Научная статья на тему 'Аудит в сфере закупок как инструмент повышения эффективности расходования бюджетных средств в контрактной системе'

Аудит в сфере закупок как инструмент повышения эффективности расходования бюджетных средств в контрактной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1671
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК / КОНТРОЛЬНО-CЧEТНЫE ОРГАНЫ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / AUDIT IN THE FIELD OF PROCUREMENT / CONTRACT SYSTEM IN THE IELD OF PROCUREMENT / CONTROL AND ACCOUNTING BODIES / BUDGET FUNDS / EFICIENCY AUDIT / INANCIAL AUDIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гладчук Антон Владимирович

Процесс расходования бюджетных средств страны неразрывно связан с осуществлением финансового контроля по их эффективному и целевому использованию. В значительной степени финансовый контроль затрагивает сферу осуществления получателями бюджетных средств закупочных процедур для обеспечения своей деятельности и выполнения своих функций. Через контрактную систему в сфере закупок происходит расходование большей части бюджетных средств государства. Законодательство о контрактной системе согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ основывается на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации и при проведении процедур закупок товаров, работ, услуг заказчиками используются бюджетные средства, в целях осуществления качественного и всестороннего финансового контроля, в рамках аудита в сфере закупок контрольно-счетными органами Российской Федерации охватываются вопросы по эффективному использованию заказчиками бюджетных средств при осуществлении закупок. В данной научной статье раскрываются содержание, проблематика и направление развития аудита в сфере закупок, механизмы аудита эффективности, проводимого контрольно-счетными органами Российской Федерации, как необходимого условия реализации внешнего финансового контроля сферы закупок в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств в контрактной системе. При этом в статье классифицируются типы наиболее распространенных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и практика контрольных органов по их выявлению и предупреждению в дальнейшем, а также предлагаются меры по совершенствованию результатов процедур закупок с точки зрения качества, результативности и достижения необходимых задач, определяемых Законом № 44-ФЗ, в том числе совершенствования мероприятий, проводимых в рамках аудита закупок. В рамках осуществления деятельности по аудиту закупок необходимо ориентировать вопросы мероприятий проверок главным образом на выявление фактов, обеспечивающих связь выявленного нарушения с не эффективным расходованием бюджетных средств и не достижением определенных законодательством о контрактной системе и бюджетным законодательством Российской Федерации результатов закупки. Учитывая изложенное выше, а также связь между бюджетными правоотношениями и осуществлением аудита в сфере закупок контрольно-счетными органами Российской Федерации с целью соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по составлению, исполнению и расходованию бюджетных средств страны в сфере закупок, подтверждается актуальность темы рассматриваемой в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гладчук Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIT PROCUREMENT AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF SPENDING BUDGET FUNDS IN THE CONTRACT SYSTEM

The process of spending the country's budget is inextricably linked to the implementation of inancial controls on their effective and targeted use. To a considerable degree, the inancial control affects the implementation of the budget holders of purchasing procedures to ensure its activities and the performance of its functions. The greater part of the state budget is spent through the contract system in the ield of procurement. The legislation on the contract system in accordance with part 1 of article 2 of the Law №44-FZ is based on the provisions of the Budget code of the Russian Federation and during the procurement procedures of goods, works and services customers use budget funds in order to implement quality and comprehensive financial control, in the audit in the ield of procurement the control and accounting bodies of the Russian Federation cover issues on the effective use of budget funds by customers in procurement. The study reveals the content, problems and direction of development of audit in the ield of procurement, mechanisms of eficiency audit conducted by the control and accounting bodies of the Russian Federation as a necessary condition for the implementation of external inancial control of procurement in order to improve the eficiency of budget spending in the contract system. At the same time, the article classiies the types of the most common violations of the legislation on the contract system in the ield of procurement and the practice of control bodies to identify and prevent them in the future, and also proposes measures to improve the results of procurement procedures in terms of quality, effectiveness and achievement of the necessary tasks defined by Law No. 44-FZ, including the improvement of activities carried out in the framework of procurement audit. As a part of the implementation of procurement audit activities, it is necessary to fo cus the issues of audit activities mainly on the identiication of facts that link the identiied violation with the ineficient spending of budgetary funds and the failure to achieve the results of procurement determined by the legislation on the contract system and the budget legislation of the Russian Federation. Taking into account the above mentioned, as well as the relationship between budget relations and the implementation of audit in the ield of procurement by control and accounting bodies of the Russian Federation in order to comply with budget legislation and other regulatory legal acts regulating legal relations on the preparation, execution and expenditure of budget funds of the country in the ield of procurement, the relevance of the topic discussed in this article is conirmed.

