Научная статья на тему 'К вопросу о развитии государственно-частного партнерства на региональном уровне'

К вопросу о развитии государственно-частного партнерства на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
949
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / консолидация частных капиталов и бюджетных средств / объекты социально значимой инфраструктуры / рейтинг регионов / комплексное развитие территории / реализация бизнес-проектов на основе принципов ГЧП / public-private partnership / consolidation of the private capitals and budgetary funds / objects of socially significant infrastructure / rating of the regions / complex development of the territory / realization of business-projects on the basis of the principles of PPP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпович Наталья Константиновна

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты реализации государственно-частного партнерства на региональном уровне, подчеркивается роль позитивного воздействия этого процесса на устойчивое комплексное развитие отдельных территорий. На основе обобщения передового опыта работы регионов в этом направлении определены факторы, оказывающие влияние на степень внедрения и развития ГЧП-проектов, в частности, развитость институциональной среды, опыт реализации проектов, инвестиционная привлекательность, формы государственной поддержки на региональном уровне и др., а также формирование эффективного управленческого механизма. Институт государственно-частного партнерства служит проводником роста инвестиционной привлекательности территории, обеспечивает расширение общественно значимой инфраструктуры и, в конечном счете, приводит к созданию потенциала опережающего развития определенных зон региона, развитию бизнес-проектов на основе принципов ГЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпович Наталья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AT THE REGIONAL LEVEL

The article reveals theoretical and practical aspects of realization of public-private partnership at the regional level, the role of positive impact of this process on steady complex development of specific territories is emphasized. On the basis of generalization of the best practices of work of the regions in this direction the factors have been defined that have impact on extent of introduction and development of PPP projects, in particular, development of the institutional environment, experience of implementation of projects, investment appeal, forms of the state support at the regional level, etc., and also formation of the effective administrative mechanism. The institute of public-private partnership serves as the conductor of growth of investment appeal of the territory, provides expansion of socially significant infrastructure and, eventually, leads to the creation of potential of the advancing development of certain zones of the region, development of business-projects on the basis of the principles of PPP.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии государственно-частного партнерства на региональном уровне»

УДК 332.1 ББК 65.9(2) К-26

Карпович Наталья Константиновна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191, e-mail: natalykarpovich@yandex.ru, тел.: 8(918)4276540.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

(рецензирована)

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты реализации государственно-частного партнерства на региональном уровне, подчеркивается роль позитивного воздействия этого процесса на устойчивое комплексное развитие отдельных территорий. На основе обобщения передового опыта работы регионов в этом направлении определены факторы, оказывающие влияние на степень внедрения и развития ГЧП-проектов, в частности, развитость институциональной среды, опыт реализации проектов, инвестиционная привлекательность, формы государственной поддержки на региональном уровне и др., а также формирование эффективного управленческого механизма. Институт государственно-частного партнерства служит проводником роста инвестиционной привлекательности территории, обеспечивает расширение общественно значимой инфраструктуры и, в конечном счете, приводит к созданию потенциала опережающего развития определенных зон региона, развитию бизнес-проектов на основе принципов ГЧП.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, консолидация частных капиталов и бюджетных средств, объекты социально значимой инфраструктуры, рейтинг регионов, комплексное развитие территории, реализация бизнес-проектов на основе принципов ГЧП.

Karpovich Natalya Konstantinovna, Candidate of Economics, associate professor, associate professor of the Department of Finance and Credit, FSBEI HE «Maikop state technological university», 385000, the Republic of Adyghea, Maikop, 191 Pervomayskaya St., email: natalykarpovich@yandex.ru, tel.: 8(918)4276540.

TO THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AT THE REGIONAL LEVEL

(reviewed)

The article reveals theoretical and practical aspects of realization of public-private partnership at the regional level, the role of positive impact of this process on steady complex development of specific territories is emphasized.

