Научная статья на тему 'Инфраструктурный базис и алгоритм принятия решения о финансировании кластерной инициативы'

Инфраструктурный базис и алгоритм принятия решения о финансировании кластерной инициативы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / КЛАСТЕРНАЯ ИНИЦИАТИВА / РЕГИОН / ФИНАНСИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / INFRASTRUCTURE / CLUSTER INITIATIVE / REGION / FINANCING / MODERNIZATION / INSTITUTES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каплина Анастасия Валерьевна

В статье с позиции наиболее эффективного использования ограниченных бюджетных ресурсов, а также инвестиций потенциальных участников совместной деятельности предлагается технология создания инновационно ориентированных региональных кластеров, которая включает не только собственно алгоритм принятия решения о государственном финансировании кластерной инициативы в регионе, но также способы формирования действенной инфраструктуры ее поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каплина Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE BASIS AND ALGORITHM OF MAKING DECISION ON FINANCING OF THE CLUSTER INITIATIVE

The article from a position of the most effective use of limited budgetary resources, and also investments of potential participants of joint activity the technology of creation of innovatively focused regional clusters which includes not only actually algorithm of making decision on public financing of a cluster initiative in the region, but also ways of formation of effective infrastructure of its support is offered.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурный базис и алгоритм принятия решения о финансировании кластерной инициативы»

УДК 332.146.2

Каплина Анастасия Валерьевна

кандидат экономических наук Филиал Российского государственного социального университета

в г. Каменск-Шахтинский Ростовской области

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ БАЗИС И АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ФИНАНСИРОВАНИИ КЛАСТЕРНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

В статье с позиции наиболее эффективного использования ограниченных бюджетных ресурсов, а также инвестиций потенциальных участников совместной деятельности предлагается технология создания инновационно ориентированных региональных кластеров, которая включает не только собственно алгоритм принятия решения о государственном финансировании кластерной инициативы в регионе, но также способы формирования действенной инфраструктуры ее поддержки.

Ключевые слова: инфраструктура, кластерная инициатива, регион, финансирование, модернизация, институты развития.

JEL code: H 540, R 420, D 920

Anastasia Kaplina

Ph.D. (economics) Branch of the Russian state social university to Kamensk-Shakhty Rostov region

INFRASTRUCTURE BASIS AND ALGORITHM OF MAKING DECISION ON FINANCING OF THE CLUSTER INITIATIVE

The article from a position of the most effective use of limited budgetary resources, and also investments of potential participants of joint activity the technology of creation of innovatively focused regional clusters which includes not only actually algorithm of making decision on public financing of a cluster initiative in the region, but also ways of formation of effective infrastructure of its support is offered.

Keywords: infrastructure, cluster initiative, region, financing, modernization, institutes of development.

JEL code: H 540, R 420, D 920

Необходимость адаптации управленческих механизмов федерального и регионального уровней к усложняющейся ситуации во внешнем окружении в связи с неослабевающими санкциями западных государств в адрес России и ответными мерами российского руководства определяет в качестве одной из важных задач поддержку формирования инновационной экономики с четко выраженным трендом модернизации и технологического обновления всех ее секторов.

Представляется, что такой вектор будет не только способствовать наращиванию потенциала импортозамещения в несырьевой сфере, но также обеспечивать устойчивый и сбалансированный рост национального производства на основе взаимодополнения и синергии финансовых потенциалов экономических субъектов регионального уровня. Это, в частности, объясняется тем, что эффективность управления субъектами хозяйственной деятельности на мезоуровне определяется «последовательным сочетанием учета внутренних факторов их количественного и качественного роста с двумя группами внешних факторов — макроэкономических и собственно региональных, аккумулирующих специфику территориальных условий их функционирования» [1].

В данном контексте следует отметить, что все большее признание и государственная поддержка кластеров как эффективных инструментов формирования инновационной траектории сбалансированного регионального развития предопределяет необходимость поиска новых эффективных механизмов и моделей финансирования кластерных инициатив в регионах, а также их инфраструктурного обеспечения.

