Научная статья на тему 'Коммерческая тайна как объект правовой охраны'

Коммерческая тайна как объект правовой охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3937
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА МЕР / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Талалай М. А.

В работе рассматривается коммерческая тайна как разновидность информации о деятельности предприятия. Особое внимание уделяется мерам по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммерческая тайна как объект правовой охраны»

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

УДК: 347.775

Талалай М. А.

магистрант 1 года обучения, Южный федеральный университет

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

В работе рассматривается коммерческая тайна как разновидность информации о деятельности предприятия. Особое внимание уделяется мерам по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.

Ключевые слова: коммерческая тайна, объекты гражданских прав, информационная экономика, система мер, конкурентные преимущества.

Коммерческая тайна как разновидность информации о деятельности предприятия переживает новую эру, связанную с осознанием значимости и особой ценности. Подтверждением этому является активный научный интерес к коммерческой тайне в качестве объекта исследований [6, с. 36-40]. При этом необходимо отметить, что коммерческая тайна может исследоваться с различных позиций: экономической, технической, правовой, философской и других.

С экономической точки зрения информация является товаром, позволяющим снизить уровень риска и неопределенности в целях построения инновационной экономики. Современные экономисты считают, что в России наступила глобальная информационная революция. Это подтверждается осознанием степени важности информации в борьбе за конкурентные преимущества. «В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению принципиально новых явления и процессов в экономике. Основная причина подобных изменений — начало и развитие информационной революции, ведущей к становлению новой экономической системы» [4].

После внесения изменений в статью 128 ГК РФ в гражданском законодательстве осталась единственная разновидность информации - коммерческая тайна. Гражданское законодательство под объектами гражданских прав понимает вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага [1]. Коммерческая тайна относится к сведениям конфиденциального характера в соответствии с Указом Президента РФ № 188 от 6 марта 1997 года [3]. Это обстоятельство придает специальные характеристики ее правовой охране и сущности сведений, составляющих коммерческую тайную.

Согласно статье 3 ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» закрепляется легальное определение коммерческой тайны - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. К информации, составляющей коммерческую тайну могут относиться сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании, и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны [2].

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

На сегодняшний день защита коммерческой тайны - один из наиболее острых вопросов в сфере бурно развивающегося ГГ-сообщества. Случаи коммерческого шпионажа год от года растут. Конкуренты, получив информацию о секретах производства, новейших научных разработках, планах других фирм, могут использовать ее для получения преимуществ в конкурентной борьбе, выпуска аналогичной продукции, либо для непосредственного воздействия на успех деятельности своих «противников». Если долгое время охрана коммерческой тайны успешно осуществлялась традиционными методами, то конец XX - начало XXI века ознаменовались стремительным ростом объема поступающей информации, совершенствованием средств ее хранения, передачи и обработки. Перевод значительной части информации в электронную форму, использование локальных и глобальных сетей создали качественно новые угрозы конфиденциальности информации [5]. Это повысило научный интерес к исследованию данной предметной области.

Правовое регулирование отношений, возникающих в информационной сфере, основывается на принципах, изложенных в ст. № 3 ФЗ от 27 июля 2006 года N 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Защита осуществляется в целях избежания утечки, хищении, утраты, искажения, подделки информации, а также предотвращения несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию и блокированию информации, относящейся к коммерческой тайне. За перечисленные эти и некоторые другие противоправные действия предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Разглашение коммерческой тайны может привести не только к потере позиций на рынке, но и к полной ликвидации самого субъекта предпринимательства.

Предметом защиты информации являются носители информации, на которых зафиксированы, отображены защищаемые сведения: документы, изделия, материалы, предметы, вещества. В качестве носителя защищаемой информации выступает также работник организации. Зачастую именно к работникам предприятия обращаются лица, занимающиеся коммерческим шпионажем. Ведь как показывает статистика 2015 года, более 35% сотрудников различных организаций готовы продать информацию о своей компании на выгодных условиях, в то время как дела по разглашению коммерческой тайны раскрываются в среднем на 7% [8].

Основная цель функционирования системы защиты информации — установление оптимального режима работы предприятия с таким расчетом, чтобы ограничить распространение сведений, содержащих коммерческую тайну, сделать эти сведения недоступными для посторонних лиц, предотвратить их утечку и создать необходимые условия работы лицам, имеющим к ним законный доступ.

