Научная статья на тему 'Развитие инновационного предпринимательства Беларуси'

Развитие инновационного предпринимательства Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1294
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.Э. Дудинский

В статье рассматривается развитие инновационного предпринимательства Беларуси. Раскрываются проблемы и причины, препятствующие широкому развитию инноваций. Приведены основные элементы поддержки этого сектора экономики. Представлена статистиче-ская информация о затратах на произ-водство инновационной продукции и при-ведены объемы производства. Даны пред-ложения по расширению инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE BUSINESS IN BELARUS

The article discusses the development of innovative entrepreneurship in Belarus. Problems and obstacles to the wider development of innovation are revealed. The basic elements to support this sector are submitted. A statistical information about production costs for providing innovative products and production volumes are re-vealed. Proposals to enhance innovation are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационного предпринимательства Беларуси»

УДК 346.26:001.895(476)

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

БЕЛАРУСИ

М.Э. ДУДИНСКИЙ, аспирант УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE BUSINESS IN BELARUS

M.E. DUDINSKI, postgraduate student The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»

В статье рассматривается развитие инновационного предпринимательства Беларуси. Раскрываются проблемы и причины, препятствующие широкому развитию инноваций. Приведены основные элементы поддержки этого сектора экономики. Представлена статистическая информация о затратах на производство инновационной продукции и приведены объемы производства. Даны предложения по расширению инновационного развития.

The article discusses the development of innovative entrepreneurship in Belarus. Problems and obstacles to the wider development of innovation are revealed. The basic elements to support this sector are submitted. A statistical information about production costs for providing innovative products and production volumes are revealed. Proposals to enhance innovation are presented.

Введение. В настоящее время главным фактором интенсивного экономического роста в ведущих странах мира стали инновации, производство и распространение которых обеспечивается инновационным предпринимательством при тесной поддержке государства. Предпринимательство же в свою очередь, по Й. Шумпетеру, характеризуется умением рисковать, верой в собственные силы, ощущением собственной независимости, стремлением к нововведению (инновациям).

Проблема инновационного развития является одной из самых актуальных и сложных, а современное социально-экономическое состояние страны предоставляет для ее решения весьма незначительные возможности.

Переход к инновационному пути развития - основной вектор, обеспечивающий экономическую безопасность белорусского государства и его регионов в среднесрочной и долгосрочной перспективе [1].

Основная часть. Сегодня можно считать однозначно доказанным, что инновации играют огромную роль в любой предпринимательской деятельности. Вслед за Й. Шумпетером можно еще раз подтвердить, что вообще в основе предпринимательства лежит систематическая инновационная деятельность. Инновации могут касаться любых сторон предпринимательского процесса. Исходя из уже приводившегося определения предпринимательства по Й. Шумпетеру, этими сторонами могут быть: создание принципиально новых изделий или изделий улучшенного качества, внедрение новых технологических процессов, использование новых материалов, расширение рынков сбыта и (или) создание новых, введение новых организационных форм [2, с. 76-77].

Успех мелкого бизнеса можно объяснить углублением специализации в научных разработках. Это привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы могут конкурировать с крупными концернами даже со своими скудными ресурсами, работая в определенном направлении. Они занимаются разработкой и освоением инноваций в тех областях, которые могут быть для крупного бизнеса или неперспективными, или слишком рискованными. Мелкие фирмы охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально новой продукции снижается роль крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований [3, с. 46].

По своей организационной форме подавляющее большинство белорусских малых инновационных предприятий относятся к малым внедренческим фирмам, так называемым венчурам, самостоятельно генерирующим, разрабатывающим и внедряющим свои новшества в производство выпускаемого ими продукта.

Основными причинами, препятствующими широкому развитию инновационного предпринимательства в Республике Беларусь, являются:

- слабая законодательная база по защите интеллектуальной собственности;

- отсутствие консалтинговых услуг;

- неразвитость рынка инновационных разработок;

- низкая инновационная активность крупного бизнеса;

- слабая государственная поддержка инновационного предпринимательства;

- отсутствие квалифицированных кадров по инновационному менеджменту [4].

Большой проблемой для малых предприятий инновационного направления является сбыт наукоемкой продукции. Как правило, они стараются работать в нише импортозамещения. Однако, как отмечает большинство их руководителей, пробиться со своей наукоемкой импортозамещающей продукцией на крупные и средние предприятия Беларуси очень сложно. Эта проблема, следует отметить, характерна не только для инновационных, но и для обычных малых производственных предприятий.

