Научная статья на тему 'Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как метод оценки их эффективности'

Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как метод оценки их эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2526
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК / AUDIT / БЮДЖЕТНЫЙ УЩЕРБ / BUDGET / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / PERFORMANCE INDICATOR / PROCUREMENT / LOSSES / DAMAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тараскина А. В., Дубская Е. С.

Предмет/тема. В статье отмечается, что весной 2013 г. был принят Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных закупок». Таким образом, уже с 01.01.2014 работа с госзакупками кардинально изменилась. В полном объеме указанный закон заработает только к 2017 г. Однако, если учреждение постоянно работает с госзаказом, то необходимо подготовиться к жизни по новым правилам. Цели/задачи. Современные условия инновационного развития экономики России диктуют необходимость повышения эффективности расходования средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов. В связи с этим особое значение приобретает аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводимый Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ, контрольно-счетными палатами муниципальных образований в рамках федерального контроля. Целью исследования является поиск и предложение методов усовершенствования существующей методики проведения аудита в сфере закупок для уменьшения размера бюджетного ущерба. Методология. С помощью теоретико-эмпирических методов рассмотрена и проанализирована методика проведения аудита в сфере закупок. Результаты. Предложен ранее не применявшийся показатель эффективности осуществляемой бюджетными учреждениями деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках проводимого аудита. Выводы/значимость. Предложенный показатель может быть использован в процессе совершенствования существующей методики проведения аудита в соответствии с федеральным законодательством в целях повышения результативности и эффективности проводимых закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тараскина А. В., Дубская Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audit in the sphere of procurement of goods, works and services for State and municipal use as a method for evaluating its effectiveness

Subject In the spring of 2013, the Federal Law On Contract System in the Sphere of Purchasing Goods, Works, and Services to Support Government and Municipal Procurements was enacted. Therefore, since January 1, 2014, government procurement operations have changed cardinally. To the full extent, the said law will be enforced only by 2017. However, if an institution constantly works with government orders, it should be prepared for new rules already now. Objectives The modern conditions of innovation development of the Russian economy dictate the need for enhancing the efficiency of budget expenditures at the federal, regional, and municipal levels. Hence, the audit of purchases of goods, works, services for State and municipal use, which is carried out by the Accounts Chamber of the Russian Federation, Chamber of Control and Accounts of constituent entities and municipalities of the Russian Federation, is of particular importance. The objective of the study is to search for and offer the ways to improve the existing methods of audit of government procurement aiming at reducing budget losses. Methods We analyzed the methods of auditing the government procurements using theoretic and empirical techniques. Results We have offered a unique performance indicator of activity carried out by budget-funded entities in the sphere of procurement of goods, works, services for State and municipal use within the scope of the audit. Conclusions and Relevance The above indicator may be used in the course of improving the existing audit techniques under Federal Law of April 05, 2013 № 44-FZ, to increase the efficiency and effectiveness of procurements.

Текст научной работы на тему «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как метод оценки их эффективности»

Финансовый контроль

УДК 336.146

АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

А.В. ТАРАСКИНА, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории E-mail: [email protected] Астраханский государственный технический университет,

Астрахань, Российская Федерация

Е.С. ДУБСКАЯ,

старший преподаватель кафедры экономической теории

E-mail: [email protected] Астраханский государственный технический университет,

Астрахань, Российская Федерация

Предмет/тема. В статье отмечается, что весной 2013 г. был принят Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных закупок». Таким образом, уже с 01.01.2014 работа с госзакупками кардинально изменилась. В полном объеме указанный закон заработает только к 2017 г. Однако, если учреждение постоянно работает с госзаказом, то необходимо подготовиться к жизни по новым правилам.

Цели/задачи. Современные условия инновационного развития экономики России диктуют необходимость повышения эффективности расходования средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов. В связи с этим особое значение приобретает аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводимый Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ, контрольно-счетными палатами муниципальных образований в рамках федерального контроля. Целью

исследования является поиск и предложение методов усовершенствования существующей методики проведения аудита в сфере закупок для уменьшения размера бюджетного ущерба.

Методология. С помощью теоретико-эмпирических методов рассмотрена и проанализирована методика проведения аудита в сфере закупок.

