УДК 330.01
Е.С. Подборнова*
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье предлагается систематизация факторов, влияющих на формирование финансовой стратегии промышленных предприятий, по четырем группировочным признакам: функциональные, организационные, инновационные, инвестиционные. При разработке финансовой стратегии предприятия автомобилестроения целесообразно выделить основные направления его развития и, соответственно, подразделы стратегии. Основные положения главной финансовой стратегии предприятия автомобилестроения должны иметь направленность и конкретизацию в определенных целевых стратегических нормах и нормативах. Процесс формирования финансовой стратегии предприятия автомобилестроения представляет собой разработку системы определенных управленческих решений, которые обеспечивают оценку, подготовку и реализацию комплексной программы стратегического развития компании.
Ключевые слова: факторы, автомобилестроение, финансовая стратегия, предприятие автомобилестроения, процесс формирования.
В теории и практике оценки влияния факторов на формирование финансовой стратегии автомобилестроительных предприятий существует две основные базовые концепции исследования факторов [1]:
- оценка функционально-технологических факторов;
- оценка организационно-структурных факторов.
В экономическом анализе и стратегическом управленческом учете оценка эффективности финансовой стратегии предприятий определяется различными влияющими друг на друга и на производственный процесс факторами. К оценке факторов влияния на эффективность производства можно подойти с традиционной точки зрения, разделив их на внешние и внутренние. Далее, определив перечень факторов, влияющих на формирование финансовой стратегии для промышленных предприятий, следует перейти к их анализу.
Значение систематизации и комплексной классификации, а также упорядочение факторов состоит в том, что на их системной основе можно смоделировать финансовую стратегию, производственную деятельность, организовать комплексный и целенаправленный поиск производственных резервов с целью развития и повышения эффективности функционирования производства. Моделирование и систематизация факторов влияния опирается на определенные экономические критерии сортировки факторов как основных элементов системы факторов по их специфичности, отдельности воздействия, самостоятельности проявления, возможности контроля, учета и измерения [2].
Традиционно выделяют внешние и внутренние факторы влияния. К внешним относятся такие факторы, которые не зависят от функционирования промышленного предприятия, но тем не менее они количественно отражают уровень применения и использования финансовых, производственных и других ресурсов. К ним относятся [3]:
1) Нормативно-правовые и административные факторы государства (налогообложение, законы, нормы, квоты, постановления и положения, правовые акты, государственное регулирование цен и тарифов - все то, что регламентирует деятельность предприятия, государственное регулирование тарифов и цен);
2) Конъюнктурно-рыночные факторы (повышение конкурентоспособности предприятия, диверсификация деятельности, доля рынка, эффективная организация рекламы новых видов продукции и услуг, изменение цен на реализуемую продукцию вследствие инфляции, степень развития внешнеэкономических и международных связей и т. д.).
Здесь необходимо отметить тот факт, что внешние факторы влияния на формирование финансовой стратегии в малой степени подвергаются воздействию со стороны предприятия. Предприятие зачастую не может влиять на их улучшение для своей деятельности.
Внутренние факторы влияния не зависят от сферы деятельности конкретного предприятия автомобилестроения и характеризуют слаженную работу всего коллектива. К ним относятся [4]:
* © Подборнова Е.С., 2017
Подборнова Екатерина Сергеевна ([email protected]), кафедра экономики инноваций, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
1. Организационные и управленческие факторы (разработка тактики и финансовой стратегии развития организации, освоение более совершенных, новых видов услуг и продукции, информационное обеспечение процессов принятия управленческих решений).
2. Экономические и функциональные факторы (поиск и анализ новых внутренних резервов повышения прибыли, финансовое и корпоративное планирование функционирования предприятия, повышение качества продукции, экономическое развитие производства, технологический процесс, налоговое планирование).
3. Материально-технические факторы (производственная база, технологическое оборудование, применение прогрессивных средств и предметов труда, организация модернизации и реконструкции материальной основы производства, применение современного оборудования).
4. Социальные факторы (уровень квалификации работников, условия труда, организация производственного процесса, организация досуга и отдыха работников).
