2 л
н и о
X
л
<
W H t*
W <
s
0 X X
W
1
s
W
S X
w £
С
s t* s s
à s
X
2S
Ph
О
УДК 339.5, 339.9
использование аудита в деятельности таможенных органов в современных условиях
Острога Виктор Александрович
Белорусский государственный университет, заведующий кафедрой таможенного дела, д.ист.н., доцент, e-mail: [email protected]
Лизура Екатерина Александровна
Белорусский государственный университет, студент 4 курса факультета международных отношений, кафедра таможенного дела, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются возможности и перспективы применения аудита в деятельности таможенных органов в качестве инструмента совершенствования таможенного контроля. Проанализирован опыт некоторых стран мирового сообщества, а также государств - членов Евразийского экономического союза на примере Российской Федерации и Республики Беларусь
Ключевые слова: аудит; таможенный контроль; субъект внешнеэкономической деятельности
THE USE OF AUDIT IN THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN MODERN CONDITIONS
Ostroga Victor A.
Belarusian State University, Head of Department of Customs Affairs, PhD, Docent, e-mail: [email protected]
Lizura Ekaterina A.
Belarusian State University, student of the Faculty of International Relations, Department of Customs Affairs, e-mail: [email protected]
The article focuses on some possibilities and prospects of using audit in the activities of customs authorities as a tool to improve customs control. The experience of some countries of the world and the mem-bersoftheEurasianeconomicunionontheexampleoftheRus-sian Federation and the Republic of Belarus is analyzed
Keywords: audit; customs control; participant of foreign economic activity
Для цитирования: Острога В.А., Лизура Е.А. Использование аудита в деятельности таможенных органов в современных условиях // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 24-28.
Темпы ускорения внешней торговли и всестороннее содействие данному процессу со стороны государства на сегодняшний день являются основной задачей мирового сообщества. В настоящее время все большее количество государств вступает в тесное сотрудничество, образуя новые интеграционные объединения. Бизнес в таких объединениях нуждается в особых условиях, особенно в начальный период. Здесь велика роль государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего, важна роль таможенной службы, которая реализует функции государства, связанные с совершением таможенных операций, помещением товаров под таможенные процедуры, осуществлением таможенного контроля и борьбой с контрабандой и иными таможенными правонарушениями.
Можно утверждать, что именно таможенные органы принимают самое непосредственное участие в регулировании внешней торговли. Однако наряду с этим одной из главных функций таможенных органов является защита безопасности государства, особая роль в которой отводится таможенному контролю.
Следует отметить, что в условиях постоянно увеличивающихся оборотов торговли тотальный контроль со стороны таможенных органов отходит на второй план, так как создает дополнительную нагрузку на бизнес и, как следствие, - на экономическое
благосостояние стран. Именно поэтому усовершенствование методов таможенного контроля является приоритетным направлением развития таможенных служб всех государств. Важностью данного вектора является наличие эффективности, последовательности и открытости действий при применении таможенных правил.
В последние годы таможенные органы, осуществляя возложенные на них функции, уделяют огромное внимание упрощению и созданию большей транспарентности своей деятельности для бизнес-сообщества. Таможенные службы разрабатывают и внедряют новые подходы, делая свою работу максимально понятной для субъектов хозяйствования. Так, с целью сокращения времени таможенного контроля применяются новые технологии и новые методы контроля, позволяющие таможенным органам ускорить процесс проверки, не снижая его качества.
Одним из таких методов является контроль после выпуска товаров [1]. Перенос контроля на данный этап с этапа выпуска товаров позволяет таможенным органам не создавать препятствий бизнесу, оставляя за собой право дополнительной проверки после выпуска товаров в свободное обращение. Ввиду большого объема такого контроля таможенные органы вынуждены прибегать к новым формам проведения посттаможенного контроля, которые, согласно международным нормам,
являются способом содействия развитию международной торговли.