Результаты. Предложен ранее не применявшийся показатель эффективности осуществляемой бюджетными учреждениями деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках проводимого аудита.

Выводы/значимость. Предложенный показатель может быть использован в процессе совершенствования существующей методики проведения аудита в соответствии с федеральным законодательством в целях повышения результативности и эффективности проводимых закупок.

Ключевые слова: аудит в сфере закупок, бюджетный ущерб, показатели эффективности

В современных экономических условиях функционирования государственных (муниципальных) учреждений и организаций возникает необходимость в аудите эффективности, который является составной частью государственного аудита. Принятие управленческих решений на региональном и государственном уровнях невозможно без выявления, оценки и предупреждения угроз функционированию отдельных хозяйствующих субъектов [2]. Кроме того, такие вопросы, как общественный интерес, прозрачность, честность и гарантия эффективного контроля, установленного законодательством, могут повлиять на оценку того, является ли отдельный элемент существенным в силу его природы. Это особенно верно для элементов, которые относятся к соблюдению закона, нормативов и иных полномочий [19]. В связи с этим широкий спектр теоретико-методологических основ концепции государственного аудита представлен в инструктивных материалах, подготовленных Международной организацией высших органов аудита (ИНТОСАИ), а также в научных работах сотрудников Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, среди которых есть как специалисты-практики, так и ученые [14]. Кроме того, теоретико-методологические основы государственного аудита формируются благодаря деятельности сотрудников проверяемых организаций из числа бухгалтеров, экономистов, юристов, менеджеров и иных лиц, чьи профессиональные познания используются при решении вопросов, связанных с налогообложением, а также представителей аудиторских, контрольно-ревизионных, консалтинговых и иных организаций, чьи рекомендации и заключения существенны для отстаивания интересов перед государственными органами, поскольку указанные лица обладают специальными бухгалтерскими знаниями [9]. К отечественным ученым-экономистам, внесшим значительный вклад в развитие методики государственного аудита, можно отнести В.В. Бурцева, Е.И. Иванову, М.В. Мельник, В.М. Родионову, С.М. Рябухина, А.И. Саунина, С.В. Степашина, Н.С. Столярова, С.О. Шохина и др. Их внимание направлено в основном на вопросы государственного финансового контроля, а также на изучение мирового опыта функционирования контрольно-счетных органов по направлению оценки эффективности государственных расходов [18].

В рамках рассмотрения проблемы эффективности государственных расходов представляется

важным такой элемент, как аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Тема аудита в сфере закупок в силу своей новизны является малоизученной.

Исследование аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в настоящее время наиболее актуально, поскольку до 01.01.2014 такой вид аудита практически не применялся. Кроме того, масштабы применения требований Федерального закона от 05.04.2013 N° 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных закупок» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013) наглядно свидетельствуют о том, что реализация бюджетной поддержки через единоличного контрагента с использованием государственного контракта на конкурсной основе позволяет расширить возможности контроля, так как отвечает целям эффективного и экономного расходования бюджетных средств и является дополнительной гарантией соблюдения бюджетного законодательства и недопущения злоупотреблений [16].

Особенностью деятельности бюджетных учреждений является ограниченный уровень самостоятельности в управлении организацией:

— регламентация всех этапов деятельности и учета;

— строгое финансирование деятельности в пределах утвержденной сметы;

— использование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;

— использование имущества, находящегося в оперативном управлении;

— формирование ценовой политики оказываемых государственных услуг по согласованию с учредителем и т.д. [10].

Однако бюджетный ущерб, причиненный неэффективной, а порой даже неправомерной деятельностью в сфере госзакупок, ежегодно исчисляется миллиардами рублей.

Нормативным регулятором аудита в сфере закупок является Федеральный закон от 05.04.2013 (ст. 98). В соответствии с положениями данного закона аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и контрольно-счетными органами муниципальных

образований (в случае, если такие органы созданы в муниципальных образованиях), сформированными представительными органами муниципальных образований. Они в пределах своих полномочий анализируют и оценивают результаты закупок, достижение целей осуществления закупок, определенных в ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013. Для этого органы аудита осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность. Они проверяют, анализируют и оценивают информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам [1].