Текст научной работы на тему «Аудит в сфере закупок как инструмент повышения эффективности расходования бюджетных средств в контрактной системе»

УДК 347.73

А. В. Гладчук

АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

Процесс расходования бюджетных средств страны неразрывно связан с осуществлением финансового контроля по их эффективному и целевому использованию. В значительной степени финансовый контроль затрагивает сферу осуществления получателями бюджетных средств закупочных процедур для обеспечения своей деятельности и выполнения своих функций. Через контрактную систему в сфере закупок происходит расходование большей части бюджетных средств государства.

Законодательство о контрактной системе согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ основывается на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации и при проведении процедур закупок товаров, работ, услуг заказчиками используются бюджетные средства, в целях осуществления качественного и всестороннего финансового контроля, в рамках аудита в сфере закупок контрольно-счетными органами Российской Федерации охватываются вопросы по эффективному использованию заказчиками бюджетных средств при осуществлении закупок.

В данной научной статье раскрываются содержание, проблематика и направление развития аудита в сфере закупок, механизмы аудита эффективности, проводимого контрольно-счетными органами Российской Федерации, как необходимого условия реализации внешнего финансового контроля сферы закупок в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств в контрактной системе.

При этом в статье классифицируются типы наиболее распространенных нарушений законодательства о

контрактной системе в сфере закупок и практика контрольных органов по их выявлению и предупреждению в дальнейшем, а также предлагаются меры по совершенствованию результатов процедур закупок с точки зрения качества, результативности и достижения необходимых задач, определяемых Законом № 44-ФЗ, в том числе совершенствования мероприятий, проводимых в рамках аудита закупок. В рамках осуществления деятельности по аудиту закупок необходимо ориентировать вопросы мероприятий проверок главным образом на выявление фактов, обеспечивающих связь выявленного нарушения с не эффективным расходованием бюджетных средств и не достижением определенных законодательством о контрактной системе и бюджетным законодательством Российской Федерации результатов закупки.

Учитывая изложенное выше, а также связь между бюджетными правоотношениями и осуществлением аудита в сфере закупок контрольно-счетными органами Российской Федерации с целью соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по составлению, исполнению и расходованию бюджетных средств страны в сфере закупок, подтверждается актуальность темы рассматриваемой в данной статье.

Ключевые слова: аудит в сфере закупок, контрактная система в сфере закупок, контрольно-cчeтныe органы, бюджетные средства, аудит эффективности, финансовый аудит.

А. V. Gladchuck

AUDIT PROCUREMENT AS A TOOL TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF SPENDING BUDGET FUNDS IN THE CONTRACT SYSTEM

The process of spending the country's budget is inextricably linked to the implementation of financial controls on their effective and targeted use. To a considerable degree, the financial control affects the implementation of the budget holders of purchasing procedures to ensure its activities and the performance of its functions. The greater part of the state budget is spent through the contract system in the field of procurement.

The legislation on the contract system in accordance with part 1 of article 2 of the Law №44-FZ is based on the provisions of the Budget code of the Russian Federation and during the procurement procedures of goods, works and services customers use budget funds in order to implement quality and comprehensive financial control, in the audit in the field of procurement the control and accounting bodies of the Russian Federation cover issues on the effective use of budget funds by customers in procurement.