Широко распространенной формой является таможенный контроль с использованием методов аудита, который уже несколько десятков лет применяется в отдельных государствах и приносит выгоду государству и бизнес-сообществу с точки зрения экономических показателей [2; 3].
Законодательно понятие таможенного аудита впервые было закреплено в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (Киотская Конвенция), участниками которой являются четыре государства - члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Согласно главе 6 Киотской Конвенции, посвященной таможенному контролю, а именно, согласно стандарту 6.6, «системы таможенного контроля должны включать в себя контроль на основе методов аудита» [4].
Таможенный аудит широко применяется в странах Европейского союза (ЕС), Китайской Народной Республике, США, Японии, активно развивается в ЕАЭС; он направлен на проверку пользования товарами после их выпуска в соответствии с заявленной процедурой, с точностью исчисления таможенной стоимости товаров и полнотой уплаты таможенных платежей, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, правильностью определения страны происхождения товара и соблюдением мер нетарифного регулирования. Однако сегодня остро стоит вопрос о необходимости проверки и финансовой деятельности организации, осуществляющей свою деятельность в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Иными словами, сегодня таможенный аудит должен представлять собой проверку деятельности любой организации в рамках экспортно-импортных операций.
Методологически коммерческий аудит в сфере таможенного дела схож с таможенным контролем, осуществляемым таможенными органами после выпуска товаров. В обоих случаях предметом проверки является весь документооборот организации, который прямо или косвенно влияет на сведения, заявленные в таможенной декларации с целью возможного выявления нарушений законодательства. Однако разница между данными понятиями все же существует. Под коммерческим аудитом в рамках определенной поставки подразумевается проверка всех документов компании на наличие повторяемости определенных ошибок, в то время как контроль после выпуска товаров направлен на проверку сведений, заявленных в таможенной декларации на такую поставку, что значительно сужает контролируемую область. Таким образом, можно сказать, что аудит позволяет провести оценку функционирования не одной сферы проверяемой организации, а оценить ее деятельность в целом и уменьшить вероятность возникновения новых рисков и правонарушений, тем
самым снижая нагрузку на контролирующие государственные органы.
На сегодняшний день международных стандартов, четко предписывающих алгоритм внедрения методов аудита в процесс таможенного контроля, нет, поэтому каждое государство стремится исполнить положение Киотской Конвенции согласно ситуации, сложившейся на национальном уровне. Вместе с тем, в настоящее время международный опыт отражает однозначную эффективность и необходимость полноценного функционирования аудита в деятельности таможенных органов.
Таможенный аудит рассматривается таможенными службами с разных позиций: одни государства рассматривают его как способ повышения качества контроля, проводимого таможенными органами на основе создания базы категорирования субъектов внешнеэкономической деятельности, другие - как услугу, оказанием которой будет заниматься сторонняя организация в качестве предпринимательской деятельности.
Первым государством, которое ввело таможенный аудит как форму таможенного контроля, была КНР. Основным методом работы китайской таможенной службы является объединение анализа рисков и посттаможенного аудита, который был внедрен в 1994 г. Таможенная служба выбирает предприятия и товары с высоким риском для проведения особого аудита, посредством сбора и анализа данных по части риска и по состоянию импортной и экспортной деятельности предприятия. При объединении двух форм аудита формируется конечная цель, которую и преследует таможенная служба КНР - увеличение законопослушности предприятий. Система таможенного контроля после выпуска товаров в Китае сводится к контролю не одного конкретного вида товара в рамках поставки, а контроля всех торговых процессов, в которые вовлечен такой товар.
