Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в республике Марий Эл'

Инновационная деятельность в республике Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ / MARI EL REPUBLIC / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ / INNOVATIONS' EFFICIENCY / ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADVANCED TECHNOLOGIES / SWOT-АНАЛИЗ / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Е. В.

В статье рассматривается динамика развития инновационной деятельности в Республике Марий Эл. Сделан вывод, что, несмотря на некоторые положительные тенденции и высокий инновационный потенциал, уровень развития инновационной деятельности в регионе недостаточен, необходимы серьезные меры поддержки и стимулирования. Согласно Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, наиболее перспективным сценарием развития региона является инновационный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родионова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A dynamic of innovation activity in the Mari El Republic is regarded in this paper. The author concludes that in spite of some positive trends and high innovation potential the level of innovation activity development in region is insufficient, there is a need in serious support and stimulation of innovations

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в республике Марий Эл»

В статье рассматривается динамика развития инновационной деятельности в Республике Марий Эл. Сделан вывод, что, несмотря на некоторые положительные тенденции и высокий инновационный потенциал, уровень развития инновационной деятельности в регионе недостаточен, необходимы серьезные меры поддержки и стимулирования. Согласно Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, наиболее перспективным сценарием развития региона является инновационный.

Ключевые слова: инновационная деятельность, Республика Марий Эл, эффективность инноваций, передовые технологии, SWOT-анализ

Инновационная деятельность в Республике Марий Эл

Е. В. РОДИОНОВА,

кандидат экономических наук,

Марийский государственный технический университет, Йошкар-Ола

Е-mail: kafedraef@mail.ru

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг.1 провозглашается курс на инновационный социально-ориентированный тип развития российской экономики. Переход на качественно новый для страны курс с использованием инновационных источников роста - серьезная задача, требующая участия всех субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Марий Эл.

Состояние инновационной деятельности в республике можно оценить по ряду базовых показателей, формируемых Федеральной службой государственной статистики2. При этом их

1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р.

2 В статье использованы данные Росстата по регионам России за 20022007 гг., а также по Республике Марий Эл: Стат. ежегодник «Республика Марий Эл» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2008.

© ЭКО 2009 г.

целесообразно сравнить с аналогичными данными по Российской Федерации в целом и Приволжскому федеральному округу, к которому относится республика.

В республике число организаций, выполнявших исследования и разработки, в 2000-2007 гг. было невелико (табл. 1). Из двенадцати организаций, осуществлявших исследования и разработки в 2007 г., три - это высшие учебные заведения, две - отраслевые научно-исследовательские организации.

Таблица 1

Число организаций, выполнявших исследования и разработки, в 2000—2007 гг.

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Число организаций:

Республика Марий Эл 11 11 10 11 11 10 9 12

Приволжский ФО 623 623 597 570 559 540 547 585

РФ 4099 4037 3906 3797 3656 3566 3622 3957

Темпы изменения к предыдущему году, %:

Республика Марий Эл 100 100 90,9 110 100 90,9 90 133,3

Приволжский ФО 100,6 100 95,8 95,5 98,1 96,6 101,3 106,9

РФ 100,2 98,5 96,8 97,2 96,3 97,5 101,6 109,2

Доля Республики Марий Эл в показателе, %:

Приволжский ФО 1,77 1,77 1,68 1,93 1,97 1,85 1,65 2,05

РФ 0,27 0,27 0,26 0,29 0,30 0,28 0,25 0,30

Уровень затрат на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций в регионе за тот же период изменился со 144,9 млн руб. до 248,3 млн руб.

Доля республиканского показателя в окружном - 1,13%. В общероссийских внутренних затратах на исследования и разработки удельный вес Республики Марий Эл не превышал 0,2% (в 2007 г. его уровень снизился до 0,07%).

Структура внутренних текущих затрат на исследования и разработки за два последних года анализируемого периода по видам работ характеризуется тем, что в 2007 г. снизилась доля затрат на фундаментальные исследования и уменьшился

удельный вес разработок при значительном росте текущих расходов на прикладные исследования.

Структура затрат на исследования и разработки по видам затрат в Республике Марий Эл аналогична структуре, сложившейся в Приволжском федеральном округе и России в целом: наибольший удельный вес в затратах имеет оплата труда; значительную долю составляют затраты, относимые к категории «Другие материальные» (табл. 2). В 2007 г. в регионе резко выросла доля затрат на приобретение оборудования (до 20,3%), существенно превысив показатель Приволжского федерального округа (5,9%) и РФ (4,0%).

Таблица 2

Структура внутренних текущих затрат на исследования и разработки по видам затрат в 2006—2007 гг.