The study reveals the content, problems and direction of development of audit in the field of procurement, mechanisms of efficiency audit conducted by the control and accounting bodies of the Russian Federation as a necessary condition for the implementation of external financial control of procurement in order to improve the efficiency of budget spending in the contract system.

At the same time, the article classifies the types of the most common violations of the legislation on the contract system in the field of procurement and the practice of control bodies to identify and prevent them in the future, and also proposes measures to improve the results of procurement procedures in terms of quality, effectiveness and achievement of the necessary tasks defined by Law No. 44-FZ, including the improvement of activities carried out in the framework of procurement audit. As a part of the implementation of procurement audit activities, it is necessary to fo-

cus the issues of audit activities mainly on the identification of facts that link the identified violation with the inefficient spending of budgetary funds and the failure to achieve the results of procurement determined by the legislation on the contract system and the budget legislation of the Russian Federation.

Taking into account the above mentioned, as well as the relationship between budget relations and the implementation of audit in the field of procurement by control and

accounting bodies of the Russian Federation in order to comply with budget legislation and other regulatory legal acts regulating legal relations on the preparation, execution and expenditure of budget funds of the country in the field of procurement, the relevance of the topic discussed in this article is confirmed.

Key words: audit in the field of procurement, contract system in the field of procurement, control and accounting bodies, budget funds, efficiency audit, financial audit.

Аудит в сфере закупок (далее - аудит закупок) регламентированный в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) осуществляется в соответствии с полномочиями, закрепленными за Счетной палатой Российской Федерации (далее -Счетная палата) и контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований [9].

Полномочия по осуществлению аудита в сфере закупок (далее - аудит закупок) закреплены в соответствии с российским законодательством за контрольно-счетными органами (далее - КСО) так, например, указанное полномочие осуществляется органами государственного внешнего финансового контроля, а именно Счетной палатой РФ, КСО субъектов РФ, КСО муниципальных образований [9]. Согласно положениям части 2 статьи 98 Закона №44-ФЗ Счетной палатой РФ и КСО субъектов и муниципальных образований проводится оценка деятельности и анализируются результаты закупок по достижению целей, определенных в соответствии с Законом №44-ФЗ [9].

В целях проведения аудита закупок установлен необходимый перечень мероприятий, регламентированных нормами Закона №44-ФЗ. К указанным мероприятиям относятся: экспер-тно-аналитическая деятельность, информационная и иная деятельность, целью которой является проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, эффективности и результативности расходов на закупки [9, ч. 3 ст. 98].

Деятельность по осуществлению финансового контроля в виде государственного аудита закупок представляет собой новый институт финансовых правоотношений, что подтверждается недостаточной разработанностью российского законодательства, регулирующего указанную сферу. Несовершенство и недостаточность разработки правовых норм подтверждается, например, положениями Закона №44-ФЗ устанавливающего лишь общий порядок осуществления аудита закупок Учитывая изложенное выше, Законом №44-ФЗ регламентируются положения отражающие общий порядок осуществления проверок и проведения мероприятий аудита закупок. Указанное подтверждает в свою очередь недостаточность качества и эффективности проведения проверок в сфере закупок [9].

В основе аудита закупок, при осуществлении его уполномоченными органами Российской Федерации, субъектов и муниципальных образований используются принципы финансового контроля.

Деятельность уполномоченных органов на осуществление аудита закупок регламентируется не только нормами правовых актов о контрактной системе, но и нормами финансово-правовых актов, а именно нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 5 апреля 2013 года №41-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» (далее - Закон №41-ФЗ), Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», нормативными правовыми актами, издаваемыми самими КСО, в том числе о порядке проведения аудита закупок.