Внутренние факторы, в свою очередь, делятся на основные и вспомогательные. Основные - это факторы, которые определяют основные результаты функционирования предприятия. Вспомогательные - это такие факторы, которые также определяют работу всего производственного коллектива предприятия, но непосредственно не связаны с анализируемыми показателями - это так называемые структурные сдвиги в составе выпускаемой продукции, некоторые нарушения технологической и производственной дисциплины.
Концепция определения и учета внутренних факторов влияния на финансовую стратегию является основной для большинства видов производственной деятельности. Данную форму представляемая концепция приобрела в 80-х годах ХХ столетия в работах Каплана (Kaplan, 1982-1987), Портера (Porter, 1985), Купера (Cooper, 1986), Шерера (Scherer, l980) и Риле (Riley, 1987) [5]. В основе данной концепции лежат организационные и технологические факторы производства.
Организационные факторы обеспечивают успешную работу всей компании. В их число входят все виды производственных мощностей и используемых ресурсов, рабочая сила, эффективность использования ресурсов, управление качеством производства и продукции, организационная структура производства, планировки, связи с заказчиками и поставщиками в цепочке организации производственного процесса. Они пропорциональны показателям функционирования производства.
Другой категорией факторов являются технологические (функциональные), которые связаны со способностью предприятия успешно функционировать. Функциональные факторы соизмеряются с показателями деятельности предприятия. Если для организационных факторов «больше» не подразумевает «лучше», то в случае функциональных ситуация обратная [6].
Приведение в действие вышеперечисленных факторов влияния подразумевает определенные вопросы анализа производственных затрат. Ведь эффективность финансовой стратегии - это соотношение прибыли и затрат предприятия, выражающаяся численно через рентабельность и себестоимость продукции. Слабо исследованной областью в экономике являются методы количественного выражения влияния на себестоимость конкретных организационных и функциональных факторов, взятых в отдельности или в какой-то комбинации.
Если в качестве примера рассмотреть уровень затрат с точки зрения стратегии, то увидим, что объем выпускаемой продукции предприятиями автомобилестроения не отражает в полной мере решения данного вопроса. Невозможно определить, как изменяется себестоимость отдельной единицы продукции при изменении объема выпуска продукции в определенный момент времени. Но основные идеи в учете факторов, влияющих на эффективность формирования финансовой стратегии, заключаются в следующих положениях [7]:
- для стратегического анализа функционирования промышленных предприятий полный объем выпуска продукции, как правило, не является основным и существенным фактором для изменения себестоимости продукции. Модель Кобба-Дугласа еще раз подтверждает это;
- в стратегическом планировании важнее определить положение предприятия по уровню его затрат, исходя из имеющихся структурных альтернатив производства и функциональных качеств менеджеров, отвечающих за результативность деятельности компании;
- не все стратегические факторы, определяющие деятельность предприятия, одинаково важны в любой конкретный момент времени, но некоторые из них (более чем один) очень важны в каждой конкретной производственной ситуации;
- для всех факторов имеется система учета, анализа и оценки производственных затрат, которая необходима для позиционирования конкретного предприятия.
Концепция факторов влияния с включением в число таких организационных и функциональных факторов, как теоретическая и методологическая основа управления производственной деятельностью, была разработана на Западе в 80-х годах прошлого столетия. В России в этот же период (1985 г.) был проведен анализ зависимости результата и затрат от организационных и функциональных факторов применительно к промышленным предприятиям. Следовательно, развитие экономической мысли осуществлялось в одном направлении как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях.
До сегодняшнего дня в практике финансового анализа промышленных предприятий как в России, так и на Западе исследуется в основном зависимость от функциональных (пооперационных) факторов. Это объясняется как консервативностью подходов к исследованиям, так и имеющейся аналитической и информационной базой для их проведения. Однако в практике осуществления консалтинга эффективности функционирования производственных систем в последнее время наблюдается повышение интереса в направлении исследования организационных факторов [8].
Очевидно, что организационные факторы влияют на финансовую стратегию не так сильно в учетном и бухгалтерском смысле, как в экономическом. Эффект оптимизации производства в данном случае достигается не только в результате изменения затрат на производство, но и рационального использования и применения внутрихозяйственных ресурсов и резервов, повышения скорости их оборачиваемости.
Автором предлагается систематизация факторов, влияющих на формирование финансовой стратегии промышленных предприятий, по четырем группировочным признакам: функциональные, организационные, инновационные, инвестиционные.
