Научная статья на тему 'Развитие инновационной деятельности на основе применения механизма формирования коммерческой тайны'

Развитие инновационной деятельности на основе применения механизма формирования коммерческой тайны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
664
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пескова Д. Р., Ахмедзянов Д. А.

В статье анализируется содержание коммерческой тайны как фактора развития инновационной деятельности. Раскрыт механизм формирования коммерческой тайны, учитывающий систему факторов стимулирования создания конфиденциальной коммерчески ценной информации. Предложена модель факторной взаимосвязи конкурентоспособности и коммерческой тайны предпринимателей. Охарактеризованы основные методы эффективной защиты коммерческой тайны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной деятельности на основе применения механизма формирования коммерческой тайны»

16 (205) - 2013

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 347.775

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ дЕЯТЕЛЬНОСТИ

на основе применения механизма

ФОРМИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНы*

д. Р. ПЕСКОВА,

доктор экономических наук, доцент кафедры экономической теории и социально-экономической политики E-mail: peskovaD@yandex. ru Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

д. А. ахмедзянов,

доктор технических наук,

профессор кафедры авиационных двигателей,

заместитель декана факультета авиационных двигателей

E-mail: ada@ugatu. ac. ru

Уфимский государственный авиационный

технический университет

В статье анализируется содержание коммерческой тайны как фактора развития инновационной деятельности. Раскрыт механизм формирования коммерческой тайны, учитывающий систему факторов стимулирования создания конфиденциальной коммерчески ценной информации. Предложена модель факторной взаимосвязи конкурентоспособности и коммерческой тайны предпринимателей. Охарактеризованы основные методы эффективной защиты коммерческой тайны.

Ключевые слова: инновационная деятельность, коммерческая тайна, предпринимательство, конкурентоспособность, методы защиты информации.

На протяжении всего периода своего становления основные черты предпринимательства формировались под влиянием изменений экономических, социальных и политических условий. Современное

* Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки РФ (соглашение 14.B37.21.1006).

предпринимательство наделяется особым новаторским стилем экономического поведения, в основе которого лежат постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников [3, с. 25—50]. Основатели отечественной школы предпринимательства (А. Н. Асаул, А. Н. Дегтярев, Р. И. Маликов и др.) также в качестве фундаментального, определяющего признака предпринимательства, отличающего его от иных форм ведения хозяйственной деятельности, выделяют использование инноваций. Постиндустриальная стадия развития общества с характерным для нее ростом роли новаторства и социализации производства установила новые приоритеты хозяйствования. Не рационализация использования ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования становится ключевым звеном предпринимательской деятельности. Целевые устремления связаны с

- 11

обеспечением долгосрочной устойчивости хозяйственной организации, а не с максимизацией частного результата. Поэтому в постиндустриальной экономике инновационная деятельность становится определяющим признаком предпринимательства, а само оно начинает играть главенствующую роль в общественном производстве [1, а 25].

Каждый предприниматель начинает свое дело с идеи. Сложность заключается в преобразовании идеи в замысел, воплощающий возможности, которые можно реализовать. Эти возможности могут возникать вследствие радикальных изменений (по Й. Шумпетеру) или увеличиваться, модифицируясь (по И. Кирцнеру). Согласно Й. Шумпетеру, генезис всех возможностей для предпринимателя лежит в изменениях, происходящих в окружающей экономической среде. Изменения могут носить технологический, социальный (в том числе демографический) и политический характер. Однако идея, предпринимательская возможность — это еще не всегда гарантия успеха, особенно долгосрочного. Успешная идея, отражающаяся в повышении нормы прибыли фирмы, обязательно привлечет конкурентов. Для продолжения эффективной работы в современных условиях на этапе внедрения многообещающего замысла необходимо обеспечить защиту своей идеи, что не так просто сделать благодаря постоянно совершенствующимся средствам получения и передачи сведений, возрастающей асимметрии информации и др.

Природа возникновения коммерческой тайны как фактора развития инновационной деятельности предпринимателей естественна и добросовестна. Появление коммерческой тайны не требует проверки ее права на существование и утверждения органами государственного контроля. Пожалуй, коммерческая тайна представляет собой тот исключительный институт, который пользуется государственной поддержкой, решение, конкретное содержание которого в большинстве случаев государство оставляет за предпринимателем, не выдвигая ни методов, ни намерений контроля. Принятие Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» стало свидетельством рыночного характера нашего государства, ведь он предусматривает право экономического и юридического выбора хозяйствующего субъекта: дается инструмент, использование которого может повысить конкурентоспособность и создать экономические преимущества, предприниматель же сам должен решить, хочет он восполь-

зоваться этим инструментом или нет.

В экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный процесс, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Взаимосвязь коммерческой тайны и процесса инноваций очевидна. Любое коммерчески ценное знание, способное принести доход, будет сохраняться в тайне. Период охраны сведений в режиме коммерческой тайны зависит от патентоспособности нововведения. Информация, которая в силу своей уникальности не поддается охране патентом, как например, база данных клиентов фирмы, должна сохраняться как коммерческая тайна на весь срок полезного действия. Процесс внедрения инновации всегда сопровождается некой неопределенностью: будет ли проект экономически эффективным, прибыльным, обеспечит фирме конкурентное преимущество перед соперниками или, наоборот, приведет к убыткам. Поэтому коммерческая тайна — неотъемлемый инструмент инноваций, особенно на начальных этапах развития [6, а 103].

Говоря о нововведении, следует указать на его относительный характер. Нововведение есть новшество для той организации, в которой оно вводится. Не имеет значения, идет ли речь об изобретении, впервые внедряющиеся в практику, или о предмете, заимствованном из практики других организаций и являющемся новшеством только для данной организации. Для исследования закономерностей протекания инновационных процессов в организациях, факторов, стимулирующих или тормозящих течение этих процессов, крайне важно, чтобы внедряемый предмет воспринимался как новшество именно в данной организационной системе.

Коммерческая тайна должна одновременно обладать следующими свойствами:

1) секретностью (конфиденциальностью), предполагающей, что коммерчески ценная информация неизвестна широкому кругу лиц. Практически невозможно обеспечить абсолютную секретность, ведь использование защищаемой информации в процессе производства предполагает доступ к ней ряда лиц. Относительность секретности также является следствием того факта, что коммерческая тайна должна быть предоставлена по мотивированному запросу государственным правоохранительным органам, которые обязаны сохранять полученную в

ходе профессиональной деятельности информацию как служебную тайну;

2) стоимостью (действительной или потенциальной коммерческой ценностью). Рассматривая понятие стоимости коммерческой тайны, некоторые исследователи утверждают, что стоимость должна быть осязаема, ее можно увидеть и подсчитать как экономические выгоды основного обладателя права на коммерческую тайну и всех лиц, обладающих ею с его согласия [4]. С точки зрения авторов, стоимость коммерческой тайны — это понятие субъективное относительно момента времени и пользователя. Сегодняшние выгоды от потенциальной коммерческой тайны могут составлять лишь незначительную часть ее будущей стоимости. К тому же ценность коммерческой тайны может выражаться не в тех экономических выгодах, которые может принести ее использование, сколько в ущербе, который повлечет ее обнародование. Можно сказать, что стоимость коммерческой тайны сродни маржина-листскому понятию полезности блага в смысле ее субъективности;

3) защищенностью, требующей от собственника коммерческой тайны принятия разумных мер и усилий по обеспечению ее секретности. Разумность мер определяется в пропорциональной зависимости от стоимости коммерческой тайны для собственника.

Создание коммерческой тайны начинается с выделения соответствующей информации, уже обладающей частью вышеуказанных свойств, и последующего организационно-правового оформления, которое придаст информации свойство защищенности.

Осознанное, целенаправленное, своевременное и последовательное создание коммерческой тайны, способной обеспечить конкурентное преимущество ее собственнику посредством инновационности, а также ее своевременный пересмотр и принятие решений об отказе от режима секретности — это и есть управление коммерческой тайной и ее рисками.

Использование коммерческой тайны требует теоретических знаний и практических навыков по формированию и управлению ею. Представим механизм формирования коммерческой тайны в предпринимательской деятельности.

Данный механизм включает совокупность двух систем прямых и обратных взаимосвязей. Первая характеризует взаимосвязи между внешней и внутренней средой коммерческой тайны, в рамках второй реализуются прямые и обратные связи самой внутренней среды механизма коммерческой тайны (рис. 1). Факторы внешней среды (макроуровень, государство) создают правовые, экономические, политические, и ресурсные условия для формирования и сохранения коммерчески ценной информации.