Аудит закупок неразрывно связан с определением аудита эффективности в сфере закупок и при определении указанного понятия необходимо отражать взаимосвязь процедур закупок с бюджетным процессом, учитывая, что эффективность использования бюджетных средств, в том числе при осуществлении закупок, является основополагающим принципом бюджетной системы. Согласно статье 34 БК РФ указанный принцип определяет достижение участниками бюджетного процесса необходимого результата с использованием наименьших затрат на каждой из стадий бюджетного процесса, а именно при составлении и исполнения бюджетов [2].

Необходимо отметить, что при сравнении данного принципа с закрепленными стандартами ИНТОСАИ, понимание эффективности в системе российского права соответствует международным стандартам, закрепленным в международных правовых актах.

Процедура закупки представляет собой длительный процесс осуществления последовательных действий заказчика, начиная с планирования путем формирования плана и план-графика закупок на очередной финансовый год и плановый период, с целью обоснования бюджетных ассигнований на осуществление закупок и заканчивая отчетами об исполнении заключенных контрактов по окончании финансового периода.

Учитывая связь при осуществлении закупочных процедур с бюджетным процессом на разных его стадиях при планировании, предоставлении и использовании бюджетных средств на закупку то-

варов, работ, услуг, критерием эффективности закупок является отношение результата качества и соответствия требований, устанавливаемых для товаров, работ, услуг к размеру израсходованных бюджетных средств.

Учитывая изложенное выше, можно определить понятие аудит эффективности в сфере закупок (далее - аудит эффективности закупок, аудит закупок), как совокупность методов оценки экономической эффективности и результативности деятельности государственных и муниципальных заказчиков по расходованию средств бюджета и достижению целей, определяемых законодательством о контрактной системе в сфере закупок в установленные сроки и с заданным результатом качества при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Законом №44-ФЗ в рамках проведения аудита закупок регламентирована проверка направляемых на закупки расходов с точки зрения целесообразности, обоснованности и своевременности [9, ч. 3 ст. 98].

Проведение процедур закупок заказчиками в соответствии с установленными Законом №44-ФЗ целями подпадает под понятие целесообразность закупок, осуществление установленных функций учреждения; реализация государственных и муниципальных программ; выполнение международных обязательств [9].

Обоснованность закупок включает в себя соблюдение требований, установленных законодателем к формированию и утверждению плана и план-графика закупок [9].

В законодательстве о контрактной системе отсутствует понятие своевременность закупок и не регламентируется принцип своевременности, но учитывая правоприменительную практику, под своевременностью закупки понимается планирование закупок с учетом норм бюджетного планирования и проведение процедур закупки заблаговременно, учитывая срок проведения закупок, для достижения ее целей. Так, например, при обосновании закупок на следующий год и формировании плана закупок Заказчик обязан соблюдать требования нормативных затрат, утвержденных главным распорядителем бюджетных средств по общему правилу до доведения лимитов бюджетных обязательств, в некоторых случаях по решению высшего исполнительного органа субъекта, муниципального образования Российской Федерации до представления субъектами бюджетного планирования обоснований бюджетных ассигнований в порядке, установленном финансовым органом.

При проведении аудита эффективности закупок проверке подлежат, как отдельные закупочные процедуры, так и вся совокупность действий по осуществлению деятельности проверяемого объекта как заказчика [5].

Понятие аудита эффективности отражается в научной литературе, как проверка экономичности, эффективности и продуктивности использования организацией собственных ресурсов при осуществлении задач и обязательств [8].

По результатам проведения аудита эффективности закупок у контрольных органов нет задачи оценить законность процедуры закупки, так как в процессе аудита осуществляется анализ и оценка результатов проведения закупочных процедур. В законе о контрактной системе не регламентировано положения о достижении заказчиками наилучшего результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств, основной целью закупок для государственных и муниципальных нужд и осуществление только аудита эффективности закупок не позволяет сформировать условия для прозрачности таких закупок, укрепления правосознания конкурентности в обществе.

