2. Faulhaber G. R. Cross-subsidization: pricing in public enterprises // American Economic Review. 1975. Vol. 65. P. 966-977.
3. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Моделирование процессов управления ресурсными потоками в целях развития периферийных территорий // Terra economicus. 2013. № 3.
4. Posner R. Economic Analysis of Law. Boston: Little, Brown. 1986.
5. Stigler G. The Theory of Economic Regulation// Bell Journal of Economics and Management Science. 1971. No. 3, pp. 3-18.
6. Юдашкина Г., Побочий С. Регулирование электроэнергетики России: роль регионов // Квантиль. 2007. №2. - С.113. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://quantile.ru/02/02-YP.pdf.
7. Доклад Министра энергетики РФ А.В. Новака «О состоянии и перспективах развития электроэнергетики в Российской Федерации» на Правительственном часе в СФ 27.11.2013. Источник: Официальный сайт Министерства энергетики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/2b4/2b49eb972325af7e5ede4b3a7c52310a.doc
8. Баумоль У Дж. Детерминанты отраслевой структуры и теория состязательных рынков // Панорама экономической мысли конца XX столетия / Под ред. Д. Гринэуэя, М. Блини, И. Стюарта. Перевод с английского / Под редакцией В.С. Автономова. М.: Экономическая школа, 2002. Т.1.
УДК 332.12
Каплина А.В.
Взаимодействие государства и бизнеса в процессе финансирования кластерных стратегий в приоритетных сферах региональной экономики
В статье на основе изучения теоретико-методологического базиса моделирования кластерных стратегий в регионе исследуются возможности и инструменты эффективной интеграции потенциала государства и бизнеса с учетом особенностей финансирования кластерных инициатив. Предложена модель системы государственной финансовой поддержки кластерных инициатив в приоритетных сферах региональной экономики, основанная на концепции Тройной спирали.
Ключевые слова: государство и бизнес, ГЧП, кластерные стратегии, финансирование кластерных инициатив, Тройная спираль.
Значительная роль кластеров в решении социально-экономических задач региональной экономики обусловливает поиск новых форм взаимодействия частного сектора, государства, научных и образовательных учреждений, общественных организаций, обеспечивающих реализацию взаимных выгод, а не только решение проблем отдельных компаний или отраслей. В соответствии с Экспертным заключением по вопросам повышения эффективности государственного стимулирования развития региональных кластеров, использование механизмов ГЧП значительно повышает эффективность расходования бюджетных средств [1]. Однако следует учитывать, что актуальную среду таких социально -ориентированных проектов образуют элементы мезосистемы «регион», с которыми проект как система находится, реально или потенциально, в отношениях партнерства (в широком понимании), конфликта (конкуренции), или не взаимодействует [2]. То есть принципиально важно выстраивать взаимодействие государства и бизнеса именно на принципах партнерства, что позволит не только наиболее эффективно использовать потенциалы сторон, но и решать социально-экономическое проблемы территории. А Чищеня предлагает выделять следующие модели ГЧП на основе организационного признака:
- Эксплуатационная модель - инвестор за вознаграждение берет на себя обязанности по эксплуатации объекта. Государство остается его собственником и отвечает за осуществление общественных функций.
- Концессионная модель - инвестор оказывает услуги потребителям за определенную плату и несет ответственность за осуществление объектом общественной функции. Государство выполняет контролирующие функции.
- Кооперационная модель осуществляется в форме совместного предприятия, на которое возлагаются общественные функции; оно создается государственным партнером вместе с частной компанией [3].
Следует отметить, что данные модели отличаются и с точки зрения особенностей финансирования кластерных инициатив. Так, в эксплуатационной модели государство инвестирует в полном объеме собственные средства в создание объекта (рис. 1).