□ □

Создание условий для формирования и сохранения коммерчески ценной информации

Темп и характер инновационного развития экономики

Развитость политико-правовых инструментов поддержки предпринимательства, в том числе патентное регулирование

Уровень образования, квалификации, а также морально-этического сознания общества

Состояние социально-экономического развития страны

Масштаб распространения и степень влияния теневой экономики и коррупции на экономику и общество

Выбор наиболее

перспективных технологии Определение направлений совершенствования правовой базы, патентной

системы

Улучшение морально-этического климата в предпринимательской среде, снижение текучести

.4_кадров, повышение_

профессионального уровня работников

В конечном счете - повышение „ благосостояния граждан_

Двойственное влияние: может быть инструментом теневой экономики, но при создании эффективного

механизма защшы КТ-

является фактором йлижеяиятеневой активности

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ (собственники КТ),

НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ (носители КГ)

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА (К!)

Внешняя соеда

Рис. 1. Схема реализации механизма формирования коммерческой тайны

Данный процесс оказывает системное стимулирующее влияние на развитие коммерческой тайны, вызывающее внутренние преобразования в ее механизме, выражающиеся в изменении степени заинтересованности предпринимателей в создании и охране коммерчески ценной информации и, в конечном итоге, в качественных и количественных характеристиках развития предпринимательства. Фактор, характеризующий уровень образования и квалификации трудовых ресурсов, предопределяет качественные характеристики, экономическую полезность создаваемой информации. Факторы внешней среды имеют как непосредственное, так и косвенное воздействие на формирование коммерческой тайны.

Непосредственное воздействие на внутреннюю среду имеют правовые условия в части разработки перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Все остальные факторы оказывают преимущественно косвенное влияние.

Для внутренней среды коммерческой тайны прямые связи формируют содержание коммерческой тайны и определяют эффективные методы ее защиты (организационно-структурная изоляция, «метод пазлов», система ограничений и поощрений и др.), обратные связи обеспечивают доход в виде информационной ренты.

Субъекты внутренней среды формирования коммерческой тайны, предприниматели как собственники и их наемные работники как ее носители, под воздействием внешних факторов, таких как уровень государственной поддержки предпринимателей, налоговое, финансовое, лицензионное регулирование и инфраструктурное обеспечение (прямые связи), применяя свой материальный и человеческий капитал (интеллектуальные, физические, организационные и иные способности) создают коммерчески ценную информацию. В ответ на указанное воздействие образуются обратные импульсы, оказывающие влияние на внешнюю среду, как это указано на схеме. Например, в зависимости от степени патентоспособности созданной информации, предприниматели принимают решение о способе ее защиты: оформление патента или обеспечение режима коммерческой тайны. Этим оптимизируется патентная насыщенность экономики, и развивается рынок интеллектуальной собственности.

Коммерческая тайна стимулирует инновационную деятельность и влияет на развитие перспективных технологий. Воспитание уважения к

чужой информации и собственности положительно отражается на морально-этическом климате в предпринимательской среде.

В процессе производственно-коммерческой деятельности коммерческая тайна в той или иной степени становится известной наемным работникам фирмы. Более того, зачастую сами наемные работники являются ее создателями. В целях защиты тайны предприниматель при прочих равных условиях заинтересован в долгосрочном найме работника — носителя коммерческой тайны. Таким образом, коммерческая тайна оказывает стабилизирующее воздействие на рынок труда.

При неэффективном государственном регулировании экономики, в условиях неразвитости институтов рынка коммерческая тайна может выступать инструментом нелегальной деятельности. Однако совершенствование механизма формирования и реализации коммерческой тайны, внедрение механизма противодействия теневой экономике повысят заинтересованность предпринимателей в легальной деятельности, увеличат количество субъектов предпринимательства и их экономические показатели.

Своеобразной «точкой пересечения» внешней и внутренней среды формирования коммерческой тайны является предприниматель, именно он генерирует сигналы прямой связи во внутренней среде и воспринимает сигналы прямой связи из внешней среды, является основным субъектом инновационной деятельности.

Модель факторной взаимосвязи коммерческой тайны и конкурентоспособности предпринимателя содержит два блока воздействий (стимулирующий и деструктивный) на внешние и внутренние факторы формирования конкурентных преимуществ предпринимательской структуры (рис. 2) [7].

