Научная статья на тему 'Развитие института реализации функций уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации'

Развитие института реализации функций уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Омбудсмен / ребенок / защита прав детей / уполномоченный по правам ребенка / институт Уполномоченного. / Ombudsman / child / protection of children’s rights / Commissioner for Children’s Rights / institution of the Commissioner.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Родованская Надежда Алексеевна

Статья посвящена изучению развития института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Институт Уполномоченного является важным инструментом правового государства, который защищает права и законные интересы несовершеннолетних, то есть особо уязвимой и слабозащищенной группы населения. Эффективность деятельности Уполномоченного по правам ребенка зависит от методов и способов работы, в связи с чем, необходимо создание действенной системы защиты нарушенных прав, а также исследование методов и приемов деятельности аппарата Уполномоченного по правам ребенка. Становление института уже пережило много этапов, но не перестает двигаться вперед. Однако, необходимо принятие новых мер, которые объединят усилия, направленные на решение жизненно важных проблем по защите прав детей. На данный момент Аппарат Уполномоченного занимается мониторингом, просвещением, защитой, контролем, работой с гражданами и ведомствами. Для полноценного анализа данной системы стоит учитывать все особенности данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Родованская Надежда Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION FOR IMPLEMENTING THE FUNCTIONS OF THE COMMISSIONER FOR CHILDREN’S RIGHTS IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of the development of the institution of the Commissioner for Children’s Rights in the subjects of the Russian Federation. The institution of the Commissioner is an important tool of the rule of law, which protects the rights and legitimate interests of minors, that is, a particularly vulnerable and vulnerable group of the population. The effectiveness of the Commissioner for Children’s Rights depends on the methods and methods of work, and therefore, it is necessary to create an effective system for the protection of violated rights, as well as research methods and techniques of the office of the Commissioner for Children’s Rights. The establishment of the institute has already gone through many stages, but it does not stop moving forward. However, it is necessary to take new measures that will combine efforts aimed at solving vital problems of protecting children’s rights. At the moment, the Commissioner’s Office is engaged in monitoring, education, protection, control, work with citizens and departments. For a full-fledged analysis of this system, it is worth taking into account all the features of this activity.

Текст научной работы на тему «Развитие института реализации функций уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации»

Развитие института реализации функций уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации

Родованская Надежда Алексеевна,

аспирант, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный

технический университет»

E-mail: Rodovanskaya.2013@corp.nstu.ru

Статья посвящена изучению развития института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Институт Уполномоченного является важным инструментом правового государства, который защищает права и законные интересы несовершеннолетних, то есть особо уязвимой и сла-бозащищенной группы населения. Эффективность деятельности Уполномоченного по правам ребенка зависит от методов и способов работы, в связи с чем, необходимо создание действенной системы защиты нарушенных прав, а также исследование методов и приемов деятельности аппарата Уполномоченного по правам ребенка. Становление института уже пережило много этапов, но не перестает двигаться вперед. Однако, необходимо принятие новых мер, которые объединят усилия, направленные на решение жизненно важных проблем по защите прав детей. На данный момент Аппарат Уполномоченного занимается мониторингом, просвещением, защитой, контролем, работой с гражданами и ведомствами. Для полноценного анализа данной системы стоит учитывать все особенности данной деятельности.

Ключевые слова: омбудсмен, ребенок, защита прав детей, уполномоченный по правам ребенка, институт Уполномоченного.

<п ■_

и

см о см

Согласно Декларации прав ребенка, ребенок в первую очередь должен получать защиту и помощь [2]. Согласно определению международной ассоциации юристов, омбудсмен - это служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти, которая возглавляется публичным должностным лицом, получает жалобы, уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, предоставлять доклады [4, с. 21].

Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 [6].

Аппарат Уполномоченного по правам ребенка для Российской Федерации является новым институтом, который был утвержден Указом президента № 986 от 01.09.2009 г. [6]. Это обеспечило детей еще одним способом защиты их прав. В 2018 году принят Федеральный закон, который раскрывает полномочия, задачи, функции детского омбудсмена в Российской Федерации [7].