Вид Республика Марий Эл Приволжский ФО РФ

за- 2006 2007 2006 2007 2006 2007

трат млн руб- % млн руб- % млн руб- % млн руб- % млн руб- % млн ру6- %

Оплата труда 67,1 44,8 97,6 40,7 16561,5 40,2 20447,2 42,5 119354,7 42,9 157514,4 44,6

ЕСН 17,2 11,5 23,9 10,0 3947,3 9,6 4839,3 10,1 28352,9 10,2 34565,9 9,8

Приобре-

тение обору- 1,7 1,1 48,7 20,3 2859,9 6,9 2861,7 5,9 12417,6 4,5 14027,4 4,0

дования

Другие материальные затраты 54,2 36,2 49,1 20,5 12093,3 29,4 12660,9 26,3 66886,8 24,1 83427,0 23,6

Про-

чие затраты 9,6 6,4 20,5 8,5 5713,0 13,9 7311,9 15,2 50772,7 18,3 63383,1 18,0

Итого 149,8 100 239,9 100 41175,0 100 48121,0 100 277784,8 100 352917,7 100

В последние годы по России продолжалось снижение численности персонала, занятого инновационной деятельностью, не является исключением и Республика Марий Эл (табл. 3).

Таблица 3

Численность и структура персонала, занятого исследованиями и разработками, в 2006—2007 гг.

Категория персонала Республика Марий Эл Приволжский ФО РФ

2006 2007 2006 2007 2006 2007

чел. о/ % чел. о/ % чел. о/ % чел. о/ % чел. о/ % чел. о/ %

Исследователи 188 36,2 196 41,3 53257 39,7 52588 41,5 388939 48,2 392849 49,0

Техники 71 13,7 61 12,8 8888 6,6 8030 6,3 66031 8,2 64569 8,1

Вспомогательный персонал 189 36,3 162 34,1 46659 34,8 43274 34,1 213579 26,4 208052 26,0

Прочие 72 13,8 56 11,8 25384 18,9 23011 18,1 138517 17,2 135665 16,9

Итого 520 100 475 100 134188 100 126903 100 807066 100 801135 100

Положительно можно оценить рост удельного веса исследователей в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Среди исследователей республики в 2007 г. наибольшая часть - 121 человек (61,7%), вела профессиональную инновационную деятельность в области технических наук, 31 человек (15,8%) - в области гуманитарных наук, 28 (14,3%) - сельскохозяйственных, 14 (7,2%) -естественных наук и 2 человека (1,0%) - в области общественных наук.

В округе в целом, и в Республике Марий Эл в частности, доля исследователей с учеными степенями ниже среднего значения по стране, что объясняется сосредоточением специалистов со степенями в крупных столичных научных и исследовательских центрах. Среди исследователей с учеными степенями в 2007 г. преобладали гуманитарии (20 человек, или 52,5%), а также специалисты в области сельскохозяйственных наук (8 человек, или 21,1%).

На улучшение ситуации с качественным составом исследователей позволяет надеяться рост аспирантов и докторантов. Так, если в 2006 г. в республике обучались 302 аспиранта и 21 докторант, то в 2007 г. - уже 333 и 24, соответственно. Нужно отметить, что, несмотря на остающуюся стабильной популярность экономических диссертационных исследований, увеличивается число аспирантов, обучающихся и по другим специальностям, развивающим технику и технологию промышленного и сельскохозяйственного производства. Так, в 2007 г. прием в аспирантуру по техническим специальностям увеличился до 49 человек, что на 13 человек больше, чем в 2006 г. К сожалению, процент аспирантов, окончивших аспирантуру с защитой диссертации, снизился с 43,8% до 31,5%.

В вузах республики на начало 2007/2008 учебного года обучалось 30,7 тыс. студентов - часть из них может обеспечить «новую смену» инноваторов. Рассчитывать на привлечение кадров из других регионов сложно, поскольку уровень денежных доходов населения в республике пока остается низким (в 2008 г. денежные доходы на душу населения в республике составили 7,9 тыс. руб. в месяц, в то время как в Приволжском федеральном округе - 12,3 тыс. руб., а по России -15,1 тыс. руб.3).

Текущая коммерческая эффективность инновационной деятельности определяется результатами прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок, создающих технологические новшества. Последние представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке; нового либо усовершенствованного производственного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Технологическая инновация считается осуществленной только в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе.

3 Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения в 2008 г. URL: http://www.gks.rU/bgd/regl/b08_20/IssWWWexe/Stg/god/p/7-3-1.htm

Осуществление затрат на технологические инновации в 2000-е годы отличается нестабильностью как в стране в целом, так и в округе и республике, причем в Республике Марий Эл она особенно ярко выражена (табл. 4). В целом регион имеет незначительный удельный вес в показателях Приволжского федерального округа и Российской Федерации. Наибольший объем финансирования затрат на технологические инновации в республике пришелся на 2005 г.

