Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ'

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
РЕКОМЕНДАЦИИ / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ПОТЕНЦИАЛ / МАЛЫЙ-СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перевалов А.А.

В данной статье осуществляется разработка конкретных рекомендаций по улучшению регулирования и развития инновационного потенциала субъектов малого и среднего бизнеса Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF SMALL & MEDIUM-SIZED BUSINESSES OF SAMARA REGION

In this article, specific recommendations are being developed to improve the regulation and development of the innovative potential of small and medium-sized businesses in the Samara region

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 33

Перевалов А.А.

магистрант 2 курса Департамента предпринимательства института финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет (Россия, г. Тольятти)

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: в данной статье осуществляется разработка конкретных рекомендаций по улучшению регулирования и развития инновационного потенциала субъектов малого и среднего бизнеса Самарской области.

Ключевые слова: рекомендации, инновации, развитие, регион, потенциал, малый-средний бизнес, целеполагание.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в научной среде и практической деятельности управления инновационным потенциалом Самарской области достаточно мало внимания, по нашему мнению, уделяется разработке конкретных рекомендаций по улучшению регулирования и развития инновационного потенциала субъектов малого и среднего бизнеса исследуемого региона.

Рекомендации по улучшению регулирования и развития инновационного потенциала Самарской области рассмотрим с двух позиции: с позиции мер по развитию инновационного потенциала в целом; с позиции мер по развитию инновационного потенциал субъектов МСП, задействованных в НИОКР.

Говоря в целом о развитии инновационного потенциала региона, следует обратить внимание на исследования профессора, кандидата экономических наук К.И. Гомана [1], который говорит о необходимости создания в регионе

Концепции инновационного развития промышленного комплекса Самарской области как части национальной промышленной политики РФ. По мнению ученого, в настоящее время региональному предпринимательскому сектору региона необходимы крупномасштабные проекты развития инновационной деятельности и современные высокотехнологичные промышленные структуры с учетом интересов бизнеса и государства, способные ускорить инновационные преобразования субъектов бизнеса области путем формирования и внедрения новой техники и технологий на всех этапах производственного процесса.

Основной стратегией инновационного развития предпринимательского комплекса региона является формирование его устойчивой конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке, где Самарская область является основным участником, за счет развития высокотехнологичных отраслевых промышленных кластеров, являющихся региональными центрами развития и роста [1].

В Самарском регионе осуществляется реализация стратегии социально-экономического развития на период до 2030 года, в границах которой сформированы два стратегических направления развития области: обеспечение экономического роста региона и развитие человеческого капитала [2].

Важным направлением в реализации инновационной кластерной стратегии модернизации предпринимательского сектора региона являются технологические платформы (ТП), которые обеспечивают решение задач [3]:

- формирование целей, принципов и путей проведения технологической модернизации, определение временных границ формирования технологической платформы;

- анализ инновационного потенциала в предпринимательском секторе региона и определение приоритетов НИОКР;

- формирование научно-технологической инфраструктуры, в том числе инфраструктуры региона в целом и инфраструктуры предприятий;

- определение объемов финансирования деятельности ТП и проектов инновационной деятельности.

Концептуальная разработка стратегии инновационного кластерного развития предпринимательского сектора региона представлена на рисунке 1.

Целеполагание в стратегии инновационного

ЦЕЛИ

планомерное формирование кластеров, обеспечивающих отрасли инновационного развития пр едпринимательского сектора региона;

модернизация предпринимательского сектора региона с повышением доли высокотехнологических производств на базе отечественных научных исследований;

повышение числа критических технологий, обеспечивающих инновационное лидерство в базовых секторах предпринимательского сектора региона;

формирование инновационных кластеров на основе инновационного лидерства, за счет внутренних разработок и стимулирования политики импортозамещения;

развитие инновационной инфраструктуры и институциональной среды для развития инновационной системы предпринимательского сектора региона;

трансферт технологий и стимулирование зарубежных инвестиций

Задача: качественное изменение существующей технологической структуры промышленного комплекса региона в к онтексте перехода на новый технологический уклад

Факторы влияния на инновационное развитие:

- трансформация социально-экономических процессов, обусловленная ресурсно-экологическими и политико-экономическими факторами современной модели отечественной экономики и глобализацией мирового экономического пространства;

- развитие интеграционных процессов в предпринимательском секторе

Рисунок 1 - Целеполагание в стратегии инновационного кластерного развития Самарской области [разработано автором на основании [1]]

Перечень ТП был утвержден правительством от 03.08.2010 [4]. В нем сказано, что целью формирования ТП является развитие прорывных технологий, а сама ТП позиционируется в качестве коммуникационного, а не финансового инструмента по согласованию интересов участников инновационной деятельности.