На момент издания Указа Президента, в 2009 года, институт Уполномоченного был учрежден в 18 регионах страны, всего лишь год потребовался для того, чтобы детский омбудсмен появился еще в 30 регионах, еще через год должность Уполномоченного по правам ребенка существовала более, чем в 70 субъектах Российской Федерации. Несмотря на свою недолгую историю, институт Уполномоченного свою деятельность осуществляет самостоятельно и осуществляет активную деятельность - проводит различные встречи с органами власти. Ежегодно публикуется отчет о положении детей в России в целом и в отдельных ее субъектах [9, с. 117]. Уполномоченный по правам ребенка обеспечивает улучшение положения детей в семье, обеспечивает права и свободы детей, способствует улучшению положения ребенка в семье, а также восстановление нарушенных прав независимым контролем за деятельностью органов государственной власти.

Учреждение должности Уполномоченного по правам ребенка в разных регионах происходит по-разному. Например, детский омбудсмен может действовать в аппарате Уполномоченного по правам человека. Такой подход, по мнению ученых, ставит детского Уполномоченного в зависимое положение, и защита прав несовершеннолетних становится не основной целью. Распространенное использование получила модель так называемого «исполнительного омбудсмена» - в случаях, когда назначение осуществляется главами субъектов Российской Федерации. Такой подход действует в Республике Дагестан, Ставропольском и Пермском крае [8, с. 46]. Но такая модель также не позволяет Уполномоченному действовать независимо, так как его статусу дается внутриведомственный акцент.

Большинство регионов Российской Федерации реализуют деятельность Уполномоченного в рамках парламентской модели, которая является наиболее результативной для эффективной работы Уполномоченного. Именно в таком случае удается реализовать принцип независимости, что, безусловно, положительно влияет

на деятельность детского омбудсмена. В Новосибирской области на должность Уполномоченного назначается человек, избранный законодательным органом по итогам голосования за предложенных кандидатов [5]. Существует еще одна модель, при которой Уполномоченный действует независимо, однако о полной независимости говорить нельзя, так как в настоящее время нет полностью независимых органов.

Для более эффективного функционирования аппарата при Уполномоченном действуют советы:

1. Общественный совет. Действует в целях обеспечения учета мнения различных групп общества при разработке каких либо преобразований. Совет включает в себя экспертов по различным направлениям, которые сформированы в рабочие группы по наиболее важным вопросам, таким как здравоохранение, образование, воспитание, волонтерство, профилактика девиантного поведения и тд.

2. Экспертный совет. Проводит экспертизу законопроектов, концепций и документов по соответствующим направлениям деятельности органов государственной власти.

3. Совет отцов. Создан для укрепления института семьи и помощи в решении сложных вопросов, связанных с семьей и детьми.

4. Детский совет. Включает в себя активных детей для наиболее эффективного взаимодействия аппарата непосредственно с детьми.

5. Родительский совет. Создан для обеспечения взаимосвязи родителей и образовательными учреждениями для решения актуальных проблем и принятия решений в интересах детей.

6. Совет приемных семей. Действует в целях организации взаимодействия Уполномоченного и граждан, взявших детей на воспитание в семью.

От того, как работают советы, зависит работа Уполномоченного, а также его репутация в регионе.

Для того, чтобы более подробно изучить деятельность Уполномоченного по правам ребенка, необходимо обратиться к его функциям, к ним относятся:

1. Предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав.

2. Оказание помощи в трудных жизненных ситуациях семьям с детьми.

3. Контроль за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся детей.

4. Анализ имеющейся практики.

5. Контроль органов местного самоуправления, с целью устранения нарушений, связанных с ущемлением прав и интересов детей.

6. Взаимодействие с социальными службами и специалистами для решения сложных ситуаций.

7. Информирование семей о правах и обязанностях детей.

8. Защита детей от насильственных действий.