Активно используют таможенный аудит и таможенные органы Японии. Таможенная служба Японии - одна из самых развитых в мире и является своего рода образцом, на который равняются многие страны [5]. Благодаря высокоразвитым информационным технологиям, таможня практически беспрепятственно взаимодействует с бизнесом и с иными государственными органами, делая таможенную очистку товара максимально понятной и быстрой для участников ВЭД. Посттаможенный контроль в таможенной службе Японии является одним из основных принципов обеспечения экономической безопасности государства и базируется на системе управления рисками (СУР). В СУР таможенных органов Японии представлена статистика на основании субъектов хозяйствования, осуществлявших поставки на сумму более 1 млн иен (по курсу на 04.11.2019 - 9 255 долларов США). Важным этапом такой работы является выбор участников ВЭД для проверки. Именно правильный выбор
объекта контроля является ключевым звеном посттаможенного контроля.
Еще одним государством, широко применяющим контроль с использованием методов аудита, является Канада. Таможенная служба Канады относит именно посттаможенный контроль к одним из самых важных этапов контроля [1]. Проверки, проводимые после выпуска, содействуют соблюдению торговых требований на основе результатов, которые требуют от импортеров уплаты требуемых пошлин и налогов, не взимаемых в момент выпуска, однако они также охватывают обязательство импортеров предоставлять достоверную, точную и полную торговую информацию, включая надлежащее описание импортируемых товаров. Аудит в Канаде проводится на основании следующих комплексов, это:
1. Мультипрограмма. Данный этап представляет собой объединение нескольких программ (TC, TT, and Val programs), с помощью которых проводится оценка общего соответствия участника внешнеторговой деятельности нормам законодательства.
2. Единая программа. Представляет собой выбор конкретной области, в которой будет сущест-вляться дальнейший контроль. Система самостоятельно выбирает программу TC, TT или Val program на основании риска, выявленного на первой стадии.
Согласно практике Европейского союза аудит целесообразен не только в момент после выпуска товаров, но и существенно раньше - на этапе выпуска. Дело в том, что таможенный аудит рассмотривался ЕС не только как самостоятельный метод таможенного контроля, но и как инструмент усовершенствования системы управления рисками; он также внес существенный вклад в сферу категорирования участников внешнеэкономической деятельности. Такой подход позволил связать между собой таможенные службы государств - членов ЕС, обеспечивая взаимодействие на высоком уровне.
Ключевой задачей таможенного аудита является установление прозрачных и доверительных отношений между таможенными органами и субъектами ВЭД. По мнению генерального директора Ассоциации таможенных аудиторов и консультантов Российской Федерации Марии Серебровой, таможенный аудит позволит искоренить первопричину нарушений таможенного законодательства [6]. Зачастую такого рода нарушения - это вовсе не корыстный умысел, а непонимание законодательства или невозможность его правильного применения самостоятельно. Именно поэтому на сегодняшний день перспективным вектором развития является создание институтов таможенного аудита с целью снижения рисков и фактов нарушений, а также с целью оказания помощи субъектам ВЭД, что позволит последним тесно сотрудничать с таможенными органами. Также положительным эффектом внедрения такого метода может стать налаживание отношений таможенных органов с иными государственными органами, что позволит
достичь гармонизации в ряде определенных вопросов. Необходимо упомянуть также и международное сотрудничество таможенных служб, совершенствование которого позволит таможенным органам обмениваться большим количеством актуальной информации, содействующей выявлению и предупреждению правонарушений, а также позволит грамотно и четко выделять основные направления развития на среднесрочный период.
Перспективы становления института таможенного аудита на сегодняшний день приобретают все более ясные очертания, однако остается ряд нерешенных вопросов.
Одним из спорных моментов является отнесение таможенного аудита к компетенции государственных органов без возможности вмешательства предпринимательской деятельности. Однако мировая практика различает многообразие подходов к решению данного вопроса. Хотелось бы отметить, что глоссарий Международного стандарта аудита предусматривает понятие «эксперт аудита», в качестве которого может выступать физическое или юридическое лицо, обладающее специальными знаниями, отличными от области аудита и бухгалтерского учета [7]. Таким образом, можно говорить об осуществлении таможенного аудита самостоятельной организацией (в качестве коммерческой деятельности), наряду с этим не упраздняя государственный контроль со стороны таможенных органов.