Таким образом, аудит эффективности закупок не содержит в себе основной задачи по выявлению незаконных действий со стороны должностных лиц заказчиков проверяемых объектов, а обеспечивает оценку степени их профессионализма, в том числе соответствие занимаемой должности и целесообразность предоставления финансовых ресурсов в их распоряжение.

Согласно положениям пункта 13 части 1 статьи 13 Закона №41-ФЗ деятельность Счетной палаты по осуществлению аудита закупок в рамках выполнения своих задач, [10] является самостоятельным видом контроля, осуществляемого, указанным КСО. Следует отметить, что при установлении, указанного выше полномочия отсутствует законодательное закрепление положений, регламентирующих порядок проведения данного вида аудита.

Необходимо отметить, что согласно международными правовыми актам финансовый аудит и аудит эффективности являются видами аудита, в соответствии с положениями Лимской декларации руководящих принципов контроля (далее -Лимская декларация) [3].

С точки зрения научного подхода основными формами деления финансового контроля являются: финансовый аудит, аудит соответствия, аудит эффективности [1, с. 98-100].

Согласно нормам Закона № 41-ФЗ, с точки зрения развития установленный международными стандартами подхода, закрепляются положения о деятельности Счетной палаты в рамках финансового аудита, аудита эффективности, в том числе положения о стратегическом аудите и о возможности проведения иных видов аудита [10, ч. 4 ст. 14].

Отдельные полномочия Счетной палаты согласно Закону №41-ФЗ должны рассматриваться в дополнение к правоотношениям, складывающимся в рамках финансового аудита специальным предметом: аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг [10, ч. 12 ст. 14].

Согласно части 5 статьи 14 Закона №41-ФЗ предметом проверок в рамках финансового аудита является документальная проверка в целях выявления в пределах полномочий Счетной палаты достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных

бюджетных средств, в рамках проверок финансово-хозяйственной и иной деятельности контрольных объектов [10]. Учитывая изложенное, к предмету контроля можно отнести соответствие принятых расходных обязательств, бюджетных средств установленным требованиям российского законодательства о контрактной системе на всех этапах закупки, наличие и соответствие установленным требованиям всех форм исполнительной и отчетной документации.

При осуществлении закупочных процедур, соответствующие правоотношения содержат в себе нормы требования и запреты, в том числе технического характера, например, работа в ЕИС или на электронных торговых площадках [4]. В понятии финансового аудита не содержится положений по осуществлению процедуры оценки процессов технического характера. Исходя из практической деятельности по осуществлению финансового контроля за процедурами закупок, совершаются формальные ошибки по содержанию, отраженному в установленных формах документов, и нарушению сроков, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе. Указанные нарушения допускаются, ввиду невнимательности или в связи с неправильным пониманием норм действующего законодательства благодаря отсутствию профессиональных знаний необходимых для исполнения обязательных норм действующего законодательства.

Контроль за законностью проводимых заказчиком процедур относится к аудиту соответствия.

Учитывая положения статьи 72 БК РФ процедуры закупок осуществляются с учетом положений БК РФ, таким образом процедура закупок является составной частью бюджетного процесса, а законность и обоснованность начальных максимальных цен контрактов и сумм принятых бюджетных обязательств включает в себя законность правоотношений, складывающихся при осуществлении заказчиками процедур закупок. Учитывая изложенное выше, аудит соответствия необходимо рассматривать в качестве составной части финансового аудита в рамках проведения проверок в отношении закупочных процедур на предмет их «соответствия действующему бюджетном законодательству» [10].

При проведении аудита закупок необходимо включать в вопросы мероприятия: соблюдение заказчиками требований по составлению документации, утверждаемой для проведения закупочных процедур, соблюдение требований по проведению отдельных видов закупочных процедур, соблюдение общих требований к заказчику о наличии необходимых локальных актов для осуществления закупок, наличия необходимого количества обученных сотрудников, членов комиссии по закупкам.

