Научная статья на тему 'Инновационное развитие автомобилестроительного комплекса России на основе государственно-частных партнерств'

Инновационное развитие автомобилестроительного комплекса России на основе государственно-частных партнерств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / DOMESTIC AUTOMOTIVE INDUSTRY / ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНЫЕ ПАРТНЕРСТВА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ПРОЦЕССЫ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ / INDUSTRIALIZATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подборнова Е.С.

Инновационное развитие отечественного автомобилестроения предполагает переход на новые формы хозяйствования государственно-частные партнерства. Применение механизмов ГЧП в промышленной, инновационной и научнотехнической сферах в других странах оказало довольно существенное влияние на развитие процессов индустриализации. Со стороны государства в рамках проводимой модернизации требуется ряд системных решений по совершенствованию модернизационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN AUTOMOTIVE COMPLEX ON THE BASIS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS

The innovative development of the domestic automobile industry implies the transition to new forms of management public-private partnerships. The application of PPP mechanisms in industrial, innovative and scientific-technical spheres in other countries had a significant impact on the development of industrialization processes. On the part of the state, as part of the ongoing modernization, a number of system solutions are needed to improve the modernization processes.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие автомобилестроительного комплекса России на основе государственно-частных партнерств»

УДК 330.101.54

Е.С. Подборнова*

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ

Инновационное развитие отечественного автомобилестроения предполагает переход на новые формы хозяйствования - государственно-частные партнерства. Применение механизмов ГЧП в промышленной, инновационной и научно-технической сферах в других странах оказало довольно существенное влияние на развитие процессов индустриализации. Со стороны государства в рамках проводимой модернизации требуется ряд системных решений по совершенствованию модернизационных процессов.

Ключевые слова: отечественное автомобилестроение, государственно-частные партнерства, инновационное развитие, процессы индустриализации.

В целях осуществления инновационного развития отечественного автомобилестроения необходимо перейти на новые формы хозяйствования - государственно-частные партнерства (ГЧП). Учитывая опыт реализации государственно-частных партнерств в ведущих странах мира, автор предлагает систематизировать инструменты и подходы организации ГЧП для проведения комплексной модернизации автомобилестроительной промышленности, исходя из общих принципов, которые в целом описывают функционирование промышленного комплекса (табл. 1).

Таблица 1

Систематизация подходов к организации ГЧП в промышленности России

№ п/п Виды промышленной деятельности, организационные формы Форма организации ГЧП

1 Предприятия с государственной долей в акционерном капитале Корпоративные ГЧП (ГК)

2 Предприятия организационно-правовых и организационно-экономических форм хозяйствования Кластеры ГЧП

3 Инновационные предприятия всех организационно-правовых и организационно-экономических форм хозяйствования, наукоемкие предприятия Особые экономические зоны

4 ГУПы, МУПы, предприятия ВПК Коммерческая концессия, франчайзинг, франдрайзинг

5 Предприятия по сбору и переработке сельхозпродуктов, высокотехнологичные предприятия Государственный лизинг

6 Добывающие и перерабатывающие предприятия, отрасль промышленного строительства Концессионные соглашения

7 Совместные предприятия СРП

8 Предприятия с высокими технологиями и глубокой переработкой сырья Технологические платформы

Для России формирование промышленных ГЧП является историческим, экономическим и социально значимым механизмом экономической политики, которая соответствует хозяйственной организации страны, особенно в сфере кластеризации промышленного сектора [2]. Кластерная форма для организации автомобилестроительных ГЧП является наиболее оптимальной формой организации партнерства. В этой связи оптимальным подходом считается не создание новых кластерных образований, а выявление и развитие уже существующих (табл. 2) [3].

* © Подборнова Е.С., 2017

Подборнова Екатерина Сергеевна (kate011087@rambler.ru), кафедра экономики инноваций, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Таблица 2

Развитие кластерных инициатив промышленно развитых стран

№ п/п Страна Существующие кластерные инициативы и кластеры

1 Финляндия Финская программа кластерных исследований, запущенная в 1996 году

2 Германия Осуществление смешанного финансирования кластерных инициатив и существующих потенциальных кластеров. В 35 % случаев инициатором создания выступало государство

3 Англия Осуществление смешанного финансирования кластерных инициатив с минимальным участием бюджетных ресурсов

4 Португалия Программа РЯОШОУ (2001 г.), включающую разработку инновационных кластеров в ключевых областях промышленности

