Научная статья на тему 'Институциональная среда использования кластерных стратегий в модернизации экономики Юга России'

Институциональная среда использования кластерных стратегий в модернизации экономики Юга России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / КЛАСТЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА / ЭКОНОМИКА ЮГА РОССИИ / MODERNIZATION / CLUSTER STRATEGY / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / INNOVATIVE SPACE OF THE REGION / ECONOMY OF THE SOUTH OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Л. Г., Агузаров З. А.

В статье дается обоснование направлений развития адаптивной институциональной среды использования потенциала кластерных инициатив в процессах модернизации экономики Юга России в рамках единого инновационного пространства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвеева Л. Г., Агузаров З. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The institutional environment of cluster strategies use in the South Russia economy modernization

In article justification of the directions of development of the adaptive institutional environment of use of potential of cluster initiatives in processes of modernization of economy of the South of Russia within uniform innovative space of the region is given.

Текст научной работы на тему «Институциональная среда использования кластерных стратегий в модернизации экономики Юга России»

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

67

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ В МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ЮГА РОССИИ1

МАТВЕЕВА Л.Г.,

доктор экономических наук,

заведующий кафедрой прикладной информатики в экономике, факультет экономики,

Южный федеральный университет, e-mail: matveeva_lg@mail.ru;

АГУЗАРОВ З.А.,

аспирант,

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

e-mail: agu_za@mail.ru

В статье дается обоснование направлений развития адаптивной институциональной среды использования потенциала кластерных инициатив в процессах модернизации экономики Юга России в рамках единого инновационного пространства региона.

Ключевые слова: модернизация; кластерные стратегии; институциональная среда; инновационное пространство региона; экономика Юга России.

THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF CLUSTER STRATEGIES USE IN THE SOUTH RUSSIA ECONOMY MODERNIZATION

MATVEEVA L.G.,

Doctor of Economic Sciences, Head of the Department of Applied Informatics in Economics, Faculty of Economics,

Southern Federal University, e-mail: matveevaj.g@mail.ru;

AGUZAROV Z.A.,

graduate student,

North Ossetian State University named after. K.L .Hetagurov,

e-mail: agu_za@mail.ru

In article justification of the directions of development of the adaptive institutional environment of use of potential of cluster initiatives in processes of modernization of economy of the South of Russia within uniform innovative space of the region is given.

Keywords: modernization; cluster strategy; institutional environment; innovative space of the region; economy of the South of Russia.

JEL classification: B15, B25, O18.

Принятие модернизационной стратегии развития экономики Юга России представляется невозможным без создания благоприятных институциональных условий для осуществления производственного процесса и стимулирования инновационного предпринимательства. По мнению ряда экономистов, активизация модернизационных преобразований региональной экономики, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности территории в значительной степени связаны со стимулированием развития кластерных структур. Принято считать, 1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта ЮФУ № 213-01-24/2013-173.

© Л.Г. Матвеева, З.А. Агузаров, 2013

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

что кластер призван решать две основные задачи: рост конкурентоспособности территории и стимулирование инновационных процессов в регионе. Однако в последнее время все больше внимания уделяется роли кластерных структур в устранении региональной несбалансированности в процессе перераспределения и переориентации мобильного капитала из территорий ускоренного развития (ядра кластера) на депрессивные и отсталые территории.

В современных реалиях прогресс в области инноваций базируется на взаимосвязях субъектов единого инновационного пространства региона и для эффективного использования кластерных стратегий в модернизации его экономики необходимы благоприятные условия институциональной среды, обеспечивающей беспрепятственное накопление знаний и информации в области инноваций и стимулирующей инновационные процессы для устойчивого модерниза-ционного развития территории. Как отмечает В.В. Вольчик, «институциональная среда имеет свои исторические и социальные предпосылки, она определяет направление и быстроту институциональных изменений. Она создает условия и ориентиры отбора эффективных элементов институциональной структуры» (Вольчик, 2000), способных стимулировать и поддерживать кластерные инициативы в рамках общей модернизационной политики. С учетом специфики многоукладной экономики регионов Юга России, институциональная среда реализации кластерных стратегий (институты высшего порядка (Вольчик, Бережной, 2007)) становится определяющим принципом формирования регионального инновационного пространства на основе территориальной общности, где эффективное управление экономическими интересами субъектов территории и реализацией проектов модернизации экономики региона обеспечивается целостной институциональной системой их взаимоотношений. Важность совершенствования институциональной среды регионов также отмечена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (Стратегия социально-экономического развития..., 2012), где успех реализации инновационного сценария развития страны тесно связан с государственной поддержкой формирования кластерной системы, направленной на достижение результативной кооперации организаций в основных отраслях.