On the basis of generalization of the best practices of work of the regions in this direction the factors have been defined that have impact on extent of introduction and development of PPP projects, in particular, development of the institutional environment, experience of implementation of projects, investment appeal, forms of the state support at the regional level, etc., and also formation of the effective administrative mechanism.

The institute of public-private partnership serves as the conductor of growth of investment appeal of the territory, provides expansion of socially significant infrastructure and,

eventually, leads to the creation of potential of the advancing development of certain zones of the region, development of business-projects on the basis of the principles of PPP.

Keywords: public-private partnership, consolidation of the private capitals and budgetary funds, objects of socially significant infrastructure, rating of the regions, complex development of the territory, realization of business-projects on the basis of the principles of PPP.

Введение

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны. Оно основано на объединении ресурсов, распределении возможных рисков, осуществляемое по соглашению сторон при заключении договора, юридически оформленное на определенный срок и основанное на равноправном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, эффективного использовании бюджетных средств, обеспечения доступности и повышения качества товаров, обеспечение которыми обусловлено полномочиями органов госвласти и местного самоуправления.

Такое партнерство подразумевает взаимодействие сторон на основе заключения и исполнения договоров о ГЧП для воплощения в жизнь в первую очередь социально-значимых с общественных позиций проектов на соответствующей территории.

Теоретические основы исследования

Актуальные тенденции в развитии государственно-частного партнерства постоянно изучаются как зарубежными, в частности, американскими исследователями, такими как Инстрайт Эмилиа, Пуэнтес Роберт, Маркс Алан Т., Сильверман Эрик Ф., австралийцем Маккензи Ричардом и др., так и российскими учеными.

Так, например, Авцинов О.И. в своей статье «Особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в России» анализирует региональный опыт ГЧП, определяет влияние некоторых факторов на развитие этого процесса [1]. В частности, выделен опыт субъекта по внедрению таких проектов, наличие институциональной среды управления, степень ее развития, уровень инвестиционной привлекательности. Автор также подчеркивает положительный эффект использования ГЧП-проектов для формирования инфраструктурной среды, так необходимой для привлечения бизнеса в регион.

В статье также обращается внимание на проблему оптимального распределения рисков в таких проектах между сторонами-участниками, учитывающего их способность наилучшим образом управлять проектом.

Щегорцов М.В. в своей диссертации раскрывает ГЧП как механизм финансового обеспечения инвестиционной деятельности, что также актуально для экономики России в условиях снижения доступности к иностранным капиталам [10].

Сазонов В.Е. в своей авторской концепции определяет государственно-частное партнерство как комплексный административно-правовой, финансово-правовой, гражданско-правовой и экономический механизм сотрудничества органа публичной власти с частным хозяйствующим субъектом в публичных интересах, характеризующийся разграничением между ними ответственности, включая риски, а также возможных затрат и доходов [9].

Аккумулирование материальных, финансовых и организационных ресурсов, а также использование средств из частных, в том числе зарубежных источников для претворения общественно необходимых проектов на территории региона с использованием средств бюджета и имущества государства есть главная цель ГЧП.

Реализация указанной цели может помочь в привлечении дополнительного финансирования ГЧП-проектов, повышении эффективности использования имущества региона и его бюджетных средств, продвижении инноваций, создании новых рабочих мест и снижении безработицы.

Участники такого партнерства должны соблюдать равноправие и законность, а их сотрудничество должно быть эффективным, добросовестным и взаимовыгодным.

Методология и результаты исследования.

Инструмент государственно-частного партнерства в мировой практике используются с целью долговременного финансирования и управления общественной инфраструктурой, для привлечения частного капитала во все сферы экономики [7].

Приоритетность выбора реализации ГЧП-проекта связана с особенностями социально-экономического развития и весомости решаемых задач для конкретного региона.

