Научная статья на тему 'К вопросу о понятии и правовом регулировании института коммерческой тайны'

К вопросу о понятии и правовом регулировании института коммерческой тайны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1611
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИСТОРИЯ / БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW / COMMERCIAL SECRET / CONFIDENTIAL INFORMATION / HISTORY / BANKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самсонова Ольга Александровна

Исследован вопрос о понятии и правовом регулировании института коммерческой тайны. Рассмотрены проблемы защиты конфиденциальной информации в банковской деятельности. Исследована история появления и использования в России коммерческой тайны как правового института. Выявлены особенности статуса коммерческой тайны. Составлена классификация видов коммерческой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE CONCEPT AND LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTE OF COMMERCIAL SECRET

The author researches the issue of the concept and legal regulation of the institute of commercial secret, describes the problems of confidential information protection in banking, studies the history of introduction and functioning of the institute of commercial secret in Russia. She identifies the specifics of the status of commercial secret and compiles a classification of the types of commercial information.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии и правовом регулировании института коммерческой тайны»

О. А. САМСОНОВА

старший преподаватель

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНСТИТУТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Коммерческая тайна — необходимый атрибут бизнеса вообще и денежно-кредитной, банковской деятельности в частности. Разумное сочетание закрытости и открытости — необходимое условие нормального развития банковских систем. Для примера возьмем классические, уже устоявшиеся системы экономически развитых стран — швейцарскую и английскую. В этих странах рациональные пределы сохранения коммерческой тайны являются условием завоевания доверия клиентов, укрепления авторитета банка в кредитно-денежной системе. К таким банкам труднее подступиться преступным элементам1. Так, в праве Великобритании нашло закрепление простое моральное правило: лицу следует сохранять тайну, если оно сказало, что сделает это. Традиционно в английском праве вопросы, связанные с коммерческой тайной, не рассматривались отдельно от государственной и личной тайны, что свидетельствует об отсутствии отличий между видами информации в понимании английского законодательства. Выделяется единое понятие конфиденциальной информации: технические секреты, коммерческие записи, маркетинговые, профессиональные и управленческие секреты, политическая информация или личная тайна, обладатель которой имеет возможность обратиться за защитой своего нарушенного права. В настоящее время в английском обществе высказывается точка зрения о необходимости выделения законодательных положений как о коммерческой, так и о государственной тайнах2.

Развивающейся российской банковской системе еще только предстоит определить тонкую грань между сохранением коммерческой тайны и разумной открытостью. Злоупотребление некоторыми банками институтом коммерческой тайны порой приводит к тому, что правоохранительные органы не могут уберечь банки от преступ-

ных посягательств как извне, так и изнутри. Так, например, в случае заказного убийства банкира только иногда можно говорить, что оно совершено по личным мотивам. Как правило, причины убийства лежат в финансовой деятельности жертвы преступления. Таким образом, выявить корни преступного деяния возможно только путем анализа документов, характеризующих деятельность банка, т. е. изучения той информации, которая подпадает под понятие коммерческой тайны банка (либо банковской тайны лица, на чью жизнь произошло посягательство). На практике это выливается в противостояние интересов правоохранительных органов (налоговая полиция, органы внутренних дел), главной задачей которых является получение сведений, составляющих коммерческую тайну банка, и собственно банка или иных кредитно-финансовых учреждений.

В условиях рыночной экономики каждый из хозяйствующих субъектов вынужден вести борьбу с конкурентами за свое существование, что выражается в заботе о безопасности (финансовой, информационно-коммерческой, юридической, физической) того или иного предприятия. Именно обеспечение информационно-коммерческой безопасности занимает особое место в связи с возрастающей ролью информации в жизни общества. В условиях жесточайшей конкуренции успех предпринимательства все в большей мере зависит от сохранности в тайне секретов производства, опирающихся на определенный интеллектуальный потенциал и конкретную технологию. И очень часто понятие безопасности получает расширенное содержание.

Появление в 1980—1990-х гг. в экономике России самостоятельных хозяйствующих субъектов повлекло за собой объективное существование определенного рода информации, имеющей коммерческий характер, что, в свою очередь, вызвало необ-

ходимость существования такой категории, как коммерческая тайна. Наряду с государственными секретами в нашей стране получила право на жизнь промышленная секретность, в российском законодательстве появилось понятие коммерческой тайны предприятия, известной в законодательстве дореволюционной России как «промысловая тайна»3. Небезынтересно отметить, что еще в начале XX в. сотрудники российской сыскной полиции в ходе расследования преступлений сталкивались с отказами предпринимателей сообщать информацию по делу со ссылкой на коммерческую тайну4.

Коммерческая тайна как объект правовой охраны изначально защищалась при содействии государства, поскольку охраняла государственную монополию на производство того или иного товара (в Китае — секретов производства фарфора, в России — производства спиртных напитков, во Франции — приготовления отдельных сортов сыра и т. д.). Основной целью ограничения доступа иностранцев в отдельные отрасли экономики или на конкретные производства являлось сохранение коммерческих секретов страны-производителя уникального по своим качествам товара.