В то же время, по мнению Т.Н. Савиной (Савина, 2011), если оценивать текущее состояние российской инновационной экономики, все группы институтов нуждаются в существенном совершенствовании и преобразовании для стимулирования гармоничного и активного развития национальной и региональных экономических систем в модер-низационном аспекте. Поэтому поддержание целостности институциональной среды регионов Юга России и совершенствование ее коммуникационных процессов представляется основной задачей для эффективного использования потенциала кластерных стратегий как ключевых акторов модернизации, что подтверждает анализ отечественных и зарубежных тенденций институциональных инициатив в направлении создания рациональной институциональной среды, способной стать ядром инновационного пространства региона, в котором реализуются кластерные проекты. Это говорит о необходимости разработки данного вопроса применительно к экономикам южных регионов как с научной точки зрения, так и с позиции адаптивности подобных организационных систем к происходящим процессам интеграции региональных социально-экономических потенциалов в составе инновационных кластеров.

В постиндустриальном обществе институциональная среда образует концептуальный базис для инновационного пространства экономических субъектов. Как только уровень согласованности интересов субъектов региональной экономики (в рамках кластера) превышает некоторую величину, институциональное пространство региона приобретает новое качество, экономика начинает «работать» на пользу хозяйствующих субъектов, входящих в это пространство, повышая их конкурентоспособность. Таким образом, проявляется результат, обусловленный свойством эмерджентности систем.

Важнейшим условием формирования эффективной институциональной среды кластерного взаимодействия экономических субъектов региона выступает институционализация взаимоотношений предпринимательских структур, гражданского общества и органов власти (Белокрылов, Кетова, 2010). Такая формализация экономических отношений должна происходить через создание институтов лоббирующих структур и саморегулирующихся организаций, широкое внедрение в модернизационные процессы в регионах такой формы кластерного взаимодействия субъектов, как, к примеру, государственно-частное партнерство. Тенденции формирования и развития инновационной региональной экономики требуют современного научно-методологического рассмотрения взаимодействия институтов, вопросов финансирования кластерных проектов на уровне государства, региона и отдельного предприятия. При этом финансовый потенциал кластеров рассматривается в трех проекциях: как источник регионального модернизацион-ного развития и определяется совокупностью финансовых ресурсов, которыми располагает кластер; как индикатор экономического развития регионального кластера, позволяющий дать оценку эффективности кластерной политики, детерминирующей модернизационное развития региона; как фактор, характеризующий инвестиционную привлекательность региональных проектов модернизации (Матвеева, Каплина, 2012) инновационной направленности.

Поэтому для эффективного использования инновационного потенциала кластерных стратегий в программах модернизации необходима разработка механизмов, нацеленных на формирование условий и обеспечение продуктивного взаимодействия научно-технической и инновационной сферы со сферой государственных органов, бизнеса и общества. В данном контексте следует отметить, что успешность формирования единого инновационного пространства Юга России зависит от степени его базирования на доказавших свою эффективность в мировой практике принципах формирования таких систем. В целом же главной проблемой, с которой на данный момент сталкиваются южно-российские регионы при создании инновационных кластеров, является несистемность и фрагментарность региональной институциональной инфраструктуры поддержки инноваций, в том числе финансовой. При этом важно иметь в виду следующее: учитывая усилившуюся концентрацию затратных полномочий на региональном уровне в условиях значительно расширяющейся самостоятельности регионов в отношении организации хозяйственной и социальной жизни территории, когда эффективность процессов модернизации региональных экономик определяется максимально полным соответствием применяемых механизмов (в том числе финансовых) социально-экономического

