Научная статья на тему 'Подходы к организации инвестиций в российские инновационные кластеры'

Подходы к организации инвестиций в российские инновационные кластеры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / КРУПНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / СТРУКТУРЫ / ТЕРРИТОРИИ / МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / CLUSTERS / A MAJOR ENTERPRISE / INNOVATION / STRUCTURE / AREA / THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомаев Т. Р.

Развитие инновационной экономики в значительной мере связано с возникновением кластеров, которые являются особой разновидностью крупных инновационных предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to investment in Russia's innovation clusters

The development of an innovative economy is largely associated with the emergence of clusters, which are a special kind of large innovative business structures.

Текст научной работы на тему «Подходы к организации инвестиций в российские инновационные кластеры»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ

МАГОМАЕВ Т.Р.,

ассистент,

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. М.Д. Миллионщикова,

e-mail: medici86@mail.ru

Развитие инновационной экономики в значительной мере связано с возникновением кластеров, которые являются особой разновидностью крупных инновационных предпринимательских структур.

Ключевые слова: кластеры; крупное предпринимательство; инновации; структуры; территории; механизм; государственно-частное партнерство.

The development of an innovative economy is largely associated with the emergence of clusters, which are a special kind of large innovative business structures.

Keywords: clusters; a major enterprise; innovation; structure; area; the mechanism of public-private partnership.

Коды классификатора JEL: D92, O31.

Бурное развитие технологий, логистики, средств транспорта привело к тому, что передача информации, движение финансовых потоков стали практически мгновенным, а транспортировка грузов — дешевой и быстрой. В связи с этим важнейшими факторами достижения и удержания превосходства над конкурентами становятся не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию сетевых структур — кластеров[9, с.72].

Кластерный подход к управлению экономическим развитием регионов и страны в целом, основоположником которого является М. Портер[11, с.495], практикуется сегодня в ряде развитых и развивающихся стран мира. Кластер представляет собой группу географически локализованных компаний, поставщиков оборудования и услуг, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, научных, проектных и других организаций, дополняющих друг друга и взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости.

Международная практика показывает, что успех кластеров обусловлен наличием объективных исходных предпосылок, бюджетных, налоговых, денежно-кредитных и таможенных стимулов, благоприятного инвестиционного климата. Политика формирования системы региональных кластеров как основы повышения конкурентоспособности стран уже принесла положительные результаты в ряде стран с переходной экономикой[3, с.230].

Подход к выделению и формированию кластеров включает оценку потенциала роста предприятий кластера и улучшению условий их функционирования, которые обоснованы в работе А.Б. Пушкаренко, В.И. Филатова, В.З. Ямпольского [8, с. 101-103]: развитая конкурентная среда, которая должна способствовать заинтересованности предприятий в снижении издержек производства; наличие общих экономических интересов и корпоративной культуры участников кластерной структуры; включение в кластер предприятий с производством продукции высокой добавленной стоимости и с максимальной комплексностью переработки; законодательное обеспечение интересов государства по производству продукции с экспортным потенциалом.

На первом этапе осуществляется анализ и диагностика условий формирования кластера, определение мотивации потенциальных участников, состояния их капитала и ресурсов, оценка перспектив дальнейшего развития предприятий-участников. На данном этапе ведущая роль принадлежит государственным структурам, которые являются главным инвестором на первоначальной стадии развития кластера.

Главным инструментом государства в сфере активации и развития кластеров является финансирование комплексных программ развития кластера.

Под программой развития кластера подразумевается совокупность кластерных проектов, объединенных общей стратегией. Его суть заключается в том, что государство организует конкурс на оказание финансовой поддержки программам, объединяющим, прежде всего, бизнес (крупный и мелкий) и научные и образовательные учреждения.

Государство, безусловно, устанавливает ряд приоритетов и критериев для отбора программ, однако такое финансирование было бы несправедливо назвать однозначной реализацией управления кластерной политикой «сверху вниз». В итоге такой инструмент кластерной политики позволяет выбрать наиболее подходящие для поддержки кластеры (с точки зрения влияния на экономику, потенциальной конкурентоспособности, показателей инвестиционной привлекательности). Так, в рамках федеральной программы InnoRegio (Германия) из 444 поданных заявок было отобрано 23 [7, с. 28]. Далее выбранным кластерам оказывается комплексная поддержка в соответствии с описанными в заявке проектами.

© Т.Р. Магомаев, 2011

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ.

77

На втором этапе формирования условий развития кластера разрабатывается механизм формирования кластерной структуры: выявляются реальные и потенциальные участники, заинтересованные в процессе интеграции, определяются принципы функционирования кластера - корпоративная стратегия и культура кластера, комплексность, интеграционная взаимосвязь.

