Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (XIX В.)'

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (XIX В.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА / ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ / ГИЛЬДЕЙСКИЙ СБОР / НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕДОИМКА / УСТАВЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Решетникова Елена Викторовна

В статье выделены особенности развития налоговой ответственности по законодательству XIX - начала XX веков, изменение объекта налоговой ответственности, создание в результате кодификации единого нормативно-правового акта, регулирующего налоговые правоотношения - порядок начисления налогов, пени и штрафов, порядок и процедуру привлечения к налоговой ответственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT INSTITUTE OF TAX LIABILITY IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA (XIX CENTURY)

The article highlights the features of the development of tax liability under the laws of the XIX - beginning of XX centuries, changing the object of the tax liability, the codification of a single legal act regulating tax relations - the procedure of calculation of taxes, fines and penalties, the manner and the procedure for bringing to tax responsibility

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (XIX В.)»

нынешним премьер-министром, а на момент высказывания, Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым в послании Федеральному собранию. «Назрело время внести изменения и дополнения в Конституцию РФ», при этом Медведев подчеркнул, «речь идет о поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов» [7; с.32-33].

Так же одним из предлагаемых вариантов выступает развитие конституционных норм путем законодательной конкретизации отдельных ее положений. «Позитивное преобразование выражается в конструктивном уточнении и обогащении смыслового содержания конституционной нормы, принципиально не подрывающем ее сущность» [5; с.29].

Третий подход к предполагаемым изменением подразумевает преодоление определенных недостатков основного закона путем интерпретации, «позволяющей полнее раскрыть заложенный в тексте Конституции правовой смысл» [6; с.27]. Данный подход предполагает функцию толкования Конституции Конституционным Судом Российской Федерации.

Перспективы предложенных подходов трудно оценить однозначно, так как каждый из них имеет свои недостатки и преимущества, и при этом в поставленных целях они не противоречат друг другу. Исходя из этого, представляется целесообразным предложить определенную совокупность предполагаемых действий. Так, А. Н. Алексеев считает, что «для повышения эффективности правового регулирования необходимо толкование норм Конституции РФ, принятие нормативных правовых актов, в которых будут конкретизироваться нормы и положения Конституции РФ, что в свою очередь будет обеспечивать и стабильность, и изменение Конституции РФ» [4; с.47-53].

Подводя итог, необходимо отметить неоднозначность перспектив развития института внесения поправок к Конституции и изменений соответствующего законодательства. Жесткость российской Конституции и усложненный порядок ее изменения обеспечивают целостность и стабильность основного закона. При этом в условиях перманентного развития общества и его институтов возни-

кают проблемы соответствия основного закона современным правовым и политических реалиям. Кардинальные изменения Конституции объективно приведут к дестабилизации всей правовой системы, поэтому необходимо совершенствовать основной закон государства с помощью последовательной конкретизации его положений путем законотворчества и методов толкования.

Литература

1. Конституция Российской Федерации [(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - 31. - 4 августа.

2. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон [17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ (с посл. изм. и доп.)] // Российская газета. - 2001. - №247. - 20 декабря.

3. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон [4 марта 1998 г. №33-Ф3 (с посл. изм. и доп.)] // Российская газета. - 1998. - №10. - 9 марта.

4. Алексеев А.Н. Эффективность конституции Российской Федерации в системе факторов, влияющих на ее стабильность и изменчивость // Проблемы права. 2014, №2(45). С.47-53.

5. Аничкин Е.С. Преобразования Конституции Российской Федерации: понятия, виды, пределы // Российский юридический журнал. 2008, №6. С.29.

6. Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М.: Норма, 2007. 27 с.

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. М., 2008. 32-33 с.

8. Скуратов Ю.И. Развитие Конституции Российской Федерации 1993 года: поправки в Конституцию или конституционная реформа? // Российский юридический журнал 2009. №3. С.40-47.

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ

РОССИИ (XIX В.)

