Таблица 2
Место Томская область Новосибирская область Омская область Красноярский край Алтайский край
1 -15- 3 2 5 3
2 4 -14- 3 2 6
3 1 7 7 -9- 6
4 4 1 -7- 7 5
5 4 3 9 5 -8-
Соответственно, получаем, что по степени развитости региональной инновационной системы 1 место занимает Томская область, 2 место - Новосибирская область, 3 место -Красноярский край, 4 место - Омская область, 5 место - Алтайский край.
Данная методика исследования может
быть применена не только для межрегионального сравнения, а так же для выявления сильных и слабых сторон региона а, соответственно, целесообразна в использовании как инструмент для принятия грамотных управленческих решений, как для бизнеса, так и для органов власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Москвина О.С Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития региона [Электронный ресурс] // Волгородский научно - координационный центр центрального экономико-математического института РАН. [Б.м.]. 20052009. URL: http://vscc.ac.ru (дата обращения: 11.02.2009);
2. Шляхто И.В. Оценка инновационного потенциала региона [Электронный ресурс] // Управление общественными и экономическими системами: электронный многопредметный научный журнал. [Б.м.]. 2007. №1. URL:
http://bali.ostu.ru (дата обращения: 11.02.2009);
3. Российский статистический ежегодник. 2006: стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 587-607;
4. Регионы России. Социально - экономические показатели : стат. сб. / Росстат . М., 2007 .С. 770-848;
5. Федеральная служба государственной статистики. Электрон. дан. М., 1999-2009 . URL: www.gks.ru (дата обращения 1.06.09);
6. Научная и инновационная деятельность регионов Сибирского федерального округа : стат. сборник. Томск, 2004. 150 с.; 2008. - 148 с.
Н.А. Мурашова, С.Н. Яшин
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Особенности организации и управления инновационной деятельностью в России определяются федеративным устройством. В этой связи инновационная система строится с учётом интересов всей Федерации, её субъектов и образующих их элементов. Значительное влияние на развитие инновационной сферы оказывает инновационный потенциал, характеризующийся совокупностью различ-
ных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности (государства, региона, отрасли, организации).
Базируясь на уровне экономического и социального развития региона, развивается инфраструктура инновационной сферы -
крупные, средние и мелкие инновационные организации, финансируемые из всех возможных источников, что в свою очередь способствует развитию инновационно - инвестиционного потенциала страны. Большое влияние на развитие инновационного потенциала оказывают географическое разделение труда, индивидуальность в природном и социально - экономическом отношении (демография, ресурсы, структура хозяйства), тип хозяйственной и социальной системы, исторически сложившаяся пространственная иерархия социально - экономических центров в регионе (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижний Новгород и Нижегородская область и др.).
Условия, обуславливающие активизацию деятельности и реализацию инновационной политики, носят региональный характер и направлены на устойчивое развитие инновационной сферы РФ. Этим и объясняется актуальность рассматриваемого вопроса.
Общая характеристика инновационно-инвестиционной сферы регионов России выглядит следующим образом, согласно таким показателям как:
1. Динамика удельного веса организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации по регионам РФ представленных на рис. 1-3 [3].
Анализ рис. 1-3 показывают, что в период с 2005 по 2007 годы в РФ больший удельный вес среди организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации имеют организации осуществлявшие приобретение машин и оборудования в 2005 году по РФ (65,3%) и Северо - Западный федеральный округ (71,2%). В 2006 и 2007 годах наблюдается незначительный спад при осуществлении приобретения машин и оборудования по РФ, но в 2006 году больший удельный вес приобретает Уральский федеральный округ (70,1%) и Северо - Западный федеральный округ (69,3%), причём в сравнении с 2005
годом в Уральском федеральном округе наблюдается увеличение доли организаций осуществлявших приобретение машин и оборудования на 8,5%, а в Северо-Западном федеральном округе - уменьшение на 1,9%. В 2007 году динамика по организациям осуществлявшим приобретение машин и оборудования направлена на уменьшение удельного веса данного вида инновационной деятельности. Из них наименьший удельный вес среди организаций осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности имеют организации приобретавшие права на патенты и лицензии, причём в период с 2005 по 2007 года наблюдается тенденция сокращения удельного веса данных организаций. Это обусловлено ускорением темпов развития добывающих отраслей в Северо - Западном и Уральском федеральных округах.
