12 (219) - 2011
и мсфга&ш, тайЯи
УДК 347.775
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
Д. Р. ПЕСКОВА,
кандидат, экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики [email protected] Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
Статья посвящена экономическому анализу института коммерческой тайны. Рассмотрен механизм определения экономически обоснованного уровня защиты коммерческой тайны.
Ключевые слова: коммерческая тайна, защита, информация, уровень, затраты, ущерб.
Современный этап развития экономических отношений, постепенный переход к следующему технологическому укладу неминуемо повышают ценность такого ресурса, как информация. Информация превращается в один из наиболее значимых факторов производства. Именно владение информацией, коммерческими и техническими сведениями определяет успешность предпринимателя. Однако информация как экономический ресурс очень специфична. Это выражается в неограниченной делимости информации и, как следствие, сложности, а порой даже невозможности обеспечения монопольной собственности на этот ресурс. Одним из инструментов ограничения доступа к коммерчески ценной информации является коммерческая тайна.
Все формы сознательной целенаправленной деятельности представляют собой информационно-управленческие процессы. Информация — один из главных ресурсов научно-технического и социально-экономического развития цивилизации. Любой процесс, явление или объект, осязаемый или нет, подлежащий контролю и управлению или нет, имеет свое информационное отображение. Информация влияет на ускорение прогресса в науке и технике, а также на обеспечение общественного порядка, сохранности собственности.
Коммерческая тайна представляет собой часть информации. Это могут быть список покупателей, бизнес-план или производственная технология, обладающая коммерческой ценностью, которую фирма-собственник желает скрыть от конкурентов, чтобы избежать копирования. Исследователи разных стран по сей день спорят, относится ли коммерческая тайна к категории собственности. Коммерческая тайна не является собственностью в правовом понимании, как, например, имущество или даже интеллектуальная собственность в форме авторских прав, так как невозможно гарантировать эксклюзивность права ее использования. Законодательство
'Ироиу.&офСш&еЯЯме и то^гойме тайЯъ
12 (219) - 2011
не в силах защитить коммерческий секрет, если он по случайности или вследствие действий подобных обратному инжинирингу станет известен на рынке. Однако ответственность понесут субъекты, нарушившие коммерческую тайну, чьей обязанностью было ее сохранение согласно договору или соглашению. Например, действующие или бывшие наемные работники фирмы или чиновники, получившие доступ к коммерческой тайне в режиме служебной тайны.
Расширение обмена информацией между субъектами укрепляет положение информации как дополнительного экономического фактора. Не вся информация может содержаться под охраной патента, так как некоторые виды сведений теряют свою ценность при обнародовании. Эта часть коммерческой, технологической, организационной и др. информации должна охраняться режимом коммерческой тайны. Сохраняя полезность такого вида сведений, коммерческая тайна также способствует превращению информации в пятый экономический фактор роста производства, чьим факторным доходом является информационная рента.
Информационная рента представляет собой долю общего дохода предпринимателя, которую он получил, умело применив собственные или законно приобретенные знания о процессах и явлениях экономики, технических наук и общества [2].
Бытует мнение, что так как коммерческая тайна обеспечивает меньше гарантий сохранности создателю коммерческой стоимости по сравнению с патентным механизмом, то никакой рациональный предприниматель не предпочтет режим коммерческой тайны патенту, т. е. коммерческой тайной охраняется на порядок меньше информации, чем патентами. Это рассуждение неправильно. Рассмотрим три случая.
В первом случае собственник патентоспособного изобретения предполагает, что длительность доходного периода до того момента, когда кто-нибудь еще выйдет на рынок с подобным изобретением, покроется сроком патента, но сама коммерческая стоимость новшества невелика.
Во втором случае предприниматель опять владеет патентоспособной инновацией, но он предполагает, что период, пока другие агенты самостоятельно придут к подобной идее, будет более длительным, чем срок патента.
В третьем случае у предпринимателя непатентоспособное открытие, но он уверен, что повторение его изобретения займет столь долгий срок, что может получить существенный доход, сохранив его как коммерческую тайну.
Выбор патентного механизма защиты идеи был бы вполне очевиден в первом рассмотренном случае, так как патентная защита более объемна. Если бы коммерческая ценность новшества была выше, предприниматель вероятнее всего предпочел бы патент. Однако получение патента связано со значительными затратами: оформление, подача и ведение делопроизводства по заявкам на получение охранных документов. Защита с помощью коммерческой тайны сравнительно дешевле. Она не требует оплаты стоимости регистрации патентов, но все же тоже затратна вследствие необходимости поддержания режима конфиденциальности в компании. Защита с помощью коммерческой тайны дешевле, чем при патентной системе, и разница в затратах может превышать преимущества от абсолютной защиты патента. Поэтому низкорентабельные идеи экономически более выгодно защищать в форме коммерческой тайны.