5 Новая Зеландия Пилотная программа развития 15 кластеров различного типа с 2001 года

6 Норвегия Программа 1Т-РотеЪи, направленная на развитие кластеров в области информационных технологий

7 Япония Программа создания инновационных промышленных кластеров в отдельно избранных регионах с 2002 года

8 США Программа содействия процессам промышленной кластеризации в социально-экономическом пространстве административно-территориальных образований штатов

9 Канада Создание инновационных промышленных кластеров осуществляется в рамках реализуемой стратегии Национального исследовательского совета (МЯО)

10 Франция Создание значительного количества промышленных инновационных кластеров, так называемых полюсов конкурентоспособности (в настоящее время таких полюсов насчитывается 66)

Применяя нормативно закрепленные формы организации ГЧП как по промышленности в целом, так и по автомобилестроению в частности, автор провел анализ существующих и перспективных форм реализации ГЧП в промышленности с учетом пояснений [4]:

- характер конкретных решаемых задач в рамках промышленных ГЧП определяет множество функционирующих и вновь организуемых форм партнерств, которые можно разделить на отдельные виды, типы или модели;

- согласно решаемым целям формирования промышленных ГЧП различаются: организационные модели (модели формирования), модели финансирования партнерства (финансовые модели) и модели кооперации партнеров (модели объединения ресурсов);

- в имеющихся источниках литературы модели формы отождествляются, а в организации партнерства государства и частного сектора применяют формы, которые базируются на определенных преимуществах различных моделей, а также их сочетании.

Для формирования автомобилестроительных ГЧП, необходимо исследовать формы их реализации. В настоящее время в РФ хозяйственная деятельность осуществляется с использованием организационно-правовых и организационно-экономических форм хозяйствования. Но использовать все формы хозяйствования в организации ГЧП не представляется возможным. Даже использовать все из приведенных автором формы партнерства также не представляется возможным в силу неразвитости нормативно-законодательной базы, развития институциональной структуры государства. Начиная формировать ГЧП, нужно сформировать нормативную основу для его осуществления [5].

Формы ГЧП в зависимости от сфер применения обуславливаются уровнями и масштабами государственного партнерства с крупным, средним, малым и микробизнесом, а также рядом крупных корпоративных отечественных структур, международными корпорациями и другими территориальными и межхозяйственными структурами (табл. 3).

Таблица 3

Предлагаемые формы ГЧП в промышленности

Традиционные Современные Инновационные

Организацио нно - Организацио нно- Организационно-

правовые (ком- правовые (некоммер- экономические

мерческие) ческие)

1. ОАО 1. Потреб. кооператив 1. Концерн 1. Контрактные 1. ОЭЗ

2. ЗАО 2. Синдикат отношения, гос-

3. ООО 2. Фонд 3. Трест заказ 2. ГК

4. ОДО 4. Картель 2. Аффермажные

5. Произв. коопе- 3. Частное учрежде- 5. ФПГ 3. Кластер ГЧП

ратив ние 6. Холдинг соглашения

6. ГУП 7. Кластер 3. СРП 4. Государственный

7. МУП (МАУ) 4. АНО лизинг(финансовая

8. Зависимое аренда)

общество 5. НКП 4. Концессион-

9. Дочернее ные соглашения 5. Государственный

общество 6. Ассоциации 5. Целевые ком- франчайзинг

10. Хозяйственные и союзы

партнерства плексные про- 6. Государственный

11. Инновацион- 7. СРО граммы франдрайзинг

ные товарищества 6. Аутсорсинг 7. Трансфер технологий

Автором предлагается использовать для проведения модернизационных процессов в промышленности три основные формы:

- государственные корпорации;

- инновационные кластеры (а также кластеры с государственным участием);

- особые экономические зоны.

В предлагаемых автором структурах ГЧП четко прослеживается заинтересованность государства и частного сектора в модернизации автомобилестроительного комплекса России (табл. 4) [6].

Инициировать реализацию ГЧП-проекта может как государство, так и частный партнер. Как правило, государство инициирует проекты в масштабах национального значения. В сфере неоиндустриализации это могут быть проекты: модернизация отечественной промышленности; проект организации кластеров с государственным участием по отраслям промышленности; проект организации национального инновационного научно-исследовательского центра; проекты организации технопарков, ОЭЗ, технологических платформ, бизнес-инкубаторов; проект организации трансфера инновационных технологий; проект производства высокотехнологичного наукоемкого продукта и др. [7].

