Научная статья на тему 'Оценка институциональной среды развития государственно-частного партнерства в рамках реализации кластерных проектов'

Оценка институциональной среды развития государственно-частного партнерства в рамках реализации кластерных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / CLUSTER POLICY / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бреусова Анна Георгиевна

Предлагается подход к оценке институциональной среды государственно-частного партнерства (ГЧП) в рамках реализации кластерных проектов. Определяются оценочные параметры институциональной среды ГЧП, позволяющие оценить возможности использования партнерства в реализации кластерных инициатив и проектов кластерного развития и учесть региональные особенности процесса развития ГЧП при определении мероприятий по улучшению институциональной среды для максимального использования ГЧП в практике развития кластеров. Для разработки подхода к оценке институциональной среды ГЧП при реализации кластерных инициатив была построена модель развития институциональной среды ГЧП в регионе. При создании модели учитывались как общие условия применения ГЧП, так и специальные, отражающие потребности кластерной политики, на основе чего были выделены основные оценочные блоки оценки, к которым относятся внешние факторы развития, внутренние факторы и условия участия бизнеса в проектах ГЧП в рамках реализации кластерных инициатив. Далее на основе декомпозиции основных оценочных блоков были определены основные показатели оценки институциональной среды. Завершающим этапом оценки является измерение результатов развития институциональной среды на основе предлагаемой матрицы, построенной в пространстве двух компонент, к которым относятся оценка институциональных условий развития ГЧП бизнесом и органами власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бреусова Анна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the institutional environment for public-private partnership development in the framework of the implementation of cluster projects

The article proposes an approach to the assessment of the institutional environment of public-private partnership (PPP) in the framework of the implementation of cluster projects. The purpose of this study is to determine the estimated parameters of the institutional environment of PPP, to assess the possibility of using partnerships in the implementation of cluster initiatives and projects of cluster development and to take into account regional features of the PPP development process in determining measures to improve the institutional environment for maximum use of PPP in the practice. In order to develop an approach to assessing the institutional environment of PPP in the implementation of cluster initiatives, a model for the development of the institutional environment of PPP in the region was built. When creating the model, both general conditions for the use of PPP and special ones, taking into account the needs of cluster policy, were taken into account, on the basis of which the main evaluation blocks were identified, which include external factors of development, internal factors and conditions of business participation in PPP projects within the framework of cluster initiatives. Further, based on the decomposition of the main assessment blocks, the main indicators of the institutional environment assessment were determined. The final stage of evaluation is to measure the results of the institutional environment development on the basis of the proposed matrix built in the space of two components, which include the assessment of institutional conditions for the development of PPP by business and the authorities.

Текст научной работы на тему «Оценка институциональной среды развития государственно-частного партнерства в рамках реализации кластерных проектов»

УДК 338 JEL: R58

DO110.25513/1812-3988.2018.3.173-183

ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНЫХ ПРОЕКТОВ

А.Г. Бреусова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 1 июня 2018 г.

Дата принятия в печать 25 июня 2018 г.

Ключевые слова

Кластерная политика, институциональная среда, государственно-частное партнерство

Аннотация. Предлагается подход к оценке институциональной среды государственно-частного партнерства (ГЧП) в рамках реализации кластерных проектов. Определяются оценочные параметры институциональной среды ГЧП, позволяющие оценить возможности использования партнерства в реализации кластерных инициатив и проектов кластерного развития и учесть региональные особенности процесса развития ГЧП при определении мероприятий по улучшению институциональной среды для максимального использования ГЧП в практике развития кластеров. Для разработки подхода к оценке институциональной среды ГЧП при реализации кластерных инициатив была построена модель развития институциональной среды ГЧП в регионе. При создании модели учитывались как общие условия применения ГЧП, так и специальные, отражающие потребности кластерной политики, на основе чего были выделены основные оценочные блоки оценки, к которым относятся внешние факторы развития, внутренние факторы и условия участия бизнеса в проектах ГЧП в рамках реализации кластерных инициатив. Далее на основе декомпозиции основных оценочных блоков были определены основные показатели оценки институциональной среды. Завершающим этапом оценки является измерение результатов развития институциональной среды на основе предлагаемой матрицы, построенной в пространстве двух компонент, к которым относятся оценка институциональных условий развития ГЧП бизнесом и органами власти.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00436.

