Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
428
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ / ДЕТСКИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ / ДЕТСКИЙ ОМБУДСМЕН / ЗАЩИТА ПРАВ / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булаков Олег Николаевич

Актуальность и цели. Построение эффективной системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних тесно связано с вовлеченностью каждого члена общества в решение данной задачи. Институт уполномоченного по правам ребенка является особым механизмом, выполняющим роль связующего звена между гражданами и государством в вопросах защиты прав детей. Цель данного исследования - выявить направления взаимодействия между Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с институтам гражданского общества, а также предложить пути совершенствования совместной работы. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа законодательства и практики деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. При выполнении работы были использованы методы системного анализа, моделирования. Результаты. После анализа опыта взаимодействия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации с институтами гражданского общества можно выделить три основных направления сотрудничества. Во-первых, детский омбудсмен выступает своеобразным объединяющим фактором организаций, работа которых направлена на защиту прав детей, и органов государственной власти. Во-вторых, Уполномоченный оказывает методическую поддержку, организуя семинары по актуальным вопросам детства с привлечением экспертов по отдельным областям. В-третьих, Уполномоченный участвует в информационном просвещении по вопросам защиты прав и законных интересов детей. Выводы. Эффективности повышения уровня защищенности детей может способствовать консолидированная работа государства и общества. Работа Уполномоченного при Президенте по правам ребенка является важнейшим объединяющим фактором на пути построения подобного сотрудничества. Представляется, что перечисленные пути построения эффективного взаимодействия между детским омбудсменом и институтами гражданского общества носят долгосрочный характер и способны сделать жизнь детей в стране существенно безопасней и благоприятной для развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF PRESIDENTIAL COMMISSIONER FOR CHILDREN’S RIGHTS OF RUSSIA WITH THE CIVIL INSTITUTIONS FOR PROTECTION OF JUVENILE RIGHTS AND LEGAL INTERESTS

Background. The construction of an effective system for the protection of the rights and legitimate interests of minors is closely linked to the involvement of every member of society in this task. The children’s ombudsman is a special mechanism that serves as a link between citizens and States in the protection of children’s rights. The purpose of this work is to identify areas of interaction between the Presidential Commissioner for Children’s Rights of Russia and civil society institutions, as well as to propose ways to improve collaboration. Materials and methods. The implementation of the research tasks was achieved on the basis of the legislation and practice analysis of the Presidential Commissioner for Children’s Rights of Russia. During the work, methods of system analysis and modeling were used. Results. After analyzing the experience of the Presidential Commissioner with civil society institutions, three main areas of cooperation can be identified. Firstly, the children’s ombudsman acts as a kind of unifying factor for organizations whose work is aimed at protecting the rights of children and public authorities. Secondly, the ombudsman provides methodological support by organizing seminars on topical issues of childhood with the involvement of experts in specific areas. Thirdly, the ombudsman participates in information education on the protection of the rights and legitimate interests of children. Conclusions. The consolidated work of the State and society can effectively improve the level of children protection. The work of the Presidential Commissioner for Children’s Rights of Russia is a crucial unifying factor in building such cooperation. The above-mentioned ways of building effective interaction between the children’s ombudsman and civil society institutions seem to be long-term and can make the lives of children in the country safer and more conducive to development.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 342.7

ао1:10.21685/2072-3016-2021-1-5

Взаимодействие Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с институтами гражданского общества по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