Учитывая изложенное выше, а также положения ст. 98 Закона №44-ФЗ под предметом аудита закупок в широк смысле можно понимать соблюдение нормативных правовых актов в сфере закупок.

Необходимо отметить, что при проведении аудита закупок уполномоченные должностные могут отражать в актах проверки нарушения норм иного законодательства, выявленные в ходе проведения аудит с целью дальнейшей передачи информации о выявленных нарушениях в органы по соответствующей компетенции.

Согласно статье 98 Закона №44-ФЗ устанавливаются полномочия органов аудита по проверке эффективности и результативности расходов, направляемых на закупки для достижения целей их осуществления [9].

Отдельный вид аудита подразумевается согласно статье 4 Лимской декларации основным вопросом осуществления, которого является достаточность эффективности и экономности расходования государственных средств, и который охватывает в своем осуществлении специфику управленческой деятельности, с точки зрения организации и административного элемента [3].

Российским законодательством о контрактной системе аудит закупок закрепляется в качестве специфического полномочия КСО Российской Федерации, КСО субъектов и муниципальных образований. Нерешенным остается вопрос по разграничению компетенции КСО и иных органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.

Учитывая наличие формального разграничения компетенции указанных органов согласно положениям статьи 99 Закона №44-ФЗ, необходимо регламентированное решение вопроса об организации взаимодействия при «пересечении» мероприятий по проведению отдельных проверок деятельности заказчиков и деятельности складывающейся в рамках правоотношений по использованию бюджетных средств, учитывая, что в действующем законодательстве РФ не находят отражения нормы устанавливающие порядок согласования мероприятий проверок и их планов между КСО и иными контрольными органами.

Законодательством о контрактной системе определены органы, осуществляющие контрольную деятельность: осуществляющие функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, в части соответствия информации об объемах финансового обеспечения, органы внутреннего государственного финансового контроля, в части соблюдения требований закона №44-ФЗ и иных нормативных правовых актов в сфере закупок, главные распорядители бюджетных средств, в рамках ведомственного контроля [9].

Открытым остается вопрос о мерах реагирования, применяемых по итогам деятельности контрольных органов и КСО. В силу требований законодательства контрольные органы имеют право осуществлять административное производство. Выдавать обязательные для исполнения предписания и обращаться в суд с требования о признании проведенных закупок недействительными, то КСО специальных мер реагирования в рамках аудита закупок лишены и могут пытаться препятствовать незаконному и неэффективному использованию средств в рамках общей компе-

тенции. Отсутствие права на судебное оспаривание итогов закупок существенно ограничивает эффективность деятельности КСО.

Счетной палатой за период с января по декабрь 2017 г. было проведено 175 контрольных мероприятий, включающих в себя проверку закупочной деятельности заказчиков 340 объектов контроля [6].

В результате проведенных в 2017 г. контрольных мероприятий было выявлено 2178 нарушений законодательства о контрактной системе в сумме 104,6 млрд. рублей, в 2016 г. 823 нарушения в сумме более 48,8 млрд. рублей. Выявленные Счетной палатой нарушения за период с января по декабрь 2017 г. по применению законодательства о контрактной системе увеличились в 2 раза по сравнению с предыдущим годом [6].

Указанное увеличение по нарушениям законодательства о контрактной системе напрямую связано с утверждением методических рекомендаций по проведению аудита закупок, в том числе, учитывая большее количество проверок и проверяемых объектов, а также совершенствование доступности и открытости информации, размещаемой на портале ЕИС [6].

