УДК 338
Н.М. Тюкавкин* КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
В статье представлены основные концептуальные вопросы формирования и реализации стратегии устойчивого развития промышленных предприятий. Концепция управления разработкой стратегии рассматривается не только на микро-, но и на мезо- и макроуровнях. Предложен авторский взгляд на исследуемую концепцию.
Ключевые слова: концепция, стратегия, промышленность, принципы, методы, механизмы, формирование, реализация, планирование, отрасль, управление, устойчивое развитие
Формирование и реализация стратегии устойчивого развития предприятий промышленности — это достаточно сложное и многоплановое действие, которое происходит на микро- и макроуровнях под влиянием разнообразных факторов внешней среды и внутреннего состояния предприятия. Следовательно, важно выстроить не просто систему управления формированием и реализации стратегии устойчивого развития предприятий промышленности, а систему, обеспечивающую результативность деятельности предприятий на всех его этапах, участках и во всех формах.
В отечественной и зарубежной литературе концепция управления устойчивым развитием рассматривается только на уровне отдельного предприятия, а отрасли, т. е. мезо- и макроуровню, отводится незначительная роль. Это объясняется недооценкой места отрасли в системе стратегического управления страны. Все аналитические выкладки и обзоры ученых, научных изданий или периодической печати касаются в основном промышленных предприятий. В то же время именно отрасль является структурообразующим элементом экономики страны. Отдельные градообразующие предприятия, такие как «Глория Джинс», могут характеризовать отраслевой потенциал не только региона, но и страны. Однако анализу эффективности и стратегическому планированию промышленного потенциала отрасли в целом не уделяется должного внимания [1].
В данной статье предлагается авторская концепция управления эффективностью формирования и реализации стратегии устойчивого развития предприятий промышленности — это единая система, включающая ряд структурообразущих элементов: принципы, приоритеты, ориентиры, масштабы охвата, критерии, механизмы, инструменты, этапы реализации, прогнозируемые результаты, оценку возможных последствий.
Концепция строится с учетом приоритетных направлений функционирования отрасли, ориентиров ее развития и принципов деятельности управляющей системы.
Под принципами управления эффективностью формирования и реализации стратегии устойчивого развития отрасли автор понимает основные правила, которые должен соблюдать управляющий персонал организаций и должностные лица, проводящие регулирование отрасли. Учитывая единство миссии всех предприятий в отрасли, а также ресурсной базы, принципы функционирования формируются исходя из идеологии и базовой системы ценностей собственников предприятий, контуров государственного регулирования отрасли, размеров предприятий, т. е. их производственных возможностей. Основу конкурентоспособности на внутреннем рынке определяют такие принципы, как плановость, пропорциональность, эффективность, мотивированность хозяйствования и др. [2] При рассмотрении выхода на внешние рынки к вышеперечисленным принципам необходимо добавить следующие:
— постоянный мониторинг оптимального соотношения объемов внутри страны и внешнеэкономической деятельности, что оптимизирует использование всех видов производственных ресурсов;
— соблюдение международных требований и стандартов при производстве и реализации продукции экспортного ассортимента: унификация, стандартизация, сертификация продукции и бизнес-процессов предприятий, что обеспечит возможность выхода предприятия на заданный сегмент глобального рынка;
— соблюдение нормативных и законодательных актов, регулирующих международные отношения, что позволяет успешно осуществлять международную торговлю.
* © Тюкавкин Н.М., 2013
Тюкавкин Николай Михайлович ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Приоритеты в отрасли каждое предприятие определяет самостоятельно, в зависимости от размера предприятия и вида выпускаемой продукции. Менеджмент предприятий должны определить: на что в первую очередь надо обратить внимание в области основной производственной деятельности, в области рыночной специализации и других областях и от чего они должны отказаться в настоящее время для решения основных производственных задач [3].