В России коммерческая тайна была ликвидирована как правовой институт в начале 30-х гг. прошлого столетия в связи с изменением национальной экономической политики и огосударствлением отраслей экономики; защищалась она как государственная и служебная тайна. Негативное отношение лидера коммунистической партии В. И. Ленина к коммерческой тайне повлияло на принятие ВЦИК и СНК РСФСР 27 ноября 1917 г. Положения о рабочем контроле, которым коммерческая тайна фактически ликвидировалась как «порождение буржуазной экономики».

В период существования СССР были известны только государственная и военная тайны, причем свои собственные «профессиональные тайны» государство засекречивало настолько строго, что это требовало дополнительных расходов и ложилось непомерным бременем на государственную казну. А с наступлением перестройки в нашей стране начался процесс огульного

открытия самой информации и ее источников, иными словами, стала проявляться другая нелепая крайность — чрезмерная открытость, наносящая значительный ущерб безопасности и экономике страны5.

Фундаментом коммерческой тайны является механизм защиты от возможного ущерба, наносимого интересам физического или юридического лица и выражающегося в прямых имущественных потерях либо упущенной выгоде в результате неправомерного обращения с информацией, содержащей такие сведения.

По своему социальному статусу коммерческая тайна зачастую тесно переплетается с государственной, если ущерб от распространения конкретных сведений прямо или опосредованно влияет на состояние безопасности государства. В этой связи необходимо указать на различия между коммерческой и государственной тайной. Они состоят в следующем. Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства. Коммерческая же тайна таким перечнем не определена, поскольку она всегда различна применительно к отдельным предприятиям или фирмам, а также индивидуальным предпринимателям. Другое отличие состоит в том, что государственная тайна охраняется государством как некой структурой — собственником информации, защищающей свои интересы, а коммерческая тайна — собственно хозяйствующим субъектом, его службой безопасности. В последнем случае речь идет о том, что сохранение информации, составляющей коммерческую тайну, есть забота собственника данных информационных ресурсов, государство же в данном случае лишь дает возможность посредством нормативно-правовой базы защитить хозяйствующему субъекту свои интересы, если они были нарушены неправомерным раскрытием и использованием информации, представляющей для последнего коммерческую ценность. Особенно следует иметь в виду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами (например, сведения о сроках и объемах поставок продовольствия коммерческими предприятиями в страну, которой

Россия оказывает военную помощь, могут составлять коммерческую, военную и государственную тайны одновременно6). Однако, как совершенно верно отмечает И. В. Смолькова, «государственные секреты не могут быть коммерческой тайной, поскольку в противном случае шла бы торговля государственными интересами»7. Это изначально придало бы институту коммерческой тайны противоправный характер.

В результате утечки конфиденциальной информации может быть причинен значительный экономический ущерб хозяйствующему субъекту. Доказано, что утрата 20% информации, составляющей коммерческую тайну, которая впоследствии стала достоянием конкурентов, в течение месяца в шестидесяти случаях из ста приводит к разорению предприятия8. Поэтому ограничение доступа к соответствующей информации является условием нормального функционирования коммерческой организации.

Особенность статуса коммерческой тайны заключается в обеспечении коммерческого успеха, приоритетного положения на рынке и посредством этого — защиты финансовых средств, вложенных в соответствующие разработки или исследования, субъективных прав личности на авторство изобретения, алгоритма, полезной модели до их защиты соответствующим патентом. Из этого следует, что институт коммерческой тайны несет позитивную нагрузку и способствует развитию общества и экономи-ки9. Однако далеко не всегда коммерческая тайна оценивалась подобным образом обществом. В свое время В. И. Ленин считал, что коммерческая тайна есть «орудие скрывания финансовых мошенничеств и невероятных прибылей крупного капитала»10.

В настоящее время наблюдается процесс возвращения данного института в правовое пространство России. В Государственной Думе РФ на протяжении нескольких лет идет разработка проекта федерального закона «О коммерческой тайне».

Несмотря на отсутствие единого нормативного акта, регулирующего правоприменение коммерческой тайны, нельзя считать, что правовая база данного института вообще отсутствует. Начиная с 1990 г. в различных правовых актах законодатель дал по-

нятие коммерческой тайны и определил практику ее правоприменения.

Как уже отмечалось выше, впервые попытка регламентировать коммерческую тайну на законодательном уровне была предпринята в законе СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР». Статья 33 этого закона исходила из следующего определения коммерческой тайны: это — не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб предприятию и его интересам.

В юридической литературе коммерческая тайна определяется как охраняемое законом право на засекречивание (ограниченный доступ) производственных, торговых, финансовых и других хозяйственных операций и документации по ним11. Коммерческая тайна — форма обеспечения безопасности наиболее важной коммерческой информации, предполагающая ограничение ее распространения.

С правовой точки зрения коммерческая тайна предприятия представляет собой средство защиты против недобросовестной конкуренции в рамках реализации права на интеллектуальную собственность, — это общепризнанное в мире положение, которое дает Конвенция, утверждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г.