Наиболее распространенные нарушения законодательства о контрактной системе в зависимости от суммы выявляемых Счетной палатой нарушений, можно выделить следующие:

- нарушения обязательных условий исполнения контрактов, в том числе установленных сроков, включая выполнение заказчиками условий по соблюдению сроков оплаты контракта (68,2 % от общей суммы выявленных нарушений);

- нарушения установленных правил при обосновании начальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (13,1 %);

- неисполнение обязательств по заключению и оплате контрактов в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации с превышением пределов доведенных лимитов бюджетных обязательств (11,2 %);

- неисполнение обязательных условий заключенных контрактов по приемке и оплате товаров, работ, услуг (2,4 %);

- неисполнение обязанности заказчиком по применению мер ответственности по контракту, установленной в соответствии с Законом № 44-ФЗ, а именно не применение мер взыскания неустойки (пени, штрафов) в результате нарушения поставщиком, подрядчиком условий заключенного контракта (1,4 %);

- несоблюдение требований, установленных Законом № 44-ФЗ по внесению изменений в контракт (0,8 %).

Согласно сведениям по ФАС России, за период с января по декабрь 2017 г. от Счетной палаты было зарегистрировано 110 обращений, предположительно имеющих состав правонарушения нарушения законодательства о контрактной системе, из них подтверждено 65 обращений.

В результате оценки поступивших фактов по указанным обращениям были подтверждены 181 нарушение, из которых 105 фактов (58 %) подпадали под административное правонарушение. Всего ФАС России было взыскано по результатам административного производства на сумму 743 тыс. рублей [6].

В целях выполнения своих полномочий и достижения задач, определенных Законом №41-ФЗ Счетная палата на основании соглашений осуществляет взаимодействие с КСО субъектов РФ в целях координирования и совершенствования деятельности по осуществлению внешнего финансового контроля, в том числе аудита закупок.

В целях совершенствования результатов процедур закупок с точки зрения качества, результативности и достижения необходимых задач, определяемых Законом №44-ФЗ, в том числе совершенствования мероприятий, проводимых в рамках аудита закупок, особое внимание требуется уделить внедрению следующих элементов контрактной системы:

- разработка и утверждение на уровне Российской Федерации большего количества с учетом разнообразия отдельных видов объекта закупок типовых контрактов;

- разработка и законодательное утверждение обязательных императивных норм, регламентирующих порядок обоснования начальных максимальных цен при осуществлении закупок;

- разработка и включение в открытой единой информационной системе в виде единого каталога цен, как по отдельным субъектам Российской Федерации, так и на Федеральном уровне для государственных нужд о средних рыночных ценах на товары, работы, услуги с целью применения заказчиками доступной информации для обоснования начальных максимальных цен контракта методом сопоставимых рыночных цен;

- совершенствование функций портала ЕИС в целях обеспечения своевременного контроля за деятельностью заказчиков по осуществлению закупок на всех стадиях закупочного процесса.

В рамках осуществления деятельности по аудиту закупок необходимо ориентировать вопросы мероприятий проверок не только на выявление фактов несоблюдения условий заключенных контрактов, как со стороны заказчика, так и поставщика, но и главным образом фактов, обеспечивающих связь выявленного нарушения с не эффективным расходованием бюджетных средств и не достижением определенных законодательством о контрактной системе и бюджетным законодательством Российской Федерации результатов закупки. Элементы указанные выше должны обеспечить необходимый уровень качества проводимых закупок и их результатов, а также послужить необходимым катализатором к повышению эффективности и результативности использования бюджетных средств используемых при проведении закупочных процедур.

Литература

1. Бровкина Н. Д. Основы финансового контроля: учебное пособие. М.: Магистр, 2007. 382 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Гарант: комп. справ. правовая система. URL: http://base.garant.ru (Дата обращения: 09.01.2019).

3. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году). Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации URL: http://www.ach.gov.ru (Дата обращения: 09.01.2019).

4. Мирошник О. А. Методика и практика осуществления контрольно-счетными органами аудита в сфере закупок // Местное право. 2017. №3. С.29-42.

