other spheres. The conceptual going is examined near forming of international law of financing of development of both subindustry of international law, norms and principles of that arise up both on the base of intergovernmental agreements of integration associations on financing of development and from «the non-contractual» sources of international law, including resolutions of HA of the UNO, plans of actions of conferences of the UNO for development, recommendations and «travelling maps».

Текст научной работы на тему «Саммит Группы-20 в Гамбурге 2017 г. И новые векторы стабильности, безопасности и сотрудничества в международных отношениях по инвестиционным, торговым и финансовым вопросам»

Саммит Группы-20 в Гамбурге 2017 г. и новые векторы стабильности, безопасности и сотрудничества в международных отношениях по инвестиционным, торговым и финансовым вопросам

ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА

Заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества доктор юридических наук, профессор МГИМО(У) МИД России

Аннотация: В статье проанализированы итоги Саммита Группы-20 в Гамбурге 2017 г. и принятое коммюнике, в котором государства определили приоритеты своего дальнейшего сотрудничества по реализации Парижского Соглашения по климату 2015 г., инвестициям и торговле, укреплению финансовой архитектуры мировой финансовой системы, борьбе с коррупцией, партнерству с африканскими государствами и во многих других сферах. Рассматриваются концептуальные подходы к формированию международного права финансирования развития как подотрасли международного права, нормы и принципы которого возникают как на базе межгосударственных договоров интеграционных сообществ о финансировании развития, так и из внедоговорных источников международного права, включая резолюции ГА ООН, планы действий конференций ООН в целях развития, рекомендации и «дорожные карты».

Ключевые слова: новые векторы международной стабильности, безопасности и сотрудничества в целях развития, международное право финансирования развития, международное государственное финансирование.

Summit of Group-20 in Hamburg 2017year and new vectors of stability, safety and collaboration in international relations on investment, trade and financial questions

PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA

Deputy Director Institute of problems of safety of the CIS,Head of the centre for international legal and political issues Eurasian cooperation, doctor of law sciences, professor MGIMO (U)MFA Russia

Abstract: In the article the results of Summit of Group are analysed 20 in Hamburg 2017 year and the accepted communique in that the states defined priorities of the further collaboration on realization of Parisian Agreement on a climate 2015 year, to the investments and trade, strengthening of financial «architecture» of the world financial system, to the fight against a corruption, to partnership with the African states and many other spheres. The conceptual going is examined near forming of international law of financing of development of both subindustry of international law, norms and principles of that arise up both on the base of intergovernmental agreements of integration associations on financing of development and from «the non-contractual» sources of international law, including resolutions of HA of the UNO, plans of actions of conferences of the UNO for development, recommendations and «travelling maps».

Key words: new vectors of international stability, safety and collaboration for development, international law of financing for development, international state financing.

Итоги Саммита Группы-20 в Гамбурге в 2017 г. и новые векторы международной стабильности, безопасности и сотрудничества в целях развития

На Саммите Группы-20 в Гамбурге 7 июля 2017 г. Президент России В.В. Путин призвал к реформе МВФ в интересах развивающихся рынков. В.В. Путин напомнил, что работа мировой экономики в интересах всех стран является одной из основных задач Группы-20, и она должна производиться в том числе и в интересах развивающихся рынков, из чего следует необходимость продвигать дальнейшую реформу МВФ. В ходе своего выступления В.В. Путин также заявил о намерении России участвовать в развитии мировых энергорынков и снижении волатильно-сти цен. Он обратил внимание участников Саммита Группы-20 2017 г. на вред протекционизма для мировой экономики, который уничтожает конкуренцию и рвет ткань мировой экономики, разрушая деловые связи1.

В Коммюнике для прессы по итогам неформальной встречи лидеров стран БРИКС на полях Саммита Группы-20 в Гамбурге 7 июля 2017 г. говорится, что страны БРИКС, а также другие государства с формирующимися рынками и развивающиеся страны остаются основной движущей силой глобального роста. Перед лицом неопределенности в мировом хозяйстве крупные экономики должны усилить координацию в области макроэкономической политики и не допустить негативные последствия для стран с формирующимися рынками2.

Актуально, что страны - члены БРИКС выразили в Коммюнике БРИКС, принятом в рамках Саммита в Гамбурге, стремление задействовать все инструменты налогово-бюджетной, денежно-кредитной и структурной политики для

укрепления устойчивости и потенциала стран с формирующимися рынками, а также намерение стремиться к уверенному, устойчивому, сбалансированному и инклюзивному росту, поскольку все страны и народы в равной степени должны пользоваться позитивными тенденциями глобализации. Особенно было подчеркнуто, что многосторонняя торговая система должна основываться на нормах, принципах и правилах ВТО, быть прозрачной, недискриминационной, открытой, инклюзивной, без протекционизма при соблюдении странами обязательств, взятых перед ВТО.

