УДК 338.2
К.И. Гоман*
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье представлен материал по основным проблемам, препятствующим развитию инновационной деятельности, предложены пути преодоления данных проблем и направления развития инновационной деятельности регионального промышленного комплекса.
Ключевые слова: регион, промышленность, экономическое развитие, конкурентоспособность, инновации, национальная безопасность государства, технологии, научно-технологический потенциал, наукоемкая продукция, основные фонды, затраты.
В настоящее время научные достижения стали определять динамику экономического развития регионов, уровень их конкурентоспособности и степень обеспечения национальной безопасности государства. Развитые страны Европы и США перешли к новой стадии социально-экономического развития, содержанием которой является формирование экономики, основанной на научных открытиях и базирующейся на инновационных технологиях [2].
Проведенный анализ показывает, что уровень экономической и технологической независимости стран в XXI веке обусловлен состоянием научно-технологического потенциала регионов, их способностью генерировать научные знания и претворять их в практику деятельности. Развитие промышленного комплекса региона в полной мере определяется научными открытиями, но в то же время состояние отечественной науки остается довольно критическим. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 1,9 %, а доля инновационной продукции — менее 12 % от совокупного объема производимой промышленной продукции [8]. Среднегодовое обновление основных фондов в научно-технологическом комплексе страны не превышает 6 %, материально-техническая база научных подразделений стремительно устаревает [9].
Кроме этого, происходит отток за рубеж ведущих ученых кадров, что вызвано недостаточностью социальной защищенности ученых, слабым уровнем оснащения техникой, неразвитостью инновационной инфраструктуры. Средний возраст лиц, имеющих ученую степень, превышает 55 лет и продолжает расти [8].
Координация научной и инновационной деятельности производится не в полной мере, система управления отечественной наукой до сих пор не адаптирована к условиям рынка, не обеспечивает рационального сочетания методов самоуправления и государственного регулирования научной деятельности.
В 2016 году впервые за последние десять лет правительством страны комплексно рассмотрены проблемы перехода РФ на инновационный путь развития и замечено, что задачи развития российской науки и инновационных технологий относятся к высшим приоритетам государства, так как от ее развития зависит весь промышленный комплекс страны [9].
Основными проблемами развития отечественной промышленности с точки зрения повышения качества, обеспечения конкурентоспособности и создания инновационных технологий в долгосрочной перспективах являются физический и моральный износ основных фондов, слабые темпы их обновления, техническое и технологическое отставание от развитых стран. Особенно высокая степень износа имеется в базовых отраслях промышленного комплекса регионов [4]. Сокращение производственного потенциала и снижение затрат на его обновление привели к тому, что производственно-техническая база промышленных предприятий находится в критическом состоянии.
Но, несмотря на старение основных фондов производства, высокотехнологичные ВЭД промышленности, применяя существующие научно-технические заделы, еще в состоянии производить и совершенствовать выпускаемую продукцию.
Проведенный анализ состояния инновационной деятельности промышленного комплекса Самарской области дает все основания полагать, что, несмотря на имеющиеся положительные тенденции в его функционировании, проблемы в промышленных ВЭД пока не преодолены. Об этом наглядно свидетельствуют уровень НИОКР, осуществляемых на предприятиях, и объемы выпускаемой инновационной продукции. Для примера: уровень НИОКР на региональных промышленных предприятиях Самарской области не превышает 12—18 %, в то время как на зарубежных промышленных предприяти-
* © Гоман К.И., 2019
Гоман Кирилл Игоревич ([email protected]), магистрант по направлению «Экономика», программа «Финансы и кредит», Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
ях он достигает 70 % [9]. Объемы выпускаемой инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленных предприятий составляют до 12—14 %, а на зарубежных — до 48 % [11]. Часть промышленных предприятий региона до настоящего времени имеет организацию производства и применяет технологии, которые были внедрены еще в период плановой экономики и рассчитаны на функционирование в то же время.
В настоящее время, согласно Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), созданы высокотехнологичные ВЭД промышленности: ракетно-космическая и авиационная промышленность, радиоэлектронная промышленность, судостроение, атомная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, энергетическое машиностроение, где РФ имеет серьезные конкурентные преимущества.
