Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО АУДИТАПУТЬ К УПРОЩЕНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР'

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО АУДИТАПУТЬ К УПРОЩЕНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

731
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенное администрирование / цифровая таможня / улучшение инвестиционного климата / улучшение экспортной способности нашей страны / «утолщение» государственные границы / формы таможенного контроля / контроль после выпуска товаров / таможенный аудит / customs administration / digital customs / improving the investment climate / improving the export capacity of our country / "thickening" the state borders of the form of customs control / control after the release of goods / customs audit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. Суюнов, Р. Фахриддинова

В этой статье раскрываются реформы, проводимые в нашей стране в целях развития «цифровой таможни», которая является составной частью «Цифровой экономики», основные вопросы совершенствование форм таможенного контроля, в особенности контроля после выпуска товаров на основе таможенного аудита, рассматривается опыт зарубежных стран ведение таможенного аудита и пути имплементации рассматриваемого метода в национальное таможенное дело.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF CUSTOMS AUDIT A WAY TO SIMPLIFY CUSTOMS PROCEDURES

This article reveals the reforms carried out in our country in order to develop the "digital customs", which is an integral part of the "Digital Economy", the main issues of improving the forms of customs control, in particular control after the release of goods based on customs audit, the experience of foreign countries is considered. customs audit and ways of implementing the considered method in the national customs system.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО АУДИТАПУТЬ К УПРОЩЕНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР»

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО АУДИТА- ПУТЬ К УПРОЩЕНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР

А. Суюнов

начальник факультета "Таможенное дело" Таможенного института, канд.ф. -

м.наук, доцент

Р. Фахриддинова

курсант Таможенного института

АННОТАЦИЯ

В этой статье раскрываются реформы, проводимые в нашей стране в целях развития «цифровой таможни», которая является составной частью «Цифровой экономики», основные вопросы совершенствование форм таможенного контроля, в особенности контроля после выпуска товаров на основе таможенного аудита, рассматривается опыт зарубежных стран ведение таможенного аудита и пути имплементации рассматриваемого метода в национальное таможенное дело.

Ключевые слова: таможенное администрирование, цифровая таможня, улучшение инвестиционного климата, улучшение экспортной способности нашей страны, «утолщение» государственные границы, формы таможенного контроля, контроль после выпуска товаров, таможенный аудит.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF CUSTOMS AUDIT - A WAY TO

SIMPLIFY CUSTOMS PROCEDURES

A. Suyunov

Head of the Faculty "Customs" of the Customs Institute, Candidate of Physical and

Mathematical Sciences, Associate Professor

R. Fakhriddinova

Cadet of the Customs Institute

ABSTRACT

This article reveals the reforms carried out in our country in order to develop the "digital customs", which is an integral part of the "Digital Economy", the main issues of improving the forms of customs control, in particular control after the release of

goods based on customs audit, the experience of foreign countries is considered. customs audit and ways of implementing the considered method in the national customs system.

Keywords: customs administration, digital customs, improving the investment climate, improving the export capacity of our country, "thickening" the state borders of the form of customs control, control after the release of goods, customs audit.

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение стабильного роста национальной экономики, сохранение экономического суверенитета, при этом установление взаимовыгодных экономических отношений со странами близкого и дальнего зарубежья, улучшение занимаемого места в рейтинге Международных организаций, таких как, в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Doing business" («Ведение бизнеса»), улучшение инвестиционного климата, создание условий для привлечения туристов наряду с привлечением иностранных инвесторов является для нас всегда актуальными задачами.

Принятий Указ Президента Республики Узбекистан 5 июня 2020 года УП-6005 «О реформировании таможенного администрирования и совершенствования деятельности органов государственной таможенной службы» [1] стало очередной реформой в деятельности органов государственной таможенной службы. Предусмотренные меры в настоящим Указе создаст ряд облегчений для субъектов ВЭД, вместе с тем послужат упрощению ведении службы таможенных органов.

Кроме этого в Концепции по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020 — 2023 годах предусмотрены 7 направлений приведения деятельность таможенных органов нашей Республики с международными стандартами.

По вопросам развития и усовершенствования форм таможенного контроля, в частности, таможенного аудита как формы контроля после выпуска товаров основной правовой базой послужила Киотская Конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» [2], а также опыт зарубежных стран применившие таможенный аудит в качестве пост-контроля товаров, на основе которых рассматривается и отечественная нормативно -правовая база.