Для поддержания глобального экономического роста и придания устойчивости финансовым системам государств перед системными кризисами необходимо содействовать эффективности глобальной финансовой архитектуры, укреплению роли государств с формирующимися рынками и развивающихся стран в международных экономических и финансовых институтах при завершении нового цикла реформ МВФ и Всемирного банка. Был отмечен особый вклад Нового банка развития БРИКС и Пула условных валютных резервов БРИКС в обеспечение международной финансовой стабильности и устойчивого развития.

По итогам Саммита Группы-20 в Гамбурге в 2017 г. было принято итоговое Коммюнике, в котором государства определили приоритеты своего дальнейшего сотрудничества, в частности, к ним относятся меры реализации Парижского Соглашения по климату 2015 г., укрепление финансовой архитектуры мировой финансовой системы, борьба с коррупцией, партнерство с Африкой и многие другие сферы3.

1 Президент России В.В. Путин призвал к реформе МВФ в интересах развивающихся рынков. http://iz.ru/616252/2017-07-07/putin-prizval-k-reforme-mvf-v-interesakh-razvivaiushchikhsia-rynkov

2 Коммюнике для прессы по итогам неформальной встречи лидеров стран БРИКС на Саммите Группы-20 в Гамбурге 7 июля 2017 г. http://www.kremlin.ru/supplement/5221

3 Лидеры стран G20 приняли Коммюнике по итогам Саммита в Гамбурге 7-9 июля 2017 г. с учетом особой позиции США. https://news.tut.by/world/550540.html

РОССИЯ КИТАЙ

ИНДИЯ

ЮАР

БРАЗИЛИЯ

Лидеры стран Группы-20 в своем Коммюнике подтвердили все обязательства по поддержанию прозрачности мировой финансовой системы и выступили за укрепление финансовой архитектуры в целях ее равномерного развития, отмечая, что мир нуждается в эффективных и представительных глобальных экономических и финансовых институтах, а также в глобальной справедливой и современной международной налоговой системе.

Особое внимание уделялось борьбе с коррупцией, предотвращению уклонения от уплаты налогов, пресечению финансирования терроризма и отмыванию денег при сохранении открытых рынков. При этом государства выступили против протекционизма, признав при этом роль защитных мер в торговле и верховенство права Всемирной торговой организации (ВТО) в определении правил международной торговли4.

Участники Саммита Группы-20 в Гамбурге 2017 г. подтвердили, что новейшие тенденции развития международного финансового правопорядка (МФП) проявляются в системных мерах по обеспечению стабильности мировой финансовой системы и построению справедливого мирового валютно-финансового порядка, направленного на усиление регулирующего воздействия

международных и национальных финансово-правовых норм, принципов, обычаев и стандартов, ориентированных на международное право ООН по финансированию развития.

Итоговые документы, помимо Коммюнике Саммита Группы-20 в Гамбурге 7-8 июля 2017 г., включают около десятка гамбургских планов действий, принципов и инициатив по дальнейшим мерам мирового устойчивого развития, финансированию развития, стабильности международной финансовой архитектуры, борьбе с терроризмом, борьбе с коррупций, партнерству с Африкой, по энергетике, климату, борьбе с мусором в морской среде, управлению миграцией и занятостью населения:

1) Гамбургский План действий «Группы двадцати» по борьбе с терроризмом;

2) Гамбургский план действий «Группы двадцати» по климату и энергетике в интересах роста;

3) Гамбургская актуализация: План действий «Группы двадцати» по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года;

4) План действий «Группы двадцати» по морскому мусору;

5) План действий «Партнерство «Группы двадцати» и стран Африки»;

6) Инициатива «Группы двадцати» по трудоустройству сельской молодежи;

7) Принципы высокого уровня в области ответственности юридических лиц;

8) Принципы высокого уровня в области организаций по борьбе с коррупцией и Принципы высокого уровня по противодействию коррупции, связанной с незаконной торговлей дикими животными и продуктами дикой природы;

9) Диалог «Группы двадцати» по вопросам эффективности использования ресурсов5.

4 Коммюнике по итогам Саммита в Гамбурге 7-9 июля 2017 г. https://news.tut.by/world/550540.htm

5 Центр исследований международных институтов РАНХиГС. Документы «Группы двадцати: Немецкое председательство 2017». http://www.ranepa.ru/ciir/sfery-issledovanij/gruppa-dvadtsati/dokumenty-gruppy-dvadtsati/nemetskoe-predsedatels Шэ-2017

Итоговое Коммюнике Саммита Группы-20 в Гамбурге 7-8 июля 2017 г. о мерах содействия развитию мировой экономики и торговли на основе международного права финансирования развития

Международная нормотворческая практика ООН показывает, что особенно актуальным становится правовое регулирование международного сотрудничества государств - членов ООН в целях достижения устойчивого развития, содействия финансированию развития, борьбы с коррупцией и финансированием терроризма.

