Порядок защиты и охраны предпринимательской информации The order of protection and the safeguard of enterprise information
Архипова Наталья Юрьевна
Кандидат социологических наук, доцент кафедра «Экономика и право» Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им.М.И.Платова e-mail: arxipnju@mail.ru Архипов Михаил Витальевич ООО «Статус»/юрист Arkhipova Natalia Yurievna Candidate of Sociological Sciences, associate professor
Department of Economics and Law Shakhty Institute (branch) Platov SRSPU (NPI)
e-mail: arxipnju@mail.ru Arkhipov Mikhail Vitalievich LLC "Status"/ Lawyer
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового регулирования и охраны предпринимательской информации, которая может быть отнесена к коммерческой тайне, анализируется современный механизм организации на предприятии режима коммерческой тайны
Ключевые слова: предпринимательская информация, режим коммерческой тайны, конфиденциальность информации, инсайдер, защита информации
Abstract: The article considers the issues of legal regulation and protection of business information that can be referred to a trade secret, analyzes the modern mechanism of the organization is the regime of a trade secret
Key words: entrepreneurial information, regime of a trade secret, confidentiality of information, insider, protection of information
В настоящее время информация превратилась в ценный товар и предпринимателю, чтобы иметь успешный бизнес и обеспечить экономическую безопасность компании, необходимо защитить предпринимательской информацию, которой он владеет.
В тоже время, количество информации, циркулирующей во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в экономике, постоянно растет. Одновременно с этим увеличивается и потенциальная уязвимость предпринимательской деятельности по отношению к информационным воздействиям, возникает проблема информационной безопасности. От расхищения информации огромные убытки несут предприятия не только в России, но и во всем мире. В США компании на утечке информации теряют до $1 млрд. в год. В целом мировой опыт показывает, что утрата даже 20% информации ведет к разорению 65% фирм и компаний.
Деятельность по разведыванию профессиональных секретов конкурентов ведут 18% российских компаний, - показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru. Интересно, что при этом 77% опрошенных нами руководителей отечественных компаний считают промышленный шпионаж чрезвычайно эффективным методом рыночной борьбы. По словам респондентов, "экономическая эффективность кражи имеет большую рентабельность". "Всегда легче применить ноу-хау, разработанное конкурентами, чем тратить огромные деньги на научные и промышленные разработки"; "Вместо того чтобы рисковать денежными вложениями, лучше подстраховаться и посмотреть, успешен ли аналогичный бизнес у конкурентов и что они используют... " - рассуждают они [8].
Причем, как говорят опрошенные менеджеры, для того чтобы собрать информацию о фирмах-конкурентах, они используют вполне легальные
средства. Например, изучение публикаций в СМИ, анализ рекламных и маркетинговых компаний, мониторинг цен и т.д.
Для предпринимателя, зачастую, наиболее ценной является информация о состоянии экономической системы, в которой он действует, и о факторах, которые могут положительно или отрицательно повлиять на достижение целей фирмы. Конечно, разглашение такой информации может лишить его возможностей реализовать эти цели и создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности.
Источники данного вида угроз могут быть внутренними (собственные работники), внешними (например, конкуренты), смешанными (заказчики -внешние, а исполнитель - работник фирмы). Но как показывает практика, подавляющее большинство таких правонарушений совершается самими работниками фирм [7]. Появился даже термин «инсайдер», т.е. человек, имеющий в силу своего служебного или семейного положения, доступ к конфиденциальной информации о делах компании.
Интернет-порталом «Технологии разведки для бизнеса» был проведен опрос среди крупных российских компаний: «Почему же сотрудники болтают лишнего»? Согласно полученным данным, самый высокий процент разглашения (32%) связан с неформальным общением и употреблением алкоголя, и только на втором месте (24%) оказалось желание сотрудников заработать дополнительные средства. Сказывается на разговорчивости сотрудников: отсутствие службы безопасности в компании - 14%, бесконтрольность в использовании информационных средств - 10%, а также желание поделиться опытом -12%. И, на последнем месте, (8%) желание выдать тайну «на зло» руководителю или другим сотрудникам [9].
Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать такие угрозы, и прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо разделить ее на группы.