Функцию управления факторами, влияющими на эффективность деятельности предприятия, можно представить следующим образом:
Sm = F (Х/, Хо, Хг, Хт), (1)
где Sm — функция управления предприятия, Х/— функциональный фактор, Хо — организационный фактор, Хг — инновационный фактор, Хт — инвестиционный фактор. Классификация факторов приведена в таблице 1.
Соблюдение современных принципов организации управления вышеприведенными факторами создает предпосылки для повышения эффективности деятельности промышленных предприятия в условиях рынка.
Финансовая стратегия стала одним из главных и наиболее применяемых инструментов управления производственной деятельностью предприятий автомобилестроения. Здесь нужно отметить, что данная стратегия — это относительно новое в практике и науке явление, поэтому современная экономическая наука не дает однозначных определений этой категории. По общему мнению отечественных и зарубежных ученых, финансовая стратегия является составной частью общей стратегии развития и устойчивого функционирования предприятий автомобилестроения, и эта часть, соответственно, должна быть взаимоувязана с целями, задачами и методами реализации общей стратегии [9].
Таблица 1
Систематизация факторов, влияющих на формирование финансовой стратегии предприятий автомобилестроения
№ ФАКТОРЫ
п/п Функциональные Организационные Инновационные Инвестиционные
1 Состав основного капитала предприятия Организационно-штатная структура предприятия Применение разработок НТП и НИОКР на предприятии Объем и структура инвестиций
2 Наличие на предприятии госзаказа Степень интегрированности предприятия (холдинг, кластер, объединение) Наличие нематериальных активов предприятия Состав оборотного капитала предприятия
3 Применяемые технологии, в том числе трансфер технологий Система и структура собственников компании Наличие профильного НИИ в отрасли Уровень себестоимости выпускаемой продукции
4 Ассортимент качество и возможность диверсификации выпускаемой продукции Использование систем управления качеством и менеджмента качества Уровень информатизации предприятия Степень привлекательно сти выпускаемой продукции предприятия
5 Основные рынки реализации продукции Возможности государственного влияния и регулирования экономических процессов предприятия Возможность внедрения научно-технических разработок в производство Наличие существующей финансовой стратегии предприятия
6 Качество персонала Географический фактор Публичность компании и уровень капитализации Инвестиционно-технологическая открытость компании
Вопросы актуальности формирования финансовой стратегии предприятия автомобилестроения в современное время определяются рядом конкретных условий. Важнейшее из данных условий -это интенсивность (скорость) изменения факторов внешней среды, влияющих на функционирование предприятия. Высокая скорость и динамика главных макроэкономических показателей государства, уровень научного и технологического прогресса, резкие колебания конъюнктуры рынка, вариации государственной экономической и финансовой политики, а также форм и методов регулирования экономической деятельности не позволяют с полной эффективностью управлять предприятием автомобилестроения на основе только имеющегося опыта и применения традиционных методов менеджмента. Исходя из этого, в условиях отсутствия финансовой стратегии, адаптированной к потенциальным изменениям всех факторов внешней среды, предприятие может прийти к тому, что его производственные решения будут влиять на снижение эффективности функционирования [8].
Важным условием, которое определяет актуальность разработки финансовой стратегии предприятия автомобилестроения, является то, что предприятие в своем развитии проходит ряд стадий жизненного цикла. По теории жизненного цикла каждая организация или предприятие может развиваться только по определенному циклу, при этом проходя несколько стадий своего развития. На каждой из стадий развития предприятие автомобилестроения может иметь строго определенные параметры и показатели, которые характеризуют условия его деятельности: текущее положение и возможные перспективы. Исходя из этого, на каждой из стадий своего жизненного цикла для предприятия автомобилестроения характерны: формы и направления финансовой деятельности, состояние инвестиционной привлекательности, особенности распределения и формирования финансовых ресурсов. Формируемая финансовая стратегия позволяет заранее адаптировать деятельность конкретного предприятия к существенным изменениям его экономического и финансового развития.
Также существенным фактором, который определяет актуальность формирования финансовой стратегии предприятия автомобилестроения, является диверсификация производственной деятельности, связанная с новыми потенциальными возможностями. Реализация данных целей требует полного изменения всего производства продукции, освоения новых рынков реализации, внедрения современных технологий и т. п. В таких условиях существенно повышаются инвестиционная активность предприятия и полная диверсификация всех его форм его деятельности.