ASSESSMENT OF THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT FOR PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP DEVELOPMENT IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF CLUSTER PROJECTS

A.G. Breusova

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received June 1, 2018

Accepted June 25, 2018

Keywords

Cluster policy, institutional environment, public-private partnership

Abstract. The article proposes an approach to the assessment of the institutional environment of public-private partnership (PPP) in the framework of the implementation of cluster projects. The purpose of this study is to determine the estimated parameters of the institutional environment of PPP, to assess the possibility of using partnerships in the implementation of cluster initiatives and projects of cluster development and to take into account regional features of the PPP development process in determining measures to improve the institutional environment for maximum use of PPP in the practice. In order to develop an approach to assessing the institutional environment of PPP in the implementation of cluster initiatives, a model for the development of the institutional environment of PPP in the region was built. When creating the model, both general conditions for the use of PPP and special ones, taking into account the needs of cluster policy, were taken into account, on the basis of which the main evaluation blocks were identified, which include external factors of development, internal factors and conditions of business participation in PPP projects within the framework of cluster initiatives. Further, based on the decomposition of the main assessment blocks, the main indicators of the institutional environment assessment were determined. The final stage of evaluation is to measure the results of the institutional environment development on the basis of the proposed matrix built in the space of two components, which include the assessment of institutional conditions for the development of PPP by business and the authorities.

Acknowledgements. The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-010-00436.

© А.Г. Бреусова, 2018

1. Введение. Кластерная политика представляет собой совокупность методов и инструментов, направленных на формирование комплекса взаимосвязанных предприятий. Основная задача кластерной политики - увязать в единую цепочку создания добавленной стоимости как производителей товаров, работ, услуг, так и учреждения образования и науки. Кластерная политика требует новых подходов к организации пространства взаимодействия хозяйствующих субъектов как с точки зрения развития инфраструктуры, так и с точки зрения формирования институциональных условий взаимодействия, определения новых механизмов финансирования совместных кластерных проектов.

Долгосрочное устойчивое развитие предполагает фиксацию всех возможных источников финансирования реализации значимых проектов, активное привлечение всех заинтересованных лиц к обсуждению и участию в потенциальных проектах, фиксации форм и условий участия. В связи с этим перспективным направлением для организации связей и кооперации между хозяйствующими субъектами является развитие государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).

Зарубежный и отечественный опыт использования ГЧП позволяет говорить о высоком потенциале такой формы взаимодействия при решении задач кластерной политики. ГЧП позволяет создавать необходимую транспортную, энергетическую, хозяйственную и социальную инфраструктуру, повышать инвестиционную привлекательность, стимулировать развитие отраслей и кластерных инициатив. Потенциал ГЧП позволяет использовать возможности инструмента в разных сферах. Неравномерность социально-экономического развития регионов, дифференцированная концентрация населения по регионам, разная финансовая база территориального развития создают условия неоднородности в использовании ГЧП. В то же время определение текущих проблем и выявление неэффективных процессов взаимодействия власти и бизнеса приводят к разработке новых механизмов и направлений изменений, что актуализирует разработку подхода к оценке институциональной среды государственно-частного партнерства в сфере реализации кластерных проектов.

2. Обзор литературы. В экономической литературе, посвященной формированию и развитию кластеров, достаточно широко обобща-

ются программы как основной инструмент кластерной политики [1-3]. Среди работ, посвященных роли органов власти в развитии кластеров и формировании кластерных стратегий, можно выделить исследования А.Г. Афониной, выделяющей четыре типа программ: 1) идентификации; 2) усиления конкурентоспособности кластера или отрасли; 3) нацеленные на усиление экономики конкурентоспособности региона в целом; 4) стимулирующие деятельность определенной части кластера [4].

О.В. Костенко дифференцирует программы с точки зрения эволюционного подхода к формированию и развитию кластеров, выделяя региональные специализированные программы, комплексные общие программы и программы создания информационно-аналитической инфраструктуры [2].

Программы варьируются по включаемым в нее направлениям и используемым подходам и зависят от задач кластерной политики. Так, на первом этапе для формирования кластеров используются программы поддержки отдельных видов деятельности. На втором этапе создаются условия для развития кластеров путем формирования инфраструктуры в регионе. На третьем этапе переходят к созданию трансграничных кластеров и соответствующей инфраструктуры.

Но в литературе сегодня не описаны механизмы реализации обозначенных направлений в практике кластерной политики в условиях дефицита ресурсных возможностей субъектов Российской Федерации, а возможности широкого использования ГЧП ставят задачу оценки возможностей данного инструмента в решении проблем кластерного развития. Кроме того, анализ программных документов развития кластеров субъектов Российской Федерации показал, что в программах лишь декларируются направления поддержки кластеров, но направления не поддерживаются на уровне мероприятий конкретными действиями органов власти и используемыми инструментами. Аналогичные выводы были получены и в других исследованиях [2, с. 94-97]. В связи с этим остается неисследованным вопрос о ГЧП как инструменте решения задач кластерной политики, реализации как кластерных инициатив, так и создания условий перехода к более высокому уровню развития кластеров в регионе.

