Геоэкономика и менеджмент Geoeconomics and management
УДК 336.61
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В.П.ГРАХОВ, д-р экон. наук, профессор, [email protected] О.Л.ЧАЗОВА, аспирантка, pgs@istu. т
Ижевский государственный технический университет им. М.Т.Калашникова, Россия
Статья посвящена комплексному исследованию развития института финансового контроля в строительстве. На основе анализа подходов исследователей к определению понятия «финансовый контроль» устанавливаются его цели и значимость. Выделяются и описываются характерные особенности государственного и негосударственного финансового контроля. Для рассмотрения существующих механизмов системы финансового контроля в строительстве в целом, предотвращения нарушений и создания основ по принятию конкретных управленческих решений, предлагается изучение трех основных направлений.
Особое внимание в работе уделяется анализу действующего законодательства в области формирования финансового контроля в строительстве и практики его применения. Представлены существенные изменения в нормативно-правовом регулировании контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, включая корректировку схемы проведения конкурентных процедур, осуществляемых заказчиком. В связи с этим важную роль играет приведенная методика расчета итогового рейтинга участников процедуры закупки, позволяющая определить победителя в соответствии с заранее заданными критериями и их коэффициентами весомости.
Данное направление дополняется также рассмотрением вопросов, связанных с установлением порядка осуществления банковского сопровождения контрактов, позволяющего обеспечить заказчиком более эффективный контроль за соблюдением договорных обязательств с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о необходимости переосмысления и решения вопросов, связанных с эффективностью использования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. В связи с этим определены основные приоритетные направления совершенствования финансового контроля в строительном комплексе для достижения желаемых темпов экономического развития.
Ключевые слова: финансовый контроль, государственный контроль, экономическая политика, эффективность денежных потоков, бюджетные средства, проектное финансирование, управленческие решения.
В настоящее время вопросы финансового контроля находятся в тесной взаимосвязи с такими научными направлениями, как управление финансовой устойчивостью, управление финансовой безопасностью, теорий адаптивного управления и частно-государственного партнерства. Вместе с тем теория финансового контроля имеет свою специфическую методологию, направленность, задачи, которым в отечественной экономической литературе уделяется большое внимание. Однако среди экономистов, рассматривающих эту проблему, нет единой точки зрения в вопросе сущности финансового контроля.
Некоторые исследователи [6] рассматривают финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов, другие [12] характеризуют его как систему деятельности специально созданных контролирующих органов, обеспечивающих эффективность использования денежных потоков, управление их движением.
Несмотря на разнообразие выделяемых в литературе подходов к определению финансового контроля, среди ученых наблюдается единство во мнениях, поскольку процесс управления является бессмысленным в отсутствии представления о своей ведущей функции «контроль».
В соответствии с данными Лимской декларации руководящих принципов контроля «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования» [5].
В экономической литературе различают понятия «государственный финансовый контроль» и «негосударственный финансовый контроль».
В нашей стране за последние полтора десятка лет произошли существенные перемены в экономических отношениях. Единую общегосударственную собственность сменили многоукладная экономика, базирующаяся на государственной, муниципальной, коллективной и частной собственности, образовались фондовый рынок и рынок капиталов, рыночные регуляторы проникли во все сферы и звенья экономики, что сказалось на полноте охвата контрольными мероприятиями финансовых ресурсов и материальных ценностей государства [3].
Следует отметить, что в настоящее время понятие государственный финансовый контроль законодательными актами никак не регулируется, в трудах отечественных ученых нет единых концептуальных основ и методологической базы по определению данного понятия.
Объективной причиной дискуссионности теоретических положений государственного финансового контроля является сложность познания сущности экономической категории «финансы», ее распределительной и контрольной функций, а также недостаточная теоретическая проработанность проблем финансового контроля в рыночных условиях [4].
По мнению Н.С.Столярова, «государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства» [7, с.34-36].