Ожидаемый эффект от применения коммерческой тайны будет определяться по следующей формуле:

Еикт = Р] (X СЭ1) + (1 - р )£ СЭ; --X СЭ1), (1)

где Еикт — ожидаемая полезность применения коммерческой тайны для/-го предпринимателя; Р. — вероятность повышения конкурентоспособности /-го предпринимателя; ^ СЭа — совокупный стимулирующий эффект от применения коммерческой тайны /-м предпринимателем;

Стимулирующие воздействия коммерческой тайны

и ¡>

д я о

я >

Н=1

ьг я Е м

я я

1-Э м ч м о

Б

я ■о к о

■о

-3

Е

о\ £® 8 3 йя п X

о

Создание условий для инновационного развития предпринимательства

Интенсификация предпринимательской активности

Повышение нормы прибыли

Сохранение и развитие кадрового потенциала фирмы

Упрочение доверия между государством и бизнесом

Факторы, определяющие КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

ВНЕШНИЕ

1. Уровень конкурентоспособности национальной экономики.

2. Эффективность государственной поддержки предпринимательства.

3. Эффективность инновационной и научно-технической политики.

4. Эффективность кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.

5. Обеспеченность высококвалифицированными кадрами.

6. Доступность природных ресурсов.

7. Масштаб и степень институционализации теневой экономики, в том числе коррупции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВНУТРЕННИЕ

1. Управленческие:

- квалификация и мотивация менеджмента;

- информационная и нормативно-методическая база управления

2. Ресурсные:

- взаимодействие с поставщиками;

- обеспеченность качественным сырьем, материалами, оборудованием

и трудовыми ресурсами;

- интеллектуальная собственность

3. Структурные:

- производственная и организационная структуры фирмы;

- гибкость

и взаимозаменяемость структурных звеньев

4. Технические:

- наличие собственных (приобретенных) уникальных производственных технологий;

- качество изготавливаемых товаров

5. Маркетинговые:

- занимаемая рыночная ниша и рыночная доля;

- эффективность маркетинговой политики;

- репутация фирмы

Деструктивные воздействия

Повышение издержек фирмы в связи с введением режима коммерческой тайны

сь

13

0

с?

1

ьо о

Сокрытие теневой экономики под видом коммерческой тайны

Снижение возможностей государственного контроля за деятельностью предпринимателей

Расширение возможностей монополизации рынка

Риск утечки конфиденциальной информации

6. Финансово-статистические:

- рентабельность

и производительность труда;

- финансовая устойчивость функционирования

7. Морально-этические:

- соблюдение законодательства и норм деловой этики;

- лояльность наемных работников

Рис. 2. Схема факторной взаимосвязи коммерческой тайны и конкурентоспособности предпринимателя

н

ев §

м

та ^

и и И н н м

Ш

я о н о в н я н

У СЭ3Ъ — совокупный деструктивный эффект от применения коммерческой тайны /-м предпринимателем.

После ряда итераций с (1) получаем:

Еикт сэа-X СЭ1 (1 - р), (2)

следовательно, применение коммерческой тайны имеет положительный экономический эффект в том случае, если

XСЭ}а СЭЪ(1 -Р}). (3)

Таким образом, эффективность использования коммерческой тайны для /-го предпринимателя можно рассчитать с учетом совокупных стимулирующего и деструктивного эффектов применения коммерческой тайны в виде:

СЭ1

Е^' =Х СЭ1 (1 - р )/-

где

, (4)

(1

Eff3 — эффективность применения коммерческой тайны для /-го предпринимателя.

Тогда:

■ У сэа

Е^1 = (1 - Р/). (5)

Предложенная методика может найти практическое применение при обосновании подходов к формированию политики предпринимателя в области защиты конфиденциальной информации в целях повышения конкурентоспособности.

Под защитой информации понимается комплекс мероприятий, проводимых собственником информации по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключа-

МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Организационно-экономические

Внутрифирменные правила

Структурная изоляция

Материальная или моральная компенсация

Рис. 3. Классификация методов защиты коммерческой тайны

ющих или существенно затрудняющих несанкционированный доступ к засекреченной информации и ее носителям [2].

Степень секретности определяет уровень защиты информации. Она характеризует важность и ценность информации для ее владельца. Чем выше уровень секретности информации, определенный ее собственником, тем выше уровень ее защиты, тем более дорогостоящей она становится, тем уже круг лиц, имеющих доступ к этой информации. Засекречивание информации представляет собой комплекс мер организационного и правового характера по введению ограничений на распространение и использование защищаемой информации в интересах ее владельца.