Учитывая, что ООН пока далека от международной конференции по разработке многосторонней Конвенции ООН по обеспечению стабильности международной финансовой системы и финансированию развития, международное право финансирования развития складывается как подотрасль международного права, нормы и принципы которого возникают как на базе межгосударственных договоров интеграционных сообществ о финансировании развития, так и из внедоговорных источников международного права, включая резолюции ГА ООН, планы действий конференций ООН по развитию, рекомендации и «дорожные карты». Их объединяет то, что они касаются развития основных принципов международного права финансирования развития, сформулированных Аддис-Абебской Программой и Планом действий Третьей Международной конференции ООН по финансированию развития 2015 г.

Одними из базовых документов международного права ООН в области финансирования развития являются Резолюции ГА ООН 55/186 от 20.12.2000 г. и 56/181 от 21.12.2001 г. «На пути к более прочной и стабильной международной финансовой структуре, отвечающей первоочередным задачам роста и развития, особенно в развивающихся странах, и цели содействия установлению справедливого социально-эко-

номического порядка»; ГА ООН от 22.12.2015 г. (А/70/471)] 70/192 «Последующая деятельность по итогам Международной конференции по финансированию развития»; ГА ООН 22.12.2015 г. (A/70/470/Add.2)] 70/188 «Международная финансовая система и развитие».

Трудно идеализировать роль международного права финансирования развития, нормы которого включены преимущественно в Резолюции ГА ООН и не носят обязательного характера, несмотря на их международную актуальность. Кроме того, в начале XXI в. финансовые приоритеты и возможности государств в международном финансировании стали определяется соотношением военно-экономического потенциала государств, а не нормами международного права.

Но идеологические факторы, особенно международное право финансирования развития, приобретают все большее значение, поскольку многие развивающиеся государства через Резолюции ГА ООН и другие акты международно-правового характера обеспечивают защиту своих национальных финансовых интересов в целях развития. Очевидно, что США и другие развитые стран ускоряют процессы глобализации и интеграции в финансовом секторе в своих интересах, ущемляя права развивающихся стран на финансовых рынках. Поскольку количество споров, противоречий в мировом финансовом секторе будет увеличиваться, смеем надеется, что мирные средства их разрешения, добрые услуги, посредничество, арбитраж будут играть все более важную роль. Думается, России выгодно быть лидером ООН в борьбе за развитие и соблюдение международного права финансирования развития6.

6 Резолюция ГА ООН от 22.12.2015 г. по докладу Второго комитета (А/70/471)] 70/192. «Последующая деятельность по итогам Международной конференции по финансированию развития» https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N15/449/29^^1544929

Международно-правовые принципы и нормы финансирования развития были заложены в Аддис-Абебской Программе действий Третьей Международной конференции ООН по финансированию развития (Аддис-Абебская Программа действий), принятая Генеральной Ассамблеей 27.07. 2015 г. (Резолюция 69/313, приложение)7.

Резолюция ГА ООН от 25.09.2015 г. А/70Д.1 70/1. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», конкретизируя идеи Аддис-Абеб-ской Программы действий 2015 г., определила 17 целей в области устойчивого развития и 169 связанных с ними задач, которые по международному праву финансирования развития носят комплексный и неделимый характер.

Государства - члены ООН взяли на себя исторически важные и ответственные обязательства осуществлять совместные действия по реализации широкой и универсальной стратегической программы по устойчивому развитию мировой экономики и финансов в глобальном и национальном масштабе на основе взаимовыгодного сотрудничества8. В этой Резолюции ГА ООН от 25.09.2015 г. А/70Д.1 70/1 государства - члены ООН подтвердили, что каждое государство обладает полным, постоянным и неделимым суверенитетом над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, осуществляя свободно свой суверенитет на основе международного права.

Рекомендации Саммитов Группы-20 20102017 гг., многочисленные Резолюции ГА ООН 2002-2015 гг. о Планах действий ООН по обеспечению целей устойчивого развития (ЦУР) и реализации мер ООН по финансирования развития, Резолюции ГА ООН о мерах стимулирования выполнения мероприятий по Стратегии развития

тысячелетия, финансированию развития и другие документы организаций и органов ООН системно сформировали правовые основы международной унификации и гармонизации норм и принципов новой отрасли международного права - международного права финансирования развития.

Итоговое Коммюнике Саммита Группы-20 в Гамбурге 7-8 июля 2017 г. также включает меры совместного использования государствами Груп-пы-20 преимуществ глобализации для развития мировой экономики и торговли, которые неукоснительно обеспечиваются добросовестными обязательствами в отношении международного финансового и экономического сотрудничества с целью дальнейшего укрепления роста и защиты от рисков ухудшения торговой и экономической конъюнктуры9.