Органы аудита:

— обобщают результаты, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

— готовят предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок;

— систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в Единой информационной системе (ЕИС) обобщенную информацию о таких результатах [17].

В ходе аудита проводится оценка обоснованности планируемых закупок. По результатам этой

оценки конкретная закупка может быть признана необоснованной. Если она признается необоснованной, органы контроля выдают предписания об устранении выявленных нарушений и привлекают виновных лиц к административной ответственности [11]. Наглядно основные элементы аудита в сфере закупок можно представить следующим образом (рис. 1).

В свою очередь этапы проведения аудита в сфере закупок схематично можно представить в следующем виде (рис. 2).

На подготовительном этапе аудита в сфере закупок осуществляется предварительное изучение предмета и объектов аудита (контроля), анализ их специфики, сбор необходимых данных и информации, по результатам которых подготавливается программа аудита в сфере закупок [2].

На основном этапе аудита в сфере закупок проводятся проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам в соответствии с вопросами программы аудита в сфере закупок, в том числе непосредственно на объектах аудита (контроля), в ходе которых осуществляются сбор и анализ материалов, документов, информации, фактических данных и иных сведений, необ-

Рис. 1. Основные элементы аудита в сфере закупок

Подготовительный этап

(предварительное изучение предмета, сбор необходимых данных)

Основной этап (проверка законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки)

Заключительный этап (обобщение

результатов аудита, подготовка отчета по проведенному аудиту)

Рис. 2. Этапы проведения аудита в сфере закупок

ходимых для подготовки отчета по проведенному аудиту [5]. По результатам данного этапа составляются акты, рабочие документы, фиксирующие результаты проверки, которые служат основой для подготовки отчета по проведенному аудиту, заключений, выводов и рекомендаций [13].

На заключительном этапе аудита в сфере закупок обобщаются результаты проведения аудита, подготавливается отчет по проведенному аудиту, в том числе устанавливаются причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, формулируются предложения, направленные на их устранение и совершенствование контрактной системы в сфере закупок [12].

Деятельность субъектов аудита в сфере закупок регулируется рядом нормативных правовых актов (в том числе гл. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»), принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления [8].

Наиболее важным и значимым событием в сфере закупок, на взгляд авторов, представляется разработка и утверждение Счетной палатой Российской Федерации Методических рекомендаций по проведению аудита в сфере закупок, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21.03.2014 № 15К 961) [15] (далее — Рекомендации). Разработчиком этого документа является департамент по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы. Рекомендации являются единственным актом, регламентирующим порядок,

а также методику проведения аудита в сфере закупок в России [20].

Согласно Рекомендациям аудитом в сфере закупок считается вид внешнего государственного контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ в соответствии с полномочиями, установленными ч. 12 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», целями которого являются:

— оценка обоснованности планирования закупок, реализуемости и эффективности закупок;

— анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 [21].

В свою очередь итогом аудита в сфере закупок должна стать оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных средств, обоснованности планирования закупок, включая обоснованность цены закупки, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. При этом оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами [7].

Согласно Рекомендациям в процессе проведения аудита в сфере закупок в пределах полномочий Счетной палаты РФ проверяются, анализируются и оцениваются:

— организация и процесс использования бюджетных средств, начиная с этапа планирования закупок;

— законность, своевременность, обоснованность, целесообразность расходов на закупки;

— эффективность и результаты использования бюджетных средств;

— система ведомственного контроля в сфере закупок;

— система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком [7].

При проведении аудита в сфере закупок Счетной палатой Российской Федерации предлагается использовать следующие источники информации:

1) законодательство о контрактной системе, включая Федеральный закон от 05.04.2013 и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок, в частности, принятые в соответствии с Планом мероприятий по реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,

работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Правительством РФ;

2) внутренние документы заказчика:

— документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения;

—документ о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

— документ, регламентирующий процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок;

— утвержденные план и план-график закупок;

— утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами;

— документ, регламентирующий проведение контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком;

— иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок;

3) единая информационная система в сфере закупок, в том числе документы, утвержденные заказчиком и подлежащие размещению в единой информационной системе в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок — на официальном сайте URL: http://www.zakupki.gov.ru):