2. Объем отгруженной инновационной продукции (услуг инновационного характера) по регионам РФ (табл. 1) [3].
В области производственного проектирования наблюдается снижение удельного веса организаций осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности в период с 2005 по 2007 года, как по РФ так и по федеральным округам.
В области исследований и разработок наблюдается незначительное увеличение удельного веса организаций осуществлявших в период с 2005 по 2007 года отдельные виды инновационной деятельности в Центральном, Северо - Западном, Сибирском и дальневосточном округах; значительные увеличение в Южном; незначительное уменьшение - Уральском, Приволжском округах. В области приобретения программных средств, обучения кадров и маркетинговых исследований общая тенденция - увеличение в 2006 году по сравнению с 2005 годом удельного веса организаций осуществлявших данный вид инновационной деятельности, а в 2007 году незначительное снижение удельного веса организаций осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности по сравнению с 2006 годом. Лидирующее положение, по удельному весу организаций, осуществлявших отдель-
ные виды инновационной деятельности, в рассматриваемый период занимают: исследования и разработки - Центральный и Уральский федеральные округа; приобретение новых технологий - Сибирский и Приволжский федеральные округа; приобретение патентов и лицензий - Сибирский, Приволжский и Уральский федеральные округа;
приобретение программных средств -Уральский, Приволжский и Южный федеральные округа; производственное проектирование - Северо - Западный федеральный округ; обучение персонала - Приволжский и Уральский федеральные округа; маркетинговые исследования - Приволжский федеральный округ.
&
о4
□ Организации, осуществлявшие прочее
□ Организации, осуществлявшие маркетинговые исследования
□ Организации, осуществлявшие обучение и подготовку персонала
□ Организации, осуществлявшие производственное проектирование
□ Организации, осуществлявшие приобретение программных средств
□ Организации, осуществлявшие из них приобретение прав на патенты, лицензий
□ Организации, осуществлявшие приобретение новых технологий
□ Организации, осуществлявшие приобретение машин и оборудования
□ Организации, осуществлявшие исследования и разработки
Рис. 1. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации по регионам РФ (%) за 2005 год
Что обусловлено стабилизацией промышленного производства и реализацией инновационного развития РФ [1, 2]. Динамика объема отгруженной инновационной продукции (услуг инновационного характе-
ра) в РФ в период с 2005 по 2007 года положительная (табл. 1): объем увеличился на 1,2%, за счёт увеличения объемов отгруженной инновационной продукции: на 8% в Приволжском округе; на 5% в Центральном
округе; на 2,5% в Дальневосточном округе и на 1,8% в Южном округе.
100% 90%
К
40%-30%-
20%-
□ Организации, осуществлявшие прочее
□ Организации, осуществлявшие маркетинговые исследования
□ Организации, осуществлявшие обучение и подготовку персонала
□ Организации, осуществлявшие производственное проектирование
□ Организации, осуществлявшие приобретение программных средств
□ Организации, осуществлявшие из них приобретение прав на патенты, лицензий
□ Организации, осуществлявшие приобретение новых технологий
□ Организации, осуществлявшие приобретение машин и оборудования
□ Организации, осуществлявшие исследования и разработки
Рис. 2. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации по регионам РФ (%) за 2006 год
На ряду с увеличение объемов отгруженной инновационной продукции по ряду федеральных округов за рассматриваемый период наблюдается снижение объемов: на 4,8% в Северо - Западном и на это же численное значение в Уральском округе, в Сибирском федеральном округе уменьшились объемы на 4%. Это связано с интенсификацией экспорта природных ресурсов в исследуемых федеральных округах [3].
3. Снижение затрат на технологические инновации в РФ в период с 2005 по 2007 года на 1% [3]: в Южном округе снижение
на 2,8%; в Центральном и Приволжском округах снижение на 1,5%, в каждом округе; в Северо - Западном - снижение на 1,4%; затраты упали на 0,6%; в Уральском округе; на 0,4% затраты снижены в Дальневосточном округе и только в Сибирском округе затраты на технологические инновации увеличились на 0,4%. По видам инновационной деятельности динамика изменения затрат следующая: наибольшую долю составляют затраты на приобретение машин и оборудование (в 2005 году около 50%, а в 2007 году более 60%), данная зависимость обусловлена по-
вышением цен на природные и энергетические ресурсы в рассматриваемый период; исследования и разработки составляют около 15% затрат, причём за рассматриваемый период максимального значения затраты достигали в 2006 году (16,1%); затраты на приобретение технологий на период с 2005 по 2007 года уменьшились на 6,3%; в то
время, как затраты на приобретение патентов и лицензий увеличились на 0,3%; на 0,6% увеличились затраты на приобретение программных средств; затраты на обучение персонала увеличились на 0,1%; затраты на производственное проектирование уменьшились на 0,6%, а прочие уменьшились в 2 раза.
