Научная статья на тему 'Фискальные функции исполнительной полиции Казанской губернии в 60-70-х годах xix века'

Фискальные функции исполнительной полиции Казанской губернии в 60-70-х годах xix века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ФИСКАЛЬНАЯ СИСТЕМА / НАЛОГИ / ПОВИННОСТИ / КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / POLICE / FISCAL SYSTEM / TAXES / OBLIGATIONS / KAZAN STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ялтаев Дмитрий Анатольевич

На основе архивных материалов рассмотрен вопрос о сохранении фискальных и административных функций исполнительной уездной полиции, несмотря на реформы по преобразованию системы налогов и повинностей, проводившихся в России во второй половине XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FISCAL FUNCTIONS OF THE POLICE IN KAZAN STATE IN RUSSIA DURING 1860-1870s

Based on archive materials, the topic addresses a question of keeping fiscal and administrative functions of the state police intact, despite the tax and obligation reforms in Russia in the second part of 19th century.

Текст научной работы на тему «Фискальные функции исполнительной полиции Казанской губернии в 60-70-х годах xix века»

ное исследование по интересующей нас теме. Источники могут существенно отличаться по объему, охвату временных интервалов и отдельным аспектам, но, тем не менее, с привлечением их дополнительных групп можно воссоздать в целом всю многогранную картину деятельности сельской интеллигенции Чувашии в годы Великой Отечественной войны.

Литература

1. ГИА ЧР. Ф. 872.

2. ГИА ЧР. Ф. 1041.

3. ГИА ЧР. Ф. 203. Оп. 18-20.

4. ГИА ЧР. Ф. 221.

5. ГИА ЧР. Ф. 1387, 1642.

6. ГИА ЧР. Ф. 159, Ф. 2240, Ф. 2027, Ф. 2089, Ф. 2030, Ф. 2164, Ф. 645, Ф. 1902, Ф. 2161.

7. ГИА ЧР. Ф. 259.

8. ГИА ЧР. Ф. 2090, 2080, 2194, 1991, 2037.

9. ГИА ЧР. Ф. 1581, 1893.

10. ГИА ЧР. Ф. 1857.

11. Жиромская В.Б., И.Н. Киселев, Поляков Ю.А. Полвека под грифом «секретно»: Всесоюзная перепись населения 1937 года. М.: Наука, 1996. 152 с.

ШИРОКОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - ассистент кафедры истории и культуры зарубежных стран, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mlemaeva@mail.ru).

SHIROKOVA MARINA ALEKSANDROVNA - assistant, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 930:351.74(470)“1860/1879”

Д.А. ЯЛТАЕВ

ФИСКАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В 60-70-х ГОДАХ XIX ВЕКА*

Ключевые слова: полиция, фискальная система, налоги, повинности, Казанская губерния.

На основе архивных материалов рассмотрен вопрос о сохранении фискальных и административных функций исполнительной уездной полиции, несмотря на реформы по преобразованию системы налогов и повинностей, проводившихся в России во второй половине XIX в.

D.A. YALTAEV

FISCAL FUNCTIONS OF THE POLICE IN KAZAN STATE IN RUSSIA DURING 1860-1870s Key words: police, fiscal system, taxes, obligations, Kazan state.

Based on archive materials, the topic addresses a question of keeping fiscal and administrative functions of the state police intact, despite the tax and obligation reforms in Russia in the second part of 19th century.

В 2010-2011 гг. стартовали две реформы: увеличение налоговых сборов с работодателей при усилении персонификации учета социальных отчислений и преобразование милиции в полицию. В связи с этим, как и в конце XIX в., все большее внимание государство уделяет деятельности контрольно-ревизионных служб. В отличие от современности полиция дореволюционной России выполняла и фискальные функции, определяемые тем, что она являлась единственным органом центрального государственного подчинения на местном уровне. Однако, поскольку при описании ее деятельности внимание обычно уделялось

* Исследование выполнено по госконтракту № 16.740.11.0408 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

охранительным функциям, детальное изучение вопросов контроля над сбором податей и выполнением повинностей ускользало от исследователей. Необходимо определить те изменения, которые происходили в структуре полицейских органов после начала реформ 60-70-х гг. и до формирования специальных налоговых органов в 80-х гг. XIX в.

