Научная статья на тему 'Институализация коммерческой тайны'

Институализация коммерческой тайны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1142
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кушиев К. С.

Институализация коммерческой тайны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институализация коммерческой тайны»

5.10. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Кушиев К.С., аспирант

Российская Академия Государственной Службы при Президенте РФ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

The Institualisation of Commercial Secrecy

Annotation: In its social status commercial secrecy is often intertwined with personal secrecy (privacy) as well as state or corporate secrecy. That is why seems important to institualize commercial secrecy, which is being utilized in business activities and possess a real or potential value.

Key words: Information, commercial secrecy, know-how, intellectual property, state secrecy, corporate secrecy, non-classified information, the information of limited accessibility, non-material value.

Скажу сразу, коммерческая тайна, как полноправный объект гражданского права, должна быть институализирована. Каждый человек обязан глубоко осознать, что коммерческая тайна имеет своего «хозяина», и без его ведома не должна разглашаться. Это своего рода неписанный закон, основы которого подрывать нельзя.

Точно назвать дату появления в человеческом обществе коммерческой тайны не представляется возможным. Однако бесспорен тот факт, что еще в древности великие мастера своего дела, а также торговые люди надежно хранили секреты своей профессии, так надежно, что даже для нашего поколения некоторые технологии прошлого еще остаются тайной. Еще в 1910 г. русский юрист В. Розенберг детально рассмотрел существующие в то время теорию и практику защиты коммерческой тайны. По его мнению, сохранение коммерческой тайны представляло собой одно из средств защиты от недобросовестной конкуренции как меру охранительную, в отличие от уголовного наказания и гражданского иска об убытках - мер восстанови-тельных1.

Первое официальное нормативно-правовое закрепление понятия «коммерческая тайна» состоялось после принятия Закона СССР от 4 июня 1990 г. №1529-1 «О предприятиях в СССР», в ст. 33 которой отмечалось, что под коммерческой тайной предприятия понимаются сведения, связанные с производством технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб предприятию. Причем они не являются государственными секретами.

1 Цит. по: Некоторые вопросы организации зашиты коммерческой тайны предприятия. М., 1991. С.5.

Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия. Виды деятельности предприятий, сведения о которых не могут составлять коммерческую тайну, определяются Советом Министров СССР в целях предотвращения сокрытия предприятием сведений о загрязнении окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, и нарушение порядка охраны таких сведений устанавливается законодательными актами СССР.

Дополнением к указанному положению явилось принятие 25 декабря 1990г. Закона РСФСР №445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятель-ности»2 (Федеральным Законом oт 21 марта 2002 №31-Ф3 настоящий Закон признан утратившим силу с 01 июля 2002г.), п.2 ст.28 которого было указано, что предприятие имеет право не представлять информацию, содержащую коммерческую тайну. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяется Советом Министров РСФСР.

В настоящее время упоминание о коммерческой тайне имеет место в нескольких десятках российских законов, однако содержание этого понятия дано только в ст.139 ГК РФ. Вместе с тем уже известно большое количество научных работ, посвященных коммерческой тайне, где предпринимаются попытки дать четкое и однозначное определение этому объекту информационных правоотношений.

Понятие коммерческая тайна весьма близко по своему содержанию к ранее использовавшемуся в советском законодательстве понятию «секреты производства» или ноу-хау. Так, ст.151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и респуб-лик3 признавала секретом производства техническую, организационную или коммерческую информацию, в отношении которой соблюдались следующие условия:

- информация имела действительную или потенциальную коммерческую ценность;

- ценность определяется в силу ее неизвестности третьим лицам;

- к ней не было свободного доступа на законном основании;

- обладатель информации принимал надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Причем введение в законодательство понятия «коммерческая тайна» представляется боле удачным ввиду того, что позволяет выйти за рамки ин-

2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N30. С. 418.

3 Ведомости СНД и ВС СССР. 1991 №26. С. 733.

формации, составляющей собственно секреты производства (т.е. информации, применяемой непосредственно в промышленности).

Существующая практика относит к коммерческой тайне не только знания и опыт производственнотехнического характера, но и разнообразную нетехническую информацию - данные об организации и экономике производства, маркетинг, коммерческие знания, источники финансирования, бизнес-планы и другую информацию.

Коммерческая тайна - научно-техническая, коммерческая, организационная и иная информация, которая используется в предпринимательской деятельности и обладает реальной или потенциальной экономической ценностью. Фундаментом коммерческой тайны является возможный ущерб, но наносимый интересам физического или юридического лица и выражающийся в прямых имущественных потерях либо упущенной выгоде в результате неправомерного обращения с информацией, содержащей такие сведения. По своему социальному статусу коммерческая тайна зачастую переплетается с личной тайной, а также с государственной тайной, в случае если ущерб от распространения конкретных сведений прямо или опосредованно влияет па состояние безопасности го-сударства4. Именно поэтому коммерческую тайну надо институализировать и тем самым отгородить от всякого рода попыток ее разблокировать.