Анализируя сущность понятий «государственный финансовый контроль» и «негосударственный финансовый контроль», можно проследить тесную взаимосвязь между ними. Общность обоих понятий в процессе моделирования финансового состояния состоит в том, что предметом финансового контроля выступает система денежных средств, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, внеоборотных активов, займов, кредитов, выручки, а объектом - денежные отношения, возникающие в государственном финансовом контроле между субъектом, Федерацией, юридическими и физическими лицами, негосударственном - без участия государственных органов.
Учитывая в последние годы динамичное развитие отрасли строительства, как одной из базовых капиталоемких отраслей экономики страны, особо актуальным становится вопрос системного учета и контроля над финансами, вовлеченными в данную сферу, со стороны высших органов.
Рассмотрение развития финансового контроля в строительстве как сложной системы предполагает изучение трех направлений: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль представляет собой систему мероприятий, направленных на проверку финансовых документов, планов, смет, кредитных линий, расчетных счетов, необходимых до наступления планового периода, применяемых в целях оценки ожидаемого выполнения, обеспечения устойчивого функционирования и развития строительного бизнеса.
Предварительный контроль следует проводить во взаимосвязи с анализом финансового состояния предприятия. Это позволяет установить не только причины, но и последствия невыполнения плана по отдельным показателям. Анализ проводится только по основным
показателям: в активе - по прибыли, амортизационным отчислениям, приросту устойчивых пассивов, мобилизации внутренних ресурсов, приросту норматива собственных оборотных средств, отчислениям в фонды экономического стимулирования; в пассиве - по убыткам жилищно-коммунального хозяйства, погашению кредитов, реинвестированию, выплате налогов [11, 16].
Текущий финансовый контроль, осуществляемый в процессе создания (реконструкции, капитального ремонта) объекта капитального строительства, основывается на систематической проверке платежеспособности малых и больших социально-экономических систем, анализе показателей эффективности использования ресурсов, контроле за использованием денежных средств.
Большинство таких систем строительной отрасли до сих пор при оценке своей деятельности применяют традиционные методики анализа и контроля финансово-хозяйственной составляющей, проверяя «состояние и использование производственных фондов и производственных мощностей, выполнение планов материально-технического снабжения и состояние материальных запасов, расход фонда заработной платы, выполнение плана накоплений (себестоимости и прибыли) и мобилизации оборотных активов, планомерное и целевое их использование» [14].
Однако, как показывает практика, в современных экономических условиях традиционный финансовый контроль в строительстве не ориентирован на достижение необходимого результата - выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро- и микроуровне.
С переходом к новой рыночной модели путем принятия бюджетной, административной, пенсионной реформ с особой остротой проявляется проблема создания комплексного подхода к разработке основных направлений эффективной целостной системы государственного финансового контроля в строительстве, построенной на единых организационных и методических принципах, внутрирегиональных и межрегиональных финансово-кредитных связей, обеспечивающих ее инкорпорирование и эффективное функционирование.
Во-первых, в процессе реализации данных реформ последовали качественные изменения в механизм управления и организации проектного финансирования путем создания органов исполнительной власти, наделенных контрольными полномочиями на федеральном, региональном и местном уровнях.
Во-вторых, в условиях модернизации и глубокой трансформации российской экономики, отчасти связанных с ужесточением санкционных процессов, все больше возникает необходимость усиления контроля за освоением бюджетных ассигнований.
Одним из важнейших обстоятельств, послуживших к пересмотру системы финансового контроля в стране, послужила ситуация хищения денежных средств, выделяемых на крупнейшую стройку «Космодром Восточный» в Амурской области, осуществляемую Главным управлением специального строительства «Дальспецстрой».
В ходе проверок Счетной палаты выявились грубые нарушения в определении сметной стоимости строительно-монтажных работ, механизма разработки индивидуальных сметных нормативов.
Действительно, практика сложившейся ситуации в строительном комплексе показывает, что реализация основной части инвестиционных проектов проходит с нарушением сроков, с существенным завышением стоимости, наличием в конструкциях скрытых дефектов. Такое положение дел может повлечь за собой техногенные катастрофы.
