Научная статья на тему 'Проблемы стратегического развития промышленного комплекса России'

Проблемы стратегического развития промышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1355
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦЕЛИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюкавкин И. Н.

Развитие отраслей промышленности, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об утверждении стратегии развития, является приоритетным направлением для отечественной экономики на сегодняшний день. Задачи, решаемые в рамках конкретной стратегии, неразрывно связаны и являются следствием общих целей развития экономики государства. Стратегической целью важнейших отраслей промышленности становится переход на инновационную модель развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of strategic development of industrial complex of Russia

Development of branches of industry in relation to which the Government of the Russian Federation came to a decision about establishment of the strategy of development, is a priority direction for national economy for the moment. Tasks, solved within the frameworks of specific strategy are inseparably connected and are the consequences of general aims of development of economics of state. The strategic aim of development of the most important branches of industry is the transition on innovative model of development.

Текст научной работы на тему «Проблемы стратегического развития промышленного комплекса России»

Тюкавкин И.Н.

Проблемы стратегического развития промышленного комплекса России // Вестник Самарского 180 государственного университета. 2015. №2 (124). С. 180—186

УДК 33

И.Н. Тюкавкин*

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА РОССИИ

Развитие отраслей промышленности, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об утверждении стратегии развития, является приоритетным направлением для отечественной экономики на сегодняшний день. Задачи, решаемые в рамках конкретной стратегии, неразрывно связаны и являются следствием общих целей развития экономики государства. Стратегической целью важнейших отраслей промышленности становится переход на инновационную модель развития.

Ключевые слова: проблемы, стратегия, развитие, промышленность, предприятие, функционирование, эффективность, цели, показатели, инновации.

К плюсам большей части стратегий на этапе оценки существующего уровня развития можно отнести развернутую характеристику рассматриваемой отрасли, включающую в себя текущие показатели экономического развития, конкурентные преимущества отрасли, факторы, оказывающие негативное воздействие, сдерживающие ее развитие, а также мировой опыт управления рассматриваемой сферой промышленности.

Однако, помимо выделения основной, т. н. «системной» проблемы, остальные существующие в отрасли проблемы не упорядочены, что отрицательным образом сказывается на дальнейшей разработке стратегии развития. Отсутствие строгой классификации проблем по степени их влияния на развитие отрасли, и, в зависимости от этого, по первостепенности необходимости их устранения, на этапах разработки методов решения поставленных задач и поиска и распределения ресурсов для реализации стратегии, не позволяет точно выбрать порядок преодоления тех или иных наиболее значимых негативных факторов [1].

Вместе с тем в стратегиях отсутствует четкая структура необходимых в рамках реализации стратегии мероприятий (хотя сами мероприятия подробно описаны) и средств для их реализации. Таким образом, тех сумм финансирования, которые заложены стратегией объективно будет недостаточно для воплощения всех намеченных планов, а очередность решения проблем по степени их важности программами не предусмотрена.

Особый интерес вызывают проблемы стратегического развития промышленных предприятий, как одних из ведущих субъектов экономики, имеющих значительный экономический потенциал [2].

По мнению автора, основными проблемами, имеющимися в стратегическом развитии промышленных предприятий являются:

1. Техническое отставание, заключающееся в моральном и физическом износе основных производственных фондов, обусловлено недостаточным количеством

* © Тюкавкин И.Н., 2015

Тюкавкин Игорь Николаевич ([email protected]), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

инвестиций в основной капитал предприятий. Износ основных фондов в обрабатывающих производствах в среднем составляет свыше 45 % [3]. Данный пример не является исключением, а отражает ситуацию в промышленности в целом. Технологическое отставание от промышленно развитых стран, старение технологического оборудования предприятий ведут к снижению конкурентоспособности отрасли. Одним из направлений решения данной проблемы может стать программа сотрудничества российских промышленных предприятий с ведущими зарубежными производителями.