Существующие методы практической защиты коммерческой тайны можно группировать по функциональному критерию (рис. 3).

Раскроем содержание методов практической защиты коммерческой тайны.

1. Документальные методы включают правила обращения документов, содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации мер по охране ее конфиденциальности [5], таких как:

а) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

б) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

в) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации;

г) использование средств и методов технической защиты информации.

Данная группа методов имеет формально-правовой характер. Их несомненным преимуществом являются четкость и ясность концепции охраны коммерческой тайны фирмы, но в реальности

Информационно-аналитаческие

Метод пазлов

Комбинированный метод

они обеспечивают сохранность информации лишь от ненамеренных действий по ее разглашению. Выполнение названных мер обеспечит доказательную базу принятия разумных мер охраны ценной информации при проведении судебной защиты в случае утраты коммерческой тайны. Однако судебное разбирательство — это уже крайняя мера, свидетельствующая о безвозвратной потере коммерческой тайны. Нельзя не учитывать и обратного отрицательного эффекта: зачастую четкие указания на источники значимой информации провоцируют и упрощают посягательства на ценные сведения.

2. Организационно-экономические методы. С институционально-экономической точки зрения у работодателя есть три способа защиты своей коммерческой тайны: 1) установление корпоративных правил обращения коммерческой тайны; 2) система компенсационных выплат за создание коммерчески ценной информации; 3) организационно-структурная изоляция.

Рассмотрим каждую из этих мер подробнее:

а) внутрифирменные правила. Каждый работодатель внутри своей фирмы имеет право устанавливать и требовать выполнения определенных правил. Подписание трудового контракта свидетельствует о согласии работника подчиняться корпоративным правилам. Установление четких предписаний по обращению коммерческой тайны—это наиболее очевидный механизм защиты коммерческой тайны, однако несвободный от недостатков. Главным из них является система санкций за нарушение правил. Проблема в том, что санкции накладываются уже после совершения проступка, но должны все же носить профилактическую направленность (в большей степени предотвращать нарушения, нежели наказывать).

Внутрифирменные правила бывают нескольких видов. Во-первых, это правила, ограничивающие социальное взаимодействие работников. Когда информация четко не формализована, содержится в устной или частично письменной форме, даже при простом общении с работником часть секретов может быть потеряна. Наипростейший вариант этого вида правил запрещает межкорпоративное общение с конкурентами, настоящими и потенциальными. Во-вторых, это правила, контролирующие права доступа работника к документации фирмы, включающие системы паролей и ограничения на физический доступ к определенным помещениям фирмы.

Разработка, внедрение и обеспечение выполнения внутрифирменных правил обращения коммер-

чески ценной информации образуют особую статью расходов, величина которых увеличивается по мере интенсификации правил. Так, журнал Wall Street Journal [9] приводит пример компании IBM, которая установила внутрикорпоративные правила обращения коммерчески ценной информации, когда каждый документ в зависимости от его конфиденциальности упаковывается в конверты с различными грифами секретности. Были разработаны четыре разновидности конвертов по степени возрастания конфиденциальности: «Только для внутреннего пользования»; «Конфиденциально»; «Строго конфиденциально»; «Особо конфиденциально». Годовая потребность во внутреннем документообороте фирмы оценивается в 4 млн конвертов, следовательно, только на конверты фирма в год затрачивала более 400 тыс. долл. К этому необходимо добавить большие транзакционные издержки соблюдения правил. По другим данным, компании США тратят на обеспечение безопасности компьютерной сети более 6 млрд долл. в год, причем финансовые потери от киберпреступности, включая несанкционированный доступ к информации, составляют примерно 10 млрд долл. [8];

б) корпоративные ограничения должны дополняться выплатой компенсаций за создание коммерчески ценной информации, так называемая «плата за молчание». Это вариант перераспределения информационной ренты. Он эффективен, потому что порождает личную заинтересованность работника в сохранении тайны фирмы. Сложность составляет расчет размера компенсации. Верхний предел ограничен максимальной долей информационной ренты, которой готов поделиться работодатель, не снижая своей заинтересованности в инвестировании. Нижняя граница должна превышать минимально приемлемый уровень компенсации с точки зрения работника. Таким образом, работодатель устанавливает максимум, а работник — минимум, равновесие достигается компромиссом. В любом случае, размер компенсации должен быть соразмерен с суммой, которую может предложить за секрет конкурент, ведь коммерческая тайна даже при малейшем разглашении полностью теряет свою ценность и, следовательно, стоимость.