Проблемы структурной перестройки промышленного сектора и развития уровня ее диверсификации предопределяют решение задач по ускорению инновационного развития высоко- и среднетехнологич-ных региональных производств и выходу их на внешние и внутренние рынки с конкурентоспособной инновационной продукцией.
Проблемы реализации мероприятий инновационного развития регионального промышленного комплекса показаны в приказе Федерального агентства по метрологии и техническому регулированию от 31 января 2014 года № 14-ст, объединяющие ВЭД: «Производство металлургическое», «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий», «Производство электрического оборудования», «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки», «Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов» и другие.
Таким образом, проблемами негативной динамики в промышленном секторе РФ по внедрению инноваций являются существенное отставание уровня технологического развития предприятийпро-мышленности региона, которое обусловлено факторами [4]:
— низким уровнем инновационной активности промышленных предприятий региона;
— незаинтересованностью промышленных предприятий в инновационном развитии и, как следствие, низким уровнем спроса на научные разработки отечественных НИИ;
— значительными финансовыми ресурсами, отвлекаемыми на инновационные разработки и, как следствие, использованием трансфера импортных технологий;
— значительной степенью физического и морального износа основного производственного и технологического оборудования (более 60 %), которая не позволяет выпускать инновационную, качественную и конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом как в РФ, так и за рубежом;
— наличием низкого уровня рентабельности промышленного производства (9 %), который представляет промышленные ВЭД как непривлекательные для инвесторов, а также существенно ограничивает возможности по привлечения кредитов;
— отсутствием у предприятий собственных источников финансирования для развития и укрепления материальной базы вследствие неблагополучного финансового состояния (низкой платежеспособности и финансовой устойчивости).
Необходимость создания Концепции инновационного развития промышленного комплекса Самарской области как части национальной промышленной политики РФ становится все более актуальной. В этом вопросе имеется и потребность определении стратегических границ как для импортозамещения, так и для открытой экономики с ее гетерогенным характером и значительным интеллектуальным капиталом. Конкурентоспособность промышленного комплекса региона сегодня выступает основным источником экономического роста. Успех в данной сфере определяется развитием инновационных технологий [9].
Эффективное функционирование промышленности Самарского региона невозможно представить без широкого применения современных инноваций в производстве и выпуске инновационного продукта. В настоящее время региональному промышленному сектору региона необходимы крупномасштабные проекты развития инновационной деятельности и современные высокотехнологичные промышленные структуры с учетом интересов бизнеса и государства, способные ускорить инновационные преобразования в промышленных ВЭД путем формирования и внедрения новой техники и технологий на всех этапах производственного процесса [10].
Основной стратегией инновационного развития промышленного комплекса региона является формирование его устойчивой конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке, где Самарская область является основным участником, за счет развития высокотехнологичных отраслевых промышленных кластеров, являющихся региональными центрами развития и роста [7].
За прошедшие 25 лет рыночных реформ в экономике страны региональный промышленный комплекс существенно видоизменился благодаря проводимым реформам и промышленной политике, но, несмотря на происходящие трансформационные процессы, эффективность инновационного развития промышленного комплекса региона остается на низком уровне.
В Самарском регионе осуществляется реализация стратегии социально-экономического развития на период до 2030 года, в границах которой сформированы два стратегических направления развития области: обеспечение экономического роста региона и развитие человеческого капитала [9]. Свое отражение в Стратегии нашли и отрасли специализации Самарского региона: космическое и авиационное
машиностроение; автомобилестроение и производство автомобильных комплектующих; нефтяная и химическая промышленность и производство новых видов материалов.
Главными направлениями специализации Самарского региона в долгосрочной перспективе будут: инновационная и внедренческая деятельность; логистика, транспорт и коммуникации; туристско-рек-реационный сервис; медицинская деятельность; научно-образовательная деятельность.
Важным направлением в реализации инновационной кластерной стратегии модернизации промышленного комплекса региона являются технологические платформы (ТП). Они обеспечивают решение целого ряда задач [5]:
— формирование целей, принципов и путей проведения технологической модернизации, определение временных границ формирования технологической платформы;
— анализ инновационного потенциала в промышленном секторе региона и определение приоритетов НИОКР;
— формирование научно-технологической инфраструктуры, в том числе инфраструктуры региона в целом и инфраструктуры промышленных предприятий;
— определение объемов финансирования деятельности ТП и проектов инновационной деятельности.
