Научная статья на тему 'Развитие института государственно-частного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы и содействие занятости населения'

Развитие института государственно-частного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы и содействие занятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
546
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / кластер / занятость населения / качество рабочей силы / public-private partnership / cluster / employment / quality of the workforce

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадринцева Анна Николаевна

В статье раскрыты проблемы занятости населения и показаны возможности государственно-частного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы. Подчеркивается, что в условиях экономической нестабильности и нехватки бюджетных средств для реализации социально значимых проектов и программ появляется возможность привлечения внебюджетных источников финансирования. Поэтому исследование механизма взаимодействия бизнеса с образовательными учреждениями и государством, перспектив и тенденций его развития представляется весьма актуальным. Вместе с тем, показано эффективное влияние ГЧП на содействие занятости населения на основе кластерного подхода. Преимущество и новизна кластерного подхода в создании инновационной экономики также заключаются в том, что он отводит ведущую роль бизнесу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT INSTITUTE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF IMPROVING THE QUALITY OF LABOR AND EMPLOYMENT ASSISTANCE

The article describes the problem of unemployment and the possibility of public-private partnership in the field of improving the quality of a workforce. An opportunity to attract extrabudgetary sources of funding is highly relevant in terms of economic instability and a lack of budgetary funds for the implementation of social projects and programs. Consequently, the mechanism of interaction of business with educational institutions and the state institutions is very important. At the same time, it is shown effective impact of PPPs on the employment promotion based on a cluster approach. One of the main advantages of the cluster approach in the creation of an innovative economy is a leading role for business.

Текст научной работы на тему «Развитие института государственно-частного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы и содействие занятости населения»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 332.1

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ И СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Анна Николаевна Шадринцева

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

В статье раскрыты проблемы занятости населения и показаны возможности государственно-частного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы. Подчеркивается, что в условиях экономической нестабильности и нехватки бюджетных средств для реализации социально значимых проектов и программ появляется возможность привлечения внебюджетных источников финансирования. Поэтому исследование механизма взаимодействия бизнеса с образовательными учреждениями и государством, перспектив и тенденций его развития представляется весьма актуальным. Вместе с тем, показано эффективное влияние ГЧП на содействие занятости населения на основе кластерного подхода. Преимущество и новизна кластерного подхода в создании инновационной экономики также заключаются в том, что он отводит ведущую роль бизнесу.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, кластер, занятость населения, качество рабочей силы.

DEVELOPMENT INSTITUTE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF IMPROVING THE QUALITY OF LABOR AND EMPLOYMENT ASSISTANCE

Anna N. Shadrintseva

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Management and Entrepreneurship., tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

The article describes the problem of unemployment and the possibility of public-private partnership in the field of improving the quality of a workforce. An opportunity to attract extrabudgetary sources of funding is highly relevant in terms of economic instability and a lack of budgetary funds for the implementation of social projects and programs. Consequently, the mechanism of interaction of business with educational institutions and the state institutions is very important. At the same time, it is shown effective impact of PPPs on the employment promotion based on

122

Экономика и управление народным хозяйством

a cluster approach. One of the main advantages of the cluster approach in the creation of an innovative economy is a leading role for business.

Key words: public-private partnership, cluster, employment, quality of the workforce.

Курс на реиндустриализацию экономики - одно из приоритетных направлений развития Новосибирской области. Ключевым звеном реиндустриализации являются инвестиции в человеческий капитал и проведение активной кадровой политики, включающей создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест. Социально-ориентированная экономическая политика способствует обеспечению занятости населения, необходимого уровня социальной защиты при одновременном сохранении экономической устойчивости.

Состояние рынка труда Новосибирской области характеризуется уровнем безработицы, который в 2014 г. составил 5,1 %, что ниже среднего уровня безработицы по России и среди сибирских регионов. В целом по России показатель уровня безработицы за 2014 г. - 5,2 %, в СФО - 7 % [22]. Уровень занятости населения в регионе в среднем за 2014 г. составил 65,1 %. В Новосибирской области по результатам обследований населения по проблемам занятости, в среднем за 2014 г. численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составила 1 431 тыс. человек (68,6 % от общей численности населения области в этом возрасте).