Рис.1. Механизм финансирования кластерных инициатив в эксплуатационной модели ГЧП
В связи с ограниченностью бюджетных средств данная модель не находит широкого применения и в рамках кластерной политики используется для создания бизнес-инкубаторов, обучающих центров и т.п., не предполагающих значительных затрат. Концессионная модель является наиболее распространенной при создании кластеров, поскольку позволяет реализовать крупные проекты без значительного использования бюджетных средств. В данной модели в объект инвестируются средства как государством, так и частным инвестором, при этом инвестор получает право на доходы от функционирования объекта и прямое финансирование затрат на его содержание из полученных доходов (рис. 2).
Для кооперационной модели характерно, что за счет бюджетного финансирования осуществляются вложения капитального характера в инфраструктуру инвестиционного проекта, тогда как все прочие издержки осуществляются за счет средств частного инвестора (рис. 3). Такой подход является наиболее приемлемым для инновационных и наукоемких кластерных проектов, поскольку для инвесторов важнейшей преференцией является возможность формирования объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств, что позволяет экономить до 20% инвестиций на реализацию проекта.
Рис. 2. Механизм финансирования кластерных инициатив в концессионной модели ГЧП
Как отмечает Игнатова Т.В., «акцент в посткризисном восстановлении предстоит перенести на оптимизацию взаимодействия государственного и частного секторов, создание благоприятных условий для эффективного функционирования отечественных предпринимателей. И в этом отношении стимулирование совокупного спроса путем принятия политических решений о проведении госзакупок, организации инфраструктурного строительства, финансовой поддержки населения в период кризиса может сгладить отраслевые провалы и региональные предпринимательские спады» [4].
Таким образом, государственно-частное партнерство является одним из наиболее действенных механизмов привлечения инвестиций для реализации кластерных инициатив, обеспечивающим интеграцию финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, средств частных инвесторов, средств государственных корпораций, ресурсов финансово-кредитных учреждений. То есть ГЧП позволяет осуществлять кластерную политику за счет внебюджетных инвестиций, подкрепляемых бюджетными обязательствами.
Рис. 3. Механизм финансирования кластерных инициатив в кооперационной модели ГЧП
Большое значение для развития ГЧП имеют законы, принятые в субъектах РФ (в Ростовской области это закон от 22.07.2010 № 448 «Об основах государственно -частного партнерства»). Учитывая, что механизмы ГЧП являются наиболее актуальными для развития транспортной и инженерной инфраструктуры кластеров, на данные цели из областного бюджета в 2011 году было выделено 500 млн.руб. В СКФО в рамках проекта создания туристического кластера в Краснодарском крае и Республике Адыгея в 2011 -2020 годах планируется государственное финансирование в объеме 60 млрд.руб. на развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры. Предполагается, что частный бизнес будет финансировать объекты курортной инфраструктуры [5].
В основу реализации механизмов ГЧП положен программно-целевой подход: для развития отношений ГЧП в России в 2011-2012 гг. был объявлен конкурс на получение государственной поддержки для реализации программ развития инновационных территориальных кластеров [6]. В рамках данного проекта предполагается предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам РФ в объеме до 5 млрд.руб. ежегодно, причем объем софи-нансирования каждого кластерного проекта составит около 500 млн. руб.в год [7]. Процесс конкурсного отбора будет осуществляться Рабочей группой по развитию ГЧП в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям [8].
Но механизмы ГЧП еще не находят широкого распространения в России: в Минэко-норазвитие для участия в конкурсе было подано только 94 заявки [5]. Аналогичная ситуация складывается и в регионах. По данным информационного портала «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» в ЮФО реализуется только 14 проектов (табл. 1), причем только один (Ростовская область) связан с формированием кластера и один (Краснодарский край) с развитием инновационной инфраструктуры.