Решетникова Елена Викторовна

аспирант кафедры теории и истории права и государства НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» (г.Иркутск, ул.Сурикова, 21) начальник отдела делопроизводства Четвертого арбитражного

апелляционного суда (г.Чита, ул.Ленина, 100б)

DEVELOPMENT INSTITUTE OF TAX LIABILITY IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA (XIX CENTURY)

Reshetnikova Elena Victorovna, is the post-graduate student of the Department of the theory and history of law and state Department of NOUVPO «The Siberian Academy of law economy and management» (Irkutsk, Surikov Street 21), Elena Victorovna is the head of the Department of the records management of the Fourth arbitration Court of Appeal (Chita, Lenin Street 100b)

АННОТАЦИЯ

В статье выделены особенности развития налоговой ответственности по законодательству XIX - начала XX веков, изменение объекта налоговой ответственности, создание в результате кодификации единого нормативно-правового акта, регулирующего налоговые правоотношения - порядок начисления налогов, пени и штрафов, порядок и процедуру привлечения к налоговой ответственности

ABSTRACT

The article highlights the features of the development of tax liability under the laws of the XIX - beginning of XX centuries, changing the object of the tax liability, the codification of a single legal act regulating tax relations - the procedure of calculation of taxes, fines and penalties, the manner and the procedure for bringing to tax responsibility

Ключевые слова: история налогового права, подушная подать, гильдейский сбор, земские повинности, налоговая ответственность, недоимка, уставы.

Key words: history of tax law, poll file, Guild fee, local taxes, fiscal responsibility, arrears, statutes.

XIX век можно смело назвать периодом, когда произошло окончательное формирование института налоговой ответственности. Так, в конце XIX века была отменена подушная подать, просуществовавшая вплоть до 1887 года (в некоторых районах до 1897 года); окончательно сформировался институт пени; претерпела изменения процедура привлечения к налоговой ответственности. И наконец, в связи с проведением кодификации в 1857 году произошло окончательное формирование института налоговой ответственности.

Подушная подать, оставаясь неизменной по сути, существенно изменилась в размере. Если во второй половине XVIII в. размер подати постоянно уменьшался, то с начала XIX столетия и вплоть до ее отмены размеры подушной подати постоянно росли. Так, подушный оклад в царствование Александра I определился в 3 руб. 30 коп. с души, то есть с 1797 года возрос в 4 раза [17, с.28]. При Николае I по указу 9 ноября 1839 года подушный оклад был переложен на серебро и составил 95 коп. серебра на душу. В 1862 году подушный оклад снова был повышен до 1 руб. В 1867 года последовало новое увеличение подушного оклада, причем размер прибавки в среднем был 50 коп. и колебался между 19 У коп. (Архангельская губерния) и 75 коп. (Курляндская губерния). После этого оклад подушной подати колебался между 1 руб. 15 коп. (некоторые уезды Псковской губернии), 2 руб. 17 коп. (Сарапуль-ский уезд Вятской губернии) и 2 руб. 61 коп. (колонисты Одесского уезда). В таком виде оклад оставался до самой отмены подати - с 1 января 1887 года (в Сибири - с 1897 года) [12, с.17]. Основной причиной роста размера подушной подати исследователи называют рост инфляции и увеличение расходов государства.

Налог на недвижимость в городах впервые введен в России с 1 июля 1863 года, заменивший прежнюю подушную подать с мещан. Налогом на недвижимость облагались жилые дома, заводы, фабрики, бани, склады, другие строения, пустующие земли (Высочайше утвержденные Правила о взимании в 1863 году налога с недвижимых имуществ в городах посадах и местечках, утвержденные Указом от 01 января 1863 года [7, с.15]).

Налог на недвижимость в городах имел статус местного. За основу в расчете суммы налога была принята доходность недвижимого имущества, а при невозможности ее определения - стоимость недвижимости. По своему характеру этот налог был раскладочным. Он определялся ежегодно на каждую губернию, в пределах которой назначенная по окладу сумма распределялась губернским земским собранием по городам и местечкам, а там местными органами самоуправления раскладывалась на отдельные имущества. Примером может служить Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета, объявленное Сенату Министром Финансов «О распределении размера налога на недвижимое имущество в городах Курской губернии за вторую половину 1863 года» от 09 июля 1863 года [7, с.837].

Земские повинности землевладельцев, сохранившиеся после отмены поземельного налога в связи с введением подушной подати, требовали совершенствования правового регулирования. Для этой цели в XIX веке принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие систему земских сборов и повинностей, такие как: Предварительное положение о земских повинностях от 1805 года [5, с.1011], устанавливавшее, что денежные сборы взимаются только на основании высочайших указов и узаконений; Устав о земских повинностях от 1851 года [13, с.507], устанавливавший новые правила о земских повинностях.