Институт коммерческой тайны является одним из важных компонентов системы обеспечения устойчивости рынка, ограничения монополизма в производственно-экономических отношениях и через данные факторы в определенной степени оказывает влияние на блок социальных отношений в целом. Без детальной разработки правового института коммерческой тайны практически невозможно поступательное развитие здоровых рыночных отношений, а также полновесное обеспечение прав авторов открытий и изобретений. Многие корпорации и фирмы обязаны своим процветанием или вообще самим существованием умелому сохранению своих секретов. Например, хранящийся в глубокой тайне полный рецепт напитка «кока-кола» позволил достичь успеха огромной корпорации на мировом рынке в течение десятилетий. Немало технологических секретов сконцентрировали в настоящее время фирмы, производящие электронную технику5.

Особенности статуса коммерческой тайны заключаются в обеспечении защиты коммерческого успеха, приоритетного положения на рынке и посредством этого - защиты финансовых средств, вложенных в соответствующие разработки пли исследования, субъективных прав личности на авторство изобретения, полезной модели до их защиты соот-

4 См.: Фатьянов А.А. Указ. соч. С.10.

5 См.: Там же.

ветствующим патентом. Отсюда видно, что институт коммерческой тайны песет позитивную социальную нагрузку и способствует развитию общества и экономики6.

В период монополии государства в экономической сфере в нашей стране самостоятельный институт коммерческой тайны отсутствовал, и защита соответствующей информации при необходимости осуществлялась посредством институтов государственной и служебной тайны. Развитие рыночных отношений вызвало потребность в его нормативной проработке, однако процесс этот несколько затянулся. Неурегулированность ряда вопросов в отношении порядка предоставления информации уже привела к серьезным негативным последствиям в виде финансовых «пирамид», безнаказанной торговли производственными и иными сведениями в целях личного обогащения или устранения конкурента.

В Гражданском кодексе Российской Федерации изложены основания отнесения информации к коммерческой тайне: «Информация составляет коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности».

Своеобразное толкование коммерческой тайны содержится в Перечне сведений конфиденциального характера, утвержденном Указом Президента РФ от 6 марта 1997 года №188. К коммерческой тайне отнесены «сведения связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами»7.

Последнее определение коммерческой тайны дано в проекте Закона «О коммерческой тайне, в которой отмечается, что «Информация, составляющая коммерческую тайну (далее - коммерческая тайна) - научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная, используемая в экономической деятельности информация, в том числе ноу-хау, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности третьим лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности правовые, организационные, технические и иные меры охраны.

Нетрудно заметить, что в этом определении явно прослеживается стремление его авторов «состыковаться» с Гражданским Кодексом РФ. В тоже время в своей содержательной части данное опре-

6 См.: Фатьянов А.А. Указ. соч. С.10.

7 Собрание законодательства РФ. 1997. №10. С. 1127.

деление преследует цель не столько раскрытия сущности и отличительных особенностей коммерческой тайны, сколько установления правовых оснований для рассмотрения в судах хищении и разглашении сведений, составляющих коммерческую тайну. Установление таких оснований в Гражданском Кодексе совершенно правомерно, но перенесение их в общее определение понятия лишь запутывает и само понятие. Действительно, разве не очевидно, что информация, составляющая коммерческую тайну, должна обладать коммерческой ценностью, быть неизвестна третьим лицам и охраняться, не говоря уже о содержащихся в определении сопутствующих этим положениям деталях? Нужно ли перечислять виды информации, заканчивая словами «или иная», не проще ли все это объединить одним словом «любая»? Выражение «к которой нет доступа на законном основании» имеет отношение к критериям и условиям отнесения информации к коммерческой тайне, а не к сути коммерческой тайны.

В соответствии с анализом действующего законодательства к сведениям, составляющим коммерческую тайну, можно отнести:

незапатентованные научно-технические разработки организации (ее работников);

базы данных и программы для ЭВМ, созданные работниками данной организации. Программы и базы данных хотя и являются объектами охраны авторского права, но в отличие от других произведений, которые в силу их оригинальности неповторимы, они, как показывает практика, легко копируются, присваиваются, принадлежность их авторам доказать сложно. Поэтому организации, создающие программы и базы данных, прибегают и к такой мере защиты информации, как отнесение ее к коммерческой тайне;

- сведения о потенциальных покупателях и поставщиках;

- содержание договоров и бизнес-планов предприятия;

- торговые и финансовые секреты;

- прогнозные оценки рынков сбыта и сегментов потребительского рынка;

- номенклатурные и ценовые стратегии предприятия;

- системы организации управления предприятием и пр.

Объекты, относимые к коммерческой тайне, могут быть предметом различных договоров: учредительного, инвестиционного, о передаче научнотехнической продукции, об оказании возмездных услуг, купли-продажи.

Коммерческая тайна — это, прежде всего сама информация, отвечающая условиям отнесения ее к тайне. Как отмечено выше, сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. В то же время коммерческая тайна - это правовой режим

информации ограниченного доступа, конфиденциальность которой устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 9 ГК РФ. Указанный правовой режим включает следующие элементы:

- субъекты, на которые этот режим распространяется;

- содержание права, особенности права на информацию;

- основания возникновения права;

- способы защиты права.