Обвалы и разрушения построенных объектов в основном связаны с тем, что ослаблен контроль качества строительства со стороны финансирующих органов и государственных заказчиков. Существует неблагополучная динамика ввода в эксплуатацию строек и объектов [13].
В настоящий момент государство осуществляет многие общественные функции, используя предпринимательские структуры, в частности унитарные предприятия, передавая им необходимые денежные и материальные ресурсы. Государство, как управляющий
Санкт-Петербург. 2016
имуществом собственник, должно обеспечить выполнение необходимых для общества работ и услуг с максимальным качеством. Следовательно, органы государственного управления должны быть убеждены в том, что организации, которым передаются деньги и имущество, способны осуществлять свою финансовую работу на должном уровне, чтобы эффективно освоить выделенные денежные средства, гарантировать возврат кредитов или своевременное и полное перечисление арендной платы, рационально с целевым назначением использовать средства, обеспечить поступление доходов от использования собственности в бюджет [2].
Среди последних законодательных документов в области совершенствования контроля над расходом бюджетных средств особое внимание заслуживает Федеральный закон от 29.06.2015 N 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с данным законом генеральная подрядная организация, осуществляющая строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) в рамках государственного оборонного заказа, «выбирает уполномоченный банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении, использует для расчетов по контрактам только отдельные счета» [10]. При этом у Государственного заказчика появляется реальная возможность осуществлять полный надзор за ходом строительства, включая:
- контроль за обеспечением головным исполнителем, а также исполнителями (при условии включения в государственный контракт и контракт положений о праве контроля) поставок продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с государственным контрактом;
- контроль качества товаров, работ, услуг, поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиям государственного контракта;
- контроль за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу и др. [10].
Другим приоритетным направлением в области обеспечения контроля финансовых ресурсов служит создание в стране контрактной системы в сфере закупок. Столь пристальное внимание к данной теме объясняется значительным объемом бюджетных средств, привлекаемых в строительство для обеспечения государственных нужд. Так, по словам экспертов, целью формирования и совершенствования закупочной деятельности сегодня является повышение открытости конкурсного отбора исполнителей и конкурентоспособности, снижение уровня коррупции при выборе поставщиков.
Основными критериями при выборе поставщиков зачастую являются не только цена заявки, но и основные фонды участника, выручка, собственный капитал, опыт работы, численность работников и др. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию, умноженному на соответствующий коэффициент весомости (см. таблицу).
В период рыночной экономики весьма не простой задачей является контроль за выполнением в полной мере поставщиками взятых на себя обязательств по исполнению договора подряда, а также выявление существующих со стороны заказчика просрочек оплаты за выполненные работы. Все это обусловило необходимость изменений в 223-Ф3, 44-ФЗ в сфере осуществления закупок [8, 9]. Произошла существенная модернизация в алгоритме действий заказчика.