Основными факторами инновационной активности в автомобилестроительной сфере являются: генерация новых идей, обмен знаниями, совместное решение задач в области финансирования НИОКР, научных исследований и внедрения достижений НТП в производство.

Организация промышленных ГЧП предполагает не простое сложение ресурсов, а синергетический эффект от реализации партнерских отношений, каждая из сторон партнерства при этом еще и достигает собственных целей, решает собственные конкретные задачи.

Перечисленные выше положения могут рассматриваться как формирование модели ГЧП в промышленности при различных действиях и выполняемых функциях партнеров (рис. 1).

Таблица 4

Учет особенностей формирования моделей промышленных ГЧП

№ п/п Особенности Описание

1 Учет цели деятельности, особенностей функционирования, стратегии вновь создаваемого партнерства, а также сроков его действия Цели деятельности промышленных ГЧП определены в настоящем исследовании: комплексная модернизация (неоиндустриализация) отечественной промышленности на основе внедрения современной техники, трансфера технологий и создания собственных наукоемких технологий для повышения эффективности функционирования, конкурентоспособности российских предприятий и выхода их на мировые рынки

2 Учет формы организации ГЧП при условии: кто выступает инициатором формирования партнерства - бизнес или государство Инициатором выбора формы может быть каждый из участников, так как они оба получают выгоду от создания партнерства. 1. При создании ГЧП на относительно небольшой срок по инициативе со стороны государства оптимальным будет применение концессий с частного партнером. 2. При создании ГЧП на ограниченный срок по инициативе со стороны частного партнера. 3. При формировании ГЧП на неограниченный срок используются организационно-правовые и организационно-экономические формы

3 Использование современных форм организации ГЧП Практически все современные формы ГЧП имеют срочный характер. Их использование может осуществляться с целью только проведения модернизации и краткосрочного получения дохода

4 Использование инновационных форм ГЧП На современном этапе развития можно использовать практически все предлагаемые инновационные формы ГЧП, а также их применение в комплексе. По мнению автора, особое преимущество имеют: кластерные ГЧП; ГК; ОЭЗ; трансфер технологий

5 Формирование ГЧП зависит от совокупной стоимости проекта, долей финансирования партнеров и его рыночной окупаемости Стоимость проекта влияет на привлечение частного партнера, на уровень его финансовой обеспеченности и возможностей участия в проекте. При решении вопросов финансирования проекта необходимо учесть доли участия партнеров, так как они определяют уровень будущих доходов

6 Соответствие проводимой модернизации мировым стандартам Данное условие - это обеспечение конкурентоспособности российской промышленной продукции после проведения неоиндустриализации на мировых рынках

Промышленный объект Государственный орган власти Источник финансовых ресурсов Государственный орган власти или частный партнер

нормирование ' л.__■— финансирова ——^ ние г

Исполнитель Государственное учреждение Исполнитель Частный партнер

1 г 1 г

Промышленный объект ГЧП

Рис. 1. Государство и бизнес - соисполнители организации ГЧП [5]

Автомобилестроительные ГЧП, которые создаются для формирования и реализации проектов, прекращают свое существование одновременно с завершением данного проекта. К ним относятся вновь создаваемые производства, инфраструктурные предприятия и т. д. Управление данным объектом может осуществляться государственными организациями, партнерством, а коммерческое использование результатов частным бизнесом исключено.

Промышленный объект Государственный орган власти Источник финансовых ресурсов Государственный орган власти

нормирование 1 г 1

финансирование Источник финансовых ресурсов Частный партнер

Г *-1

Исполнитель Частный партнер

Промышленный объект ГЧП

Рис. 2. Государство и бизнес - соинвесторы; частный бизнес - исполнитель организации ГЧП [5]

Промышленный Государственный

объект орган власти

Источник финансовых ресурсов

Государственный орган власти или частный партнер 1

Промышленный

объект ГЧП

Рис. 3. Государство и частный партнер - соинвесторы; частные партнеры - организатор

и исполнители проекта ГЧП [5]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование и дополнительное привлечение частных инвестиций в инновационные промышленные проекты должны быть обеспечены формированием благоприятных экономических и финансовых макроусловий с учетом приоритета творческой деятельности, разработки правовых основ функционирования, развития информационной и академической сред, что предполагает, по мнению автора: разработку и законодательное закрепление положений и других НПА, регулирующих организацию и функционирование ГЧП в промышленно-инновационной деятельности; создание и развитие отечественной инновационной промышленной системы: особых экономических зон, наукоградов, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, технологических

платформ, технико-внедренческих экономических зон, венчурных фондов, отраслевых фондов поддержки инноваций; организацию новых форм промышленных ГЧП; наличие системы государственной поддержки отечественных производителей на внутреннем и мировом рынках.