Большинство авторов сходится во мнении, что на макроуровне основными элементами инфраструктуры финансовой поддержки кластерных инициатив

призваны стать институты развития, функционирующие на принципах государственно-частного партнерства — особые экономические зоны, инвестиционные и венчурные фонды, ориентированные на финансирование инновационного предпринимательства. На уровне отдельных регионов такие задачи должны выполнять региональные инновационные программы, центры трансфера технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы, которые «создают предпосылки и институциональные условия для стимулирования кластерных инициатив, обеспечивают генерирование инновационных идей» [2, 3].

Среди объектов финансовой инфраструктуры можно выделить универсальные, оказывающие разнообразные финансово-кредитные услуги, обеспечивая непрерывность воспроизводственных процессов, и специфические, основное назначение которых заключается в поддержке инновационных проектов, в том числе, осуществляемых в результате кластерного взаимодействия предприятий, образовательных и научно-исследовательских организаций.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что на текущий момент сформировалась следующая структура российских инвесторов: частные фонды (в том числе бизнес-ангелы) — 17%, государственные фонды — 16%, промышленные предприятия —28%, институциональные инвесторы — 39% [4]. В систематизированном виде роль этих инвесторов в процессах формирования, развития и функционирования кластера (в состав которого они также могут входить) с предоставлением на определенных условиях кредитных ресурсов показана в таблице 1.

Результаты анализа уровня инфраструктурного обеспечения процессов финансирования кластерных проектов свидетельствует о в целом достаточной степени развития финансового сектора в субъектах РФ. Подтверждением этого могут служить приведенные в таблице 2 данные о количестве действующих объектов финансовой инфраструктуры в Южном федеральном округе. В ряде российских регионов наблюдается также достаточно высокий уровень развития инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов и т.п.).

Однако при этом кластерные инициативы развиваются очень низкими темпами. Так, в 2013 году в Ростовской области всего 7,7% от общего количества обследованных крупных и средних предприятий являются инновационно активными, доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции крупных и средних предприятий области оценивается в 5,5%, доля персонала, занятого исследованиями и разработками составляет 1,3% в общей численности работников [5]. В определенной степени это обусловлено фрагментарностью сложившейся инфраструктуры финансирования кластерных инициатив, а также недостаточной реализацией ее институтами необходимых функций, что лишает существующую поддержку кластерных инициатив свойств системности.

Таблица 1

Роль объектов финансовой инфраструктуры в финансовом обеспечении _процессов кластерообразования в регионах РФ_

Виды объектов Роль в финансовом обеспечении Условия

финансовой инфраструктуры процесса реализации кластерной инициативы

Коммерческие • финансирование создания • положительная оценка

банки управляющей компании инвестиционного проекта

• предоставление • участие в акционерном

финансовых ресурсов на капитале создаваемого

реализацию инвестиционного кластера (не более 49%)

Инвестиционные проекта, доходы которого • инициатор проекта

банки выступают источником должен вложить 10-30%

погашения кредита собственных средств в денежной или натуральной форме на первоначальном этапе реализации проекта

Лизинговая • финансирование процессов • наличие технической

компания модернизации производства возможности реализации проекта • положительная оценка экономической эффективности проекта • как правило, необходимость выкупа взятого в лизинг оборудования

Венчурные • финансирование • инновационный характер

компании, фонды инновационных кластерных проекта, как правило, — это

проектов на начальных стадиях сфера новейших научных

• координация создания и деятельности специальных фондов для финансирования инновационных кластерных проектов разработок и высоких технологий • предприниматель должен передать инвестору контрольный пакет акций

Инвестиционные компании, фонды • консолидация пакета ценных бумаг хозяйствующих субъектов, входящих в структуру кластера • высокие показатели доходности инвестиций

Традиционно основным источником финансирования инвестиционных проектов являются коммерческие и инвестиционные банки. Рассматривая роль банков в реализации кластерной политики, следует еще раз подчеркнуть, что банки предоставляют финансовые ресурсы для нужд проектного финансирования и слабо ориентированы на высокорисковые проекты в предстартовой стадии. В целом, несмотря на достаточно большое количество кредитных организаций, можно отметить, что их деятельность в большей степени ориентирована на сектор жилищного и потребительского кредитования. Одновременно следует отметить практически полное отсутствие посреднических организаций, ориентированных на финансирование инновационных проектов на стадии их разработки, низкую ориентированность финансово-кредитного сектора на поддержку кластерных инициатив.