Первая группа - это информация, которую нельзя скрывать согласно законодательству. Федеральный закон «О коммерческой тайне» относит к
ней сведения, которые объективно должны быть открытыми и общедоступными. Например, сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица; о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения; о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других негативных факторах; о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам и другие [1].
С 1 января 2013 года вступил в действие Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который радикально пересмотрел возможность отнесения бухгалтерской отчетности к информации, составляющей коммерческую тайну [3]. Вместо императивной конструкции ч. 4 ст. 10 одноименного Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» сейчас действует прямо противоположное по смыслу указание в части 11 статьи 13 «в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны».
Более того, для бухгалтерской отчетности введено понятие единственного экземпляра, который экономические субъекты, обязанные ее составлять (кроме организаций госсектора и Банка России), должны предоставить в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Кстати, бухгалтерскую отчетность обязаны вести теперь и предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс, к которому обеспечивается доступ заинтересованным лицам. Причем не в случаях, предусмотренных законом, а просто «заин-
тересованным лицам». Ограничения доступа допускаются только в интересах сохранения государственной тайны.
Всем организациям, в которых установлен режим коммерческой тайны, придется пересмотреть перечни информации отнесенной к коммерческой тайне, проанализировать наличие в них бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета - и срочно внести коррективы. Наличие в таких перечнях неохраноспособной информации, отнесение которой прямо запрещено законом или которая не удовлетворяет требованиям п. 2 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» и ст. 1465 ГК РФ, может привести к признанию перечня не соответствующим закону, и к оспариванию правомерности установления режима коммерческой тайны вообще. Вспоминаем, что согласно ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне», меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем должны, прежде всего, включать в себя определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну. Если перечень не имеет юридической силы, то и режим считается не установленным.
Вторая группа сведений характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается, прежде всего, рекламной информации. Без рекламы в предпринимательской деятельности трудно добиться эффективного результата, особенно в условиях жесткой конкуренции.
И наконец, к третьей группе сведений относятся те, которые представляют коммерческую тайну и которые необходимо защищать. С 1 января 2008 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О коммерческой тайне». Предыдущая редакция закона под коммерческой тайной понимала конфиденциальность информации. В настоящее время под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [1].
С введением в действие четвертой части ГК РФ понятие информации, составляющей коммерческую тайну совпадает с понятием секрета производства (ноу-хау). Согласно ст.1465 ГК РФ, информацией, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научнотехнической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у последних нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Одновременно из Гражданского кодекса исключена статья 139, посвященная служебной и коммерческой тайне [5].
Надо отметить, что с января 2011 г. понятие информации, составляющей коммерческую тайну, было расширено с принятием закона об инсайдерской информации, который объединил сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну и тайну связи в вопросе, касающемся информации о почтовых денежных переводах, исходя из принципа возможности использовать информацию с целью влияния на рынок и ценообразование на нем [4].
Несмотря на это, еще достаточно большая масса предпринимательской информации согласно гражданскому законодательству защитой не обладает.
В связи с этим, хотелось бы обратить внимание на сам термин «коммерческая тайна», т.к. понятие «предпринимательская тайна» в законодательстве не сформулировано. Сущность данного понятия определяется его экономической, правовой и информационной природой.
С точки зрения экономической теории, коммерческая тайна - это сведения, обладание которыми дает предпринимателю преимущество в конкурентной борьбе, но только до тех пор, пока эти сведения содержатся в секрете. Однако, в понимании юридических норм коммерческая тайна - это режим
конфиденциальности, т.е. меры, предпринимаемые с целью обеспечения статуса секретности. Сама же информация, сохраняемая в режиме коммерческой тайны, по закону - это «ноу-хау» (секрет производства). Следствием противоречий в понимании сути явления, безусловно, выступает неоднозначность, и даже избегание применения этого важного инструмента развития предпринимательской деятельности.