Часть земских повинностей (содержание и устройство шоссе содержание почтовых станций, полиции и некоторые другие повинности) и которые взимались с ревизских душ и частью с купеческих и промысловых свидетельств, с 1875 года были переложены в размере ЛА части этого сбора на земли и стали называться государственным поземельным налогом. Обложению государственным поземельным налогом подлежали все земли, облагаемые на основе Устава о земских повинностях местными сборами, кроме казенных земель. В 1884 году издан закон о размерах данного налога, его величина колебалась от ЛА коп. до 17 коп. с десятины [16, с.102]. С 1896 года размер налога на 10 лет был снижен на 50%, а в губерниях, где половинный оклад превышал 5 коп. на 10%. Объяснялось это сельскохозяйственным кризисом.

Значение государственного земельного обложения было невелико исключительно потому, что от уплаты поземельного налога были освобождены дворяне, а крестьянские хозяйства были маломощными. Кроме того, сохранялись еще крепостнические пережитки в деревне.

Промысловый налог - гильдейский сбор за право торговли с принятием Дополнительного постановления «Об устройстве гильдий и о торговле прочих сословий» от 14 ноября 1824 года [6, с.588] видоизменяется, вводится патентная система, заимствованная из Франции. Теперь гильдейский сбор принял однообразный оклад для каждой гильдии независимо от суммы объявленного капитала.

9 февраля 1865 года утверждено новое Положение о пошлинах за право торговли и промыслов [8, с.157], которое стало общим основанием действующей системы промыслового налога в России. По указанному Положению прежнее разделение торгующих на гильдии упразднено и отменено объявление капиталов, оставлено только две гильдии. Для определения размера окладов платежей принималось во внимание: 1) виды торговли и промыслов; 2) классы местностей (5 классов); 3) размер торговых и промышленных оборотов, выражающийся в числе заведений, а иногда в сумме основного капитала.

15 января 1885 года утверждены Правила об обложении торговых и промышленных предприятий дополнительным сбором (процентным и раскладочным) - процентный (3% с чистой прибыли) и раскладочный налоги

(по цене уплачиваемых пошлин за гильдейские свидетельства и билеты) [9, с.10]. Законом от 21 декабря 1892 года процентный сбор увеличен до 5%, а раскладочный -на 25% (Высочайше утвержденное мнение «О сборах с торговых и промышленных предприятий» от 21 декабря 1892 года [10, с.703]).

08 июня 1898 года утверждено новое Положение о государственном промысловом налоге [11, с.489], которое объединило все узаконения в этой области, принятые в период с 1865 по 1893 годы. В противоположность прежнему гильдейскому сбору в новой организации центр тяжести перенесен с лица на предприятие, основываясь на патентной и окладочной системе. Налог состоял из основного и дополнительного. Уплата основного налога находилась в зависимости: 1) от класса местности, где находится предприятие; 2) от разряда, к которому отнесено предприятие или занятие. Дополнительный налог взимался в виде налога с капитала и процентного (раскладочного) сбора с прибыли.

С конца XIX в. начинается налогообложение наследуемого и подаренного имущества, а также доходов с денежных капиталов (доходы от оборота фондовых ценностей, банковских вкладов, аукционных продаж, выигрышей по государственным займам) [2, с.151].

Таким образом, размер подушной подати в XIX столетии постоянно увеличивался, а по указу от 26 декабря 1862 года был временно введен еще и дополнительный сбор, впоследствии ставший постоянным. В рассматриваемый период активно развивалась система земских сборов и повинностей. К 1917 г. в России существовали следующие виды налоговых сборов: 1) имущественные, которыми облагалась недвижимость; 2) промысловый налог - сбор за право осуществления определенного вида деятельности; 3) подоходный налог, ставки которого, надо заметить, были весьма и весьма либеральными; 4) акцизные сборы (или косвенное налогообложение), как и сейчас, дававшие львиную долю поступлений в госбюджет.

Кодификация нормативно-правовых актов в области налогообложения и налоговой ответственности 1857 года привела к созданию единого нормативно-правового акта, который впервые объединил в себе нормы, устанавливающие понятие налога (государственных податей и сборов), порядок уплаты налога, субъектный состав налогооблагаемого населения, понятие недоимки, порядок взыскания недоимки, а также условия и порядок применения института признания недоимки и задолженности по пеням и штрафами безнадежной к взысканию и их списания, и другие вопросы налоговой ответственности.

В области налогообложения и налоговой ответственности таким актом стал Свод законов Российской империи - том 5 - Уставы о податях, о пошлинах, и о сборах с питей, с свеклосахарного производства, и с табаку [14, с.9]. Свод законов объединил в себе все нормативно-правовые акты, принятые в рассматриваемой области в период с 1765 по 1857 годы.