При разработке финансовой стратегии предприятия автомобилестроения целесообразно выделить основные направления его развития и, соответственно, подразделы стратегии [5]:
- собственно финансовую стратегию предприятия (стратегию повышения значений финансовых результатов;
- стратегию развития производства;
- стратегию реализации продукции предприятия;
- стратегию управления качеством предприятия;
- стратегию конкурентоспособности;
- стратегию управления персоналом.
Основные положения главной финансовой стратегии предприятия автомобилестроения должны иметь направленность и конкретизацию в определенных целевых стратегических нормах и нормативах. В качестве них могут применяться: темпы роста объемов производства; рентабельность продукции и собственного капитала; чистая прибыль; уровень капитализации компании; уровень качества продукции; уровень производственных затрат; уровень конкурентоспособности предприятия.
Формирование и разработка финансовой стратегии предприятия автомобилестроения основывается на методологических принципах и понятиях концепции стратегического управления в менеджменте. Данная концепция определяет точное стратегическое позиционирование предприятия на рынке, которое представлено системой целей и принципов его деятельности, механизмом воздействия субъекта на объект управления, характером взаимодействия между элементами управляющей, организационной и хозяйственной структуры и формами их повседневной адаптации к условиям изменяющейся внешней среды [6]. Стратегическое управление компанией (предприятием) появилось на базе развития и совершенствования методологии стратегического позиционирования и планирования, которые находятся в его основе.
Основное различие долгосрочного финансового планирования со стратегическим заключается в постановке задач на будущую деятельность. В долгосрочном финансовом планировании предполагается, что будущее можно определить через экстраполяцию уже сложившихся структурных тенденций и пропорций производства. При стратегическом планировании проходят путь от настоящего к будущему, причем экстраполяция заменяется анализом будущих перспектив предприятия. В основе методологии стратегического планирования лежат ситуационный и системный подходы.
Процесс формирования финансовой стратегии предприятия автомобилестроения представляет собой разработку системы определенных управленческих решений, которые обеспечивают оценку, подготовку и реализацию комплексной программы стратегического развития компании. Данный процесс
проходит на предприятии по следующим основным этапам (табл. 2). В данной таблице автором предлагается классификация факторов, влияющих на формирование и реализацию финансовой стратегии предприятия.
Таблица 2
Факторы, влияющие на формирование и реализацию финансовой стратегии предприятия [4]
№ п/п Название этапа Факторы
1. Выбор периода формирования стратегии 1.1. Длительность выбранной предприятием стратегии. 1.2. Динамика рынка, где представлена компания. 1.3. Общее положение и прогноз развития экономики страны. 1.4. Динамика отрасли, где функционирует предприятие. 1.5. Уровень развития предприятия, его размер. 1.6. Стадия жизненного цикла предприятия
2. Анализ факторов внешней среды 2.1. Нормативно-правовые факторы. 2.2. Экономические факторы. 2.3. Прогноз основных направлений социально-экономического развития страны. 2.4. Динамика внутреннего рынка предприятия. 2.5. Динамика внешнего рынка предприятия. 2.6. Динамика макроэкономических факторов страны. 2.7. Инвестиционная политика государства. 2.8. Система налогообложения, рисков и пр.