Во второй половине XIX в., особенно в ходе проведения реформ 60-70-х гг., прежняя налоговая система, построенная на феодальных и общинных принципах, явно утратила свою функциональность. Натуральный и уравнительный принципы уплаты налогов мешали развитию рыночных отношений как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Неоднократно создавались специальные комиссии, имевшие целью преобразование существовавшей налоговой системы податного типа. В 1859 г. комиссия по пересмотру податей и сборов пришла к выводу, что без отмены подушной податной схемы нельзя достигнуть совершенного улучшения в устройстве прямых податей. В 1868 г. комиссия составила проект подворного и поземельного налогов, которые должны были заменить подушную подать и все сборы, основанные на подушной системе. Но при широком его обсуждении земствами в 1870 г. данное предложение было отвергнуто, поскольку новые налоги менялись только формально, сохраняя за крестьянством бремя несения основных выплат. В 1872 г. особая комиссия под председательством П.А. Валуева рассмотрела отзывы земств и составила их отдельный свод, на основе которого другая, финансовая комиссия, составила проект о замене подушных сборов подворным и разрядным налогами. В 1876 г. этот проект обсуждался комиссией под председательством великого князя Константина Николаевича. 23 марта 1879 г. по инициативе министра финансов С.А. Грейга была образована комиссия «для обсуждения предположений об отмене сборов, взимаемых в пользу государственного казначейства по подушной системе, и взыскания для замены их другими источниками государственных доходов» [9. С. 127-128]. Однако подушная подать сохранялась до 1887 г. Таким образом, несмотря на резкие изменения в структуре населения, т.е. налогоплательщиков, и преобразования в общественно-политической системе, что отразилось в многочисленных проектах на протяжении 60-70-х гг. вплоть до преобразований второй половины 80-х гг. XIX в., связанных с созданием институтов податной инспекции и участковых земских начальников, схема взимания налогов и исполнения повинностей в целом оставалась прежней. В качестве единственного изменения следует назвать вмешательство в процесс выполнения повинностей и сбора выкупных платежей со стороны мировых посредников. Это значительно осложняло работу государственных контрольно-ревизионных органов, действовавших в рамках прежней системы, но уже в новых условиях.

После проведения реформы 1861 г. по освобождению крестьян от крепостной зависимости были введены новые налоги. В 1863 г. появился подомовой налог, которым облагались жилые дома, фабрики, заводы, театры, бани и строения с принадлежащими к ним постройками [8. С. 88]. С 1875 г. применялся государственный поземельный налог. Им обкладывались все земли, кроме казенных, налог носил раскладочный характер [3. С. 34]. В связи с возникновением земств вводились земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменяются акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом). При этом сохранялась важная роль в системе государственных доходов следующих видов налогов - подушного, питейного и таможенного сборов, соляного (в 1862 г. вводится акциз на соль), акцизов на дрожжи (1866), керосин (1872), табак. Денежные земские повинности использовались на содержание местного административно-полицейского аппарата, школ, больниц, пожарной охраны и т.п. Натуральные земские повинности применялись при ремонте дорог, мостов и т.д. Они устанавливались либо государством (ремонтные работы, почтовая и пр.), либо самими земствами (на со-

держание школ, больниц и т.п.). Кроме земских повинностей, распределявшихся на все податное население, существовали и такие, которые падали только на крестьян (например, несение расходов по содержанию воинского и крестьянского управлений) [8. С. 88-90].

Порядок собирания податных окладов, который практиковался в России вплоть до 60-х гг. XIX в., установился еще со времени издания «Учреждения о губерниях» 1775 г. В городских обществах сбор податей производился старостами, с государственных крестьян - выбранными сборщиками податей, с помещичьих крестьян - помещиками или их приказчиками и управителями [9. С. 126]. За сбор налогов и исполнение повинностей отвечал губернатор. Основной контроль осуществляла губернская казенная палата, которая согласовывала свои действия с различными губернскими и уездными присутствиями. Деятельность по непосредственному взиманию как подушной подати, так и других подобных платежей, а также по побуждению крестьян к выполнению натуральных повинностей осуществлялась должностными лицами сельского и волостного самоуправления. Однако сельские власти, находившиеся в прямой зависимости от своих односельчан, часто не могли обеспечивать безнедоимочное взимание налогов и повинностей. Недоимки появились сразу после введения подушной подати в 1724 г. При вступлении на престол Елизаветы Петровны они составили 5 млн руб. и были прощены в 1752 г. Но уже к воцарению Екатерины II их сумма дошла до 8 млн. О систематичности недоимок говорит то, что только по подушной подати задолженности достигали таких сумм, которые уже невозможно было взыскать. Недоимки попросту прощались в 1787 г., 1814 г., 1825-1826 гг., 1855-1856 гг. и др. [9. С. 126-127]. Подобная ситуация складывалась и в отношении земских сборов. Как следствие, над волостными учреждениями и ответственными лицами постоянно создавались государственные контролирующие надстройки.