О. Н. Булаков

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

bulakov62@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Построение эффективной системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних тесно связано с вовлеченностью каждого члена общества в решение данной задачи. Институт уполномоченного по правам ребенка является особым механизмом, выполняющим роль связующего звена между гражданами и государством в вопросах защиты прав детей. Цель данного исследования - выявить направления взаимодействия между Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с институтам гражданского общества, а также предложить пути совершенствования совместной работы. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа законодательства и практики деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. При выполнении работы были использованы методы системного анализа, моделирования. Результаты. После анализа опыта взаимодействия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации с институтами гражданского общества можно выделить три основных направления сотрудничества. Во-первых, детский омбудсмен выступает своеобразным объединяющим фактором организаций, работа которых направлена на защиту прав детей, и органов государственной власти. Во-вторых, Уполномоченный оказывает методическую поддержку, организуя семинары по актуальным вопросам детства с привлечением экспертов по отдельным областям. В-третьих, Уполномоченный участвует в информационном просвещении по вопросам защиты прав и законных интересов детей. Выводы. Эффективности повышения уровня защищенности детей может способствовать консолидированная работа государства и общества. Работа Уполномоченного при Президенте по правам ребенка является важнейшим объединяющим фактором на пути построения подобного сотрудничества. Представляется, что перечисленные пути построения эффективного взаимодействия между детским омбудсменом и институтами гражданского общества носят долгосрочный характер и способны сделать жизнь детей в стране существенно безопасней и благоприятной для развития.

Ключевые слова: Уполномоченный, детский Уполномоченный, детский омбудсмен, защита прав, защита прав детей

Для цитирования: Булаков О. Н. Взаимодействие Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с институтами гражданского общества по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 1. С. 47-53. аоЫ0.21685/2072-3016-2021-1-5

© Булаков О. Н., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Interaction of Presidential Commissioner for Children's Rights of Russia with the civil institutions for protection of juvenile rights and legal interests

O.N. Bulakov

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia bulakov62@mail.ru

Abstract. Background. The construction of an effective system for the protection of the rights and legitimate interests of minors is closely linked to the involvement of every member of society in this task. The children's ombudsman is a special mechanism that serves as a link between citizens and States in the protection of children's rights. The purpose of this work is to identify areas of interaction between the Presidential Commissioner for Children's Rights of Russia and civil society institutions, as well as to propose ways to improve collaboration. Materials and methods. The implementation of the research tasks was achieved on the basis of the legislation and practice analysis of the Presidential Commissioner for Children's Rights of Russia. During the work, methods of system analysis and modeling were used. Results. After analyzing the experience of the Presidential Commissioner with civil society institutions, three main areas of cooperation can be identified. Firstly, the children's ombudsman acts as a kind of unifying factor for organizations whose work is aimed at protecting the rights of children and public authorities. Secondly, the ombudsman provides methodological support by organizing seminars on topical issues of childhood with the involvement of experts in specific areas. Thirdly, the ombudsman participates in information education on the protection of the rights and legitimate interests of children. Conclusions. The consolidated work of the State and society can effectively improve the level of children protection. The work of the Presidential Commissioner for Children's Rights of Russia is a crucial unifying factor in building such cooperation. The above-mentioned ways of building effective interaction between the children's ombudsman and civil society institutions seem to be long-term and can make the lives of children in the country safer and more conducive to development.

Keywords: ombudsman, children's ombudsman, children's commissioner, protection of the rights, protection of the rights of children

For citation: Bulakov O.N. Interaction of Presidential Commissioner for Children's Rights of Russia with the civil institutions for protection of juvenile rights and legal interests.

Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2021;1:47-53. (In Russ.). doi:10.21685/ 2072-3016-2021-1-5

Поправки в Конституцию Российской Федерации 2020 г. провозгласили детей важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации. Обеспечение интересов несовершеннолетних и защита их прав не может быть эффективной без вовлеченности всех общественных институтов. В этой связи представляется интересным вопрос взаимодействия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и представителей общественности. Гражданское общество характеризуется деятельностью общественных объединений и активным участием граждан в решении вопросов, в том числе связанных с защитой прав детей. Г. В. Синцов, П. Л. Лихтер отмечают, что «деятельность Уполномоченного по правам ребенка во многом направлена на повышение эффективности сотрудничества

между государством и общественными институтами» [1]. Кроме того, деятельность Уполномоченного должна строится на принципе доступности населению [2]. Таким образом, политики, омбудсмены и общественники преследуют единую цель - создание безопасного пространства для развития ребенка. Для достижения поставленной цели между всеми субъектами, принимающими активное участие в защите прав детей, должны быть созданы простые и прозрачные механизмы взаимодействия, которые будут способствовать решению общих задач, а не бюрократизировать и заволокичивать процесс восстановления нарушенных прав несовершеннолетних.