Как таковой инструмент ГЧП для зарубежной и российской практики не новый. На-

чалом использования ГЧП послужили Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и постепенное формирование нормативно-правовой базы на региональном уровне, что привело к принятию Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном, муни-ципально-частном партнерстве в Российской Федерации». Анализ литературы и нормативно-правовой базы показал, что под ГЧП (МЧП) понимают прежде всего взаимодействие, сотрудничество между властью и бизнесом с целью реализации проектов, направленных на повышение доступности товаров, работ, услуг и повышение их качества [5-8]. Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство обычно основано на соглашении или контракте между государством и частным сектором. При этом важно подчеркнуть, что это не просто взаимодействие, а взаимодействие, при котором происходит соблюдение паритета интересов бизнеса и власти, объединение ресурсов, справедливое распределение рисков между сторонами соглашения и привлечение частной стороны не только к созданию объекта, но и его последующей эксплуатации, долгосрочный характер соглашения.

Проблемам исследования ГЧП в последнее время привлекается значительное внима-

Подходы к ис

ние. Так, в России ежегодно Центром развития ГЧП проводится оценка текущего состояния ГЧП, определяются тренды развития, формируется рейтинг регионов [9]. При этом множественность подходов к оценке не позволяет выявить набор факторов и условий, от которых следует отталкиваться при формировании среды в целях решения задач кластерной политики и развития ГЧП. Также итогом общероссийского рейтинга является положение региона по развитию ГЧП относительно других субъектов Российской Федерации, представленное через интегральный индекс, что не позволяет использовать результаты рейтинга для целей развития кластерных инициатив и усложняет понимание узких мест региона при работе с инвесторами на условиях ГЧП. Использование ГЧП как инструмента кластерной политики требует оценки соотношения ожиданий бизнеса и условий участия, предлагаемых региональной властью.

Необходимость преломления ГЧП в кластерную политику требует формирования определенного подхода к исследованию. ГЧП как механизм взаимодействия бизнеса и государства в лице органов власти, по нашему мнению, можно рассмотреть с точки зрения нескольких подходов (табл. 1).

Таблица 1

юванию ГЧП

Подходы Авторы Содержание Возможности оценки

Функциональный В.Г. Варнавский [8, с. 41], В.А. Кабаш-кин [10, с. 16] Механизм сотрудничества, обеспечивающий возможности взаимодействия между властью и бизнесом с целью привлечения частных партнеров к решению задач, стоящих перед властью Наличие / отсутствие возможности организации ГЧП в нормативном правовом акте

Поведенческий В. Максимов [5, с. 22], Р.А. Марту-севич, С.Б Сиваев и Д.Ю. Хомченко [11, с. 11-12] Технологии взаимодействия между органами власти и частным сектором, позволяющие реализовать имеющийся потенциал и возможности ГЧП Организация взаимодействия между основными субъектами ГЧП и влияние их друг на друга через создание и развитие институциональной среды взаимодействия

Развитие нормативно-правовой базы ГЧП в России, либерализация условий доступа негосударственных компаний к предоставлению государственных и муниципальных услуг, развитие конкуренции создают пространство новых форм взаимодействия власти и бизнеса и отражают наполнение функционального под-

хода к оценке развития ГЧП. В исследовании важны оценочные параметры, позволяющие органам власти и бизнесу оценить возможности использования ГЧП в реализации кластерных инициатив и проектов кластерного развития и учесть региональные особенности процесса развития ГЧП при определении меро-

приятий по улучшению институциональной среды для максимального использования ГЧП в практике развития кластеров. Важно подчеркнуть, что построение коммуникаций между властью и частным сектором требует согласования противоречивых интересов государства, региона и бизнеса. В связи с этим в исследовании предлагается использование поведенческого подхода, позволяющего выявить противоречия субъектов, влияющих на использование потенциала ГЧП в решении задач кластерной политики. Так, М.А. Ягольницер и Е.А. Колобова при моделировании институциональной среды кластерной политики подчеркивают важность оценки импульсов для анализа реакции управляющего воздействия на оцениваемый параметр, что дает возможность в дальнейшем при проведении переговоров достигать компромисса при принятии решений относительно развития кластеров [12, с. 66]. Таким обра-

ГЧП имеет достаточно широкие сферы применения и фактически любая из задач может быть связана с кластерной политикой. Каждая из подсистем имеет свои особенности, разный уровень развития ГЧП, применяемые формы ГЧП. Оценка ГЧП также требует рассмотрения интересов разных участников отношений. Например, бизнес заинтересован в прозрачной системе заключения контрактов и обеспечении возврата вложенных средств в объект ГЧП, государство в лице органов власти - в решении значимых проблем путем привлечения новых технологий и технических решений, минимизируя тем самым участие бюджета в решении задач. Если бизнес ориентирован на получение доходов, государство - на интересы граждан и повышение уровня социально-экономического развития территорий. Но

зом, поведенческий подход позволит выявить изменения институциональной среды для определения необходимых мероприятий по ее улучшению. Институциональная среда определяет возможность успешного выполнения проекта на условиях ГЧП в целях кластерной политики с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки в регионе. Институциональная среда и будет определять потенциал ГЧП для решения задач кластерной политики. Корректируя факторы и условия институциональной среды, сможем воздействовать на потенциал ГЧП, а значит, и на возможности его использования через разработку и реализацию проектов, направленных на развитие кластеров в регионе.