2. Незначительное применение нанотехнологий в промышленности. В России работа в сфере нанотехнологий только начинается. На сегодняшний день доля Российской Федерации в мировом рынке нанотехнологий составляет 0,04 %. В обзоре, проведенном компанией Research and Markets, «Прогноз развития рынка нанотехнологий на период до 2013 года», одним из планируемых показателей указан ежегодный рост мирового рынка нанотехнологий около 20 % [4]. Достижение указанного показателя станет возможным благодаря активным мировым инвестициям в сферу НИОКР. Россия начала исследования в области нанотехнологий на 7 — 10 лет позже, чем большая часть развитых зарубежных стран. Поэтому на сегодняшний день Россия, наряду с Индией и Китаем, входит в число стран с развивающимся рынком НИОКР для нанотехнологий и отстает от мировых лидеров в данной отрасли, в том числе по количеству международных нанотехнологи-ческих патентов. В этой связи в промышленности практически отсутствуют коммерческие наноизобретения. Ни одну из разновидностей наноматериалов в России не производят в промышленных масштабах.

3. Кадровая проблема. По прогнозам экспертов в ближайшие несколько лет отсутствие достаточного количества высококвалифицированных специалистов может заметно сократить темпы промышленного роста. По данным Росстата? численность уволившихся за отчетный период сотрудников в промышленности превышает количество принятых на работу [5]. Кроме того, уровень старения кадров на производстве постоянно растет. Средний возраст работника в промышленности на сегодняшний день составляет 53 года, при этом средняя заработная плата около 9000 рублей в месяц. Таким образом, привлечение молодых кадров в отрасль становится под сомнение.

Однако не только вопрос о кадровом ресурсе на предприятиях промышленности и «омоложении» отрасли необходимо рассматривать при обсуждении данной проблемы. Настолько же актуальна задача качественной подготовки и переподготовки специалистов, воспроизводство кадров. Причем в современных условиях промышленные предприятия нуждаются не просто в технически грамотных специалистах, которые смогут осуществлять набор функций, а в сотрудниках с определенным складом ума, стремящихся к постоянному развитию, модернизации процессов и оптимизации деятельности, готовых вносить конструктивные предложения на рассмотрение руководства. Нельзя забывать и о необходимости в активных управленцах, способных наладить работу предприятия в соответствии с тенденциями времени, а также разработчиках новых продуктов, специалистах по рынкам сбыта, технологах. Тандем профессионалов позволит промышленному предприятию следовать по инновационному пути, не просто функционировать, а развиваться. Однако для привлечения кадров в промышленность необходима активная деятельность, в том числе со стороны государства, включающая в себя повышение престижа профессии, проведение работы с выпускниками технических вузов и техникумов, и, конечно, социальные гарантии. Указанные меры в совокупности с возможностями карьерного роста и достойной заработной платой смогут способствовать притоку кадров в отрасль.

4. Повышение уровня тарифов естественных монополий. Естественной монополией в экономической науке называют «официально признанную монополию на производство и реализацию товаров и услуг, которая является неизбежной» [4]. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся:

— услуги по транспортировке нефти, газа и нефтепродуктов по соответствующим трубопроводам;

— железнодорожные перевозки;

— услуги в терминалах транспорта, аэропортах, морских и речных портах;

— электросвязь и почтовая связи;

— услуги по передаче электроэнергии;

— услуги по оперативно — диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Рост цен на продукцию естественных монополий в России, регулируемый на

сегодняшний день государством, крайне негативно сказывается на развитии промышленности, снижая объемы прибыли для конкретного предприятия, а в целом способствуя замедлению экономического роста всей страны. Однако повышение тарифов продолжается из года в год, и по прогнозам следующие два года не станут исключением, о чем могут свидетельствовать данные по динамике оптовых цен на газ для промышленных потребителей.

Кроме того, в нашей стране цена газа для промышленности значительно отличается от цены того же ресурса для населения.

