Научная статья на тему 'Защита коммерческой тайны предприятия: теоретические и практические аспекты'

Защита коммерческой тайны предприятия: теоретические и практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6154
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коровяковский Д.Г.

Статья носит теоретико-практический характер. Автор всесторонне анализирует коммерческую тайну предприятия на основе действующего законодательства в сочетании с практикой защиты этого вида тайн. Подробно рассматриваются взаимоотношения работодателя и работника по поводу не разглашения информации, составляющей коммерческую тайну предприятия.Дается сравнительная правоприминительная практика США, Великобритании, Германии в сочетании с анализом нормативно-правовых актов, призванных обеспечивать сохранность таких сведений в указанных странах. В заключение статьи подводится итог, оцениваются меры ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита коммерческой тайны предприятия: теоретические и практические аспекты»

ЮРИДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИИ

ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Д.Г. КОРОВЯКОВСКИИ, кандидат юридических наук

В условиях становления рыночной экономики каждое предприятие вынуждено постоянно вести конкурентную борьбу за свое существование, за прибыльное ведение дел, за свое доброе имя. Само понятие «безопасность» принимает расширенное содержание, оно включает в себя как составляющие информационно-коммерческую, юридическую и физическую безопасность. Вопросы информационно-коммерческой безопасности занимают особое место и в связи с возрастающей ролью информации в жизни общества требуют особого внимания. Успех производственной и предпринимательской деятельности в немалой степени зависит от умения распоряжаться таким ценнейшим товаром, как информация, но выгодно использовать можно лишьту информацию, которая требуется рынку. Поэтому в условиях ужесточения конкуренции успех предпринимательства, гарантия получения прибыли все в большей мере зависят от сохранности секретов производства, опирающихся на определенный интеллектуальный потенциал и конкретную технологию.

Наряду с государственными секретами в нашей стране получила право на жизнь промышленная секретность, в российском законодательстве появилось понятие коммерческой тайны предприятия.

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов государства общества и личности. Однако в общественном сознании все еще сильны стереотипы восприятия безопасности как исключительно относящейся к сфере компетенции государства и специальных органов. Отсюда традиционно «слабое» понимание специфики этих проблем прежде всего первыми руководителями предприятий и организаций, отнесение ими вопросов информационной безопасности к неосновной деятельности. В итоге нередко вопросы защиты коммерческой тайны упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической

продукции. Такие упущения приводят к утечке коммерчески значимой информации, затрудняют определение собственника на результаты работы.

Переход экономики на рыночные отношения, в том числе и в вопросах интеллектуальной собственности, требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии информационной безопасности, в том числе специальной программы по защите интеллектуальной собственности, определения подразделений и лиц, ответственных за проведение на предприятии данной работы.

Коммерческая тайна исстари охранялась при содействии государства. Известны многочисленные факты ограничения доступа иностранцев в страну, в отдельные отрасли экономики или на конкретные производства. В России к коммерческой тайне относили промысловую тайну, но затем она была ликвидирована как правовой институт в начале 30-х гг. прошлого века и в связи с огосударствлением отраслей экономики преобразовалась в отрасль государственной и служебной тайны. Сейчас этот процесс эволюционирует в обратном направлении. Под режимом коммерческой тайны понимается система правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых обладателем коммерческой тайны и конфидентом коммерческой тайны, по обеспечению ограниченного доступа к соответствующей информации. Обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение ее обладателями должным образом оформленных соглашений о конфиденциальности или иных подтверждающих обязательство о неразглашении коммерческой тайны договоров.

История появления и развития коммерческой тайны

Правителями государств в различные эпохи создавались специальные законы, защищавшие интересы производителей, их хозяев и государств от возможной утечки секретов. Например, уже в Древ-

- 59

нем Риме был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа (который был равен удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых являлась разновидностью коммерческойтаййы. Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести названные книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Ведение таких книг гарантировало зашиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям, по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества или наступления банкротства.