Уездная полиция, как государственно-исполнительный орган, отвечала за реализацию правительственных решений в отношении крестьян. Согласно ст. 85 «Правил нового устройства земских повинностей» от 13 июля 1851 г. объявления в общества и поместья рассылались губернским правлением через городскую и земскую полицию [5]. Губернские власти особо выделяли деятельность полиции по обеспечению поступления в казну податей, выкупных платежей и других сборов. Фискальные обязанности полиции были крайне трудоемкими. По своей сложности производство описей недвижимости имущества землевладельцев за неплатежи долгов казне приравнивали к действиям по прекращению лесных пожаров и дознаниям о смертоубийствах и грабежах [2. Д. 13. Л. 76]. С передачей государственных крестьян в ведение общих губернских и уездных по крестьянским делам учреждений в обязанность полиции перешло наблюдение за своевременным взносом крестьянами податей [4. Д. 210. Л. 11]. Исправники и становые приставы лично вели дела по взысканиям. Причем по делам наблюдения за поступлением налогов и производством взысканий кроме обширной переписки требовалась личная деятельность полицейских на местах. Им приходилось тратить много времени и труда, чтобы пополнить какую-либо недоимку [4. Д. 3517. Л. 119-121 об.]. При ревизии деятельности цивильского полицейского надзирателя в 1869 г. губернатор отмечал быструю работу по всем делам, кроме взыскания недоимок [2. Д. 39. Л. 308]. В списке неисполненных бумаг приставов Ядринского уезда за 1905-1909 гг. все неисполненные поручения касались дел по взысканию налогов, податей, денег с должников и т.п. (при этом делались ежегодные, иногда многократные, попытки взыскания) [2. Д. 28. Л. 210-220]. Становые приставы и исправники направляли в губернское правление сведения о недоимках губернского, мирового, страхового и прочих сборов, хотя официально сбором занимались волостные правления. Полиция отчасти дублировала деятельность этих органов [2. Д. 41. Л. 1-39]. Осенью 1874 г. по-

лиция временно получила полный контроль за поступлением платежей с крестьян. С передачей 27 июня 1874 г. функций мировых посредников уездным присутствиям по крестьянским делам до реформирования последних на полицию возложили обязанности по наблюдению за поступлением денежных сборов (кроме случаев, отнесенных к исключительной юрисдикции присутствий) [2. Д. 28. Л. 53-54; Д. 103. Л. 19-19 об.]. Отчасти такая практика сохранялась за полицией и позднее. Например, становые приставы фиксировали в специальных расчетных книгах начисление денежных сумм по земельным сборам с частных, общественных, городских и казенных земель [2. Д. 1. Л. 1-34]. Нередко исправникам приходилось составлять описи имущества неплательщиков на предмет его продажи для погашения взысканий [4. Д. 3517. Л. 120]. Аукционные продажи имущества должников часто были единственным выходом в деле взимания недоимок, хотя обычно это не помогало из-за полной материальной необеспеченности некоторых должников из крестьян. Становые приставы организовывали торги по продаже арестованного за недоимки имущества [2. Д. 3. Л. 202].

Иногда процесс взыскания недоимок принимал формы больших полицейских операций. Так, в 1885 г. урядник Цивильского уезда Герасимов совместно с волостными должностными лицами отлавливал татар Акзегитовской волости в соседних селениях и гумнах, которые приходилось окружать для поимки беглецов [2. Д. 414. Л. 2-2 об.]. За достижение безнедоимочных поступлений исправникам и становым приставам губернатором объявлялась благодарность, о чем сообщалось в «Казанских губернских ведомостях» [2. Д. 62. Л. 7].