Данное обстоятельство объясняется существующей на сегодняшний день практикой перекрестного субсидирования, под которым в том числе понимается установление тарифов для населения ниже средних издержек за счет повышения тарифов для предприятий. Государство принимает меры по сокращению разрыва в тарифах для населения и прочих потребителей. В Концепции развития РФ до 2020 года [3] в ближайшие годы государство планирует полностью устранить перекрестное субсидирование между территориями и различными группами потребителей.

Таким образом, формирование адекватных цен на услуги монополий позволит промышленным предприятиям повысить уровень доходов, что в целом благоприятно скажется на конкурентоспособности отечественной промышленности.

5. Контрафактная продукция. Данная проблема оказывает влияние на развитие промышленности и экономики в целом сразу по нескольким направлениям. Во-первых, убытки несет государство, недополучающее налоговые отчисления в бюджет. Во-вторых, «страдают» предприятия всей отрасли, в которой незаконно произведенная продукция получила свое распространение. Причем в данном случае потери характеризуются не только снижением прибыли в данный конкретный момент, но и будущее падение спроса, связанное с негативным мнением потребителя, воспользовавшегося однажды контрафактной продукцией. Третье направление — это отрицательное влияние на здоровье потребителей, что крайне опасно, особенно в тех случаях, когда недоброкачественная подделка относится к предметам массового потребления. Четвертая составляющая — значительное количество контрафактной продукции на рынке негативно отражается на имидже страны в мире, что подрывает инвестиционную привлекательность отечественной промышленности. И, наконец, пятым направлением, является ущерб, который наносит контрафактная продукция владельцам индивидуальных прав, в лице которых часто выступает либо предприятие, либо государство. Таким образом, контрафактная продукция причиняет вред дважды, в первый раз в момент проникновения на рынок (причем по нескольким направлениям), а во второй раз, посредством негативной реакции потребителя, которая отразится на уменьшении доходов предприятия, а те, в свою очередь, на поступлениях в бюджет.

Контрафактная продукция на сегодняшний день наиболее распространена в легкой промышленности. Согласно Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 г. [2] государство к 2020 году планирует сократить долю продаж товаров «теневого производства» и контрабандных товаров с 41,7 % в 2008 году до 10 % от общей доли рынка товаров производства легкой промышленности в 2020 году. Для реализации указанного показателя государству необходимо ужесточение таможенного контроля, создание системы региональных институтов по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией (во многих регионах данная мера по указанию Министерства промышленности и торговли уже внедрена) , а также стимулирование развития легкой промышленности с ориентацией на легализацию теневых производителей.

6. Проблемы экологии и ресурсосбережения тесно связаны с проблемой технического и технологического отставания промышленности и являются крайне негативными характеристиками на пути стратегического развития промышленного комплекса Российской Федерации. Устаревшее оборудование и технологии в целом не соответствуют современным представлениям о промышленной экологии и ресурсосбережения [9].

На сегодняшний день Правительством одобрена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года, которая также должна способствовать решению ресурсной проблемы. Однако стоит отметить, что, несмотря на активную проектную деятельность в данной сфере, на практике, государством до сих пор не выработаны конкретные механизмы финансирования энергосберегающих проектов.

Похожая ситуация сложилась и в экологической сфере. Финансирование экологических проектов в Российской Федерации ничтожно мало по сравнению со странами Европы, например. Кроме того, вопросы взаимодействия и ответственности органов различных уровней власти в настоящее время не решены. Для решения проблем экологии основными направлениями являются внедрение экологически чистых технологий (то есть модернизация производства, которая уже упоминалась ранее), повышение экологических стандартов для промышленности, принятие экологического Кодекса Российской Федерации, а также выработка стратегии привлечения финансовых ресурсов в развитие экологии страны, в том числе за счет государственной поддержки, внешних инвестиций, собственных средств предприятий и т. д.