В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть данного понятия и использовавшие ключевое слово «тайна». Под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного предприятия, включавшие сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну. Производственной тайной считалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ. Под фабричной тайной понимался не только предмет патента, который первыми ввели Англия, Франция и Германия, но и любая особенность производства. Торговую тайну составляли элементы индивидуальности, например знание мест закупки товаров, списки покупателей и иное. Коммерческая тайна включала особенности коммерческой деятельности предприятия. Тайной становились любые сведения, представлявшие для собственника коммерческую ценность в современном понимании.

В законах Российской империи имелись нормы, предусматривавшие охрану фабричного секрета, торговой тайны и тайны кредитных установлений, которые являлись средством закрепления определенного положения предприятия в ряду конкурентов, удержания благоприятного сбыта. Режим промысловой тайны основан на принципе свободы конкуренции как на соревновании сил, способностей и труда каждого конкурента, но не на использовании работы соперника, потому что в противном случае речь идет о недобросовестной конкуренции. Чтобы не допустить разглашения промысловой тайны, предусматривалось правовое воздействие предохранительного (недопущение посторонних к торговым книгам, запрещение слу-

60 -

жащим оглашать известные им тайны предприятия и иное) и восстановительного характера (применение уголовных наказаний или взыскание убытков по гражданским искам).

Налаженная в правовом отношении система защиты производственной и коммерческой тайны царской России и обеспечивавшие ее законы были отменены в ноябре 1917 г. в связи с принятием Советской властью Декрета о рабочем контроле. Однако новая власть весьма быстро осознала, что предприятие должно иметь право на защиту информации, обладающей экономической ценностью. На первых порах защите подлежали только сведения, касающиеся разработок и производства военного характера. В 1926 г. ВЦИК утвердил перечень секретов, который позволял предприятиям защищать производственную и коммерческую тайну. В СССР отношение к коммерческой тайне на государственном уровне длительное время было негативным и основывалось на представлении о ней как об инструменте капиталистических фирм, используемом для утаивания части прибыли от налогообложения и иных правонарушений.

Правовая природа коммерческой тайны такова, что последняя может существовать в различных формах. Впервые о коммерческой тайне и праве на ее зашиту упоминалось в ст. 33 Закона СССР «О предприятиях в СССР» и в ст. 28 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Вопросы защиты коммерческой тайны нашли отражение в ст. 10 и 15 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В мае 1991 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в ст. 151 которых устанавливался порядок правовой охраны секретов производства, действующий в настоящее время и регулирующий зашиту «ноу-хау». Наконец, 29 июля 2004 г. был принят Федеральный закон «О коммерческой тайне».

Особое значение для регулирования охраны коммерческой тайны имеет ст. 128 Гражданского кодекса РФ, в которой к объектам гражданских прав впервые отнесена информация. В ст. 139 Гражданского кодекса РФ определены признаки коммерческой тайны как особого объекта гражданских прав, а также основания и формы ее зашиты. В ст. 139 Гражданского кодекса РФ не проводятся различия между коммерческой и служебной тайнами, хотя правовая природа соответствующих видов информации различна. Это вызывает проблемы при определении понятий названных видов информации и их правовой защите. Законода-

тельством определена система взаимоотношении между предприятием любой формы собственности и государственными органами, осуществляющими контроль за его деятельностью, но механизм этих отношений противоречив, особенно в части ответственности должностных лиц за ущерб, причиненный предприятию вследствие незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну и полученных в ходе проведения проверок или ревизий. Существуют проблемы и в части определения действий, нарушающих право предприятия на коммерческую тайну, установления ответственности за конкретные действия либо бездействие юридических и физических лиц и порядка возмещения ущерба. Состояние законодательства по отношению к регулированию коммерчески ценной информации предопределяет необходимость его развития и совершенствования.