Согласно ст. 546 Устава о податях (изд. 1876 г.) становым приставам и иным чиновникам уездной полиции запрещалось принимать, а тем более требовать от поселян деньги, следующие на подати и другие повинности. Эти средства поступали от крестьянских сборщиков или сельских старост в уездное казначейство [6. С. 265]. Поэтому полицейские чины обычно не занимались взиманием недоимок, перекладывая данную обязанность на волостные правления и оставляя за собой только функцию докладчика [2. Д. 21. Л. 194]. Тем не менее то, что книга о приходе и расходе взыскиваемых сумм становых и надзирателей не помещалась даже в один том (делилась на два полугодия), говорит об обширности этой работы [2. Д. 18. Л. 34]. Согласно правилам, если становой пристав допускал хоть какое-то послабление, то он подлежал увольнению и преданию суду по всей строгости закона [6. С. 265].

Полиция сотрудничала как с государственным казначейством, так и с другими органами, часто заменяя их. Уездные казначейства ежемесячно подавали уездным полицейским управлениям краткие реестры «о недоимках, числящихся и поступающих по сему Казначейству, зависящих взыскания» от полиции [2. Д. 21. Л. 21-25]. Согласно циркуляру МВД 12 июня 1867 г. № 4106, уездные казначейства обязаны были доставлять местной полиции подробные недоимочные реестры по истечении первой и второй половины года. Все распоряжения, сделанные по взысканию недоимок, полиция подробно отмечала в специальной ведомости, один экземпляр которой в течение трех месяцев (с назначенного срока начала взыскания) отправлялся в казначейство [6. С. 262-263]. Директор Департамента полиции МВД С. Белецкий свидетельствовал, что уездная полиция служила исполнительным органом всех ведомств и установлений не только правительственных, но и общественных. Взыскания разного рода налогов, сборов, переборов, залогов по подрядам, рассылка окладных и пенсионных листов, вручение и истребование разного рода отзывов, документов, объявлений и других бумаг, производство расследований о несостоятельности недоимщиков - все это входило в обязанности полиции, заполняя собою едва ли не большую часть ее служебной деятельности [1. С. 44].

Исходя из «Устава о земских повинностях» 1851 г. в некоторых случаях губернская казенная палата вместе с особым о земских повинностях присутствием могла проводить в уездных городах торги по земским повинностям. Ст. 108 указывала на производство торгов в общем присутствии под председательством уездного предводителя дворянства, где помимо других лиц обязан был находиться земский (уездный) исправник. Вызов к торгам производился губернским правлением через полицию и газетные объявления [5].

Постепенно фискальные функции полиции передавались другим ведомствам. Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов циркуляром от 26 ноября 1864 г. № 8902 на основании высочайше утвержденного 26 октября 1864 г. мнения Госсовета, уведомил губернские власти о том, что местный надзор за правильным производством табачной промышленности с 1 января 1865 г. переходит в ведение питейно-акцизного управления, в связи с чем предписывалось освободить от специального надзора чиновников городских и уездных полиций [4. Д. 2021. Л. 82].

Дело сбора податей должно было исполняться самими сельскими обществами под контролем волостных властей. Обязанности по организации налоговых сборов осуществляли мировые посредники. Конечный контроль вело губернское казначейство. Уездная полиция, обязанная исполнять решения мирового посредника, подчинялась силе обстоятельств [4. Д. 1670. Л. 1 об.]. В деле сбора с крестьян податей и других денежных сборов мировые посредники иногда отсрочивали денежные платежи. В результате недоимки в селениях умножались, а уездная полиция получала незаслуженные нарекания за нераспорядительность. Жалобы полиции на волостное и сельское начальство мировой посредник принимал как бы лично в укор себе или за вмешательство в круг его действий, и тогда возникали полемическая переписка и нескончаемый ряд пререканий [4. Д. 2235. Л. 4 об., 28-28 об.].