Недостаточная востребованность механизма ГЧП для привлечения инвестиций в создание инфраструктуры процессов кластероообразования обусловлена рядом факторов, среди которых:
- низкая информированность регионального бизнеса о возможности участия в проектах ГЧП;
- недостаточная квалификация бизнес-партнеров в оформлении разрешительной документации для реализации механизма ГЧП;
- значительная трудоемкость и затратоемкость мероприятий по оформлению инвестором пакета документов для решения вопроса о возможности участия государства в реализации проекта;
- отсутствие эффективного взаимодействия между органами региональной и муниципальной властей.
Мировая практика свидетельствует о том, что эффективность партнерских отношений между участниками кластера во многом определяется качеством взаимодействия органов государственного и муниципального управления и делового сообщества.
Сейчас муниципальные образования не имеют полномочий и достаточных финансовых ресурсов, и чаще всего их вовлечение в процессы кластерообразования осуществляется посредством пилотных программ. Так, участие в упомянутом выше конкурсе проектов развития инновационных кластеров предполагает согласование программ с руководителями субъектов РФ и муниципальных образований, на территории которых создается инновационный территориальный кластер [6].
Отличительной особенностью системы государственной поддержки кластерных инициатив за рубежом является преобладание адресности финансирования кластеров. Механизмы ГЧП при этом осуществляются в соответствии с концепцией Тройной спирали (Triple Helix), которая заключается в том, что государственную поддержку получают совместные инициативы бизнеса и научного сообщества [9] (рис.4).
Таблица 1
Проекты государственно-частного партнерства в ЮФО
Регион Проект Сфера деятельности
Ростовская область Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области ЖКХ
Чистый Дон Экология
Строительство в Ростове-на-Дону платного автомобильного тоннеля Транспортная инфраструктура
Комплексная система «Экологический кластер чистой переработки бытовых и промышленных отходов в Ростовской области» Экология
Строительство аэропортового комплекса «Южный» Транспортная инфраструктура
Астраханская область Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Енотаевский район» ЖКХ
Волгоградская область Строительство автомобильной дороги «Обход г. Волгограда» Транспортная инфраструктура
Реконструкция аэропорта г.Великий Устюг Транспортная инфраструктура
Индустриальный парк «Вытегра» Инновационная инфраструктура
Краснодарский край Реабилитация и развитие системы водоснабжения и водоотведения Азово-Черноморского побережья Краснодарского края ЖКХ
Инвестиционная программа ООО «Краснодар Водоканал» ЖКХ
Строительство завода по сжиганию илового осадка в Адле-ровском районе г.Сочи Экология
Республика Калмыкия Реконструкция аэропорта «Элиста» до уровня международных стандартов Транспортная инфраструктура
Реконструкция системы водоснабжения и водоотведения г.Элиста ЖКХ
Государственное финансирование кластерной инициативы
Кластерная инициатива
Реализация кластерного проекта
Рис. 4. Система государственной финансовой поддержки кластерных инициатив, основанная на концепции Тройной спирали (Triple Helix)
В России преобладают механизмы финансирования без конкретной адресности ресурсов, когда бизнес и наука финансируются независимо друг от друга. В результате часто возникает ситуация, описанная Л.Орведал, когда невозможно определить, является ли инициатива по реализации некоторого бизнес-проекта действительно кластерной инициативой [10].
В нашей стране функционирует система отношений, при которой наука и бизнес ориентируются на государственную помощь, не взаимодействуя друг с другом. Одной из причин такой ситуации являеюся высокие трансакционные издержки, возникающие вследствие информационной асимметрии, при которой хозяйствующие субъекты упускают возможности взаимовыгодного сотрудничества. Предполагается, что эффективным направлением выделяемых финансовых ресурсов является поиск стратегических партнеров для формирования кластера (рис. 5).