Содержание и критерии определения коммерческой тайны

Учитывая то, что в законодательстве часто встречается слово «тайна», следует уяснить его содержание и соотношение с термином «конфиденциальная информация». Закон, употребляя термин «тайна», часто не раскрывает его содержания. В русском языке «тайна» традиционно означает «все сокрытое, неизвестное, неведомое», а также «нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо». Таким образом, «тайна» имеет два смысловых значения: нечто абсолютно неизвестное всем и нечто относительно неизвестное для какого-либо круга лиц. Очевидно, что уголовно-правовой смысл имеет только второе значение. Тайна есть информация. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Сведения должны быть известны или доверены узкому кругу лиц. При этом основанием известности сведений тому или иному лицу может быть профессиональная или служебная деятельность последних, брачно-семейные отношения и иное. Общим для всех видов конфиденциальных сведений является факт, что свободный доступ к ним ограничен в силу предписаний федерального законодательства. Нарушение неприкосновенности охраняемой законом тайны влечет юридическую ответственность. На лицах, которым доверена такая информация, лежит правовая обязанность не нарушать ее конфиденциальности.

В уголовном праве тайну можно определить как сведения (информацию), доступ к которым ограничен в соответствии с положениями федерального законодательства и за несанкционированное нарушение конфиденциальности которых установлена уголовная ответственность. Сведения (информация), составляющие ту или иную тайну, являются предметами права. Обычно предмет права есть вещь материального мира, имеющая определенные физические характеристики. Такими характеристиками может обладать носитель информации, но не сама информация.

Коммерческая тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности. В то же время нормативные акты регламентируют перечень сведений, которые не могут составлять коммерческой тайны.

Уголовная ответственность за нарушение коммерческой тайны наступает при собирании сведений, составляющих коммерческую тайну, в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, а также при незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца.

Определение сведений, составляющих коммерческую тайну, представляет собой одно из центральных звеньев в системе мер, осуществляемых предприятием по защите своей интеллектуальной собственности. Неправильное или несвоевременное выделение предмета защиты существенно снижает эффективность этой системы.

Договор как форма охраны коммерческой тайны

Интеллектуальная собственность представляет собой весьма специфический вид собственности. Основным «производителем» этой информации является человек. Это первичный канал как возникновения, так и утраты любого объекта интеллектуальной собственности. Исходя из этого основное внимание должно быть уделено сотрудникам предприятия, начиная с момента их поступления на работу. Миграция специалистов, особенно имевших дело с конфиденциальной информацией, самый основной и трудно контролируемый канал утечки информации. По опыту зарубежных стран и после увольнения сотрудника (по крайней мере в течение года) внимание к его дальнейшей деятельности не должно ослабевать. Вторым по значимости каналом утечки конфиденциальной информации являются всевозможные публикации в печати, депонированные рукописи, монографии, отчеты по НИОКР. Не следует упускать из виду

- 61

также устные доклады и выступления сотрудников. Трудно ожидать, что сотрудники, чьи профессиональные позиции и личные амбиции нередко находятся в противоречии с интересами предприятия по сохранению информации, объективно оценивают, что может быть открыто для всеобщего ознакомления. Как отмечают эксперты, привычка сотрудников делиться друге другом новостями является одним из существенно значимых факторов, способствующих утечке коммерчески значимой для фирм информации.

Особым каналом утраты интеллектуальной собственности, или, по крайней мере, ее коммерческой ценности являются совместные работы с другими фирмами, контакты с клиентами и инвесторами, где особое место занимают переговоры. Не следует упускать из виду также технические средства недобросовестной конкуренции (промышленного шпионажа), которые все чаще проникают и на наш внутренний рынок. Тем более, что многие производственные процессы сопровождаются явлениями, имеющими физическую, химическую, биологическую и иную природу, в результате которых переносится та или другая информация.

Угрозы сохранности коммерческой тайны могут быть внешними и внутренними. Внешние угрозы возникают вследствие непосредственной деятельности недобросовестных конкурентов, преступных элементов, из-за неумелой постановки взаимоотношений фирмы с представителями государственных структур, общественных организаций, средств массовой информации, а внутренние - инициируются персоналом предприятия.