развития специфике региональной среды, в составе государственной финансовой политики становится необходимым выделение двух направлений, характеризующихся собственными целями и задачами управления, предполагающими собственный аппарат обоснования управленческих решений. Речь идет о непосредственно региональной финансовой политике, находящей отражение в системе мер, направленных на финансирование процессов модернизации социально-экономической сферы региона, и федеральной финансовой политике по отношению к регионам, направленной на сбалансированность развития экономического пространства страны. Такой дуализм финансовой политики в регионе объясняется, во-первых, объективно существующей высокой асимметрией в уровнях социально-экономического развития регионов Юга России (особенно наглядно это иллюстрирует пример Северо-Кавказского федерального округа); во-вторых, низкими показателями финансового потенциала ряда территорий, возможного к вовлечению в процессы модернизационных преобразований региональной экономики (Агузаров, Матвеева, Чернова, 2013).

Отсутствие в России действенной НИС и результативного взаимодействия между основными субъектами инновационной деятельности (государством, научными учреждениями и инновационными предприятиями) представляет собой лишь следствие региональных проблем в сфере интеграции осуществляемых кластерами инноваций в общее экономическое поле региона. В сложившихся условиях на первый план выходит необходимость построения институциональных инфраструктур каждого региона, которые помогут обеспечить доступ участникам инновационного процесса на всех его стадиях к необходимым ресурсам и стимулировать процесс производства и коммерциализации инноваций.

Исследуя мировой опыт по созданию институционального базиса процесса организации регионального инновационного пространства, авторы пришли к выводу, что основой для начала позитивных преобразований в сфере региональных инноваций в депрессивных регионах Юга России является государственная инициатива, которая может выражаться в разработке законодательной базы, подталкивающей региональные кластерные структуры использовать в своей деятельности инновации. Это могут быть:

• барьеры для входа на рынок для компаний, не участвующих в формировании регионального инновационного пространства;

• льготные режимы налогообложения для кластеров, организовывающих собственные фонды НИОКР или осуществляющих вложения в инновации;

• регулирование деятельности учебных заведений в сфере инновационного развития региона;

• создание специализированных грантов для инновационных проектов;

• стимулирование активности и разного рода поддержка (в том числе финансовая) объединяющихся в инновационные кластеры предприятий и организаций из разных субъектов одного макрорегиона для участия в проектах, имеющих межрегиональное значение.

Мировые тенденции смещения акцента от распределения дотаций из федерального бюджета в сторону использования собственных инновационных механизмов для комплексного развития регионов породили диспропорции в территориальном развитии современных стран. В качестве примеров можно привести разрыв в социальноэкономическом развитии между Севером и Югом Италии, известное историческое противоречие между регионами Фландрия и Валлония в Бельгии, Шотландию, отстающую на фоне других автономий Соединенного Королевства Великобритании, и др.

Данный процесс также затронул исторически асимметричную в региональном аспекте социально-экономическую систему нашей страны, особенно ее южные территории. На фоне усиления дифференциации регионов актуализировалась необходимость поиска новых инструментов формирования региональной экономики. Для сокращения региональной дифференциации и устранения соперничества регионов за средства федерального бюджета одним из приоритетных направлений региональной экономики государством была названа переориентация регионов на путь саморазвития за счет внутреннего стимулирования экономического роста, модернизации и повышения инновационной активности предприятий. В соответствии с данной концепцией, политика регионального развития представляется как результат совместных усилий различных институтов на всех уровнях управления. В рамках данной концепции ответственность за формирование институциональной среды возлагается на региональную систему управления, что позволяет местным субъектам выстраивать схемы институциональных соглашений, ориентируясь на специфику собственного региона, а не слепо перенимать федеральные стандарты отношений между государством, бизнесом, научными и образовательными учреждениями.

Рассмотрение механизма формирования институциональной среды с позиции модернизации существующих отношений экономических субъектов позволило сделать вывод о том, что перенятие мирового опыта создания институциональной базы инновационного пространства невозможно без учета специфики изучаемого региона. Этим объясняется необходимость анализа существующей региональной экономической системы Юга России в институциональном аспекте, уделяя особое внимание региональной политике и мерам государственной поддержки формирования ее инвестиционно-инновационного пространства как среды создания кластеров.