Выделим потенциальные сферы использования ГЧП и, соответственно, задачи кластерной политики, которые можно решать с помощью ГЧП (табл. 2).

применение ГЧП зависит от характеристик среды, оценка которой и будет ориентировать власть на создание максимально приемлемых условий для всех субъектов отношений. Для разработки подхода к оценке институциональной среды развития ГЧП в рамках кластерной политики необходимо выделить оценочные переменные, которые и позволят оценить потенциал ГЧП.

3. Методы исследования. Для разработки оценки были использованы следующие методы: метод моделирования - для определения элементов институциональной среды; табличный метод и метод группировок - для формализации результатов исследования.

4. Результаты. Для разработки подхода к оценке построим общую модель развития ГЧП, учитывающую региональные особенности про-

Таблица 2

Задачи кластерной политики, решаемые с помощью ГЧП

Сфера Отрасли / подсистемы

Образование, спорт Инфраструктура, обеспечивающая связь «вузы - инновации - производство»

Инфраструктура для создания условий проживания (закрепление кадров на территории)

Здравоохранение Инфраструктура оказания медицинской помощи (закрепление кадров на территории)

Инфраструктура Дорожная инфраструктура

Энергетическое хозяйство

Инфраструктура связи

Обеспеченные возможностями подключения к коммунальной инфраструктуре производственные площадки

цесса (рис. 1). В общей модели можно выделить два основных контура: развитие ГЧП на федеральном уровне и направления развития в регионе с учетом территориальной специфики. В связи с этим выделим два уровня субъектов, определяющих характер развития процесса

ГЧП, к которым отнесем федеральную и региональную власть. Муниципальная власть не имеет достаточного количества ресурсов и полномочий регулирования процесса, поэтому в модели отражаться не будет.

Институциональная среда

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ БИЗНЕС (ЧАСТНЫЙ ПАРТНЕР) Усл \ эвия участия РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

предложение > ^

f предложение

Внешние факторы развития

^^Внутренние факторы ^^ участия

Рис. 1. Модель развития ГЧП в регионе

Действия федеральных и региональных органов власти определяют характер процесса развития ГЧП и его потенциал для развития кластерных инициатив территории. Важной стороной развития ГЧП является ее средовой характер, который определяется набором факторов и условий.

Факторы можно разделить на внутренние и внешние. Внешние факторы задаются направлениями и нормативно-правовой базой, сложившейся и сформированной государством. Так, к внешним факторам можно отнести нормативно-правовое регулирование кластерных инициатив и ГЧП в России, общие условия реализации совместных проектов. Внутренние факторы определяются реализацией федеральных направлений политики в сфере развития кластеров и ГЧП в регионе и спецификой региона как территориальной единицы. К наиболее важным внутренним факторам, определяющим участие в ГЧП, относятся инвестиционная привлекательность региона, доступность длинных денег, наличие долгосрочного спроса, географическое положение региона, уровень жизни, определяющий емкость потенциального рынка сбыта.

Органы власти при развитии ГЧП опираются на требования бизнеса, что и выражается в определенных условиях, необходимых бизнесу для активного использования ГЧП, в том

числе в кластерных проектах. Факторы и условия участия образуют институциональную среду развития ГЧП. Институциональная среда развития ГЧП понимается нами как совокупность факторов и условий, имеющих определенную силу влияния при принятии решений относительно использования механизма ГЧП в кластерной политике.

И факторы, и условия участия могут меняться, что естественным образом отражается на институциональных условиях развития ГЧП в регионе. Отсюда можно говорить о развитии институциональных условий как о процессе, что обусловливает применение сравнительных оценок через фиксацию оценочной позиции как во времени, так и в пространстве, что позволит определить происходящие изменения.

Средовой характер делает необходимым проведение как мониторинга, так и оценки. Таким образом, потенциал ГЧП при реализации кластерных инициатив является измеряемым через факторы и условия, изменяется во времени и зависит от действий органов власти, как региональных, так и федеральных. Если федеральная власть создает общее предложение для частных партнеров, определяя приоритетность ГЧП для решения государственных задач, то региональная власть с учетом территориальной специфики может дифференцировать об-

щую политику в зависимости от требуемых результатов и решаемых с помощью ГЧП задач кластерной политики.

Практика использования ГЧП в России сегодня достаточна широка. Учитывая предметную область исследования и проблемы развития кластеров Омской области, нам необходимо оценить потенциал ГЧП для решения задач кластерной политики. Таким образом, модель позволяет выделить факторы развития и условия участия в проектах ГЧП как основные оценочные индикаторы.