Таблица 2

Количество объектов финансовой инфраструктуры в регионах ЮФО

Регион Число кредитных организаций Число филиалов кредитных организаций Число лизинговых компаний

Республика Адыгея 5 5 3

Республика Калмыкия 2 3 2

Краснодарский край 17 105 38

Астраханская область 4 26 10

Волгоградская область 5 63 20

Ростовская область 20 109 37

В то же время анализ практики формирования инвестиционных ресурсов для реализации проектов создания крупных региональных кластеров

свидетельствует о том, что уже на начальном этапе разработки должно складываться представление об объекте как о надежном потенциальном источнике прибыли. В данном контексте отмеченная выше необходимость учета влияния факторов, определяющих инвестиционную привлекательность проектов кластеризации, обусловлена открытостью экономического пространства России, возможностью использования для достижения поставленных целей множества взаимоисключающих путей. Именно инвесторы должны оценить инвестиционную привлекательность кластерного проекта и принять обоснованное инвестиционное решение об участии в конкретном проекте [6].

Еще одним источником финансирования кластерных инициатив являются инвестиционные фонды, занимающие значительную долю финансового сектора в субъектах РФ. Однако эти институты не проявляют значительного интереса к финансированию высокорискованных кластерных инициатив. В этом отношении достаточно новой и перспективной формой инвестирования кластерных инициатив может стать формирование венчурных паевых инвестиционных фондов, позволяющих консолидировать пакеты неликвидных ценных бумаг, объединенных в структуру кластера.

Очередной этап в развитии системы финансирования кластерных инициатив многие ученые, а также представители бизнес-сообщества, связывают с вступлением в силу с 1.01.2012 г. Федерального закона «Об инвестиционных товариществах».

Представляется, что принятие данного закона позволит значительно упростить процедуру привлечения частных инвестиций в финансирование кластерных инициатив в связи с тем, что инвестиционные товарищества могут получать прибыль, вкладывая собранные с участников деньги в ценные бумаги, которые не обращаются на организованном фондовом рынке. Кроме того, данные товарищества имеют право покупать доли в капитале хозяйственных обществ и претендовать на инвестиционные налоговые кредиты [7].

Важным направлением можно также считать функционирование ряда институтов развития, в их числе: Инвестиционный фонд РФ, ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также Фонд Сколково, представляющий собой институт развития, ориентированный на поддержку проектов по разработке и коммерциализации новых технологий. По мнению автора данной статьи, последовательность этапов принятия решения о финансировании кластерной инициативы в регионе может быть представлена в следующем алгоритмизированном виде (рис. 1).

Раскроем содержание этапов предложенного алгоритма.

Формирование стратегии реализации кластерной политики в регионе. Оценка перспектив развития отраслевых и межотраслевых кластеров .

О

Определение степени и формы финансового участия субъекта РФ и муниципальных образований в проектах ГЧП для финансирования кластерных инициатив

Р с

Объявление конкурса проектов формирования кластеров в приоритетных отраслях

О

Экспертиза кластерных проектов, представленных на конкурс. Выбор проектов финансирования.

о

Формирование некоммерческой организации, обеспечивающей управление развитием кластера

о

Реализация механизмов ГЧП при финансировании кластерной инициативы

о

Мониторинг процессов фомирования и развития кластеров, оценка эффективности и целевого использования бюджетных средств

Рисунок 1.