Страны - участники Саммита Группы-20 2017 г. отметили, что намерены продолжать использование денежно-кредитной, фискальной и структурной экономической политики для достижения общей цели - уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста, одновременно повышая экономическую и финансовую устойчивость на национальном и мировом уровне. Денежно-кредитная политика поддерживает экономический рост, обеспечивает ценовую стабильность при контроле и управлении со стороны центральных банков государств. Меры бюджетной политики должны использоваться гибко, содействовать росту, поддерживая соотношение государственного внешнего и внутреннего долга к ВВП на устойчивом уровне.

В соответствии с Итоговым Коммюнике государства - участники Саммита Группы-20 2017 г. подчеркнули особую роль торговли и инвестиций. Они высказали единое мнение, что в международной торговле и инвестициях, которые явля-

7 Аддис-Абебская программа действий III Международной конференции по финансированию развития (Аддис-Абебская программа действий), принятая Генеральной Ассамблеей 27.07.2015 г. (Резолюция 69/313, приложение).

8 Резолюция ГА ООН от 25.12.2015 г. A/70/L.1 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92

9 Коммюнике лидеров Группы-20 по итогам Саммита в Гамбурге (Германия), 7-8 июля 2017 г. http://www.ranepa.ru/ images/media/g20/2017hamburg/comm_2017.pdf

ются важными двигателями роста, производительности, инноваций, создания рабочих мест и развития, намерены сохранять рынки открытыми, отмечая важность правового регулирования, обеспечивающего взаимовыгодные торговлю и инвестиции, а также принцип недискриминации, борьбы с протекционизмом в торговле и инвестициях и стремясь к определению стратегии по упрощению и сохранению прямых иностранных инвестиций. Государства также подтвердили важность транспарентности для целей обеспечения предсказуемых и взаимовыгодных торговых отношений, высоко оценивая деятельность по мониторингу со стороны ВТО, ЮНКТАД и ОЭСР в рамках их полномочий10.

Саммит Группы-20 2017 г., как и ее предыдущие Саммиты, показал, что формирующееся международное право финансирования развития направлено на обеспечение функционирования международной торговой и инвестиционной систем, основанных на правилах МВФ, ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР, ЮНИДО, двусторонних, региональных и многосторонних межгосударственных соглашениях, учитывая вступление в силу Соглашения ВТО об упрощении торговли, включая оказание технического содействия развивающимся странам.

Особенности международного права финансирования развития касаются в числе прочих мер создания и устойчивого функционирования международного финансового и организационного механизмов глобальных цепочек поставок, которые выступают в качестве важного источника создания рабочих мест и сбалансированного экономического роста. Однако на пути к справедливой, устойчивой глобализации правовых условий, регулирующих цепочки трансграничных торговых поставок, как отметили участники Саммита Группы-20 в Гамбурге, по-прежнему сохраняются проблемы,связанные с расширением применения глобальных трудовых, социальных и

10 Там же.

G20 GERMANY 2017

HAMBURG

экологических стандартов при усилении защиты как прав человека, так и предпринимателей, в соответствии с Руководящими принципами ООН о предпринимательской деятельности в аспекте зашиты прав человека, Трехсторонней Декларацией принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики МОТ, Руководящими принципами ОЭСР для многонациональных предприятий.

Особая роль среди норм ООН в сфере международно-правового регулирования финансирования развития отводится регулированию международного государственного финансирования. Международное государственное финансирование - это финансирование развития, осуществляемое международными финансовыми институтами, межгосударственными банками развития, суверенными фондами развития государств в трансграничных инвестициях и торговле, международными фондами валютных резервов в рамках интеграционных сообществ и др. Оно играет важную роль, дополняя усилия государств по мобилизации государственных ресурсов внутри страны, особенно в беднейших и наиболее уязвимых странах, располагающих ограниченными внутренними ресурсами.

Важная роль международного государственного финансирования, в том числе в официальной помощи в целях развития (ОПР), заключается в активизации мобилизации дополнительных ре-

сурсов из других источников, как государственных, так и частных. Государства, выделяющие ОПР, подтверждают свои соответствующие обязательства, в том числе взятое многими развитыми странами обязательство достичь целевого показателя выделения средств по линии ОПР развивающимся странам на уровне 0,7% валового национального дохода (ВНД) и выделения ОПР наименее развитым странам на уровне 0,15-0,2% ВНД. Происходит расширение участия и повышение веса развивающихся стран, в том числе развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, малых островных развивающихся государств и стран со средним уровнем дохода в международных процессах принятия экономических решений, нормотворчестве и управлении мировой экономикой11.