В целях раскрытия сущности методов и форм таможенного контроля, используемых за рубежом, обратимся к рассмотрению проведения таможенного контроля после выпуска товаров. За рубежом такой контроль в соответствии с

требованиями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Киотской конвенции) осуществляется на базе методов аудита. Из определения E.3/F.4 Киотской конвенции следует, что под контролем на основе методов аудита понимаются «меры, позволяющие таможенной службе убедиться в правильности заполнения деклараций и достоверности указанных в них сведений путем проверки имеющихся у заинтересованных лиц соответствующих книг учета, счетов, документооборота и коммерческой информации».

В декабре 2020 года Республика Узбекистан присоединилась к Киотской конвенции и взяла на себя обязательство содействовать такому упрощению таможенных процедур. Как следует из стандарта 6.2 главы 6 Киотской конвенции, таможенный контроль должен сводиться к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Однако нельзя забывать об обеспечении эффективности инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и качества таможенного контроля. Поэтому для ускорения и упрощения таможенных процедур, одновременного обеспечения эффективности инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, содействии торговле, ускорении времени выполнения таможенных процедур, обеспечении соблюдения качества таможенного контроля, предлагается переносить основную нагрузку проверки с этапа таможенного текущего контроля на этап контроля после выпуска товаров.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Для цели дальнейшего исследования необходимо рассмотреть зарубежный опыт проведения таможенного контроля.

Необходимость упрощения таможенных процедур, как и в таможенных постах ВЭД, так и в приграничных таможенных постах стало основой применения рекомендаций по упрощению таможенных процедур, таких как система управления рисками, таможенный аудит и другие методы способствующих упрощении таможенных процедур. Несомненно, изучение работ зарубежных ученых таких как, Э.В.Михальский «Контроль после выпуска товаров» [3], Н.П.Бондаренко, А.В.Тихонов «Контроль после выпуска товаров-основной вектор деятельности таможенной службы России» [4], А.В.Агапова., И.А.Гокинаева, А.А.Мелешкина «Направление «таможенный аудит»: внедрение в целях развития электронной таможни»

[5] способствовало изучению внедряемого нового метода таможенного

контроля, а также способы усовершенствования и внедрения в таможенную систему нашей страны.

Исследования современной организации таможенного контроля после выпуска товаров за рубежом проанализированы развитие таможенного контроля после выпуска товаров в КНР [6], странах ЕС, Корее, Японии. Так, таможенный контроль с использованием методов аудита (postclearance audit) в странах ЕС является основой таможенного контроля и его дальнейшее развитие определено одним из направлений совершенствования системы таможенного администрирования [7]. В Японии таможенный контроль с использованием методов аудита является важным инструментом для обеспечения упрощения таможенных процедур и одновременного недопущения нарушений законодательства и мошенничества [8]. В республике Корея в 2000 году был сначала введен плановый таможенный контроль на базе методов аудита [9]. Позже инициаторами такого контроля стали сами участники внешнеэкономической деятельности, что соответствует стандарту 6.8 Киотской конвенции. Такой таможенный контроль на базе методов аудита основывается на сотрудничестве таможенной службы и участников внешнеэкономической деятельности.

В странах ЕС таможенный аудит, проводимый опираясь на рекомендации ВТамО применяемой таможенными органами, является основной формой таможенного контроля и единственной формой таможенного контроля после выпуска товаров. В частности, направления таможенного аудита на Кипре как одной из стран ЕС разрабатываются на основе государственной статистики правонарушений и системы управления рисками, то есть по данным статистики правонарушений выделяются отдельные направления постконтроля. Это аудит уполномоченных экономических операторов, аудит крупных импортеров, аудит экспорта и реэкспорта, аудит страны происхождения и др., после чего по каждому из направлений отбираются участники ВЭД, в отношении которых будет осуществляться контроль [10]. Затем таможенные органы информируют отобранные компании о предстоящем аудите за определенное время до фактического начала проверки, например в Ирландии — за три недели до фактического начала аудита [11]. Участникам ВЭД также дается определенный срок для проведения самостоятельного внутреннего аудита с последующим сообщением таможенным органам о выявленных правонарушениях. По результатам проведенного таможенными органами аудита осуществляется дальнейшее категорирование участников ВЭД. Цель посттаможенного аудита в ЕС — оценка качества соблюдения участниками ВЭД таможенного и налогового

законодательств для дальнейшего категорирования участников ВЭД, в то время как в Российской Федерации целью контроля после выпуска товаров является в основном доначисление таможенных платежей. Поэтому применение таможенного аудита в ЕС позволяет не только доначислить неуплаченные таможенные платежи, но и делает нарушение законодательства невыгодным для участников ВЭД, благодаря чему они добровольно заявляют о допущенных ими правонарушениях и стараются минимизировать их количество.