Финансирование создания инфраструктуры и реализации отдельных проектов в кластерах может осуществляться как на основе смешанного финансирования, так и в отсутствие или с минимальным участием бюджетных ресурсов[10, с.45].

На начальных этапах становления кластера ситуация характеризуется отсутствием положительных денежных потоков и возможностей в полной мере использовать долговые инструменты, предоставляемые институциональными инвесторами.

В такой ситуации возможными являются следующие формы привлечения заёмного капитала:

1) товарный кредит (финансирование со стороны поставщиков);

2) финансирование дебиторской задолженности (факторинг);

3) банковское кредитование под персональные гарантии третьей стороны, в частности, материнской компании;

4) венчурное финансирование;

5) модель, сочетающая в себе принципы проектного и венчурного финансирования.

Кроме того, в целях эффективного построения кластерной модели целесообразным является создание специализированной управляющей компании, которую следует рассматривать как объединение юридических лиц в форме ассоциации.

На третьем этапе формируется кластерная структура, устанавливается ее организационное построение, масштабы совместной деятельности, нормы и правила взаимодействия между участниками. В дальнейшем возможным и желательным является смешанное (частное и государственное) финансирование, вплоть до самофинансирования. На более поздних стадиях снижение размеров денежных поступлений от государства становится общим правилом, при этом финансирование кластерных инициатив за счет членских взносов приобретает все большую и большую важность[4, с.47]. По истечении некоторого количества лет, кластер должен превратиться в самофинансируемый. В случае создания специальной управляющей компании, на данном этапе практически завершается работа по ее организации, сформированы и начинают действовать взаимосвязи между участниками кластера, а также подводятся итоги исследований потребностей рынка. Кластер уже располагает готовым бизнес-планом, который служит основой для возобновления переговоров с инвесторами.

Этап начального расширения связан с переходом предприятий, входящих в кластер, к практической деятельности по выпуску продукции.

На этапе быстрого расширения кластеру необходимы значительные средства для увеличения производственных мощностей, оборотного капитала, улучшения системы логистики и сбыта, а также для совершенствования выпускаемой продукции. Управляющая компания получает возможность для размещения акций на рынке ценных бумаг (IPO).

В результате акции кластера получают адекватную рыночную оценку, сам кластер получает дополнительный объём финансовых ресурсов от продажи части акций, необходимый для дальнейшего развития. Помимо привлечения средств непосредственно от продажи акций, кластер получает потенциальный доступ к иностранным банкам, отношение которых к компаниям, работающим на развивающихся рынках, кардинально меняется после проведения публичного размещения.

Отдельно следует рассмотреть функционирование кластера при создании государственно-частного партнерства (ГЧП) и модель финансирования в рамках данного партнерства. По организационному признаку выделяют следующие модели ГЧП [2, с. 10]:

Эксплуатационная модель — контрактная форма, арендные договора.

Концессионная модель — проекты с использованием концессий (наиболее широко известный и отработанный механизм ГЧП).

Кооперационная модель — создание совместных предприятий с участием государства, заключение инвестиционных соглашений, локальные специфические схемы реализации проектов ГЧП.

В эксплуатационной модели инвестор принимает на себя обязанности по эксплуатации объекта, принадлежащего государству, и получает за это вознаграждение, а государство — собственник объекта — отвечает за осуществление общественной функции перед потребителями (резидентами кластера), которые оплачивают услугу.

Среди объектов кластерной инфраструктуры, подходящих для реализации по описанной модели, можно выделить: бизнес - инкубаторы, обучающие центры, центры совместного использования технологий и пр.

В концессионной модели инвестор осуществляет работы или оказывает определенные услуги конечным потребителям и получает право напрямую финансировать свои затраты из платы за пользование объектом, при этом ответственность за осуществление общественной функции несет предприниматель (концессионер), а за государством (конценден-том) сохраняются контрольные функции[1, с. 8]. Подобная схема является наиболее распространенной в российской и международной практике, поскольку позволяет осуществлять крупные социально ориентированные проекты без значительного бюджетного финансирования.

В кооперационной модели (или «общественной модели») общественные функции возлагаются на совместное предприятие, которое создается государственным партнером вместе с одной или несколькими частными компаниями. Подобная модель является наиболее приемлемой для широкого использования в реализации инновационных и наукоемких проектов (технопарки, производственные кластеры, ОЭЗ).

Практика реализованных проектов подтверждает, что важнейшей преференцией для инвесторов является строительство объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств, что позволяет экономить до 20% от объема инвестиций на реализацию проекта[10, С.45].