Выявленные переменные (внешние факторы развития, внутренние факторы участия, условия участия) требуют декомпозиции для фиксации базовых показателей, по которым и будет строиться оценка. Проведем декомпозицию институциональной среды государственно-частного партнерства в рамках кластерной политики в разрезе базовых оценочных показателей.

Основными субъектами, заинтересованными в развитии ГЧП в регионе, являются бизнес

и органы власти. Власть ориентирована, с одной стороны, на обеспечение развития региона, с другой - на создание условий для развития конкуренции в регионе и привлечение бизнеса к оказанию государственных и муниципальных услуг через кластерные объединения субъектов хозяйствования. Бизнес ищет новые доходные сферы развития компаний. Разложив цели субъектов на параметры, получаем следующие ориентиры использования ГЧП в кластерной политике: повышение качества услуг и инфраструктуры, минимизация бюджетных затрат, внедрение инноваций, сокращение бюджетных расходов, модернизация и строительство инфраструктуры, - что в конечном итоге приведет к достижению результатов кластерной политики, повышению добавленной стоимости, созданной на территории. Реализация представленных преимуществ возможна только при оптимизации факторов и условий участия в развитии ГЧП (рис. 2).

Уровень 1 Субъекты,

заинтересованные в развитии ГЧП

Уровень 2: потребности субъектов

Развитие регионаи р е ал из ацил пл анов развития кластеров

Получение прибыли

Уровень В Параметры

потребностей

Качество услуг а) Инновации 12) Строительство и модернизация инфраструктуры (3) Снижение расходов бюджета 14) Расширение бизнеса (5)

Уровень4 Факторы развития ГЧП

Инвестиционная привлекаг тельность Географическое положение региона Уровеньжизни населения Долгосрочный спрос и доходность проектов Общее правовое поле развития ГЧП Доступность «длинных денег»

Уровень 5 Условия участия

Нормативно- Информацион- Планы и Структуры, Уровень риска

правовое ная открытость стратегии сопровождаю- проектовГЧП

регулирование органов власти развития ГЧП щие ГЧП

Рис. 2. Декомпозиция институциональной среды ГЧП

Проведя декомпозицию институциональной среды ГЧП в кластерной политике, можно сделать вывод, что общие условия развития ГЧП в регионе определяют и специфику институциональной среды использования данно-

го инструмента для целей кластерной политики. Но при этом также можно выделить и специфичные для кластерной политики условия участия в проектах ГЧП, которые заключаются в обозначении как такового инструмента в

кластерных программах, формировании перечня объектов кластерного развития для соглашений ГЧП и создании организационных условий реализации целей кластерной политики через использование ГЧП.

Немаловажную роль в модели играет население, определяя заказ на формирование направлений ГЧП. Влияние населения на развитие форм ГЧП может быть как косвенным, так и прямым. Косвенное влияние проявляется через спрос на продукцию и услуги предприятий -участников кластера, относящихся к промышленным организациям; прямое влияние - как непосредственных потребителей услуг (дороги, социальная сфера). Но в модели данный субъект не представлен, поскольку координирующей, регулирующей роли население не играет,

выступая, скорее, инициатором и потребителем созданных в результате ГЧП объектов. Косвенно демографические характеристики населения учитываются через факторные условия развития ГЧП и выражаются через платежеспособный спрос и наличие как такового долгосрочного спроса на продукты и услуги. Обозначенные параметры, в свою очередь, определяется численностью экономически активного населения и уровнем доходов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, оценку институциональной среды развития ГЧП предлагается проводить в рамках трех блоков: внешние факторы развития ГЧП в регионе, внутренние факторы и условия участия в проектах ГЧП кластерной сферы. Каждому блоку соответствуют определенные показатели, что представлено в табл. 3.

Таблица 3

Классификация показателей институциональной среды развития ГЧП в рамках кластерной политики

Блок Показатели

Внешние факторы развития Качество федеральных НПА в сфере ГЧП

Доступность финансовых ресурсов для реализации целей кластерной политики через общие условия в Российской Федерации

Внутренние факторы участия Объем региональных финансовых ресурсов для проектов ГЧП и кластерных проектов

Доступность финансовых ресурсов для проектов ГЧП и кластерных проектов

Разработанность региональной нормативной базы поддержки проектов ГЧП и кластерных проектов

Качество региональной экономической и кластерной политики

Компетентность сотрудников государственных структур в сфере реализации проектов ГЧП и кластерных проектов

Качество трудовых ресурсов, занятых в кластерах и реализуемых ГЧП-проектах

Уровень развития и доступность научных исследований и разработок в отраслях, входящих в проекты ГЧП и кластерные проекты