Такой подход уже нашел свое отражение в практике Российской Федерации. Российская Федерация - первое государство из государств - членов ЕАЭС, которое заинтересовалось внедрением данной программы. Еще в 2014 г., согласно Приказу ФТС России от 30.11.2014 № 2275 «Об утверждении типовых положений о правовых подразделениях таможенных органов» [8], была создана рабочая группа по вопросам повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров с использованием методов аудита. Главной задачей данной группы являлась разработка новых методик и подходов с целью оптимизации контроля на этапе после выпуска товаров. Согласно аналитической работе, проведенной рабочей группой, в 2015 г. было принято решение о проведении эксперимента по установлению возможности использования таможенными органами Российской Федерации аудиторских заключений для целей таможенного контроля. Данный эксперимент был законодательно закреплен в приказе ФТС России от 14.10.2015 № 2053.
Временные рамки эксперимента составили год -с 14 октября 2015 г. по 14 октября 2016 г. Участниками эксперимента стали аудиторы и аудируемые лица, чья деятельность должна была быть оценена согласно перечню вопросов, разработанных и рекомендованных рабочей группой. По окончании эксперимента 26 декабря 2016 г. было проведено новое заседание рабочей группы, на котором подвели итоги проведенного эксперимента. Аудируемые лица
представили в таможенные органы аудиторские заключения, на основании которых и была произведена оценка выполненной работы по внедрению новых подходов контроля после выпуска товаров.
В ходе рассмотрения и анализа аудиторских заключений члены рабочей группы установили, что не все представленные аудиторские заключения дают возможность оценить финансовое положение юридического лица, его способность осуществлять платежи в полном объеме и в установленные сроки. Неточность используемых в аудиторских заключениях формулировок, относительно достоверности заявляемой таможенной стоимости, обоснованности установления кодов ТН ВЭД ЕАЭС, отсутствия нарушений валютного законодательства является еще одним минусом, выявленным в ходе оценки результатов эксперимента. Аудиторские заключения могут быть использованы таможенными органами лишь в качестве дополнительного источника информации при определении форм таможенного контроля, при осуществлении контроля за соблюдением условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и при категорировании участников ВЭД в рамках системы управления рисками [8].
С учетом проделанной работы, а также имеющейся заинтересованности представителей бизнеса в развитии института аудита, который может быть направлен на поддержку законопослушных участников ВЭД в вопросах своевременного выявления нарушений, рабочей группой было принято решение о продолжении работы по внедрению использования аудиторских заключений для таможенных целей и изучении вопросов, касающихся:
- разработки проектов стандартов, методики проведения аудита в таможенной сфере, форм отражения результатов, предложений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации по составу нарушений и мерам ответственности аудиторов за недостоверное представление сведений;
- формирования перечня и порядка аккредитации аудиторов, а также контроля уровня их квалификации.
Помимо вышеперечисленного было принято решение о проведении второго этапа эксперимента с учетом доработок в ранее выявленных проблемных областях.
Сегодня работа по внедрению новых методов и подходов проходит весьма успешно. Рабочая группа продолжает выводить новые формулы для развития таможенной службы. Однако стоит отметить, что первые результаты эксперимента не нашли своего отражения в Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9].
В Республике Беларусь на сегодняшний день также ведется активная работа по созданию
правовой основы таможенной аудиторской деятельности. В частности, разрабатывается Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (Проект) [10]. Так, согласно ст. 209 Проекта при проведении контроля после выпуска товаров и совершении иных таможенных операций таможенными органами могут быть использованы результаты аудита, проведенного в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности.
Аудиторская деятельность в Республике Беларусь осуществляется согласно Закону Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» [11]. Данный закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, а также регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления такой деятельности. Исходя из этого, в соответствии со ст. 2 указанного закона, под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность по оказанию аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторских услуг. Аудитором может являться физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора, выданный Министерством финансов Республики Беларусь. В функции аудитора входит проверка деятельности организации по отдельным вопросам и консультирование. По окончании проверки выдается аудиторское заключение - документ, составленный аудиторской организацией, аудитором - индивидуальным предпринимателем по результатам оказания аудиторских услуг и содержащий выраженное в установленной форме аудиторское заключение.