Проекты с участием госкапитала и частного бизнеса становятся универсальным механизмом решения долгосрочных задач в обширном диапазоне - от внедрения исключительно важных проектов в социальной и инфраструктурной сферах общегосударственного уровня до разработки и адаптации перспективных технологий, применяемых в новых точках роста, где аккумулированы научный потенциал и человеческий капитал.

Очень часто ГЧП-проекты применяются в решении широкомасштабных инфраструктурных задач, например, в сфере транспорта, освоении инноваций, когда велик риск недостижимости результатов, что требует государственной поддержки, особенно на начальном этапе. Являясь социально-ответственным государственный сектор оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения.

Использование механизмов ГЧП в настоящее время получает широкое распространение в России [6].

Для успешного развития социально-экономической сферы отдельно взятой территории, существенного роста качества жизни ее населения различные виды государственно-частного партнерства необходимо обеспечить законодательными нормами, регламентирующими развитие региональной политики в данном направлении. Это позволит обеспечить стабильные условия успешной реализации ГЧП, привлечение и эффективное использование государственных и частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы.

В соглашения о государственно-частном партнерстве могут быть включены объекты транспортной и социальной инфраструктуры, производства, переработки, хранения и торговли сельхозпродукцией, другие особо значимые для региона объекты.

Учитывая социальную важность такого партнерства и ограниченность средств региональных бюджетов, сотрудничество в этой сфере нуждается в государственной поддержке, например, в форме налоговых льгот, предоставления инвестиционного налогового кредита, госгарантий, возмещение доли кредитной ставки, части платежей по лизингу и др.

Механизм такого сотрудничества включает разработку задач и принципов реализации, выделение приоритетов, выбор форм господдержки и др.

Используя результаты сравнительного анализа и метода экспертных оценок на основе рейтинга, обобщив передовой опыт реализации ГЧП-проектов в отдельных территориях Российской Федерации можно предложить факторную модель развития указанных проектов (рис. 1).

Рисунок 1. Факторная модель внедрения и развития ГЧП-проектов в регионе

На региональном уровне почти повсеместно в разное время приняты законы, определяющие нормативно-правовые рамки развития ГЧП-проектов. По данным Центра развития государственно-частного партнерства, проводившего исследования с целью определения уровня развития субъектов РФ в этом направлении и систематизации накопленного опыта, в составе Южного федерального округа среди лидеров находится Краснодарский край (11 место) [8].

На стадии становления работы в ГЧП-проектах развитость институциональной среды можно принять в качестве определяющего фактора, наличие которого является наиболее важным условием для привлечения инвестиций в такие проекты. Сюда относится формирование нормативно-правовой базы в регионе, состав ответственных органов власти и их способность решать поставленные задачи на высоком профессиональном уровне.

Кроме того, большое значение имеет опыт реализации проектов ГЧП. В Краснодарском крае ярким примером реализации государственно-частного партнерства на общенациональном уровне является строительство олимпийского комплекса для проведения Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Проект реализовывался за счет двустороннего сотрудничества государства и частного сектора. Другой пример взаимовыгодного сотрудничества власти и бизнеса - концессионное соглашение администрации Краснодарского края и ООО «Югводоканал», дочернего предприятия ОАО «Евразийский». В рамках этого соглашения компания реконструирует объекты водоснабжения. С 2010 по 2039 годы в этот проект предусмотрено привлечение 7,82 млрд. рублей.

Еще одним перспективным инструментом ГЧП станет туристско-рекреа-ционная особая экономическая зона, созданная на территории Апшеронского района Краснодарского края в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №833 от 14 октября 2010 года.

В ее границах планируется развивать один из наиболее масштабных инвестиционных проектов в курортной сфере края - горноклиматический курорт Лагонаки.

В рамках развития курортов и туризма с применением механизма государственночастного партнерства также планируется реализация инвестиционных проектов, направленных на создание туристских кластеров в Краснодарском крае. В частности предусматривается создание комплекса обеспечивающей и туристской инфраструктуры на территориях, планируемой к размещению туристских кластеров.