Алгоритм принятия решения о финансировании кластерной инициативы

в регионе

Формирование стратегии реализации кластерной политики в регионе. Оценка перспектив развития отраслевых и межотраслевых кластеров. Необходимость стратегического целеполагания обусловливается требованиями сбалансированности развития воспроизводственных систем регионов, концентрировании бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях экономического развития. Безусловно, стратегия реализации кластерной политики в регионе разрабатывается с учетом кумулятивного характера процессов кластеризации и является составной частью стратегии социально-экономического развития региона. На этой стадии важно обеспечить максимально возможную взаимоувязку интересов участников кластерного проекта, учитывая высокий риск и значительные первоначальные затраты на его реализацию. Методики разработки региональной кластерной стратегии являются достаточно разработанными и широко представлены в современной отечественной и зарубежной литературе [8,9 и др.].

Определение степени и формы финансового участия субъекта РФ и

муниципальных образований в проектах ГЧП для финансирования кластерных

инициатив. На данном этапе следует определить степень участия субъекта РФ и

муниципального образования в финансировании проекта, в частности

определить стадии финансирования кластерной инициативы, перечень

инфраструктурных объектов, объемы финансирования (софинансирования) их

создания и развития. Можно выделить следующие этапы формирования

финансовых потоков: организационно-правовые вопросы организации кластера,

осуществление научных исследований, деятельность в сфере подготовки и

повышения квалификации кадров, трансфер технологий, инвестиционная

деятельность, производственно-хозяйственная деятельность. Каждая стадия

предполагает формирование собственной модели государственно-частного

партнерства. Отметим, что такое разделение финансовых потоков по этапам

позволяет значительно снизить финансовый риск инвесторов в случае

156

отклонения от намеченного плана реализации проекта, а также обеспечить дополнительные возможности привлечения финансовых средств по мере успешного достижения промежуточных результатов.

Бюджетное финансирование кластерных инициатив в проектах ГЧП возможно в формах ассигнований, субсидий, а также предоставления гарантий со стороны государства. Организационно-финансовым механизмом реализации моделей ГЧП является Программа реализации кластерного проекта.

Объявление конкурса проектов формирования кластеров в приоритетных отраслях. Отличительной особенностью данного этапа является стимулирование вовлечения разномасштабного бизнеса, научно-исследовательских организаций, финансово-кредитных учреждений в процессы формирования кластерных структур посредством реализации конкурсных механизмов предоставления бюджетных средств, а также через обеспечение благоприятного налогового режима участникам кластерных проектов.

Экспертиза кластерных проектов, представленных на конкурс. Выбор проектов финансирования. Основным критерием отбора кластерных инициатив является максимизация синергетических эффектов (социальных, экономических, экологических, инновационных и др.), получаемых от их реализации. При проведении экспертизы кластерных проектов помимо оценки бюджетной и социально-экономической эффективности необходимо принимать во внимание способность субъектов кластера привлекать дополнительный капитал для осуществления своей деятельности.

Формирование некоммерческой организации, обеспечивающей управление развитием кластера. Реализация механизмов ГЧП при финансировании кластерной инициативы. В соответствии с методическими материалами о конкурсном отборе программ развития инновационных территориальных кластеров, для формирования системы управления кластером предполагается создание специализированного органа управления с представительством в нем организаций — субъектов кластера, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также институтов развития. Данный орган

управления может быть создан как на правах юридического лица, так и на основе соответствующего соглашения с целью разработки, и принятия ключевых решений по вопросам стратегического развития кластера [10]. Для выполнения посреднических операций, поддержания взаимосвязи между субъектами кластера, осуществления информационных, консультативных, лоббистских, представительских и других функций формируются управляющие компании с образованием юридического лица, которые достаточно часто представлены уже существующими в регионе структурами: торговые палаты, центры трансферта технологий, специализированные партнерства. До тех пор, пока не создана такая специализированная организация, координатором кластера может выступать одна, две и более крупных компаний, которые несут ответственность за подготовку и реализацию программы.