Таблица 4

Динамика затрат на технологические инновации в 2000-2007 гг., млн руб.

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Респуб-

лика Марий Эл 131,5 60,5 12,5 67,1 116,9 200,5 55,7 80,4

Приволжский ФО 14691,7 27854,8 31374,2 39362,9 39672,9 39861,3 66026,2 71153,1

РФ 62115,2 68530,1 94046,2 121606,1 146015,7 143222,6 211392,7 234057,7

Темпы изменения к предыдущему году, %

Респуб-

лика Марий Эл 1049,9 46,0 20,7 536,8 174,2 171,5 27,8 144,2

Приволжский ФО 152,0 189,6 112,6 125,5 100,8 100,5 165,6 107,8

РФ 211,6 110,3 137,2 129,3 120,1 98,1 147,6 110,7

Доля Республики Марий Эл в показателе, %:

Приволжский ФО 0,90 0,22 0,04 0,17 0,29 0,50 0,08 0,11

РФ 0,21 0,09 0,01 0,06 0,08 0,14 0,03 0,03

Инновационная активность в стране или регионе может быть охарактеризована показателем числа организаций, осуществлявших технологические инновации (табл. 5), а также долей инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг) (табл. 6). В табл. 5 приведены сводные

Таблица 5

Динамика числа организаций, осуществлявших технологические инновации в 2000-2007 гг.

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Число организаций

Республика Марий Эл 9 6 5 7 6 8 8 13

Приволжский ФО 673 604 605 653 666 702 697 897

РФ 2622 2387 2498 2515 2532 2708 2830 3339

Удельный вес в общем числе организаций

Республика Марий Эл 3,7 2,6 2,9 4,4 3,8 4,0 3,6 5,6

Приволжский ФО 10,1 9,3 9,4 10,4 11,0 10,8 9,9 12,8

РФ 8,8 8,5 9,0 9,5 9,6 9,7 8,6 10,0

Таблица 6

Доля инновационных товаров в 2000-2007 гг., %

Регион 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Республика Марий Эл 6,6 2,6 1,0 1,4 2,0 0,2 3,2 1,7

Приволжский ФО 6,2 7,2 4,9 5,9 8,8 10,5 11,3 10,6

РФ 4,4 4,1 4,2 4,6 5,3 5,0 4,7 4,6

данные по предприятиям, относящимся к промышленному производству, связи, информационно-вычислительному обслуживанию.

В 2000 г. в показатели включены данные по предприятиям отрасли «Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение», в 2000-2004 гг. - «Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка», в 2005-2007 гг. -«Оптовая торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами», в 2007 г. - «Предоставление прочих услуг». Под инновационными товарами понимается продукция, подвергавшаяся в течение последних трех лет технологическим изменениям разной степени.

Представленные в таблицах 5 и 6 данные свидетельствуют о более низкой инновационной активности организаций республики в сравнении со средними данными по России и Приволжскому федеральному округу, причем с весьма существенным разрывом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важную роль в возможности осуществления технологических инноваций играет наличие патентов на изобретения и полезные модели.

Поступление патентных заявок и выдача патентов на результаты инновационной деятельности нестабильны. Республика Марий Эл на протяжении 2000-х годов занимает незначительную долю в общем количестве заявок и патентов по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации. Максимальная доля патентов, выданных заявителям из Республики Марий Эл, наблюдалась в 2004 г., когда она составила 2,01% от количества патентов, выданных заявителям из Приволжского федерального округа, и 0,4% - в общероссийском показателе.

Уровень развития инновационной деятельности также характеризуется числом использованных и созданных передовых производственных технологий, под которыми понимаются технологические процессы, включающие машины, аппараты, оборудование и приборы, основанные на микроэлектронике или управляемые с помощью компьютера и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции (табл. 7).