5. Мирошник О. А. Полномочия контрольно-счетных органов по аудиту в сфере закупок: реалии и перспективы // Вестник АКСОР. 2013. №2. С.66-69.

6. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации». Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://www.ach.gov.ru (Дата обращения: 09.01.2019).

7. Пономарев С. Счетная палата как орган аудита в сфере закупок: проблемы правового регулирования государственного аудита // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 2. // Гарант: комп. справ. правовая система. URL: http://base.garant.ru (Дата обращения: 09.01.2019).

8. Саунин А. Н. Аудит эффективности в государственном финансовом контроле // Финансы. 2004. №2. С.15.

9. Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Гарант: комп. справ. правовая система. URL: http://base. garant.ru (Дата обращения: 09.01.2019).

10. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Гарант: комп. справ. правовая система. URL: http://base.garant.ru (Дата обращения: 09.01.2019).

Reference

1. Brovkina N. D. Osnovy finansovogo kontrolya (Foundation of Financial Control). Moscow: Magistr, 2007. 382 p. (In Russian)

2. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 g. №145-FZ URL: http://base.garant.ru (Accessed: 09.01.2019). (In Russian)

3. Limskaja deklaracija rukovodjashhih principov kontrolja (prinjata IH Kongressom Mezhdunarodnoj organizacii vysshih organov finansovogo kontrolja (INTOSAI) v g. Lime (Respublika Peru) v 1977 godu). (The Lima Declaration of Guidelines on Auditing Precepts). The official website of the Accounts Chamber of the Russian Federation) URL: http://www.ach.gov.ru (Accessed: 09.01.2019) (In Russian)

4. Miroshnik O. A. Metodika i praktika osushchestvleniya kontrol'no-schetnymi organami audita v sfere zakupok (Methods and Practice of Implementation of Audit in the Field of Procurement by Control and Audit Authorities) // Mestnoe pravo. 2017. No. 3. P.29-42. (In Russian)

5. Miroshnik O. A. Polnomochiya kontrol'no-schetnykh organov po auditu v sfere zakupok: realii i perspektivy (Powers of Audit and Audit Authorities in the Field of Procurement: Realities and Prospects) // Vestnik AKSOR. 2013. No. 2. P. 66-69. (In Russian)

6. Report on the results of the expert-analytical event «Monitoring the development of the system of state and corporate procurement in the Russian Federation». The official website of the Accounts Chamber of the Russian Federation. URL: http:// www.ach.gov.ru (Accessed: 09.01.2019). (In Russian)

7. Ponomarev S. Schetnaya palata kak organ audita v sfere zakupok: problemy pravovogo regulirovaniya gosudarstvennogo audita (Audit Chamber as an Audit Body in the Field of Procurement: Problems of Legal Regulation of State Audit) URL: http:// base.garant.ru (Accessed: 09.01.2019). (In Russian)

8. Saunin A.N. Audit effektivnosti v gosudarstvennom finansovom kontrole (Audit of Efficiency in State Financial Control) // Finansy. 2004. No. 2. P.15. (In Russian)

9. Federal'nyi zakon ot 05.04.2013 g. № 44-FZ «O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» (On the Contract System in the Field of Procurement of Goods, Works, Services for State and Municipal Needs) // Garant: pravovaya sistema. URL: http://base.garant.ru (Accessed: 09.01.2019). (In Russian)

10. Federal'nyi zakon ot 05.04.2013 g. №41-FZ «O Schetnoi palate Rossiiskoi Federatsii» (On the Accounts Chamber of the Russian Federation) // Garant: pravovaya sistema. URL: http://base.garant.ru (Accessed: 09.01.2019). (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе

Гладчук Антон Владимирович - аспирант юридического института кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / gladchukavzakupki@ yandex.ru

Information about the author

Gladchuck Anton - Post Graduate, Chair of Administrative and Financial Law, Institute of Law, North Caucasus Federal University (Stavropol) / gladchukavzakupki@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.