В соответствии с указанными методическими положениями, функции управляющей компании не предполагают управление финансовыми средствами (за исключением средств, аккумулируемых для финансирования своей текущей деятельности). Участники кластера могут самостоятельно определять объемы средств, выделяемых на эти цели управляющей компании, например, в форме членских взносов. Кроме того, участники кластера вправе финансировать только те мероприятия программы развития кластера, в которых они заинтересованы. Бюджетное финансирование может получить не управляющая компания, а один из участников, даже в тех случаях, когда кластерный проект уже разработан и определен его субъектный состав.

Перечисленные особенности организационного и финансового механизмов развития территориальных кластеров на условиях ГЧП являются причинами следующих сопряженных с реализацией кластерных проектов проблем:

- отсутствует механизм увязки производственных проектов, которыми занимаются инвесторы, и инфраструктурных проектов, финансируемых из бюджетных средств;

- проявляется несогласованность сроков выполнения отдельных этапов реализации кластерного проекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- не в полной мере используется финансовый потенциал кластера для ликвидации «слабых звеньев» отдельных субъектов кластера, что снижает потенциал кластерной структуры в целом;

- не определены «границы участия» отдельных субъектов кластера в решении задач ликвидации «узких мест».

В связи с этим предлагается изменение функциональной роли управляющей компании кластера в направлении активизации ее потенциала в процессах аккумулирования и распределения финансовых ресурсов для достижения целей кластерного проекта. Учитывая, что использование амортизационных отчислений в реализации кластерной инициативы представляется далеко неоднозначным, эффективным может стать формирование в структуре кластера внутреннего венчурного фонда за счет вкладов всех его участников, величина которых (в виде процентных отчислений от выручки) будет определяться коллегиально членами управляющей компании. Объем финансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ будет определяться заявкой, составляемой управляющей компанией, на предоставление субсидий с учетом потребностей софинансирования конкретных проектов (в первую очередь, инфраструктурных). Преимуществом создания такого фонда является возможность финансирования из его средств отдельных этапов кластерного проекта и разделения финансовых рисков между государством и участниками кластера.

В целом механизм финансирования кластерной инициативы можно представить в виде кооперационной модели, которая предполагает возложение функций управления развитием кластера на некоторую некоммерческую организацию, создаваемую государственным партнером вместе с участниками кластера (рис. 2).

Мониторинг процессов формирования и развития кластеров, оценка эффективности и целевого использования бюджетных средств. Основными задачами мониторинга являются:

- оценка внешних условий развития кластерных образований;

159

оценка эффективности внутренних процессов функционирования кластера;

- оценка влияния деятельности кластера на показатели социально-экономического развития региона.

Рисунок 2.

Механизм финансирования кластерной инициативы в регионе на основе системы взаимосвязанных договоров и соглашений между участниками

кластера

При оценке внешних условий развития кластера особое внимание следует уделить диагностике состояния системы финансирования кластерных инициатив как важнейшего аспекта реализации кластерной политики. Об использовании бюджетных средств, а также о реализации кластерного проекта органы управления кластера отчитываются перед Счетной палатой. Для проведения внутренней оценки эффективности использования финансовых ресурсов кластера, включая средства внутреннего венчурного фонда, можно воспользоваться существующими методиками оценки инвестиций, широко отраженными в современной научной литературе [6].

Таким образом, предлагаемый подход к финансированию кластерных инициатив позволит координировать финансовые потоки, генерируемые как из бюджетных, так и внебюджетных источников на всех этапах реализации проекта, обеспечивая развитие кластера как целостного образования, одновременно формируя комплексный подход к управлению региональным развитием. Предложенный механизм финансирования кластерных инициатив позволяет целенаправленно аккумулировать и дифференцированно распределять финансовые средства на цели инновационного развития, что особенно важно для регионов, имеющих постоянный дефицит бюджета.

Кроме того, широкое вовлечение в процессы управления финансовыми потоками, направленными на реализацию программ развития инновационных территориальных кластеров, представителей бизнес-сообществ, научно-исследовательских и финансово-кредитных организаций, региональных и муниципальных властей будет способствовать развитию института социального партнерства, росту объективности оценки кластерных проектов и обеспечит повышение ответственности органов власти за реализацию механизмов ГЧП.