Современную трактовку и нормативное закрепление рассматриваемое понятие получило только в 1994 г. с принятием и вступлением в законную силу 1-й части Гражданского кодекса РФ, ст. 139 которого устанавливает, что «информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности». Ряд авторов при исследовании данной проблемы оперирует понятием «предпринимательская тайна», понимая под ним «секретные сведения

производственного, коммерческого или банковского характера, которые могут содержаться как на материальных носителях (в документах, на чертежах, дискетах и т. д.), так и в информации, которую можно получить путем визуального восприятия внешнего вида материального объекта (товарного знака до его регистрации, опытного образца, макета разрабатываемой модели и т. д.)»12.

Вхождение большинства стран в эпоху информационного сообщества требует адекватного правового регулирования отношений, связанных с информацией. Не вызывает сомнения тот факт, что одной из ведущих отраслей права в новом обществе будет информационное. К числу отношений, требующих надлежащего правового регулирования, относятся в первую очередь связанные с конфиденциальной информацией или «тайной». В связи с этим, на мой взгляд, среди правовых источников, регулирующих институт коммерческой тайны, особо следует выделить федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», положения которого ввели понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой и является коммерческая тайна. Определение данного рода сведений, возложенное законодательством на руководителя предприятия, представляет собой одно из центральных звеньев в системе мер, осуществляемых хозяйствующими субъектами по защите своей интеллектуальной собственности. Неправильное или несвоевременное определение предмета защиты существенно снижает эффективность этой системы или вообще сводит ее на нет. К таким сведениям в принципе может быть отнесена любая деловая информация, кроме ограничений, перечисленных в постановлении Правительства РСФСР № 35 от 5 декабря 1991 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», которое было принято в целях обеспечения деятельности государственных органов по защите коммерческой тайны хозяйствующих субъектов.

По мнению И. В. Ярыгиной (и с ним следует, на мой взгляд, согласиться), принад-

лежащую банку или предприятию коммерческую информацию можно условно разделить на два укрупненных блока. Во-первых, это научно-техническая и технологическая информация (сведения о конструкции оборудования, об используемых материалах, их составах, методах и способах производства, а также сведения о вновь разрабатываемых или производимых изделиях, технологиях, о путях и направлениях модернизации известных технологий, процессов и оборудования, программное обеспечение для ЭВМ и т. д.). Во-вторых, это деловая информация (сведения о финансовой стороне деятельности банка или предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность), о размере прибыли, себестоимости производимой продукции; стратегические и тактические планы развития производства; планы маркетинга, данные о характере и объемах торговых операций; анализ конкурентоспособности производимой продукции; планы рекламной деятельности; списки торговых и других клиентов, посредников, конкурентов и т. д.)13.

А. Ю. Викулин в исследовании категорий «банковская тайна» и «коммерческая тайна» выделяет отдельный вид коммерческой тайны — коммерческая тайна банка, которая определяется им как «сведения о деятельности кредитной организации, конкретный перечень которых установлен руководителем банка с целью защиты прав и интересов кредитной организации и доведен до служащих банка, с учетом правил о сведениях, которые не могут быть отнесены к числу объектов коммерческой тай-ны»14. Думается, что подобное определение интересующего нас института не выходит за рамки принятого понимания содержания коммерческой тайны и может быть использовано для уяснения сущности данной категории.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Чинеев В. Секреты банков. Кто за ними охотится? // Юридический вестник. 1997. № 5. С. 8.

2 См.: Власова О. Законодательство Великобритании: Охрана коммерческой тайны и другой конфиденциальной информации // Хозяйство и право. 1999. № 8. С.112.

3 Розенберг В. Промысловая тайна. СПб.: Тип. Мин. финансов, 1910. С. 37.

4 См.: Кошко А. Ф. Среди убийц и грабителей: Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции. М.: Современник, 1995. С. 403.

5 Более подробно см.: Смолькова И. В. Тайна и уголовно-процессуальный закон. М.: Луч, 1997. С. 8.; Наумов А., Рощин А. Тайна коммерческой тайны в России // Деловые люди. 1993. № 4. С. 88.; Ткачева А. Налетай — подешевело // Общая газета. 1996. 1 дек.

6 См.: Наумов А. Рощин А. Указ. ст. С. 89.

7 Смолькова И. В. Проблемы охраняемой законом тайны в уголовном процессе. М.: Луч, 1999. С. 106.

8 См.: Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность. М.: Инф.-вне-дрен. центр «Маркетинг», 1996. С. 53.

9 Фатьянов А. А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право. 1998. № 6. С. 10.

10 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 172.

11 Гражданское право. Словарь-справочник / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1996. С. 245.

12 См.: Жигалов А. Ф. Охрана коммерческой или банковской тайны в российском уголовном законодательстве. Нижний Новгород, 1998. С. 7.

13 См.: Ярыгина И. В. Как организовать работу с иностранными банками и фирмами. Протокол. Переговоры. Контакты. М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1995. С. 18—19.

14 Цит. по: Викулин А. Ю. Категории «банковская тайна» и «коммерческая тайна банка» и их соотношение // Банковское дело. 1997. № 12. С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.