Кроме того, коммерческая тайна, как экономическая категория, - понятие более широкое, чем секрет производства. Предприятие может применять широко известные методы организации производства, технологические приемы, оборудование, но, несмотря на общедоступность таких сведений, сам факт их применения может являться коммерческой тайной. Кроме сведений производственного и коммерческого характера, имеющих действительную или потенциальную ценность, она может содержать и «негативный опыт» и даже компрометирующие данные, которые могут быть использованы с целью вытеснить предпринимателя с рынка. Негативный опыт включает информацию о неудачных производственных или коммерческих технологиях и экспериментах и ценен тем, что позволяет избежать подобных ошибок, а следовательно и затрат в будущем. Необходимость сохранения секрета компрометирующих сведений заключается в том, что его разглашение может нанести ущерб предпринимателю, как материальный, так и нематериальный. Понятно, что ни то ни другое в понятие секрета производства не входит, а, следовательно, остается вне правового регулирования [6].
Анализ зарубежного законодательства показывает, что существуют разные подходы определению коммерческой тайны и обеспечению ее сохранности.
В США к коммерческой тайне относятся все виды и формы финансовой, коммерческой, научной, технической и экономической информации, включая модели, чертежи, программы, формулы, идеи, прототипы, методики, технологии, процедуры или коды, хранящиеся любым способом, при условии, что обладатель принял разумные меры для сохранения секретности, а
информация обладает самостоятельной экономической ценностью в силу отсутствия к ней доступа со стороны других лиц.
В соответствии с законодательством Г ермании, к коммерческой тайне относится информация, отвечающая признаку секретности (доступная только известному ограниченному кругу лиц), при условии наличия у владельца информации обоснованного интереса в ее сохранении. Нарушение коммерческой тайны рассматривается законодательством Г ермании как факт недобросовестной конкуренции.
В соответствии с законодательством Китая, понятие коммерческой тайны определяется как техническая и управленческая информация закрытого характера, обладающая признаком экономической или практической ценности, и в отношении которой принятые разумные меры по защите секретности.
В соответствии с Г ражданским кодексом Италии, наемный работник обязан соблюдать так называемый "долг верности". Закон устанавливает запрет на осуществление работником конкурентной деятельности, передачу или использование каким-либо способом сведений о предприятии или производственных процессах, если это может нанести ущерб предприятию. Следует отметить, что закон не устанавливает срок окончания действия "долга верности", а запрет на разглашение коммерческой тайны бывшего работодателя устанавливается независимо от того, каким образом работник приобрел соответствующие знания.
В Японии действует специальный Закон «О коммерческой тайне»
(1991 год). В качестве основных признаков тайны в нем выделены коммерческая ценность, ограниченность доступа, наличие необходимых мер по ее охране, принятых ее владельцем. Также подробно классифицированы способы нарушения коммерческой тайны, установлена ответственность по возмещению ущерба.
Следует отметить, что японский бизнес менее всего страдает от утечки информации. Это отчасти связано с присущей этой стране системой “пожиз-
ненного найма” и воспитанием у сотрудников чувства патернализма, когда они считают себя членами одной семьи. Руководитель фирмы “Сони” Акио Морита утверждает, что когда нет преданности, которая приходит с долгосрочной занятостью, то нет возможности положить конец утечкам информации и воровству, от которых повседневно страдает бизнес на Западе [10].
Если провести аналогию с другими категориями тайн, то это лишний раз подтверждает правильность тезиса о том, что коммерческая тайна - это сведения, а не режим. Например, государственная тайна, согласно ст.2 ФЗ «О государственной тайне», - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ [2].
Как мы видим, даже в определении понятия «коммерческая тайна» существуют определенные разногласия. Все-таки значение слова тайна по словарю Ушакова - это то, что неизвестно, не стало доступным познанию, нечто непонятное неразгаданное [11]. А в законодательстве сейчас тайна предстает в основном как сохранение, режим, защита.
Предприниматель в плане защиты этой наиболее важной информации решает еще более сложную проблему, которая состоит в том, кто и как должен обеспечить сохранность информации. В связи с этим эффективная защита должна предусматривать целую систему направлений деятельности.
Портал kdelo.ru,(кадровое дело) опросив 410 респондентов, задавал им вопрос: «Что вы предпринимаете для того, чтобы секретная информация не стала достоянием конкурентов?» Посмотрим на статистику:
— 73% ответили, что берут с сотрудников обязательство о неразглашении коммерческой тайны;
— 11% заявили, что у них нет конкурентов;
— 9% проводят коллективные профилактические беседы;
— 7% увольняют сотрудников, виновных в утечке информации, чтобы «другим неповадно было» [12].