Как видно из рисунка, перед размещением документации конкурентной процедуры должен быть сформирован план закупок, в котором в каждой позиции указан способ закупки. Заключенный договор с победителем процедуры необходимо разместить на сайте в общий доступ в течение трех рабочих дней. Все изменения по данному договору, сведения
Методика расчета итогового рейтинга участников процедуры закупки
Критерий выбора Коэффициенты весомости критериев согласно документации, % Участники / Начальная цена закупки
1 2 3 4 5 6
10000 10000 10000 10000 10000 10000
Цена заявки, тыс.руб 9500 9900 9900 8700 9100 9700
5,00 1,00 1,00 13,00 9,00 3,00
Коэффициент весомости критерия, % 80 80 80 80 80 80 80
4,00 0,80 0,80 10,40 7,20 2,40
Основные фонды, тыс.руб 5000 25000 15000 4000 8000 100
20,00 100,00 60,00 16,00 32,00 0,40
Коэффициент весомости критерия, % 3 3 3 3 3 3 3
0,60 3,00 1,80 0,48 0.96 0,01
Выручка, тыс. руб. 100000 80000 50000 40000 20000 100000
100,00 80,00 50,00 40,00 20,00 100,00
Коэффициент весомости критерия, % 5 5 5 5 5 5 5
5,00 4,00 2,50 2,00 1,00 5,00
Собственный капитал, тыс.руб 10 600 500 300 10 20
1,67 100,00 83,33 50,00 1,67 3,33
Коэффициент весомости критерия, % 2 2 2 2 2 2
0,03 2,00 1,67 1,00 0,03 0,07
Опыт, мес. 20 100 36 25 30 120
16,67 83,33 30,00 20,83 25,00 100,00
Коэффициент весомости критерия, % 5 5 5 5 5 5 5
0,83 4,17 1,50 1,04 1,25 5,00
Численность (работников) 50 70 100 100 200 220
22,73 31,82 45,45 45,45 90,91 100,00
Коэффициент весомости критерия, % 5 5 5 5 5 5 5
1,14 1,59 2,27 2,27 4,55 5,00
Итого Итоговый рейтинг 100 100 % 11,60 15,56 10,54 17,19 14,99 17,48
Схема осуществления заказчиком закупочной деятельности
об оплате также в соответствии с Федеральными законами фиксируются на странице сайтов. В этом и заключается стремление властей к принципу «прозрачности» (открытости) оформления договорных отношений, осуществления платежей. Такое активное развитие системы размещения заказа, в том числе на законодательном и институциональном уровне, непрерывный контроль над деятельностью предприятий разных уровней по исполнению договоров, без сомнения, направлены на решение основной финансовой проблемы - эффективном использовании бюджетных средств.
Анализируя «Бюджетное послание президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 гг.», направленное на «решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики» [1], можно отметить, что в качестве генерального инструментария контроля за бюджетированием определен аудит эффективности. Однако отметим, что в современной сложившейся ситуации актуальной остается проблема «формального характера» системы планирования, которая в свою очередь является наиважнейшим и первостепенным этапом аудита эффективности [15]. Отсутствие четко установленных целей государственных программ приводит к невозможности проведения оценки эффективности и результативности капитальных вложений. В строительстве одним из факторов, который не позволяет в полной мере определить экономическую динамику, зачастую является неувязка проектных объемов с возможностями республиканских и местных бюджетов. В связи с этим отсутствие финансового обеспечения программных мероприятий ставит под сомнение целесообразность разработки и принятия целевых программ вообще. При этом заказчику проблематично осуществлять эффективное и результативное управление.
Таким образом, создание эффективной системы финансового контроля как в целом в России, так и в регионах в частности является одним из важнейших факторов эффективного развития предприятий в различных отраслях, что однозначно будет способствовать росту всей экономики в целом.
Программу развития и совершенствования такой системы в строительном комплексе целесообразно ориентировать на решение следующих задач:
- установление предварительного контроля целевых программ;
- реформирование системы государственных закупок, приведение к современным требованиям;
- установление единых требований к деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль;
- обеспечение четкой координации работы контрольных органов;
- объединение усилий федеральных контрольно-счетных органов с региональными и муниципальными;
- закрепление на федеральном уровне ответственности за неэффективное использование бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.
Предложенные направления послужат основой для определения задач по формированию института финансового контроля в строительной отрасли, направленного на принятие правильных управленческих решений, улучшение общей результативности бюджетных расходов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетное послание президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/18332 (дата обращения 15.11.2015).
2. Войко А. Анализ взаимосвязи бухгалтерского и управленческого учета при построении бюджета движения денежных средств строительной организации / А.Войко, Д.Войко // Финансовая газета. 2011. № 41. С.7-8.
3. Волошин Д.А. Бюджетное управление строительными компаниями // Аудиторские ведомости. 2008. № 3. 41 с.
4. Кондрат Е.Н. Государственный финансовый контроль: понятие и сущность // Мир политики и социологии. 2012. № 1. С.65-72.