1. Опыт взаимодействия Уполномоченного по правам ребенка с институтами гражданского общества.

Правовой статус Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, сложившийся на данный момент, показывает, что данная должность имеет черты как государственного института, так и гражданского общества. Тот факт, что работу по организации деятельности Уполномоченного выполняет аппарат Общественной палаты, говорит о том, что омбудсмен находится в тесной взаимосвязи с представителями общественности. С принятием федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» от 27.12.2018 № 501-ФЗ были очерчены механизмы взаимодействия рассматриваемых институтов.

Для целей построения эффективного сотрудничества при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка действует Общественный совет, Экспертный совет, Совет отцов, проект-центр.

Общественный совет при Уполномоченном создается в целях обеспечения эффективного взаимодействия с некоммерческими организациями, общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства [3].

В функции Общественного совета входит следующее: организация общественных экспертиз нормативно-правовых актов по вопросам охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, мониторинг законодательства и подготовка предложений по совершенствованию законодательства в целях защиты семьи, материнства, отцовства и детства, подготовка рекомендаций по совершенствованию деятельности Уполномоченного и др.

Экспертный совет при Уполномоченном создается в целях обеспечения эффективной деятельности Уполномоченного [4]. Функции Экспертного совета по сравнению с Общественным советом значительно расширены и включают в себя организацию и осуществление мониторинга законодательства, относящегося к компетенции Уполномоченного; участие в подготовке Уполномоченным предложений и проекта документов по охране и защите прав семьи, материнства, отцовства, детства; участие в подготовке обращений Уполномоченного в органы государственной власти; организацию и проведение научно-исследовательских работ в области защиты прав семьи, материнства, отцовства и детства и др.

При Уполномоченном создан Совет отцов, который объединил под своим началом активных мужчин по всей России для решения социально значимых вопросов детства, а также организации наставничества и воспитания подрастающего поколения. Вопросы безопасности детей и подростков являются одним из приоритетов деятельности Совета отцов.

В целях формирования комплексной системы поддержки общественных проектов и инициатив, направленных на защиту прав семьи, материнства, отцовства и детства, повышение уровня и качества жизни семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка создан общественный проектный офис [5].

Для достижения целей общественный проектный офис осуществляет сбор информации и анализ основных проблем в сфере защиты прав семьи, материнства, отцовства и детства, положения семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отдельного внимания заслуживают вопросы взаимодействия Уполномоченного по правам ребенка и средств массовой информации. Одной из основных функций СМИ в сфере защиты детства является установление связи между государством и обществом, которая должна позволить отслеживать мнения общества об уровне защищенности детей. Как отмечает О. В. Федорова, одной из важнейших функций детского Уполномоченного является функция просвещения [6, с. 56]. В настоящий момент законодательное регулирование взаимодействия Уполномоченного со СМИ сводится к обязательному опубликованию ежегодного доклада омбудсмена в «Российской газете».

Следует положительно оценить сложившуюся практику проведения пресс-конференций Уполномоченного, в рамках которых широкой общественности предоставляется возможность узнать о состоянии защищенности прав детей, а также задать вопросы Уполномоченному.

2. Перспективы развития сотрудничества уполномоченного по правам ребенка с институтами гражданского общества.

После анализа опыта взаимодействия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации с институтами гражданского общества можно выделить три основных направления сотрудничества. Во-первых, детский ом-будсмен выступает своеобразным объединяющим фактором организаций, работа которых направлена на защиту прав детей и органов государственной власти. Во-вторых, Уполномоченный оказывает методическую поддержку, организуя семинары по актуальным вопросам детства с привлечением экспертов по отдельным областям. В-третьих, Уполномоченный участвует в информационном просвещении по вопросам защиты прав и законных интересов детей. Статус независимого правозащитника позволяет омбудсмену выступать с экспертным мнением, а также влиять на общественное мнение по вопросам детства. Такое взаимодействие носит крайне узкий характер и нуждается в дальнейшем поиске форм и средств сотрудничества.