Действенность норм и принципов международного права финансирования развития связана также с внедрением цифровой экономики, поскольку переход на цифровые технологии является движущей силой глобального, инновационного, инклюзивного и устойчивого роста и может способствовать сокращению неравенства и достижению целей Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) играют решающую роль в модернизации и повышении эффективности государственного управления, разработке целого ряда новых и инновационных бизнес-моделей, содействующих расширению доступа к финансовым ресурсам и услугам, способствующим финансированию и развитию предпринимательства.

Значение Итогового Коммюнике Саммита Группы-20 в Гамбурге 7-8 июля 2017 г.

для новой международной финансовой архитектуры в международной системе устойчивого развития

Международное право финансирования развития нацелено на формирование правовых регуляторов управления рисками дестабилизации мировой финансовой системы. В этой связи государства - участники Саммита Группы-20 2017 г. отметили, что намерены продолжать «формирование мер обеспечения сопротивляемости и устойчивости глобальной финансовой системы», поскольку мировое сообщество нуждается в открытой и стабильной финансовой системе, основанной на согласованных международных стандартах для поддержания устойчивого роста12.

Осуществление всеобъемлющей и последовательной реализации повестки дня ООН по реформе финансового сектора, согласованной Группой-20 в 2013 г. должно стать завершением системы требований Базеля III, что позволит из-

11 Резолюция ГА ООН от 25.09.2015 г. A/70/L.1 70/1.

12 Коммюнике лидеров Группы-20 7-8 июля 2017 г.

бежать дальнейшего существенного увеличения суммарных требований к капиталу в банковском секторе, поддерживая при этом равные конкурентные условия на рынке финансовых услуг.

Тщательный международный финансовый мониторинг и меры по управлению финансовыми рисками способствуют превращению теневой банковской системы в устойчивое рыночное финансирование, обеспечивая достаточность мер для противостояния системным рискам параллельной банковской системы при контроле и регулировании Совета финансовой стабильности (СФС).

Для поддержки роста и устойчивого развития необходимы эффективные и представительные глобальные экономические и финансовые институты, формирующие международную фи-

нансовую архитектуру, обеспечивающую международные потоки капитала для высоколиквидных и устойчивых финансовых операций. Одновременно важно усиливать международную финансовую архитектуру и глобальную сеть финансовой безопасности с действующим на основе квот центром, обеспеченным достаточными ресурсами МВФ, опираясь на Совместные принципы и Цели многосторонних банков развития (МБР) по привлечению финансовых ресурсов частного сектора («Гамбургские принципы и цели» 2017 г.).

Новейшие тенденции международной финансовой архитектуры отражаются в усилении международно-правовых основ финансового контроля и стандартизации требований поведения (не только со стороны МВФ, Всемирного Банка, ВТО, ОЭСР, но и со стороны «новейших» финансовых «контролеров» системы ООН таких, как Совет по финансовой стабильности и другие)13 участников финансовых операций секторов публичных и частных финансов, инвестиций,торговли финансовыми услугами на финансовых рынках.

Например, в 2007 г. выпущено Руководство МВФ по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере и Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере, в ноябре 2010 г. изданы Рекомендации Совета по финансовой стабильности «Усиление интенсивности и эффективность надзора за системно значимыми финансовыми институтами» - СЗФИ (Intensity and Effectiveness of SIFI Supervision), в 2011 г. приняты стандарты

СЗФИ, которые определены документом Базель-ского комитета по банковскому надзору «Глобальные системно значимые банки: методология оценки и требования по дополнительному покрытию убытков», ноябрь 2011 г. (Global Systemically Important Banks: Assessment Methodology and the Additional Loss Absorbency Requirement).

4 ноября 2011 г. Совет по финансовой стабильности (СФС) выпустил Заявление о стратегических мерах в отношении системно значимых финансовых институтов (СЗФИ), согласно которому основными целями контроля Совета по финансовой стабильности являются сокращение вероятности и влияния банкротств глобальных и не глобальных финансовых институтов на финансовую систему, улучшение управленческих возможностей фирм в условиях кризиса, а также снижение риска передачи негативного воздействия между финансовыми институтами посредством развития финансовой инфраструктуры и рынков. Совет финансовой стабильности (Financial Stability Boаrd - СФС), созданный в целях активизации международного сотрудничества государств через механизм международных финан-

13 Совет по финансовой стабильности (FSB); Международный валютный фонд (МВФ); Агентство пруденциального регулирования Великобритании (PRA); Аналитическая группа Постоянного комитета СФС по оценке уязвимых мест в финансовой системе (AGV); Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН); Группа по Глобальным системно значимым банкам (ГСЗБ) и Глобальным системно значимым страховым компаниям (ГСЗСК); Группа по Глобальным системно значимым финансовым институтам (ГСЗФИ); Глобальный стандарт капитала для страховых компаний (ICS); Группа регуляторов рынка внебиржевых деривативов (ODRG); Группа участников финансового рынка (MPG); Европейское агентство по ценным бумагам и рынкам (ESMA); Европейское регулирование рыночной инфраструктуры (EMIR); Комиссия по торговле товарными фьючерсами США (CFTC); Координационная группа государственного сектора (OSSG); Международная ассоциация органов страхового надзора (IAIS); Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO); Группа по Национальным системно значимым кредитным организациям (НСЗКО); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Постоянный комитет СФС по оценке уязвимых мест финансовой системы (SCAV); Постоянный комитет СФС по сотрудничеству в области регулирования и надзора (SRC); Рабочая группа СФС по интенсивности и эффективности надзора (SIE).