Во многих белорусских малых научно-технических предприятиях офисные, производственные и складские помещения в основном размещают на площадях, предоставленных в аренду «материнскими» организациями - научно-исследовательскими, вузами и технопарками. При этом многие руководители малых научно-технических предприятий считают арендную плату неоправданно высокой.

Также серьезной проблемой для многих из них остается недостаточный приток на предприятие молодых способных специалистов, зачастую уходящих после окончания вузов в торговый бизнес, более выгодный в коммерческом плане. По вышеперечисленным причинам в условиях финансовых, кадровых и информационных проблем большинство руководителей малых научно-технических предприятий вообще не видят дальнейших перспектив для развития своих предприятий.

Кроме того, недостаток или недостоверность маркетинговой информации о потребностях белорусских промышленных предприятий в инновационном продукте ведет к несоответствию разработок, осуществляемых в рамках инновационных проектов малых предприятий, относительно спроса на эту продукцию [5].

В связи с этим можно сделать выводы о том, что для исправления негативных тенденций, имеющих место в малом инновационном бизнесе, для начала следует решить две основные задачи. Во-первых, обеспечить для работы малым научно-техническим предприятиям надлежащие финансовые условия, то есть создать в стране систему венчурного финансирования или другие виды льготного финансирования инновационных проектов малых предприятий. Во-вторых, обеспечить малым научно-техническим предприятиям получение гарантированного доступа к инновационным разработкам для ведущих белорусских промышленных предприятий.

Во всем мире государство оказывает помощь инновационным предприятиям, используя большое число инструментов финансирова-

ния (например, поручительства, займы на льготных условиях, гарантии), чтобы расширить базу собственного капитала молодых инновационных предприятий и тем самым облегчить им доступ к рынкам капитала или альтернативным источникам финансирования вроде венчурного капитала. Другими государственными мероприятиями по поддержке инновационной деятельности являются: выделение премий за инновацию, прибыльные госзаказы (например, в индустрии вооружений), финансирование государственных исследовательских центров и университетов. Государственные налоговые льготы, ускоренная амортизация, лизинг оборудования, предоставление на льготных условиях аренды помещений, уменьшенная налоговая ставка на доход с капитала - все это также используется для стимулирования направления инвестиционных ресурсов в инновационные высокотехнологические фирмы.

Приоритетные направления научно-технической деятельности на 2011-2015 гг. определены Указом Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378.

Принята Стратегия технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 г., где предусмотрены инструменты экономического стимулирования.

Подготовлен и реализовывается проект Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., где предполагается создание высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики в сфере био- и нанотехнологий, по производству новых материалов, лазерно-оптического оборудования, а также в сфере генной инженерии. К 2015 г. удельный вес инновационной продукции промышленных предприятий, отгруженной на экспорт, должен достигнуть 20-21%; доля инновационно-активных предприятий должна составить не менее 40%, а внутренние затраты на НИОКР - 2,52,9 % ВВП [6].

Современное состояние финансирования науки из средств республиканского бюджета и внутренние затраты на научные исследования и разработки представлены в таблице 1.

В рамках реализации проекта Республика Беларусь на 11 позиций улучшила свой рейтинг в индексе знаний Всемирного банка.

На данный момент в рамках Государственной программы инновационного развития выполняется 240 проектов, 33 из которых были введены в эксплуатацию в 2012 г. Из 485 новых предприятий и производств порядка 260 будут основаны на отечественных разработках.

В рамках сотрудничества российских и белорусских ученых в инновационной сфере реализуется 12 союзных программ, в числе которых программа по сельскохозяйственному машиностроению. Кроме того, сегодня уже реализуется программа по созданию машин для лесного хозяйства.

Таблица 1 - Финансирование науки из средств республиканского бюджета и внутренние затраты на научные исследования и разработки

Показатели Год

2000 2005 2008 2009

Расходы республиканского бюджета: В % к ВВП 0,39 0,38 0,33 0,31

В % расхода бюджета 2,6 2,4 2,2 2,3

Внутренние затраты, % к ВВП 0,72 0,68 0,75 0,65

Всего к ВВП, % 1,11 1,04 1,08 0,96

Выдано патентов на изобретения, шт. 537 955 1252 1297

В том числе иностранных 183 144 113 109

создано передовых технологий, шт. - 370 375 -

В том числе: новые в мире - 35 52

новые в стране - 332 318

принципиально новые - 3 5

За время существования белорусского и российского фондов выполнено порядка 1000 проектов.