Проведенные исследования на ряде отечественных предприятий показали, что основные ориентиры эффективности формирования и реализации стратегии устойчивого развития предприятий промышленности следующие:
— 100 % востребованность рынком выпускаемой продукции;
— 25 % и выше рентабельность выпускаемой продукции для наличия возможности своевременного обновления основных производственных фондов и технологий;
— ежегодное увеличение объемов выпускаемой продукции при опережающих темпах роста прибыли;
— своевременное повышение профессионального уровня подготовки кадров.
Масштабы и охваты определяются для промышленного предприятия географическими продуктовыми границами его рынков, а также возможностью их расширения.
Критерии управления. Основным критерием деятельности любого предприятия является максимизация чистого дохода в виде живого и овеществленного труда, получаемого от реализации продукции своей деятельности [3].
Механизм управления эффективностью формирования стратегии устойчивого развития — это система принципов, функций, методов и инструментов, обеспечивающих заданные параметры соответствия, предъявляемые рынком для реализации данной стратегии.
Управление эффективностью при формировании и реализации стратегии устойчивого развития необходимо осуществлять:
— по продукции — планирование товарного ассортимента, инновационная политика, управление жизненным циклом на конкретном сегменте рынка, управление брендом и торговой маркой и т. д.;
— по рынкам — выделение перспективных рынков;
— по затратам;
— по видам деятельности и т. д.
Автор рассматривает систему основных функций управления промышленным предприятием с позиций инструментов и методов каждой функции управления, исходя из места управления устойчивым развитием в организационной структу-
ре и структуре управления предприятием, а также тех особенностей, которые накладывают на систему управления устойчивым развитием размеры предприятия и ассортимент выпускаемой продукции. Разрабатывая концепцию управления устойчивым развитием предприятия, автор исходил из следующих принципов [3].
1. Устойчивое развитие предприятия — это его способность функционировать в будущих периодах, часть стратегического плана, часть экономического потенциала единой производственно-экономической системы предприятия, все элементы которой связаны единой ресурсной базой.
2. Управление данной системой осуществляется исходя из миссии предприятия и системы долгосрочных, среднесрочных и текущих целей предприятия, реализация которых объединена единой стратегией, но может быть разделена рынками функционирования.
3. В организационной структуре предприятия формирование и реализация устойчивого развития возложены на отдел планирования. Как структурное подразделение он связан со всеми службами предприятия. Направления и формы реализации устойчивого развития, определяемые миссией и системой стратегического планирования, он утверждает совместно с администрацией и собственниками предприятия.
5. В условиях вступления России в ВТО плановый отдел является стратегическим производственным подразделением предприятия, так как его основное назначение — продвижение предприятия на рынках сбыта продукции.
6. В структуре управления устойчивым развитием выделим два уровня:
— управление отделом со стороны служб, которым он подчинен;
— уровни управления подразделениями и службами внутри отдела.
7. Структура управления устойчивым развитием зависит от размера предприятия и объема выпускаемой продукции.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что формирование и реализацию устойчивого развития промышленного предприятия необходимо рассматривать как производственно-экономическую часть структурных подразделений объекта управления. Следовательно, управление устойчивым развитием необходимо рассматривать как функциональную часть системы управления предприятием, а значит, принципы и функции управления предприятием будут применимы и к деятельности каждого его структурного элемента, участвующего в формировании и реализации стратегии устойчивого развития. Далее определим механизм формирования и реализации устойчивого развития в системе основных функций управления предприятием. Деятельность любого предпри-
ятия невозможна без управления, организующего и координирующего действия людей в процессе создания товара или услуги. Управление — это неотъемлемая часть коллективного производства, средство максимизации прибыли, возрастания капитала [3].
В отечественной и зарубежной литературе приводится много определений процесса управления предприятием, но практически не затрагиваются вопросы управления устойчивым развитием той или иной организации. Существует много определений процесса управления организацией. М.Х. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Д. Бод-ди, Р. Пейтон, Л.Д. Гительман и др. придерживаются «функционального» определения: «...управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».
Автор отмечает более системное определение управления, ориентированное на конечный результат, которое приводится П. Друкером: «Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».