Как известно, на протяжении всей российской истории Юг России, в частности Северный Кавказ, всегда являлся стратегическим геополитическим регионом страны. Решение о выделении СКФО из состава ЮФО было принято для форсирования интеграции разобщенных республик Северного Кавказа и сокращения разрывов социальноэкономических показателей их развития с общероссийским уровнем. Поэтому тема развития институциональной среды регионов Юга России для формирования единого инновационного пространства стала предметом исследования большого числа отечественных ученых. Эффективность регулирования процессов образования экономических кластеров и мониторинга экономического развития южных регионов затрагивается в работах И.В. Стародубровской, Н.И. Мироновой. Тема формирования инновационной межрегиональной интегрированной экономики СКФО на осно-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

ве формирования межрегиональных кластеров рассмотрена в работах А.Х. Тамбиева. Вопросы модернизации институциональной инфраструктуры в рамках формирования кластерных систем затронуты в трудах С.В. Галачиевой, Е.А. Каровой.

Для определения основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей модер-низационного развития регионов и повышения инновационной активности его субъектов была разработана Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 г., где определены ориентиры производственноинвестиционной деятельности входящих в его состав субъектов, а также рассмотрены основные модернизацион-ные стратегии их развития. Однако сохраняющаяся в регионе неблагоприятная ситуация препятствует активному привлечению инвесторов в экономику и аккумулированию достаточного объема денежных средств, необходимых для активизации инновационной деятельности его субъектов. Первоочередными мерами государственной поддержки в этой связи представляются законодательные инициативы, снижающие трансакционные издержки ведения бизнеса, что поспособствует привлечению капиталов сторонних инвесторов, меры по контролю и сокращению бюджетных расходов для перенаправления высвободившихся средств в инновационные региональные проекты и поддержку НИОКР.

За прошедший период 2013 г. в сфере инвестиционной деятельности СКФО произошли значительные изменения. Подписание нескольких крупных соглашений с российскими и зарубежными инвесторами и возросший интерес европейских компаний к курортным проектам Северного Кавказа привели к росту количественной базы проектов мо-дернизационного характера, а также увеличению средней стоимости проектов по регионам. Помимо этого, еще одним позитивным проявлением государственной инициативы за последние годы стало открытие одной из главных площадок по привлечению венчурных инвесторов для финансирования инновационных проектов в регионе — СевероКавказского инновационного форума, основными целями которого являются: оживление инновационной активности в регионе, формирование нового имиджа Юга России как перспективной территории для размещения кластерных научно-производственных структур, формирование кадрового потенциала инновационного развития СКФО. В связи с этим первостепенную роль для определения верного вектора регионального развития инновационного пространства приобретает вопрос конфигурации и формы новой открытой организационно-экономической системы, определяющей характер развития экономических и геополитических процессов в южно-российских регионах.

Другой важной проблемой формирования экономической архитектуры инновационной экономики регионов Юга России на основе кластеров является создание «критической массы» экономических субъектов-инноваторов. Одну из главных ролей в этом вопросе играет институт науки. На стыке научно-исследовательской деятельности и инновационного бизнеса находятся бизнес-инкубаторы, технопарки и прочие центры аккумулирования и обмена технологий. Для реализации приоритетных направлений инновационного развития сотрудничество в рамках кластера научно-исследовательских структур с коммерческими организациями является необходимым условием эффективного осуществления проектов модернизационного характера. Основными участниками бизнес-инкубаторов в составе региональных кластеров являются предприятия среднего и малого бизнеса, делающие заключительные шаги полного инновационного цикла, осуществляя процесс коммерциализации инноваций. Однако к настоящему времени полноценная инфраструктура поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства на Юге России еще не создана. В информационной среде региона не представлено ни одной развитой открытой интернет-площадки В2В, что говорит о необходимости расширения информационной поддержки участников проектов через организацию специальных консолидирующих центров, выступающих ключевыми точками принятия коммерческих, научно-образовательных и административных решений в рамках единого инновационного пространства региона. То есть поддержка реализации инновационных бизнес-проектов в различных отраслях, разработка системы структурированного финансирования НИОКР и формирование единой научно-образовательной сети округа Юга России - приоритетные задачи, стоящие перед государственными органами управления.