Вскоре часть контрольных функций в плане своих налогов и повинностей взяли на себя только что созданные земства. Они делили с полицией некоторые обязанности, но иногда воспринимали это деление как полное переложение их на плечи последней. Так, согласно ст. 36 «Временных правил для земских учреждений», наблюдение за выполнением натуральных повинностей и меры исполнения, под общим заведованием уездной управы, возлагались на общественные власти и полицейские учреждения. Земства трактовали данное положение так, что именно полиция должна выполнять эти обязанности. На замечание казанского губернатора, что это дело исполнительных, а не карательных властей, не обращалось никакого внимания. Вместо предварительных настаиваний о взимании денежных сборов у волостных, сельских начальств и у мировых посредников, при содействии которых должно было начинаться взыскание денежных земских сборов и в распоряжении которых имелись гораздо большие и реальные средства побуждения неплательщиков, чем у полиции, земские управы привыкли обращаться напрямую в уездную полицию, обременяя ее обширной перепиской [4. Д. 2235. Л. 6].

Особо выделялась деятельность полиции по надзору за производством и продажей алкогольных напитков. 12 сентября 1867 г. Министерства финансов издало «Инструкцию полициям об обязанностях их по питейному сбору». К особым обязанностям полиции, согласно ст. 96 и 97 Устава о питейном сборе, принадлежали следующие меры: надзор в тех местах, где не существовало особой торговой полиции, за изготовлением и продажей алкогольных напитков по установленным патентам; предупреждение продажи из неустановленных в уставе мест; содействие акцизному управлению в деле надзора за исполнением заводчиками правил о порядке производства «питий»; производство дознания, расследования и разбирательства по ряду связанных с этой сферой дел [7. С. 131].

Уездная полиция настолько тесно была переплетена с системой администрации, что даже занималась продажей гербовых марок. В XIX в. для удобства обы-

вателей, обращавшихся в полицию за справками и удостоверениями, полицейские управления закупали их и продавали просителям [4. Д. 682. Л. 1, 36]. Тем самым деятельность некоторых полицейских управлений переплеталась с работой чисто финансового органа. Кроме этого, Казанская контрольная палата допускала передачу через становых приставов депозитов для крестьян (от 1 до 3 руб.) [2. Д. 209. Л. 5].

Полицейские органы, вопреки ожиданиям, вызванным проведением судебной реформы 1864 г. и иных преобразований тех лет, направленным на отделение от них судебных и управленческих функций, сохраняли их за собой. Во многом это коснулось и фискальной системы, которая в основе своей сохранила ранее сложившиеся принципы. Следует заметить, что даже более позднее введение института податной инспекции не спасло ситуации. Податные инспектора, как и земские органы самоуправления, и казначейства, и губернская казенная палата, продолжали воздействовать на налогоплательщиков и волостные органы преимущественно посредством полиции, за которой, таким образом, продолжали сохраняться административные функции.

Литература и источники

1. Белецкий С., Руткевич П. Исторический очерк образования и развития полицейских учреждений России. Приложение 5-е к законопроекту. СПб.: Тип. МВД, 1913. 42 с.

2. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 122. Оп. 1. Д. 39, 41, 62, 103, 414; Ф. 354. Оп. 1. Д. 13; Ф. 358. Оп. 1. Д. 18; Ф. 359. Оп. 1. Д. 3, 28; Ф. 373. Оп. 1. Д. 21, 209; Ф. 379. Оп. 1. Д. 1.

3. Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. М.: Юрайт, 2010. 794 с.

4. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 1. Оп. 2. Д. 2021; Оп. 3. Д. 210, 1670, 2235, 3517; Оп. 4. Д. 682.

5. Правила нового устройства земских повинностей от 13 июля 1851 г. // ПСЗ. Собр. 2-е. Т. XXVI. Отд. 1. 1851. № 25398.

6. Сборник узаконений, постановлений и распоряжений, относящихся до обязанности исполнительных чинов полиции по своду законов изд. 1857 и 1876 г. и распоряжениям Правительства / сост. Н.И. Ефремов. Ст. Новониколаевская: Тип. Н.И. Ефремова, 1879. 480 с.

7. Справочная книга для полицейских урядников. СПб.: Книжный магазин юридической литературы, 1887. 170 с.

8. Толкушин А.В. История налогов в России. М.: Юрист, 2001. 430 с.

9. Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон. Т. XXIV. СПб.: Тип.-Литография И.А. Ефрона, 1898. 497 с.

ЯЛТАЕВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (dmru@mail.ru).

YALTAEV DMITRIY ANATOLYEVICH - candidate of historical sciences, assistant professor of History Russia Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.