Научная статья на тему 'Модель равновесия интересов собственников коммерческой тайны и государства'

Модель равновесия интересов собственников коммерческой тайны и государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ / УЩЕРБ ОТ РАСКРЫТИЯ/СОКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пескова Д.Р.

В статье освещаются актуальные проблемы взаимоотношения государства и бизнеса как основ социально-экономической стабильности страны. Объективная необходимость усиления государственного вмешательства в экономику как фактора преодоления финансово-экономического кризиса противоречит интересам собственников коммерческой тайны. Рассматривается экономический механизм обеспечения равновесия интересов обеих сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель равновесия интересов собственников коммерческой тайны и государства»

УДК 347.775

модель равновесия интересов собственников коммерческой тайны и государства

д. р. Пескова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики E-mail: peskovaD@yandex. ш

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

В статье освещаются актуальные проблемы взаимоотношения государства и бизнеса как основ социально-экономической стабильности страны. Объективная необходимость усиления государственного вмешательства в экономику как фактора преодоления финансово-экономического кризиса противоречит интересам собственников коммерческой тайны. Рассматривается экономический механизм обеспечения равновесия интересов обеих сторон.

Ключевые слова: коммерческая тайна, государственная политика в области защиты информации,ущерб от раскрытия/сокрытия информации.

В современных экономических условиях роль государства существенно возрастает. Финансово-экономический кризис 2008 г. стал причиной банкротства множества предприятий — как крупных корпораций, так и мелких предпринимателей, что обусловило значимость государственной поддержки частного сектора. Все это усиливает необходимость в прозрачности деятельности государственных органов, в особенности в отношении распределения средств бюджета и контроля за частными компаниями, получившими государственную помощь. Показательно, что в первые дни своего вступления в должность президент США Б. Обама издал ряд указов, пересматривающих оправданность сохранения коммерческой тайны некоторых компаний1.

1 В частности, речь шла о компаниях, производящих лекарства и медицинское оборудование. Мнения экспертов сходятся

С другой стороны, сам факт, что в любой момент государство может ввести ограничения прав на коммерческую тайну, является фактором снижения стимулов предпринимательской активности собственников коммерческих секретов. Как достичь адекватного баланса между преимуществами, получаемыми обществом от раскрытия коммерческой информации некоторых предпринимателей, потенциально способных нанести вред потребителям, и возможным экономическим ущербом для компании, возникшим вследствие потери коммерческой тайны? Отказы предоставлять информацию о своей деятельности предприниматели мотивируют тем, что эти данные представляют собой жизненно необходимую коммерческую ценность, конкурентоспособные преимущества, лакомый кусок для конкурентов, и поэтому разглашение приведет к убыткам. Выразителем интересов потребителей является государство. Защита прав потребителей — одно из приоритетных направлений политики социального государства, которым по Конституции РФ является Российская Федерация [1]. Актуальным представляется построение модели равновесия между преимуществами для государства и ущербом для предпринимателей при раскрытии коммерческой тайны.

Термин «коммерческая тайна» указывает на две ее основные характеристики: секретность и

в том, что сокрытие информации о клинических исследованиях может нанести вред потребителям. URL: http://www. bio. org/ reg/20090805.pdf.

коммерческая выгода от нее. Можно говорить о существовании теории коммерческой тайны как о доктрине, защищающей коммерческий интерес собственника путем предоставления ему права на сохранение секрета коммерчески ценной информации на неограниченный срок.

На государственную политику в области коммерческой тайны оказывают влияние две противоположные тенденции. С одной стороны, это требования прозрачности деятельности государственных структур и частных фирм, получающих государственную поддержку, усиленные кризисными явлениями, что влечет снижение прав на секрет. С другой стороны — интересы предпринимателей, обусловленные материальной выгодой от сохранения коммерческой тайны. Более того, в современном мире государство и частный сектор зачастую переплетены в единые компании, акционерные общества с долей акций, принадлежащих государству. Возникает своеобразная дилемма: от государства, распоряжающегося средствами налогоплательщиков, требуют прозрачности деятельности, но при этом сам частный сектор предпочитает коммерческую тайну. В смешанной экономике частный сектор и государственные структуры функционально все более сближаются. Частный сектор проникает и в сферу обеспечения общественной инфраструктуры, ему даже поручают выполнение государственных функций2.