В Республике Беларусь имеется также положительный опыт создания новых организаций с делегированием им части полномочий государственных органов. Такой подход значительно облегчает работу контролирующих органов. Планируется, что координацией таможенного аудита будет заниматься созданный в январе 2019 г. Республиканский союз участников таможенных отношений (РСУТО) [10].
Так, в 2018 г. между Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь было достигнуто соглашение о наделении аудиторских организаций полномочиями в части контроля налогообложения. Для желающих приобрести законный статус налогового консультанта Министерство Финансов Республики Беларусь проводит подготовку специалистов к квалификационному экзамену на получение такого статуса [12].
Передача полномочий аудиторским организациям осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании» [13].
Применение подобной практики дает основания для постановки вопроса о делегировании части
полномочий таможенных органов аудиторским организациям.
Хотелось бы отметить, что появление института таможенного аудита в Республике Беларусь создаст благоприятные условия субъектам ВЭД для ведения бизнеса, так как контроль со стороны таможенных органов станет более оперативным и прозрачным. Участники ВЭД смогут осуществлять свою деятельность без рисков снижения прибыли организации из-за долгого процесса таможенного контроля, а таможенные органы смогут направить свои силы в область наиболее высокого риска. Помимо этого, создание нового института приведет к появлению системы категорирования субъектов ВЭД, что позволит таможенному контролю стать еще эффективнее.
Резюмируя, можно сказать, что международный опыт в области проведения таможенного контроля с использованием методов аудита достаточно велик и позволяет другим странам перенимать его положительные стороны в качестве приоритетных направлений развития. В долгосрочной перспективе данные, полученные в результате проверки после выпуска товаров, могут стать эффективным инструментом для роста национальной экономики, способствуя тем самым экономическому процветанию государства.
Библиографический список:
1. URL: http://www.tfafacility.org/sites/default/files/case-studies/7.5_postclear_audit_can_e.pdf (дата обращения: 02.03.2019).
2. Лизура Е.А. Lo sviluppo di post-audit nell'attivita degli organi doganali della Repubblica di Belarus / Е.А. Лизура // Сборник тезисов 76-й научно-практической
конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета международных отношений БГУ. Минск, 25 апреля 2019 г. / Редкол. : В.Г. Шадурский [и др.]. Минск, 2019. С. 235-237.
3. Лизура Е.А. Перспективы использования методов аудита в деятельности таможенных органов государств - членов ЕАЭС / Е.А. Лизура // Сборник тезисов 76-й научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета международных отношений БГУ. Минск, 25 апреля 2019 г. / Редкол.: В.Г. Шадурский [и др.]. Минск, 2019. С. 277-279.
4. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_106124/ (дата обращения: 27.10.2019).
5. URL: http://www.customs.go.jp/english/index.htm (дата обращения: 29.10.2019).
6. Сереброва М. Нужно строить мосты, а не стены URL: https://ataik.ru/news/mosti-tamogenniy-audit (дата обращения: 03.11.2019).
7. Международная Федерация бухгалтеров URL: http://www.ifac.org. (дата обращения: 26.10.2019).
8. URL: http://www.customs.ru. (дата обращения: 31.10.2019).
9. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_304093 (дата обращения: 27.10.2019).
10. URL: http://www.customs.gov.by (дата обращения: 31.10.2019).
11. URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0 =H11300056 (дата обращения: 03.11.2019).
12. URL: http://minfin.gov.by/ (дата обращения: 01.11.2019).
13. URL: http://president.gov.by/ru/official_documents_ ru/view/kommentarij-k-ukazu-338-o-nalogovom-konsultirovanii-17140 (дата обращения: 29.10.2019).