Исследователи, изучающие правовой статус детского Уполномоченного, все чаще выделяют его особую роль в построении механизма защиты прав несовершеннолетних. Е. А. Бондарева, Е. А. Руднева отмечают, что «создание института Уполномоченного по правам ребенка призвано обеспечить компетентные интеграции органов государственной власти и общественных организаций» [7]. Г. В. Синцов высказывает точку зрения, согласно которой детский омбудсмен обладает особым правовым статусом и является наименее бюрократизированной фигурой [8]. В научной литературе также отмечается, что статус Уполномоченного по правам ребенка как независимого правозащитника может помочь решать проблемы защиты прав детей более

эффективно, в частности проблемы вторичного сиротства в Российской Федерации, проблемы работы с опекунскими семьями и т.п. [9].

Реализация всего потенциала института детского взаимодействия невозможна без построения разветвленных, многоуровневых связей с обществом в целом. Представляется, что одной из острых задач, стоящих перед Уполномоченным на сегодняшний день, является построение инфраструктуры защиты прав несовершеннолетних. Под построением инфраструктуры автор статьи подразумевает не только сотрудничество с крупными всероссийскими организациями, защищающими права детей, но и поддержку региональных социально ориентированных организаций, которые ежедневно вносят вклад в повышение уровня защищенности детей, работая «на земле».

Согласимся с мнением Н. Г. Сосниной, что «для обеспечения эффективности законопроектов по защите прав детей необходимо учитывать финансовые инвестиции, направленные на разработку новых программ» [10]. С финансовой точки зрения Уполномоченный может нести роль независимого эксперта между парламентариями и институтами гражданского общества. Именно социально-ориентированные некоммерческие организации знают, как обстоит дело с финансовой поддержкой проектов и мероприятий, направленных на защиту детей, представляется, что омбудсмен может быть тем посредником, который доносит до парламентариев мнение общества в процессе формирования бюджета.

Представляется, что взаимодействие Уполномоченного со средствами массовой информации должно претерпеть изменения в сторону большой открытости и расширения форм сотрудничества. В рамках данного вопроса согласимся с позицией М. Ю. Шамрина [11, с. 81], согласно которой необходимо публиковать в СМИ заключения омбудсмена на судебные решения, вынесенные по делам о нарушениях прав, свобод и законных интересов ребенка.

Таким образом, уровень защищенности прав несовершеннолетних граждан в Российской Федерации вызывает обеспокоенность на сегодняшний день. Эффективным решением данного вопроса может стать консолидированная работа государства и общества. Работа Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка является важнейшим объединяющим фактором на пути построения подобного сотрудничества. Представляется, что перечисленные пути построения эффективного взаимодействия между детским ом-будсменом и институтами гражданского общества носят долгосрочный характер и способны сделать жизнь детей в стране существенно безопасней и благоприятной для развития.

Список литературы

1. Синцов Г. В., Лихтер П. Л. Институт Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: теория и практика, тенденции и противоречия развития. М. : Юрлитинформ, 2018. 216 с.

2. Синцов Г. В. Основные принципы организации и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации // Черные дыры в Российском законодательстве. 2016. № 2. С. 27-30.

3. Положение об Общественном совете при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. URL: http://deti.gov.ru/files/os1.pdf (дата обращения: 12.04.2019).

4. Положение об Экспертном совете при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. URL: http://deti.gov.ru/files/es1.pdf (дата обращения: 12.04.2019).

5. О проектном офисе // Проект-центр Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. URL: http://www.projectdeti.ru/pages/about (дата обращения: 05.02.2019).

6. Федорова О. В. Уполномоченный по правам ребенка: конституционно-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. Новосибирск, 2017. 198 с.

7. Бондарева Е. А., Руднева Е. А. Институт уполномоченного по правам ребенка в России и ее субъектах: вопросы становления и перспективы развития // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Право. 2016. № 1. С. 47-58.

8. Синцов Г. В. Уполномоченный по правам ребенка в системе органов государственной власти // Lex russica (Русский закон). 2016. № 7 (116). С. 160-166.