Концептуальная разработка стратегии инновационного кластерного развития промышленного комплекса региона представлена на рисунке.
Стратегия инновационного кластерного развития промышленного комплекса региона
Цели
- планомерное формирование кластеров, обеспечивающих отрасли
инновационного развития промышленного сектора региона;
_ модернизация промышленного комплекса региона с повышением
доли высокотехнологических производств на базе отечественных научных исследований;
_ повышение числа критических технологий, обеспечивающих
инновационное лидерство в базовых секторах промышленного комплекса региона;
_ формирование инновационных кластеров на основе
инновационного лидерства, за счет внутренних разработок и стимулирования политики импортозамещения;
_ развитие инновационной инфраструктуры и институциональной
среды для развития инновационной системы промышленного комплекса региона; _ трансферт технологий и стимулирование зарубежных инвестиций
Задача: качественное изменение существующей технологической структуры промышленного комплекса региона в контексте перехода на новый технологический уклад
Факторы влияния на инновационное развитие:
— трансформация социально-экономических процессов, обусловленная ресурсно-экологическими и политико-экономическими факторами современной модели отечественной экономики и глобализацией мирового экономического пространства;
— развитие интеграционных процессов в промышленности
Рис. Целеполагание в Стратегии инновационного кластерного развития Самарской области [7]
Перечень ТП был утвержден правительством от 03.08.2010. В нем сказано, что целью формирования ТП является развитие прорывных технологий, а сама ТП позиционируется в качестве коммуникационного, а не финансового инструмента по согласованию интересов участников инновационной деятельности.
Использование технологических платформ в промышленности региона учитывает [5]:
— интересы науки, бизнеса, государства и общественности по основным направлениям социально-экономического развития государства;
— совместное финансирование государством и бизнесом инновационной деятельности кластеров;
— формирование научных и инновационных направлений развития кластеров.
Якорными промышленными кластерами стратегического развития Самарского региона станут высокотехнологичные кластеры: авиационно-космический, автомобилестроительный, нефтегазохимический, инновационно-внедренческий.
Авиационно-космический кластер в приоритетных направлениях своей деятельности выделяет усиление специализации и развитие конкурентных преимуществ области в секторе космических и инновационных технологий. На АО «Авиакор» планируется наращивание выпуска авиалайнера Ан-140. В 2018 году предполагается повысить объем производства самолетов до 50 единиц в год [8].
«ЦСКБ-Прогресс» в стратегической перспективе совместно с ПАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ПАО «Моторостроитель», АО «Металлист-Самара» продолжают серийный выпуск трехступенчатой ракеты-носителя класса «Союз 2-3» (модернизированный вариант РН «Союз-2») с целью развития энергетических возможностей для увеличения номенклатуры космических аппаратов [10].
В регионе происходит активное развитие новой отрасли — авиации общего предназначения и производства самолетов малой авиации.
Автомобилестроительный кластер имеет ведущие позиции по формированию инновационного развития экономики региона, в частности, является системообразующим предприятием, определяющим тенденцию будущего развития региона. Инновационное развитие автомобилестроительного кластера Самарской области способствует интеграции отечественного автопрома в мировой автомобильный рынок [8].
В 2007 году был заключен крупнейший по своим масштабам договор в истории российского автопрома: подписано соглашение о стратегическом партнерстве АО «АвтоВАЗ» с зарубежным альянсом Renault-Nissan. Данное сотрудничество в настоящий момент позволило повысить развитие завода, создать дополнительный модельный ряд автомобилей при сохранении своей индивидуальности.
В регионе действует нефтехимический комплекс, который обеспечивает производственный цикл — от добычи нефти до выпуска готовой продукции с высокими переделами. Добычу нефти в регионе ведут 14 компаний, крупнейшая из которых — АО «Самаранефтегаз». Переработку нефти в Самарской области осуществляют три нефтеперерабатывающих предприятия — Новокуйбышевский НПЗ, Куйбышевский НПЗ и Сызранский НПЗ. Мощность по первичной нефтепереработке составляет 33,2 млн т в год. В настоящее время мощности перерабатывающих заводов загружены на 70 % [8].