3. Анализ факторов внутренней среды предприятия 3.1. Основные направления деятельности предприятия. 3.2. Поставщики сырья и комплектующих. 3.3. Потребители продукции. 3.5. Уровень развития производственного блока. 3.6. Уровни риска. 3.7. Инвестиционная привлекательность предприятия. 3.8. Кадровый потенциал. 3.9. Финансовая обеспеченность. 3.10. Ресурсная обеспеченность. 3.11. Информационная обеспеченность
4. Анализ и оценка текущей стратегической позиции предприятия 4.1. Потенциал дальнейшего развития предприятия. 4.2. Акционерный капитал и собственники компании. 4.3. Уровень квалификации персонала. 4.4. Ориентация персонала на реализацию долгосрочной стратегии. 4.5. Уровень осведомленности топ-менеджеров и основного персонала в отношении стратегического развития компании. 4.6. Практика проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности. 4.7. Особенности планирования. 4.8. Методы контроля и мониторинга
5. Формирование стратегических целей и постановка задач по их реализации 5.1. Позиционирование предприятия на рынке. 5.2. Сильные и слабые стороны компании. 5.3. Инвестиционная деятельность. 5.4. Время для реализации стратегии
6. Формирование модели и целевых стратегических нормативов предприятия 6.1. Соответствие модели рыночной ситуации. 6.2. Стратегические нормативы. 6.3. Инструменты моделирования. 6.4. Совместимость применяемых показателей. 6.5. Выбор наиболее эффективной стратегии из имеющихся альтернатив
7. Формирование и разработка долгосрочного плана реализации стратегии 7.1. Имущественное положение предприятия. 7.2. Финансовое положение предприятия. 7.3. Потенциальные возможности выполнения плана
Окончание табл. 2
№ п/п Название этапа Факторы
8. Проведение технико-экономического анализа разработанной стратегии 8.1. Показатели деятельности предприятия. 8.2. Резервы предприятия
9. Процесс реализации стратегии 9.1. Внутренние возможности предприятия. 9.2. Факторы внешней среды
10. Контроль и мониторинг реализации стратегии 10.1. Инструменты контроля. 10.2. Инструменты мониторинга
Разработка финансовой стратегии предприятия автомобилестроения обеспечивает [7]:
- формирование взаимосвязи текущего, оперативного и стратегического управления деятельностью предприятия;
- возможность маневра производственными, финансовыми и другими ресурсами;
- реализацию стратегических и перспективных инвестиционных направлений и возможностей;
- возможность уменьшения отрицательного влияния факторов внешней и внутренней среды на эффективность функционирования предприятия;
- выявление преимуществ и недостатков в деятельности предприятия по сравнению с конкурен-
В результате проведенного исследования факторов получили, что в связи с необходимостью принятия эффективных решений в деятельности предприятия в рыночных условиях выбор финансовой стратегии является весьма актуальной и перспективной задачей. В качестве формализованного критерия эффективности выбранной стратегии может применяться «золотое правило экономики»:
Тп > Тв > Та > 100, (2)
где: Тп - темпы увеличения прибыли предприятия; Тв - темпы повышения объема продаж предприятия; Та - темпы увеличения авансированного и инвестиционного капитала.
В случае если при реализации политики в сфере приоритетных направлений стратегического развития предприятия нарушается данное соотношение, рекомендованное принятой стратегической моделью, то в финансовую стратегию нужно вносить коррективы и исправления для того, чтобы она удовлетворяла выбранным критериям эффективности.
Библиографический список
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
2. Булава И.В. Выбор и реализации стратегии развития предприятия // Проблемы инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса России: сб. науч. тр. Ч. 1. Методология управления инновационным развитием предприятий в условиях трансформации российской экономики / под ред. Е.И. Белова. М.: Воениздат, 2007. 70 с.
3. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Орлова Е.Р., Смоляк С.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Дело, 1998. 832 с.
4. Попов Е.В., Коновалов А.А. Модель оптимизации издержек поиска информации // Проблемы управления. 2008. № 3. С. 69-72.
5. Сараев А.Л. К теории издержек промышленных предприятий // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: сб. материалов XII Международной научно-практической конференции. Ч.2 / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С. 213-222.
6. Анисимова В.Ю., Башкан Е.А., Беляева М.Г., Дуплякин В.М., Каширина М.В., Курносова Е.А., Османкин Н.Н., Прыткова Н.И., Ростова Е.П., Тюкавкин Н.М., Хмелева Г.А., Чертыковцев В.К. Современная парадигма управления инновациями: теория, методология, моделирование и практика: монография / под общ. ред. Н.М. Тюкавкина. Самара, 2016.
7. Тюкавкин Н.М. Концепция формирования стратегии устойчивого развития // Основы экономики, управления и права. 2013. № (8). С. 93-97.
8. Тюкавкин Н.М. Зарплата как элемент экономики // Журнал экономической теории. 2008. № 3. С. 140-144.
9. Хмелева Г.А., Тюкавкин Н.М. Современные методические подходы к оценке инновационного развития регионов // Вестник Самарского муниципального института управления. 2016. № 2. С. 18-26.