Литература

1. Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю.Стимулирование регионального развития: инструментарий системного подхода// Terra Economicus. 2007. Т. 5. № 4.

2. Татаркин А.И. Лаврикова Ю.Г Кластерная политика региона// Промышленная политика в Российской Федерации. 2008. № 8.

3. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России // Экономический портал. Режим доступа URL: http://institutiones.com/strategies/1979-klasternyj-podxod-v-strategii-innovacionno go-razvitiya-rossii .html/

4. Материалы заседания Экономического совета Ассоциации «Северный Кавказ», проводимого в рамках Международного экономического форума «Малый бизнес: инновации и развитие»// http://www.100nations.ru/ febbrr 03.html.

5. Проект Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года // Сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. Режим доступа URL: http://www.don-agro .ru/FILES/SR/strateg2020. doc

6. Управление проектами. Учебник/Л.Г.Матвеева [и др.]: Южный федеральный ун-т, Ростов-на-Дону, 2009. Серия высшее образование.

7. Федеральный закон от 28.11.2011 №335-Ф3 «Об инвестиционном товариществе» // Информационный портал Предпринимательское право. Режим доступа URL: http: //www. busines spravo. ru/Docum/DocumShow DocumID 183306.html

8. Никитин В.А. Программы развития экономики региона: механизм разработки и реализации // Вестник Саратовского государственного социально -экономического университета. 2010. №5.

9. Управление проектным циклом: руководство / Европейская комиссия. Подразделение по сотрудничеству «ЕвропЭйд». — 2007. — http:// www.bsrinterreg.net/3a.

10. Методические материалы по разработке программы развития инновационного территориального кластера// Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/ innovations/politic/doc20120319_001.

References

1. Matveeva L.G., Nikitaeva AJu.Stimulirovanie regional'nogo razvitija: instrumentarij sistemnogo podhoda// Terra Economicus. 2007. T. 5. № 4. (in Russian)

2. Tatarkin A.I. Lavrikova Ju.G Klasternaja politika regiona// Promyshlennaja politika v Rossijskoj Federacii. 2008. № 8. (in Russian)

3. Lenchuk E.B., Vlaskin G.A. Klasternyj podhod v strategii innovacionnogo razvitija Rossii // URL: http://institutiones.com/strategies/1979-klastemyj-podxod-v-strategii-innovacionnogo-razvitiya-rossii.html/ (in Russian)

4. Materialy zasedanija Jekonomicheskogo soveta Associacii «Severnyj Kavkaz», provodimogo v ramkah Mezhdunarodnogo jekonomicheskogo foruma «Malyj biznes: innovacii i razvitie»// http://www.100nations.ru/ febbrr 03.html. (in Russian)

5. Proekt Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Rostovskoj oblasti na period do 2020 goda // Sajt Ministerstva sel'skogo hozjajstva i prodovol'stvija Rostovskoj oblasti. Rezhim dostupa URL: http://www.don-agro.ru/FILES/SR/strateg2020.doc (in Russian)

6. Upravlenie proektami. Uchebnik/L.G.Matveeva [i dr.]: Juzhnyj federal'nyj un-t, Rostov-na-Donu, 2009. Serija vysshee obrazovanie. (in Russian)

7. Federal'nyj zakon ot 28.11.2011 №335-FZ «Ob investicionnom tovarishhestve» (in Russian)

8. Nikitin V.A. Programmy razvitija jekonomiki regiona: mehanizm razrabotki i realizacii // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-jekonomicheskogo universiteta. 2010. №5. (in Russian)

9. Upravlenie proektnym ciklom: rukovodstvo / Evropejskaja komissija. Podrazdelenie po sotrudnichestvu «EvropJejd». — 2007. — http:// www.bsrinterreg.net/3a. (in Russian)

10. Metodicheskie materialy po razrabotke programmy razvitija innovacionnogo territorial'nogo klastera//Oficial'nyj sajt Ministerstva jekonomicheskogo razvitija RF. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.