7. Невысокая доля экспортной продукции. Наибольшая доля в структуре экспорта приходится на топливно-энергетические товары и минеральные продукты. В общей сложности за указанный период объем экспорта по данным направлениям составил более 332 миллиардов долларов США. За ними с большим отставанием следуют такие статьи, как «машины, оборудование и транспортные средства», «металлы и изделия из них», «продукция химической промышленности, каучук».

Таким образом, экспорт РФ имеет сырьевую направленность. Это отрицательно сказывается на экономическом развитии страны: доходы от сырьевого экспорта способствуют росту внутренних цен на товары и услуги, вследствие чего увеличиваются издержки отечественных производителей. Высокие цены на отечественные товары делают их неконкурентоспособными по сравнению с импортной продукцией. В том числе по этой причине развитые страны стремятся сократить показатели экспорта сырья за счет увеличения доли экспорта готовой продукции, услуг, оборудования [8]. Для диверсификации экспорта РФ необходимо развитие технологий, поддержка инновационной составляющей экономики. Указанные меры позволят расширить внутреннее производство, тем самым увеличив долю поступ-

лений в бюджет, а также оптимизировать структуру экспорта и импорта путем самостоятельного производства различных видов оборудования (в том числе высокотехнологичного).

8. Институциональные лакуны. Ситуация в промышленности на сегодняшний день характеризуется крайне слабым развитием, а в некоторых случаях полным отсутствием важных институтов рынка и правовых институтов. Необходимо формирование такой институциональной системы, которая будет способна обеспечить условия для роста промышленных предприятий. Наиболее значимым для Российской Федерации, по нашему мнению, является создание институциональной среды для активного развития промышленности, включающей в себя такие направления, как инновации, стратегическое планирование, стратегический менеджмент, инвестиции, реструктуризация кадровой политики и др. [6].

Создание новых институциональных структур может стать фундаментом для дальнейшего взаимодействия между промышленными предприятиями в части обмена позитивным опытом и новыми технологиями.

9. Проблема структурной асимметрии рынка. Анализ иностранных инвестиций в разрезе секторов экономики показывает, что наибольшее предпочтение инвесторы отдают таким отраслям российской экономики, как оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых [6]. Это обстоятельство можно объяснить тем, что оптовая и розничная торговля по сравнению с другими отраслями характеризуется максимальным уровнем внутреннего спроса и быстрой оборачиваемостью капитала. Таким образом, потенциальный инвестор обладает относительной уверенностью в том, что вложенные средства быстро окупятся. Продукция обрабатывающих производств и полезные ископаемые представляют собой внушительную долю экспорта Российской Федерации, имеют стабильный спрос на мировом рынке и обладают высокой доходностью. Все это делает обрабатывающую промышленность и добычу полезных ископаемых особенно привлекательными для инвесторов. Иначе обстоит ситуация в отраслях, капитал в которых оборачивается медленно, продукция не экспортируется (или мало экспортируется), например машиностроение. Такие отрасли не вызывают интереса у инвесторов, стремящихся к получению большей прибыли в меньшие сроки [7].

Описанная асимметрия отражается на развитии некоторых отраслей промышленности и, в конечном счете, приводит к снижению конкурентоспособности экономики на мировом рынке. Вслед за инвестиционным разрывом следует технологическое отставание, поскольку одним из направлений инвестиций в промышленность является внедрение новых технологий и модернизация основных фондов.

Таким образом, при формировании стратегии развития необходимо учитывать тот факт, что промышленности нужны альтернативные источники инвестиций, помимо иностранного капитала, а также благоприятные экономические условия для их привлечения.

10. Проблема заинтересованности государства в развитии промышленности. По мнению автора, данная проблема является одной из наиболее сложных, как с точки зрения формулировки, так и с позиции формирования путей ее решения.