— планы закупок;

— планы-графики закупок;

— информация о реализации планов и планов-графиков закупок;

— информация об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

— перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

— реестр контрактов, включая копии заключенных контрактов;

— реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

— библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов;

— реестр банковских гарантий;

— каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— реестр плановых и внеплановых проверок, включая реестр жалоб, их результатов и выданных предписаний;

— правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами;

— отчеты заказчиков, предусмотренные федеральным законодательством;

— извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, проекты контрактов, размещаемые при объявлении о закупке, в том числе изменения и разъяснения к ним;

— информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

— информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд руб.;

— результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

— иная информация и документы, размещение которых предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

4) электронные площадки и информация, размещаемая на них, включая реестры участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;

5) официальные сайты заказчиков и информация, размещаемая на них, в том числе о планируемых закупках;

6) печатные издания, в которых публикуется информация о планируемых закупках; данные федерального статистического наблюдения: квартальная форма федерального статистического наблюдения N° 1-контракт «Сведения об определении поставщиков для обеспечения государственных и

муниципальных нужд», утвержденная приказом Росстата от 18.09.2013 № 374 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — форма федерального статистического наблюдения № 1-контракт);

7) документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг потребителю, в том числе отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, заключения об экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, акты приемки, платежные документы, документы о постановке имущества на баланс, разрешения на ввод объектов строительства в эксплуатацию и иные документы, подтверждающие, что закупленные объектом аудита (контроля) товары, работы и услуги достигли конечных потребителей, в интересах которых осуществлялась закупка;

8) результаты предыдущих проверок соответствующих контрольных и надзорных органов, в том числе проверок, проводимых Счетной палатой РФ;

9) информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе, полученная от правоохранительных органов в рамках реализации соглашений о взаимном сотрудничестве;

10) электронные базы данных федеральных органов исполнительной власти;

11) интернет-сайты компаний — производите -лей товаров, работ, услуг;

12) иная информация (документы, сведения), полученная от экспертов, в том числе информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд [22].

В ходе проведения контрольного мероприятия могут использоваться одновременно несколько источников информации, имеющих непосредственное отношение к предмету и объекту аудита (контроля) [23].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе проведения аудита в сфере закупок аудиторами используется множество способов, в том числе:

— проверка наличия обеспечения заявок при проведении конкурсов и закрытых аукционов;

— проверка и оценка законности внесения изменений в контракт;

— оценка своевременности действий заказчика по реализации условий контракта, включая своевременность расчетов по контракту и др. (Приложение № 1 к Рекомендациям) [23].

Ежемесячно, по данным Росстата, в Российской Федерации главными распорядителями средств федерального бюджета, а также органами управления государственных внебюджетных фондов совершаются закупки для обеспечения государственных нужд в среднем на 104 877 869, 44 руб., что является весьма значительным объемом денежных средств, реализуемых в рамках действующего законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд 1.

В свою очередь по уровню коррупции, измеряемому посредством восприятия индекса коррупции за 2011-2013 гг., Россия заняла 143-е место среди 183 стран, набрав лишь 2,4 балла. Наилучшие показатели были у Новой Зеландии (9,5), Дании и Финляндии (по 9,4), Швеции (9,3), Сингапура (9,2), Норвегии (9,0), Нидерландов (8,9), Австралии (8,8), Швейцарии (8,8) и Канады (8,7). Эти страны заняли первые 10 мест в данном рейтинге [4].

В свете данных обстоятельств представляется необходимым учитывать материальное положение (наличие суммы денежных средств, достаточной для совершения сделки, являющейся гарантом соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также возможность исполнения иных обязательств бюджетного учреждения — заказчика, распорядителя бюджетных средств, наличие имущественных активов) при планировании проводимых закупок, а также при корректировке таких планов в рамках разработанных рекомендаций по проведению аудита в сфере закупок.

Для этого должны быть введены минимальный и максимальный коэффициенты соответствия финансовой обеспеченности бюджетного учреждения и суммы денежных средств, ежегодно направляемой распорядителем бюджетных средств для реализации государственных и муниципальных нужд.