Исходя из того что управление устойчивым развитием есть функциональная часть системы управления предприятием, автор предлагает следующее определение понятия управления устойчивым развитием промышленного предприятия: « Управление формированием стратегии устойчивого развития предприятий — это целенаправленное воздействие на собственников компании, производственный коллектив и отдельных работников с целью планирования, организации и координации их деятельности для достижения максимальных результатов при осуществлении функционирования предприятия согласно его миссии и оптимальном использовании имеющихся ресурсов».
Функции управления устойчивым развитием представляют собой рациональную форму разделения труда в соответствии с характером и содержанием выполняемой работы [4]. Так как функции управления устойчивым развитием являются частью функции управления предприятием, они вытекают из содержания производственного процесса, сущности его организации, а также задач, поставленных собственником предприятия.
Согласно однородности решаемых в процессе управления задач, выделяются общие функции управления: планирование, организация, мотивация и регулирование. Если рассматривать функции управления согласно основным направлениям производственно — хозяйственной деятельности предприятия как объектом управления, то следует выделить конкретные функции: управление технической подготовкой производства, инновационным процессом, маркетингом, сбытовой дея-
тельностью. Общие функции управления являются едиными для всех процессов принятия управленческих решений. Автор подразделяет их при управлении устойчивым развитием на ряд частных функций. В частных функциях управления проявляются специфические особенности реализации механизма функциональных подразделений предприятия. Частные функции управления устойчивым развитием должны быть согласованы и подчинены стратегическим целям общей функции управления предприятием. Частные функции имеют особенности, определяемые видом деятельности (ассортимент), структурой, рынками деятельности, уровнем конкурентоспособности предприятия.
Рассмотрим функции управления формированием стратегии устойчивого развития предприятия промышленности.
1. Планирование. Под планированием формирования и реализации устойчивого развития автор понимает разработку совокупности техникоэкономических показателей и организационноэкономических мероприятий, благодаря которым определяются направления, структура и производственная программа деятельности предприятия на определенный период времени. Формирование стратегии и ее реализация рассматриваются автором в совокупности. Планирование данной стратегии осуществляется исходя из целей стратегического планирования предприятия на конкретных сегментах рынка, определяемых миссией и маркетинговыми стратегиями ее реализации для каждого вида продукции применительно к реальным условиям рынка.
Классическая схема стратегического планирования деятельности предприятия изложена в трудах И. Ансоффа, Г. Гордона, Ф. Котлера, Г. Мин-зберга, П. Друкера, О. Виханского, А. Наумова, А. Томпсона, М. Мексона. Согласно концепции, изложенной в трудах этих авторов, стратегическое планирование охватывает три уровня: глобальный, среднесрочный, текущий. Каждый их уровней требует определения целей деятельности предприятия, системы их количественной, качественной, временной и географической характеристики. Два первых уровня слабо поддаются формализации. Текущее планирование более четко формализуется, и в условиях деятельности предприятия оно существует в виде технико-экономического и оперативно-календарного планирования. Стратегическое планирование должно охватывать все направления деятельности предприятия. Отправной точкой стратегического планирования является миссия предприятия, которая определяет систему целей предприятия. Исходя из принципов целеполагания маркетинговой службой предприятия проводится анализ рынков, и на базе исследования параметров качества продукции, цен,
номенклатуры, ассортиментной разбивки и объемов определяется уровень платежеспособного спроса. Далее предприятию необходимо исследовать свое предложение. Только анализируя степень соответствия параметров платежеспособного спроса конкретного рынка и предложения предприятия, можно разработать эффективную схему его стратегического планирования. Она будет строиться по каждому рынку исходя из следующих возможных вариантов:
— предложение продукции предприятия соответствует параметрам платежеспособного спроса;
— предложение продукции отклоняется от параметров платежеспособного спроса в меньшую или большую сторону.
В каждом случае от оценки параметров предложения, его объема и динамики зависят направления, виды и уровни системы стратегического планирования. После разработки уровней системы стратегического планирования предприятие получает условия деятельности на уровне долгосрочного и среднесрочного планирования, а на уровне текущего планирования, полностью поддающегося формализации, разрабатывает целый ряд маркетинговых стратегий, которые реализуются системами технико-экономического и оперативно-календарного планирования.