Все проблемы могут быть успешно преодолены, если государство выработает единую стратегию и будет контролировать исполнение мер по ее реализации. Проблемы с установлением оптимальных тарифов для промышленности, по борьбе с контрафактной продукцией, по созданию институтов поддержки промышленных предприятий и другие государство может и должно взять на себя. На сегодняшний день государственная политика говорит о том, что Правительство устраивает су-

ществующее положение дел. Несмотря на кажущуюся активность, реальные меры поддержки промышленного сектора экономики не выработаны.

Библиографический список

1. Анпилов С.М., Безлепкина Н.В., Тюкавкин Н.М. Экономика и управление в XXI веке: коллективная монография / под общ. ред. Л.А. Сараева, А.Н. Сорочайкина, Н.М. Тюкавкина. Самара, 2011. Т. 9 Инновации в управлении: интеграционные формы и кластеры.

2. Барышева Е.Н., Сараев Л.А Математическое моделирование структурных изменений персонала предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 82. С. 38-47.

3. Капитонов С.В., Тюкавкин Н.М. Разработка организационно-экономического механизма устойчивого развития отрасли промышленности с помощью системы базовых экономических показателей // Основы экономики, управления и права. 2012. № 6(6). С. 83-87.

4. Кисельников Е.А., Сорочайкин А.Н., Тюкавкин Н.М. Оценка стратегии повышения эффективности функционирования предприятий машиностроения на основе капитализации прибыли // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 4 (105). С. 34-42.

5. Михайлова Е.В., Никишов В.Н., Сараев Л.А Оценка риска неисполнения предпринимательских контрактов при наличии франшизы // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 66. С. 152-161.

6. Сараев Л.А., Никишов В.Н. К расчету параметров закона распределения платежеспособного спроса в условиях конкурентного равновесного рынка // Экономика, финансы и управление в современных условиях: международный сборник статей / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара, 2011. С. 210-214.

7. Сараев Л.А., Никишов В.Н., Михайлова Е.В. Математическая модель построения доверительных оценок скрытых источников инвестиционного дохода // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Физико-математические науки. 2009. № 1 (18). С. 182-190.

8. Тюкавкин Н.М. «Государственная» революция и приватизация в России//Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3.

9. Тюкавкин Н.М. Методика оценки потенциального банкротства промышленных предприятий. Самара: ООО «Офорт», 2008. 180 с.

References

1. Anpilov S.M., Bezlepkina N.V., Tyukavkin N.M. Economics and management in the XXI Century. Multi-authored monograph. L.A. Saraev, A.N. Sorochaikin, N.M. Tyukavkin (Ed.). Samara, 2011. Vol. 9. Innovations in management: integration forms and clusters [in Russian].

2. Barysheva E.N., Saraev L.A. Mathematical modeling of structural changes of personnel of enterprises. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2011, no. 82, pp. 38-47 [in Russian].

3. Kapitonov S.V., Tyukavkin N.M. Development of organizational and economic mechanism of sustainable development of a branch of industry with the help of the system of basic economic indicators. Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava [Foundations of Economics, Management and Law], 2012, no. 6(6), pp. 83—87 [in Russian].

4. Kisel'nikov E.A., Sorochaikin A.N., Tyukavkin N.M. Estimate of the strategy of increasing effectiveness of functioning of enterprises of machine building industry on the basis of capitalization of profits. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 4(105), pp. 34—42 [in Russian].

5. Mikhailova E.V., Nikishov V.N., Saraev L.A. Estimate of risk of non-performance of business contracts in the presence of a franchise. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2008, no. 66, pp. 152-161 [in Russian].

6. Saraev L.A., Nikishov V.N. On the calculation of parameters of distribution law of effective demand in conditions of competitive equilibrium market. Ekonomika, finansy i upravlenie v sovremennykh usloviiakh. Mezhdunarodnyi sbornik statei [Economics, finance and management in modern conditions. International collection of articles]. A.N. Sorochaikin (Ed.). Samara, 2011, pp. 210-214 [in Russian].