При проведении были использованы: сравнительный, системный, методы монографического исследования, сопоставления, индукция, дедукция, метод работы с WEB-сайтами.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящее время обращается большое внимания со стороны нашего правительства на привлечение прямых иностранных инвестиций, развития туристической сферы, создание условий для развития внешнеторговых связей предпринимателей нашей страны с иностранными партнерами. Несмотря на то, что Узбекистан является страной с переходной экономикой, товары, производимые в нашей страны достигают даже самые одоленные рынки для нашей страны. К примеру, за девять месяцев текущего года Узбекистан экспортировал в Германию товаров на 16,3 миллионов долларов США.

В частности, фруктов и овощей на 4,8 млн. долларов, текстильных изделий на 4,4 млн. долларов, природных ресурсов на 2,3 млн. долларов, технологического оборудования на 1,2 млн. долларов, металлов и металлических изделий на 1,1 млн. долларов, продукции из пряжи на 787 тысяч долларов, сельскохозяйственной продукции на 763 тысячи долларов, а также продовольственных товаров на 415 тысяч долларов США. Впервые в 2020 году наша страна начала экспортировать в Германию транспорт и запчасти к ним, изделия из дерева, готовую мебель, а также бытовую технику.

А также, за истекшие 10 месяцев текущего года в Узбекистане в таможенный режим экспорта оформлено 32 425 единиц холодильников на сумму 5,2 миллионов долларов США. Из них 44,6% от общего количества продукции было экспортировано из Узбекистана в Таджикистан, 17% - в Киргизстан, 15% -в Азербайджан и 11% - в Казахстан.

Также, в текущем году экспорт холодильников в Афганистан увеличился в 28 раз, Туркменистан - в 30 раз и в Россию - в 57,2 раза.

Начиная с текущего года налажен экспорт отечественной продукции в Грузию и Турцию. Это показало, валютная выручка страны с экспорта

холодильников увеличилась на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Проводимые реформы в нашей стране несомненно показывают свои результаты. Узбекистан на пути улучшения своего статуса на мировом уровне соблюдает рекомендации, предоставляемые со сторон международных организаций, таких как ООН, ВОЗ, ВТО, ВТамО, и другими. Несмотря на это для предпринимателей не только нашей страны, но и для других государств имеется несколько значительных барьеров, которые препятствует ведению внешнеэкономической деятельности в Республике Узбекистан.

Такими препятствиями могут быть:

отсутствие прозрачности в отношении правил и регламентов ведении внешнеэкономической деятельности;

избыточные и длительные процессы таможенной очистки;

множество документальных требований.

Все эти негативные факторы приводят к увеличению расходов и времени, необходимые для ведения торговли. Сегодня считается, что эти препятствия представляют собой большие барьеры в торговле, чем барьеры, связанные с тарифами и квотами. Они «утолщают» государственные границы. Таким образом, сейчас гораздо важнее добиться упрощения процедур торговли, чтобы повысить административную эффективность и результативность, снизить издержки и уменьшить время от начала разработки товара до выхода его на рынок, повысить прогнозируемость мировой торговли.

В целях ускорения таможенного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также сокращении времени, тратимое на таможенное оформление по вышеназванному Указу Президента на Государственный таможенный комитет возложено осуществление таможенного аудита после выпуска товаров в качестве формы таможенного контроля, предусматривающего оценку деятельности участников ВЭД, а также проверку их учета после выпуска товаров и транспортных средств. Это также закреплено в первом направлении в Концепции по реформированию таможенного администрирования, то есть предусмотрено:

внедрения передовых методов таможенного администрирования, иными словами совершенствование требований таможенных режимов, введение института таможенного аудита и другие.

Внедрение нового вида таможенного администрирования, предусмотренное в Указе Президента будет осуществляться в соответствии, как

и национального законодательства, так и международным соглашениям, и рекомендациям.

Предусмотренный институт таможенный аудит является составной частью Система управление рисками в Республики Узбекистан. Это идентично с «синим» коридором в котором товары со средним уровнем риска проходят таможенный контроль после их выпуска в свободное обращение. Первоначальной основой применения этого института является Киотская Конвенция. Киотская Конвенция имеет рекомендационный характер и в нашей республике проводятся ряд мероприятий для внедрения то должно оказать положительное влияние на процесс интеграции страны в мировую экономику и её вступления в ВТО.