Проводимая федеральная политика на современном этапе по отношению к региональным промышленным проектам ГЧП заключается в направлениях, представленных в таблице 5 [8].

Таблица 5

Направления федеральной промышленной политики в сфере ГЧП

№ п/п Направление промышленной политики Содержание

1 Модернизация промышленности С целью модернизации промышленного комплекса необходимо создать крупные интегрированные структуры, особые экономические зоны (про-мышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные) с учетом партнерства с государством, способствующие привлечению инвестиций в отрасли промышленного производства и регионы РФ, повышению темпов роста ВРП, созданию новых дополнительных рабочих мест и росту поступлений средств в бюджет государства

2 Инфраструктурное развитие 1. Применение инструментов ГЧП для формирования и реализации инфраструктурных проектов. 2. Развитие на муниципальном и региональном уровнях: - лизинговых операций; - концессионных инструментов; - долевого софинансирования инвестиционных проектов в области промышленной инфраструктуры

3 Обеспечение эффективности использования государственного имущества 1. Передача государственной собственности в аренду, аренду с правом выкупа, создание ГУП, МУП, ГК, использование франдрайзинговых схем и аутсорсинга. 2. Объединение государственной, муниципальной и частной собственности для реализации стратегических и социально значимых проектов согласно принципам доходности и возвратности. 3. Создание совместного нового имущества в рамках приоритетных направлений развития экономики, промышленности и социальной сферы

4 Повышение масштабов инвестирования частного бизнеса путем развития новых форм привлечения инвестиций в экономику в рамках ГЧП Данные мероприятия проводятся в целях обеспечения координации и взаимодействия функциональных, отраслевых и территориальных органов исполнительной власти в сфере ГЧП для повышения его эффективности. Планом предусмотрены: 1. Разработка региональной промышленной политики и нормативно-правового регулирования ГЧП. 2. Содействие в целях привлечения средств частных инвесторов для проектов ГЧП. 3. Повышение технической оснащенности, эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятий. 4. Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств. 5. Внедрение инновационных разработок. 6. Развитие инфраструктурной деятельности. 7. Реализация инструментов ГЧП в сфере подготовки кадров. 8. Заключение концессионных соглашений: - в области электроэнергетики; - в области переработки ТБО

Для осуществления модернизации автомобилестроительного комплекса РФ автором предлагается модель организационно-экономического механизма модернизации на базе ГЧП, которая в отличие от существующих, позволяет формировать информационный базис для выбора направлений эффективного взаимодействия государства и бизнеса в инновационно-инвестиционной сфере (рис. 4).

Рис. 4. Организационный механизм управления процессами модернизации промышленности на основе ГЧП

Мировой опыт показывает, что широкое применение механизмов ГЧП в промышленной, инновационной и научно-технической сферах оказало довольно существенное значение на развитие процессов индустриализации. Со стороны государства в рамках проводимой модернизации требуется ряд системных решений по совершенствованию модернизационных процессов.

Библиографический список

1. Анисимова В.Ю. Развитие промышленных комплексов России в условиях вызовов XXI века: монография / Агаева Л.К., Анисимова В.Ю., Безлепкина Н.В., Васяйчева В.А., Манукян М.М., Арисова М.Б., Кононова Е.Н., Тюкавкин И.Н., Тюкавкин Н.М., Скорниченко Н.Н., Подборнова Е.С., Прыткова Н.И., Курносова Е.А., Оруч Т.А., Мельников М.А., Невзоров О.Ю., Мокина Л.С., Гоман И.В., Гоман К.И., Гарькина Н.Г. [и др.]. Самара, 2015.

2. Kosjakova I.V., Tyukavkin N.M., Yakovlev G.I. Keynesian theory - the evolutionary basis to chage the paradigm of economic development // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. № 12s. P. 399-402.

3. Подборнова Е.С., Тюкавкин Н.М. Развитие методических подходов оценки конкурентоспособности // Общественные науки. 2011. № 6. С. 386-393.

4. Тюкавкин Н.М. Практика финансового анализа: монография. Самара, 2008.