References
1. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 2 avgusta 2010 g. № 588 «Ob utverzhdenii poryadka razrabotki, realizatsii i otsenki effektivnosti gosudarstvennykh programm Rossiyskoy Federatsii» [Resolution of the Government of the Russian Federation of August 2, 2010, No. 588 «On Approving the Procedure for the Development, Implementation and Evaluation of the Effectiveness of State Programs of the Russian Federation»].
2. Bulava I.V Vybor i realizatsii strategii razvitiya predpriyatiya [Selection and implementation of the enterprise development strategy]. In: Problemy innovatsionnogo razvitiya predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii: sb. nauch. tr. CH. 1. Metodologiya upravleniya innovatsionnym razvitiyem predpriyatiy v usloviyakh transformatsii rossiyskoy ekonomiki [Problems of innovative development of enterprises of the Russian defense-industrial complex: coll. sci. tr. Part 1. Methodology of management of innovative development of enterprises in the transformation of the Russian economy]. Ed. by. Ye.I. Belov. M.: Voyenizdat, 2007. 70 p.
3. Vilenskiy P.L., Livshits VN., Orlova Ye.R., Smolyak S.L. Otsenka effektivnosti investitsionnykh proyektov [Evaluation of the effectiveness of investment projects]. M.: Delo, 1998. 832 p.
4. Popov Ye.V, Konovalov A.A. Model' optimizatsii izderzhek poiska informatsii [Model for optimizing the costs of information retrieval. In: Problemy upravleniya [Control problems], 2008, no. 3, pp. 69-72.
5. Sarayev A.L. K teorii izderzhek promyshlennykh predpriyatiy [To the theory of costs of industrial enterprises]. In: Sovremennyye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyy vzglyad: sb. materialov XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. CH. 2 [Modern trends in economics and management: a new view: Sat. materials of the XII International Scientific and Practical Conference. Part 2]. Ed by. S.S. Chernov. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGTU, 2011, pp. 213-222.
6. Anisimova VYU., Bashkan Ye.A., Belyayeva M.G., Duplyakin VM., Kashirina M.V, Kurnosova Ye.A., Osmankin N.N., Prytkova N.I., Rostova Ye.P., Tyukavkin N.M., Khmeleva G.A., Chertykovtsev VK. Sovremennaya paradigma upravleniya innovatsiyami: teoriya, metodologiya, modelirovaniye i praktika: monografiya [The modern paradigm of innovation management: theory, methodology, modeling and practice]. Ed. by. N.M. Tyukavkin. Samara, 2016.
7. Tyukavkin N.M. Kontseptsiya formirovaniya strategii ustoychivogo razvitiya [The concept of forming a strategy for sustainable development]. In: Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava [Fundamentals ofEconomics, Management and Law], 2013, no. 3 (8), pp. 93-97.
8. Tyukavkin N.M. Zarplata kak element ekonomiki [Salary as an element of the economy]. In: Zhurnal ekonomicheskoy teorii [Journal of Economic Theory], 2008, no. 3, pp. 140-144.
9. Khmeleva G.A., Tyukavkin N.M. Sovremennyye metodicheskiye podkhody k otsenke innovatsionnogo razvitiya regionov [Modern methodical approaches to the assessment of innovative development of regions]. In: Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniya [Bulletin of the Samara Municipal Management Institute], 2016, no. 2, pp. 18-26.
E.S. Podbornova*
INVESTIGATION OF FACTORS AFFECTING THE FORMATION
OF THE FINANCIAL STRATEGY OF AUTOMOTIVE ENTERPRISES
The article proposes the systematization of factors affecting the formation of the financial strategy of industrial enterprises, according to four groupings: functional, organizational, innovative, investment. When developing the financial strategy of an automobile manufacturing enterprise, it is expedient to single out the main directions of its development and, accordingly, the sub-sections of the strategy. The main provisions of the main financial strategy of an automobile manufacturing enterprise should be directed and specified in certain target strategic norms and norms. The process of forming a financial strategy of an automobile manufacturing enterprise is the development of a system of certain managerial decisions that ensure the evaluation, preparation and implementation of a comprehensive strategic development program for the company.
Key words: factors, automotive industry, financial strategy, automobile manufacturing enterprise, formation process.
Статья поступила в редакцию 7/Х/2017.
The article received 7/Х/2017.
* Podbornova Ekaterina Sergeyevna ([email protected]), Department of Economics of Innovations, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.