□ Организации, осуществлявшие прочее
□ Организации, осуществлявшие маркетинговые исследования
□ Организации, осуществлявшие обучение и подготовку персонала
□ Организации, осуществлявшие производственное проектирование
□ Организации, осуществлявшие приобретение программных средств
□ Организации, осуществлявшие из них приобретение прав на патенты, лицензий
□ Организации, осуществлявшие приобретение новых технологий
□ Организации, осуществлявшие приобретение машин и оборудования
□ Организации, осуществлявшие исследования и разработки
Рис. 3. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации по регионам РФ (%) за 2007 год
Наибольшую долю затрат по видам инновационной деятельности имеют следующие федеральные округа: Центральный - на исследования и разработки, приобретение программных средств; Уральский - на приобретение машин и оборудование, патенты и лицензии и обучение персонала; СевероЗападный - на приобретение патентов и ли-
цензий, производственное проектирование, маркетинговые исследования и обучение персонала; Южный - на приобретение технологий, патентов и лицензий, производственное проектирование и маркетинговые исследования; Сибирский - на приобретение технологий, программных средств, и обучение персонала; Дальневосточный - на при-
обретение программных средств. Учитывая динамику распределение затрат по видам инновационной деятельности и удельные весовые значения организаций осуществлявшие отдельные виды инновационной деятельности РФ с 2005 по 2007 года следует рассмотреть динамику изменения распределения затрат на технологические инновации по источникам финансирования [3].
Анализ распределение затрат на технологические инновации по источникам финансирования показал, что большую долю составляют собственные средства организации, причём в период с 2005 по 2007 годы наблюдается снижение доли указанных средств примерно на 4%. В Приволжском
федеральном округе более 90% собственных средств организаций тратилась на реализацию технологических инноваций в 2005 и 2006 годах, в 2007 году более 90% собственных средств организаций было затрачено в Дальневосточном округе. Федеральный бюджет финансировал развитие инновационной деятельности в 2005 и 2006 годах в объеме около 3%, в основном средства направлялись в Центральный и дальневосточный округа; в 2007 году федеральное финансирование осуществлялось в объеме около 4% всех затраченных средств на реализацию технологических инноваций РФ, в большей части Центрального и Северо - Западного округов [3].
Таблица 1
Объем отгруженной инновационной продукции (услуг инновационного характера) по регионам РФ
РФ, федеральный округ 2005 2006 2007
милн. рублей В процентах от общего объема отгруженной продукции (услуг) милн. рублей В процентах от общего объема отгруженной продукции (услуг) милн. рублей В процентах от общего объема отгруженной продукции (услуг)
РФ 315603,5 11,0 435122,2 11,5 545540,0 12,2
Центральный 57548,9 14,8 95532,3 19,4 112352,7 19,8
Северо-Западный 33454,7 12,5 24417,8 5,8 40598,2 7,7
Южный 5140,5 6,1 8563,9 6,8 19667,6 7,9
Уральский 102108,8 12,3 110631,6 9,1 84181,3 7,5
Приволжский 94883,5 10,2 168606,0 16,0 267252,9 18,2
Сибирский 21164,0 8,2 25802,0 6,9 16976,8 4,2
Дальневосточный 1303,2 1,2 1568,5 1,4 4510,6 3,7
4. Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты составили 0,6% от всех источников финансирования инновационной деятельности РФ в 2005 и 2007 годах [3], в 2005 году основной объем средств был направлен в сибирский и Дальневосточный федеральные округа, а в 2007 году - в Приволжский федеральный округ. В 2006 году
объем данного вида финансирования снизился на 0,2%, большая доля которых была направлена в Уральский и Приволжский федеральные округа.