5. Лимская декларация руководящих принципов контроля. Принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г.Лиме (Республика Перу) в 1977 году [Электронный ресурс]. URL: http://audit.gov.ru/activities/international/intosai-working-group-on-key-national-indicators/documents-of-intosai/the-lima-dedaration-of-guidelines-on-momtoring.php (дата обращения: 15.11.2015).
6. Родионова В.М. Финансовый контроль / В.М.Родионова, В.И.Шлейников. М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. 320 с.
7. Столяров Н.С. О концептуальных подходах к системе государственного финансового контроля в РФ // Вестник ФА. 2006. № 5. 33 с.
8. Федеральный закон от 18.07.2011. N 223-Ф3 (ред. от 29.06.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181757/
9. Федеральный закон от 05.04.2013. N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 181757/
10. Федеральный закон от 29.06.2015 N 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 181757/
11. Филина Ф.Н. Строительство: бухгалтерские, налоговые и правовые аспекты / Московская финансово-промышленная академия. М., 2011. 183 с.
12. Цыренова И.Ц. Анализ проблем развития системы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Бизнес в законе. 2011. № 2. С.342-344.
13. ШелковаВ.Г. Актуальность аудита эффективности использования бюджетных средств в строительстве / В.Г.Шелкова, А.В.Комкова // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-1. С.86-87.
14. Экономика строительных организаций [Электронный ресурс]. URL: http://economystroy.ru/finansovyj-kontrol .htm (дата обращения: 15.11.2015).
15. Aldamen H. Audit committee characteristics and firm performance during the global financial crisis / H.Aldamen, K.Duncan, S.Kelly, R.McNamara, S.Nagel // Accounting & Finance. 2012. 52(4). P.971-1000.
16. BatkovskiyA.M. Automated rating of financial and economic condition of companies/ А.М.Ba1k:ovskiy, E.G.Semenova, V.Y.Trofimets, E.N.Trofimets, A.V.Fomina // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol.6. N 5 S4. P.297-308.
REFERENCES
1. Bjudzhetnoe Poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federacii o biudzhetnoi politike v 2014-2016 gg. (The budgetary Message of the President of the Russian Federation about the budgetary policy in 2014-2016). [An electronic resource]. Access mode: http://kremlin.ru/acts/news/18332 (date of the address: 15.11.2015).
2. VojkoA, Vojko D. Analiz vzaimosvjazi buhgalterskogo i upravlencheskogo ucheta pri postroenii bjudzheta dviz-heniia denezhnyh sredstv stroitel'noi organizacii (The analysis of interrelation of accounting and management accounting at creation of the budget of cash _ flow of the construction organization). Finansovaia gazeta. 2011. N 41, p.7-8.
3. Voloshin D.A. Bjudzhetnoe upravlenie stroitel'nymi kompanijami (Budgetary management of construction companies). Auditorskie vedomosti. 2008. N 3, p.41.
4. KondratE.N. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol': ponjatie i sushhnost' (State financial control: concept and essence). Mir politiki i sociologii. 2012. N 1, p.65-72.
5. Limskaja deklaracija rukovodjashhih principov kontrolja. Prinjata IX Kongressom Mezhdunarodnoj organizacii vysshih organov finansovogo kontrolja (INTOSAI) v g.Lime (Respublika Peru) v 1977 godu (The Lima Declaration of the guidelines of control, is accepted by the IX Congress of the International organization of the supreme bodies of financial control (INTOSAI) in Lima (the Republic of Peru) in 1977) [An electronic resource]. Access mode: http://audit.gov.ru / activities / international / intosai-working-group-on-key-national-indicators / documents-of-intosai / the-lima-declaration-of-guidelines-on-monitoring.php (date of the address: 15.11.2015).
6. Rodionova V.M., Shlejnikov V.I. Finansovyj kontrol' (Financial control). Moscow: FBK-PRESS, 2002, p.320.
7. Stoljarov N.S. O konceptual'nyh podhodah k sisteme gosudarstvennogo finansovogo kontrolja v RF (O joiners conceptual approaches to system of the state financial control in the Russian Federation). Vestnik FA. 2006. N 5, p 33.