На предприятиях производятся модернизация инновационно-технологического потенциала, замена изношенного оборудования, ввод в эксплуатацию новых комплексов с применением инновационно-технологических процессов.
Химический кластер области базируется на собственном углеводородном сырье и имеющихся крупных мощностях по его вторичной переработке — «Новокуйбышевская нефтехимическая компания», «Тольяттикаучук», «Нефтехимия», «Самараоргсинтез»,«Кинельагропласт». Предприятия имеют высокую конкурентоспособность и существенный экспортный потенциал по производимой продукции. В регионе имеются мощные химические предприятия — «Куйбышевазот», «Пластик», «Тольяттиазот», «НОВАТЭК-ПОЛИМЕР», ОАО «Промсинтез». В 2012—2017 годах экспорт химической продукции области, ориентированный на страны дальнего зарубежья (США, Турция, Китай), повысился на 35,4 % [8].
Область как территория с высокой концентрацией производственно-технического, научного, образовательного потенциала располагает благоприятными условиями для развития инноваций. В настоящее время регион является одним из лидеров ПФО и РФ в целом по развитию инновационной деятельности.
Для интенсивного развития инновационных проектов, создания современной инновационной инфраструктуры сформирована и успешно апробирована областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Самарской области на 2015—2030 годы». В области создано государственное учреждение «Агентство инновационного развития Самарской области». Для решения актуальных технологических задач высокотехнологичных промышленных предприятий в регионе создан «Региональный центр инноваций и трансферта технологий» [8].
В заключение автором приводятся основные направления реализации инновационной деятельности в «Стратегии-2030» [3].
1. Организационные: формирование кластеров региональной промышленности путем использования возможностей крупных индустриальных парков; создание ГЧП; организация политики импортоза-мещения; развитие кадрового, научного и технологического потенциала в ВЭД.
2. Экономические: субсидирование и льготы по кредитным ставкам; применение налоговых каникул; государственные гарантии; ускоренная амортизации; создание «Особых экономических зон».
3. Юридические: применение на практике законодательных документов по новым нормам и правилам создания промышленных объектов, новым стандартам качества продукции; формирование равных возможностей хозяйствующим субъектам по доступу к имеющимся ресурсам; повышение эффективности во внешнеторговом регулировании.
Библиографический список
1. Бухтиярова Т.И., Савеченкова К.А., Якушев А.А. Инновационная активность бизнеса: теория, методика оценки (1 часть) // Креативная экономика. 2014. № 5 (89). С. 18—28. URL: http://bgscience.ru/lib/5115.
2. Вагин С.Г., Замошанская Ю.П., Суровушкина E.H. Современные тенденции развития инновационной деятельности в России // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 11 (133). С. 70-74.
3. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: пер. со словац. М.: Экономика, 1989.
4. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Анализ управления технологическими инновациями на промышленных российских предприятиях: источники финансирования, инновационная стратегия // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 93-103.
5. Дежина И.Г. Технологические платформы и инновационные кластеры: вместе или порознь? М.: Издательство Института Гайдара, 2013. 124 с.: ил. (Научные труды / Издательство Института эконом. политики им. Е.Т. Гайдара; № 164P). ISBN 978-5-93255-367-1.
6. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2013-2014. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации / под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.: 2015. 524 с. ISBN 978-5-901907-45-0. URL: http://eregion.ru/sites/default/files/upload/report/index-russian-regions-2013-2014.pdf.
7. Копылов В.В. Кластеры как центры инновационного развития АПК в регионах Российской Федерации // Вопр. экономики и права. 2012. C. 144-146.
8. Официальная статистика // Самарастат. URL: http://samarastat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/ ru/statistics.
9. Постановление Правительства Самарской области от 04.06.2016 № 321 «Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года"». URL: http://docs.cntd.ru/document/464011089.
10. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 3. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 24 с.
11. Росстат: онлайн-сборник «Россия в цифрах» / «Russiain figures» - выпуск 2017 года - rus/eng (онлайн, pdf, rar).
References
1. Buhtiarova T.I., Savechenkova K.A., Yakushev A.A. Innovatsionnaya aktivnost' biznesa: teoriya, metodika otsenki (1 chast') [Business innovative activity: theory, estimation procedure (practicability of the innovative activity stimulation)]. Kreativnaya ekonomika [Journal of Creative Economy], 2014, no. 5 (89), pp. 18—28. Available at: http://bgscience.ru/ lib/5115 [in Russian].