Рассмотрение главных институциональных аспектов формирования инновационного пространства использования потенциала кластерных инициатив в модернизации региональной экономики позволяет в обобщенном виде сформулировать внутренние институциональные проблемы регионов, препятствующие модернизационному развитию экономики Юга России:

• отсутствие системы стимулирования экономических субъектов к инновационной деятельности, недостаток мер государственной поддержки инновационной деятельности коммерческих предприятий;

• неблагоприятный инвестиционный климат региона, трудности с привлечением в инвестиционные проекты внешних инвесторов;

• неразвитость институциональной инфраструктуры научно-образовательной сферы, отсутствие единого центра науки, формирующего основные направления инновационной деятельности;

• значительная недооценка человеческого капитала в сфере развития инноваций, отсутствие системы подготовки кадров для инновационных предприятий и стагнация процесса вовлечения в инновационное производство выпускников вузов.

Отсутствие современных эффективных методов и механизмов управления развитием инновационной деятельности в ее локализованных территориальных формах является основной причиной фрагментарного модернизацион-ного развития большинства регионов Юга России. На основании проведенного анализа механизмов формирования институциональной среды кластерных стратегий в данном регионе разработана институциональная инфраструктура поддержки модернизационных процессов на основе инноваций, выделены главные институты и сформулированы

основные задачи, решение которых направлено на формирование единого инновационного пространства в регионах Юга России (рис. 1).

Институт

государства

Институт

права

Институт

науки

Рис.1. Институциональная структура формирования регионального инновационного пространства на Юге России

Важно отметить, что для создания эффективно функционирующей институциональной среды необходим комплексный подход к решению проблем каждого института, входящего в структуру, что подтверждается тесными взаимосвязями всех сфер региональной общественно-социальной системы. Институциональная система взаимоотношений экономических субъектов региона, в том числе в составе кластеров, является базисом и одновременно инициатором процесса модернизационного развития. Совершенствование институциональной инфраструктуры взаимодействия участников кластеров из разных субъектов, нацеленных на решение общерегиональных задач, будет способствовать формированию благоприятного климата для наращивания инновационного потенциала модернизации экономики Юга России.

ЛИТЕРАТУРА

Агузаров З.А., Матвеева Л.Г., Чернова О.А. (2013). Модернизационный потенциал региональной финансовой политики: специфика депрессивных территорий // Вестник РМИОН. Проблемы модернизации России. Ростов н/Д.

Белокрылов К.А., Кетова Н.П. (2010). Институциональная структура взаимодействия государства и бизнеса. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-ХХ1 век».

Вольчик В.В. (2000). Лекции по институциональной экономике. Ростов н/Д: Изд-во РГУ.

Вольчик В.В., Бережной И.В. (2007). Группы интересов и качество экономических институтов // Экон. вестн. Рост. гос. ун-та, Т. 5, № 2.

Матвеева Л.Г., Каплина А.В. (2012). Финансовый потенциал региональных кластеров как источник инвестиций в проекты модернизации региональной экономики // Вестник РМИОН. Проблемы модернизации России: вызовы и перспективы. Ростов н/Д.

Савина Т.Н. (2011). Совершенствование институтов развития как необходимое условие перехода к инновационной экономике. М.

Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года. (2012). Доступно на: http://2020strategy.ru/.

REFERENCES

AgouzarovZ.A., Matveeva L.G., Chernova O.A. (2013). Modernizing potential of the regional financial policy specifics depressed areas. Herald RMION. Problems of modernization of Russia. Rostov-on-Don. (In Russian).

BelokrylovK.A., Ketova N.P. (2010). The institutional structure of the interaction between government and business. Rostov-on-Don: Publishing House «Sodeystvie-XXI vek». (In Russian).

MatveevaL.G., CaplinaA.V. (2012). Financial potential of regional clusters as a source of investments in the modernization of the regional economy. Herald RMION. Problems of modernization of Russia: challenges and prospects. Rostov-on-Don. (In Russian).

Savina T.N. (2011). Improving development institutions as a necessary condition for the transition to an innovative economy. Moscow. (In Russian).

The strategy of socio-economic development of the country until 2020. (2012). Available at: http://2020strategy.ru/. (In Russian).

Volchik V.V. (2000). Lectures on institutional economics. Rostov-on-Don: Publishing House of the RSU. (In Russian).

Volchik V.V., Berejnoy I.V. (2007). Interest groups and the quality of economic institutions. Economic Herald of Rostov State University, V. 5, No. 2. (In Russian).

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.