Научная статья на тему 'Таможенный аудит: государственный контроль или предпринимательская деятельность?'

Таможенный аудит: государственный контроль или предпринимательская деятельность? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
667
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА / ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / CUSTOMS CONTROL / POST-CLEARANCE CUSTOMS CONTROL / POST-CLEARANCE AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агапова Анна Вячеславовна

В статье исследуется проведение таможенного контроля после выпуска товаров (с учетом отечественного и зарубежного опыта), а также рассматриваются подходы к понятию «таможенный аудит» как к предметному виду предпринимательской деятельности или как к таможенному контролю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агапова Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS AUDITING: STATE CONTROL OR NTREPRENEURIAL ACTIVITY

In the article the ways of application of post-clearance customs control both abroad and in Russia are explored. The views on customs audit either as customs control or as business activity is examined

Текст научной работы на тему «Таможенный аудит: государственный контроль или предпринимательская деятельность?»

З

ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ >

ИЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Агапова А.В.

1 Федеральный закон от 03.11.2010 .№ 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года».

3 3 Я

ч

В статье исследуется проведение таможенного контроля после выпуска f^ товаров (с учетом отечественного и зарубежного опыта), а также рассматриваются подходы к понятию «таможенный аудит» как к предметному виду пред- 3 принимательской деятельности или как к таможенному контролю О

Л

In the article the ways of application of post-clearance customs control both abroad О and in Russia are explored. The views on customs audit either as customs control or as

business activity is examined 3

Я

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенный контроль после ^

выпуска, таможенный аудит А

Key words: customs control, post-clearance customs control, post-clearance audit q

Е

Рост международной торговли, высокие конкурентные взаимоотно- ^ шения международной коммерческой деятельности способствуют перехо- ^ ду от глобального таможенного контроля к выборочному, от контроля в q процессе совершения таможенных операций к контролю после выпуска. Д< Особенно актуальным создание механизма упрощения и ускорения Д таможенных процедур становится в настоящее время по следующей причине. В ноябре 2010 года Россия присоединилась к Международной кон- Т венции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Ки- Е отской конвенции)1 и взяла на себя обязательство содействовать такому Л упрощению таможенных процедур. Н Как следует из стандарта 6.2 главы 6 Киотской конвенции, таможен- Q ный контроль должен сводиться к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. И

Однако нельзя забывать об обеспечении эффективности инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и качества таможенного контроля. Поэтому для ускорения и упрощения

таможенных процедур и одновременного обеспечения эффективности инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предлагается переносить основную нагрузку проверки с этапа таможенного текущего контроля на этап контроля после выпуска товаров. Важность этого возрастает с учетом того факта, что за отведенный Таможенным кодексом Таможенного союза 1 день (ст. 196 Таможенного кодекса Таможенного союза) полную и качественную проверку достоверности и документальной подтвержденности заявленных в таможенной декларации сведений не всегда удается провести.

Поэтому в условиях, когда задача перед таможенной службой состоит в одновременном содействии торговле, ускорении времени выполнения таможенных процедур, обеспечении соблюдения качества таможенного контроля, основная нагрузка таможенного контроля должна переноситься с этапа текущего контроля на этапы предварительного или последующего контроля.

Для целей дальнейшего исследования необходимо рассмотреть зарубежный опыт проведения таможенного контроля.

В результате анализа зарубежного опыта таможенного контроля установлено, что таможенные службы зарубежных стран используют следующие методы таможенного контроля: предотгрузочная инспекция (осуществляется еще до перемещения товаров), контроль с использованием методов аудита (осуществляется после выпуска товаров). В данной статье нас интересуют механизмы осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.

Следует отметить, что в России некоторые исследователи такой контроль называют «таможенным аудитом». Нам представляется неверным такая трактовка сущности таможенного аудита и таможенного контроля, основанного на методах аудита.