совых организаций, участвует в разработке мер обеспечения стабильности мировой валютно-фи-нансовой системы, контроля финансовых рынков и финансового мониторинга14.

СФС взаимодействует с Группой-20, принимая участие в Саммитах Группы-20, чтобы координировать на международном уровне работу национальных финансовых органов, утверждать международные стандарты деятельности на финансовых рынках, содействовать осуществлению эффективной финансовой политики, регулирования и надзора в финансовом секторе в интересах финансовой стабильности15.

На совещании в Баден-Бадене 17-18 марта 2017 г. Советом финансовой стабильности (СФС) был отмечен значительный прогресс, достигнутый в осуществлении финансовых реформ после кризиса 2008 г., вследствие чего глобальная финансовая система движется от «состояния хруп-

кости к большей устойчивости»16. Также было отмечено, что имплементация стандартных требований к капиталам финансовых организаций в национальное законодательство способствовала устранению пробелов в правовом регулировании предупреждения финансовых рисков.

В рамках Гамбургского Саммита Группы-20 2017 г. СФС выпустил итоговый доклад по оценке итогов реформы мировой валютно-финансо-вой реформы, нацеленной, в частности, на преобразование теневой банковской деятельности в устойчивые рыночные финансовые структуры, а также на совершенствование управления качеством активов участников мировых финансовых рынков для ограждения организованных торгов производными финансовыми инструментами от внебиржевых рынков в целях обеспечения устойчивости финансовых активов на международном уровне.

Влияние Саммита Группы-20 2017 г. на развитие международного права финансирования развития

На Саммите Группы-20 2017 г. обсуждались проблемы международного сотрудничества государств в налоговой сфере и обеспечения финансовой прозрачности для создания глобально справедливой и современной международной налоговой системы, развития международного сотрудничества налоговых органов государств, ориентированных на рост17. Выполнение Плана ООН по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообло-

жения (ВЕРБ) сформировало основы для проведения в сентябре 2017 г. первого автоматического обмена информацией о финансовых счетах на основе единого стандарта отчетности ОЭСР.

Страны Группы-20 подтвердили, что намерены оказывать поддержку развивающимся странам в наращивании их налоговых поступлений под контролем ОЭСР, продолжая борьбу с коррупцией, уходом от налогов, финансированием терроризма и отмыванием денег при выполнении

14 Совет финансовой стабильности. http://www.fsb.org/2017/03/fsb-chair-sets-out-need-for-full-implementation-of

15 Financial Stability Board (ФСБ) объединяет национальные органы, ответственные за финансовую стабильность в 24 странах и юрисдикциях, международные финансовые учреждения, международные объединения регулирующих региональных (секторальных) органов, руководителей, председателей комитетов, экспертов центральных банков государств -членов МВФ, работая с 65 странами через шесть региональных консультативных групп. http://www.fsb.org/2017/03/fsb-chair-sets-out-need-for-full-implementation-of

16 FSB Chair sets out need for full implementation of agreed reforms and the FSB's priorities for the G20 German Presidency http://www.fsb.org/2017/03/fsb-chair-sets-out-need-for-full-implementation-of

17 См подробнее: Петрова Г.В. Внедрение в законодательство государств-участников ЕАЭС и СНГ международно-правовых мер ООН по обеспечению финансовой безопасности, регулированию и контролю международного налогообложения // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. № 4. С. 17-29.

международных стандартов прозрачности бенефициарной собственности юридических лиц и юридических образований, включая доступность информации на национальном и трансграничном уровнях18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гамбургский Саммит Группы-20 еще раз подчеркнул новейшие тенденции в международном налоговом праве, которые определяются стремлениями развивающихся стран увеличить налоговые поступления в свои бюджеты за счет компаний развитых стран, получающих доходы от деятельности на их территории. Эта тенденция была выражена в Декларации, программе и Плане действий Третьей Конференции ООН по финансированию развития, проходившей в Аддис-Абебе (Эфиопия) в 2015 г. под эгидой ЮНКТАД19. Далее она была поддержана ОЭСР и Группой-20 на Саммитах 2013-2016 гг. Растущие проблемы коллизий интересов развитых и развивающихся стран в налоговой сфере заключаются в том, что международное, интеграционное и национальное налоговое право плотно взаимодействуют, создавая ранее неизвестные международно-правовой практике способы кодификации, гармонизации и унификации налогового права, опирающиеся не только на межгосударственные двусторонние соглашения о предотвращении двойного налогообложения, но и на Итоговые декларации Группы-20 2013-2016 гг., Рекомендации Совета финансовой стабильности МВФ и Форума ОЭСР по налоговому администрированию, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о налогообложении бенефициарных собственников 2014 г., на Модельные конвенции ОЭСР о налогах и налогообложении 2014-2016 гг., унифицированные стандарты и налоговые правила ОЭСР и др.20