9. Тузова О. Н., Степанова Д. Н. Роль Уполномоченного по правам ребенка в защите прав несовершеннолетних, воспитывающихся в опекунских семьях // Психология и право. 2019. Т. 9, № 3. С. 310-319.

10. Соснина Н. Г. Обеспечение эффективной защиты прав детей: на примере зарубежного опыта // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 386-389.

11. Шамрин М. Ю. Административно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14. М., 2014. 345 с.

References

1. Sintsov G.V., Likhter P.L. Institut Upolnomochennogo po pravam rebenka v sub"-ektakh Rossiyskoy Federatsii: teoriya i praktika, tendentsii i protivorechiya razvitiya = Institute of the Commissioner for Children's Rights in the constituent entities of the Russian Federation: theory and practice, development trends and contradictions. Moscow: Yurlitinform, 2018:216. (In Russ.)

2. Sintsov G.V. Basic principles of organizing the activities of the Commissioner for Children's Rights in the constituent entities of the Russian Federation. Chernye dyry v Rossiyskom zakonodatel'stve = Black holes in Russian legislation. 2016;2:27-30. (In Russ.)

3. Regulations on the Public Council under the Presidential Commissioner for Children's Rights of Russia. Upolnomochennyy pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po pravam rebenka = Presidential Commissioner for Children's Rights of Russia. Available at: http://deti.gov.ru/files/os1.pdf (accessed 12.04.2019). (In Russ.)

4. Regulations on the Expert Council under the Presidential Commissioner for Children's Rights of Russia. Upolnomochennyy pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po pravam rebenka = Presidential Commissioner for Children's Rights of Russia. Available at: http://deti.gov.ru/files/es1.pdf (accessed 12.04.2019). (In Russ.)

5. About the project office. Proekt-tsentr Upolnomochennogo pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po pravam rebenka = Project Center of the Presidential Commissioner for Children's Rights of Russia. Available at: http://www.projectdeti.ru/pages/about (accessed 05.02.2019). (In Russ.)

6. Fedorova O.V. Upolnomochennyy po pravam rebenka: konstitutsionno-pravovoe issle-dovanie: dis. kand. yurid. nauk: 12.00.02 = Presidential Commissioner for Children's Rights: constitutional legal research: dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences: 12.00.02. Novosibirsk, 2017:198. (In Russ.)

7. Bondareva E.A., Rudneva E.A. The Institute of the Presidential Commissioner for Children's Rights of Russia and its entities: issues of formation and development prospects. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pravo = Bulletin of Voronezh State University. Series: Law. 2016;1:47-58. (In Russ.)

8. Sintsov G.V. Commissioner for Children's Rights in the system of state authorities. Lex

russica (Russkiy zakon) = Lex russica (Russian law). 2016;7(116):160-166. (In Russ.)

9. Tuzova O.N., Stepanova D.N. The role of the Commissioner for Children's Rights in protecting the rights of minors brought up in foster families. Psikhologiya i pravo = Psychology and law. 2019;9(3):310-319. (In Russ.)

10. Sosnina N.G. Ensuring effective protection of children's rights: on the example of foreign experience. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal = Baltic Journal of Humanities. 2020;9(3):386-389. (In Russ.)

11. Shamrin M.Yu. Administrativno-pravovoy status Upolnomochennogo po pravam re-benka: dis. kand. yurid. nauk: 12.00.14 = Administrative and legal status of the Commissioner for Children's Rights: dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences: 12.00.14. Moscow, 2014:345. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Олег Николаевич Булаков доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и международного права, Российский государственный гуманитарный университет (Россия, г. Москва, Миусская площадь, 6)

E-mail: bulakov62@mail.ru

Oleg N. Bulakov

Doctor of juridical sciences, professor, head of the sub-department of constitutional and international law, Russian State University for the Humanities (6 Miusskaya square, Moscow, Russia)

Поступила в редакцию / Received 20.01.2021

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 01.02.2021 Принята к публикации / Accepted 08.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.