В целях раскрытия сущности методов и форм таможенного контроля, используемых за рубежом, обратимся к рассмотрению проведения таможенного контроля после выпуска товаров. За рубежом такой контроль в соответствии с требованиями Киотской конвенции осуществляется на базе методов аудита.

Из определения Е.3/Е4 Киотской конвенции следует, что под контролем на основе методов аудита понимаются «меры, позволяющие таможенной службе убедиться в правильности заполнения деклараций и достоверности указанных в них сведений путем проверки имеющихся у заинтересованных лиц соответствующих книг учета, счетов, документооборота и коммерческой информации».

Эксперты Всемирной таможенной организации на семинаре по управлению рисками и таможенному аудиту, проходившему 7-10 июня 2005 года в КНР, разъяснили понятие таможенного контроля после выпуска товаров с

использованием методов аудита (post-clearance audit)2: «это процесс, позволяющий сотрудникам таможни проверять точность деклараций посредством проверки книг, записей, бизнес-систем и всех соответствующих таможенных коммерческих данных физических и юридических лиц, напрямую или косвенно задействованных в международной торговле».

В целях исследования современной организации таможенного контроля после выпуска товаров за рубежом проанализированы развитие таможенного контроля после выпуска товаров в КНР3, странах ЕС, Корее, Японии.

Так, таможенный контроль с использованием методов аудита (post-clearance audit) в странах ЕС является основой таможенного контроля и его дальнейшее развитие определено одним из направлений совершенствования системы таможенного администрирования4.

В Японии таможенный контроль с использованием методов аудита является важным инструментом для обеспечения упрощения таможенных процедур и одновременного недопущения нарушений законодательства и мошенничества5.

В республике Корея в 2000 году был сначала введен плановый таможенный контроль на базе методов аудита6. Позже инициаторами такого контроля стали сами участники внешнеэкономической деятельности, что соответствует стандарту 6.8 Киотской конвенции. Такой таможенный контроль на базе методов аудита основывается на сотрудничестве таможенной службы и участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, проанализировав содержание таможенного контроля с использованием методов аудита, можно сделать вывод о том, что сущность его заключается в осуществлении контроля достоверности сведений, указанных в таможенных декларациях, путем изучения документов бухгалтерского учета и других коммерческих документов. Основное содержание такого контроля заключается в методах контроля - проверка бухгалтерских документов и отчетности, а также во времени проведения - после выпуска товаров.

Обратимся к российской интерпретации сущности таможенного аудита.

2 Kazunari Igarashi (World Customs Organization). Post-Clearance Audit. // Seminar on Risk Management and Post-Entry Audit, Shenzhen, People's Republic of China. - June 7-10, 2005. - P.2-7

3 Zhu Weihua (Division of Post-Entry Audit, Investigation Bureau, PRC Customs). Post-Clearance Audit System in PRC Customs. // Seminar on Risk Management and Post-Entry Audit, Shenzhen, People's Republic of China. - June 7-10, 2005. - P. 6.

4 http://ec.europa.eu/taxation_customs/customs/customs_controls/risk_management/implementing/ index_en.htm#Audit

5 Trade Facilitation: Technical Assistance Activities of Japan. // WCO. - TN/TF/W/52. - July 6, 2005. - P. 2.

6 Jae-Hyun Park (Ministry of Foreign Affairs and Trade of Korea). The experience of Korea with post-clearance audits. // OECD Global Forum on Trade Facilitation. - Colombo, Sri Lanka, October 18-19, 2006. - P. 5.

Вопросы развития системы таможенного аудита в РФ рассматривали в своих исследованиях А.А.Берзан7, Е.П.Лунева, Л.А.Попова8, С.А.Чепурнов, С.Н.Шостак9, А.С.Швец10, О.Е.Кудрявцев, В.В.Соловьев, И.В.Соловьева11. При этом российские ученые выделяют следующие взгляды на сущность таможенного аудита.