Действия извне могут быть направлены на пассивные носители информации и выражаться, например, в следующем:

1) попытки похищения документов или снятия копий с документов, дискет;

2) снятие информации, возникающей в тракте передачи в процессе коммуникаций;

3) уничтожение информации или повреждение ее носителей;

4) случайное или преднамеренное доведение до сведения конкурентов документов или материалов, содержащих коммерческую тайну. Действия извне могут быть также направлены

на персонал компании и выражаться в форме подкупа, угроз, шантажа, выведывания с целью получения информации, составляющей коммерческую тайну, или предполагать переманивание ведущих специалистов на конкурирующую сторону и т.п.

В договор работника, допускаемого к коммерческой тайне хозяйствующего субъекта, либо

62 -

в приложение к нему должны быть включены следующие обязательства:

• не разглашать составляющую коммерческую тайну организации информацию, которая будет ему доверена или станет известна в связи с исполнением своих служебных обязанностей;

• не передавать третьим лицам и не раскрывать публично информацию, составляющую коммерческую тайну организации, без согласия администрации организации;

• сохранять информацию, составляющую коммерческую тай ну тех организаций, с которыми имеются деловые отношения;

• выполнять относящиеся к работнику требования приказов, инструкций и положений по обеспечению сохранности коммерческой тайны организации;

• не использовать информацию, составляющую коммерческую тайну организации, для занятия другой деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб организации;

• в случае попытки посторонних лиц получить от работника информацию, составляющую коммерческую тайну организации, незамедлительно известить об этом соответствующее должностное лицо;

• незамедлительно сообщать соответствующему должностному лицу организации об утрате или недостаче носителей информации, составляющей коммерческую тайну, удостоверений, пропусков, ключей от режимных помещений, хранилищ, сейфов, личных печатей и о других фактах, которые могут привести к разглашению коммерческой тайны организации, а также о причинах и условиях возможной утечки информации, составляющей коммерческую тайну;

• в случае увольнения все носители информации, составляющей коммерческую тайну организации (документы, чертежи, рукописи, магнитные ленты, перфокарты, перфоленты, диски, дискеты, распечатки, кино- и фотоматериалы, изделия и др.), которые находились в распоряжении работника в связи с выполнением им служебных обязанностей во время работы в организации, передать соответствующему должностному лицу организации. Помимо указанных положений в трудовом

договоре может быть предусмотрено также ограничительное условие на случай увольнения работника, в соответствии с которым уволившийся

работник обязан в течение определенного срока не разглашать и не использовать для себя или других лиц информацию, составляющую коммерческую тайну. Здесь же может быть предусмотрено и положение, предупреждающее работника о возможном наступлении гражданской, административной, уголовной ответственности в случае нарушения взятых работником обязательств. Работник под расписку должен быть предупрежден об ответственности за нарушение этих положений. Кроме того, в трудовом договоре следует предусмотреть порядок ознакомления работника с действующими в организации положениями и инструкциями по обеспечению сохранности коммерческой тайны. На руководителя организации должны быть возложены обязанности по обеспечению сохранности коммерческой тайны организации. В связи с этим в контракт, заключаемый с руководителем при его найме, назначении или избрании, целесообразно включить соответствующие положения по данному вопросу.

Исследование экономических, материальных и организационных условий производства, процессов, обслуживающих производство, вспомогательных процессов и процессов, связанных с созданием основного вида продукции, позволяет выявить признаки проявления форм коммерческой тайны, установить наиболее уязвимые участки производства товаров. Они могут быть связаны с подбором и расстановкой кадров, использованием техники и оборудования, планированием и финансированием производства, проведением осмотра и ремонта оборудования и техники, использованием материальных ценностей, разработкой конструкции инструмента и приспособлений, оснасткой моделей и подготовкой их производства, разработкой и использованием стандартов предприятия, проектированием и конструированием изделий, разработкой их технологий, испытанием и выпуском опытных образцов, и, наконец, с реализацией готовых товаров. Речь в данном случае идет о неохраняемой научно-технической, промышленной, технологической и иной информации, обладающей экономической ценностью, о различных приемах и производственном опыте. Соответствующие сведения могут быть использованы конкурентами для налаживания производства аналогичных товаров.