Такой коэффициент Кс может быть определен следующим образом: К = V / V,

с з р'

где V — годовой объем денежных средств, направляемых распорядителем денежных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

1 URL: http://www.gks.ru/bdg/regl/b10_51.html.

Ур — годовой объем финансирования распорядителя бюджетных средств. Общий средний предел задаваемых минимального и максимального коэффициентов может быть определен в границах значений от 0,1 (мин.) до 1 (макс.). Следовательно, расчет соответствия финансовой обеспеченности бюджетного учреждения сумме денежных средств, ежегодно направляемой распорядителем бюджетных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, может выглядеть следующим образом: V — 14 000 000 млн руб.; К — 6 500 000 тыс. руб.; К = (¥з / Ур) — 6 500 000 / 14 000 000; К = 0,5з.

Коэффициент соответствия финансовой обеспеченности бюджетного учреждения сумме денежных средств, ежегодно направляемой распорядителем бюджетных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, равен 0,5. Следовательно, эффективность проводимых закупок учреждения является относительно небольшой, поскольку объем денежных средств, затраченных на закупки товаров, работ и услуг, составляет почти половину объема годового финансирования распорядителя. Такой коэффициент также свидетельствует о нарушении плановости и эффективности проведенных учреждением закупок за предыдущие календарные периоды.

В связи с этим наиболее приемлемым значением для коэффициента соответствия будет 0,3.

Использование и учет при проведении аудита в сфере закупок предлагаемого авторами минимального и максимального коэффициентов соответствия финансовой обеспеченности бюджетного учреждения сумме денежных средств, ежегодно направляемой распорядителем бюджетных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, могут стать эффективным методом предотвращения бюджетного ущерба, повышения степени обоснованности проводимых закупок, а также борьбы с коррупционной составляющей.

Таким образом, применение данных коэффициентов соответствия в рамках аудита в сфере закупок направлено на рациональное использование бюджетных средств.

Список литературы 1. Болотский В.В. Госзакупки в новом формате // Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение. 2014. № 2. С. 32.

2. Волкова М.В. Оформление технического задания в сфере закупок // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 9. С. 31.

3. Гвоздарева Л.П., Макаров К.Н. Проблема «провала» рынка капитала в экономике России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 13. С. 20.

4. Гвоздарева Л.П., Князев А.Г., Макаров К.Н. Влияние социальной стабильности на уровень частных инвестиций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 42. С. 51.

5. Гусев А. Об административной ответственности за нарушение законодательства о государственных закупках // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2014. № 8. С. 23.

6. Ермакова А.В. Приемка товаров, работ, услуг // Госзаказ в образовании. 2014. № 3. С. 19.

7. Ермакова А.В. Госзакупки по новому закону: что изменится для учреждений // Учет в бюджетных учреждениях. 2013. № 6. С. 17.

8. Заболонкова О.О. Конкурсная документация для открытого конкурса с 01.01.2014 // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 11. С. 22.

9. Каширская Л.В. Формирование реестра экспертов-бухгалтеров // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 40. С. 64.

10. Каширская Л.В. Формирование методологических карт для производства бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 45. C. 45.

11. Ларцева Л.Л. Правила и учет обеспечения заявок и исполнения контракта // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 10. С. 25.

12. Орлова Е.В. Новые правила проведения совместных конкурсов и аукционов // Документы и комментарии. 2014. № 2. С. 16.

13. Репин А. Правила оценки заявок // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2014. № 8. С. 30.

14. Рябухин С.М. Аудит эффективности использования государственных ресурсов. М.: Наука, 2004. 284 с.

15. Саакян Г.В. Формирование и выполнение государственных (муниципальных) заданий // Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение. 2013. № 8. С. 15.

16. Самыгин Д.Ю. Бухгалтерский учет бюджетных средств в сельском хозяйстве, контроль эффективности их использования // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 38. С. 19.

17. Спицына Т.В. Если победитель конкурса или аукциона применяет УСНО // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 11. С. 15.

18. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С. О., ЖуковВ.А. Государственный финансовый контроль. СПб.: Питер, 2004. 557 с.

19. Суглобов А.Е. Оценка искажений, выявленных в ходе аудита. Международный стандарт аудита // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 46. С. 49.