Уставом о податях определено понятие государственных податей, под которыми понимаются «вообще окладные сборы, взимаемые с разных лиц в государственный доход определенным (окладным) количеством и в установленный срок» (ст.1 Устава о податях [14, с.9]).

Статьей 29 Устава о податях определены сроки, в которые должен быть уплачен налог - подати вносятся на два срока в году с января по 1 марта, а за вторую половину

с октября по 1 января. Сверх того налогоплательщику дается 15-дневная льгота, считая с 1 марта или с 1 января. В качестве подтверждения уплаты налога выдавалась квитанция.

Субъектный состав налогообязанных в XIX столетии выглядел следующим образом: к податным сословиям принадлежала вся масса сельских обывателей, под разными наименованиями, а также мещане, цеховые и рабочие в городах. Свободны от податей были, во-первых, потомственные и личные дворяне. Освобождение их мотивировалось их обязательной службой, но с отменой ее в 1762 г. дворяне все-таки не были обложены податями. Освобождено было от платежа подушной подати и духовенство, причем освобождение это распространялось только на лиц, занимавших штатные места, и на их детей; остальные должны были поступить на службу или записаться в подушный оклад.

Таким образом, лицами обязанными платить подати были в основном крестьяне. Дворянство и духовенство было освобождено от уплаты податей.

Санкции за налоговые правонарушения были самыми разнообразными, подразделялись на основные и дополнительные. Так, основными видами наказаний, применяемых к недобросовестным налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства, были денежная пеня, конфискация имущества, арест, тюремное заключение и общественные работы. В качестве дополнительного вида использовалось взыскание причиненного казне ущерба, лишение права торговли, а также признание нарушителя-недоимщика несостоятельным, с последующей распродажей его имущества.

Устав о податях дает впервые официальное понятие недоимки - это «подать, не внесенная в установленный срок» (статья 520 Устава о податях). Помимо этого Устав определил порядок взимания недоимки, а также начисления пени на сумму недоимки. На основании статьи 522 Устава о податях установлена пеня за недоимки по 1% в месяц. Причем устанавливался определенный порядок начисления пени. Пеня не начисляется на 15-дневный льготный срок - до 15 января и до 15 марта соответственно. Пеня начисляется не по числу просроченных дней, а за полный месяц и исчисляется с числа следующего за льготным периодом. Так, например, кто вносит подать 16 марта, с того взыскивается пеня за весь март, а кто вносит 1 апреля - с того за апрель и март и т.д. Освобождены от уплаты пени были государственные крестьяне, мещане и цеховые ремесленники и другие лица, указанные в статье 523 Устава о податях.

Таким образом, начиная с XIX века размер пени равен 1% в месяц от суммы недоимки. Причем установлен определенный порядок исчисления пени - установлен льготный период уплаты недоимки, после чего начисляется пеня, но не за каждый день просрочки, а за месяц.

Процедура взыскания недоимок по налогам претерпела изменения. Надзор за взысканием недоимок в губерниях осуществляли их начальники, которые каждые полгода представляли Государю императору сведения об успехе взыскания недоимок. Кроме того, в своих отчетах губернаторы обозначали размеры недоимок, указывали на причины невозможности взыскания их и указывали, какие принимались меры к взысканию недоимок. В соответствии со статьей 556 Устава о податях «в случае необычайного в какой-либо губернии накопления недоимки, для

принятия ко взысканию оных скорых и решительных мер отправляется по Высочайшему назначению в каждую такую губернию один Сенатор» [14, с.123]. Сенатор о принятых им мерах к взысканию накопившейся недоимки обязан был докладывать Министру Финансов и Правительствующему Сенату (статья 563 Устава о податях).

В уездах за сбором недоимок наблюдала уездная полиция. Меры при взыскании недоимок были различны у мещан и цеховых, свободных обывателей и бывших помещичьих крестьян. У мещан и цеховых по прошествии срока, назначенного для взноса податей, т.е. 1 марта, давалось два льготных месяца; затем неисправный плательщик мог быть отдан в опеку, ему не выдавался паспорт, продавалось движимое и недвижимое его имущество, и только когда все средства взыскания были исчерпаны, а недоимка не была покрыта, она разлагалась на все мещанское общество. Если недоимка была запущена плательщиком по лени и нерадению, то по приговору общества он подвергался отдаче в работы на срок от 1 до 6 месяцев. После трех подобных наказаний неисправный плательщик мог быть исключен из среды мещанского общества [3, с.36].