2. Организация. Существует много элементов, которые необходимо упорядочить, организовать, чтобы предприятие могло выполнять свои планы и тем самым достигать свои цели. Учитывая важность работы на рынках и необходимость согласования ресурсов и объемов экономической деятельности применительно к формированию устойчивого развития, автор предлагает рассмотреть организацию производственного процесса, организацию торговых операций и организационную структуру отдела планирования.
Организация производственного процесса представляет собой соединение в пространстве и времени средств труда, предметов труда и самого труда для производства продукции и своевременного выполнения всех обязательств предприятия на рынках. Пространственное сочетание элементов производственного процесса должно обеспечивать оптимальную производственную структуру предприятия, специализацию его производственных подразделений и их рациональное размещение. Сочетание во времени производственного процесса находит свое выражение в установлении порядка выполнения отдельных операций, рациональном совмещении времени выполнения различных видов работ, в создании календарноплановых нормативов движения производства. Для успешного производства необходима такая организация основного, вспомогательного и обслуживающего производств предприятия, чтобы продукция была произведена с заданным уровнем качества, комплектности и объема [3].
Организация торговых операций предполагает применение оптимальных направлений, форм и методов осуществления данных операций. К направлениям можно отнести собственно торговлю, научно-технический обмен, кооперацию, инвестиционное сотрудничество, транспортную и товарную логистику. Эффективные формы — это экспорт, операции встречной торговли, франчайзинг, государственные заказы. К методам организаций торговых операций автор относит прямой и косвенный методы реализации продукции.
Организационная структура отдела планирования зависит от размера предприятия, объемов выпускаемой продукции, ассортимента продукции, рынков сбыта. Варианты организационной структуры могут быть следующими: функциональная, географическая, производственная, продуктовая.
3. Мотивация. При управлении устойчивым развитием предприятия нельзя недооценить значение такой функции, как мотивация. Прежде всего мотивация касается производственных рабочих. Задача руководителя предприятия — мотивировать персонал, чтобы в процессе производства не нарушалась технология, параметры изделия, его комплектность. В отечественной и зарубежной литературе известно два метода мотивации: экономический (материальный) и неэкономический (моральный). В условиях России преобладает экономическая составляющая мотивации.
4. Регулирование. При реализации продукции необходим жесткий контроль за этим процессом. Процедура регулирования достигается на основе анализа соответствия параметров продукции предприятия стандартам, качеству и конкурентоспособности на конкретном рынке. К оценочным показателям контроля и регулирования формирования стратегии устойчивого развития автор относит показатели эффективности и рентабельности на каждой стадии реализации продукции.
Библиографический список
1. Осипов А.Н., Колотилин Б.А., Ларионов И.В. Организационно-экономические основы интегрированного управления инновациями // Инновации. 2010. № 2 (136). С. 87-90.
2. Белоусов В.Л. Формирование набора типовых элементов управления инновационных инфраструктур // Инноватика и экспертиза: сб. науч. тр. М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2009. Вып. 1(3). С. 25-38.
3. Тюкавкин И.Н. Модель подсистемы информационного обеспечения процесса развития региона // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 10(91).
4. Сорочайкин А.Н. Методика оценки информа-ционно-знаниевого потенциала предприятия // Вопросы экономики и права. 2012. № 12(54). С. 130-135.
N.M. Tyukavkin* THE CONCEPT OF FORMATION OF THE STRATEGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
In the article basic conceptual questions of formation and realization of the strategy of sustainable development of industrial enterprises are viewed. The concept of management of development of the strategy is viewed not only on micro- but also on macro levels.
Presents the author’s view of the concept under study.
Key words, concept, strategy, industry, principles, methods, mechanisms, formation, realization, planning, field, management, sustainable development.
* Tyukavkin Nikolay Mihailovich ([email protected]), the Dept. of Economy, Samara State University, Samara, 443100, Russian Federation.