Уровень развития организаций, оказывающих поддержку участникам ГЧП и участникам кластеров

Уровень конкурентоспособности региональных проектов ГЧП

Наличие и достаточность ресурсов: производственной инфраструктуры; образовательной и научной инфраструктуры; физической инфраструктуры

Доступность ресурсов: производственной, образовательной и научной инфраструктуры; физической инфраструктуры

Уровень доверия между властью и бизнесом

Условия участия Качество стратегии применения ГЧП в отраслевой сфере

Субъективная оценка проблем организации ГЧП в регионе

Доступность информации о потенциальных объектах ГЧП в регионе, в том числе направленных на создание и развитие кластеров

Оценка работы структур, сопровождающих проекты ГЧП

Установление приоритетных сфер ГЧП в кластерной политике

Оценка возможности использования механизмов ГЧП в кластерной политике

Уровень риска в проектах ГЧП в рамках кластерной политики

В работах, посвященных институциональному моделированию, отмечается важность оценки элементов по качественным параметрам, отражающим состояние институтов по

содержанию [13]. В связи с этим приведенные показатели предлагается оценивать по следующей шкале:

• 1 - «Критически низкое»;

• 2 - «низкое»;

• 3 - «среднее»;

• 4 - «высокое»;

• 5 - «максимально высокое»

Представленные показатели дают возможность оценить полноту формирования институциональной среды.

5. Рекомендации. Оценка институциональной среды ГЧП требует количественной фиксации факторов и условий и оценку их динамики и включает в себя оценку как общих факторов институциональной среды развития ГЧП в регионе, так и условий участия в проектах ГЧП в рамках кластерной политики. Подобный анализ позволяет органам власти разработать корректирующие меры с целью максимальной реализации задач кластерной политики, понять ценностные ориентации представителей бизнеса в сфере ГЧП для определения эффективной стратегии развития ГЧП в регионе и реализации кластерных инициатив с привлечением частных средств. При оценке потенциала ГЧП будем учитывать некоторые особенности. Результаты опросов, которые и будут использоваться в качестве основы оценки, носят субъективный характер и зависят от точки зрения оцениваемого. Поскольку мы выделили двух основных субъектов отношений, постольку не-

обходимо опрашивать как представителей власти, так и представителей бизнеса, т. е. публичных и общественных партнеров отношений ГЧП. Подход к развитию институциональной среды как к процессу и привлечение к опросу представителей как власти, так и бизнеса дает возможность сравнения позиций, что очень важно для оценки, поскольку именно сформированная институциональная среда определяет в каждом конкретном случае решение участвовать / не участвовать в партнерстве и определяет в целом возможности использования ГЧП при решении региональных задач.

Если мы говорим об оценке институциональной среды и необходимости фиксации оценки условий участия ГЧП во времени, то нам требуется единая измерительная модель. Основным требованием к единой измерительной модели является возможность ее использования при разработке мероприятий корректировки институциональных условий использования ГЧП в практике кластерной политики. Разработку единой измерительной модели предлагается строить в пространстве двух компонент, к которым относятся оценка институциональных условий развития ГЧП бизнесом и оценка институциональных условий развития ГЧП органами власти (рис. 3).

Оценка институциональных условий бизнесом

Максимально высокое

высокое

3

среднее 2 низкое 1

Критически низкое

i. —-__ --— __ __ 1 1

/ / / /

1 \ \ \

1 Оценка институцио-! нальных условий органами власти

\ \ \ -^-►

S <и

и S

о W

(D СО

S

U £

(D О W м S И

(D (D

И

ч

(D

а о

(D §

О

О «

Рис. 3. Матрица оценки институциональной среды ГЧП в рамках реализации кластерной политики

5

4

1

2

3

4

5

Наложение оценок в рамках одной модели дает возможность оценить действия органов власти бизнесом и дать оценку результатам своей деятельности властью непосредственно. Оценка складывается из показателей, представленных в табл. 3, которые имеют единую систему рангов от 1 до 5 и интерпретацию шкал, представленную выше. Данная матрица позволит не только определить параметры, по которым идет расхождение оценок со стороны власти и бизнеса и которые требуют корректировки, но и соотнести результаты оценки с типом развития институциональной среды. Решение последней задачи предполагает введение диагностики с определением качественного состояния среды, что планируется разработать в рамках следующего этапа исследования.

Поскольку оценка складывается на основе субъективного мнения экспертов в данной области, у нас есть возможность увидеть экспертный разброс значений оценок факторов и условий участия в проектах ГЧП, а также на основе расчета средней оценки сформировать общие выводы относительно институциональной среды развития ГЧП в кластерной политике.