В числе сведений, составляющих коммерческую тайну, особое место занимают правомерно используемые в производстве, но без оформления патентов результаты интеллектуальной деятельности (новые вещества, технологии, механизмы). Однако они не являются объектами интеллектуальной собственности, как это иногда утверждается8. Исключительные права, интеллектуальная собственность признаются за субъектами в случаях и порядке, предусмотренных ГК РФ и другими законами.

Охраняемая коммерческая информация существует в определенной объективной форме; в виде схем, чертежей, описания технологии, рецептур. Информация может быть на бумажном носителе, в виде аудио- или видеозаписи, на магнитном носителе.

Идеи, замыслы, хотя бы и высказанные вслух, под режим коммерческой тайны не подпадают. Однако как только идея созреет до практического решения технической задачи и будет зафиксирована (например, на видеокассете - выступление работ-ника-автора, иллюстрирующего свое выступление схемами), возникает информация, которая может быть охраняемой коммерческой информацией.

Одна и та же информация, как уже указывалось выше, будучи конфиденциальной, может быть отнесена к различным видам тайн. Все зависит от конкретных субъектов, носителей этой тайны. Так, например, коммерческая информация, которая имеет правовой режим коммерческой тайны, может стать известной на законных основаниях работникам Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и других органов исполнительной власти. Названная коммерческая информация, сменив своего носителя, переходит в статус служебной тайны, так как теперь она является служебной информацией ограниченного распространения.

Другими словами, можно утверждать, что одни и те же сведения в зависимости от того, кто является их владельцами, могут менять свой правовой статус. Конфиденциальная информация, находящаяся в распоряжении коммерческой организации, став известной государственным органам, будет называться в этих органах служебной тайной. Государ-

8 См.: Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1. Научно-практический комментарий. М. 1996. С 238.

ственный служащий обязан не только сохранять государственную, служебную и иную, охраняемую законом, тайну, в том числе и после прекращения государственной службы, но и не распространять ставшие ему известными в связи с исполнением должностных полномочий сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.

По нашему мнению, один из критериев различия служебной и коммерческой тайн заключается в том, кто является ее носителем (владельцем): лицо, исполняющее обязанности государственной службы; лицо, являющееся субъектом предпринимательской деятельности; лицо, исполняющее свои профессиональные обязанности в соответствии с Законом.

Кроме уже названных разновидностей информации ограниченного доступа, необходимо рассмотреть и такое нематериальное благо, как тайна частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни означает принадлежащую человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера. Оно обеспечивается рядом норм различных отраслей права и является одним из существенных элементов правового статуса гражданина. Неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну наряду с другими нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона, не отчуждаемы и не передаваемы иным способом. От уровня гарантированного сохранения тайн личной жизни граждан зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима.

Среди видов информации в гражданском праве, кроме информации ограниченного доступа, существует и информация открытая, доступ к которой свободен, в частности к последней можно отнести официальную документированную информацию. Официальная документированная информация создается органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, общественными объединениями в соответствии с их статусом и в порядке реализации возложенных на них функций. Это законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера. В соответствии с 4 частью КГ РФ Законом РФ9 официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы не являются предметами авторского права.

При создании документированной информации такого рода возникают отношения по поводу обязанностей и ответственности соответствующих ор-

9 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. №32. С. 1242.

ганов за ее подготовку, издание и распространение. У приобретателя конкретных экземпляров официальных документов возникает также право вещной собственности на них.

Исходя из указанных выше критериев, нами предлагаются следующие определения: служебная тайна — сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях;

профессиональная тайна — защищаемая законом информация, доверенная, или ставшая известной, лицу (держателю) исключительно в силу исполнения последним своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам лица (доверителя) или иным третьим лицам, и не являющаяся государственной или коммерческой тайной;

Для законодательного закрепления понятия коммерческой тайны предлагаем п.1 ст.139 Гражданского кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции: «Коммерческую тайну составляет информация, охраняемая ее обладателем в любой сфере его коммерческой деятельности в режиме тайны, доступ к которой обладатель ограничивает в своих интересах от третьих лиц, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования». В результате проведенного исследования законодательной базы, правоприменительной практики, проведенного выше краткого анализа основных видов производимой информации, возможно, разделить информацию являющегося объектом гражданского права на две группы:

- открытую, свободно распространяемую,

- ограниченного доступа, распространение которой возможно только в условиях конфиденциальности;

и классифицировать данную информацию в гражданском праве по видам: открытая информация: информация, создаваемая в процессе творчества (произведения науки и культуры, открытые патенты и авторские свидетельства];

обязательно представляемая документированная информация; официальные документы; массовая информация, распространяемая СМИ; -другая информация неограниченною доступа. информация ограниченного доступа: -документированная информация, содержащая сведения о коммерческой тайне, ноу-хау (в порядке защиты секретов производства и науки);

-персональные данные (в порядке защиты личной тайны).

Исходя из раскрытой нами сущности служебной тайны, устранения противоречий в понятиях, закрепленных ГК РФ, мы предлагаем внести изменения в статью 139 1К РФ, исключив из нее понятие служебной тайны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.