Одни определяют его как независимую проверку, осуществляемую таможенными аудиторами - негосударственными органами, рассматриваемую как систему дополнительного контроля, которая должна быть создана как одно из направлений предпринимательской деятельности - предметный вид аудиторской деятельности (С.Н.Шостак, А.С.Швец). То есть, согласно одному мнению, таможенный аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского и иного учета, финансовой отчетности, в том числе специализированной, экономических хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц). При этом указывается, что таможенный аудит не подменяет государственного контроля.

Согласно же мнению других авторов (Л.А.Поповой, С.А.Чепурнова О.Е.Кудрявцева, В.В.Соловьева, И.В.Соловьевой, Е.П.Луневой, А.А.Берзана), таможенный аудит - деятельность таможенных органов, проводимая после выпуска товаров, то есть вид государственного контроля.

Так, под таможенным аудитом понимается «форма таможенного контроля, представляющая собой систематический процесс сбора и оценки сведений, заявленных при таможенном оформлении товара, с целью определения степени соответствия этих сведений законодательству Российской Федерации»12. Е.П.Лунева дает такое определение: «таможенный аудит представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых таможенными органами с целью проведения проверок деятельности участников ВЭД после завершения таможенного оформления; хозяйствующих субъектов, прямо или косвенно имеющих отношение к товарам и

7 Берзан А.А. Развитие методических основ посттаможенного контроля. Автореф. дис. к.э.н. 08.00.05 / РТА. - М., 2007. - С. 15.

8 Попова Л.А., Чепурнов С.А. Сущность, принципы, задачи и функции таможенного аудита // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов. - 2003. - С. 327-332.

9 Шостак С.Н. Аудит: необходимое условие ускорения и упрощения процедуры таможенного оформления // littp://www.juristic.m/artides.php?cu=1&ref=index

10 Швец А.С. Экономическая эффективность внедрения института таможенного аудита в структуру таможенных отношений // Основные аспекты развития таможенного дела на современном этапе: Сборник материалов. - 2003. - С. 301.

11 Выбор объектов таможенного аудита с использованием системы анализа и управления рисками: Пособие / Кудрявцев О.Е., Соловьев В.В., Соловьева И.В. - Ростов-н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2005. - С. 97.

12 Выбор объектов таможенного аудита с использованием системы анализа и управления рисками: Пособие / Кудрявцев О.Е., Соловьев В.В., Соловьева И.В. - Ростов-н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2005. - С.97.

транспортным средствам, перемещаемым через таможенную границу РФ (таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы СВХ и иные юридические и физические лица), а также владельцев документов, связанных с таким перемещением, - в целях обеспечения соблюдения законодательства и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы»13.

Согласно мнению А.А.Берзана, «таможенный аудит - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых таможенными органами, по оценке финансовой деятельности организаций, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу, в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации»14.

Следовательно, рассмотренные выше авторы рассматривают таможенный аудит как вид таможенного контроля, а также указывают на то, что таможенный аудит проводится после завершения таможенного оформления.

В России термин «аудит» означает «независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности»15 и не имеет отношение к государственному контролю: «аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления»16.

Поэтому нет необходимости вводить термин таможенный аудит и приравнивать его к виду таможенного контроля.

Однако, проводя таможенный контроль после выпуска товаров необходимо использовать методы аудита, основанные на изучении данных бухгалтерского учета участника внешнеэкономической деятельности.

Исследовав опыт применения таможенного аудита в России, установлено, что в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления ФТС России проводился эксперимент по определению путей создания и оптимального развития системы таможенного аудита.

В данном случае таможенный аудит рассматривался как одно из направлений предпринимательской деятельности - предметный вид аудиторской деятельности17. В результате по методике таможенного аудита было прове-

13 Лунева Е.П. Методические и организационные основы таможенного аудита экспортно-импортных операций участников внешнеэкономической деятельности: Монография / Под общей редакцией докт. экон. наук, профессора Л.А.Поповой. - М.: РИО РТА, 2003. - С. 7.