Внебюджетные средства на развитие инновационной деятельности в РФ в период с 2005 по 2007 года уменьшились на 0,2%, большую долю внебюджетные средства со-
ставляли [3]: в 2003 году - Сибирский округ; в 2006 году - Северо - Западный округ; в 2005 году - Приволжский федеральный округ. В 2006 году наибольшее значение имели иностранные инвестиции в сфере инноваций (2,0% от общего объема финансирования), основная доля которых была использована в Северо - Западном и Уральском округах, а в Дальневосточном округе данного источника финансирования не было до 2007 года. В
2005 году иностранные инвестиции составили 1,6% - Северо - Западный округ, в Сибирском и Дальневосточном данного источника финансирования инновационной деятельности не было. В 2007 году доля иностранных инвестиций составила 1,7% от общего объема финансирования инновационной деятельности, большая часть которых была направлена в Центральный федеральный округ, в Южном и Уральском округах данный вид финансирования в рассматриваемом году не использовался. Иностранные инвестиции из стран ЕС, Норвегии, Швейцарии, Исландии, Лихтенштейна на финансирование инновационной деятельности в 2005 и 2006 годах составляло 1,2%, а в 2007 году уменьшилось на 0,7%. В 2005 году больший объем иностранных инвестиций из стран ЕС был направлен в Приволжский федеральный округ и ряд других за исключением Южного, Сибирского и Дальневосточного округов; в
2006 году - в Уральский округ и другие, за исключением - Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного округов; в
2007 году большая доля инвестиций была вложена в Центральный федеральный округ, в объеме 0,03% - в Приволжский и в объеме 0,05% в Сибирский федеральные округа, другие округа в 2007 году не обладали данным финансовым источником [3].
Экономика Северо - Западного федерального округа связана с развитием внешнеэкономических базовых комплексов - лесопромышленного, горнопромышленного, металлургического и рыбопромышленного, с ориентацией на внутренний российский рынок. Восстановление промышленного производства основана на развитии точного приборостроения (лазерной техники, оптических
приборов, медицинских приборов), биотехнологии, производства новых материалов с заданными свойствами; производстве отдельных видов транспортного машиностроения (судостроение) и повышению их конкурентоспособности; развитии отраслей, производящих товары народного потребления, ориентированных на внутренний российский рынок. Достижение высокого уровня развития экономики данного региона возможно при использовании уникального транспорт-но - георгафического положения международного значения с выходом к Балтийскому морю, приграничного сотрудничества с Финляндией и странами Балтии.
Развитее Центрального округа должно опираться на отрасли производящие продукцию высоких технологий (лазерную, аэрокосмическую технику, контрольно-измерительную аппаратуру) и отрасли, производящие конкурентоспособные товары народного потребления; развитие сферы кредитно - финансовых, страховых, информационных услуг, услуг в сфере образования и туризма. Развитие экономики Центрального федерального округа зависит от темпов и направления структурной перестройки в машиностроении и аграрно - промышленном комплексе. В первую очередь - развитие авиационного комплекса в Воронежской области; реконструкции предприятий производящих оборудование и комплектующие для химической промышленности, автостроения; повышением конкурентоспособности пищевой промышленности.
Восстановление и развитие металлургических производств и высокоэффективной железорудной базы, повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках предприятий авиастроения и радиоэлектроники, химического и тракторного машиностроения в сочетании с благоприятными природно-климатическими условиями и положением на транспортном направлении Центр - Северный Кавказ - Закавказье, развитой инфраструктурой - основа роста промышленности и всей экономики региона в перспективе.
Базой развития Приволжского федераль-
ного округа является военно - промышленный комплекс (техническая база). Ускоренное развитие наукоемких отраслей (приборостроение, станкостроение и электротехника) будет способствовать повышению гибкости машиностроительного производства, снижению его металлоемкости и энергоемкости производства, применению новых материалов и технологий.
Наибольшей конкурентоспособностью в данном регионе отличаются машиностроение, авиационно - космические комплексы Самарской области и Татарстана. В целях наиболее эффективного использования сырьевых и топливно - энергетических ресурсов в химической и нефтехимической отраслях необходимо увеличивать доли выпуска новых видов продукции.
В Южном федеральном округе приоритетным направления развития региона является потребительский рынок, в первую очередь агропромышленный комплекс, специализирующийся на производстве зерна, технических культур, продукции животноводства, курортно - рекреационный комплекс, некоторые производства машиностроения, химической промышленности, строительной индустрии, которые обслуживают их потребности. Особое значение имеет освоение нефтегазовых месторождений Каспия, транспортировки нефти по территории округа и строительство нефтяных терминалов в Новороссийске и Туапсе.
Тяжелая промышленность Уральского федерального окруна может обеспечить спрос в конкурентоспособном оборудовании добывающих отраслей, работающих на экспорт.