Прокладывая путь к устойчивому развитию», поддерживая Повестку дня ООН в области устой-

чивого развития на период до 2030 года (Повестка 2030), участники Саммита Группы-20 2017 г. указали на актуальность взаимодействия стран - членов ООН в целях масштабного и комплексного выполнения «Повестки 2030» и своевременной ее реализации в соответствии с национальными условиями. На основе Плана действий Группы-20 по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. в «Гамбургской актуализации» было акцентировано внимание на коллективных и конкретных обязательствах стран по устойчивому развитию и других ключевых процессов ООН.

Международная конференция по финансированию развития 18-22 марта 2002 г. в Монтеррее (Мексика), Международная конференция по последующей деятельности в области финансирования развития для обзора хода осуществления Монтеррейского консенсуса 2008 г. в Дохе, Резолюция ГА ООН 69/108 от 08.12.2014 г. по докладу Межправительственного комитета экспертов по финансированию устойчивого развития, опираются на Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций и Итоговый документ Всемирного Саммита 2005 г.

Конференция ООН по устойчивому развитию 20-22 июня 2012 г. в Рио-де-Жанейро (Брази-

18 Коммюнике лидеров Группы-20 7-8 июля 2017 г.

19 Итоговый документ III Международной конференции по финансированию развития: Аддис-Абебская программа действий от 16.07.2015 г. ШрУ/шшш.сЬетюо roup.com/ru/images/stories/16.07.15/Outcome_document_of_the%20Third_ International_Conference_on_Financing_for_Development_rus.pdf

20 Резолюция ГА ООН А/СОМР227/1_.1 15-11996 11/51 2014 г. о мерах по совершенствованию международного налогообложения бенефициарных собственников. http://www.un.org/ru/ga/documents/gares.shtml

лия) приняла Декларацию «Будущее, которого мы хотим», а 23 октября и 11 ноября 2015 г. Второй комитет и Экономический и Социальный Совет ООН подготовили доклады «Незаконные финансовые потоки и финансирование развития в Африке», «Мобилизация внутренних ресурсов: направления работы после Аддис-Абебской Конференции ООН по финансированию развития», где подчеркнули необходимость содействовать полному и своевременному выполнению всех обязательств, включенных в Аддис-Абебскую программу действий Третьей Международной конференции ООН по финансированию развития 2015 г.

На основании вышесказанного можно констатировать, что международные финансово-правовые нормы и принципы финансирования развития и международного налогообложения включаются в международное публичное финансовое право. Рекомендации, обычаи и стандарты в этой сфере, составляющие международное «мягкое», рекомендательное финансовое право, разрабатываются при участии руководящих органов ООН, международных финансовых, торговых, экономических и других организаций, органов, конференций системы ООН, принимающих международно-правовые нормы в сфере международного сотрудничества государств по противодействию мировым финансовым кризисам, обеспечению устойчивого финансирования развития государств - членов ООН, формированию и распределению фондов международных валютных резервов, противодействию нелегального международного оборота денежных средств, обеспечению условий равноправного доступа государств к мировым валютным резервам, обеспечению мировой валютно-финансовой стабильности, содействию устойчивого развития национальных и международных финансовых рынков и др. (Генеральная Ассамблея ООН, МВФ, Совет по финансовой стабильности, Группа-20, Группа Всемирного Банка, ВТО, ОЭСР,ЮНКТАД, ПРООН, ЮНСИ-ТРАЛ, УНИДРУА, ФАТФ и др.).

Также международные финансово-правовые нормы и принципы по финансированию развития разрабатываются в рамках многосторонних межгосударственных и неправительственных финансовых и торгово-экономических организаций объединений, ассоциаций, групп, осуществляющих мероприятия по созданию в международном финансово-правовом регулировании унифицированных норм, правил, рекомендаций, стандартов межгосударственного инвестиционного, кредит-но-расчетного, валютно-финансового партнерства и взаимодействия, поведения участников финансовых рынков кредитно-расчетных, страховых, депозитарных, клиринговых услуг, услуг доверительного управления активами и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (Группа-20; Лондонский клуб кредиторов; Парижский клуб кредиторов; Международная торговая палата; Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН); Группа по Глобальным системно значимым банкам (ГСЗБ) и Глобальным системно значимым страховым компаниям (ГСЗСК); Группа по Глобальным системно значимым финансовым институтам; Международная ассоциация органов страхового надзора (1А1Б); Международная организация комиссий по ценным бумагам (ЮБСО) и др.).