В коммерческой деятельности большое значение имеет деловая информация, включающая планы и результаты маркетинговых исследований и рекламной деятельности, планы производства и сбыта товаров, организацию сбыта при помощи торговых посредников, новые приемы и техноло-

гии сбыта товаров, списки клиентов, посредников, финансовые страховые и иные операции по обеспечению эффективного товарооборота на рынках и др. На стадии производства коммерческая тайна проявляется в форме технологических секретов, а на стадии обмена товаров (торговли) - в форме деловых секретов. Обе эти формы объединяет понятие «коммерческая тайна». Данный термин подразумевает промышленные и торговые секреты, т.е. секреты, характеризующие техническую и технологическую стороны производства товаров, планирование и сбыт продукции. В соотношении понятий коммерческой информации и коммерческой тайны можно сказать, что коммерческая тайна составляет лишь часть коммерческой информации, непосредственно касающейся коммерческой деятельности. Коммерческая тайна включает не только сведения коммерческого характера, но и техническую, технологическую информацию (т.н. ноу-хау). Объем и характер сведений, отнесенных к коммерческой тайне, могут меняться в зависимости от цикла производства и реализации товара, когда происходит обновление или замена технической и технологической информации, отнесенной к ноу-хау и охранявшейся в режиме коммерческой тайны. Скорость этого процесса обусловлена влиянием факторов коммерции и конкуренции на рынке конкретного вида товаров. Для этапа реализации товаров характерны различные уровни и степени концентрации деловой информации, отнесенной к коммерческой тайне, в зависимости от этапов существования товаров на рынке, которые образуют экономический цикл не только конкретных изделий, но и их групп.

Проблемы конкуренции, достижения преимущества в борьбе за потребителя на рынке ставят перед предприятием задачу защитить коммерческую тайну с помощью правовых средств. В настоящее время в этой сфере действуют более ста норматив-ных правовых актов. Руководство предприятия устанавливает процедуры, направленные на защиту коммерческой тайны. Последние могут входить в устав, учредительный договор, различные положения и инструкции, приказы. В хозяйственных договорах, заключаемых сдругими предприятиями, делается оговорка о защите коммерческой тайны. При подготовке и реализации актов купли-продажи стороны могут передавать друг другу информацию, являющуюся коммерческой тайной, сопровождая данную процедуру оговоркой о конфиденциальности или же составлением и заключением отдельного договора о защите коммерческой тайны. В предмете договора раскрывающая сторона

- 63

отражает содержание передаваемой информации, являющейся секретом фирмы, а получающая сторона указывает цель получения такой информации и правовые основания передачи. Получающая сторона берет на себя обязательство не разглашать полученную информацию третьим лицам и соблюдать достаточную степень секретности, позволяющую избежать утечки информации по различным каналам. Стороны определяют особые условия, при которых информация не будет являться коммерческой тайной. Сам факт заключения договора между сторонами не разглашается. Стороны могут предусмотреть ответственность получающей стороны за неумышленное разглашение информации, если она не предпринимала мер в разумных пределах для защиты полученной коммерческой тайны.

Следует иметь в виду, что договор об условиях конфиденциальности может предшествовать заключению коммерческих соглашений по передаче лицензий, ноу-хау, договоров купли-продажи товаров или же заключаться в момент подписания основного договора. В случае незаконного использования или получения коммерческой тайны ее владелец, если он принял необходимые меры для защиты этой информации, вправе требовать в судебном порядке прекращения незаконного ее использования, а также возмещения убытков.

Практика защиты коммерческой тайны

В процессе осуществления предпринимательской и управленческой деятельности образуется и накапливается значительное количество разнообразной информации, имеющей ключевое значение для успешного развития бизнеса. Ведь именно с информацией, в том числе содержащей тайну, приходится постоянно работать менеджерам различного звена. В связи с этим понятно стремление лиц, обладающих такого рода информацией, сохранить эту информацию за собой, предотвратить ее получение третьими лицами.

Известно, что деловой мир России несет весьма существенные потери от расхищения информации. Конкуренция на современном рынке начинается уже в сфере научных разработок. По данным мировой статистики, утрата 20% информации ведет к разорению 65% фирм и компаний. Информационная «живучесть» — один из важнейших показателей надежности организации. И в современных условиях жесткой конкурентной борьбы правовая защита различного рода информации - неотъемлемая часть менеджмента.