Цель успешного, всестороннего развития Республики Адыгея связана с достижением современных стандартов жизни. Поэтому разработка комплексной программы социально-экономического развития нацелена на создание условий для обеспечения высоких темпов устойчивого экономического роста, повышение конкурентоспособности предприятий. Все это станет основой для дальнейшего развития социальной сферы.

Разработка и принятие программы позволит сконцентрировать как внутренние ресурсы, так и привлеченные средства на комплексном решении проблем социального и экономического развития региона, используя механизм государственно-частного партнерства.

Комплексное развитие территории для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста Республики Адыгея возможно с участием Г осударственной Корпорации «Внешэкономбанк», а для существенного роста инвестиционной привлекательности Адыгеи нужно организовать по-новому работу с инвесторами [5].

Пока что примеры использования государственно-частного партнерства в республике единичны, но региональный опыт российских лидеров инвестиционной привлекательности подтверждает насущную необходимость применения ГЧП. Реализация возможности развития долгосрочного и эффективного сотрудничества в области инвестиционной деятельности на основе установления стратегического партнерства с мощным финансовым институтом - Внешэкономбанком - является приоритетной задачей регионального правительства.

К 2016 году кредитные ресурсы ВЭБа увеличатся до возможных 900 миллиардов рублей, что подтвердит его значение как системообразующего элемента инвестиционной политики государства. Укрепить позицию такого финансового института, фактически создающего фундамент для дальнейшего экономического роста и модернизации - задача Правительства РФ, ставящего перед ним задачи, которые не в состоянии реализовать простые коммбанки, но решение которых жизненно необходимо для экономики в целом.

Банк поставил перед собой задачу по поддержке национальной экономики, для чего было выделено около 2 трлн. рублей, что составляет 2,4% ВВП. Эта весьма весомая финансово-кредитная организация становится стратегически ориентированной и социально-ответственной перед обществом и государством.

Адыгея также участвует в масштабном строительстве горнолыжного курортного комплекса «Лагонаки», который входит в Северокавказский туристический кластер. Его открытие позволит принимать в республике 28 тысяч туристов одновременно, что послужит своеобразным локомотивом для всей экономики региона. В настоящий момент построена автомобильная дорога, высоковольтная линия электропередач и газопровод. На этих объектах уже освоено более 1,8 миллиарда рублей. Благодаря проекту планируется создать порядка 20 тысяч рабочих мест, что полностью решит проблему безработицы в регионе. В этой сфере пока еще есть определенные проблемы из-за того, что в свое время значительная часть территории РА была включена в список мирового наследия ЮНЕСКО. Взятые на себя республикой обязательства служат определенным тормозом для более быстрого развития отрасли.

Тем не менее, проект Северо-кавказского туркластера, в котором Адыгея участвует наряду с регионами СКФО и Краснодарским краем, несущем функцию опорного региона, в будущем может принести существенную выгоду.

Комплексная программа социально-экономического развития, которая сейчас разрабатывается в Адыгее, будет широко использовать механизм государственно-частного партнерства путем создания инфраструктуры к парковым зонам, содействия привлечению инвесторов, а также проведения мониторинга имеющихся ресурсов для создания промышленных площадок и парковых зон. Основная ее цель - обеспечение комфортных условий достижения устойчивого экономического роста, главным образом за счет большей конкурентоспособности предприятий, что будет базой для укрепления и развития социальной сферы.

Промышленно-индустриальные парки могут выступить эффективным проводником механизма ГЧП. Используя такой механизм в Адыгее будет создана институциональная структура в форме корпорации для формирования и развития бизнеспроектов на основе принципов ГЧП. Эта структура должна обеспечивать эффективное взаимодействие между управляющей администрацией и инвесторами, создавая тем самым приемлемые условия для развития региона [6].

Заключение

Одним из направлений региональной финансовой политики является увеличение бюджетных доходов, которое должно быть обеспечено за счет экономического роста и увеличения внутреннего потенциала территории.