7. Saraev L.A., Nikishov V.N., Mikhailova E.V. Mathematical model of constructing confidence estimates of hidden sources of investment income. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Fiziko-matematicheskie nauki [Vestnik of Samara State Technical University. Series: Physico-mathematical sciences], 2009, no. 1(18), pp. 182-190 [in Russian].

8. Tyukavkin N.M. «State» revolution and privatization in Russia. Audit i finansovyi analiz [Audit and Financial Analysis], 2008, no. 3 [in Russian].

9. Tyukavkin N.M. Methods of assessment of potential bankruptcy of industrial enterprises. Samara, OOO «Ofort», 2008, 180 p. [in Russian].

I.N. Tyukavkin*

PROBLEMS OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL COMPLEX

OF RUSSIA

Development of branches of industry in relation to which the Government of the Russian Federation came to a decision about establishment of the strategy of development, is a priority direction for national economy for the moment. Tasks, solved within the frameworks of specific strategy are inseparably connected and are the consequences of general aims of development of economics of state. The strategic aim of development of the most important branches of industry is the transition on innovative model of development.

Key words: problems, strategy, development, industry, enterprise, functioning, effectiveness, aims, indicators, innovations.

Статья поступила в редакцию 16/I/2015. The article received 16/I/2015.

* Tyukavkin Igor Nikolaevich ([email protected]), Department of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

Цлаф В.М.

Привлечение инвестиций как задача системного синтеза // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (144). С. 187-192 1 87

УДК 338

В.М. Цлаф *

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ КАК ЗАДАЧА СИСТЕМНОГО СИНТЕЗА

В статье рассматривается задача привлечения инвестиций для создания или развития экономической системы как задача системного синтеза. Показано, что конструирование структур инвестирования требует использования различных комбинаций отношений, основанных на праве собственности и договорном праве. В основу оценки эффективности искомых решений положены оценки трансакционных издержек.

Ключевые слова: инвестиции, системный синтез, право собственности, договорное право, трансакционные издержки.

Задача привлечения инвестиций ставится при создании новой или развитии действующей экономической системы. Экономической системой мы здесь называем целостность, состоящую из различных и разнородных элементов, используемую для производства добавленной стоимости. Примерами экономической системы могут служить завод, торговая компания, финансовое учреждение, холдинг, кластер и т.п., рассматриваемые как целостные совокупности взаимосвязанных процессов, функций, институтов, правоотношений, людей, их целей, средств и методов деятельности, организаций, межличностных, межгрупповых и личностно-групповых отношений и других элементов. Экономические системы существуют в объемлющих институциональной, политической, социальной, социокультурной и конкурентной экономической средах, с которыми связаны множеством институционализированных и неформальных отношений (связей).

Необходимый этап реализации проекта создания или развития любой экономической системы — концентрация необходимых для реализации проекта ресурсов: материальных, трудовых, информационных, интеллектуальных, социальных (деловые связи и т.п.), финансовых. Инициатор проекта располагает определенным потенциалом, который, как правило, включает только часть необходимых ресурсов. Остальные ресурсы в начале реализации проекта рассредоточены у разных лиц, которые в дальнейшем будут именоваться поставщиками ресурсов. Эти ресурсы должны быть вовлечены в проект. Передавая ресурс для использования в проекте, любой поставщик (в том числе инициатор проекта) руководствуется общим правилом: ресурс перемещается из зоны использования, где он приносит меньшую выгоду поставщику, в зону, где он приносит большую выгоду. При этом следует различать два типа поставщиков. Поставщик первого типа передает ресурс для использования в проекте на основе эквивалентного обмена на другой ресурс, чаще всего — деньги. Это обычная операция купли-продажи ресурса. Особенностью данного типа поставки ресурса является обмен ресурсами, имеющимися на входе процесса реализации проекта. Эквивалентный обмен не увеличивает стоимости ресурсной базы проекта как целого, но заменяет ресурс, непосредственно менее нужный для построения

* © Цлаф В.М., 2015

Цлаф Виктор Михайлович ([email protected]), кафедра государственного и муниципального управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.