В России государственный бюджет является главным источником финансирования научных исследований как государственных учреждений, так и частного сектора. Основная статья доходной части госбюджета — это поступления от налогоплательщиков, т. е. фактически общество финансирует научные исследования. Однако зачастую общественность и даже научное сообщество не имеет доступа к результатам научных разработок.

Значимость коммерческой тайны для предпринимателей подтверждается данными статистики. В 2004 г. в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было проведено исследование почти 1,5 тыс. производственных предприятий, занятых в 33 отраслях. Более 70 % респондентов позиционировали коммерческую тайну на «первое/второе место по значимости для производства инновационных товаров» [2]. Указанное исследование отмечает усиление интен-

2 В феврале 2010 г. Государственная Дума одобрила законопроект о передаче функции техосмотра автомобилей из ГИБДД в частные организации (контролировать техническое состояние автомобилей будут частные компании. Источник: Коммерсантъ, № 21/П (4321) от 08.02.2010.

сивности использования коммерческой тайны в последние два десятилетия. Можно сделать вывод, что в экономически развитых странах коммерческая тайна является эффективным инструментом ведения бизнеса, ее значимость и востребованность предпринимателями только увеличиваются.

Прежде чем приступить к построению модели равновесия интересов, необходимо отметить, что коммерческая тайна не всегда вступает в конфликт с необходимостью обеспечения прозрачности. Актуальной проблемой является не просто отсутствие открытого доступа к информации, а тот факт, что, даже если деятельность, прикрываемая законодательством о коммерческой тайне, является нелегальной или наносящей ущерб обществу, ее экспертиза и контроль весьма затруднительны. Кроме того, коммерческая тайна не лимитирована по времени, что усиливает ее способность препятствовать раскрытию и общественному распространению информации. Режим секретности воплощается в сужении доступа к информации, знаниям, сведениям, что затрудняет общественный контроль за деятельностью государственных структур.

Заложенный в законодательстве механизм установления статуса коммерческой тайны еще более ограничивает общественный доступ к информации, ведь он обязывает собственника принимать меры по сохранению секретности. Можно даже сказать, что такая характеристика, как «простота доступа», является основополагающей при определении, является ли информация охраняемой тайной или нет. Право на государственную (судебную) защиту коммерческой тайны определяется степенью эффективности мер по охране коммерчески ценной информации. Причем мер, самостоятельно и своевременно предпринятых собственником. По мнению автора, можно предложить семь основных параметров определения коммерческой тайны (см. таблицу).

Таким образом, невозможно сделать коммерческой тайной общеизвестные сведения, легко получаемые из открытых источников. Введение режима коммерческой тайны на фирме состоит в ограничении круга работников, имеющих доступ к коммерчески ценной, охраняемой информации, и зачастую связано с дополнительными затратами средств и времени. Вопрос о ценности коммерческой тайны особенно субъективен и сложно поддается оценке. Кроме того, режимом секретности могут охраняться информация о негативном опыте фирмы или сведения, которые могут нанести ей вред (компромат). В число параметров, относительно не зависящих от собственника коммерческой тайны, автор включает

Основные конструктивные параметры коммерческой тайны

Показатель Содержание показателя

Параметры, зависящие от собственника коммерческой тайны 1. Степень известности информации вне фирмы. 2. Степень известности информации среди наемных работников фирмы. 3. Эффективность мер, предпринятых фирмой по обеспечению безопасности информации. 4. Ценность информации для фирмы и конкурентов. 5. Затраты времени и средств на создание защищаемой информации

Параметры, не зависящие от собственника коммерческой тайны 6. Сложность доступа к информации, обусловленная внешними факторами. 7. Морально-этическая среда предпринимательства

сложность доступа к информации, обусловленную внешними факторами. Фактически это возможность проведения обратного инжиниринга. Если изделие или технология легко дублируется методом «разборки/сборки», то коммерческой тайной они быть не могут и должны охраняться альтернативным способом, например патентом.