Одним из наиболее важных вопросов, требующих разрешения, является вопрос, кто будет

64 -

осуществлять меры по защите коммерческой тайны. Естественно, исполнение этих обязанностей должно быть поручено специалистам, обладающим необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Не рекомендуется использование для этих целей услуг частных охранных и детективных агентств, так как: во-первых, перед ними стоят несколько иные задачи (физическая охрана и техническая безопасность объекта), а во-вторых, вряд ли здравомыслящий бизнесмен разрешит доступ к своей коммерческой тайне посторонним лицам, пусть даже представляющим охранное агентство.

В законе о коммерческой тайне указано, что для обеспечения защиты коммерческой тайны на крупных хозяйствующих объектах могут создаваться специальные режимные подразделения, функции, полномочия которых отражаются в соответствующих инструкциях, положениях, приказах. Представляется, что такие подразделения должны быть созданы не только на крупных объектах, но и на всех остальных, занимающихся коммерческой деятельностью. На любом предприятии имеются сведения, подлежащие защите, разница только в объеме мер зашиты. Если на крупных хозяйствующих объектах, таких как банки, финансовые корпорации, заводы, специализированное подразделение представлено в виде разветвленной, отлично материально и технически оснащенной структуры, в которой может работать несколько десятков сотрудников, то на средних и малых предприятиях такое подразделение может быть представлено в виде нескольких ответственных сотрудников. В крайнем случае, если предприятие не может себе позволить содержать таких сотрудников в своем штате, то следует прибегнуть к услугам консультантов по вопросам безопасности и защиты информации. Они помогут разработать необходимую систему защиты, а также решить возникающие в ходе практической деятельности вопросы. В дальнейшем эти консультанты могут быть наняты на постоянную работу и сформируют службу безопасности предприятия. Важно помнить, что экономя на своей безопасности, предприниматель экономит на своем благополучии и здоровье. Поэтому оттого, как оплачивается труд сотрудников или консультантов, зависит эффективность их работы, т.е. эффективность защиты предприятия. Также важнейшим фактором является атмосфера взаимоотношений внутри предприятия.

Засекречивание информации. Информация должна иметь коммерческую ценность (действительную или потенциальную) по причине неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что коммер-

Рис. 1. Меры по защите коммерческой тайны

ческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обладают такой ценностью, так как являются общедоступными. Например, не будет коммерческой тайной юридический адрес компании. С другой стороны, коммерческой тайной может стать разработанная и используемая компанией стратегия поведения на рынке, поскольку если она станет известной третьим лицам, то ее могут «взять на вооружение» конкуренты. Это приведет к потере клиентов, снижению эффективности рекламы и объема продаж, другим негативным для фирмы последствиям. При засекречивании информации надо исходить из принципа экономической выгоды и безопасности компании. Однако чрезмерное засекречивание деятельности компании способно вызвать потерю клиентов, а, следовательно, и прибылей, так как условия рынка требуют постоянных контактов, широкой информации о деятельности компании. В то же время пренебрежительное отношение к коммерческой тайне может привести к тому, что ею воспользуется конкурирующая фирма. Поэтому руководителю необходимо четко определить предел и границы коммерческой тайны.

Закрытый доступ к информации. К информации, составляющей коммерческую тайну, не долж-

но быть свободного доступа на законном основании. То есть к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, общедоступные из открытых источников или на основании закона. К примеру, не будет коммерческой тайной информация, которую в соответствии с законом продавец обязан предоставить покупателю о товаре.

Также необходимо помнить, что в Федеральном законе «О коммерческой тайне» существует перечень сведений, которые эту самую тайну составлять не могут. Это вовсе не означает, что компании и предприниматели обязаны сделать всю перечисленную информацию общедоступной. Речь здесь идет о том, что такие сведения в обязательном порядке должны предоставляться по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, сотрудников только в случаях и порядке, предусмотренных законом. Например, информация о количестве работников, их заработной плате и условиях труда должна предоставляться по требованию органов статистики, а представителю конкурирующей компании в предоставлении подобных сведений может быть отказано.