Изменения в налогообложении, произошедшие в связи с отменой подушной подати и появлением множества других налогов привели к необходимости создания особого института по надзору за сбором этих налогов. В связи с этим была введена должность податного инспектора. В соответствии с Наказом податным инспекторам по губерниям европейской России, утвержденным управляющим Министерства финансов 12 августа 1885 г., податные инспекторы были обязаны наблюдать за правильностью привлечения к платежу земель, подлежащих обложению государственным поземельным налогом; проверять ведомости по налогу с недвижимости; собирать сведения о составе открывшихся наследств; уточнять доходность и ценность земельных угодий, лесных пространств, горного и соляного промыслов; собирать и представлять в Казенную палату сведения о состоянии торговли и промышленности; устанавливать время года, когда крестьяне располагают наибольшими платежными средствами от сельского хозяйства и промыслов; следить за своевременностью принятия мер взыскания недоимок по налогам [15, с.31]. Кроме того, чины податных инспекций были обязаны присутствовать при составлении акта об уничтожении пожаром или стихийным бедствием недвижимого имущества, облагаемого налогом; наблюдать за правильностью торговли; осуществлять проверки, а в случае выявления нарушений - составлять протоколы и возбуждать дела.

Процедура привлечения к налоговой ответственности вновь претерпела изменения в 1898 году в связи с принятием Положения о государственном промысловом налоге от 08 июня 1898 года [11, с.489]. Надзор стали осуществлять общие присутствия казенных палат, усиленные представителями от общественных учреждений и от плательщиков, а также местные раскладочные присутствия.

В устройстве апелляционных инстанций введены новые начала. Прежде жалобы плательщиков на постановления казенных палат по сбору за право торговли и промыслов приносились или министру финансов, или в Правительствующий Сенат, смотря по размеру штрафа (процентному и раскладочному) подавались министру

финансов, а им передавались на предварительное заключение особого податного присутствия, образованного при департаменте торговли в мануфактуре [4, с.177]. Для рассмотрения таких жалоб образовано новое коллегиальное учреждение с характером административного суда - губернское (областное) по промысловому налогу присутствие из представителей высшей местной администрации, земских и городских управ и из плательщиков промыслового налога.

Жалобы на решения губернского (областного) по промысловому налогу присутствия приносились через означенные присутствия в Правительствующий Сенат (по первому департаменту) в месячный срок со дня вручения копии решения и представлялись в Правительствующий Сенат с объяснениями губернского (областного) присутствия.

Таким образом, деятельность органов налогового контроля при всей их малочисленности была достаточно эффективной, однако в отдельных случаях для принуждения налогоплательщиков к исполнению обязанностей по уплате налогов требовалось привлечение сил полиции и армии. Как исключительно положительный момент следует отметить участие общественности в работе податных комиссий.

Институт признания недоимки и задолженности по пеням и штрафами безнадежной к взысканию и их списания также претерпел некоторые изменения. Если ранее в нормативно-правовых актах упоминалось просто о списании недоимки и пени, то в нормативно-правовых актах XIX века уже упоминается о списании недоимок как безнадежных к взысканию. Так, по Решению Правительствующего Совета от 19 июля 1809 года недоимки признаны «яко ко взысканию безнадежныя, из счета государственных недоимок исключить» [1, с.276].

В 1823 г. пеня для казенных крестьян была отменена и недоимка по ней прощена, с помещичьих же крестьян были прощены только недоимки по пене по 1 июля 1823 г., а самая пеня для них была сохранена. Накопившиеся после того недоимки были сложены манифестами при воцарении (19 ноября 1825 г.) и короновании (22 августа 1826 г.) императора Николая I; недоимки, накопившиеся в его царствование по 1855 г., были прощены при вступлении на престол и короновании Александра II манифестами 19 февраля 1855 г. и 26 августа 1856 г. В последний раз недоимки по подушной подати были сложены коронационным манифестом Александра III 15 мая 1883 г.

Таким образом, в рассматриваемый период в некоторых актах в открытую говорится о недоимках безнадежных к взысканию и их списанию, что свидетельствует об окончательном формировании института признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежной к взысканию и их списания.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Во-первых, вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением налоговых реформ, повлекших отмену подушной подати и введение новых налогов: поземельного, с недвижимых имуществ, на наследство и дарение, промыслового и с доходов от капиталов, что привело к изменению объекта налоговой ответственности.