Также следует упомянуть и моральное поощрение работников за соблюдение коммерческой тайны. Благодаря моральному стимулированию работники чувствуют себя членами команды, соучастниками, ощущают, что им доверяют, а это является психологическим стимулом для сохранения верности своему работодателю;

в) организационно-структурная изоляция — это третий механизм защиты информации, суть которого состоит в том, что к определенным структурным подразделениям фирмы ограничен или закрыт доступ как для посетителей фирмы, так и для работников других направлений. Преимуществом данного механизма является снижение издержек по обеспечению системы защиты информации, ведь резко сужается масштаб объекта защиты — от целой фирмы до ее отдельного структурного подразделения. По той же самой причине повышается эффективность системы защиты. Структурная изоляция может дополняться географической обособленностью.

3. Информационно-аналитические методы включают способы использования информации, предотвращающие ее утечку по причине принадлежности к коммерческой тайне, а именно:

а) метод пазлов, когда содержимое коммерческой тайны представляет собой как бы мозаичную картинку, состоящую из отдельных смыкающихся между собой кусочков разных размеров и очертаний. Коммерческая тайна осознанно разделяется на части, которые имеют различные условия существования и использования. Некоторые части можно официально оформить в качестве коммерческой тайны, о других кусках подобной информации можно просто умолчать. Дробление, неоформление, умалчивание легко могут быть использованы в защите коммерческой тайны, касающейся любого вида деятельности. Данный метод — эффективный инструмент защиты коммерческой тайны, он препятствует целостному пониманию коммерческой тайны не только третьими лицами, но и собственными сотрудниками [4]. К недостаткам «метода пазлов» можно причислить сложность создания и внедрения пазловых схем и вероятность утраты неоформленной коммерческой тайны непреднамеренными действиями работников и контрагентов (выступления на научно-практических конференциях и публикации в СМИ, межличностное общение специалистов, беспечное отношение к «якобы обычной» документации);

б) комбинирование режима коммерческой тайны и патентной системы охраны данных. В рамках данного метода на патентоспособные материалы регистрируется патент, а другую часть коммерчески ценной информации оформляют как коммерческую тайну. Рассматриваемый метод комбинирует преимущества патентов и коммерческой тайны, а также компенсирует их недостатки. Обычно к недостаткам

патентов относят их ограниченность: во временных сроках, техническую узость (патентование некоторой методики или изобретения может навести технических специалистов конкурента на подобную, но модифицированную модель), дороговизну. Свободное обращение и коммерциализация, четкая правовая узаконенность — несомненные преимущества патентов перед коммерческой тайной.

Проведенное исследование показало, что эффективная реализация механизма формирования коммерческой тайны оказывает системное стимулирующее влияние на развитие инновационной деятельности, выражающееся в позитивных изменениях качественных и количественных показателей конкурентоспособности предпринимательских структур.

Предложенные практические методы защиты коммерческой тайны позволят интенсифицировать стимулирующее воздействие коммерческой тайны на эффективность предпринимательской деятельности.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Асаул А. Н. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства. СПб: АНО «ИПЭВ», 2008.

2. Вус М. А. О спецкурсе «Основы информационной безопасности и защиты информации» для студентов-гуманитариев // Проблемы информационной безопасности. 2002. № 3.

3. Дынкин А. А. Конкурентоспособность России в глобальной экономике / А. А. Дынкин, Ю. В. Ку-ренков, Ю. Л. Адно; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. М.: Международные отношения, 2003.

4. Нырова Н. Управление коммерческой тайной как ресурсом, способным обеспечить конкурентное преимущество // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2008. № 11. С. 45—54.

5. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007).

6. Пескова Д. Р. Коммерческая тайна в инновационной экономике // Креативная экономика. 2010. № 5. С. 103—109.

7. Пескова Д. Р. Коммерческая тайна в системе управления конкурентоспособностью предпринимательских структур // European Social Science Journal (ESSJ) . 2011. № 7. С. 331-338.

8. Behar R. Who is reading your E-mail? // Fortune. 1997. February 3. P. 57-70.

9. Stuart T. Intellectual Capital // The New Wealth of Organizations. L. , 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.