Занятость населения и качество рабочей силы во многом зависят от вида и профиля образования, получаемого гражданами. Образование в настоящее время сохраняет такие черты, как отраслевая разрозненность, отрыв от запросов инновационного бизнеса и сферы управления социально-экономическим развитием территорий, становясь при этом все менее привлекательным с точки зрения инвестиционных интересов бизнеса.

Тенденция населения в выборе уровня и вида образования в последние годы не меняется. Более 70 % городского населения и около 50 % сельского делают свой выбор в пользу высшего профессионального образования и, как правило, гуманитарного профиля. Это порождает проблему трудоустройства после окончания обучения в вузе, а необходимость переучиваться влечет дополнительные затраты как работника, так и работодателя.

Эффективную занятость трудоспособного населения нельзя обеспечить без целенаправленных усилий государства по перераспределению, обучению и социальной поддержке и защите граждан. Однако эти усилия должны согласовываться со свободой деятельности субъектов рыночных отношений, соответствовать требованиям рынка труда [2]. Между тем работодатели, крайне недовольные государственными «усилиями» в области подготовки кадров, также не проявляют высокой активности в области обучения персонала [3]. Конечно, учебные заведения расширяют перечень профилей подготовки в соответствии со спросом, а не с потребностями рынка труда. Очевидно, что разрешить сложившиеся противоречия невозможно только силами органов государственной власти.

123

Вестник СГУГиТ, вып. 3 (31), 2015

Новые экономические условия требуют серьезных изменений в структуре и характеристиках рабочей силы посредством создания стратегии повышения ее качества [4]. Повышение качества рабочей силы - это системная задача, в решении которой должны быть задействованы различные государственные, экономические, социально-общественные, правовые, хозяйственные структуры, и их конструктивное взаимодействие должно обеспечить необходимый уровень качества. Потребность постиндустриального производства в работниках, способных не только соответствовать предъявляемым требованиям, но и инициировать последующее развитие, должна создавать условия для формирования именно таких качеств человеческой личности [5].

Поэтому, не случайно в распоряжении Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р «О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы» одним из трех стратегических направлений является консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы среднего профессионального образования. В целом, комплекс включает в себя мероприятия по созданию к 2020 г. условий для подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями [6].

Для решения этой проблемы экономистами предлагаются различные меры по повышению качества профессиональной подготовки рабочей силы [7, 8]. В перспективе консолидация ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы не только среднего профессионального образования, но и высшего профессионально образования возможна на основе взаимовыгодного сотрудничества в форме государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). В условиях напряженных бюджетов, как регионального, так и муниципальных, государственно-частное партнерство становится инструментом, позволяющим реализовывать различные проекты с минимальным участием области и муниципалитетов.

На федеральном уровне отсутствует единое определение государственночастного партнерства. Но с точки зрения институционального подхода ГЧП -это правовой институт, основанный на совокупности формальных и неформальных правил, направленных на организацию совместной деятельности государства, органов местного самоуправления и предпринимательских структур в целях удовлетворения интересов общества, в рамках которой на равных правах удовлетворяются социальные и экономические интересы сторон [9].

Активное использование инструментов государственно-частного партнерства приобретает все большую популярность. Отсутствие специального федерального закона в Российской Федерации несколько препятствует развитию государственно-частного партнерства, так как отсутствуют единые правила для реализации проектов ГЧП. На федеральном уровне действуют несколько актов, так или иначе затрагивающих сферу ГЧП: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для

124

Экономика и управление народным хозяйством

обеспечения государственных и муниципальных нужд» [10], Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» [11] и Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [12].

Новосибирская область является одним из лидеров в РФ по развитию ГЧП. На 1 марта 2015 г., по данным центра развития ГЧП и Минэконоразвития России, Новосибирская область занимает 4-е место в РФ среди субъектов РФ по уровню развития государственно-частного партнерства [13]. Новосибирская область зарекомендовала себя как один из наиболее успешных субъектов по реализации концессионных соглашений, но имеющих недостаточно высокий уровень развития нормативно-правовой базы и инвестиционной привлекательности.

Анализ законодательных актов Российской Федерации и сложившейся практики реализации проектов ГЧП показал, что в настоящее время отсутствует возможность реализации ГЧП проектов по всем возможным формам сотрудничества, используемым в мировой практике, в том числе на условиях нахождения объекта в частной собственности.

Нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений. Отсутствие регламентации других моделей осуществления ГЧП проектов выступает препятствием для привлечения частного капитала и компетенций в сферу публичной инфраструктуры, что сдерживает ее развитие. Однако в Новосибирской области имеются серьезные законодательные пробелы, затрудняющие реализацию на практике. Принятый Закон Новосибирской области от 29.03.2012 № 200-ОЗ «Об участии Новосибирской области в государственно-частном партнерстве» [14], в частности, не предусматривает возможности для участия бизнеса в муниципально-частном партнерстве, а также закон не учитывает уже имеющийся опыт регулирования ГЧП других регионов. Также отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок работы с проектами ГЧП.

Тем не менее, конкретные результаты внедрения механизмов ГЧП на основе опыта других регионов показали, что наиболее эффективная интеграция между образовательной и бизнес-системами может быть обеспечена за счет кластерно-ориентированного подхода. Современный подход в создании инновационной экономики отдает преимущество кластерам, как сообществу сконцентрированных фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга [15, 16].

Кластерный подход лежит в основе развития ГЧП в сфере образования. В рамках развития института ГЧП в сфере формирования высококачественного человеческого капитала для инновационной экономики России должны быть решены задачи достижения высокого стандарта качества содержания и технологий для инженерно-технологического образования (всех видов - общее, дополнительное, профессиональное и уровней - школьное, СПО, ВПО). Кластер-

125

Вестник СГУГиТ, вып. 3 (31), 2015

ный подход позволяет объединить все виды образования во взаимодействии с институтами государства и бизнеса. Практика успешного кластерного развития имеется в Сибирском государственном университете геосистем и технологий [17]. Одним из кластеров СГУГиТ является «Профессиональные пользователи наземной инфраструктуры глобальных навигационных спутниковых систем».

Новый подход к кластерной политике в сфере образования предусматривает территориальный подход к механизму его реализации с учетом положений «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [18]. Сегодня практика реализации кластерной политики предполагает ведомственный подход, поскольку официально предусмотрено формирование кластеров в субъектах РФ по инициативе органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления на основании Методических рекомендаций по реализации кластерной политики в субъектах РФ [19].

В мировой практике известны два типа создания кластеров. Первый подход предусматривает, что на государственном уровне выбираются отраслевые и региональные приоритеты и те кластеры, которые планируется развивать (в странах с более сильным государственным регулированием экономики (Франция, Корея, Сингапур, Швеция, Финляндия, Словения и др.). Кроме того, органы государственной власти целенаправленно создают инфраструктуру для приоритетных кластеров, а также определяют объем финансирования. При этом финансирование соответствующей деятельности может также поддерживаться из средств федерального бюджета, в том числе - в рамках реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [20].

При втором подходе (используется в странах, проводящих либеральную экономическую политику (США, Великобритания, Австралия, Канада и др.), инициатива создания кластеров исходит от самих хозяйствующих субъектов, действующих в условиях рынка, а органы государственной власти крайне редко участвуют в создании инфраструктуры и финансировании создания кластеров, однако создают систему стимулов для заинтересованности региональных властей, на которых возлагается ответственность за эффективность функционирования создаваемого кластера.

Развитие государственно-частного партнерства в образовании связано

с осуществлением системного взаимодействия с научными кафедрами вузов, консультационными и ресурсными центрами учреждений профессионального образования (среднего и высшего) в целях обучения детей и молодежи в территориях их проживания в области критических технологий и приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации.

Проведение кластерной политики в сфере профессионального образования помогает снять напряженность в решении таких вопросов, как:

- несогласованность потребностей рынка труда и рынка образовательных услуг;

- нехватка квалифицированных рабочих кадров, особенно в высокотехнологичных отраслях;

126

Экономика и управление народным хозяйством

- значительные по времени сроки подготовки специалистов рабочих профессий;

- низкий престиж рабочих профессий;

- отсутствие взаимодействия между бизнес-сообществом и системой образования;

- низкий уровень материально-технического обеспечения вузов и сузов;

- неадекватное реальным потребностям финансирование системы образования [21].

При этом в состав кластера могут входить не только вузы, но и учреждения начального, среднего профессионального образования, расположенные в разных частях региона [22-24].