Международные финансово-правовые нормы, принципы, обычаи и стандарты также разрабатываются в рамках международных организаций межгосударственных региональных интеграционных союзов, сообществ, объединений, ассоциаций, групп, разрабатывающих мероприятия по созданию региональных интеграционных экономических, торговых, валютно-платежных союзов в целях создания единого экономического и финансового пространства, банковского и валютного союза, интеграционной валютно-платежной системы, предотвращению несостоятельности финансовых организаций на региональном интеграционном уровне (Европейский Центральный банк; Европейский Комитет банковского надзора; Европейское агентство по ценным бумагам и

рынкам (ESMA); Европейское регулирование рыночной инфраструктуры (EMIR)).

Унифицированные принципы торговли финансовыми услугами «lex finanziaria», применяются в международной инвестиционной системе и нормах транснационального права международной торговли финансовыми услугами. Они формализуются в различных типовых контрактах на поставку (оказание) финансовых услуг, адекватных современным реалиям трансграничной торговли финансовыми услугами, отличаясь устойчивостью, санкционированием Банком России, единообразием типовых элементов, неофициальной кодификацией (Основные Базельские принципы банковского надзора; Стандарты банковских расчетов СВИФТ; Принципы УНИДРУА; Унифицированные правила МТП для гарантий по требованию и пр.)

Транснациональное финансовое право о финансировании развития влияет на интеграционное финансовое право о финансировании развития. Например, в качестве унифицированных международно-правовых норм в области управления фондовым рынком Международной ассоциацией фондовых бирж (МАФБ) разработан типовой порядок допуска на национальный фондовый рынок иностранных корпораций и финансовых организаций. Для того чтобы минимизи-

ровать риск, связанный с поставкой актива без одновременной выплаты эквивалента, центральный депозитарий ценных бумаг, например, в Великобритании одновременно выполняет клиринговые и депозитарные функции, привязанные к системе окончательной оплаты.

Особую роль играют транснациональные финансовые корпорации, которые представляют капитал промышленно развитых стран и в своей деятельности руководствуются соответствующими интересами. Именно ТНК, действующие в финансовом секторе, формируют нормы транснационального финансового права, состоящие из обычаев, стандартов, рекомендаций, принципов, модельных контрактов и других норм «мягкого права», не утвержденных резолюциями ГА ООН и вообще принятых без участия ООН. Поскольку ООН уделяет мало внимания унификации частноправовых аспектов международной торговли финансовыми услугами, нормы «мягкого» (транснационального) финансового права доминируют как регуляторы рынка финансовых услуг и скрытыми приемами наносят вред интересам суверенных финансовых систем государств, их рынков и бюджетов. Эта опасная тенденция последних 30 лет привела к снижению регулирующей роли международного права ООН в финансовом секторе.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Коммюнике для прессы по итогам неформальной встречи лидеров стран БРИКС на Саммите Груп-пы-20 в Гамбурге 7-9 июля 2017 г. http://www.kremlin. ru/supplement/5221

2. Коммюнике лидеров стран-участниц Груп-пы-20 по итогам Саммита в Гамбурге 7-9 июля 2017 г. https://news.tut.by/world/550540.htm

3. Документы Группы-20: Немецкое председательство 2017. Центр исследований международных институтов РАНХиГС. http://www.ranepa.ru/ciir/

sfery-issledovanij/gruppa-dvadtsati/dokumenty-gruppy-dvadtsati/nemetskoe-predsedatelstvo-2017

4. Резолюция ГА ООН от 22.12.2015 г. по докладу Второго комитета (А/70/471)] 70/192. «Последующая деятельность по итогам Международной конференции по финансированию развития». https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/449/29/PDF/ N1544929

5. Резолюция ГА ООН от 25.09.2015 г. А/70Д.1 70/1. «Преобразование нашего мира: Повестка дня

в области устойчивого развития на период до 2030 года». https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ 0Е1\1/1\115/291/92

6. Резолюция ГА ООН А/^Г227/1_.1 15-11996 11/51 2014 г. о мерах по совершенствованию международного налогообложения бенефициарных собственников. http://www.un.org/ru/ga/documents/ gares.shtml

7. Аддис-Абебская Программа действий третьей Международной конференции по финансированию развития (Аддис-Абебская программа действий), принятая Генеральной Ассамблеей 27.07.2015 г. (Резолюция 69/313, Приложение) http://www.chemico roup. com/ru/images/stories/16.07.15/0utcome document of the Third International_Conferenceon_Financing for Development rus.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.