Данные таблицы 7 свидетельствуют, что в республике (как в округе и в стране) число использованных производственных технологий существенно превосходит число созданных. В 2007 г. данное соотношение составляло: в России - 231, в Приволжском ФО - 327, в Республике Марий Эл - 126. К сожалению, в 2003-2005 гг. в республике не создано ни одной передовой производственной технологии. Из 628 использованных в 2007 г. технологий 213 были внедрены 6-9 лет назад, 199 - 10 и более лет назад, 112 - 1-5 лет назад и 104 -в 2007 г. Наибольшее число технологий (230) связаны с производством, обработкой и сборкой, 176- со связью и управлением, 153 - с созданием аппаратуры автоматизированного

Таблица 7

Число созданных и использованных в 2000-2007 гг. передовых производственных технологий

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Число созданных технологий, ед.:

Республика Марий Эл 2 4 1 - - - 1 5

Приволжский ФО 165 175 146 138 173 145 166 183

РФ 688 637 727 821 676 637 735 780

Доля Республики Марий Эл в показателе, %:

Приволжский ФО 1,21 2,29 0,68 0,0 0,0 0,0 0,60 2,73

РФ 0,29 0,63 0,14 0,0 0,0 0,0 0,14 0,64

Число использованных технологий, ед.:

Республика Марий Эл 132 195 250 257 309 406 518 628

Приволжский ФО 24649 29755 31738 38578 42948 50086 58128 59817

РФ 70069 80012 93412 107015 119639 140983 168311 180324

Темпы изменения к предыдущему году, %

Республика Марий Эл 48,0 147,7 128,2 102,8 120,2 131,4 127,6 121,2

Приволжский ФО 104,2 120,7 106,7 121,6 111,3 116,6 116,1 102,9

РФ 112,3 114,2 116,7 114,6 111,8 117,8 119,4 107,1

Доля Республики Марий Эл в показателе, %:

Приволжский ФО 0,54 0,66 0,79 0,67 0,72 0,81 0,89 1,05

РФ 0,19 0,24 0,27 0,24 0,26 0,29 0,31 0,35

ИННОВАЦИИ 33

2 ЭКО №12, 2009

наблюдения (контроля); 59 - реализованы в проектировании и инжиниринге и 10- в производственных информационных системах.

Можно сделать вывод: уровень развития инновационной деятельности в регионе недостаточен, несмотря на некоторые положительные тенденции и высокий инновационный потенциал. В связи с чем необходимы серьезные меры по ее целенаправленному улучшению, поддержке и стимулированию. Следует отметить, что республиканские органы власти понимают важность и необходимость таких мер - в регионе принят ряд нормативных документов, направленных на активизацию инновационной деятельности.

Результаты стратегического анализа сильных и слабых сторон инновационного развития республики, возможностей и угроз внешней среды представлены в матрице SWOT-анализа (табл. 8).

Таблица 8

Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны Слабые стороны

Заинтересованность правительства республики в росте инвестиционной привлекательности региона. Наличие вузовской науки. Промышленный комплекс, обладающий передовыми технологиями, высокий интеллектуальный и кадровый потенциал. Наличие свободных производственных площадей Небольшая доля продукции, недавно вышедшей на рынок. Большая доля пассивных малых и средних предприятий. Небольшая доля новых предприятий в сфере высоких технологий. Большой разрыв между предприятиями и технологиями

Угрозы Возможности

Стабильность экономического роста, повышение кредитного рейтинга. Развитие процессов сотрудничества в рамках округа. Формирование эффективной нормативной правовой базы в части охраны и передачи прав на интеллектуальную собственность, сертификации инновационной продукции и менеджмента Нехватка инвестиционных ресурсов и квалифицированных менеджеров для реализации инноваций на предприятии. Увод результатов интеллектуальной деятельности в сферу «теневой экономики». Низкий уровень конкуренции в экономике, сдерживающий заинтересованность предприятий в нововведениях

В 2007 г. в республике утверждена Стратегия долгосрочного социально-экономического развития4, в которой одним из возможных сценариев развития региона назван инновационный вариант, связанный с разработкой и внедрением в хозяйственную практику новых технологий, ускоренным переходом на наукоемкую продукцию. Именно он заложен в основу стратегии развития республики на перспективу до 2025 г.

В регионе реализуются республиканские целевые программы, направленные на повышение инновационной активности, развитие научно-технической инфраструктуры, государственную поддержку активных предприятий и проектов, а также подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Уже определены основные направления реализации инновационной политики Республики Марий Эл на период до 2025 г.

Реализация направлений развития позволит увеличить (по сравнению с уровнем 2007 г.) долю инновационно-активных организаций республики до 40%; удельный вес инновационной продукции в объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств - в 2,5 раза; удельный вес инновационной продукции в общем объеме экспорта промышленной продукции - в 3 раза.

Подводя итог вышесказанному, отмечу, что построение инновационной экономики, экономики знаний и высоких технологий - это стратегическая цель не только России в целом, но и каждого региона, в том числе Республики Марий Эл. В последние годы социально-экономические показатели республики характеризуются высокими темпами роста, что во многом обеспечивается реализацией инновационного сценария развития.

4 О Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл: постановление правительства Республики Марий Эл от 31.08.2007 №214.

ИННОВАЦИИ 35

2*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.