В настоящее время Сибирский район остается основным поставщиком топливно-энергетических ресурсов и сохраняет ведущую роль в производстве металлургической,
химической и лесной продукции. Сложности в сибирском районе связанны с поддержанием хозяйственной активности таких отраслей как, цветная металлургия, это обусловлено переориентацией на внешний рынок производителей алюминия, никеля и других цветных металлов, в то время как мировые цены на данный вид продукции уже выровнялись.
Дальневосточный регион в настоящее время обладает топливо - энергетическим дефицитом, слабой инфраструктурой и продовольственной базой, высокой зависимостью экономики от вывоза топлива и оттоком населения в центральные регионы России, в то же время этот регион обеспечивает Россию минеральными и рыбными ресурсами. Отрасли горнорудной, лесной и рыбной промышленности являются экспортерами данного вида продукции.
Следовательно, необходимые условия активизации деятельности и реализации инновационной политики носят региональный характер и направлены на: формирование задела в области высоких технологий; ускорение трансфера технологий по всем стадиям инновационного цикла; создание региональных структур, обеспечивающих институциональное объединение субъектов инновационного цикла для оживления инвестиционной и инновационной активности; объединение сопряженных производств; вовлечение региональных бюджетов в формирование и реализацию инновационных проектов (налоговое освобождение, льготные тарифы, товарные и денежные кредиты); поддержка малого наукоемкого бизнеса; расширение сети инновационных центров; формирование бирж инноваций, структур информационного обеспечения участников инновационного рынка; формирование институциональных структур, обеспечивающих подготовку кадров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г, № 189-ФЗ от 17.12.1998, № 41-ФЗ от 03.01.2000, № 168-ФЗ от
29.12.2000, № 150-ФЗ от 27.12.2000, № 194-ФЗ от 30.12.2001, № 176-ФЗ от 24.12.2002.
2. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-
сийской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» № 195-ФЗ
от 19 июля 2007 г.
3. Индикаторы науки: 2007. Статистический сборник. - М. :ГУ -ВШЭ, 2007. - 344 с.
Л.С. Валинурова, Н.А. Кузьминых
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА *
В современных условиях, характеризующихся влиянием финансово - экономического кризиса, когда во всех сферах наблюдается спад, вопрос построения инновационной экономики встает на первый план. Как известно, кризис (греч. кг1з18, от кппет -рассуждать) - это перелом, переворот, решительная пора переходного состояния. Следовательно, именно в переломной ситуации открываются скрытые возможности и новые перспективы развития по инновационному пути.
Как показывает мировой опыт, страны, которые осуществляют свою политику в направлении развития экономики на основе активного вовлечения в хозяйственную деятельность инноваций и знаний, демонстрируют свою эффективность и достаточно высокие темпы экономического роста, несмотря на кризис.
На сегодняшний день характерной особенностью инновационного развития России, в частности, промышленности, является его спонтанность и несистемность. В настоящее время важно построение инновационной системы, формирование инновационной инфраструктуры, проведение последовательной инновационной политики, направленной на ликвидацию глобальных диспропорций в экономике, активизацию инновационных процессов, повышение устойчивости развития, создание в России эффективной системы финансирования, направленной
* По материалам выступления на Ямальском инновационном форуме (27-30 октября 2009г.)
на модернизацию промышленности и коммерциализацию научно-технических результатов, поддержку трансфера интеллектуальной собственности.
Все вышесказанное предопределяет необходимость в методическом инструментарии оценки инновационного развития, позволяющем определять перспективные изменения в экономике и управлять ими, обеспечивать стабильное развитие, повышение конкурентоспособности, внедрение и эффективное использование современных технологий.
Инновационное развитие - системный процесс общественного и экономического развития, основанный на знаниях и инновациях, реализующий конкурентные преимущества экономики страны, обеспечивающий устойчивый экономический рост, повышение качества и уровня жизни населения посредством гармонизации интересов его участников.
Как показывает реальность, инновационная деятельность промышленного производства развивается медленными темпами, а в условиях финансово-экономического кризиса и вовсе прекращается. В связи с этим, необходимо при участии государства активизировать инновационную деятельность, повышать инновационный потенциал и снижать инновационные риски.
В процессе исследования установлено, что инновационное развитие промышленного производства характеризуется такими категориями, как инновационный потенциал, инновационные риски, инновационная активность. Инновационный потенциал - это