Уникальная природа коммерческой тайны (КТ), а также тот факт, что она существует только до момента ее общественного раскрытия, требует такой организации порядка ее использования, который бы предотвращал всевозможные пути несанкционированного доступа. Однако есть случаи, когда признается общественно необходимой передача информации о деятельности фирмы государственным органам или даже ее полное обнародование. Как определить, в каких ситуациях надо придерживаться требований обеспечения прозрачности, а когда — конфиденциальности? Предлагается рассмотреть модель равновесия интересов собственников коммерческой тайны и государства (см. рисунок).

Предприниматели, создавшие коммерчески ценную информацию, желающие и имеющие возможность сохранить ее в режиме коммерческой тайны (собственники коммерческой тайны), должны принимать значимые и понятные меры по обеспечению секретности, для чего следует ус-

Модель равновесия интересов собственников коммерческой тайны и государства

тановить статус коммерческой тайны. В ситуации разрешения вопроса о целесообразности прозрачности или конфиденциальности на собственниках тайны лежит обязанность по доказательству, что вследствие раскрытия информации они понесут реальный материальный или нематериальный ущерб (например потеря репутации фирмы). Обозначим его как У1.

В свою очередь государственные структуры, имея соответствующие основания, должны аргументировать необходимость раскрытия информации, которая может быть вызвана угрозами государственной и общественной безопасности, жизни и здоровью человека, неблагоприятными экологическими последствиями и др. Ущерб от сокрытия информации, несущей угрозу обществу, включает как существующие негативные проявления, так и потенциально возможные. Условно назовем его У,.

Итак, в случае, если У1 — у > 0, необходимо соблюдать права на коммерческую тайну, если у — У2 < 0, то информация должна быть раскрыта для удовлетворения общественной необходимости.

Как видно из последнего неравенства, сам факт, что коммерческая тайна может иметь негативное влияние, должен истолковываться как фактор, оправдывающий необходимость обнародования конфиденциальной информации. Более того, ряд исследователей вообще настаивают, что в интересах общества будет полная отмена института коммерческой тайны [3]. При этом предлагается все результаты интеллектуальной деятельности охранять посредством патентной системы и институтом авторского права. Однако авторы забывают, что не вся коммерчески ценная информация является патентоспособной: невозможно оформить патент, например, на список клиентов фирмы и т. п. И, конечно, отмена коммерческой тайны снизит предпринимательскую активность частного сектора. Одни фирмы уйдут с рынка, оставшиеся — повысят цены. Все это в конечном итоге негативно отразится на потребителях.

Место и роль государства в современных сложных экономических условиях все чаще под- 49

вергаются дискуссии. Большинство сходятся во мнении, что необходимо усиление государственного вмешательства в экономику при условии обеспечения возможности общественного контроля за его деятельностью. В отношении регулирования сферы коммерческой тайны эта задача наталкивается на дилемму: общественные требования о прозрачности государственной политики противоречат интересам собственников коммерческой тайны. Предложенная модель установления равновесия между интересами предпринимателей как собственников коммерческой тайны и государства как выразителя интересов потребителей позволяет определить случаи, когда раскрытие коммерческих секретов необходимо и общественно полезно.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, п. 1 ст. 7.

2. Cohen W. Protecting Their Intellectual Assets: Appropriability Conditions and Why U. S. Manufacturing Firms Patent (or not), National Bureau of Economic Research, Working Paper № 7552 (Feb. 2004). URL: http://www. nber. org/papers/w7552.

3. Levine D. The Impact of Trade Secrecy on Public Transparency. The Law and Theory of Trade Secrecy: a handbook of contemporary research, Rochelle C. Dreyfuss and Katherine J. Strandburg, eds., Edward Elgar Publishing, 2010. URL: http://papers. ssrn. com/ sol3/papers. cfm?abstract_id=1467723.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.