Во втором случае, когда период доходности от новшества, определяемый вероятностью реинжиниринга, предположительно превысит срок действия патента, выбирая между патентом для более полной защиты и коммерческой тайной для более длительной защиты, вероятнее, что предприниматель предпочтет второе.
В третьем случае выбор в пользу коммерческой тайны очевиден.
Значимость коммерческой тайны для предпринимателей подтверждается данными мировой статистики. В 2004 г. в странах Организации экономического сотрудничества и развития было проведено исследование почти 1,5 тыс. производственных предприятий, занятых в 33 отраслях. Более 70% респондентов позиционировали коммерческую тайну на первое или второе место по значимости для производства инновационных товаров [4]. То же исследование отмечает усиление интенсивности использования коммерческой тайны в последние два десятилетия. Можно сделать вывод, что в экономически развитых странах коммерческая тайна является эффективным инструментом ведения бизнеса, ее значимость и востребованность предпринимателями только увеличиваются.
Исследования практики использования коммерческой тайны предпринимателями проводились и в нашей стране. Так, в 2010 г. более 90 специалистов органов государственного управления, предпринимателей и ученых приняли участие в экспертном опросе «Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности» [3].
Результаты опроса показали, что подавляющее большинство экспертов уверено в необходимости
коммерческой тайны в экономике (88,4% всего, 100% ученых, 76,2% предпринимателей и 97% представителей органов государственной власти). Однако наблюдается дифференциация между ответами государственного и предпринимательского секторов респондентов. Ни один эксперт из секторов предпринимателей и ученых не указал, что коммерческая тайна не нужна, в то время как такое мнение имеют 3 % специалистов из сектора органов государственного управления. При этом 23,8% опрошенных предпринимателей затруднились дать однозначный ответ. Среди госслужащих и ученых сомнений нет.
Информация — это особенный экономический ресурс. Создание информации — долговременный затратный процесс, основанный на интеллектуальных способностях работников, к тому же результат этого процесса всегда подчинен неопределенности. Для сокращения своих издержек любая фирма заинтересована в получении коммерчески ценной информации компании-конкурента и контрагента. Вследствие того, что знания создаются работниками, слабым звеном защиты коммерческой тайны являются наемные работники. Работники при прочих равных условиях всегда выберут работодателя, предлагающего более высокую заработную плату. Однако информационная рента, создаваемая трудом работника, полностью присваивается работодателем. Это ведет к двум последствиям. Во-первых, работник, принимавший участие в создании коммерчески ценной информации, согласится поделиться ею с заинтересованным третьим лицом за соответствующее вознаграждение, т. е. тем самым получит причитающуюся ему часть информационной ренты. Во-вторых, работодатель сам станет инициатором получения работником части информационной ренты.
Под защитой информации понимается комплекс мероприятий, проводимых собственником информации по ограждению своих прав на владение и распоряжение ею, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих или существенно затрудняющих несанкционированный доступ к засекреченной информации и ее носителям.
Многие западные и отечественные фирмы осознали, что реализация комплекса мероприятий по защите засекреченной информации влечет за собой значительные экономические затраты. Исторический опыт России и других стран показывает, что без внедрения принципа разумной достаточности финансовые затраты на защиту перекрывают
уровень потенциальной ценности защищаемой информации. Это влечет необходимость теоретического и практического обоснования критериев для определения целесообразности установления режима коммерческой тайны и изъятия из обращения фирмы информации. В общем случае стоимость мероприятий по защите не должна превышать ценности защищаемой коммерческой тайны, и затраты на защиту коммерчески ценной информации не должны превышать возможный ущерб от ее разглашения [1].
Модель зависимости параметров и характеристик, определяющих условия обеспечения коммерческой тайны, можно представить следующим образом. Обозначим буквой V (value) ценность информационного ресурса. Если Т (time) — это релевантный временной период, то характеристика старения информации — уменьшение ценности информационного ресурса со временем, которая влечет необходимость пересмотра степени секретности и может быть представлена как V(T) при ТТ ^ V-1. Обозначим Р (protection) уровень защищенности информации. Количественная характеристика этого показателя аналогична определению вероятности, следовательно, диапазон его измерения лежит в пределах от 0 до 1 [1]. Состояние 100%-ной защиты — это идеальное значение, к которому уровень защиты стремится, но не достигает, поэтому Р всегда меньше максимума (Р< max).
Величина затрат 3 на защиту информации представляется в форме прямой зависимости от достигнутого уровня защищенности информации. Прогнозируемый ущерб У вследствие несовершенства защиты может быть представлен как функция от ценности информации и вероятности ее разглашения, т. е. фактически представляется в виде обратной зависимости от уровня защищенности: У(¥, P) при Ft УТ; PТ Yi.