Рис. 5. Российская система государственной финансовой поддержки кластерных инициатив
Как отмечает управляющий партнер юридической компании Тenzor Consulting Group А.В. Пушкин, в настоящее время не существует отлаженной схемы реализации механизмов ГЧП: при наличии бизнес-плана и определенного капитала для реализации проекта требуется не только найти соинвестора, но и понимание со стороны руководителей региона [11]. Кроме того, отечественная практика использования механизмов ГЧП в реализации кластерных проектов показывает, что в большинстве регионов выделение денежных средств из федерального бюджета осуществляется по стандартной схеме бюджетного финансирования, что не предполагает разделение рисков между государством и частными партнерами, объединение ресурсов участников кластера [3].
Важной проблемой реализации кластерной политики в российских регионах является также то, что механизмы государственно-частного партнерства наиболее разработаны для национальных и масштабных региональных кластеров, тогда как их использование для развития локальных (мелкоформатных) кластеров (кластерных инициатив) сдерживается в силу недостаточной развитости сетей заинтересованных сторон. Особое значение данная проблема приобретает для территорий, характеризующихся низкими показателями социально-экономического развития и отсутствием элементов инновационной ориентации хозяйственного комплекса. В данных условиях основным актором в стимулировании кластерных инициатив и формировании кластеров являются органы региональной и муниципальной власти.
Поскольку основным отличием кластеров от других территориально-локализованных систем является высокая самостоятельность формирования, деятельность властей по отношению к потенциальным субъектам кластера должна носить общекоординационный характер с превалированием экономических инструментов реализации кластерной политики в регионе над административными. При этом необходимо, чтобы тактика формирования отдельных кластеров была взаимоувязана со стратегическими приоритетами развития территории. То есть, основными задачами региональных органов государственной власти при формировании эффективной системы финансирования кластерных инициатив являются:
- во-первых, стимулирование проявления кластерных инициатив в отраслях и сферах деятельности, являющихся приоритетными для стратегического развития территории;
- во-вторых, обеспечение сглаживания внутренней асимметрии в социально-экономическом развитии региона посредством стимулирования размещения субъектов кластера на определенных территориях.
Решение данных задач представляется возможным на основе использования концепции Тройной спирали (Triple Helix) и предполагает использование механизмов государственно-частного партнерства.
Литература
1. Экспертное заключение по вопросам повышения эффективности государственного стимулирования развития региональных кластеров // Сайт Центра инноваций. Некоммерческое партнерство. http://www.center-inno. ru/m/materials/analytics/02-2.
2. Матвеева Л.Г., Матыцын В.В. Модель системной динамики управления экономическим потенциалом регионального агропромышленного кластера // Известия Южного федерального университета. Технические науки. № 17. 2006. Т. 72.
3. Чищеня А. ГЧП при реализации кластерных научно-производственных проектов // Корпоративный менеджмент. Дата публикации 15.02.11.
http ://www. cfin.ru/management/practice/ppp.shtml
4. Игнатова Т.В. Формирование комплекса мер управления антикризисным взаимодействием государства и бизнеса // Российское предпринимательство. 2012. № 5 (203).
5. Данные информационного портала ГЧП-РОССИЯ.РУ http://www.ppp-russia.ru/projects/item-17.html.
6. Объявление о формировании перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров от 19.03.2012. Сайт Министерства экономического развития РФ http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/innovations/politic/doc20120319_001/.
7. Ответы Минэконоразвития России на часто задаваемые вопросы о конкурсном отборе программ развития инновационных территориальных кластеров // ГосМенеджмент. Электронный журнал. 2012.07. №07. http://www.gosman.ru/?news=23668
8. Решение Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, протокол №1 от 30 января 2012 г., пункт 6 «б».
9. Дежина И., Киселева В. «Тройная спираль» в инновационной системе России, 2007 http://institutiones.com/innovations/265-q-q-.html
10. Orvedal Linda. Industrial clusters, asymmetric information and policy design. Norwegian School of Economics and Business Administration. Discussion Paper 25/02.
11. Пушкин А.В. ГЧ-механизмы // Экспертный канал «Открытая экономика». URL: http://www.tencon.ru/article/185