2. Vagin S.G., Zamoshanskaya Yu.P., Savushkina E.N. Sovremennye tendentsii razvitiya innovatsionnoi deyatel'nosti v Rossii [Modern tendencies of innovative activity development in Russia]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of Samara State University of Economics], 2015, no. 11 (133), pp. 70—74 [in Russian].
3. Vodacek L., Vodachkova O. Strategiya upravleniya innovatsiyami na predpriyatii. Per. so slovats. [Strategy of innovations management in the enterprise. Translation from Slovak]. M.: Ekonomika, 1989 [in Russian].
4. Gumerova G.I., Shaymieva E.Sh. Analiz upravleniya tekhnologicheskimi innovatsiyami na promyshlennykh rossiiskikh predpriyatiyakh: istochniki finansirovaniya, innovatsionnaya strategiya [Analysis of technological innovations management at Russian industrial enterprises: sources of financing, innovative strategy]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava [Actual Problems of Economics and Law], 2012, no. 3, pp. 93—103 [in Russian].
5. Dezhina I.G. Tekhnologicheskieplatformy i innovatsionnye klastery: vmeste iliporozn'? [Technological platforms and innovation clusters: together or separately?]. M.: Izdatel'stvo Instituta Gaidara, 2013, 124 p.: illustrated. (Proceedings. Izdatel'stvo Instituta ekonom. politiki im. E.T. Gaidara; no. 164P). ISBN 978-5-93255-367-1 [in Russian].
6. Indeks gotovnosti regionov Rossii k informatsionnomu obshchestvu 2013—2014. Analiz informatsionnogo neravenstva sub"ektov Rossiiskoi Federatsii. Pod red. T.V. Yershovoy, Yu.Ye. Khokhlova, S.B. Shaposhnika [Index of readiness of Russian regions to the information society 2013—2014. Analysis of information inequality of subjects of the Russian Federation. Ed. T.V. Ershova, Yu.E. Khokhlov, S.B. Shaposhnik]. M.: 2015, 524 p. ISBN 978-5-901907-45-0.
7. Kopylov V.V. Klastery kak tsentry innovatsionnogo razvitiya APK v regionakh Rossiiskoi Federatsii [Clusters as centers of innovative development of agriculture in the regions of the Russian Federation]. Voprosy ekonomiki i prava [Economics and Law Issues], 2012, pp. 144—146 [in Russian].
8. Ofitsial'naya statistika [Official statistics]. Retrieved from: Samarastat. Available at: http://samarastat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/ru/statistics [in Russian].
9. Postanovlenie Pravitel'stva Samarskoi oblasti ot 04.06.2016 № 321 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Samarskoi oblasti «Razvitie promyshlennosti Samarskoi oblasti i povyshenie ee konkurentosposobnosti do 2020 goda» [Resolution of the Government of the Samara Region as of 04.06.2016 № 321 «On approval of the state program of the Samara Region «Development of industry of the Samara Region and increase of its competitiveness until 2020»]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/464011089 [in Russian].
10. Reiting innovatsionnogo razvitiya sub"ektov Rossiiskoi Federatsii. Vyp. 3 [Rating of innovative development of subjects of the Russian Federation. Issue 3]. M.: NIU VShE, 2017, 24 p. [in Russian].
11. Rosstat: onlain sbornik «Rossiya v tsifrakh»» [Rosstat: online collection «Russia in figures»]. In: Rossiya v tsifrakh [Russia in figures], 2017 edition — rus/eng (online, pdf, rar) [in Russian].
K.I. Goman*
PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN INDUSTRY OF THE SAMARA REGION
The article presents the material on the main problems hindering the development of innovative activity, the ways of overcoming these problems and directions of development of innovative activity of the regional industrial complex.
Key words: region, industry, economic development, competitiveness, innovation, national security, technology, scientific and technological potential, knowledge-intensive products, fixed assets, cost.
Статья поступила в редакцию 2/II/2019. The article received 2/II/2019.
* Goman Kirill Igorevich ([email protected]), Master's Degree Student in Economics, program «Finance and Credit», Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.