Прежде всего, защита права на коммерческую тайну возможна с момента установления фактической монополии обладателя на информацию, расцениваемую им как коммерческая тайна (в соответствии с требованиями, установленными законом), право на такую защиту сохраняется сколь угодно долго, пока соблюдаются требования, предъявляемые к охраняемой тайне [1].
Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам.
Затем необходимо ограничить доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией. Его следует прописать в локальных нормативных актах, важнейшим из которых является «Положение о коммерческой тайне». Все меры безопасности, защиты информации от несанкционированного доступа извне и внутри предприятия со стороны неуполномоченных сотрудников должны базироваться именно на положениях данного документа. Кроме того, должен быть установлен контроль за соблюдением данного порядка. Эта функция может быть возложена на руководителя отдела, начальника службы безопасности, главного бухгалтера.
Должен быть произведен учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана. В обязательном порядке нужно заключить с работниками трудовые договоры, а с контрагентами гражданско-правовые договоры, в которых должны содержаться условия об охране кон-
фиденциальной информации. Кроме того, на все материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.
После принятия указанных мер обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, режим коммерческой тайны в компании считается установленным и обладатель информации получает права на нее и может предъявлять претензии в связи с ее незаконным использованием.
Конечно еще необходимо соотнести ценность информации и затраты на ее охрану, иначе излишняя регламентация может нанести ущерб обладателю.
Таким образом, можно сделать вывод, что предпринимательская информация - это более широкое и комплексное понятие, чем коммерческая информация. Оно, включает в себя любые сведения производственного, технического, управленческого, коммерческого характера, которые могут повлиять на экономический результат деятельности предприятия, на моральнопсихологический климат на предприятии, на его деловую репутацию. И соответственно, предпринимательская тайна представляет собой совокупность нескольких видов тайн: производственной, организационной, технической, технологической, финансовой, служебной и коммерческой тайны.
Для налаживания полноценного механизма охраны и защиты предпринимательской информации и противодействия нелегальным практикам ее получения необходимо:
- совершенствование законодательства в сфере защиты предпринимательской информации. С этой целью ввести правовой институт предпринимательской тайны, чтобы обеспечить правовой защитой не только «секреты производства», но и другие сведения обладающие ценностью для предпринимателя вследствие их неизвестности третьим лицам. Обеспечить правовой защитой не только документально фиксированную информацию, но и выраженный интерес правообладателя держать сведения в тайне.
- расширение спектра способов защиты предпринимательской информации, не ограничиваясь только режимом коммерческой тайны;
- введение мер экономического стимулирования сотрудников: за участие в создании коммерчески ценной информации; за честное и преданное отношение к организации; соблюдение корпоративной этики;
- укрепление морально-этических основ предпринимательства; формирование у субъектов предпринимательских отношений уважительного отношения к конфиденциальной информации другого.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 24.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [электронный ресурс]. ИСС Консультант Плюс
2. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» [электронный ресурс]. ИСС Консультант Плюс
3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [электронный ресурс] ИСС Консультант Плюс
4. Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [электронный ресурс] ИСС Консультант Плюс
5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Учебно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. А. П. Сергеева. - М.: Проспект, 2010.
6. Пескова Д.Р. Механизм формирования коммерческой тайны как фактор развития современного предпринимательства: автореф. дис. ...док.экон.наук.
- Уфа: БАГСУ, 2011
7. Топчиенко Л.Н.. Методические рекомендации по оценке эффективности использования трудового потенциала в угледобывающем регионе / Л.Н.Топчиенко: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2006.
8. Секретами конкурентов интересуются 18% российских компаний //www.superjob.ru/community/life/53301/
9. Технологии разведки для бизнеса // www.it2b.ru
10. Брединский А. Правовой режим и защита коммерческой тайны в странах Европы и Азии // www.sec4all.net
11. Толковый словарь русского языка / под.ред. Д.Н.Ушакова //ushakovdictionary.ru/
12. Защита коммерческой тайны // www.kdelo.ru