В решении таких задач приоритетным направлением может стать система ГЧП-проектов на уровне региона, что обеспечит одновременно и существенный рост его инвестиционной привлекательности. Эффективным проводником механизма ГЧП выступают промышленно-индустриальные парки. Используя такой механизм, могут быть созданы достойные инфраструктурные условия для функционирования отечественных предприятий и их зарубежных партнеров. При этом важно учитывать факторы, определяющие успех внедрения указанных проектов.

Также необходимо отметить, что участие в совместных ГЧП-проектах нескольких близлежащих регионов, один из которых является ведущим в плане создания потенциала опережающего развития, усиливает позитивный эффект влияния на устойчивое развитие соседних территорий.

Литература:

1. Авцинов О.И. Особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в России // Вестник ТГТУ. 2014. Т. 20, №4. С. 827.

2. Аналитический отчет по результатам исследования «Развитие государственночастного партнерства в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура». Москва: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. 114 с.

3. Беспалая Н.В. Государственно-частное партнерство как инновационный подход к осуществлению управленческих функций в вертикально интегрированной системе государственного управления // Общество и право. 2011. №3. С. 295-298.

4. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. 2011. №9. С. 41-50.

5. О государственной политике Республики Адыгея в сфере государственночастного партнерства: закон Республики Адыгея от 31.07.2012 г. №123.

6. Карпович Н.К. Региональные аспекты государственно-частного партнерства // Развитие науки и образования в современном мире: сборник научных трудов по

материалам Международной научно-практической конференции (30 сент. 2014 г.). Часть II. Москва: АР-Консалт, 2014. С. 152.

7. Резниченко И.В. Модели государственно-частного партнерства // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Вып. 4. С. 58-83.

8. Рейтинг регионов ГЧП 2014-2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG-Block_26-03-2015_web.pdf

9. Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство: гражданско-право-вые, административно-правовые, финансово-правовые аспекты: монография / Рос. ун-т дружбы народов. Москва, 2012. 492 с.

10. Щегорцов М.В. Государственно-частное партнерство как механизм финансового обеспечения инвестиционной деятельности: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. Москва, 2011. 174 с.

References:

1. Avtsinov O. I. Features of implementation of projects of public-private partnership in Russia//the TSTUBulletin. 2014. V. 20, No. 4. P. 827.

2. The analytical report on the results of the research «Development of public-private partnership in the regions of the Central federal district: investments and infrastructure». Moscow: Center of development of public-private partnership, 2014. 114p.

3. Bespalaya N. V. Public-private partnership as innovative approach to implementation of administrative functions in vertically integrated system of public administration//Society and law. 2011. No. 3. P. 295-298.

4. Varnavsky V. G. Public-private partnership: some questions of theory and practice//World economy and international relations. 2011. No. 9. P. 41-50.

5. On the state policy of the Republic of Adyghea in the sphere of public-private partnership: the law of the Republic of Adyghea of31.07.2012 No. 123.

6. Karpovich N. K. Regional aspects of public-private partnership//Development of science and education in the modern world: the collection of scientific works on the materials of the International scientific and practical conference (30 Sept., 2014). Part II. Moscow: AR-Consult, 2014. P. 152.

7. Reznichenko I.V. Public-private partnership models//Bulletin of St. Petersburg university. 2010. Iss. 4. P. 58-83.

8. Rating of the regions of PPP of 2014-2015 [Electronic resource]. URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG-Block_26-03-2015_web.pdf

9. Sazonov V. E. Public-private partnership: civil, administrative and legal, financial and legal aspects: monograph/ Russ. Univ. of People’s Friendship. Moscow, 2012. 492 p.

10. Shchegortsov M. V. Public-private partnership as a mechanism of financial security of investment activity: diss. ... Cand. of Economics: 08.00.01. Moscow, 2011. 174p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.