В ходе реализации мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры зарегистрировано три новых субъекта инновационной инфраструктуры, в числе которых технопарки ООО «Технопарк «Полесье», ООО «Минский городской технопарк», центр трансфера технологий - ГП «Агентство развития и содействия инвестициям». Перерегистрирован технопарк ЗАО «Технологический парк Могилев».

Инновационным фондом начато финансирование двух венчурных проектов: «Разработка и внедрение новой технологии производства цементно-поризованных листов, обеспечивающих ресурсосбережение и импортозамещение в строительстве», ООО «Орша КЕМБел», и «Организация и освоение производства установки автоматического контроля фотошаблонов ЭМ-6729», УП «КБТЭМ-ОМО».

В ближайшее время усилия будут направлены на формирование в республике инновационно-промышленных кластеров на базе предприятий, организаций и учреждений государственного сектора, преду-

смотренных Госпрограммой, а также кластеров по предложениям организаций негосударственной формы собственности в рамках организации государственно-частного партнерства.

Вместе с тем при реализации инновационных программ развития белорусской экономики обозначились заметные сбои. По таким показателям, как удельный вес инновационно-активных предприятий, отношение расходов республиканского бюджета и внутренних расходов на научно-исследовательские работы к ВВП, Беларусь оказалась ниже уровня начала реализации программы.

Отметим, что в странах ЕС критический порог доли НИОКР в ВВП принят за 2 %. Не случайно в новейших решениях предусмотрено наращивание объемов финансирования научно-исследовательской работы, в том числе из бюджета (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели деятельности организаций, выполнявших научно-исследовательские работы

Показатели Год

2000 2005 2008 2009 2011 2012

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, ед. 307 322 329 446 501 530

Списочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, чел. 32926 30222 31473 32441 31194 30437

Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млрд. руб. 66,0 441,5 962,4 883,3 2081,9 3537,8

Объем выполненных научно-технических работ, млрд. руб. 99,1 832,7 1252,5 1162,8 2225,6 4368,1

При весьма низком удельном весе в инновациях передовых технологий (лишь 10 %) обращает на себя внимание и низкое присутствие в их объеме отечественных разработок (менее 25 %). Часто инновации подменяются лишь ординарной модернизацией основных фондов.

Надо признать, что национальные приоритеты в сфере технологий во многом формируются под давлением корпоративных интересов отраслевых министерств. Вместе с тем инновационная деятельность в современной стране должна быть сориентирована на первоочередное

развитие высокотехнологичных отраслей, которые относятся к перспективным технологическим укладам.

Значительное отставание в сфере НТП заставляет активно использовать режим «догоняющего развития», концентрировать усилия страны на ограниченном перечне инновационных направлений, широко заимствуя разработки других стран. Дефицит ресурсов и необходимость проведения «поздней модернизации» вынуждают делать ставку не на базисные инновации, а на улучшающие инновации (изобретения среднего уровня, тактические инновации) и микроинновации (частичное улучшение существующих образцов) [7, с. 470-471].

По мере увеличения размеров государственного финансирования инновационных процессов происходит активизация позиции государства в отношении создания действенных механизмов реализации накапливаемых фондов, что предполагает, во-первых, обеспечение условий беспрепятственного прохождения инноваций от идеи до готового продукта и, во-вторых, стимулирование многократного и многоцелевого использования результатов, полученных в ходе инновационной деятельности.

Решение первой задачи привело к созданию различных организационных форм привлечения производственных фирм как в качестве подрядчиков, так и в качестве экспертов, управляющих и даже соинве-сторов государственных программ НИОКР. Решение первой задачи также связано с созданием инфраструктурного механизма, способствующего широкому распространению государственного фонда научных и технических решений среди потенциальных потребителей. Для этого, в частности, принимаются специальные меры как по формированию фондов научно-технических отчетов, описаний новшеств, завершенных технических разработок, так и по рекламе их содержания и обеспечения к ним доступа широких научных и деловых кругов. Однако, как показала практика, более эффективным признан механизм распространения инноваций посредством специально создаваемых внедренческих центров, основными целями которых являются:

- оказание помощи мелкому бизнесу, в частности, организация инженерных и финансовых консультаций, анализ потенциального рынка и необходимых ресурсов, планирование процесса производства, оформление заявок на участие в соответствующих государственных программах НИОКР;

- использование уже известных технических новшеств для удовлетворения запросов потребителей [8, с. 101-102].

Затраты на технологические инновации начиная с 2002 г. представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Затраты на технологические инновации, млрд. руб.