9. Совершенствование законодательства по вопросам защиты детей, путем подготовки и внесения предложений по его совершенствованию [1, с. 70].

На основании вышеизложенного выделяются основные направления деятельности Уполномоченного по правам ребенка:

1. Содействие. Детский омбудсмен активно содействует автоматизированной системе соблюдения и защиты прав и интересов детей, развитию международных отношений в вопросах защиты детей, развитию отечественного законодательства, касающегося детей.

2. Просвещение. Аппарат уполномоченного принимает участие в формировании правовой культуры населе-

ния, а также распространении знаний о правах ребенка.

3. Предупреждение. Детский омбудсмен, в пределах своих полномочий, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей.

4. Мониторинг. Проводится анализ соблюдения и защиты прав и интересов несовершеннолетних.

5. Реализация прав. Производится оказание помощи детям, а также их родителям в отстаивании и реализации прав, прописанных в конвенции.

6. Работа с ведомствами. Производится локальная работа с ведомствами, службами, социальными организациями, с целью восстановления и закрепления прав и интересов несовершеннолетних.

7. Работа с жалобами. Проводится большая работа по обращениям и жалобам, поступающим от населения с привлечением правоохранительных органов, а также органов государственной власти. Должность Уполномоченного по правам ребенка

в регионах создавалась с целью очень важной социальной функции - быть органом, который координирует деятельность всех субъектов защиты прав детей. В настоящее время, есть некоторые особенности и недоработки, которые снижают статус Уполномоченного, они выражаются в следующем:

- возложение полномочий детского омбудсмена на руководителей ведомств;

- создание института Уполномоченного в структуре органов исполнительной власти;

- создание должности на общественных началах. Серьезной проблемой в осуществлении эффективной деятельности Уполномоченного является то, что в большинстве регионов, особенно с низким уровнем жизни, ничего не известно о деятельности детского ом-будсмена. Таким образом, дети, которые особо нуждаются в помощи Уполномоченного, не могут к нему обратиться по причине того, что не владеют информацией о существовании такого способа защиты.

Самым верным выходом из данной ситуации будет более активное информирование и просвещение непосредственно самих детей, например, организация встреч в детских учреждениях, в ходе которых детям можно разъяснить их права и обязанности, куда они могут обратиться за защитой, также необходимо создание горячих телефонных линий. В ходе таких встреч или по телефону дети могут задать интересующие вопросы и поделиться своими проблемами.

У детского омбудсмена чаще всего отсутствует возможность лично участвовать в восстановлении нарушенных прав детей, что мешает эффективному осуществлению деятельности Уполномоченным. Для возможности обеспечить доступную помощь всем детям, особенно тем, кто находится в группе риска, требуется развитие условий: кадровых, методических, организационных [3, с. 83].

Следующей актуальной проблемой является то, что власти региона контролируют деятельность детского омбудсмена, что мешает полноценному осуществлению его функций. Все органы, в обязанности которых входит защита детей действуют разрозненно, не смотря на то, что они должны объединить свои усилия для создания более действенного механизма.

Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в настоящее время развивается, укрепляется новыми формами и способами работы с семьями и детьми.

Активная деятельность Уполномоченного на уровне субъекта Российской Федерации помогает в значительной мере переориентировать усилия органов власти

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

в направление приоритета защиты прав и интересов детей. Аппарат продолжает развиваться и значительным результатом является принятие региональных законов. Развитие нормативной базы функционирования института Уполномоченного делает его самостоятельной и стабильной структурой, осуществляющей связь между гражданским обществом и региональной властью. Институт уже доказал свою значимость для региона, однако его потенциал на сегодняшний день не раскрыт.

Литература

1. Алексеева, Т.Н., Широ С.В. Настольная книга Уполномоченного по правам ребенка: методическое пособие. - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. - 156 с.

2. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]: провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 // Организация объединёных наций: [офиц. сайт]. URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ childdec. (дата обращения: 13.01.2024)

3. Журко, А.В. Проблемы функционирования уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации / А.В. Журко // Бизнес в законе. -2014. - № 1. - С. 82-85.