Таким образом, разработка проектов ГЧП на основе трехстороннего сотрудничества: государство - образование - бизнес с учетом кластерноориентированного подхода позволит оказать позитивное стимулирующее воздействие на повышение качества рабочей силы и содействие занятости населения в виде конкретных результатов:

- удовлетворение потребностей работодателей в квалифицированных кадрах разного уровня подготовки;

- расширение перечня направлений и специальностей подготовки квалифицированных кадров;

- создание отраслевого профильного кадрового резерва;

- рост производительности труда и уровня занятости населения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Занятость и безработица в Новосибирской области // Пресс-выпуск Новосибирск-стата. - № 19. - 06.02.2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novosibstat.gks.ru.

2. Богдашкина И. В., Куспанова А. Е. Эффективность государственных программ в решении проблем занятости населения // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2014. - № 4 (5). - С. 8-14.

3. Дмитриев Ю. А. Повышение качества рабочей силы - необходимое условие роста экономики // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. - 2015. -№ 1 (3). - С. 111.

4. Меньшикова М. А., Аббас А. Б. Анализ стратегий повышения качества рабочей силы // Auditorium. - 2014. - № 2 (2). - С. 89.

5. Симонова М. В. Повышение качества рабочей силы - основа кадрового развития // Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции (9 октября 2014 г., г. Самара). - Самара, 2014. - С. 224.

6. Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 N 349-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 11. ст. 1629.

7. Козлова Л. А., Колесникова О. А. Формирование качеств новой рабочей силы как фактор экономического роста и снижения молодежной безработицы // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2014. - № 2. - С. 28-31.

127

Вестник СГУГиТ, вып. 3 (31), 2015

8. Капелюшников Р. Спрос и предложение высококачественной рабочей силы в России: кто бежал быстрее // Вопросы экономики. - 2012. - № 3. - С. 120-147.

9. Раздъяконова Е. В., Шадринцева А. Н. Публично-частное партнерство в социальной сфере: экономико-правовой аспект // Бизнес и право в России и за рубежом: приложение к журналу «Предпринимательское право». - 2013. - № 4. - С. 22.

10. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.

11. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. -№ 30 (ч. II). - Ст. 3127.

12. О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 30 (ч. II). - Ст. 3126.

13. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014/2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depinvest/2015031951.

14. Об участии Новосибирской области в государственно-частном партнерстве: закон Новосибирской области от 22.03.2012 № 200-ЗС // Советская Сибирь. - 06.04.2012. - № 61.

15. Вишнякова М. В. Современные подходы к формированию инновационного кластера // Актуальные проблемы интеграции экономических интересов России и Украины. Международная заочная научно-практическая конференция: сборник научных трудов. - Тольятти, 2014. - С. 87-94.

16. Раздъяконова Е. В. Инновационные компоненты экономической основы конституционного строя // Инновационное развитие юридической науки как фактор укрепления российской государственности: материалы III Межрегиональной науч.-практ. конф., посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации, г. Новосибирск, 1-2 ноября 2013 г. / на-уч. ред. Н. В. Омелехина, Е. А. Дорожинская. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. - С. 425.

17. Середович С. В., Рязанцева И. В. Модель образовательного кластера как элемент инновационного развития вуза // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 1 (21). - С. 123-129.

18. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 6, ст. 1014.

19. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 № 20615-ак/д19 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

20. Зевайкина А. Н. Правовое регулирование формирования нефтехимического кластера в Самарской области // Вестник СамГУ. - 2012. - № 7 (98). - С. 121.

21. Государственно-частное партнерство в образовании: сущность, тенденции, социальная ответственность / В. А. Малыгин, А. В. Скоробогатов, Т. В. Крамин и др.; под ред. В. Г. Тимирясова. - Казань: Познание, 2013. - С. 115.

22. Гафурова Г. Т. Государственно-частное партнерство: теория и практика: учеб. пособие; Институт экономики, управления и права (г. Казань); науч. ред. Т. В. Крамин. - Казань: Познание, 2013. - С. 108-109.

23. Агитаев Е. Развитие государственно-частного партнерства // Социальная политика и социальное партнерство. - 2011. - № 3. - С. 43.

24. Мороз О. Н., Шадринцева А. Н. Государственно-частное партнерство в сфере регионального туризма // Вестник СГУГиТ. - 2015. - Вып. 2 (30). - С. 124-132.

Получено 14.07.2015

© А. Н. Шадринцева, 2015

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.