20.Храмкин А.А., Лисовенко О.К. Дополнительный барьер для конкурентов // Бюджет. 2014. № 8. С. 13.

21. Храмкин А.А. Вопросы централизации закупок в контрактной системе // Госзаказ в вопросах и ответах. 2013. № 7. С. 31.

22. Швылина Ю.А. На ряд товаров введены ограничения по закупкам // Учет в казенных учреждениях. 2014. № 10. С. 8.

23. Швылина Ю.А. Закупки малого объема по Закону о контрактной системе // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014. № 7. С. 15.

Finance and Credit Financial Control

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

AUDIT IN THE SPHERE OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL USE AS A METHOD FOR EVALUATING ITS EFFECTIVENESS

Anna V. TARASKINA, Elena S. DUBSKAYA

Abstract

Subject In the spring of 2013, the Federal Law On Contract System in the Sphere of Purchasing Goods, Works, and Services to Support Government and Municipal Procurements was enacted. Therefore, since January 1, 2014, government procurement operations have changed cardinally. To the full extent, the said law will be enforced only by 2017. However, if an institution constantly works with government orders, it should be prepared for new rules already now. Objectives The modern conditions of innovation development of the Russian economy dictate the need for enhancing the efficiency of budget expenditures at the federal, regional, and municipal levels. Hence, the audit of purchases of goods, works, services for State and municipal use, which is carried out by the Accounts Chamber of the Russian Federation, Chamber of Control and Accounts of constituent entities and municipalities of the Russian Federation, is of particular importance. The objective of the study is to search for and offer the ways to improve the existing methods of

audit of government procurement aiming at reducing budget losses.

Methods We analyzed the methods of auditing the government procurements using theoretic and empirical techniques.

Results We have offered a unique performance indicator of activity carried out by budget-funded entities in the sphere of procurement of goods, works, services for State and municipal use within the scope of the audit. Conclusions and Relevance The above indicator may be used in the course of improving the existing audit techniques under Federal Law of April 05, 2013 № 44-FZ, to increase the efficiency and effectiveness of procurements.

Keywords: audit, procurement, budget, losses, damage, performance indicator

References

1. Bolotskii V.V. Goszakupki v novom formate [Government procurement in the new format]. Kazen-

nye uchrezhdeniya: uchet, otchetnost', nalogoobloz-henie = Public Institutions: Accounting, Reporting, Taxation, 2014, no. 2, p. 32.

2. Volkova M.V. Oformlenie tekhnicheskogo zadaniya v sfere zakupok [Formalization of Statement of Work in the sphere of procurement]. Silovye ministerstva i vedomstva: bukhgalterskii uchet i nalo-gooblozhenie = Power Ministries and Departments: Accounting and Taxation, 2014, no. 9, p. 31.

3. Gvozdareva L.P., Makarov K.N. Problema "provala" rynka kapitala v ekonomike Rossii [The problem of ' failure ' of the capital market in the Russian economy]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 13, p. 20.

4. Gvozdareva L.P., Knyazev A.G., Makarov K.N. Vliyanie sotsial'noi stabil'nosti na uroven' chastnykh investitsii [The influence of social stability on the level of private investment]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 42, p. 51.

5. Gusev A. Ob administrativnoi otvetstvennosti za narushenie zakonodatel'stva o gosudarstvennykh za-kupkakh [On administrative responsibility for violating the legislation on government procurement]. Aktual 'nye voprosy bukhgalterskogo ucheta i nalogooblozheniya = Topical Issues of Accounting and Taxation, 2014, no. 8, p. 23.

6. Ermakova A.V. Priemka tovarov, rabot, uslug [Acceptance of goods, works, services]. Goszakaz v obrazovanii = State Order in Education, 2014, no. 3, p. 19.

7. Ermakova A.V. Goszakupki po novomu zakonu: chto izmenitsya dlya uchrezhdenii [Government procurement under the new law: what will change for institutions]. Uchet v byudzhetnykh uchrezhdeniyakh = Accounting in Budgetary Institutions, 2013, no. 6, p. 17.