4. Комарова, В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. - М.: Наука, 1999. - № 9. С. 21.

5. Об Уполномоченном по правам ребенка в Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 10.12.2013 № 410-ОЗ. URL: https://base.garant. ru/7234862/ (дата обращения: 13.01.2024)

6. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 (ред. от 15.01.2019). URL: http://deti.gov.ru/detigray/upload/documents/Janu-ary2019AqdQ37t8QeRHYQKarvc8c.pdf. (дата обращения: 13.01.2024)

7. Об Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_314643. (дата обращения: 13.01.2024)

8. Ходусов А.А. О механизме защиты прав детей // Современное право. 2018. № 3. С. 45-49.

9. Чапурко, Т.М. Особенности становления Уполномоченного по правам ребёнка как политического института современной России // Общество. Политика. Экономика. Право. 2017. № 2. 2017. С. 115-121.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION FOR IMPLEMENTING THE FUNCTIONS OF THE COMMISSIONER FOR CHILDREN'S RIGHTS IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Rodovanskaya N.A.

Novosibirsk State Technical University

The article is devoted to the study of the development of the institution of the Commissioner for Children's Rights in the subjects of the Russian Federation. The institution of the Commissioner is an important tool of the rule of law, which protects the rights and legitimate interests of minors, that is, a particularly vulnerable and vulnerable group of the population. The effectiveness of the Commissioner for Children's Rights depends on the methods and methods of work, and therefore, it is necessary to create an effective system for the protection of violated rights, as well as research methods and techniques of the office of the Commissioner for Children's Rights. The establishment of the institute has already gone through many stages, but it does not stop moving forward. However, it is necessary to take new measures that will combine efforts aimed at solving vital problems of protecting children's rights. At the moment, the Commissioner's Office is engaged in monitoring, education, protection, control, work with citizens and departments. For a full-fledged analysis of this system, it is worth taking into account all the features of this activity.

Keywords: ombudsman, child, protection of children's rights, Commissioner for Children's Rights, institution of the Commissioner.

References

1. Alekseeva, T.N., Shiro S.V. The handbook of the Commissioner for the Rights of the Child: a methodological guide. - M.: Institute of Family and Upbringing of the Russian Academy of Sciences, 2010. - 156 p.

2. Declaration of the Rights of the Child [Electronic resource]: proclaimed by UN General Assembly Resolution 1386 (XIV) of November 20, 1959 // United Nations Organization: [ofic. website]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ childdec. (date of application: 01.13.2024)

3. Zhurko, A.V. Problems of functioning of the commissioners for the rights of the child in the subjects of the Russian Federation / A.V. Zhurko // Business in law. - 2014. - No. 1. - pp. 82-85.

4. Komarova, V.V. Commissioner for Human Rights in the Russian Federation // State and law. - M.: Nauka, 1999. - No. 9. p. 21.

5. About the Commissioner for the Rights of the Child in the Novosibirsk region: The Law of the Novosibirsk region dated 10.12.2013 No. 410-0Z. URL: https://base.garant.ru/7234862 / (date of access: 01.13.2024).

6. On the Commissioner for the Rights of the Child under the President of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 09/01/2009 No. 986 (ed. Dated 01.15.2019). URL: http://deti.gov.ru/detigray/upload/docu-ments/January2019/qdQ37t8QeRHYQKarvc8c.pdf. (date of application: 01.13.2024).

7. On the Commissioners for the Rights of the Child in the Russian Federation: Federal Law No. 501-FZ of December 27, 2018. URL: http://www.consultant.ru / document/cons_doc_ LAW_314643. (accessed: 01.13.2024).

8. Khodusov A.A. On the mechanism of protection of children's rights // Modern law. 2018. No. 3. pp. 45-49.

9. Chapurko, T.M. Features of the formation of the Commissioner for Children's Rights as a political institution in modern Russia // Society. Politics. Economy. Right. 2017. No.2. 2017. pp. 115121.

<n ■_

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.