8. Federal'nyj zakon ot 18.07.2011. N 223-FZ (red. ot 29.06.2015) «O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami ju-ridicheskih lic» (The. federal law of18.07.2011 N 223-FZ (an edition of 29.06.2015) «About purchases of goods, works, services by separate types of legal entities»). Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus». [An electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181757/
9. Federal'nyj zakon ot 05.04.2013. N 44-FZ (red. ot 13.07.2015) «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» (The federal law of05.04.2013 N 44-FZ (an edition of13.07.2015) «About contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs»). Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus». [An electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_181757/
10. Federal'nyj zakon ot 29.06.2015 N 159-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O gosudarstvennom oboron-nom zakaze» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» (The. federal law of29.06.2015 N 159-FZ «About modification of the Federal law «About the state defensive order» and separate acts of the Russian Federation»). Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus». [An electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181757/
11. Filina F.N. Stroitel'stvo: buhgalterskie, nalogovye i pravovye aspekty (Construction: accounting, tax and legal aspects). Moskovskaja finansovo-promyshlennaja akademija. Moscow, 2011, p.183.
12. Cyrenova I.C. Analiz problem razvitija sistemy gosudarstvennogo finansovogo kontrolja v Rossijskoj Federacii (The analysis of problems of development of system of the state financial control in the Russian Federation). Biznes v za-kone. 2011. N 2, p.342-344.
13. Shelkova V.G., KomkovaA.V. Aktual'nost' audita jeffektivnosti ispol'zovanija bjudzhetnyh sredstv v stroitel'stve (Aktualnost of audit of efficiency of use of budgetary funds in construction). Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2013. N 10-1, p.86-87.
14. Jekonomika stroitel'nyh organizacij (Economy of the construction organizations) [An electronic resource]. URL: http://economystroy.ru/finansovyj-kontrol .htm (date of the address: 15.11.2015).
15. Aldamen H., Duncan K., Kelly S., McNamara R, Nagel S. Audit committee characteristics and firm performance during the global financial crisis. Accounting & Finance. 2012. 52(4), p.971-1000.
16. Batkovskiy A.M., Semenova E.G., Trofimets V.Y., Trofimets E.N., Fomina A.V. Automated rating of financial and economic condition of companies. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol.6. N 5 S4, p.297-308.
DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF FINANCIAL CONTROL IN CONSTRUCTION
V.P.GRAHOV, Dr. of Economics, Professor, [email protected]
O.L.CHAZOVA, Postgraduate student, [email protected]
The Izhevsk state technical university ofM.T.Kalashnikov, Russia
The article is devoted to the complex research of development of Institute of financial control in construction. Based on the analysis of approaches of researchers to definition of concept «financial control», sets out its objectives and importance. Identifies and describes the characteristic features of state and non-state financial control. To examine the existing mechanisms of financial control system in construction in General, to prevent violations and to create the basis for the adoption of specific management decisions, it is proposed to study three main areas.
Special attention is paid to the analysis of the current legislation in the field of formation of financial control in the construction and practice of its application. Presents substantial changes in the legal regulation of the contract system in the sphere of procurement for state and municipal needs, including the adjustment of the scheme of carrying out of competitive procedures by the customer. In this regard, an important role plays the method of calculation of the final rating of participants of procurement procedures, allowing to determine the winner in accordance with predetermined criteria and their weighting factors.
This area is also complemented by the consideration of issues related to the establishment of the procedure for the implementation of banking support contracts, allowing to provide the customer more effective control over the observance of contractual obligations with suppliers (contractors, performers).
The conducted researches allow to draw a conclusion about the need to rethink and address issues related to efficiency of use of budget investments in objects of capital construction. In this regard, the main priorities of improving financial control in the construction industry to achieve the desired rates of economic development.
Key words, financial control, state control, economic policy, efficiency of cash flow, budget, project financing, manage ment decisions.