14 Берзан А.А. Таможенный аудит в системе государственного контроля // Вестник транспорта. - 2006. - № 6. - С. 43.

15 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». -ст. 1 // Российская газета. - 2008. - № 267.

16 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». - ст. 1 / Российская газета. - 2008. - № 267.

17 Шостак С.Н. Аудит: необходимое условие ускорения и упрощения процедуры таможенного

рено более 20 таможенных брокеров Санкт-Петербурга, выявлены серьезные недостатки, пресечение которых со стороны таможенных органов (таможенной инспекции) проявилось бы для брокеров в приостановлении действия и отзыве лицензии.

Термин же «таможенный аудит» может означать только предметный вид предпринимательской деятельности, проведение которой методически сходно с таможенным контролем после выпуска товаров.

Методически таможенный аудит аналогичен с проверкой таможенных органов после выпуска товаров. Однако цели таможенного аудита и таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами, различаются.

Так, целью проведения таможенного контроля является выявление и пресечение правонарушений, связанных с недостоверным заявлением сведений в таможенной декларации, а цель проведения таможенного аудита - формирование мнения о достоверности информации, заявленной в таможенной декларации и выявления возможности нарушений законодательства РФ в части таможенного законодательства.

Аудитором могут быть даны обоснованные рекомендации в случае выявления нарушения законодательства и искажений бухгалтерской отчетности у импортера, но он не вправе заставить принимать решения. Однако на основании таких рекомендаций участник ВЭД может самостоятельно изменить данные,«апример, величину заявленной таможенной стоимости, тем самым, избежав наличия правонарушения.

Проанализировав современную ситуацию на рынке консалтинговых услуг, можно сделать вывод о том, что некоторые компании предлагают таможенный аудит как один из предметных видов предпринимательской деятельности.

Таким образом, в Российской Федерации под таможенным аудитом может пониматься только предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского и иного учета, финансовой отчетности, в том числе специализированной, экономических хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц). Таможенный аудит не может подменять таможенного контроля.

В подтверждение сказанному добавим, что существует предметный вид аудиторской деятельности - налоговый аудит. Естественно, формой государственного контроля он не является, но относится к предметному виду аудиторской деятельности.

В Российской Федерации принимались нормативно-правовые документы, в которых отражается точка зрения на необходимость применения методов аудита при проведении таможенного контроля.

Вместе с тем в Концепции развития таможенных органов РФ говорится о том, что «в целях совершенствования таможенного администрирования

оформления // http://wwwjuristic.m/artides.php?cu=1&ref=mdex

22 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (39) 2011

необходимо усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории РФ. Таможенные органы Российской Федерации неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Российской Федерации (контроль на основе методов аудита)»18.

В этих условиях возрастает роль таможенного контроля после выпуска товаров, при этом развитие данного направления таможенного контроля включено в ряд приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года19.

Для проведения таможенного контроля с использованием методов аудита необходимы квалифицированные кадры, обладающие не только знаниями в области таможенного дела, но и в области аудита и финансового анализа и других смежных отраслей.

Таким образом, в современных условиях упрощения таможенных процедур, необходимо создавать методики проведения таможенного контроля на базе методов аудита. Однако отсутствуют даже механизмы внедрения такого контроля в практику.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что термин «таможенный аудит» в России может означать вид предпринимательской деятельности.

Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров является для России перспективной мерой соблюдения таможенного законодательства, особенно в условиях присоединения к ВТО и в связи с принятием Киотской конвенции. При этом такой контроль должен осуществляться с использованием методов аудита специалистами, обладающими соответствующими знаниями. Однако в связи с отсутствием механизма внедрения такого контроля в практику, необходимо его создание. Необходимо также создавать методики проведения таможенного контроля на базе методов аудита.

18 Приказ ФТС России от 07.12.2007 № 1516 «Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств» // Таможенный вестник. - 2008. - № 1.

19 Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 № 215 «О порядке организации исполнения проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 11. - ст. 1315.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.