Для успешной реализации в организации режима правовой защиты коммерческой тайны необходимо разработать не только ряд правовых документов, но и позаботиться о внедрении различных мер защиты, перечень которых сегодня чрезвычайно широк и многообразен. Выделяют правовые, технические и организационные меры защиты информации. Данные меры должны быть применены на предприятии одномоментно, однако первостепенными являются правовые меры, поскольку существует необходимость в том, чтобы дать определение информации, содержащей конфиденциальные сведения. Перечень правовых мер включают в себя:

1) трудовые договора, в которых содержатся положения о режиме конфиденциальности;

3) договора с контрагентами о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну;

3) конкретный перечень конфиденциальной информации, которая относится к секретам производства (ноу-хау);

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

4) внутренние нормативные документы, определяющие содержание охраняемой информации, порядок доступа к ней и перечень лиц, имеющих право на ознакомление с конфиденциальной информацией, составляющей секреты производства, и лиц, обеспечивающих ее сохранность.

Организационные меры предусматривают активную работу с кадрами по вопросам подбора и воспитания персонала в условиях неразглашения коммерческой тайны и включают в себя:

1) введение должности или создание службы, ответственной за отнесение определенной информации к категории конфиденциальной, соблюдение правил доступа и пользования этой информацией;

2) разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства;

3) соблюдение правил пользования информацией, т.е. наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа к информации и её пользования.

Технические меры по охране конфиденциальности предусматривают физическое ограничение доступа лиц, не имеющих права на ознакомления с информацией, составляющей секреты производства. Так, в частности, к техническим мерам относится проставление грифа «Коммерческая тайна» на материалах, оборудование рабочих мест средствами защиты информации, ознакомление с документами и материалами, содержащими сведения о секретах производства (ноу-хау) под расписку, учет лиц, пользующихся такими документами и материалами, использование систем, предотвращающих утечку коммерческой тайны. На предприятиях, работающих с информацией, составляющих коммерческую тайну, могут вводиться и более сложные средства защиты. Специалисты-практики выделяют, например, такие:

- средства защиты от несанкционированного доступа, включающие идентификацию и аутентификацию для определения полномочий с целью последующего контроля и разграничения доступа к компьютерным ресурсам;

- криптографические средства защиты, в том числе средства создания цифровой подписи, позволяющие произвести защиту информации от исследования и копирования с помощью криптографического закрытия защищаемых от хищения данных;

- антивирусные программы (сканеры, блокировщики, иммунизаторы), предотвращающие несанкционированные действия на ПК и осуществляющие поиск и обезвреживание вирусов. Наибольшей популярностью в нашей стране пользуются антивирусные программы Aidstest и DrWeb;

- DLP-решения в целях предотвращение утечек коммерческой тайны. DLP-технология представляет собой набор подходов и методов проверки, позволяющих распознавать и классифицировать информацию, записанную в объекте, хранящемся в памяти компьютера, и находящемся в использовании или передающемся я по каналам связи, а также применять к этим объектам разные правила, начиная от передачи уведомлений и заканчивая блокировкой. Эксперты Gartner отмечают, что рынок DLP продолжает демонстрировать значительный темп роста, несмотря на неблагоприятную экономико-политическую обстановку [7];

- межсетевое экранирование, используемое для управления потоками данных, пропуска только разрешенных пакетов и блокирования нежелательных. Экранирование позволяет контролировать как входящие, так и исходящие информационные потоки, что повышает режим конфиденциальности.

Как отмечалось ранее, обеспечение режима конфиденциальности выступает ключевым условием сохранения прав правообладателя коммерческой тайны, поэтому организация-правообладатель в большей степени заинтересована в ограничении доступа к

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

информации третьим лицам. Реализация указанных выше мероприятий в комплексе позволяет обеспечить сохранность и конфиденциальность информации, что в условиях высокой конкурентной борьбы может рассматриваться в качестве основополагающего фактора сохранения коммерческой тайны и технологических достижений организации.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // "Российская газета", N 238-239. 08.12.1994.

2. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О коммерческой тайне" // Российская газета, N 166. 05.08.2004.

3. Указ Президента РФ от 13.07.2015 N 357 "О внесении изменений в перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 // Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. N 29 (часть II). С. 4473.

4. Антосик Л. В. «Информация как ресурс и источник конкурентного преимущества» Вестник ВолГУ серия 9, выпуск 4 2005, ч.2 http://cyberieninka.m/artide/n/mformatsiya-kak-resurs-i-istochnik-konkurentnogo-preimuschestva.

5. Бекряшев А. К., Белозеров И. П. Теневая экономика и экономическая преступность Часть 4. Издательство: Омский государственный университет, 2000. — 459 с.

6. Гаврилов Э. П. Вопросы правовой охраны коммерческой тайны // журнал Хозяйство и право. — 2004. — N 11. — С. 36-40.

7. Защита от утечек конфиденциальной информации (Data Loss Prevention) [электронный ресурс]. — Режим доступа http://security-microtest.ru/resheniya/application-content-security/data-loss-prevention-dlp/ (дата обращения 23.06.2016).

8. CFO Russia [электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.cfo-russia.ru/issledovaniya/index.php?article=13892 (дата обращения 23.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.