Якорными предпринимательскими кластерами стратегического развития Самарского региона станут высокотехнологичные кластеры; авиационно-космический, автомобилестроительный, нефтегазохимический, инновационно -внедренческий.

Самарская область как территория с высокой концентрацией производственно-технического, научного, образовательного потенциала располагает благоприятными условиями для развития инноваций. В настоящее время регион является одним из лидеров ПФО и РФ в целом по развитию инновационной деятельности.

Для интенсивного развития инновационных проектов, создания современной инновационной инфраструктуры сформирована и успешно апробирована областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Самарской области на 2015-2030 годы». В области создано государственное учреждение «Агентство инновационного развития Самарской области». Для решения актуальных технологических задач высокотехнологичных предприятий в регионе создан «Региональный центр инноваций и трансферта технологий».

Говоря о развитии инновационного потенциала субъектов МСП Самарской области, задействованных в НИОКР, необходимо выделить также следующие направления:

- необходимо развивать меры государственной поддержки, особенно в части госфинансирования;

- необходимо концентрировать внимание на соответствии деятельности субъектов МСП инновационной политике государства по конкретным отраслям экономики;

- необходимо усиливать кооперацию в рамках выполнения НИОКР;

- необходимо усиливать участие субъектов МСП в сбытовых снабженческих сетях;

- необходимо увеличивать число сотрудников получающих высшее образование.

Представляется, что за счет реализации всех перечисленных выше мероприятий может быть увеличен и объем отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды.

Таким образом, сформулированы рекомендации по улучшению развития инновационного потенциала субъектов малого и среднего бизнеса региона.

Во-первых, говоря в целом о развитии инновационного потенциала региона, следует обратить внимание на следующие меры:

1. Организационные: формирование кластеров регионального предпринимательского сектора путем использования возможностей крупных индустриальных парков; создание государственно-частного партнерства [5]; организация политики импортозамещения; развитие кадрового, научного и технологического потенциала предпринимательских структур.

2. Экономические: субсидирование и льготы по кредитным ставкам; применение налоговых каникул; государственные гарантии; ускоренная амортизации.

3. Юридические: применение на практике законодательных документов по новым нормам и правилам создания инновационно-ориентированных субъектов бизнеса, новым стандартам качества продукции; формирование равных возможностей хозяйствующим субъектам по доступу к имеющимся ресурсам.

4. Инфраструктурные: технологические платформы (формирование целей, принципов и путей проведения технологической модернизации, определение временных границ формирования технологических платформ; анализ инновационного потенциала в предпринимательском секторе региона и определение приоритетов НИОКР; формирование научно-технологической инфраструктуры; определение объемов финансирования деятельности ТП и проектов инновационной деятельности).

Во-вторых, говоря о развитии инновационного потенциала субъектов МСП Самарской области, задействованных в НИОКР, необходимо:

- развивать меры госфинансирования;

- концентрировать внимание на соответствии деятельности субъектов МСП инновационной политике региона;

- усиливать кооперацию в рамках выполнения НИОКР;

- усиливать участие субъектов МСП в сбытовых снабженческих сетях;

- увеличивать число сотрудников получающих высшее образование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гоман К.И. Проблемы и направления развития инновационной деятельности в промышленности Самарской области // Вестник Самарского университета. 2019. № 1. С. 14-19;

2. О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года: Постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441 (ред. от 17.09.2019) [Электронный ресурс]. Электронный фонд нормативно-правовой базы РФ [официальный сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/553265294 (дата обращения 22.12.2022);

3. Кунашева З.А., Багова Д.М. Формирование инфраструктуры инновационного развития экономики на основе технологических платформ // Национальные приоритеты и безопасность. 2020. С. 190-194;

4. Порядок формирования перечня технологических платформ. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=518321#P1Q Nj3TplEFmlGs5 (дата обращения: 22.12.2022).

5. Константинович, Д. А. Муниципально-частное партнерство как элемент инвестиционного механизма реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования / Д. А. Константинович, Я. С. Митрофанова // Бюллетень транспортной информации. - 2022. - № 1(319). - С. 44-52. - EDN WMTRYE.

Perevalov A.A.

2nd year Master's student of the Department of Entrepreneurship of the Institute of Finance, Economics and Management Togliatti State University (Russia, Togliatti)

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF SMALL & MEDIUM-SIZED BUSINESSES OF SAMARA REGION

Abstract: in this article, specific recommendations are being developed to improve the regulation and development of the innovative potential of small and medium-sized businesses in the Samara region.

Keywords: recommendations, innovations, development, region, potential, small-medium business, goal setting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.