Оптимальным условием оценки институциональной среды ГЧП является ее ежегодное проведение с целью определения изменений институциональных условий. Методом проведения оценки является экспертный опрос. Организатором оценки являются подразделения, ответственные за проведение кластерной политики и развитие ГЧП в регионе. Результаты оценки являются, прежде всего, аналитической базой для разработки направлений государственной поддержки и направлений, закладываемых в государственные программы и дорожные карты развития отраслей на основе использования ГЧП.

6. Заключение. Одним из ориентиров экономического развития сегодня является кластеризация экономики регионов и Российской Федерации вцелом. Но организация кластеров связана с решением ряда инфраструктурных ограничений территорий. Использование программы как инструмента развития кластеров ограничивается указанием на формирование как таковых кластеров, но не содержит реальных действий власти, направленных на создание условий объединения хозяйствующих субъектов в рамках цепочки создания добавленной стоимости. Одним из инструментов решения ресурсных и инфраструктурных ограничений,

позволяющих создать требуемые условия для формирования и развития кластеров, является ГЧП. Использование ГЧП в регионе требует от власти проработанной нормативно-правовой базы, прозрачных условий участия бизнеса, выверенной стратегии использования ГЧП, определения потенциальных источников финансирования, наличия структур, сопровождающих проекты. Реализованные действия как федеральных, так и региональных органов власти в итоге формируют институциональную среду развития ГЧП в регионе. Использование ГЧП в кластерной политике необходимо сопровождать созданием специальных условий институциональной среды развития ГЧП, учитывающих потребности кластерной политики в применении данного инструмента. Как таковой инструмент ГЧП достаточно давно используется, является приоритетным в решении экономических проблем территорий и четко обозначенное правовое поле его использования, в рамках федеральных рекомендаций также предлагался регионам для привлечения инвестиций как в социальную, так и в инфраструктурную отрасли. Но уровень его использования при решении региональных задач не высок. Поэтому на текущий момент необходима оценка институциональной среды развития ГЧП в регионе, как общей, так и специальной, учитывающей потребности кластерной политики, на основе которой можно скорректировать действия органов власти. В связи с этим в исследовании ставилась цель разработки оценки институциональной среды развития ГЧП в преломлении к кластерным проектам.

Проведение оценки в рамках сформированного подхода предполагает исследование внешних факторов развития, к которым относят установки и регулирование ГЧП федеральным центром; внутренних факторов участия, формируемых регионом через создание условий развития ГЧП и непосредственно условий участия инвесторов в партнерстве при решении важных задач. Оценка базируется на опросе экспертов как со стороны бизнеса, так и со стороны власти. Немаловажной частью оценки является использование результатов для разработки мероприятий по улучшению условий взаимодействия власти и бизнеса. Логика оценки институциональной среды состоит в наложении результатов усредненной оценки власти и бизнеса в рамках матрицы, представленной на рис. 3. При этом совпадение оценок

власти и бизнеса состояния институциональной среды сигнализирует об одинаковом восприятии протекающих процессов на территории. Разные оценки власти и бизнеса требуют согласования позиций и определения требуемых изменений. Для того чтобы оценка институциональной среды стала реальным инструментом управления, ее необходимо проводить

постоянно (не реже 1 раза в год). При правильной организации работы мы получим оценку, позволяющую корректировать региональные условия развития ГЧП и его использования в практике кластерной политики. Рекомендации по определению изменений и шкала оценки институциональной среды будут рассмотрены в следующей статье.

Литература

1. Перчаткин В. В., Перфилов В. А. Импортозамещающая кластерная политика региона: теория и практика : моногр. - Уфа : ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. - 196 с.

2. Костенко О. В. Региональная кластерная политика : моногр. - Киров : Вят. ГСХА, 2016. -162 с.

3. Марков Л. С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода в экономике : ав-тореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Новосибирск, 2014. - 39 с.

4. Афонина А. Г. Экономическое содержание и механизм управления развитием кластеров в региональной экономике : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Пермь, 2012. - 24 с.

5. Максимов В. В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре: критерии оценки концессионных конкурсов : моногр. - М. : Альпина Паблишерз, 2010. - 177 с.

6. Private participation in infrastructure (PPI) : annual report. - The World Bank, 2017. - iv, 20 p. - URL : http://ppi.w0rldbank.0rg/~/media/GIAWB/PPI/D0cuments/Gl0bal-N0tes/ PPI_2017_Annual-Report.pdf.

7. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство : в 2 т. - М. : ИМЭМО РАН, 2009. -Т. 2. -192 с.

8. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 9. - C. 41-50.

9. Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов : исслед. : подгот. спец. к IV инфраструктур. конгр. «Российская неделя ГЧП-2017». - М. : Центр развития ГЧП в РФ, 2017. - 32 с. - URL : http://pppcenter.ru/assets/d0cs/ray-tingREG2017_B5_Bl0ck_31 -03-2017-web.pdf.

10. Кабашкин В. А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. - М. : Междунар. инновац. центр, 2010. - 576 с.