Изобразим графически полученные зависимости. Теоретически существует четыре варианта формы и сочетания кривых Зи У. Для наглядности изобразим обе кривые на одном рисунке. Необходимо оценить все варианты и выделить тот, при котором распределение средств на защиту и прогнозируемый вероятный ущерб от утечки информации оптимально минимальны. Оптимальность в нашем случае определяется темпом изменения рассматриваемого параметра по отношению к изменению степени защиты коммерческой тайны. В первом случае обе кривые выпуклы вверх (рис. 1).
Форма кривой, характеризующей прогнозируемый ущерб из-за неполноты защиты, выпукла
'Hfiouj&otycm&efrfrMe и то^гойме тайЯъ
12 (219) - 2011
Рис. 1. Неоптимальное соотношение параметров степени защищенности коммерческой тайны, прогнозируемого ущерба Уот потери коммерческой тайны и затрат 3 на охрану коммерческой тайны
вверх, что объясняет тот факт, что при возрастании степени защищенности уменьшение величины прогнозируемого ущерба происходит медленнее, чем увеличение уровня защиты. Конкретная форма кривой определяется в каждом индивидуальном случае по-разному, согласно зависимости между спросом на охраняемые сведения и уровнем их защиты. Прогнозируемая величина ущерба при совершенно незащищенной информации аппроксимируется как произведение ценности коммерческой тайны V и вероятности утечки (1 — Р): У= У(\ — Р).
Форма кривой, характеризующей затраты фирмы на достижение требуемого уровня защиты, обусловлена прямой пропорциональной зависимостью между степенью защиты и величиной средств, затрачиваемых на ее обеспечение. Почти горизонтальный отрезок отражает тот факт, что 100 %-ной гарантии защиты коммерческой тайны не существует. Затраты бесконечно увеличиваются, никогда не сводя вероятность утечки коммерческой тайны до нуля. Данная ситуация характеризует низкую эффективность мер по защите информации.
Случай двух кривых выпуклых вниз показан на рис. 2.
Прогнозируемый ущерб от утечки информации уменьшается быстрее, чем растет степень защиты, однако уровень затрат на обеспечение сохранности сведений увеличивается быстрее, чем достигнутая степень защиты. Соотношение неоптимальное.
В третьем случае кривая затрат выпукла вниз и кривая прогнозируемого ущерба выпукла вверх. Следуя логике объяснения предыдущих иллюстраций, это положение неоптимальное (рис. 3).
Наиболее эффективная политика защиты информации представлена на рис. 4, так как, с одной стороны, темп роста уровня защищенности
Рис. 4. Оптимальное соотношение 0 параметров степени защищенности коммерческой тайны, прогнозируемого ущерба Уот потери коммерческой тайны и затрат 3 на охрану коммерческой тайны
коммерческой тайны превышает темп роста затрат на ее обеспечение, а с другой стороны, темп уменьшения ущерба вследствие мероприятий по
rnin max
Рис. 3. Неоптимальное соотношение параметров степени защищенности коммерческой тайны, прогнозируемого ущерба Уот потери коммерческой тайны и затрат 3 на охрану коммерческой тайны
Линия 2
rriin max
гпт гпах
Рис. 2. Неоптимальное соотношение параметров степени защищенности коммерческой тайны, прогнозируемого ущерба Уот потери коммерческой тайны и затрат 3 на охрану коммерческой тайны
защите информации больше, чем теми увеличения степени защиты.
На этой основе можно определить оптимальный уровень защиты информации (на рис. 4 обозначен буквой О). Оптимальный уровень защиты коммерческой тайны устанавливается проекцией точки пересечения кривых У и 3 на ось у. Именно в этой точке сумма затрат на обеспечение режима коммерческой тайны и количественное выражение прогнозируемого ущерба минимальны. Это доказывается математически и графически путем сложения координат каждой соответственной точки обеих кривых.
Оптимальное соотношение параметров степени защищенности коммерческой тайны характеризуется следующим:
Список литературы
- кривая, иллюстрирующая прогнозируемый ущерб от потери коммерческой тайны, должна иметь выпуклую вниз форму. Это означает, что темп уменьшения потерь вследствие нарушения коммерческой тайны превышает темп увеличения степени защиты информации;
- кривая, отражающая затраты на охрану коммерческой тайны, должна иметь выпуклую вверх форму. Это говорит о том, что темп роста степени защищенности коммерческой тайны растет быстрее, чем затраты на нее.
Таким образом, для практической реализации принципа экономически обоснованной защиты коммерческой тайны требуется разработка механизма оценок экономической эффективности сохранения секрета.
1. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации: учеб. пособие / под общ. ред. М. А. Вуса. СПб: Юридический центр Пресс, 2005.
2. Пескова Д. Р. Институциональные аспекты коммерческой тайны // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 34.
3. ПесковаД. Р. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности. Уфа: БАГСУ, 2010.
4. Cohen W. Protecting Their Intellectual Assets: Appropriability Conditions and Why U. S. Manufacturing Firms Patent (OR NOT), National Bureau of Economic Research, Working Paper No. 7552 (2004). URL: http://www.nber.org/papers/w7552.