Информация теряет статус коммерческой тайны, если она становится общедоступной. Например, если какие-либо сведения опубликованы в печати или в Интернете, то с этого момента они могут свободно разглашаться всеми лицами, которые их знают, включая тех, кто давал обязательство о неразглашении.

Организация должна принимать меры к защите коммерческой тайны. Для этого необходимо создать режим охраны конфиденциальных сведений. А начать нужно с четкого установления и документирования информации, составляющей коммерческую тайну, так как впоследствии бывает достаточно сложно доказать, что определенная информация была отнесена к коммерческой тайне.

К организационным мерам можно отнести установление с помощью «Положения о коммерческой тайне» или приказа руководителя режима доступа к коммерческой тайне, а также перечня должностных лиц компании, имеющих такой доступ, введение кодов доступа к базам данных, хранение документов в специальных сейфах и т.д.

Опасность по разглашению коммерческой тайны. От кого она может исходить? Насколько

бы продвинутыми ни были технические меры безопасности, всегда остаются реальные люди, владеющие конфиденциальной информацией, и именно от них исходит самая большая опасность. Это могут быть:

- работники компании, которые в силу своих трудовых обязанностей соприкасаются с коммерческой тайной;

- контрагенты, получившие доступ к конфиденциальной информации в ходе выполнения договорных обязательств;

- потенциальные инвесторы, которые получают конфиденциальную информацию о, скажем, новом проекте, решая вопрос о его возможном финансировании;

- партнеры, совладельцы, а также юристы, бухгалтеры, аудиторы, другие сторонние консультанты и др.

Все практические меры по защите коммерческой тайны можно свести к четырем составляющим: правовые, организационные, технические, психологические (рис. 1).

(Продолжение следует) .

УРАЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-УПИ И «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

ПРОВОДЯТ в ЕКАТЕРИНБУРГЕ НАУЧНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ

«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕПРОДУКЦИЕЙ И ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ»

Цель - ознакомить и обсудить с научной общественностью и специалистами результаты выполненных по теме исследований.

Издается сборник научных трудов, доклады будут опубликованы в профильных журналах Издательского дома «Финансы и Кредит». Приглашаем принять участие в конференции преподавателей, аспирантов вузов, научных сотрудников НИИ, специалистов предприятий.

Дата и место проведения: 21 февраля 2006 г. Зал Ученого Совета УПИ, аудитория I Часы работы конференции: 10.00-17.00

Направления работы конференции

1. Концепция единого подхода к управлению репродукцией и инновационным развитием

2. Стратегии включения репродуктивного труда в реальный сектор экономики

3. Статистика, учет и анализ ресурсов, затрат и результатов репродукционной деятельности

4. Проблемы подготовки специалистов для сфер социальной и домашней репродукции

5. Проблемы создания общенациональной системы учета интеллектуальных активов

6. Методологические проблемы адаптация учета и отчетности российских фирм к МСФО

7. Пути активизации научно-инновационной деятельности в университете

8. Инновационный анализ: сушность, методика проведения, система оценочных показателей

9. Проблемы совершенствования методологических аспектов учета и анализа Н МА

Телефон для справок: 8(343)358-11-20 - Илышев Анатолий Михайлович; факс 8(343)375-95-02 e-mail: intelectaudit@r66/ru или satkaf@rambler.ru или astralavr@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Требования к оформлению тезисов докладов

Формат листа А4. Поля - по 20 мм. Шрифт - 14. Интервал - одинарный. Объем до 5 с. В правом углу печатаются ф.и.о. авторов, их ученая степень и звание, затем указываются город и организация. Далее через 2 интервала - название доклада прописными буквами, а через 3 интервала следует текст доклада. В авторской справке: ф.и.о. автора, название доклада, должность и организация, почтовый адрес с индексом, телефон, e-mail, форма участия (очная или заочная) Тезисы издаются в авторской редакции. Срок приема тезисов: 16 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.