11. Мартусевич Р. А., Сиваев С. Б., Хомченко Д. Ю. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. - М. : Ин-т экономики города, 2006. - 240 с.

12. Колобова Е. А., Ягольницер М. А. Анализ влияния институциональной среды на функционирование кластера // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика : тр. VIII науч.-практ. конф. с междунар. участием 17-22 мая 2017 г. / под ред. А. В. Бабкина. -СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 63-67.

13. Сухарев О. С. Экономическая теория институционального моделирования: принципы и возможножности // Журн. экон. теории. - 2017. - № 1. - С. 102-116.

References

1. Perchatkin V.V., Perfil0v V.A. Importozameshchayushchaya klasternaya politika regiona: te-oriya i praktika [Import substitution cluster policy of the region: theory and practice], M0n0graph, Ufa, Institute 0f S0ci0-Ec0n0mic Research 0f the Ufa Scientific Center 0f the Russian Academy 0f Sciences publ., 2016, 196 p. (in Russian).

2. K0stenk0 O.V. Regional'naya klasternaya politika [Regional cluster policy], Kirov, Vyatka State Agricultural Academy publ., 2016, 162 p. (in Russian).

3. Mark0v L.S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy klasternogopodkhoda v ekonomike [Theoretical and methodological foundations of the cluster approach in the economy], Auth0r's abstract, N0v0si-birsk, 2014, 39 p. (in Russian).

4. Afonina A.G. Ekonomicheskoe soderzhanie i mekhanizm upravleniya razvitiem klasterov v re-gional'noi ekonomike [Economic content and the mechanism of management of development of clusters in regional economy], Author's abstract, Perm, 2012, 24 p. (in Russian).

5. Maksimov V.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v transportnoi infrastructure, kriterii ot-senki kontsessionnykh konkursov [Public-private partnership in transport infrastructure: criteria for assessing concession tenders], Monograph, Moscow, Al'pina publ., 2010, 177 p. (in Russian).

6. Private participation in infrastructure (PPI), annual report, The World Bank, 2017, iv + 20 p., available at: http://ppi.worldbank.org/~/media/GIAWB/PPI/Documents/Global-Notes/PPI_2017_Annual-Report.pdf.

7. Varnavskii V.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo [Public private partnership], in 2 volumes, Moscow, IMEMO publ., 2009, Vol. 2, 192 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Varnavskii V. Public-Private Partnership: Some Issues of Theory and Practice. World Economy and International Relations, 2011, no. 9, pp. 41-50. (in Russian).

9. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii 2016-2017: tekushchee sostoyanie i trendy, reit-ing regionov [Public-private partnership in Russia 2016-2017: current state and trends, regional rating], the study, prepared specifically for the IV infrastructure Congress "Russian PPP week-2017", Moscow, The center of PPP development in Russia publ., 2016, 32 p., available at: http://pppcenter.ru/assets/docs/ raytingREG2017_B5_Block_31-03-2017-web.pdf. (in Russian).

10. Kabashkin V.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: mezhdunarodnyi opyt i rossiiskie per-spektivy [Public-private partnership: international experience and Russian perspectives], Moscow, International innovation center publ., 2010, 576 p. (in Russian).

11. Martusevich R.A., Sivaev S.B., Khomchenko D.Yu. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v kommunal'nom khozyaistve [Public-private partnership: international experience and Russian perspectives], Moscow, Institut ekonomiki goroda publ., 2006, 240 p. (in Russian).

12. Kolobova E.A., Yagolnitser M.A. Analysis of the influence of the institutional environment on the functioning of the cluster, in: Babkin A.V. (Ed.) Innovation clusters in the digital economy: theory and practice, works of the VIII research-to-practice conference with foreign participation, May 17-22, 2017, St. Petersburg, Polytechnic University publ., 2017, pp. 63-67. (in Russian).

13. Sukharev O.S. Economic Theory of Institutional Modeling: Principles and Possibilities. Russian Journal of Economic Theory, 2017, no. 1, pp. 102-116. (in Russian).

Сведения об авторе

Бреусова Анна Георгиевна - канд. экон. наук, доцент кафедры региональной экономики и административных территорий

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: annabreusova@yandex.ru

About the author

Breusova Anna Georgievna - Candidate of Economic sciences, Associate Professor of the Department of Regional Economic and Administration of the Territory Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: annabreusova@yandex.ru

Для цитирования

Бреусова А. Г. Оценка институциональной среды развития государственно-частного партнерства в рамках реализации кластерных проектов // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 3 (63). - С. 173-183. -РО!: 10.25513/1812-3988.2018.3.173-183.

For citations

Breusova A.G. Assessment of the institutional environment for public-private partnership development in the framework of the implementation of cluster projects. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 3 (63), pp. 173-183. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.3.173-183. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.