Стремясь устранить расхождения в таможенных процедурах и практике, которые могут возникнуть из-за различий в национальных законодательствах Договаривающихся Сторон этой Конвенции, способные затруднить осуществление международной торговли и иных видов международного обмена, и для устранения этих расхождений и желанием внести действенный вклад в развитие такого вида торговли и обмена путем упрощении и гармонизации таможенных процедур и практики, а также поощрения международного сотрудничества, отмечая, что значительные преимущества, связанные с облегчением международной торговли, могут быть достигнуты, без ущерба для соответствующих стандартов таможенного контроля соблюдением принципов, которые рекомендованы Советом таможенного сотрудничества. Одним из таких принципов является «применение современных методов, таких как контроль на основе управления рисками и методов аудита и максимальное практическое использование информационных технологий».

Целью проведения контроля после выпуска товаров методом таможенного аудита заключается в следующим:

развитие внешней торговли и ускорение выпуска товаров под соответствующий таможенный режим;

обеспечение правильного расчета и взимания таможенных пошлин; изучение соблюдение уполномоченным лицом таможенного законодательства;

повысить эффективность таможенных органов в области управления рисками;

стимулы для участников внешнеэкономической деятельности; предотвращений нарушения таможенного законодательства.

Проведении таможенного аудита в Киотской Конвенции «По упрощения таможенных процедур» состоит следующих этапов:

Первый этап заключается в разработки нормативно-правовой базы на основе которого, проведения таможенного аудита в стране проведения контроля товаров. Это также предусмотрено в Концепции по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан по УП-6005 «О реформировании таможенного администрирования и совершенствования деятельности органов государственной таможенной службы».

В разработанной Положения «Об организации и проведения таможенного аудита» в нашей стране основывается на двух методов, таких как камеральный и выездной. В обоих методах важный элементом необходимо представления документов содержащее бухгалтерских отчетностей, сведения об совершенных банковских и бухгалтерских операциях и другие информации необходимые для проведения таможенного аудита. После изучения всех полученных информаций определяются потенциальные целевые показатели, по которым определяется проведения таможенного аудита, то есть конкретные аспекты, которые служат критерием риска нарушения таможенного законодательства. После выбирается объект контроля после выпуска товаров. Объектами могут быть декларант, перевозчик, лицо ответственное за хранение товаров в местах которые не

являются зонами таможенного контроля, владельцами таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и свободных складов, получатели и (или) покупатели товаров после их выпуска,

уполномоченный экономический оператор, лица, прямо или косвенно участвовавшие в договоре внешнеэкономической деятельности, заключенном по товарам после выпуска товаров, лица, взявшие на себя все финансовые и юридические обязательства вместо уполномоченного лица.

Когда известен объект таможенного аудита контроль проводится одним из методов проведения контроля после выпуска товаров исходя из анализа информационных программ таможенных органов, структуры таможенных органов, информации и данных других организаций, и ведомств, а также показателей риска.

Проводимые таможенные аудиты имеют многочисленные положительные стороны. С одной стороны, правильность и достоверность этой отчетности, составляемые после таможенного аудита важны для внешних потребителей. Иностранные контрагенты наших предприятий, заключающие контракты с национальными организациями, хотят быть уверенными в том, что товары, получаемые из Узбекистана, поступят к ним своевременно и в объемах, предусмотренных в контрактах, а за импортируемые в нашу страну товары оплата поступит в установленные сроки и в полном объеме. Для этого анализируются, прогнозируются возможности организаций на основе представляемой бухгалтерской отчетности.

С другой стороны, результаты аудита внешнеэкономической деятельности важны и для собственников предприятий. От того, успешна ли данная деятельность, правильно ли выстроена система внешнеэкономической деятельности на предприятии, имеется ли от данной деятельности экономический эффект, зависит и работа предприятия в целом.

Этот вид таможенного контроля широко применяется в зарубежных странах, таких как, США, Канада, Япония, Китай, Южная Корея, а также Европейского союза, и Евразийского экономического союза, внедрили систему таможенного аудита в практику с 1990 года. На сегодня в них таможенный контроль после выпуска товаров составляет 90 процентов от общего объема таможенного контроля. Но их опыт показывает не полное совершенствованный форму таможенного. На опыте Российской Федерации можно убедится, что при контроле после выпуска в свободное обращение товаров службы таможенных органов принимает иной вид чем ожидалось. Например, при обычном декларировании в качестве объекта таможенного контроля выступает сам товар,

а заключение о том, добропорядочен участник ВЭД или нет, остается в информационной системе органов таможенной службы. А при таможенном контроле после выпуска товаров все происходит наоборот: основным объектом внимания должен стать сам участник ВЭД, а точнее - его предпринимательская практика.