Каждый крупный кластер может представлять собой систему малых кластеров, которые конкурируют между собой на ограниченном региональном рынке, но могут объединять усилия под воздействием внешних факторов, например, для выхода на национальный и международный рынки. В данном случае имеет место проактивная кластеризация, инициированная участниками хозяйственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности каждого из них на основе преимуществ синергетического эффекта[12, С. 353].

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

78

Т.Р. МАГОМАЕВ

Для стратегического развития инновационных кластеров в системе модернизации российской экономики первостепенное значение приобретает наращивание финансового потенциала и инвестирование инновационных проектов и привлеченных средств как источника финансовых вложений организаций, представленных в табл. 1[6, С.21].

Таблица 1

Финансовые вложения организаций и динамика их структуры (в фактически действовавших ценах)

2008г. Справочно I полугодие 2009г. Накоплено

млрд в % к 2007 г. в % к млрд в % к на 1.07.2009 г.

руб. итогу итогу руб. итогу млрд руб.

Общий объем финансовых вложений организаций 26402,4 100 100 10400,9 100 11867,9

в том числе:

долгосрочные финансовые вложения, в том числе 4545,4 17,2 23,6 2292,1 22,0 8647,8

в паи и акции других организаций 2495,9 9,4 12,3 1080,6 10,4 5960,5

из них дочерних и зависимых 1962,3 7,4 9,8 794,4 7,6 5187,6

предоставленные займы 1167,1 5,6 7,5 899,5 8,6 2177,6

краткосрочные финансовые вложения 21857,0 82,8 76,4 8108,8 78,0 3220,1

предоставленные займы 3397,9 12,9 11,5 1692,5 16,3 1864,1

прочие краткосрочные финансовые вложения 17887,3 67,7 62,5 6147,6 59,1 1163,0

На четвертом этапе проводится оценка социально-экономической эффективности и дальнейшего развития кластерной структуры.

В табл. 2. показаны некоторые варианты определения и анализа сетеобразующего поведения, которое имеет отношение к развитию кластера.

Таблица 2

Оценка процесса создания сети в рамках кластера[5]

Аспект образования сети Способ измерения

• Общность (значимость) агентов

Субъекты сети • Принадлежность агентов к кластеру

• Количество агентов

• Количество связей

Связи в сети • Частота связей

• Качество связей

По мнению автора, развитие кластеров не может быть оценено только по изменениям в количестве рабочих мест и доходах, эти характеристики должны быть дополнены показателями, оценивающими изменения в поведении предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнов Ю.А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона // Вестник Сыктывкарского государственного университета. Сыктывкар. 2008. № 4. С. 6-24.

2. Блудова С.Н. Региональные кластеры как способ управления внешнеэкономическим комплексом региона // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет. 2004. № 2(13). С. 10-11.

3. Георгиева H.H. Возможности создания отраслевых кластеров на территории региона // Социально-экономическое и инновационное развитие региона. Материалы Всеросс. научн.-практ. конф. В 2 ч. Ч. I. Сызрань: Сам. гос. техн. ун-т, 2006. С. 224-243.

4. Георгиева H.H. Методические аспекты формирования отраслевых кластеров в экономике региона // Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие: сб. статей V Междун. научн.-метод. конф. Пенза, 2006. С. 47-50.

5. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеева Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров // Политанализ.Ру // http://politanaliz.ru/articleprint_695.html.

6. Коржов М.А. Финансовый потенциал развития инновационных кластеров как фактора модернизации экономики: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2010. 21 с.

7. КуценкоЕ.С. Кластеры в экономике: основы кластерной политики государства // Обозреватель Observer. М., 2010. № 1. С. 28-36.

8. Мельман И.В. Сетевые черты кластерной организации производства // Современные аспекты экономики. СПб. 2005. № 19(86). С. 101-110.

9. Мельникова Е.М. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. Минск: ТЕСЕЙ, 2008. 72 с.

10. Мерзлов И.Ю. Содержание и роль системы бюджетного управления в обеспечении конкурентоспособности организации // Сборник научных статей «Теория и практика корпоративного менеджмента». Пермь, 2005. Вып. 2. С. 45-48.

11. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие / Пер. с англ. М.: Вильямс, 2000. 495 с.

12. Проскура Д.В. Теоретические аспекты формирования региональной кластерной политики // Проблемы современной экономики. СПб., 2008. № 4(28). С. 351-357.

13. Пушкаренко А.Б., Филатов В.И., Ямпольский В.З. Нефтегазовый кластер Томской области // Регион: экономика и социология. Новосибирск, 2005. № 4. С. 143-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.