Система поддержки инновационного предпринимательства только формируется. К основным элементам инфраструктуры этой поддержки можно отнести следующее:

- информационное обеспечение, которое должно включать сведения о законодательстве, административных распоряжениях в сфере инновационного предпринимательства, условиях его развития, рынках сбыта продукции, конкурирующих предприятиях, возможностях снабжения сырьем, топливом, энергией, оборудованием, наличии производственных помещений, квалифицированных кадров. Должно быть обеспечено предоставление информации о потенциальных инвесторах и инвестиционных проектах, обо всех сегментах финансового, инвестиционного рынка, рынка ценных бумаг и т.д. Необходимо создавать доступные для потенциальных инвесторов банки данных, информировать их о новых инновационных (венчурных) проектах, создавая конкурентную среду на рынке капиталов;

- создание развитой сети коммуникаций для предпринимательства и консалтинговых фирм, помогающих инвесторам выбирать объекты инвестирования и влияющих на инвестиционные потоки;

- создание центров менеджмента и маркетинга, осуществляющих обучение и подготовку предпринимательских кадров по всему комплексу необходимых в инновационном предпринимательстве дисциплин и специальностей.

Объем произведенной инновационной продукции (работ, услуг) представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Объем произведенной инновационной продукции (работ, услуг), млрд. руб.

Кроме того, для развития инновационного предпринимательства необходимо:

- планирование отраслевой, функциональной, территориальной инфраструктуры развития инновационной деятельности;

- организация и ведение реестра по учету заявок на поддержку инновационных (венчурных) проектов;

- реализация госзаказа на поддержку инновационной деятельности путем подготовки и заключения взаимосвязанных договоров и многосторонних государственных контрактов;

- совершенствование контрактной системы по части селективного управления господдержкой;

- содействие развитию инновационных предприятий и конверсии оборонных предприятий, а также повышение научно-технического уровня производства;

- содействие кооперированию инновационных предприятий;

- поддержка инновационных предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности;

- формирование социальной сферы инновационных предприятий;

- поддержка инновационных предприятий в улучшении экологической обстановки;

- проведение государственной налоговой политики поддержки инновационного предпринимательства [9].

Заключение. Таким образом, нами выяснено, что даже при значительном потенциале инновационного предпринимательства на всех стадиях инновационного процесса, включая разработку идей, сопровождение проектов, внедрение в производство и освоение рынков, фактическая его реализация далека от желаемой картины. В то же время сложившаяся ситуация дает огромные возможности всем участникам инновационной деятельности, и прежде всего малому предпринимательству, позволяя занять свое место в этих перспективных направлениях.

Мы предлагаем направить усилия регионального структурного подразделения на создание постоянно действующей региональной инновационной площадки с участием представителей научно-исследовательских организаций, подразделений, субъектов хозяйствования области, других регионов республики и зарубежья для обмена проектными идеями и заключения партнерских соглашений.

Список литературы

1. Инвестиционный форум // Проект «Зеленый свет иностранным инвесторам» [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.vitinvest.by/content/. - Дата доступа: 25.03.2014.

2. Аньшин, В.М. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. пособие / В.М. Аньшин, А.А. Дага-ев. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Дело, 2006. - 584 с.

3. Медынский, В.Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: учеб. пособие для вузов / В.Г. Медынский, С.В. Ильдеменов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 441 с.

4. Развитие инновационного предпринимательства [Электронный ресурс]. - 2014. -Режим доступа: http://www.ieay.ru/nauch/sc article/2005/03/Meleshkin.shtml. - Дата доступа: 25.03.2014.

5. Малое инновационное предпринимательство: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.horda-hidravlika.com/ru/articles/10-2010-08-25-07-59-59. - Дата доступа: 27.03.2014.

6. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0= C21100669&p2={NRPA}. - Дата доступа: 20.03.2014.

7. Лемешевский, И.М. Национальная экономика Беларуси: основы стратегии развития: курс лекций для студентов экон. спец. вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 560 с.

8. Анищик, В.М. Инновационная деятельность: учеб. пособие / В.М. Анищик, А.В. Русецкий, Н.К. Толочко. - Минск: Издат. центр БГУ, 2006. - 175 с.

9. Малое инновационное предпринимательство: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.ieay.ru/nauch/sc_ article/2005/03/Meleshkin.shtml. - Дата доступа: 02.02.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep /ru/indicators/science.php. -Дата доступа: 12.02.2014.

Информация об авторе

Дудинский Михаил Эдуардович - аспирант экономического факультета кафедры экономики и МЭО В АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (02233) 7-94-83.

Материал поступил в редакцию 05.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.