Во-вторых, претерпели изменение санкции за налоговые правонарушения - установлен иной размер пени в размере 1% в месяц от суммы недоимки. Причем

установлен определенный порядок исчисления пени -определен льготный период уплаты недоимки, после чего начисляется пеня, но не за каждый день просрочки, а за месяц.

В-третьих, окончательно сформировался институт признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежной к взысканию и их списания.

В-четвертых, проведенная в 1857 году кодификация привела к созданию единых нормативно-правовых актов, регулирующих определенные правовые отношения в области налогообложения - устав о пошлинах, устав о питейном сборе и акцизе, устав о податях, уставы о повинностях и т.д. Теперь объект налогообложения (налоги и сборы), порядок взимания налогов и сборов, порядок начисления пени, взыскания недоимки и другие вопросы регулировались единым нормативно-правовым актом, что привело к окончательному оформлению института налоговой ответственности в российском государстве.

Литература

1. Архив Государственного Совета в пяти томах: Том третий. Царствование Императора Александра 1 (1801-1810 гг.). - СПб., 1878. - 470 с.

2. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. - Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. - 462 с.

3. Петров Ю.И. Налоговые правонарушения: реакция налогоплательщиков на преобразования в конце XIX - начале XX вв. // Таможенное дело. - 2014. - № 2. - С. 34 - 39.

4. Погребинский А.П. Очерки истории финансов дореволюционной России (19-20 вв.). - М.: Госфиниздат, 1954. - 268 с.

5. Полное собрание законов Российской империи Собрание первое в 45 томах: Том 28: 1804-1805 гг. -СПб., 1830. - 1349 с.

6. Полное собрание законов Российской империи Собрание первое в 45 томах: Том 39: 1824 г. - СПб., 1830. - 629 с.

7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе в 55 томах: Том 38. 1863 год: Отделение первое: №№39117-40024. - СПб, 1866. -942 с.

8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе в 55 томах: Том 40. 1865 год: Отделение первое: №№41642-42509. - СПб, 1867. - 992 с.

9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье в 33 томах: Том 5. 1885 год: №№2643-3435. - СПб, 1867. - 1525 с.

10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье в 33 томах: Том 12. 1892 год: №№8215-9216. - СПб, 1895. - 1386 с.

11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье в 33 томах: Том 18. 1898 год: №№14861-16309. - СПб, 1901. - 1189 с.

12. Руковский И.П. Историко-статистические сведения о подушных податях, в сборнике: Тр. Комиссии для пересмотра системы податей и сборов. Т. 1. - СПб., 1866. - 216 с.

13. Свод законов Российской империи, издание 1857 года. Том 4: Уставы о повинностях: Уставы рекрутские, уставы о земских повинностях. - СПб., 1857. -846 с.

14. Свод законов Российской империи, издание 1857 года. Том 5: Уставы о податях, о пошлинах, и о сборах с питей, с свеклосахарного производства, и с табаку. - СПб., 1857. - 833 с.

15. Титов А.С. Исторический очерк о развитии государственно-правового регулирования налоговой сферы России // Финансовое право. - 2012. - № 10. - С. 31.

16. Ходский Л.В. Государственное хозяйство и финансовая наука. Основные принципы и особенности государственного хозяйства и классификация государственных доходов // Публично-правовые исследования (электронный журнал). - 2013. - № 4. - С. 96 - 141.

17. Черник Д.Г. Налоги: Учебное. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2010. -367 с.

ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ БРАЧНОГО ДОГОВОРА. РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СУПРУГАМИ, СВЯЗАННЫХ СО СРЕДСТВАМИ

И СПОСОБАМИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Рышковская Яна Игоревна

Магистрант, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая

Григорьевича Столетовых, г. Владимир

THE PROBLEM OF THE MARRIAGE CONTRACT'S CONTENT. REGULATION OF THE NON-PROPERTY RELATIONSHIPS BETWEEN SPOUSES CONNECTED WITH THE TOOLS AND METHODS OF CHILDREN'S EDUCATION

Ryshkovskaya Yana, master student, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovy, Vladimir АННОТАЦИЯ

В данной статье предпринята попытка выявления противоречий в неимущественных отношениях, находящихся юридически за пределами регулирования института брачного договора, однако в реальности в той или иной степени непосредственно или косвенно связанных с режимом имущественных отношений супругов. Предлагается внедрение положений о способах и средствах воспитания детей в институт брачного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.