8. Zabolonkova O.O. Konkursnaya dokumentat-siya dlya otkrytogo konkursa s 01.01.2014 [Tender documentation for open tendering procedure from January 01, 2014]. Silovye ministerstva i vedomstva: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie = Power Ministries and Departments: Accounting and Taxation, 2014, no. 11, p. 22.

9. Kashirskaya L.V. Formirovanie reestra eksper-tov-bukhgalterov [Formation of the register of accounting experts]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 40, p. 64.

10. Kashirskaya L.V. Formirovanie metodolog-icheskikh kart dlya proizvodstva bukhgalterskoi eksper-

tizy byudzhetnykh uchrezhdenii [Formation of methodology maps to examine accounting records of budgetary institutions]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 45, p. 45.

11. Lartseva L.L. Pravila i uchet obespecheniya zayavok i ispolneniya kontrakta [Rules and accounting of providing demands and performance of the contract]. Uchrezhdeniya kul 'tury i iskusstva: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie = Cultural and Artistic Institutions: Accounting and Taxation, 2014, no. 10, pp. 25.

12. Orlova E.V. Novye pravila provedeniya sovmestnykh konkursov i auktsionov [New rules for joint tenders and auctions]. Dokumenty i kommentarii = Documents and Comments, 2014, no. 2, p. 16.

13. Repin A. Pravila otsenki zayavok [Rules for assessing bids]. Aktual'nye voprosy bukhgalterskogo ucheta i nalogooblozheniya = Topical Issues of Accounting and Taxation, 2014, no. 8, p. 30.

14. Ryabukhin S.M. Audit effektivnosti ispol 'zovaniya gosudarstvennykh resursov [Audit of the efficiency of public resource usage]. Moscow, Nauka Publ., 2004, 284 p.

15. Saakyan G.V. Formirovanie i vypolnenie gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) zadanii [Formation and performance of State (municipal) jobs]. Kazennye uchrezhdeniya: uchet, otchetnost ', nalogooblozhenie = Public Institutions: Accounting, Reporting, Taxation, 2013, no. 8, p. 15.

16. Samygin D.Yu. Bukhgalterskii uchet byudzhetnykh sredstv v sel'skom khozyaistve, kontrol' effektivnosti ikh ispol'zovaniya [Accounting for budgetary funds in agriculture, control over the efficiency of their use].Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 38, p. 19.

17. Spitsyna T.V. Esli pobeditel' konkursa ili aukt-siona primenyaet USNO [If the winner of a tender or auction applies the simplified taxation system]. Upro-shchennaya sistema nalogooblozheniya: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie = Simplified Taxation System: Accounting and Taxation, 2014, no. 11, p. 15.

18. Stepashin S.V., Stolyarov N.S., Shokhin S.O., Zhukov V.A. Gosudarstvennyi finansovyi kontrol' [State financial control]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004, 557 p.

19. Suglobov A.E. Otsenka iskazhenii, vyyavlen-nykh v khode audita. Mezhdunarodnyi standart audita [Evaluation of Misstatements Identified during the Audit. International Standards on Auditing]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 46, p. 49.

20. Khramkin A.A., Lisovenko O.K. Dopolnitel'nyi bar'er dlya konkurentov [An additional barrier for bidders]. Byudzhet = Budget, 2014, no. 8, p. 13.

21. Khramkin A.A. Voprosy tsentralizatsii zakupok v kontraktnoi sisteme [Issues of procurement centralization in the contractual system]. Goszakaz v voprosakh i otvetakh = State Order in Questions and Answers, 2013, no. 7, p. 31.

22. Shvylina Yu.A. Na ryad tovarov vvedeny ogranicheniya po zakupkam [Procurement restrictions have been introduced for a number of goods]. Uchet v kazennykh uchrezhdeniyakh = Accounting in Public Institutions, 2014, no. 10, p. 8.

23. Shvylina Yu.A. Zakupki malogo ob"ema po Zakonu o kontraktnoi sisteme [Small volume of

procurement under the Law On Contractual System].

Pravovye voprosy v zdravookhranenii = Legal Matters in Public Health Service, 2014, no. 7, p. 15.

Anna V. TARASKINA

Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation [email protected]

Elena S. DUBSKAYA

Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.