Конкретные товарные партии, перемещенные через таможенную границу, следует рассматривать как объективный материал, из которого сотрудник таможни может сделать вывод о том, насколько применяемые в данной компании правила и регламенты способствуют или препятствуют нарушению таможенных правил. При таком подходе любые ухищрения недобросовестного бизнеса, направленные на введение таможни в заблуждение, будут практически безрезультатными. Из этого исходить что цель этого таможенного контроля должно заключатся в другом, а именно: возможность сделать вывод о том, насколько практика ведения предпринимательской деятельности конкретного участника ВЭД позволяет снизить риски нарушения с его стороны таможенных правил.

При таком подходе, помимо общего заключения о достоверности ведения учета ВЭД компании, таможенный орган сможет дать ей рекомендации по совершенствованию предпринимательской практики, причем с позиции снижения рисков нарушения таможенных правил.

ВЫВОДЫ

Применение таможенного аудита после выпуска товаров сокращает времени, тратимое при таможенном оформлении товаров, которое является ключевым показателем эффективности деятельности таможенных органов, в таможенный режим экспорт в 5 раз, на таможенный режим импорт 2 раз, тем самым уменьшая задержки товаров в таможенных постах. Эти меры не только снизят риск попадания предпринимателями на «тотальный контроль» при таможенном оформлении их товаров, но и могут дать ряд новых возможностей, таких как выдача статуса Уполномоченный экономический оператор и признание этого статуса в других странах.

В настоящее время упрощению таможенного контроля и таможенного оформления товаров весомый вклад вносит Система управления рисками таможенных органов. С помощью этой системы товары проходят быстрое таможенное оформление и осуществляется своевременное пересечение нарушений таможенного законодательства. Распределение товаров по коридорам в Системе управления рисками производится автоматически, что

значительно упрощает процесс таможенного оформления и уменьшает человеческий фактор, который может стать причиной негативных эффектов, таких как Коррупция или злоупотреблением данным им полномочиями. Исходя из того, что таможенный аудит может проводится, как и сотрудниками таможенных органов, как и независимыми экспертами аудиторских фирм, что обеспечивает транспорентность не только деятельность предпринимателей, но и органов таможенной службы.

Таким образом, проанализировав содержание таможенного контроля с использованием методов аудита, можно сделать вывод о том, что сущность его заключается в осуществлении контроля достоверности сведений, указанных в таможенных декларациях, путем изучения документов бухгалтерского учета и других коммерческих документов. Институт таможенной аудит может стать ступенькой, своего рода пробным шагом для внедрения в будущем таможенного аудита как формы таможенного контроля после выпуска товаров, что является в соответствии с зарубежным опытом наиболее эффективным подходом к таможенному контролю после выпуска товаров.

Исходя из проводимых реформ можно сказать, что он служит на благо не только предпринимателем, но и оправдывает статус «Таможня- надежная опора для предпринимателя».

REFERENCES

1. Указ Президента Республики №УП-6005 от 5 июня 2020 года Узбекистан «О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан».

2. Международная Конвенция ВТамО «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973 года (Киотская Конвенция).

3. Э.В. Михальский «Таможенный контроль после выпуска товаров», Москва, «Прометей», 2017 г.

4. Н.П.Бондаренко, А.В.Тихонова «Таможенный контроль после выпуска товаров - основной вектор деятельности таможенной службы России» //Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (26). С. 17-23.

5. А.В.Агапова, И.А.Гокинаева, А.А.Мелешкина «Направление «таможенный аудит»: внедрение в целях развития электронной таможни». Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 3. С. 106-116.

6. Zhu Weihua (Division of Post-Entry Audit, Investigation Bureau, PRC Customs). Post-Clearance Audit System in PRC Customs. // Seminar on Risk Management and Post-Entry Audit, Shenzhen, People's Republic of China. - June 7-10, 2005. - P. 6.

7. http://ec.europa.eu/taxation_customs/customs/customs_controls/risk_management /implementing/ index_en.htm#Audit

8. Trade Facilitation: Technical Assistance Activities of Japan. // WCO. -TN/TF/W/52. - July 6, 2005. - P. 2.

9. Jae-Hyun Park (Ministry of Foreign Affairs and Trade of Korea). The experience of Korea with post-clearance audits. // OECD Global Forum on Trade Facilitation. -Colombo, Sri Lanka, October 18-19, 2006. - P. 5.

10. Customs post clearance and audit control / Republic of Cyprus Customs and Excise Department.

11. Customs audit. Irish Tax and Customs Revenue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.