5. Сараев А.Л., Тюкавкин Н.М. Государственно-частные партнерства в промышленном секторе России как фактор модернизации: монография. Самара, 2016.

6. Тюкавкин Н.М. Методы оценки функционирования кластеров в промышленности // Основы экономики, управления и права. 2013. № 3 (9). С. 109-113.

7. Тюкавкин Н. М. Анализ современных концепций устойчивого развития отраслей экономики в условиях вызовов XXI века // Динамические и структурные проблемы современной российской экономики: сб. науч. ст. / под ред. Н.М. Тюкавкина. Самара, 2015. С. 110-123.

8. Тюкавкин Н.М. Концепция формирования стратегии устойчивого развития // Основы экономики, управления и права. 2013. № 2 (8). С. 93-97.

References

1. Anisimova V.Yu. Razvitiye promyshlennykh kompleksov Rossii v usloviyakh vyzovov XXI veka: monografiya / Agayeva L.K., Anisimova V.Yu., Bezlepkina N.V., Vasyaycheva V.A., Manukyan M.M., Arisova M.B., Kononova E.N., Tyukavkin I.N., Tyukavkin N.M., Skornichenko N.N., Podbornova E.S., Prytkova N.I., Kurnosova E.A., Oruch T.A., Mel'nikov M.A., Nevzorov O.Yu., Mokina L.S., Goman I.V., Goman K.I., Gar'kina N.G. [i dr.]. [Development of industrial complexes in Russia in the conditions of the challenges of the 21st century: monograph]. Samara, 2015 [in Russian].

2. Kosjakova I.V., Tyukavkin N.M., Yakovlev G.I. Keynesian theory - the evolutionary basis to chage the paradigm of economic development. In: Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 12s, pp. 399-402 [in English].

3. Podbornova T.S., Tyukavkin N.M. Razvitiye metodicheskikh podkhodov otsenki konkurentosposobnosti [Development of methodological approaches to assess competitiveness]. In: Obshchestvennyye nauki [Social Sciences], 2011, no. 6, pp. 386-393 [in Russian].

4. Tyukavkin N.M. Praktika finansovogo analiza: monografiya [Practice of financial analysis: monograph]. Samara, 2008 [in Russian].

5. Sarayev A.L., Tyukavkin N.M. Gosudarstvenno-chastnyye partnerstva v promyshlennom sektore Rossii kak faktor modernizatsii: monografiya [Public-private partnerships in the industrial sector of Russia as a modernization factor: monograph]. Samara, 2016 [in Russian].

6. Tyukavkin N.M. Metody otsenki funktsionirovaniya klasterov v promyshlennosti [Methods for assessing the functioning of clusters in industry]. In: Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava [Fundamentals of Economics, Management and Law], 2013, no. 3 (9), pp. 109-113 [in Russian].

7. Tyukavkin N.M. Analiz sovremennykh kontseptsiy ustoychivogo razvitiya otrasley ekonomiki v usloviyakh vyzovov XXI veka [Analysis of modern concepts of sustainable development of economic sectors in the conditions of challenges of the XXI century]. In: Dinamicheskiye i strukturnyye problemy sovremennoy rossiyskoy ekonomiki: sb. nauch. st. / pod red. N.M. Tyukavkina [Dynamic and structural problems of the modern Russian economy: coll. sci. art., ed. N.M. Tyukavkin]. Samara, 2015, pp. 110-123 [in Russian].

8. Tyukavkin N.M. Kontseptsiya formirovaniya strategii ustoychivogo razvitiya [The concept of forming a strategy for sustainable development]. In: Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava [Fundamentals of Economics, Management and Law], 2013, no. 2 (8), pp. 93-97 [in Russian].

E.S. Podbornova*

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN AUTOMOTIVE COMPLEX ON THE BASIS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS

The innovative development of the domestic automobile industry implies the transition to new forms of management - public-private partnerships. The application of PPP mechanisms in industrial, innovative and scientific-technical spheres in other countries had a significant impact on the development of industrialization processes. On the part of the state, as part of the ongoing modernization, a number of system solutions are needed to improve the modernization processes.

Key words: domestic automotive industry, public-private partnerships, innovative development, industrialization processes.

Статья поступила в редакцию 22/I/2017. The article received 22/I/2017.

* Podbornova Ekaterina Sergeyevna ((kate011087@rambler.ru)), Department of Economics of Innovations, Samara National Research University, 34, Mockovskoye shosse, 443086, Samara, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.